Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
Кто-то может помнить, что я узнал об игре по Волкодаву в Питере от Даэрона. Даэрон позже снялся, а я остался
Играли по предыстории, которая "Истовик-камень", - она в отрочестве вообще была моей любимой книжкой серии. Обычно я не любитель играть "в рудник", но в этом сеттинге я готов на всё. И играл я Мал-Нахту - это тот вельх, который сложился об Волка, добровольно и с песней. А вельхи - это эдакий гибрид ирландских кельтов и роханцев: воинственное племя, упоротое по лошадям. В нашем доме любят Рохан и Эпинэ, поэтому я мог бы собрать цацок на целый отряд вельхов
Вечером пятницы я получил вводную, из которой узнал, что Резоуст, сам будучи учеником нардарского Владыки, взялся учить Мал-Нахту своим воинским приёмам. Благодаря этому Мал-Нахта мог оглушать без подручных средств и снимать за одну успешную атаку не один хит, а два. Правда, атаковать надсмотрщика, будучи в кандалах, всё равно было невозможно. Дальше о доигровом
Вечером пятницы же я узнал из чата, что от мастерских щедрот кандалов не будет (в правилах об этом ничего не говорилось: в них просто упоминались кандалы, как нечто само собой разумеющееся), и игроки завозят на себя кандалы по желанию - либо как-то отыгрывают воображаемые кандалы. Спасибо Саюри и её домашнему дримкрафту: утром перед игрой она соорудила мне стильную модель кандалов из двух пружинок для волос, надевающихся на запястья, и цепочки для джинсов с карабинами, протянутой между ними. Мне в них было комфортно, и соигроки заценили
В результате в кандалах и были самые бешеные: Пёс, Мхабр и Мал-Нахта.
Играли в локации, известной как Озерки-сарай, где я раньше ни разу не был. Судя по карте, от остановки до неё было два шага, но я... пошёл в другую сторону. Это моя вечная проблема с картами: ты смотришь и видишь, что надо идти вперёд, - но "вперёд", как мы знаем, может быть в двух противоположных направлениях, и иногда ты угадываешь, а иногда нет
Я спрашивал дорогу до Елизаветинской, и меня уверенно направляли дальше, пока не оказалось, что направляли не к улице, а к больнице. Пришлось развернуться - и алга обратно. Следующая проблема возникла сразу за входом в частный сектор: названия улиц и номера домов практически не встречаются, местные их не знают (максимум - помнят, на какой улице сами живут). Я просто прочёсывал все улицы челноком в поисках "зелёных ворот и деревянного крыльца" и, видя сплошные заборы, был уже почти готов сдаться, ибо посёлок большой, обойдёшь как раз к концу игры...
...Но вот мне улыбнулась удача: я увидел дом с табличкой, на которой значился нужный мне адрес, "Елизаветинская, 17". Русским, так сказать, по белому. Я пару раз позвонил в звонок у калитки, но мне никто не открыл. Тогда я огляделся и увидел распахнутые металлические ворота, вроде как зелёные, и подошёл к ним. Они вели вовсе не на участок упомянутого дома, но тропинка от них поднималась на холм к деревянному сараю с деревянным, что характерно, крыльцом. Я решил сунуться туда на удачу, предполагая, что уж как-нибудь объяснюсь, ненароком вломившись в чужой сарай. А оказалось, что я пришёл, куда надо. Что ж, по фоткам с игр я представлял себе Озерки-сарай большим просторным коттеджем - и не знал, что это реально сарай, в который влезают только кабинетки не больше тех, что влезают в мою квартиру
Правда, мы не играли на втором этаже, - но по такой лестнице я бы подниматься в кандалах не рискнул.
Один раз игротех - всегда игротех: первым, что я сделал, добравшись до полигона, было обнаружить отсутствие урны, запросить на мастерке мусорный пакет и собственноручно повесить его в уборной, чтоб было. Заплести мне косу мы с Саюри забыли (да и времени после её утреннего урока оставалось немного), так что Сова заплела мне две тонких височных косы и переплела их с леской, которую я потом еле вытащил. Пока ждали старта - игроки заказали два пирога, которыми потом наши прекрасные надсмотрщики во время игры подкармливали рабов в качестве поощрения
А на игре кормили макарошками с сосисками (я свою отдал товарищу) и бутерами. Я даже как-то успел отвыкнуть от игр с привычной повседневной едой и нормальным взносом, а не столом ресторанного уровня. Было вкусно![:lip:](/picture/1141.gif)
У меня не было больших ожиданий от игры (Манул - мастер начинающий, и мне будет интересно наблюдать, как он будет расти и развиваться), так что я не был разочарован и получил именно то, что хотел: ламповую приятную игру по любимому редкому сеттингу, чтобы немного побыть в мире и в персонаже. Поиграл, в основном, в разговоры за работой и собственно в модель работы - удачную в своей простоте: тянешь себе через дырку в нетканке верёвку, к которой привязаны обмотанные скотчем кусочки поролона, разрезаешь поролон и достаёшь камушки. Немного было мистики, но к ней сходили шестеро игроков, и даже не те, кто вызвался, - а с остальными этого сюжета не случилось. Псу и Волку ещё нашёптывали их предки, как заглавным героям.
Чего мне не хватило, так это логичной для рудника жести. Дальше об игре вкратцеЧтобы погибали не только безымянные игротехнические персонажи, с которыми у персонажей игроков не было никаких завязок (игротехи котики и старались, но явно не знали канон), но и "именные". Играть "в рудник" - это play to lose, многие игроки едут за драмой, - и я тоже был бы рад смерти персонажа в качестве красивой точки в истории. Вводная Мал-Нахты намекала на то, что он нужен на игре для того, чтобы выйти на канон, сиречь на поединок с Волком, - но я быстро понял, что канон ко мне не придёт и надо попытаться прийти к нему самому. Нарывался как мог, старался провоцировать Волка, - но, увы, поединок так и не случился. Может, нужно было раньше начать вызывать его на бой прямым текстом, - но всё же это зависело не только от меня, в любую игру играют двое.
Ещё вроде как был голодный движок (для персонажей-рабов), но ключевое слово - "вроде бы". Казалось бы, всё просто: раз в цикл надо получить за работу паёк, моделировавшийся крекером-рыбкой. Не получил - страдаешь. К сожалению, на деле движок не работал по трём причинам. Первая - игротешья щедрость на крыс (моделировались, как несложно догадаться, игрушечными крысами с прикрученными к ним колбасками-пивчиками), которых рабы могли ловить. Мне попадались крысы, в которых было по две и даже по три порции пайка! Вторая - гуманизм игроков-надсмотрщиков, которые не наказывали рабов лишением пайка и даже подкармливали. И третья - путаница, произошедшая с тем, что крекеры лежали на столе посреди игровой зоны, равно как и уже добытые и сданные камни, и игроки таскали их оттуда горстями. Я бы предпочёл считать, что стол - невыразимое пространство, его нет в мире игры (там же стояла пожизнёвая еда и что только не), и что невозможно, будучи прикованным в забое, что бы то ни было из ресурсов спереть. Из-за того, что в правилах не проговаривался очевидный на первый взгляд момент про ограничение права доступа к ресурсам, вся реалистичность игры в дефицит посыпалась прахом.
Краткий вместо-персонажный отчётИгра началась для Мал-Нахты в одном забое с Резоустом [Аниша], а для рудничного начальства - с прибытия каравана с новыми рабами и гостями. Одного из новых игротехнических рабов поставили к Мал-Нахте и Резоусту, чтобы научили его всему. Какого он роду-племени - новичок, конечно, не зная канона сказать не мог, но каким-то именем представился. Помимо поролона с камнями, на верёвке также попадались карточки: "10 минут пустой породы" - значит, сидишь и ничего не делаешь, - или "обвал". При обвале кидаешь кубик, насколько ты пострадал. Резоусту повезло, а Мал-Нахта и новенький выкинули тяжран. Их вытащили, перетащили на диван. Я брал с собой упаковку бинта, чтобы моделировать перевязки, но она так и не потребовалась, поскольку всех старательно перевязывал Вештэ [Майтимо], наш единственный авторский, не из книжки персонаж. Через полчаса после перевязки полагалось кинуть кубик на заражение (и от этого тоже можно было умереть, но тоже никто не умер), но облегчения никто не обещал, так что я опасался, что на этом моя игра и закончилась.
Однако гостем прибыл жрец Хономер [Ангел], пожелавший, чтобы раненых принесли к нему в комнату и сгрузили на пол (иначе испачкают диван господина Церагата). Жрец спросил у Мал-Нахты его имя, сунул какую-то таблетку (я решил считать её по игре горьким корешком) и сказал, что это обезболивающее и что дальнейшие манипуляции тот не почувствует. "Скушай заячий помёт: говорят, полезней мёда, хоть по вкусу и не мёд"(с). Мал-Нахта, конечно, жреца поблагодарил, но когда тот стал спрашивать, знает ли он про Близнецов, - сказал, что чужих богов уважает, но у него есть свои, потому проповедовать ему не нужно. И собрался уходить. Жрец велел ему ещё минут десять не работать, чтобы лечение подействовало, и заметил, что раз приказа возвращаться не было, то Мал-Нахта мог бы и задержаться и даже посидеть на хозяйском диване, - но тот отказался. "Боишься испачкать? - Нет, противно просто". За игротехническим раненым надсмотрщики приходили и хотели списать его в отвал, не обращая внимания на заверения Мал-Нахты, что парень молодой, крепкий и выкарабкается, - но затем решили дать новенькому второй шанс.
Пока Мал-Нахта выжидал свои десять минут, в том же забое произошёл второй обвал (Мал-Нахта ворчал, что говорил укрепить забой, но никто его не слушал), новичка принесли снова, и он умер. Мал-Нахта и Вештэ отнесли его тело в отвал. Я постарался выжать из этого какой-никакой драмы: вот ведь парню не повезло - в первый же день из каравана в отвал, и не знаешь даже, каких богов за него попросить. Но с точки зрения Вештэ - может, и наоборот, повезло. Мал-Нахту перевели к Вештэ в другой забой, и это привело к тому, что добыча перемешалась. Вместе с Резоустом и новичком они добыли три камня, и когда Мал-Нахту извлекли из-под обвала, он держал эти камни в ладони. Вилия [Сова] забрала эти камни, пока Мал-Нахта был без сознания, - но затем внезапно проявила доброту и вернула их ему. В забое с Вештэ добыча пошла щедрее, и Вештэ даже посоветовал припрятать несколько камушков в кармане про запас. На самом деле, тут тоже лазейка в правилах, - потому как, по-хорошему, это модели камней маленькие, а по игре они большие и утаить их в рабском рубище (гусары, молчать!) было бы невозможно. Также запасливый Вештэ поделился с Мал-Нахтой половинкой крысы.
Из забоя Мал-Нахта смотрел, как Хономер пришёл лечить после обвала Резоуста. Недоумевал: как жрец выбирает, кого лечить, кого нет? Кто-то предположил, что Хономер принял его, Мал-Нахту, за единоверца, - но это было даже как-то обидно. Советовали Мал-Нахте, раз жрец ему благоволил, попробовать напроситься к тому в ученики и перенять мастерство, - Мал-Нахта сомневался, что ему позволят учиться, но попытка не пытка. И не понимал, в чём выгода жрецу лечить рудничных, - это же всё равно что штопать петухов на боях: ты его вылечишь, а он через полдня обратно покалечится. Случилось оказаться при смерти и подметальщику Аргиле [Марго]: он огрёб за то, что наблевал на порог покоев Церагата. Хономер забавно уточнял причины наказания: то есть, дескать, сначала наблевал, а потом был наказан, а не наоборот?.. Мал-Нахта посмеивался, что вот такая на руднике причинно-следственная связь, и что Аргила, поди, горьких корешков жреца наелся, - но на самом деле это, конечно, было не смешно, и Вештэ следил за Аргилой также весьма встревоженно. Видимо, после этого инцидента Аргилу и списали в забой, - поскольку, будем честны, подметальщику на игре было бы нечего делать по функционалу, кроме как мотыляться от забоя к забою.
Закончился первый цикл, рабов выстроили вдоль стенки. Мал-Нахта отдал Резоусту те камни, которые были добыты в первом забое, - но надсмотрщики это заметили и стали спрашивать, почему рабы меняются камнями. Нормой добычи было пять камней на забой, - но надсмотрщики или перепутали, или решили изменить норму (для меня это нормальный игровой момент), и потребовали по пять камней с человека. Мал-Нахта объяснил, что работал в двух разных забоях, и посоветовал в следующий раз определиться со счётом поточнее, - за что и огрёб кнутом от Волка [Лакшми]. В ответ на приказ "На колени" поинтересовался, неужели Волк иначе не дотянется, чем разозлил его только больше и дошёл до очередного тяжрана. Другие рабы помогли Мал-Нахте отползти, Вештэ снова его перевязал, а Мхабр [Лина] что-то поколдовал и уменьшил ранение до лёгкого. Я же как-то не успел уточнить, считается ли это колдовство за лечение и понадобится ли кидать на заражение, а потом забыл. С ранениями на таймере всегда сложно: это не читерство, а невозможность всё удержать в голове![:depress2:](/picture/2430277.gif)
- Кто тебя заставлял рот открывать?.. - причитал над Мал-Нахтой Вештэ с бинтами.
- Когда я начну открывать рот, только когда меня заставляют, придуши меня этими тряпками, - попросил его Мал-Нахта. - Потому что это буду уже не я.
Тогда-то Мал-Нахту и оставили без пайка, - но снова Вештэ отдал ему половинку рыбы, говоря, что у него есть запас, и по сумме пол-крысы и пол-рыбы Мал-Нахта был сыт. На следующий цикл ему нужно было выполнить норму наверняка. А пока, несмотря на то, что все плюс-минус выполнили норму, - надсмотрщики спросили Аргилу, кто был хуже всех и кого нужно будет принести в жертву в иссякшем забое. Аргила не ответил, и надсмотрщики придумали развлечение - стравить Мхабра и Пса [Дэль] и принести в жертву того, кто проиграет. Для этого обоих рабов расковали. Для Мал-Нахты было очевидно, что этим двоим следовало немедленно броситься на надсмотрщиков, - но поединщики стали о-очень медленно кланяться друг другу, словно и правда собирались драться друг с другом. А потом Мхабр, умница, всё-таки добежал до распорядителя Шаркута [Гэлли]. Мхабра, разумеется, оглушили и забили кнутом до тяжрана, - но Шаркут (Гэлли тоже умница!) всё же счёл себя раненым, поскольку Мхабр успел обхватить его за плечи (драки отыгрывались на КНБ, - но, будем честны, кто успеет скинуться, когда его спешат перехватить?). Сразу приносить Мхабра в жертву, впрочем, не стали: решили, что пусть сперва отработает следующий цикл.
Что до Пса, то Мал-Нахта едва не в голос выл, что нельзя упускать такой шанс, - но Пёс ограничился тем, что не давался, когда Волку велели заковать его обратно, и отказывался вставать на колени, даже когда Волк подбил ему ноги кнутом. У Мал-Нахты сложилось ощущение, что Пёс не желал вредить своему соплеменнику Волку, - и, по-видимому, так оно и было: после игры Дэль писала, что Пёс всё ещё считал Волка венном (в том числе потому, что Волк продолжал носить косы). Далее был небольшой перерыв, и мы поговорили со вторым игротехническим рабом. Он тоже был неведомого племени "из леса" и даже имени себе не придумал, сказав, что его в караване прозвали Новичком. Также он рассказал, что раньше прислуживал жрецам Близнецов, но по незнанию рассказал о Близнецах историю, оказавшуюся срамной. И пересказал эту историю ещё раз, хотя его никто о том не просил: о том, как Смерть решила разлучить Близнецов и явилась им в виде прекрасной девы, а они взяли и не разлучились. Не понимая, что же в этом срамного, Мал-Нахта предположил, что братья женились на деве вдвоём, - и, похоже, угадал (и всё равно не понял: многомужество и многожёнство - нормальные традиции многих племён)). Но то, что за эту байку жрецы продали своего ученика в рабство, и раб называл это "испытанием", поразило Мал-Нахту в самую печень. Испытание - это вызволить друга или убить врага, одолеть зверя или добыть трофей, а не горбатиться на руднике!
![](https://diary.ru/resize/180/-/3/0/3/3/3033036/ZZlQS.jpg)
После этого разговора Мал-Нахта окончательно разочаровался в Хономере: мало того, что пришёл на рудник поглазеть, как в зверинец, - так ещё и оказалось, что жрецы не выкупают единоверцев, а, напротив, сдают в рабство. При этом оный Новичок явно не переставал верить в Близнецов и порывался что-то проповедовать о том, что-де его бог так велик, что не уместился в одном человеческом теле, потому и понадобилось два: воин в красном и целитель в зелёном. Мал-Нахта не понимал, зачем богу вообще сдалось человеческое тело: как верно говорил Динарк [Хэльвдис], боги - это ветер, вода и пламя. Но во что только люди не верят!..
Начался второй цикл. Рабов тасовали, так что Мал-Нахта вновь оказался в первом забое, вместе с Псом. Но поговорить с Псом не вышло: к нему пришла игротехника и увела игрока, а нам остался потерявший сознание персонаж, которого ещё и вытаскивать пришлось (и кидать за него кубик) при очередном обвале. На сей раз Мал-Нахта легко отделался, так что вскоре рабов погнали обратно укреплять забой (укрепление моделировалось обклеиванием скотчем дырок в нетканке, через которые тянулась верёвка) и продолжать работу. Вернулся всё пропустивший Пёс. У Мал-Нахты была заначка камней после щедрого забоя, в котором он работал с Вештэ, так что на норму наверняка хватило бы всем, - но Дэль под девизом "Надсмотрщики нарушают правила, и мы будем нарушать" решила игнорировать карточки про пустую породу, отчего баланс модели окончательно пошёл по звезде, и у всех рабов карманы были буквально набиты камнями.
Также во время второго цикла из-за нетканки к рабам стал обращаться Горбатый Рудокоп, который периодически шатался по полигону и звонко стучал кайлом (Рита упоролась и сделала очень эффектный игротехнический образ с бородой и горбом). Рудокоп хотел, чтобы рабы собрались вшестером, и тогда он их якобы выведет. Стоявший над душой Гвалиор [Тиш] спрашивал про голоса, но Мал-Нахта уверял его, что их больше никто не слышит. Сам Мал-Нахта не слишком-то прислушивался к Рудокопу: кто его, рудничную нечисть, знает, куда именно он выведет?.. Да и говорил Рудокоп таким мерзким голосом, что не очень-то был похож на доброго друга. Но остальные рабы увидели в нём надежду. Один раз из второго забоя находчиво закричали про обвал, чтобы прибежали рабы из забоя по соседству, и всего получилось шестеро, - но надсмотрщики быстро увидели, что никто не пострадал и помощь не требуется, и разогнали прибежавших обратно. В другой раз, во время следующего перерыва, Аргила попытался было собрать патичку и сводить посмотреть на некую могилу, но и его остановили.
Закончился второй цикл, и теперь снова принимали по пять камней от каждого забоя. Голодным никто не остался. Хотели совершить-таки принесение Мхабра в жертву, и я реально понадеялся, что вот, уже ПОРА: половина игры прошла (или даже больше), самое время начать кошмарить игроков. Но нет: когда Волку приказали забить Мхабра кнутом, между Волком и Мхабром быстренько упали игротехнические камни
Если бы меня игротехи так спасали от соигроков (ради взаимодействия с которыми я на игру и приехал!), я бы попросил этого не делать. Но затем выступил вперёд Хономер и предложил принести в жертву Новичка, потому что тот "безнадёжен". Так и закончилось "испытание" безымянного ученика. И даже не было какой-то драматичной сцены: Волк просто отвёл жертву к выходу с полигона и повозился там (вероятно, возникло обсуждение, стоит ли выходить за дверь, или холодно). У Мал-Нахты возникли вопросы, почему жрец Близнецов решает о жертве местным горным духам, - но что уж теперь. А где-то после неудавшейся попытки сходить к могиле Мал-Нахта между делом обратился к Волку "господин хороший", как он обращался, в общем-то, ко всем надсмотрщикам. Волк немедленно среагировал:
- Как ты меня назвал?!..
- Согласись, "господин Волк" звучит как-то... нелепо.
Огрёб кнутом, разумеется, но не замолчал:
- Если бы я был на твоём месте...
- Ты не будешь на моём месте.
- ...Мне было бы противно, если бы меня так называли.
С точки зрения Мал-Нахты, быть рабом-надсмотрщиком было более унизительной участью, нежели рабом в забое. Он чуял в Волке воина, впустую растрачивающего свой потенциал, и потому именно его надеялся спровоцировать на поединок - попутно уговаривая Вештэ не вмешиваться. Рыжий Вештэ Мал-Нахте нравился: вроде тихий, незаметный, не прекословит, и оттого явно в любимчиках у надсмотрщиков, - зато не боится всем помогать. А Хономер, кажется, именно про Мал-Нахту заявил в тот момент, что "этого" больше лечить не будет, раз у него язык без костей, - что Мал-Нахту полностью устраивало. На угрозы Волка отрезать ему язык он отвечал, что и жестами вполне сумеет объясниться.
После перерыва рабов снова построили, и Шаркут сказал, что ему нужны добровольцы на некое опасное дело. Резоуст вызвался сразу, а Мал-Нахта сказал, что смотря что за дело. Шаркут объяснил, что нужно сходить на двадцать девятый (кажется) уровень и посмотреть, что там за Хозяйка такая, считающая, будто рудник принадлежит ей, - если, дескать, не боитесь.
- Да кто же баб боится? - поинтересовался Мал-Нахта. Все засмеялись.
- А меня ты, значит, не боишься?!.. - спросила Вилия.
- А ты не баба, а красивая девушка.
Вилия комплимент оценила, потянулась погладить Мал-Нахту по щеке, - тот для порядка клацнул зубами: обижать женщин он тоже не хотел.
Затем Мал-Нахту снова перебросили на второй забой, вместе с Динарком и Мхабром. Забой оказался уже иссякшим. Сперва Мал-Нахта спросил, почему бы не сообщить об этом, - но затем подумал, что иссякшему забою могут и в жертву кого-нибудь захотеть принести. А у него в кармане уже было камней на норму, так что сообщение можно было и отложить. В результате мы долгое время сидели и ничего не делали. Сначала Динарк попросил Мал-Нахту рассказать о своей родной степи - так, словно прощаться с ним собрался и хотел запомнить побольше. С одной стороны, говорить о табунах, о серебряных ковылях и звёздах - перехватывало горло. Но с другой - Мал-Нахта был благодарен Динарку, потому что об этом нельзя было забывать. Нельзя было привыкать к неволе, даже если справляешься и не страдаешь.
Затем пришла лозоходка Каттима [Ведьма] - да, у нас была фем-версия Каттая, потому как не все играют кросспол, - и о чём-то долго говорила с Динарком, Мхабром и прибившимися из соседнего забоя рабами. Мал-Нахта за широкой спиной Динарка толком не слышал, о чём они говорят, и просто грел уши на все разговоры на полигоне разом. Так он услышал, что Вештэ вспомнил своё настоящее имя - и когда назвал его Резоусту, тот на него как на призрака посмотрел (да, они оказались разлучёнными в детстве братьями). Услышал, как Динарк уговаривает Каттиму хотя бы попробовать побыть свободной, чтобы узнать, каково это, - и только тогда делать выбор между волей и неволей. Каттима что-то говорила о Тьме - и когда она ушла, Динарк пересказал Мал-Нахте, что она предлагала открыть железные ворота и выпустить Тьму с нижних уровней, чтобы та пожрала все Самоцветные горы. Мал-Нахте такая идея совсем не понравилась, да и в целом он не доверял местным духам: там, где много крови и смертей, может водиться только нечисть. Динарк согласился, что рабство придумали люди, - значит, люди и должны это искоренить, не привлекая посторонние силы.
- Наши боги - тоже воины, - сказал Мал-Нахта. - Поэтому мы редко обращаемся к ним: негоже воинов отвлекать по пустякам.
Ещё Динарк рассуждал, что духи не бывают добрыми и злыми сами по себе, - просто здесь их территория, а люди пришли и стали добывать камни, и духам это не могло понравиться. И вообще в этих горах встречаются рядом камни, которые не должны зарождаться в одном и том же месте, - словно кто-то смял и смешал пласты земли. И чем ниже уровни, тем в них жарче, - словно рудник подбирается к самому горячему сердцу земли.
- Не стоит людям кровь земли так много пить, - заметил Мал-Нахта.
- Люди жадные, - откликнулся Динарк. - Разве всем нам не хочется взять в бою побольше добычи? Тебе какой самый лучший трофей доставался?..
Мал-Нахта хотел сказать, что с землёй воевать не стоит, она вроде как мать нам всем, - но вместо продолжения философии рассказал, как однажды взял в бою коня: огромного, вороного. Динарк - он прежде был наёмником и считал, что наёмники не бывают бывшими - сказал, что как-то раз увёз в качестве трофея девицу, а она сбежала. Значит, не люб ей был, прокомментировал Мал-Нахта и рассказал анекдот про "вы опять прошли по кругу". У Мхабра же висел на шее клык льва, которого он добыл как вождь своего племени. Мхабр говорил, что попал в рабство из-за предательства, и что врагам, с которыми он воевал, помогали "полосатые колдуны" - жрецы Близнецов в красно-зелёном. Динарк всё говорил, что мономатанские вожди - сильные шаманы, и что Мхабр мог быотсюда улететь в любой момент(тм) попросить духов его забрать, - но, кажется, всё было не так просто.
- Ты хоть льва-то хоть раз видел? - поинтересовался Мал-Нахта у Динарка.
- На картинках видел. У него ноги заплетены квадратом... Наверное, поэтому его Мхабр и победил.
А Мал-Нахта рассказывал всем, с кем зависал в забое (сначала Вештэ, теперь вот Динарку), что должен или выйти на свободу, или хотя бы погибнуть в бою, - потому что тех, кто погибает в бою, крылатые кони уносят на остров Яблок, а тот, кто умер невольником, и на острове Яблок будет прислуживать, потому что не смог отстоять свою свободу. Рассказывал, что его взяли в бою: вельхи воюют с сегванами (распри начали ещё пращуры, так что уже давно не важно, кто первым начал), Мал-Нахте достался достойный противник - сильный и умелый, - и погибнуть в схватке с ним было бы честью. Но вместо этого Мал-Нахта получил мечом плашмя по голове, а очнулся уже связанным и проданным в рабство. Динарк согласился, что тому противнику там, где все однажды встретятся, никто не подаст руки - а то и плюнут под ноги.
- А ты хотел бы встретиться с другими своими врагами на острове Яблок? - спросил он.
- Мы встретимся, - ответил Мал-Нахта. - Будем пировать вместе, мериться силой, мириться и пить. Там ведь больше нечего будет делить.
- А женщины на острове Яблок есть?
- Конечно, есть.
- А говоришь - делить будет нечего!..
Посреди третьей "смены" Шаркут отправил шестерых в экспедицию: шли Волк и Пёс, Вештэ, Каттима, кто-то ещё. Резоуст напомнил, что вызывался добровольцем, но ему сказали, что его шанс отличиться будет потом (голосом Каневского: никакого другого шанса, конечно же, не было). Мал-Нахта удивлялся, почему должны были идти именно шестеро: Шаркут хотел проверить, что ли, уведёт ли такую разношёрстную компанию Рудокоп?.. После перерыва на трогательное прощание Волка и Вилии рудничный быт возобновился, оставшиеся - остались скучать. Тогда и расхитили со стола рыбок и камней горстями, а игротехи ещё и провесили-таки в наш иссякший забой новую верёвку, на которой было много красивых прозрачных камушков, и не было обвалов. Мал-Нахта так залюбовался тремя камнями на ладони, что Динарк заподозрил, вдруг он не только воин, но и мастер. Но нет: дядя Мал-Нахты был кузнецом, а с камнями вельхи толком не работали. Ещё Динарк отравился крысой (а Мал-Нахта говорил, что белые крысы выглядят как-то нездорово!)), блевал в отвал, и Хономер приходил его лечить: давал пилюлю и пускал кровь. Мал-Нахта спрашивал, не оставит ли им Хономер запас своих корешков, а то он уйдёт, а рабы с крысами останутся, - но жрец его проигнорировал. Заодно Мал-Нахта узнал, что Хономер - сегван, как и Аргила.
В конце концов, закончилась и эта верёвка. В рамках убийства времени Мал-Нахта предложил спеть что-нибудь за работой. Динарк сказал, что не знает песен его народа, и Мал-Нахта ответил, что надо вспомнить что-нибудь, что знают все. "Вихри враждебные", предложила Хэльвдис. НЕТ ПРОСТО НЕТ ФУ ПРЕКРАТИ, заорал я шёпотом, после чего сразу вспомнил подходящий вариант. И мы вдвоём спели хором "Ой, то не вечер", и надсмотрщики даже не стали это прерывать
Ещё, глядя на камни (вскоре их стало больше трёх), Мал-Нахта рассказал мою неизменную сказку про Сильмариллы трёх белых коней. "Смена" очень затянулась, поскольку ждали возвращения экспедиции, - но вот все шестеро, наконец, вернулись. Объявив им поощрение, Шаркут также сообщил, что продал Динарка Хономеру за чашку кофе. Пользуясь перерывом, Мал-Нахта, у которого в карманах камней уже на ДВЕ нормы с лишним накопилось, хотел было поделиться с соседним забоем, - но у него не забрали, а только отсыпали ещё. И игротехи выдали цветных скрепок как модель камней, как будто камней было мало, - я эти скрепки просто оставил на столе.
Тут надо сделать ремарку, что где-то в начале игры Аргила притащил и раздал всем охапку чипованных поролоновых камней (чип означал, что камень можно использовать как оружие не только для ловли крысы). С тех пор этот камень тоже лежал у меня в карманце. Говорили о том, что когда в перерыве надсмотрщики будут ходить по одному-по двое, можно будет их оглушить, добить и сбежать. Мне как игроку не очень нравилась эта идея, поскольку в правилах было чётко сказано, что кулуарки на игре нет. В чате потом спрашивали, можно ли оглушить и добить, и ответ мастера был неопределённым: вроде и можно, а вроде и не ищите лазеек в правилах. Ни да, ни нет. Я ещё спросил, а чем добивать-то, - на что мне ответили, что можно снять нож с оглушённого. Также я, памятуя тот "Рудник", на котором когда-то игротешил, предпочитаю считать, что присутствующие в пространстве игры "во плоти" надсмотрщики, будь то игроки или игротехи, - НЕ единственные надсмотрщики на руднике. И если они отвернутся, уйдут, будут без сознания/связаны/мертвы, - сбежать из рудника всё равно НЕ получится, потому что на пути к выходу будут ещё сотни надсмотрщиков. Так что я решил, что это игра про, так сказать, индивидуальный бунт, а не коллективный. И пожалел об отсутствии кулуарки только потому, что Динарк не мог, аки Лея, задушить цепью купившего его Хономера![:rolleyes:](/picture/1483.gif)
Вскоре после возвращения экспедиции Шаркут задался вопросом, где Вештэ. Мал-Нахта тоже давненько не видел рыжего. Шаркут быстро догадался, что Вештэ выкрал ключ от ворот, за которыми заперта Хозяйка Тьма (вернувшийся Волкодин сломал, другой потерял этот ключ не сразу нашёл)), и велел его догнать и остановить, пока он не совершил непоправимое. Вештэ поймали, выпустить Тьму он не успел. На вопрос, зачем он это сделал, он говорил, что богиню негоже держать взаперти. Мал-Нахта и раньше слышал краем уха, что Вештэ что-то говорит про Тьму (запомнилось, как он упоминал, что богиню ещё называют Мораной), - но не ожидал, что он настолько упорот. Логично, что Вештэ приговорили к публичной казни. Ну вот уж теперь-то ПОРА, подумал я: игра подходит к концу, а Майтимо я знаю как игрока, который точно не против смерти персонажа. И снова мы остались без драмы: Хономер решил выкупить Вештэ, его оставили тяжелораненным. Конечно, для персонажа это было логично: Вештэ был интересен служителям Близнецов, по вводной Хономера, - они не могли допустить его гибели. Но всё равно облом![:vv:](/picture/12203805.gif)
И вот - Волк заявил Шаркуту, что пообещал перед вратами Тьмы, что освободит шестерых рабов, иначе экспедиция не вернулась бы живой. Шаркут искренне удивился, как Волк мог такое обещать, сам будучи рабом и не имея никаких полномочий освобождать чужих рабов: раз обещал - значит, нап#$дел и может теперь расплачиваться за это собственной шкурой. Тут уж Мал-Нахта не выдержал - встал в полный рост, перегнулся через стол, позвал Волка по имени, без всякого "господина":
- Волк! Есть способ хотя бы одному выйти на свободу, и ты его знаешь!
Но Волк его не слышал, так что я пошёл в обход стола, чтобы подойти вплотную и повторить идею поединка. Мал-Нахте было уже всё равно, кто станет свободным: он или Волк, - главное, чтобы двумя рабами стало меньше. Но на полпути к Волку его перехватили и куда-то повели. Уводили всех рабов, гуськом, друг за дружкой, - а безногого Динарка и раненого Вештэ, видимо, несли. Мал-Нахта спрашивал, куда, но ему не отвечали. Наверное, надо было не идти, - но я подумал, что это возможность взглянуть на мистику (а то я вообще игротехническую Хозяйку Тьму в лице Айриэн не видел, а это вроде как галактика игры, даже отражённая в названии) и вернуться. Увы: рабы прошли сквозь стену и оказались на острове, где росли яблони. Когда Динарк сказал, что это похоже на остров Яблок, о котором он рассказывал, Мал-Нахта охренел во весь рост: он ещё слишком молод, чтобы умирать! И попадать сюда вот так, без боя, - неправильно! Он протолкался к еле живому Аргиле, который всех и провёл, и спросил, сможет ли тот вернуть его обратно, - но Аргила не мог. Динарк даже просил не обижать мальчишку, который всех спас, - но Мал-Нахта и не хотел обижать. У него просто было чувство украденной битвы.
Прежде всего Мал-Нахту интересовало, можно ли выбраться с этого острова и вернуться домой. Кто-то говорил, что это другой мир, а кто-то - что здесь вполне себе живут обычные, живые люди. Наконец, Пёс (так и не ставший Волкодавом) прояснил, что это Беловодье и что никто не умер, это просто далёкая земля. Динарк тут же деловито заявил, что нужно сперва перезимовать, построить дома, а потом уже строить драккар (ещё бы: он-то, безногий, строить не будет, только командовать)). Мал-Нахта сказал, что будет охотиться - и больше никогда не возьмёт в рот ни одной крысы. И, конечно, самоцветов по карманам у сбежавших рабов осталось столько, что можно будет вернуться по домам, не тратя время на заработки. На том и закончилась игра. В то же время на руднике Волк, получив прощение от предка, обернулся волком и убежал в направлении родного леса, - а Шаркут, видя, что дело всей его жизни разрушается, съел все запасы серого порошка и остался умирать. Может, станет очередной рудничной нечистью. Тысячный случай, когда персонажи, предполагавшиеся быть угнетателями, оказываются в той самой позиции play to lose, тогда как угнетённые празднуют победу. А хочется наоборот![:nope:](/picture/1165.gif)
Собираясь и обнимая людей после игры, я забыл в "Беловодье" свои крутые крафтовые кандалы, которые там снял, - и Воробей привезла их к Саюри, поскольку живёт недалеко от Манула, избавив меня от необходимости ехать в воскресенье на Ваську. А об обратной дороге из Озерки-сарая я уже писал
Хорошо, что мир тесен!
Нынче определилась дата следующей игры Манула, по Метро 2033. И отвалился мой муж в лице Орин
Буду надеяться, что найдётся новый, не хуже прежнего. До лета, конечно, ещё жить и жить (и, надеюсь, хотя бы разочек выбраться в Питер), - но наличие планов всё равно радует![:sunny:](/picture/2430135.gif)
![:vv:](/picture/12203805.gif)
![:gigi:](/picture/1134.gif)
Вечером пятницы же я узнал из чата, что от мастерских щедрот кандалов не будет (в правилах об этом ничего не говорилось: в них просто упоминались кандалы, как нечто само собой разумеющееся), и игроки завозят на себя кандалы по желанию - либо как-то отыгрывают воображаемые кандалы. Спасибо Саюри и её домашнему дримкрафту: утром перед игрой она соорудила мне стильную модель кандалов из двух пружинок для волос, надевающихся на запястья, и цепочки для джинсов с карабинами, протянутой между ними. Мне в них было комфортно, и соигроки заценили
![:sunny:](/picture/2430135.gif)
Играли в локации, известной как Озерки-сарай, где я раньше ни разу не был. Судя по карте, от остановки до неё было два шага, но я... пошёл в другую сторону. Это моя вечная проблема с картами: ты смотришь и видишь, что надо идти вперёд, - но "вперёд", как мы знаем, может быть в двух противоположных направлениях, и иногда ты угадываешь, а иногда нет
![:tear:](/picture/578792.gif)
...Но вот мне улыбнулась удача: я увидел дом с табличкой, на которой значился нужный мне адрес, "Елизаветинская, 17". Русским, так сказать, по белому. Я пару раз позвонил в звонок у калитки, но мне никто не открыл. Тогда я огляделся и увидел распахнутые металлические ворота, вроде как зелёные, и подошёл к ним. Они вели вовсе не на участок упомянутого дома, но тропинка от них поднималась на холм к деревянному сараю с деревянным, что характерно, крыльцом. Я решил сунуться туда на удачу, предполагая, что уж как-нибудь объяснюсь, ненароком вломившись в чужой сарай. А оказалось, что я пришёл, куда надо. Что ж, по фоткам с игр я представлял себе Озерки-сарай большим просторным коттеджем - и не знал, что это реально сарай, в который влезают только кабинетки не больше тех, что влезают в мою квартиру
![:small:](/picture/1156.gif)
Один раз игротех - всегда игротех: первым, что я сделал, добравшись до полигона, было обнаружить отсутствие урны, запросить на мастерке мусорный пакет и собственноручно повесить его в уборной, чтоб было. Заплести мне косу мы с Саюри забыли (да и времени после её утреннего урока оставалось немного), так что Сова заплела мне две тонких височных косы и переплела их с леской, которую я потом еле вытащил. Пока ждали старта - игроки заказали два пирога, которыми потом наши прекрасные надсмотрщики во время игры подкармливали рабов в качестве поощрения
![:dsmile:](/picture/85415380.png)
![:lip:](/picture/1141.gif)
У меня не было больших ожиданий от игры (Манул - мастер начинающий, и мне будет интересно наблюдать, как он будет расти и развиваться), так что я не был разочарован и получил именно то, что хотел: ламповую приятную игру по любимому редкому сеттингу, чтобы немного побыть в мире и в персонаже. Поиграл, в основном, в разговоры за работой и собственно в модель работы - удачную в своей простоте: тянешь себе через дырку в нетканке верёвку, к которой привязаны обмотанные скотчем кусочки поролона, разрезаешь поролон и достаёшь камушки. Немного было мистики, но к ней сходили шестеро игроков, и даже не те, кто вызвался, - а с остальными этого сюжета не случилось. Псу и Волку ещё нашёптывали их предки, как заглавным героям.
Чего мне не хватило, так это логичной для рудника жести. Дальше об игре вкратцеЧтобы погибали не только безымянные игротехнические персонажи, с которыми у персонажей игроков не было никаких завязок (игротехи котики и старались, но явно не знали канон), но и "именные". Играть "в рудник" - это play to lose, многие игроки едут за драмой, - и я тоже был бы рад смерти персонажа в качестве красивой точки в истории. Вводная Мал-Нахты намекала на то, что он нужен на игре для того, чтобы выйти на канон, сиречь на поединок с Волком, - но я быстро понял, что канон ко мне не придёт и надо попытаться прийти к нему самому. Нарывался как мог, старался провоцировать Волка, - но, увы, поединок так и не случился. Может, нужно было раньше начать вызывать его на бой прямым текстом, - но всё же это зависело не только от меня, в любую игру играют двое.
Ещё вроде как был голодный движок (для персонажей-рабов), но ключевое слово - "вроде бы". Казалось бы, всё просто: раз в цикл надо получить за работу паёк, моделировавшийся крекером-рыбкой. Не получил - страдаешь. К сожалению, на деле движок не работал по трём причинам. Первая - игротешья щедрость на крыс (моделировались, как несложно догадаться, игрушечными крысами с прикрученными к ним колбасками-пивчиками), которых рабы могли ловить. Мне попадались крысы, в которых было по две и даже по три порции пайка! Вторая - гуманизм игроков-надсмотрщиков, которые не наказывали рабов лишением пайка и даже подкармливали. И третья - путаница, произошедшая с тем, что крекеры лежали на столе посреди игровой зоны, равно как и уже добытые и сданные камни, и игроки таскали их оттуда горстями. Я бы предпочёл считать, что стол - невыразимое пространство, его нет в мире игры (там же стояла пожизнёвая еда и что только не), и что невозможно, будучи прикованным в забое, что бы то ни было из ресурсов спереть. Из-за того, что в правилах не проговаривался очевидный на первый взгляд момент про ограничение права доступа к ресурсам, вся реалистичность игры в дефицит посыпалась прахом.
Краткий вместо-персонажный отчётИгра началась для Мал-Нахты в одном забое с Резоустом [Аниша], а для рудничного начальства - с прибытия каравана с новыми рабами и гостями. Одного из новых игротехнических рабов поставили к Мал-Нахте и Резоусту, чтобы научили его всему. Какого он роду-племени - новичок, конечно, не зная канона сказать не мог, но каким-то именем представился. Помимо поролона с камнями, на верёвке также попадались карточки: "10 минут пустой породы" - значит, сидишь и ничего не делаешь, - или "обвал". При обвале кидаешь кубик, насколько ты пострадал. Резоусту повезло, а Мал-Нахта и новенький выкинули тяжран. Их вытащили, перетащили на диван. Я брал с собой упаковку бинта, чтобы моделировать перевязки, но она так и не потребовалась, поскольку всех старательно перевязывал Вештэ [Майтимо], наш единственный авторский, не из книжки персонаж. Через полчаса после перевязки полагалось кинуть кубик на заражение (и от этого тоже можно было умереть, но тоже никто не умер), но облегчения никто не обещал, так что я опасался, что на этом моя игра и закончилась.
Однако гостем прибыл жрец Хономер [Ангел], пожелавший, чтобы раненых принесли к нему в комнату и сгрузили на пол (иначе испачкают диван господина Церагата). Жрец спросил у Мал-Нахты его имя, сунул какую-то таблетку (я решил считать её по игре горьким корешком) и сказал, что это обезболивающее и что дальнейшие манипуляции тот не почувствует. "Скушай заячий помёт: говорят, полезней мёда, хоть по вкусу и не мёд"(с). Мал-Нахта, конечно, жреца поблагодарил, но когда тот стал спрашивать, знает ли он про Близнецов, - сказал, что чужих богов уважает, но у него есть свои, потому проповедовать ему не нужно. И собрался уходить. Жрец велел ему ещё минут десять не работать, чтобы лечение подействовало, и заметил, что раз приказа возвращаться не было, то Мал-Нахта мог бы и задержаться и даже посидеть на хозяйском диване, - но тот отказался. "Боишься испачкать? - Нет, противно просто". За игротехническим раненым надсмотрщики приходили и хотели списать его в отвал, не обращая внимания на заверения Мал-Нахты, что парень молодой, крепкий и выкарабкается, - но затем решили дать новенькому второй шанс.
Пока Мал-Нахта выжидал свои десять минут, в том же забое произошёл второй обвал (Мал-Нахта ворчал, что говорил укрепить забой, но никто его не слушал), новичка принесли снова, и он умер. Мал-Нахта и Вештэ отнесли его тело в отвал. Я постарался выжать из этого какой-никакой драмы: вот ведь парню не повезло - в первый же день из каравана в отвал, и не знаешь даже, каких богов за него попросить. Но с точки зрения Вештэ - может, и наоборот, повезло. Мал-Нахту перевели к Вештэ в другой забой, и это привело к тому, что добыча перемешалась. Вместе с Резоустом и новичком они добыли три камня, и когда Мал-Нахту извлекли из-под обвала, он держал эти камни в ладони. Вилия [Сова] забрала эти камни, пока Мал-Нахта был без сознания, - но затем внезапно проявила доброту и вернула их ему. В забое с Вештэ добыча пошла щедрее, и Вештэ даже посоветовал припрятать несколько камушков в кармане про запас. На самом деле, тут тоже лазейка в правилах, - потому как, по-хорошему, это модели камней маленькие, а по игре они большие и утаить их в рабском рубище (гусары, молчать!) было бы невозможно. Также запасливый Вештэ поделился с Мал-Нахтой половинкой крысы.
Из забоя Мал-Нахта смотрел, как Хономер пришёл лечить после обвала Резоуста. Недоумевал: как жрец выбирает, кого лечить, кого нет? Кто-то предположил, что Хономер принял его, Мал-Нахту, за единоверца, - но это было даже как-то обидно. Советовали Мал-Нахте, раз жрец ему благоволил, попробовать напроситься к тому в ученики и перенять мастерство, - Мал-Нахта сомневался, что ему позволят учиться, но попытка не пытка. И не понимал, в чём выгода жрецу лечить рудничных, - это же всё равно что штопать петухов на боях: ты его вылечишь, а он через полдня обратно покалечится. Случилось оказаться при смерти и подметальщику Аргиле [Марго]: он огрёб за то, что наблевал на порог покоев Церагата. Хономер забавно уточнял причины наказания: то есть, дескать, сначала наблевал, а потом был наказан, а не наоборот?.. Мал-Нахта посмеивался, что вот такая на руднике причинно-следственная связь, и что Аргила, поди, горьких корешков жреца наелся, - но на самом деле это, конечно, было не смешно, и Вештэ следил за Аргилой также весьма встревоженно. Видимо, после этого инцидента Аргилу и списали в забой, - поскольку, будем честны, подметальщику на игре было бы нечего делать по функционалу, кроме как мотыляться от забоя к забою.
Закончился первый цикл, рабов выстроили вдоль стенки. Мал-Нахта отдал Резоусту те камни, которые были добыты в первом забое, - но надсмотрщики это заметили и стали спрашивать, почему рабы меняются камнями. Нормой добычи было пять камней на забой, - но надсмотрщики или перепутали, или решили изменить норму (для меня это нормальный игровой момент), и потребовали по пять камней с человека. Мал-Нахта объяснил, что работал в двух разных забоях, и посоветовал в следующий раз определиться со счётом поточнее, - за что и огрёб кнутом от Волка [Лакшми]. В ответ на приказ "На колени" поинтересовался, неужели Волк иначе не дотянется, чем разозлил его только больше и дошёл до очередного тяжрана. Другие рабы помогли Мал-Нахте отползти, Вештэ снова его перевязал, а Мхабр [Лина] что-то поколдовал и уменьшил ранение до лёгкого. Я же как-то не успел уточнить, считается ли это колдовство за лечение и понадобится ли кидать на заражение, а потом забыл. С ранениями на таймере всегда сложно: это не читерство, а невозможность всё удержать в голове
![:depress2:](/picture/2430277.gif)
- Кто тебя заставлял рот открывать?.. - причитал над Мал-Нахтой Вештэ с бинтами.
- Когда я начну открывать рот, только когда меня заставляют, придуши меня этими тряпками, - попросил его Мал-Нахта. - Потому что это буду уже не я.
Тогда-то Мал-Нахту и оставили без пайка, - но снова Вештэ отдал ему половинку рыбы, говоря, что у него есть запас, и по сумме пол-крысы и пол-рыбы Мал-Нахта был сыт. На следующий цикл ему нужно было выполнить норму наверняка. А пока, несмотря на то, что все плюс-минус выполнили норму, - надсмотрщики спросили Аргилу, кто был хуже всех и кого нужно будет принести в жертву в иссякшем забое. Аргила не ответил, и надсмотрщики придумали развлечение - стравить Мхабра и Пса [Дэль] и принести в жертву того, кто проиграет. Для этого обоих рабов расковали. Для Мал-Нахты было очевидно, что этим двоим следовало немедленно броситься на надсмотрщиков, - но поединщики стали о-очень медленно кланяться друг другу, словно и правда собирались драться друг с другом. А потом Мхабр, умница, всё-таки добежал до распорядителя Шаркута [Гэлли]. Мхабра, разумеется, оглушили и забили кнутом до тяжрана, - но Шаркут (Гэлли тоже умница!) всё же счёл себя раненым, поскольку Мхабр успел обхватить его за плечи (драки отыгрывались на КНБ, - но, будем честны, кто успеет скинуться, когда его спешат перехватить?). Сразу приносить Мхабра в жертву, впрочем, не стали: решили, что пусть сперва отработает следующий цикл.
Что до Пса, то Мал-Нахта едва не в голос выл, что нельзя упускать такой шанс, - но Пёс ограничился тем, что не давался, когда Волку велели заковать его обратно, и отказывался вставать на колени, даже когда Волк подбил ему ноги кнутом. У Мал-Нахты сложилось ощущение, что Пёс не желал вредить своему соплеменнику Волку, - и, по-видимому, так оно и было: после игры Дэль писала, что Пёс всё ещё считал Волка венном (в том числе потому, что Волк продолжал носить косы). Далее был небольшой перерыв, и мы поговорили со вторым игротехническим рабом. Он тоже был неведомого племени "из леса" и даже имени себе не придумал, сказав, что его в караване прозвали Новичком. Также он рассказал, что раньше прислуживал жрецам Близнецов, но по незнанию рассказал о Близнецах историю, оказавшуюся срамной. И пересказал эту историю ещё раз, хотя его никто о том не просил: о том, как Смерть решила разлучить Близнецов и явилась им в виде прекрасной девы, а они взяли и не разлучились. Не понимая, что же в этом срамного, Мал-Нахта предположил, что братья женились на деве вдвоём, - и, похоже, угадал (и всё равно не понял: многомужество и многожёнство - нормальные традиции многих племён)). Но то, что за эту байку жрецы продали своего ученика в рабство, и раб называл это "испытанием", поразило Мал-Нахту в самую печень. Испытание - это вызволить друга или убить врага, одолеть зверя или добыть трофей, а не горбатиться на руднике!
![](https://diary.ru/resize/180/-/3/0/3/3/3033036/ZZlQS.jpg)
После этого разговора Мал-Нахта окончательно разочаровался в Хономере: мало того, что пришёл на рудник поглазеть, как в зверинец, - так ещё и оказалось, что жрецы не выкупают единоверцев, а, напротив, сдают в рабство. При этом оный Новичок явно не переставал верить в Близнецов и порывался что-то проповедовать о том, что-де его бог так велик, что не уместился в одном человеческом теле, потому и понадобилось два: воин в красном и целитель в зелёном. Мал-Нахта не понимал, зачем богу вообще сдалось человеческое тело: как верно говорил Динарк [Хэльвдис], боги - это ветер, вода и пламя. Но во что только люди не верят!..
Начался второй цикл. Рабов тасовали, так что Мал-Нахта вновь оказался в первом забое, вместе с Псом. Но поговорить с Псом не вышло: к нему пришла игротехника и увела игрока, а нам остался потерявший сознание персонаж, которого ещё и вытаскивать пришлось (и кидать за него кубик) при очередном обвале. На сей раз Мал-Нахта легко отделался, так что вскоре рабов погнали обратно укреплять забой (укрепление моделировалось обклеиванием скотчем дырок в нетканке, через которые тянулась верёвка) и продолжать работу. Вернулся всё пропустивший Пёс. У Мал-Нахты была заначка камней после щедрого забоя, в котором он работал с Вештэ, так что на норму наверняка хватило бы всем, - но Дэль под девизом "Надсмотрщики нарушают правила, и мы будем нарушать" решила игнорировать карточки про пустую породу, отчего баланс модели окончательно пошёл по звезде, и у всех рабов карманы были буквально набиты камнями.
Также во время второго цикла из-за нетканки к рабам стал обращаться Горбатый Рудокоп, который периодически шатался по полигону и звонко стучал кайлом (Рита упоролась и сделала очень эффектный игротехнический образ с бородой и горбом). Рудокоп хотел, чтобы рабы собрались вшестером, и тогда он их якобы выведет. Стоявший над душой Гвалиор [Тиш] спрашивал про голоса, но Мал-Нахта уверял его, что их больше никто не слышит. Сам Мал-Нахта не слишком-то прислушивался к Рудокопу: кто его, рудничную нечисть, знает, куда именно он выведет?.. Да и говорил Рудокоп таким мерзким голосом, что не очень-то был похож на доброго друга. Но остальные рабы увидели в нём надежду. Один раз из второго забоя находчиво закричали про обвал, чтобы прибежали рабы из забоя по соседству, и всего получилось шестеро, - но надсмотрщики быстро увидели, что никто не пострадал и помощь не требуется, и разогнали прибежавших обратно. В другой раз, во время следующего перерыва, Аргила попытался было собрать патичку и сводить посмотреть на некую могилу, но и его остановили.
Закончился второй цикл, и теперь снова принимали по пять камней от каждого забоя. Голодным никто не остался. Хотели совершить-таки принесение Мхабра в жертву, и я реально понадеялся, что вот, уже ПОРА: половина игры прошла (или даже больше), самое время начать кошмарить игроков. Но нет: когда Волку приказали забить Мхабра кнутом, между Волком и Мхабром быстренько упали игротехнические камни
![:crznope:](https://secure.diary.ru/userdir/1/1/3/8/1138/54208524.gif)
- Как ты меня назвал?!..
- Согласись, "господин Волк" звучит как-то... нелепо.
Огрёб кнутом, разумеется, но не замолчал:
- Если бы я был на твоём месте...
- Ты не будешь на моём месте.
- ...Мне было бы противно, если бы меня так называли.
С точки зрения Мал-Нахты, быть рабом-надсмотрщиком было более унизительной участью, нежели рабом в забое. Он чуял в Волке воина, впустую растрачивающего свой потенциал, и потому именно его надеялся спровоцировать на поединок - попутно уговаривая Вештэ не вмешиваться. Рыжий Вештэ Мал-Нахте нравился: вроде тихий, незаметный, не прекословит, и оттого явно в любимчиках у надсмотрщиков, - зато не боится всем помогать. А Хономер, кажется, именно про Мал-Нахту заявил в тот момент, что "этого" больше лечить не будет, раз у него язык без костей, - что Мал-Нахту полностью устраивало. На угрозы Волка отрезать ему язык он отвечал, что и жестами вполне сумеет объясниться.
После перерыва рабов снова построили, и Шаркут сказал, что ему нужны добровольцы на некое опасное дело. Резоуст вызвался сразу, а Мал-Нахта сказал, что смотря что за дело. Шаркут объяснил, что нужно сходить на двадцать девятый (кажется) уровень и посмотреть, что там за Хозяйка такая, считающая, будто рудник принадлежит ей, - если, дескать, не боитесь.
- Да кто же баб боится? - поинтересовался Мал-Нахта. Все засмеялись.
- А меня ты, значит, не боишься?!.. - спросила Вилия.
- А ты не баба, а красивая девушка.
Вилия комплимент оценила, потянулась погладить Мал-Нахту по щеке, - тот для порядка клацнул зубами: обижать женщин он тоже не хотел.
Затем Мал-Нахту снова перебросили на второй забой, вместе с Динарком и Мхабром. Забой оказался уже иссякшим. Сперва Мал-Нахта спросил, почему бы не сообщить об этом, - но затем подумал, что иссякшему забою могут и в жертву кого-нибудь захотеть принести. А у него в кармане уже было камней на норму, так что сообщение можно было и отложить. В результате мы долгое время сидели и ничего не делали. Сначала Динарк попросил Мал-Нахту рассказать о своей родной степи - так, словно прощаться с ним собрался и хотел запомнить побольше. С одной стороны, говорить о табунах, о серебряных ковылях и звёздах - перехватывало горло. Но с другой - Мал-Нахта был благодарен Динарку, потому что об этом нельзя было забывать. Нельзя было привыкать к неволе, даже если справляешься и не страдаешь.
Затем пришла лозоходка Каттима [Ведьма] - да, у нас была фем-версия Каттая, потому как не все играют кросспол, - и о чём-то долго говорила с Динарком, Мхабром и прибившимися из соседнего забоя рабами. Мал-Нахта за широкой спиной Динарка толком не слышал, о чём они говорят, и просто грел уши на все разговоры на полигоне разом. Так он услышал, что Вештэ вспомнил своё настоящее имя - и когда назвал его Резоусту, тот на него как на призрака посмотрел (да, они оказались разлучёнными в детстве братьями). Услышал, как Динарк уговаривает Каттиму хотя бы попробовать побыть свободной, чтобы узнать, каково это, - и только тогда делать выбор между волей и неволей. Каттима что-то говорила о Тьме - и когда она ушла, Динарк пересказал Мал-Нахте, что она предлагала открыть железные ворота и выпустить Тьму с нижних уровней, чтобы та пожрала все Самоцветные горы. Мал-Нахте такая идея совсем не понравилась, да и в целом он не доверял местным духам: там, где много крови и смертей, может водиться только нечисть. Динарк согласился, что рабство придумали люди, - значит, люди и должны это искоренить, не привлекая посторонние силы.
- Наши боги - тоже воины, - сказал Мал-Нахта. - Поэтому мы редко обращаемся к ним: негоже воинов отвлекать по пустякам.
Ещё Динарк рассуждал, что духи не бывают добрыми и злыми сами по себе, - просто здесь их территория, а люди пришли и стали добывать камни, и духам это не могло понравиться. И вообще в этих горах встречаются рядом камни, которые не должны зарождаться в одном и том же месте, - словно кто-то смял и смешал пласты земли. И чем ниже уровни, тем в них жарче, - словно рудник подбирается к самому горячему сердцу земли.
- Не стоит людям кровь земли так много пить, - заметил Мал-Нахта.
- Люди жадные, - откликнулся Динарк. - Разве всем нам не хочется взять в бою побольше добычи? Тебе какой самый лучший трофей доставался?..
Мал-Нахта хотел сказать, что с землёй воевать не стоит, она вроде как мать нам всем, - но вместо продолжения философии рассказал, как однажды взял в бою коня: огромного, вороного. Динарк - он прежде был наёмником и считал, что наёмники не бывают бывшими - сказал, что как-то раз увёз в качестве трофея девицу, а она сбежала. Значит, не люб ей был, прокомментировал Мал-Нахта и рассказал анекдот про "вы опять прошли по кругу". У Мхабра же висел на шее клык льва, которого он добыл как вождь своего племени. Мхабр говорил, что попал в рабство из-за предательства, и что врагам, с которыми он воевал, помогали "полосатые колдуны" - жрецы Близнецов в красно-зелёном. Динарк всё говорил, что мономатанские вожди - сильные шаманы, и что Мхабр мог бы
- Ты хоть льва-то хоть раз видел? - поинтересовался Мал-Нахта у Динарка.
- На картинках видел. У него ноги заплетены квадратом... Наверное, поэтому его Мхабр и победил.
А Мал-Нахта рассказывал всем, с кем зависал в забое (сначала Вештэ, теперь вот Динарку), что должен или выйти на свободу, или хотя бы погибнуть в бою, - потому что тех, кто погибает в бою, крылатые кони уносят на остров Яблок, а тот, кто умер невольником, и на острове Яблок будет прислуживать, потому что не смог отстоять свою свободу. Рассказывал, что его взяли в бою: вельхи воюют с сегванами (распри начали ещё пращуры, так что уже давно не важно, кто первым начал), Мал-Нахте достался достойный противник - сильный и умелый, - и погибнуть в схватке с ним было бы честью. Но вместо этого Мал-Нахта получил мечом плашмя по голове, а очнулся уже связанным и проданным в рабство. Динарк согласился, что тому противнику там, где все однажды встретятся, никто не подаст руки - а то и плюнут под ноги.
- А ты хотел бы встретиться с другими своими врагами на острове Яблок? - спросил он.
- Мы встретимся, - ответил Мал-Нахта. - Будем пировать вместе, мериться силой, мириться и пить. Там ведь больше нечего будет делить.
- А женщины на острове Яблок есть?
- Конечно, есть.
- А говоришь - делить будет нечего!..
Посреди третьей "смены" Шаркут отправил шестерых в экспедицию: шли Волк и Пёс, Вештэ, Каттима, кто-то ещё. Резоуст напомнил, что вызывался добровольцем, но ему сказали, что его шанс отличиться будет потом (голосом Каневского: никакого другого шанса, конечно же, не было). Мал-Нахта удивлялся, почему должны были идти именно шестеро: Шаркут хотел проверить, что ли, уведёт ли такую разношёрстную компанию Рудокоп?.. После перерыва на трогательное прощание Волка и Вилии рудничный быт возобновился, оставшиеся - остались скучать. Тогда и расхитили со стола рыбок и камней горстями, а игротехи ещё и провесили-таки в наш иссякший забой новую верёвку, на которой было много красивых прозрачных камушков, и не было обвалов. Мал-Нахта так залюбовался тремя камнями на ладони, что Динарк заподозрил, вдруг он не только воин, но и мастер. Но нет: дядя Мал-Нахты был кузнецом, а с камнями вельхи толком не работали. Ещё Динарк отравился крысой (а Мал-Нахта говорил, что белые крысы выглядят как-то нездорово!)), блевал в отвал, и Хономер приходил его лечить: давал пилюлю и пускал кровь. Мал-Нахта спрашивал, не оставит ли им Хономер запас своих корешков, а то он уйдёт, а рабы с крысами останутся, - но жрец его проигнорировал. Заодно Мал-Нахта узнал, что Хономер - сегван, как и Аргила.
В конце концов, закончилась и эта верёвка. В рамках убийства времени Мал-Нахта предложил спеть что-нибудь за работой. Динарк сказал, что не знает песен его народа, и Мал-Нахта ответил, что надо вспомнить что-нибудь, что знают все. "Вихри враждебные", предложила Хэльвдис. НЕТ ПРОСТО НЕТ ФУ ПРЕКРАТИ, заорал я шёпотом, после чего сразу вспомнил подходящий вариант. И мы вдвоём спели хором "Ой, то не вечер", и надсмотрщики даже не стали это прерывать
![:cool:](/picture/1164.gif)
Тут надо сделать ремарку, что где-то в начале игры Аргила притащил и раздал всем охапку чипованных поролоновых камней (чип означал, что камень можно использовать как оружие не только для ловли крысы). С тех пор этот камень тоже лежал у меня в карманце. Говорили о том, что когда в перерыве надсмотрщики будут ходить по одному-по двое, можно будет их оглушить, добить и сбежать. Мне как игроку не очень нравилась эта идея, поскольку в правилах было чётко сказано, что кулуарки на игре нет. В чате потом спрашивали, можно ли оглушить и добить, и ответ мастера был неопределённым: вроде и можно, а вроде и не ищите лазеек в правилах. Ни да, ни нет. Я ещё спросил, а чем добивать-то, - на что мне ответили, что можно снять нож с оглушённого. Также я, памятуя тот "Рудник", на котором когда-то игротешил, предпочитаю считать, что присутствующие в пространстве игры "во плоти" надсмотрщики, будь то игроки или игротехи, - НЕ единственные надсмотрщики на руднике. И если они отвернутся, уйдут, будут без сознания/связаны/мертвы, - сбежать из рудника всё равно НЕ получится, потому что на пути к выходу будут ещё сотни надсмотрщиков. Так что я решил, что это игра про, так сказать, индивидуальный бунт, а не коллективный. И пожалел об отсутствии кулуарки только потому, что Динарк не мог, аки Лея, задушить цепью купившего его Хономера
![:rolleyes:](/picture/1483.gif)
Вскоре после возвращения экспедиции Шаркут задался вопросом, где Вештэ. Мал-Нахта тоже давненько не видел рыжего. Шаркут быстро догадался, что Вештэ выкрал ключ от ворот, за которыми заперта Хозяйка Тьма (вернувшийся Волк
![:vv:](/picture/12203805.gif)
И вот - Волк заявил Шаркуту, что пообещал перед вратами Тьмы, что освободит шестерых рабов, иначе экспедиция не вернулась бы живой. Шаркут искренне удивился, как Волк мог такое обещать, сам будучи рабом и не имея никаких полномочий освобождать чужих рабов: раз обещал - значит, нап#$дел и может теперь расплачиваться за это собственной шкурой. Тут уж Мал-Нахта не выдержал - встал в полный рост, перегнулся через стол, позвал Волка по имени, без всякого "господина":
- Волк! Есть способ хотя бы одному выйти на свободу, и ты его знаешь!
Но Волк его не слышал, так что я пошёл в обход стола, чтобы подойти вплотную и повторить идею поединка. Мал-Нахте было уже всё равно, кто станет свободным: он или Волк, - главное, чтобы двумя рабами стало меньше. Но на полпути к Волку его перехватили и куда-то повели. Уводили всех рабов, гуськом, друг за дружкой, - а безногого Динарка и раненого Вештэ, видимо, несли. Мал-Нахта спрашивал, куда, но ему не отвечали. Наверное, надо было не идти, - но я подумал, что это возможность взглянуть на мистику (а то я вообще игротехническую Хозяйку Тьму в лице Айриэн не видел, а это вроде как галактика игры, даже отражённая в названии) и вернуться. Увы: рабы прошли сквозь стену и оказались на острове, где росли яблони. Когда Динарк сказал, что это похоже на остров Яблок, о котором он рассказывал, Мал-Нахта охренел во весь рост: он ещё слишком молод, чтобы умирать! И попадать сюда вот так, без боя, - неправильно! Он протолкался к еле живому Аргиле, который всех и провёл, и спросил, сможет ли тот вернуть его обратно, - но Аргила не мог. Динарк даже просил не обижать мальчишку, который всех спас, - но Мал-Нахта и не хотел обижать. У него просто было чувство украденной битвы.
Прежде всего Мал-Нахту интересовало, можно ли выбраться с этого острова и вернуться домой. Кто-то говорил, что это другой мир, а кто-то - что здесь вполне себе живут обычные, живые люди. Наконец, Пёс (так и не ставший Волкодавом) прояснил, что это Беловодье и что никто не умер, это просто далёкая земля. Динарк тут же деловито заявил, что нужно сперва перезимовать, построить дома, а потом уже строить драккар (ещё бы: он-то, безногий, строить не будет, только командовать)). Мал-Нахта сказал, что будет охотиться - и больше никогда не возьмёт в рот ни одной крысы. И, конечно, самоцветов по карманам у сбежавших рабов осталось столько, что можно будет вернуться по домам, не тратя время на заработки. На том и закончилась игра. В то же время на руднике Волк, получив прощение от предка, обернулся волком и убежал в направлении родного леса, - а Шаркут, видя, что дело всей его жизни разрушается, съел все запасы серого порошка и остался умирать. Может, станет очередной рудничной нечистью. Тысячный случай, когда персонажи, предполагавшиеся быть угнетателями, оказываются в той самой позиции play to lose, тогда как угнетённые празднуют победу. А хочется наоборот
![:nope:](/picture/1165.gif)
Собираясь и обнимая людей после игры, я забыл в "Беловодье" свои крутые крафтовые кандалы, которые там снял, - и Воробей привезла их к Саюри, поскольку живёт недалеко от Манула, избавив меня от необходимости ехать в воскресенье на Ваську. А об обратной дороге из Озерки-сарая я уже писал
![:vv:](/picture/12203805.gif)
Нынче определилась дата следующей игры Манула, по Метро 2033. И отвалился мой муж в лице Орин
![:(](/picture/1146.gif)
![:sunny:](/picture/2430135.gif)
@темы: поржать и убежать, friendship is magic, соседи по разуму, ролевиков приносят не аисты