Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
Я чуть было не решил, что игра в среду, - уже привык к средам
Зато заранее скачал скайп, проверил настройки звука. И в дискорде, и в зуме, и в скайпе это происходит примерно одинаково: запускаешь проверку, говоришь раз-раз в микрофон, и если тебе после этого в наушники воспроизводят твой голос - значит, всё ок. И вот в четверг Корнелия начала в скайпе созвон, а я всех вижу - и никого не слышу. Слышу только себя - в наушниках дублируется мой голос, хотя в норме при созвонах так не происходит. Пришлось возвращаться в дискорд и снова играть без видео, чтобы Вера не вылетала. А это дерьмо, которое скайп, я снесу, - а то в прошлый раз, ещё лет пять назад, из него как из дыры полезли вирусы, и на некоторое время это стоило нам компа. Больше рисковать компом мне не хочется. Может, если припрёт, ещё гугл-мит попробуем или созвоны в телеге.
Кажется, КПД этого хода кампейна целиком заключался в том, чтобы насмешить мастера
Но это тоже важно! В расследовании мы не особенно продвинулись, зато запоминающихся лулзов хватит надолго. Суфлёр из могилы и простыня с подсветкой!.. (Нет, правда, почитайте. Это очень смешно.))
Отперсонажный отчёт НайджелаЯ неплохо выспался с примочкой на ране. Наступила пятница, рыбный день. Наутро за завтраком оказалось, что до остальных подмастерьев также уже дошли свежие слухи, и они обсуждали их, хоть и не всерьёз:
- А может, и правда Агнес Лу убил? Он не местный, чудной...
- Да он же и мухи не обидит, - лениво возразил я.
- Зато вон какой здоровый! Из такого, как ты, мигом дух вышибет!
- Если только захочет, - заметил я.
- Но у него есть возможность! А желание может и появиться. Это он обычно тихий, а ну как что в голову взбредёт, - резонно заметил старший подмастерье. - Вот если бы не было возможности, тогда он при всём желании не смог бы никого убить.
Мастер был, конечно, не против, чтобы я пошёл на похороны Агнес. Из дома семьи Роуз, где были произведены последние приготовления, слуги несли гроб на церковное кладбище. За гробом шли женщины: мистресс Роуз в чёрном, Маргарет и Джу в накидках, сшитых накануне, и ещё несколько местных девиц. Следом - отец Агнес с чёрной лентой на шляпе, Билли и его родители - неслучившаяся новая семья Агнес. Лу с тётушкой был в толпе, собравшейся возле церкви, и время от времени принимался плакать. Тётушка, похоже, не хотела здесь быть и чувствовала себя не в своей тарелке в чужом приходе, среди малознакомых людей, - она явно пришла из-за Луиса. Сэра Роланда видно не было, как и мистера Роджера. А людей из нашего прихода было много, и в пёстрой толпе - не каждый мог позволить себе траур - выделялись три фигуры в чёрном.
Одной из этих фигур был древний старик, сэр Джон ди Гонн. Прозвание "сэр" он носил не потому, чтобы его когда-то посвящали в рыцари, а потому, что он остался последним монахом Августинского аббатства, что находилось когда-то за стенами города, но давно уже лежало в руинах. Сэр Джон обитал в нищенском квартале под городской стеной и жил на пособие от городских властей, а на похороны приходил, по всей видимости, ради дармовой еды и выпивки: вот и в этот раз олдермен Роуз обещал поминки в "Вернике". Второй фигурой был наш учитель - это у его покойной жены Агнес когда-то училась грамоте. Но он всегда был в трауре по жене со времён её смерти, хоть и умерла она уже давно - ещё до Пасхи, после долгой болезни.
Когда хоронят незамужних девиц, на могилу часто приносят цветы, - но в руках только двоих людей мы с приятелями заметили розы. Розы были у третьего человека в чёрном - у Джона, жениха Мэг: наверняка он снова обнёс сад архиепископа. Я слышал о нём как о весьма религиозном человеке. Ещё одну, одинокую розу принёс монах сэр Джон. Уж он-то наверняка не смог бы залезть в сад архиепископа, и тем паче не смог бы эту розу купить. Тогда где он её взял?.. Впрочем, он мог навещать руины своего монастыря, где могли оставаться розовые кусты.
- Может, напоить жениха?.. - задумчиво шепнул нам Мэтт, кивнув в сторону Джона.
- Насколько я помню, во время убийства он был со своей невестой, - возразил я.
- Если никто не врёт. - да, я сам уже не знал, кому верить. Лу также мог удрать от тётушки и забыть об этом, - и тётушка будет выгораживать племянника, а Мэг будет выгораживать жениха.
- А был ли он на матче? - вдруг спросил Лоренс. - Он был с невестой на спектакле. А судя по состоянию тела, Агнес скорее убили во время матча.
- Вот об этом его можно и спросить, - признал я.
- Это даже не будет выглядеть подозрительно, - оживился Лоренс. - Подойду и спрошу у него, видел ли он, как мы команду Билла в футбол порвали...
- Прекрасный вопрос на похоронах, - остудил его пыл Мэттью.
- А что? Я могу напомнить ему о том, что в мире есть не только скорбь, но и радость! - не сдавался Лоренс.
- И пиво, - добавил Мэтт. - Без пива никак не обойтись.
Могила была выкопана заранее. Наш священник, никогда не отличавшийся красноречием, что-то кратко пробубнил. Детский хор запел положенные гимны - и Томми был в его рядах. Я был рад видеть, что он больше не рыдает по поводу и без.
- Говорят, преступники приходят на могилы своих жертв, - зашептал Лоренс. - Может, посыпать вокруг могилы песком?..
- И что ты увидишь, кроме следов подошв?.. - удивился я.
- Можно посыпать, например, мукой и смотреть не только на следы, но и на обувь.
- А может, лучше устроить за могилой слежку? - Мэтт предложил более простой вариант. - Попросим детей играть на кладбище днём и ночью и присматривать за могилой. Тогда, если нас поймают, мы сможем отболтаться. А если тебя поймают рассыпающим вокруг могилы муку или соль, то точно обвинят в колдовстве, и отболтаться уже не получится.
- Поэтому я рассчитываю на то, что меня не поймают! - заявил Лоренс. - И вообще, я не знаю таких демонических ритуалов, чтобы вокруг могилы муку рассыпать...
- А какие ты знаешь?.. - с подозрением спросил я.
- Никакие не знаю! Я легенды слышал.
- Отойди от меня.
- Но подошвы у всех одинаковые, - Мэтт повторил то, что уже высказал я в самом начале. - Мы сможем узнать по следам разве что размер стопы. Мне кажется, объём информации, которую мы получим, несопоставим с сопряжёнными рисками.
- И мне говорит о рисках тот, кто предлагал нам вломиться в морг?! - обиделся Лоренс.
- Я не предлагал ломиться в морг, - парировал Мэтт. - Это вы поспешили с выводами.
- Вы сейчас тоже поспешили!..
Я переводил взгляд с одного на другого и всё ждал, когда они подерутся. Прямо на похоронах.
- Зря мы не догадались нанять актёров, чтобы разыграть сценку на похоронах, - посетовал Мэтт.
- Актёры на похоронах - это плохая идея, - заметил я. Лицедеев даже хоронили за церковной оградой, если только за покойного не вступался какой-нибудь именитый покровитель. А уж за вмешательство развлечений в церковный обряд можно было порядочно поплатиться. К тому же я сомневался, что лондонская труппа, отказавшаяся играть устаревшую пьесу даже на празднике у мистера Роджера, согласится выступать на кладбище. Мы не найдём таких денег, чтобы нанять их на такое.
- Смотря какую сцену, - не согласился Лоренс.
- Какой бы запустить слух, чтобы убийца захотел прийти на могилу... - вслух рассуждал Мэттью.
- Можно распустить слухи о неупокоенном призраке! - осенило Лоренса. - Если убийца совестливый, то он захочет прийти посмотреть.
- Тогда это нужно будет сделать завтра, - заметил Мэтт. - И эта твоя идея нравится мне больше, чем предыдущая.
- То есть ты думаешь, что если я буду говорить о призраке, меня не обвинят в колдовстве?!.. - удивился Лоренс.
- А кто докажет, что ты его правда видел, а не перепил? - пожал плечами Мэтт. - А вот если тебя поймают за руку рассыпающим что-то вокруг могилы... Но, для убедительности, нам нужен призрак. Как бы его изобразить?..
- Накрыться простынёй? - усмехнулся я.
- Наймём актёров, или сами? - всерьёз подхватил эту мысль Мэтт. Все тут же забыли о риске быть обвинёнными в колдовстве.
- А насколько ты им доверяешь? - спросил Лоренс. - Они могут и растрепать.
- Я никому не доверяю. Я думаю, кто лучше справится с задачей.
Мы переглянулись. Дик был слишком широкоплечим, я - слишком мелким. Достаточно высокий и жилистый Лоренс подходил на роль девицы лучше всего.
- Раз я предложил, то, видимо, мне и быть, - смирился Лоренс с этим молчаливым выбором.
- Под простынёй силуэт не виден, - заметил Мэтт.
- Единственное, что меня смущает, - это волосы...
- С головой простынёй накроешься, - посоветовал я.
- Ну, значит, кто придумал, тот и пойдёт, - подытожил Мэтт.
- К тому же у меня больше шансов убежать, если что-то пойдёт не так, - добавил Лоренс, взглянув на меня. Моя нога больше не болела, но я всё ещё немного прихрамывал. - Раз объясниться, если меня поймают, не получится, - я буду делать ставку на то, что смогу убежать.
Похоже, сегодня Лоренс приготовился играть по-крупному и рискнуть всем. Неужто его так допекло то, что мы никак не могли добиться справедливости для Агнес?..
Затем мы решили, что явление призрака нужно будет отрепетировать, дабы никому не пришлось быть суфлёром из могилы, подсказывая Лоренсу, что делать и что говорить. А я сказал, что смогу смастерить какие-нибудь волшебные огоньки, чтобы простыня выглядела более пугающей, - простыню с подсветкой. Такого я точно ещё не делал!..
- Предлагаю выпить на поминках и начать болтать, - сказал Мэтт. - О том, что раз убийцу так и не нашли, то наверняка появится призрак и будет требовать справедливости.
Похороны подходили к завершению. На нас, то и дело шушукавшихся в сторонке, несколько раз шикали тётушки, но особенного внимания не обращали. Незнакомых лиц не было, никто не вёл себя подозрительно... Могилу закопали, Билли зарыдал. Все начали расходиться. Лу рвался к могиле с яблоком в руке, но тётушка остановила его и увела.
- Нам нужно яблоко! - заявил Лоренс, пронаблюдав за этим.
- И роза, - добавил я.
- Вы собираетесь подпускать убийцу настолько близко?.. - усомнился Мэтт. - В темноте не будет видно.
- Я всё ещё напоминаю, что убийца вложил яблоко ей в руку нарочно, - настаивал Лоренс. - Значит, оно что-то значило. Яблоко - это важно.
- Давайте определим последовательность, - подвёл итог Мэтт. - Сплетня, простыня, яблоко, роза. И нужно успеть до вечера.
И мы пришли в "Вернику" на поминки. В таверну набилось много народа, хоть и не все дошли до неё с кладбища, - и гости разбились на компании в зависимости от своего возраста и положения в обществе. Чтобы сплетню услышали все, Мэттью предложил разделиться. Сам он пошёл к той компании, где беседовали люди поприличнее - супруги Роуз и учитель. В другом конце зала сидели Билли с приятелями, но я увидел злопамятного подмастерья кузнеца и не стал соваться, - к ним направился Дик. Я же пристроился к компании бедноты, где пил монах Джон, - мои приятели рассудили, что и ему также стоит услышать про призрака. Архиепископского слугу Джона, в окружении его друзей и подружек его невесты, взял на себя Лоренс. Бедняки приняли мою тему для разговора с энтузиазмом и принялись припоминать всяческие фантастические истории и делиться слухами. Но сэр Джон переплюнул их всех:
- Говорят, одна матушка видела, как на развалинах аббатства встречаются Томас Беккет, Томас Мор и Томас Кромвель, и все - без головы!..
Я не стал говорить о том, что безголовый Беккет звучит несколько богохульно. Поминки подходили к концу, тётушка Луиса тихонько увела его пораньше, старик Шоу быстро надрался. Люди начали расходиться. Мэттью позвал нас идти за простынёй к нему домой - в единственное место, где мы могли достать достаточно белую простыню. Однако, вопреки его ожиданиям, свежевыстиранное постельное бельё уже не висело на верёвках во дворе: его высушили и убрали в сундук. И в доме было отнюдь не безлюдно: родителей Мэтта не было видно, но слуги сновали по своим делам.
- Нужно всех отвлечь, - распорядился Мэтт. - Чтоб смотрели на улицу, пока я буду доставать простыню. Придумайте что-нибудь, делайте что хотите, хоть свинью ловите...
- А у тебя свиньи есть? - заинтересовался Лоренс.
- Есть. Но давайте пока не будем их выпускать? Если только вы мне не обещаете, что точно их всех поймаете.
Я не мог такого обещать, потому предложил другой вариант:
- "Караул, грабят"?..
- Тогда весь квартал сбежится, - возразил Мэтт. - Вы можете устроить драку...
- Этому точно никто не удивится, - усомнился я.
- Смотря насколько артистично вы будете драться!..
- Я бы всё же поберёг артистизм до сегодняшней ночи, - осторожно отказался Лоренс. Прозвучало несколько двусмысленно.
- И лицо тоже, - добавил я.
- Под простынёй лица не видно, - отрезал Мэттью.
- А что у тебя с соседями?.. - задумчиво спросил Лоренс.
- Приличные люди у меня соседи, торговцы. Занимаются сейчас полезными делами, не то что я тут с вами... - вздохнул Мэтт. - А ещё вы можете спеть серенаду под окном. Как в Италии, или где там их под балконами поют.
- Я могу, - пожал плечами я. - Но это будет очень плохо.
- А та девица, за которой ты следишь, сейчас дома? - уточнил Лоренс.
- Я за ней не слежу, с чего ты взял?.. - удивился Мэтт. - И она за мной, надеюсь, тоже не следит. Но да, она дома сидит, куда она денется.
- Той девице я петь не буду, - открестился я. - А то мало ли что!..
Девица Сьюки, насколько я помнил, была с младенцем, - и не хотелось бы ненароком сойти за его блудного отца.
- Можешь петь моей сестре Аурелии, - предложил Мэтт. - Тебя всё равно на ней жениться не заставят, ты слишком нищий.
- Я бы ещё посмотрел!.. - возмутился я.
- Ничего, мы тебя, если что, из-под венца украдём, - пообещал Мэтт доверительно.
- Я тоже могу спеть, - предложил Дик. - Если меня захотят женить, я и уплыть могу.
- Ты даже можешь сначала жениться, а потом уплыть, - добавил я. Я не стал говорить этого вслух при Мэттью, но Аурелии, не отличавшейся красотой, как раз подошёл бы такой муж, как капитан дальнего плаванья. Или хотя бы юнга ближнего.
- А какое, ты говоришь, за неё приданое?.. - полюбопытствовал Дик.
Наконец, Мэтт отправился на дело в свой собственный дом, а мы втроём изобразили импровизированный оркестр: Лоренс насвистывал на флейте, я бренчал какими-то нашедшимися в карманах железками, а Дик исполнял в адрес Аурелии популярную народную песенку о любви. Представление имело ошеломляющий успех: одни девицы выбежали во двор, другие свешивались из окон, и даже Сьюки - я понял, что это была она, при виде незнакомого девичьего лица - выглянула в окно. Аурелия прослезилась. Соседи аплодировали. Кажется, Лоренс удержался от ехидных комментариев только потому, что рот у него был занят. Флейтой.
Некоторое время спустя к нам присоединился довольный Мэтт после успешной охоты и заявил:
- Возьмём всем по пинте пива - и пойдём смотреть на волшебные огонёчки. А Дику - две!
- Эй, а мне?!.. - возмутился Лоренс.
- А тебе не дам! - заявил Мэтт. - Ты накануне выхода призраком Агнес должен быть с трезвой головой.
- Иначе будет похмельный призрак, - добавил я. - Правильного зеленоватого оттенка...
Щедрый Мэтт взял пива, а я зашёл в мастерскую и взял всё необходимое для подсветки, и прежде всего - запас осколков негодных зеркал, которые ещё годились на то, чтобы отражать свет. Я мог бы работать прямо в мастерской - никто бы этому не удивился, даже если со мной были бы товарищи, - но Мэтт справедливо не хотел, чтобы кто-нибудь видел простыню. А днём в мастерской, где работали другие подмастерья, не удалось бы отыскать уединённого уголка. Мэтт предложил уйти за город, где нас наверняка никто не увидит.
- Но там же якобы разбойники, - возразил Лоренс.
- В каком смысле - "якобы"?.. - удивился Мэтт. - Ты что, сомневаешься, что на нас нападали разбойники?
- Ну так они ведь уже мертвы.
- Но остались те, кто их прирезал, - напомнил я.
- А может, они только притворялись разбойниками, - принялся усложнять Лоренс.
- Если кто-то выглядит как разбойник и ведёт себя как разбойник - то, наверное, это разбойник, - укоризненно возразил я.
- Но мы же не знаем, кто их прирезал!.. - не сдавался Лоренс.
И остаток пути до городских ворот Лоренс и Мэтт провели в дискуссии об определении понятия "разбойник": называем ли мы так только того, кто грабит на большой дороге, или любого преступника, или... Я особенно не прислушивался. Казалось, они, увлечённые спором, даже не замечали, куда идут, - и так Мэтт машинально привёл нас к кургану. Там можно было спрятаться от посторонних глаз на том склоне, что смотрел на городскую стену.
Устроившись на траве, я занялся изобретением подсветки, а Мэтт мне подсказывал. Сперва я думал, что зеркала будут отражать свет свечи или уголька, спрятанной в банке, - но Мэтт отмёл эту идею, сказав, что им с Диком придётся тащить на кладбище по ведру воды на случай, если банка разобьётся и простыня загорится. Тогда я решил сделать что-то наподобие театрального прожектора, который будет улавливать свет луны и звёзд - ночи нынче стояли ясные - и освещать фигуру призрака со стороны несколькими рассеянными лучами, делающими её более размытой. Пока я мастерил, Лоренс и Дик примеряли простыню и решали, где вырезать отверстия для глаз.
Прожектор получился просто отличным. Мне подумалось, что если наше представление на кладбище случайно соберёт пол-города и будет иметь не меньший успех, нежели исполнение серенады, - то труппа лорда-камергера точно захочет принять нас в свои ряды. Лоренс, облачившись в простыню, принялся расхаживать перед нами, стараясь изобразить походку девицы и в то же время выглядеть устрашающе.
- Я трагичная, умная, прекрасная дева... невинно убиенная... - завывал он, и тут его взгляд упал на Мэтта, который допивал последнюю пинту пива. - Я тебя сейчас придушу!..
- Невинные девы не душат! - запротестовал Мэтт.
- Кто поможет мне стать трагически убитым? - спросил Лоренс, оглядывая своих зрителей в поисках советов.
- Это уголовно наказуемо, - напомнил Мэтт.
- Ты и так уже должен быть наказан! Последнее пиво выпил!
И Лоренс продолжил репетировать, как он призовёт убийцу к ответу. Смотрел он при этом пронзительным взглядом из-под простыни на Мэтта, как если бы хотел призвать к ответу именно его. В какой-то момент я понял, что мы оказались прямо на том месте, где нашли мёртвую Агнес, и по спине пробежал холодок. Лоренсу, должно быть, тоже стало не по себе, и он уверенно дал зарок:
- После кладбища - точно напьюсь!
- У нас деньги заканчиваются, - предупредил Мэтт.
- Что, уже?!..
Мы так увлеклись, что не заметили, как начало смеркаться. Колокола зазвенели к вечерне.
- Нам же ещё нужно яблоко! - спохватился Лоренс.
И тут я вспомнил, что у меня в кармане всё ещё лежало яблоко, сорванное в саду тётушки Луиса. Я планировал показать его старухе-ведьме и спросить, сможет ли она отравить его так, чтобы можно было усыпить девицу, - но в последние дни мне было явно не до визита к ведьме. Вот яблоко и пригодится, пока я его не съел.
- Осталось достать розу.
- Так у тебя же есть роза! - вспомнил я, взглянув на Мэтта. - Из сада мистера Роджера.
- Она уже подвяла.
- Покрасить можно! - предложил я. - И вообще, в темноте не видно, какого цвета роза.
- Значит, у нас уже есть всё, что нам нужно?..
Я испытал странное ощущение, словно мы собирали все эти предметы только для того, чтобы использовать их сейчас. Чтобы они оказались здесь, на месте преступления. Но ведь мы делали это не нарочно, и мы вполне могли и без всякого расследования побывать как в гостях у мистера Роджера, так и во дворе тётушки Лу. Значило ли это, что у убийцы яблоко и роза также могли оказаться совершенно случайно, и вовсе ничего не значили?..
- Я знаю! - вдруг осенило Лоренса. - Я знаю, чего ещё нам не хватает! Нам не хватает камня!
- Ты в чём его держать будешь? - проявил скепсис Мэтт. - У тебя что, три руки?
Я живо представил себе призрака Агнес вроде статуи святой мученицы, держащей в руках наглядные атрибуты своей смерти.
- А роза будет в декольте, - предложил я.
- У меня нет декольте! - возразил Лоренс. - Потому что нет груди.
- Это тоже можно сделать!.. - и моя фантазия устремилась было куда-то в направлении двух небольших корзин или кочанов капусты.
- Можно уронить камень неподалёку, - предложил Лоренс.
- Я бы не стал так рисковать, - усомнился Мэтт. - Что если он захочет повторить и убить Агнес ещё раз?
- А тебе не кажется, что уже как-то поздно думать о риске, когда мы уже затеяли всё это, и если нас всех поймают, мы не сможем это объяснить?!.. - воскликнул Лоренс. - К тому же призраков изгоняют, а не убивают.
Я подумал о тонкой разнице между благородным риском и откровенным самоубийством, но не смог её сформулировать, и потому просто предложил:
- Давайте всё-таки не будем предоставлять оружие прямо в руки убийцы. Не выпускай камень из рук.
- Думаю, нам нужно разделиться, чтобы осматривать периметр, - предложил Лоренс. - И подавать сигналы, если кто-то появится.
- Убийца может увидеть призрака и убежать с воплями, - рассуждал Мэтт. - А если он захочет напасть, тогда мы тоже убежим, но без воплей. Какие ещё могут быть варианты?.. Если мы хотим схватить убийцу, нам понадобятся палки и верёвки.
- Чтобы его схватить, нам нужен отвлекающий маневр, - предложил Лоренс.
- Все умеют ухать совой? - спросил Мэтт.
- У-ху, - ответил я. - Я буду сидеть в кустах с прожектором и смогу отвлечь убийцу, если что.
- Тогда ухаем один раз, если кто-то появится, и два раза, если надо бежать, - решил Мэтт.
- Но мне нужен камень, - вернулся к своей идее Лоренс. - Соответствующий тому, который использовал убийца.
- Ночью не видно, какой у тебя камень, - возразил Мэтт.
- Можно и на кладбище подобрать булыжник, - посоветовал я. - Ограда церковного кладбища уже старая и разрушается.
- А всё-таки что мы скажем, если попадёмся? - спросил Мэтт и вдруг бросился внимательно осматривать простыню прямо на недоумевающем Лоренсе. Я не сразу догадался, что он искал монограмму, но не нашёл: видимо, её ещё не успели нашить.
- Если я попадусь, я просто всё бросаю и убегаю, - пожал плечами Лоренс.
- А мы можем сказать, что мы караулили призрака, - предположил Мэтт.
- Скажите, что кто-то из вас был влюблён в Агнес и пришёл с ней проститься, - предложил Лоренс. - А друзья пришли поддержать.
- Давайте это буду я, - согласился Мэттью.
- Как хорошо, что ты первым предложил!.. - искренне порадовался я. Мне совсем не хотелось отхватить от ревнивого Билли, как уже отхватил Лу. К тому же идея прощаться с мёртвой возлюбленной ночью, да ещё и в компании приятелей, казалась мне слишком странной. - Но, может, скажем, что кто-то проспорил, проиграл?..
- Точно! Если скажем, что ты проиграл мне желание, никто не удивится: все ведь знают, как я люблю играть в карты, - обрадовался Мэтт, обращаясь к Лоренсу. - Только скажи мне как юрист: это будет смягчающее или отягчающее обстоятельство? Не будет ли это означать преступление по предварительному сговору?
- Думаю, судья отнесётся с пониманием, если мы скажем, что тебе было плохо, а я тебя поддержал, - задумчиво придумывал Лоренс. - Я предложил тебе сыграть в карты, проиграл, и ты захотел, чтобы я изобразил... кстати, кого?..
- Его бабушку?.. - озвучил я первое пришедшее мне в голову.
- Бабушку в простыне?.. - усомнился Мэтт.
- Скажи, на кладбище могилы твоих родственников есть? - с энтузиазмом спросил его Лоренс.
- Ну, есть.
- Ты же упрекал меня, кажется, даже публично, в отсутствии тяги к искусству и к театру, - продолжал радоваться нашей легенде Лоренс. - Так что ты как раз мог захотеть...
- ...Чтобы ты сыграл сцену из пьесы про призрака! - подхватил Мэтт. - И Найджел нам сейчас скажет, из какой именно.
- Ты переоцениваешь мою память, - удивился я, но совместными усилиями мы всё же вспомнили пьесы, о которых нам рассказывали актёры в "Чекерс".
И вот, дождавшись наступления ночи, мы пробрались на церковное кладбище. Я с прожектором держался рядом с Лоренсом, а Мэтт и Дик, как условились заранее, заняли наблюдательные позиции за могильными камнями слева и справа от нас. Вдруг в окне домика священника зажёгся огонёк, и мы затаились, - но спустя некоторое время он снова погас. Около получаса или часа мы лежали на холодной кладбищенской земле (Мэтт ворчал, что вот где он не догадался подстелить соломки) и слышали шаги только патруля стражи, проходящего мимо с колокольчиком. Где-то ухала сова, горели звёзды, серпиком болтался в небе месяц.
Вдруг послышались приближающиеся шаги. Простой прохожий не стал бы ходить по ночам!.. Мэтт ухнул один раз, я выставил на свет звёзд прожектор, и Лоренс принялся прогуливаться рядом со свежей могилой, пока что молча. Мэтт, нагнетая атмосферу, завывал из кустов. И чего мы точно не ожидали - так это не испуганного, а радостного возгласа.
- Агнес! - это был Луис. Он двигался к Лоренсу, протягивая руки, и в одной руке он держал яблоко. - Я так хотел тебя увидеть! И вот, увидел!..
- Не подходи! - рявкнул Лоренс угрожающе и, как мне показалось, немного испуганно. Я гадал, как скоро впору будет кричать: "Помогите, насилуют!", если учесть, что Лоренс даже с камнем в руке мог не справиться с таким противником, как влюблённый Лу.
Мэтт поступил проще: вылез из кустов, подошёл к Лу и попытался его урезонить.
- Что ты здесь делаешь?.. Это не Агнес. Иди домой, - он положил ладонь Лу на плечо, и тот порядочно испугался. - Это я, Мэтт. Тебе не нужно быть здесь...
Но это не помогло: Лу оттолкнул его с дороги - не грубо, но решительно - и продолжил приближаться к Лоренсу, который себя раскрывать не торопился.
- Агнес, поговори со мной, пожалуйста! - умолял Лу. - Давай попрощаемся! Никто со мной не прощался - ни мама, ни папа, ни Жак...
- Попрощаемся, когда я найду своего убийцу! - как ведущий трагический актёр, возвестил Лоренс из-под простыни. - Знаешь ли ты, кто меня убил?..
Лу вдруг остановился, закрыл лицо руками, отступил, бормоча что-то на французском, так что мы не поняли ни слова, - и, развернувшись, убежал.
- Кто-о убил меня?!.. - вдохновенно провыл Лоренс ему вслед.
Затем мы вернулись на исходные позиции, и Лоренс, плюхнувшись рядом со мной под кустом, стал радостно спрашивать:
- Ты это видел?! Видел, да?!..
- Ну, напугали бедного дурачка ещё больше, - проворчал я. Мне стало немного жалко Лу. Он и так был умом скорбный, а после такого, может статься, только сильнее тронется. Впрочем, по здравому размышлению, его реакция на слова об убийстве действительно была несколько странной. Примерно настолько же странной, как и реакция Томми на чёрное зеркальце. Как если бы они оба что-то знали, что-то видели, но им обоим запрещали об этом рассказывать и даже об этом вспоминать...
Но, похоже, Лоренс выступал слишком громко: в окне дома священника снова зажёгся свет, скрипнула дверь, и хозяин вышел на крыльцо.
- Кто здесь?!.. - позвал он в темноту. - Стража!..
Лучше бы он был таким бодрым на своих службах днём, каким он был посреди ночи!.. Держа в руке лампу, священник пошёл будить и звать соседа. Лоренс снял с себя простыню, Мэтт дважды ухнул совой, и мы побежали к выходу с кладбища. Увы: у самых ворот церковного двора священник успел поймать меня, бежавшего последним, за шиворот. Его соседи также вывалились на улицу, да и стража, похоже, была уже близко. Оставалось лишь надеяться, что мои сообщники успеют убежать и, что важнее всего, - избавиться от простыни.
- Что это ты здесь делаешь? - поинтересовался священник и посветил мне в лицо лампой. Прожектор посветил ему в лицо в ответ. - И что это ещё за богопротивная штуковина?..
- Это призракоотпугивающее устройство! - пояснил я, прижимая к груди прожектор. - Все ведь слышали, что на кладбище призраки бродят! А призраки, известное дело, боятся света. Что же в этом богопротивного?..
- Ладно, завтра с церковным старостой и с остальными разберёмся, что с тобой делать, - с досадой решил священник.
- А можно мне домой?.. - жалобно попросил я. - Не на кладбище же мне ночевать...
- Я тебя в курятнике запру, - решил священник. - А это дьявольское устройство я заберу.
- Эй, это моё, я так старался его делать!.. - запротестовал я, вцепившись в прожектор покрепче, но священник всё равно вырвал его у меня из рук. - Осторожнее с ним, пожалуйста, не сломайте!..
Священник закинул меня в курятник, запер дверь на засов, и я ещё слышал сквозь щели в досках, как он, обсудив произошедшее с соседями - дескать, не разбойники, а всего лишь местная шпана, - ушёл спать. Едва всё стихло, как кто-то подкрался к двери, и я услышал тихий голос Мэтта:
- Эй, ты как там? Хочешь, я дверь взломаю?
- Здесь хорошо, тепло, - откликнулся я. - Не надо ломать, а то мне же потом хуже будет. Я, если что, лучше сам засов поковыряю.
Конечно, в двери курятника не было замка, и её легко можно было открыть как изнутри, так и снаружи. Я мог бы уйти и переночевать дома, а утром вернуться, - но раздумывал, не ухудшит ли это моё положение. Удирают только преступники, а я собирался стоять на том, что я ни в чём не виноват и могу рассказать обо всём. Мастер, наверное, меня хватится, - но почему-то мне думалось, что он не станет злиться и заступится за меня и моё изобретение. Зато я смогу всем сообщить, что я видел призрака! Быть может, это поможет вывести на чистую воду убийцу.
Я слышал негромкие голоса Мэтта и Дика: Лоренс за кем-то погнался, и они оставались его ждать. Дик предложил скоротать время игрой в карты, и Мэтт, конечно, не мог отказаться. Но играть под дверью курятника они не стали и ушли куда-то в кусты, так что я перестал их слышать. Я уже было почти задремал, как из-за двери послышался голос Лоренса:
- Эй, Найджел, ты тут?
- Я уж думал, вы все давно спать ушли, - удивился я. - Я тоже уже спать собираюсь.
- Тебя там не обижают?
- А кто меня обидит, куры?..
- Ну, вдруг там ещё гуси есть, - и пока Лоренс не спросил, я бы и не задумался о том, не прячутся ли гуси в темноте.
- Да вроде никто не против моего присутствия.
- Тогда ладно. А остальные где?
- В кусты ушли в карты играть.
И Лоренс тоже исчез, а я устроился поудобнее. До утренних колоколов оставалось не так много времени, и я надеялся, что меня больше никто не потревожит.
Теперь я с особенным нетерпением жду иллюстрации от Саломеи, поскольку это эпическое представление должно быть увековечено
Одна сплошная ачивка прямо-таки. И впервые за кампейн я использовал свою спецспособность к изобретательству на дополнительный куб (и вкупе со способностью Мэтта помогать - вышло четыре куба).
А под конец игры в моей чашке кофе утопился мотылёк
И как только успел, если учесть, что я постоянно хватался за чашку и отхлёбывал из неё...
![:tear:](/picture/578792.gif)
Кажется, КПД этого хода кампейна целиком заключался в том, чтобы насмешить мастера
![:gigi:](/picture/1134.gif)
Отперсонажный отчёт НайджелаЯ неплохо выспался с примочкой на ране. Наступила пятница, рыбный день. Наутро за завтраком оказалось, что до остальных подмастерьев также уже дошли свежие слухи, и они обсуждали их, хоть и не всерьёз:
- А может, и правда Агнес Лу убил? Он не местный, чудной...
- Да он же и мухи не обидит, - лениво возразил я.
- Зато вон какой здоровый! Из такого, как ты, мигом дух вышибет!
- Если только захочет, - заметил я.
- Но у него есть возможность! А желание может и появиться. Это он обычно тихий, а ну как что в голову взбредёт, - резонно заметил старший подмастерье. - Вот если бы не было возможности, тогда он при всём желании не смог бы никого убить.
Мастер был, конечно, не против, чтобы я пошёл на похороны Агнес. Из дома семьи Роуз, где были произведены последние приготовления, слуги несли гроб на церковное кладбище. За гробом шли женщины: мистресс Роуз в чёрном, Маргарет и Джу в накидках, сшитых накануне, и ещё несколько местных девиц. Следом - отец Агнес с чёрной лентой на шляпе, Билли и его родители - неслучившаяся новая семья Агнес. Лу с тётушкой был в толпе, собравшейся возле церкви, и время от времени принимался плакать. Тётушка, похоже, не хотела здесь быть и чувствовала себя не в своей тарелке в чужом приходе, среди малознакомых людей, - она явно пришла из-за Луиса. Сэра Роланда видно не было, как и мистера Роджера. А людей из нашего прихода было много, и в пёстрой толпе - не каждый мог позволить себе траур - выделялись три фигуры в чёрном.
Одной из этих фигур был древний старик, сэр Джон ди Гонн. Прозвание "сэр" он носил не потому, чтобы его когда-то посвящали в рыцари, а потому, что он остался последним монахом Августинского аббатства, что находилось когда-то за стенами города, но давно уже лежало в руинах. Сэр Джон обитал в нищенском квартале под городской стеной и жил на пособие от городских властей, а на похороны приходил, по всей видимости, ради дармовой еды и выпивки: вот и в этот раз олдермен Роуз обещал поминки в "Вернике". Второй фигурой был наш учитель - это у его покойной жены Агнес когда-то училась грамоте. Но он всегда был в трауре по жене со времён её смерти, хоть и умерла она уже давно - ещё до Пасхи, после долгой болезни.
Когда хоронят незамужних девиц, на могилу часто приносят цветы, - но в руках только двоих людей мы с приятелями заметили розы. Розы были у третьего человека в чёрном - у Джона, жениха Мэг: наверняка он снова обнёс сад архиепископа. Я слышал о нём как о весьма религиозном человеке. Ещё одну, одинокую розу принёс монах сэр Джон. Уж он-то наверняка не смог бы залезть в сад архиепископа, и тем паче не смог бы эту розу купить. Тогда где он её взял?.. Впрочем, он мог навещать руины своего монастыря, где могли оставаться розовые кусты.
- Может, напоить жениха?.. - задумчиво шепнул нам Мэтт, кивнув в сторону Джона.
- Насколько я помню, во время убийства он был со своей невестой, - возразил я.
- Если никто не врёт. - да, я сам уже не знал, кому верить. Лу также мог удрать от тётушки и забыть об этом, - и тётушка будет выгораживать племянника, а Мэг будет выгораживать жениха.
- А был ли он на матче? - вдруг спросил Лоренс. - Он был с невестой на спектакле. А судя по состоянию тела, Агнес скорее убили во время матча.
- Вот об этом его можно и спросить, - признал я.
- Это даже не будет выглядеть подозрительно, - оживился Лоренс. - Подойду и спрошу у него, видел ли он, как мы команду Билла в футбол порвали...
- Прекрасный вопрос на похоронах, - остудил его пыл Мэттью.
- А что? Я могу напомнить ему о том, что в мире есть не только скорбь, но и радость! - не сдавался Лоренс.
- И пиво, - добавил Мэтт. - Без пива никак не обойтись.
Могила была выкопана заранее. Наш священник, никогда не отличавшийся красноречием, что-то кратко пробубнил. Детский хор запел положенные гимны - и Томми был в его рядах. Я был рад видеть, что он больше не рыдает по поводу и без.
- Говорят, преступники приходят на могилы своих жертв, - зашептал Лоренс. - Может, посыпать вокруг могилы песком?..
- И что ты увидишь, кроме следов подошв?.. - удивился я.
- Можно посыпать, например, мукой и смотреть не только на следы, но и на обувь.
- А может, лучше устроить за могилой слежку? - Мэтт предложил более простой вариант. - Попросим детей играть на кладбище днём и ночью и присматривать за могилой. Тогда, если нас поймают, мы сможем отболтаться. А если тебя поймают рассыпающим вокруг могилы муку или соль, то точно обвинят в колдовстве, и отболтаться уже не получится.
- Поэтому я рассчитываю на то, что меня не поймают! - заявил Лоренс. - И вообще, я не знаю таких демонических ритуалов, чтобы вокруг могилы муку рассыпать...
- А какие ты знаешь?.. - с подозрением спросил я.
- Никакие не знаю! Я легенды слышал.
- Отойди от меня.
- Но подошвы у всех одинаковые, - Мэтт повторил то, что уже высказал я в самом начале. - Мы сможем узнать по следам разве что размер стопы. Мне кажется, объём информации, которую мы получим, несопоставим с сопряжёнными рисками.
- И мне говорит о рисках тот, кто предлагал нам вломиться в морг?! - обиделся Лоренс.
- Я не предлагал ломиться в морг, - парировал Мэтт. - Это вы поспешили с выводами.
- Вы сейчас тоже поспешили!..
Я переводил взгляд с одного на другого и всё ждал, когда они подерутся. Прямо на похоронах.
- Зря мы не догадались нанять актёров, чтобы разыграть сценку на похоронах, - посетовал Мэтт.
- Актёры на похоронах - это плохая идея, - заметил я. Лицедеев даже хоронили за церковной оградой, если только за покойного не вступался какой-нибудь именитый покровитель. А уж за вмешательство развлечений в церковный обряд можно было порядочно поплатиться. К тому же я сомневался, что лондонская труппа, отказавшаяся играть устаревшую пьесу даже на празднике у мистера Роджера, согласится выступать на кладбище. Мы не найдём таких денег, чтобы нанять их на такое.
- Смотря какую сцену, - не согласился Лоренс.
- Какой бы запустить слух, чтобы убийца захотел прийти на могилу... - вслух рассуждал Мэттью.
- Можно распустить слухи о неупокоенном призраке! - осенило Лоренса. - Если убийца совестливый, то он захочет прийти посмотреть.
- Тогда это нужно будет сделать завтра, - заметил Мэтт. - И эта твоя идея нравится мне больше, чем предыдущая.
- То есть ты думаешь, что если я буду говорить о призраке, меня не обвинят в колдовстве?!.. - удивился Лоренс.
- А кто докажет, что ты его правда видел, а не перепил? - пожал плечами Мэтт. - А вот если тебя поймают за руку рассыпающим что-то вокруг могилы... Но, для убедительности, нам нужен призрак. Как бы его изобразить?..
- Накрыться простынёй? - усмехнулся я.
- Наймём актёров, или сами? - всерьёз подхватил эту мысль Мэтт. Все тут же забыли о риске быть обвинёнными в колдовстве.
- А насколько ты им доверяешь? - спросил Лоренс. - Они могут и растрепать.
- Я никому не доверяю. Я думаю, кто лучше справится с задачей.
Мы переглянулись. Дик был слишком широкоплечим, я - слишком мелким. Достаточно высокий и жилистый Лоренс подходил на роль девицы лучше всего.
- Раз я предложил, то, видимо, мне и быть, - смирился Лоренс с этим молчаливым выбором.
- Под простынёй силуэт не виден, - заметил Мэтт.
- Единственное, что меня смущает, - это волосы...
- С головой простынёй накроешься, - посоветовал я.
- Ну, значит, кто придумал, тот и пойдёт, - подытожил Мэтт.
- К тому же у меня больше шансов убежать, если что-то пойдёт не так, - добавил Лоренс, взглянув на меня. Моя нога больше не болела, но я всё ещё немного прихрамывал. - Раз объясниться, если меня поймают, не получится, - я буду делать ставку на то, что смогу убежать.
Похоже, сегодня Лоренс приготовился играть по-крупному и рискнуть всем. Неужто его так допекло то, что мы никак не могли добиться справедливости для Агнес?..
Затем мы решили, что явление призрака нужно будет отрепетировать, дабы никому не пришлось быть суфлёром из могилы, подсказывая Лоренсу, что делать и что говорить. А я сказал, что смогу смастерить какие-нибудь волшебные огоньки, чтобы простыня выглядела более пугающей, - простыню с подсветкой. Такого я точно ещё не делал!..
- Предлагаю выпить на поминках и начать болтать, - сказал Мэтт. - О том, что раз убийцу так и не нашли, то наверняка появится призрак и будет требовать справедливости.
Похороны подходили к завершению. На нас, то и дело шушукавшихся в сторонке, несколько раз шикали тётушки, но особенного внимания не обращали. Незнакомых лиц не было, никто не вёл себя подозрительно... Могилу закопали, Билли зарыдал. Все начали расходиться. Лу рвался к могиле с яблоком в руке, но тётушка остановила его и увела.
- Нам нужно яблоко! - заявил Лоренс, пронаблюдав за этим.
- И роза, - добавил я.
- Вы собираетесь подпускать убийцу настолько близко?.. - усомнился Мэтт. - В темноте не будет видно.
- Я всё ещё напоминаю, что убийца вложил яблоко ей в руку нарочно, - настаивал Лоренс. - Значит, оно что-то значило. Яблоко - это важно.
- Давайте определим последовательность, - подвёл итог Мэтт. - Сплетня, простыня, яблоко, роза. И нужно успеть до вечера.
И мы пришли в "Вернику" на поминки. В таверну набилось много народа, хоть и не все дошли до неё с кладбища, - и гости разбились на компании в зависимости от своего возраста и положения в обществе. Чтобы сплетню услышали все, Мэттью предложил разделиться. Сам он пошёл к той компании, где беседовали люди поприличнее - супруги Роуз и учитель. В другом конце зала сидели Билли с приятелями, но я увидел злопамятного подмастерья кузнеца и не стал соваться, - к ним направился Дик. Я же пристроился к компании бедноты, где пил монах Джон, - мои приятели рассудили, что и ему также стоит услышать про призрака. Архиепископского слугу Джона, в окружении его друзей и подружек его невесты, взял на себя Лоренс. Бедняки приняли мою тему для разговора с энтузиазмом и принялись припоминать всяческие фантастические истории и делиться слухами. Но сэр Джон переплюнул их всех:
- Говорят, одна матушка видела, как на развалинах аббатства встречаются Томас Беккет, Томас Мор и Томас Кромвель, и все - без головы!..
Я не стал говорить о том, что безголовый Беккет звучит несколько богохульно. Поминки подходили к концу, тётушка Луиса тихонько увела его пораньше, старик Шоу быстро надрался. Люди начали расходиться. Мэттью позвал нас идти за простынёй к нему домой - в единственное место, где мы могли достать достаточно белую простыню. Однако, вопреки его ожиданиям, свежевыстиранное постельное бельё уже не висело на верёвках во дворе: его высушили и убрали в сундук. И в доме было отнюдь не безлюдно: родителей Мэтта не было видно, но слуги сновали по своим делам.
- Нужно всех отвлечь, - распорядился Мэтт. - Чтоб смотрели на улицу, пока я буду доставать простыню. Придумайте что-нибудь, делайте что хотите, хоть свинью ловите...
- А у тебя свиньи есть? - заинтересовался Лоренс.
- Есть. Но давайте пока не будем их выпускать? Если только вы мне не обещаете, что точно их всех поймаете.
Я не мог такого обещать, потому предложил другой вариант:
- "Караул, грабят"?..
- Тогда весь квартал сбежится, - возразил Мэтт. - Вы можете устроить драку...
- Этому точно никто не удивится, - усомнился я.
- Смотря насколько артистично вы будете драться!..
- Я бы всё же поберёг артистизм до сегодняшней ночи, - осторожно отказался Лоренс. Прозвучало несколько двусмысленно.
- И лицо тоже, - добавил я.
- Под простынёй лица не видно, - отрезал Мэттью.
- А что у тебя с соседями?.. - задумчиво спросил Лоренс.
- Приличные люди у меня соседи, торговцы. Занимаются сейчас полезными делами, не то что я тут с вами... - вздохнул Мэтт. - А ещё вы можете спеть серенаду под окном. Как в Италии, или где там их под балконами поют.
- Я могу, - пожал плечами я. - Но это будет очень плохо.
- А та девица, за которой ты следишь, сейчас дома? - уточнил Лоренс.
- Я за ней не слежу, с чего ты взял?.. - удивился Мэтт. - И она за мной, надеюсь, тоже не следит. Но да, она дома сидит, куда она денется.
- Той девице я петь не буду, - открестился я. - А то мало ли что!..
Девица Сьюки, насколько я помнил, была с младенцем, - и не хотелось бы ненароком сойти за его блудного отца.
- Можешь петь моей сестре Аурелии, - предложил Мэтт. - Тебя всё равно на ней жениться не заставят, ты слишком нищий.
- Я бы ещё посмотрел!.. - возмутился я.
- Ничего, мы тебя, если что, из-под венца украдём, - пообещал Мэтт доверительно.
- Я тоже могу спеть, - предложил Дик. - Если меня захотят женить, я и уплыть могу.
- Ты даже можешь сначала жениться, а потом уплыть, - добавил я. Я не стал говорить этого вслух при Мэттью, но Аурелии, не отличавшейся красотой, как раз подошёл бы такой муж, как капитан дальнего плаванья. Или хотя бы юнга ближнего.
- А какое, ты говоришь, за неё приданое?.. - полюбопытствовал Дик.
Наконец, Мэтт отправился на дело в свой собственный дом, а мы втроём изобразили импровизированный оркестр: Лоренс насвистывал на флейте, я бренчал какими-то нашедшимися в карманах железками, а Дик исполнял в адрес Аурелии популярную народную песенку о любви. Представление имело ошеломляющий успех: одни девицы выбежали во двор, другие свешивались из окон, и даже Сьюки - я понял, что это была она, при виде незнакомого девичьего лица - выглянула в окно. Аурелия прослезилась. Соседи аплодировали. Кажется, Лоренс удержался от ехидных комментариев только потому, что рот у него был занят. Флейтой.
Некоторое время спустя к нам присоединился довольный Мэтт после успешной охоты и заявил:
- Возьмём всем по пинте пива - и пойдём смотреть на волшебные огонёчки. А Дику - две!
- Эй, а мне?!.. - возмутился Лоренс.
- А тебе не дам! - заявил Мэтт. - Ты накануне выхода призраком Агнес должен быть с трезвой головой.
- Иначе будет похмельный призрак, - добавил я. - Правильного зеленоватого оттенка...
Щедрый Мэтт взял пива, а я зашёл в мастерскую и взял всё необходимое для подсветки, и прежде всего - запас осколков негодных зеркал, которые ещё годились на то, чтобы отражать свет. Я мог бы работать прямо в мастерской - никто бы этому не удивился, даже если со мной были бы товарищи, - но Мэтт справедливо не хотел, чтобы кто-нибудь видел простыню. А днём в мастерской, где работали другие подмастерья, не удалось бы отыскать уединённого уголка. Мэтт предложил уйти за город, где нас наверняка никто не увидит.
- Но там же якобы разбойники, - возразил Лоренс.
- В каком смысле - "якобы"?.. - удивился Мэтт. - Ты что, сомневаешься, что на нас нападали разбойники?
- Ну так они ведь уже мертвы.
- Но остались те, кто их прирезал, - напомнил я.
- А может, они только притворялись разбойниками, - принялся усложнять Лоренс.
- Если кто-то выглядит как разбойник и ведёт себя как разбойник - то, наверное, это разбойник, - укоризненно возразил я.
- Но мы же не знаем, кто их прирезал!.. - не сдавался Лоренс.
И остаток пути до городских ворот Лоренс и Мэтт провели в дискуссии об определении понятия "разбойник": называем ли мы так только того, кто грабит на большой дороге, или любого преступника, или... Я особенно не прислушивался. Казалось, они, увлечённые спором, даже не замечали, куда идут, - и так Мэтт машинально привёл нас к кургану. Там можно было спрятаться от посторонних глаз на том склоне, что смотрел на городскую стену.
Устроившись на траве, я занялся изобретением подсветки, а Мэтт мне подсказывал. Сперва я думал, что зеркала будут отражать свет свечи или уголька, спрятанной в банке, - но Мэтт отмёл эту идею, сказав, что им с Диком придётся тащить на кладбище по ведру воды на случай, если банка разобьётся и простыня загорится. Тогда я решил сделать что-то наподобие театрального прожектора, который будет улавливать свет луны и звёзд - ночи нынче стояли ясные - и освещать фигуру призрака со стороны несколькими рассеянными лучами, делающими её более размытой. Пока я мастерил, Лоренс и Дик примеряли простыню и решали, где вырезать отверстия для глаз.
Прожектор получился просто отличным. Мне подумалось, что если наше представление на кладбище случайно соберёт пол-города и будет иметь не меньший успех, нежели исполнение серенады, - то труппа лорда-камергера точно захочет принять нас в свои ряды. Лоренс, облачившись в простыню, принялся расхаживать перед нами, стараясь изобразить походку девицы и в то же время выглядеть устрашающе.
- Я трагичная, умная, прекрасная дева... невинно убиенная... - завывал он, и тут его взгляд упал на Мэтта, который допивал последнюю пинту пива. - Я тебя сейчас придушу!..
- Невинные девы не душат! - запротестовал Мэтт.
- Кто поможет мне стать трагически убитым? - спросил Лоренс, оглядывая своих зрителей в поисках советов.
- Это уголовно наказуемо, - напомнил Мэтт.
- Ты и так уже должен быть наказан! Последнее пиво выпил!
И Лоренс продолжил репетировать, как он призовёт убийцу к ответу. Смотрел он при этом пронзительным взглядом из-под простыни на Мэтта, как если бы хотел призвать к ответу именно его. В какой-то момент я понял, что мы оказались прямо на том месте, где нашли мёртвую Агнес, и по спине пробежал холодок. Лоренсу, должно быть, тоже стало не по себе, и он уверенно дал зарок:
- После кладбища - точно напьюсь!
- У нас деньги заканчиваются, - предупредил Мэтт.
- Что, уже?!..
Мы так увлеклись, что не заметили, как начало смеркаться. Колокола зазвенели к вечерне.
- Нам же ещё нужно яблоко! - спохватился Лоренс.
И тут я вспомнил, что у меня в кармане всё ещё лежало яблоко, сорванное в саду тётушки Луиса. Я планировал показать его старухе-ведьме и спросить, сможет ли она отравить его так, чтобы можно было усыпить девицу, - но в последние дни мне было явно не до визита к ведьме. Вот яблоко и пригодится, пока я его не съел.
- Осталось достать розу.
- Так у тебя же есть роза! - вспомнил я, взглянув на Мэтта. - Из сада мистера Роджера.
- Она уже подвяла.
- Покрасить можно! - предложил я. - И вообще, в темноте не видно, какого цвета роза.
- Значит, у нас уже есть всё, что нам нужно?..
Я испытал странное ощущение, словно мы собирали все эти предметы только для того, чтобы использовать их сейчас. Чтобы они оказались здесь, на месте преступления. Но ведь мы делали это не нарочно, и мы вполне могли и без всякого расследования побывать как в гостях у мистера Роджера, так и во дворе тётушки Лу. Значило ли это, что у убийцы яблоко и роза также могли оказаться совершенно случайно, и вовсе ничего не значили?..
- Я знаю! - вдруг осенило Лоренса. - Я знаю, чего ещё нам не хватает! Нам не хватает камня!
- Ты в чём его держать будешь? - проявил скепсис Мэтт. - У тебя что, три руки?
Я живо представил себе призрака Агнес вроде статуи святой мученицы, держащей в руках наглядные атрибуты своей смерти.
- А роза будет в декольте, - предложил я.
- У меня нет декольте! - возразил Лоренс. - Потому что нет груди.
- Это тоже можно сделать!.. - и моя фантазия устремилась было куда-то в направлении двух небольших корзин или кочанов капусты.
- Можно уронить камень неподалёку, - предложил Лоренс.
- Я бы не стал так рисковать, - усомнился Мэтт. - Что если он захочет повторить и убить Агнес ещё раз?
- А тебе не кажется, что уже как-то поздно думать о риске, когда мы уже затеяли всё это, и если нас всех поймают, мы не сможем это объяснить?!.. - воскликнул Лоренс. - К тому же призраков изгоняют, а не убивают.
Я подумал о тонкой разнице между благородным риском и откровенным самоубийством, но не смог её сформулировать, и потому просто предложил:
- Давайте всё-таки не будем предоставлять оружие прямо в руки убийцы. Не выпускай камень из рук.
- Думаю, нам нужно разделиться, чтобы осматривать периметр, - предложил Лоренс. - И подавать сигналы, если кто-то появится.
- Убийца может увидеть призрака и убежать с воплями, - рассуждал Мэтт. - А если он захочет напасть, тогда мы тоже убежим, но без воплей. Какие ещё могут быть варианты?.. Если мы хотим схватить убийцу, нам понадобятся палки и верёвки.
- Чтобы его схватить, нам нужен отвлекающий маневр, - предложил Лоренс.
- Все умеют ухать совой? - спросил Мэтт.
- У-ху, - ответил я. - Я буду сидеть в кустах с прожектором и смогу отвлечь убийцу, если что.
- Тогда ухаем один раз, если кто-то появится, и два раза, если надо бежать, - решил Мэтт.
- Но мне нужен камень, - вернулся к своей идее Лоренс. - Соответствующий тому, который использовал убийца.
- Ночью не видно, какой у тебя камень, - возразил Мэтт.
- Можно и на кладбище подобрать булыжник, - посоветовал я. - Ограда церковного кладбища уже старая и разрушается.
- А всё-таки что мы скажем, если попадёмся? - спросил Мэтт и вдруг бросился внимательно осматривать простыню прямо на недоумевающем Лоренсе. Я не сразу догадался, что он искал монограмму, но не нашёл: видимо, её ещё не успели нашить.
- Если я попадусь, я просто всё бросаю и убегаю, - пожал плечами Лоренс.
- А мы можем сказать, что мы караулили призрака, - предположил Мэтт.
- Скажите, что кто-то из вас был влюблён в Агнес и пришёл с ней проститься, - предложил Лоренс. - А друзья пришли поддержать.
- Давайте это буду я, - согласился Мэттью.
- Как хорошо, что ты первым предложил!.. - искренне порадовался я. Мне совсем не хотелось отхватить от ревнивого Билли, как уже отхватил Лу. К тому же идея прощаться с мёртвой возлюбленной ночью, да ещё и в компании приятелей, казалась мне слишком странной. - Но, может, скажем, что кто-то проспорил, проиграл?..
- Точно! Если скажем, что ты проиграл мне желание, никто не удивится: все ведь знают, как я люблю играть в карты, - обрадовался Мэтт, обращаясь к Лоренсу. - Только скажи мне как юрист: это будет смягчающее или отягчающее обстоятельство? Не будет ли это означать преступление по предварительному сговору?
- Думаю, судья отнесётся с пониманием, если мы скажем, что тебе было плохо, а я тебя поддержал, - задумчиво придумывал Лоренс. - Я предложил тебе сыграть в карты, проиграл, и ты захотел, чтобы я изобразил... кстати, кого?..
- Его бабушку?.. - озвучил я первое пришедшее мне в голову.
- Бабушку в простыне?.. - усомнился Мэтт.
- Скажи, на кладбище могилы твоих родственников есть? - с энтузиазмом спросил его Лоренс.
- Ну, есть.
- Ты же упрекал меня, кажется, даже публично, в отсутствии тяги к искусству и к театру, - продолжал радоваться нашей легенде Лоренс. - Так что ты как раз мог захотеть...
- ...Чтобы ты сыграл сцену из пьесы про призрака! - подхватил Мэтт. - И Найджел нам сейчас скажет, из какой именно.
- Ты переоцениваешь мою память, - удивился я, но совместными усилиями мы всё же вспомнили пьесы, о которых нам рассказывали актёры в "Чекерс".
И вот, дождавшись наступления ночи, мы пробрались на церковное кладбище. Я с прожектором держался рядом с Лоренсом, а Мэтт и Дик, как условились заранее, заняли наблюдательные позиции за могильными камнями слева и справа от нас. Вдруг в окне домика священника зажёгся огонёк, и мы затаились, - но спустя некоторое время он снова погас. Около получаса или часа мы лежали на холодной кладбищенской земле (Мэтт ворчал, что вот где он не догадался подстелить соломки) и слышали шаги только патруля стражи, проходящего мимо с колокольчиком. Где-то ухала сова, горели звёзды, серпиком болтался в небе месяц.
Вдруг послышались приближающиеся шаги. Простой прохожий не стал бы ходить по ночам!.. Мэтт ухнул один раз, я выставил на свет звёзд прожектор, и Лоренс принялся прогуливаться рядом со свежей могилой, пока что молча. Мэтт, нагнетая атмосферу, завывал из кустов. И чего мы точно не ожидали - так это не испуганного, а радостного возгласа.
- Агнес! - это был Луис. Он двигался к Лоренсу, протягивая руки, и в одной руке он держал яблоко. - Я так хотел тебя увидеть! И вот, увидел!..
- Не подходи! - рявкнул Лоренс угрожающе и, как мне показалось, немного испуганно. Я гадал, как скоро впору будет кричать: "Помогите, насилуют!", если учесть, что Лоренс даже с камнем в руке мог не справиться с таким противником, как влюблённый Лу.
Мэтт поступил проще: вылез из кустов, подошёл к Лу и попытался его урезонить.
- Что ты здесь делаешь?.. Это не Агнес. Иди домой, - он положил ладонь Лу на плечо, и тот порядочно испугался. - Это я, Мэтт. Тебе не нужно быть здесь...
Но это не помогло: Лу оттолкнул его с дороги - не грубо, но решительно - и продолжил приближаться к Лоренсу, который себя раскрывать не торопился.
- Агнес, поговори со мной, пожалуйста! - умолял Лу. - Давай попрощаемся! Никто со мной не прощался - ни мама, ни папа, ни Жак...
- Попрощаемся, когда я найду своего убийцу! - как ведущий трагический актёр, возвестил Лоренс из-под простыни. - Знаешь ли ты, кто меня убил?..
Лу вдруг остановился, закрыл лицо руками, отступил, бормоча что-то на французском, так что мы не поняли ни слова, - и, развернувшись, убежал.
- Кто-о убил меня?!.. - вдохновенно провыл Лоренс ему вслед.
Затем мы вернулись на исходные позиции, и Лоренс, плюхнувшись рядом со мной под кустом, стал радостно спрашивать:
- Ты это видел?! Видел, да?!..
- Ну, напугали бедного дурачка ещё больше, - проворчал я. Мне стало немного жалко Лу. Он и так был умом скорбный, а после такого, может статься, только сильнее тронется. Впрочем, по здравому размышлению, его реакция на слова об убийстве действительно была несколько странной. Примерно настолько же странной, как и реакция Томми на чёрное зеркальце. Как если бы они оба что-то знали, что-то видели, но им обоим запрещали об этом рассказывать и даже об этом вспоминать...
Но, похоже, Лоренс выступал слишком громко: в окне дома священника снова зажёгся свет, скрипнула дверь, и хозяин вышел на крыльцо.
- Кто здесь?!.. - позвал он в темноту. - Стража!..
Лучше бы он был таким бодрым на своих службах днём, каким он был посреди ночи!.. Держа в руке лампу, священник пошёл будить и звать соседа. Лоренс снял с себя простыню, Мэтт дважды ухнул совой, и мы побежали к выходу с кладбища. Увы: у самых ворот церковного двора священник успел поймать меня, бежавшего последним, за шиворот. Его соседи также вывалились на улицу, да и стража, похоже, была уже близко. Оставалось лишь надеяться, что мои сообщники успеют убежать и, что важнее всего, - избавиться от простыни.
- Что это ты здесь делаешь? - поинтересовался священник и посветил мне в лицо лампой. Прожектор посветил ему в лицо в ответ. - И что это ещё за богопротивная штуковина?..
- Это призракоотпугивающее устройство! - пояснил я, прижимая к груди прожектор. - Все ведь слышали, что на кладбище призраки бродят! А призраки, известное дело, боятся света. Что же в этом богопротивного?..
- Ладно, завтра с церковным старостой и с остальными разберёмся, что с тобой делать, - с досадой решил священник.
- А можно мне домой?.. - жалобно попросил я. - Не на кладбище же мне ночевать...
- Я тебя в курятнике запру, - решил священник. - А это дьявольское устройство я заберу.
- Эй, это моё, я так старался его делать!.. - запротестовал я, вцепившись в прожектор покрепче, но священник всё равно вырвал его у меня из рук. - Осторожнее с ним, пожалуйста, не сломайте!..
Священник закинул меня в курятник, запер дверь на засов, и я ещё слышал сквозь щели в досках, как он, обсудив произошедшее с соседями - дескать, не разбойники, а всего лишь местная шпана, - ушёл спать. Едва всё стихло, как кто-то подкрался к двери, и я услышал тихий голос Мэтта:
- Эй, ты как там? Хочешь, я дверь взломаю?
- Здесь хорошо, тепло, - откликнулся я. - Не надо ломать, а то мне же потом хуже будет. Я, если что, лучше сам засов поковыряю.
Конечно, в двери курятника не было замка, и её легко можно было открыть как изнутри, так и снаружи. Я мог бы уйти и переночевать дома, а утром вернуться, - но раздумывал, не ухудшит ли это моё положение. Удирают только преступники, а я собирался стоять на том, что я ни в чём не виноват и могу рассказать обо всём. Мастер, наверное, меня хватится, - но почему-то мне думалось, что он не станет злиться и заступится за меня и моё изобретение. Зато я смогу всем сообщить, что я видел призрака! Быть может, это поможет вывести на чистую воду убийцу.
Я слышал негромкие голоса Мэтта и Дика: Лоренс за кем-то погнался, и они оставались его ждать. Дик предложил скоротать время игрой в карты, и Мэтт, конечно, не мог отказаться. Но играть под дверью курятника они не стали и ушли куда-то в кусты, так что я перестал их слышать. Я уже было почти задремал, как из-за двери послышался голос Лоренса:
- Эй, Найджел, ты тут?
- Я уж думал, вы все давно спать ушли, - удивился я. - Я тоже уже спать собираюсь.
- Тебя там не обижают?
- А кто меня обидит, куры?..
- Ну, вдруг там ещё гуси есть, - и пока Лоренс не спросил, я бы и не задумался о том, не прячутся ли гуси в темноте.
- Да вроде никто не против моего присутствия.
- Тогда ладно. А остальные где?
- В кусты ушли в карты играть.
И Лоренс тоже исчез, а я устроился поудобнее. До утренних колоколов оставалось не так много времени, и я надеялся, что меня больше никто не потревожит.
Теперь я с особенным нетерпением жду иллюстрации от Саломеи, поскольку это эпическое представление должно быть увековечено
![:gigi:](/picture/1134.gif)
А под конец игры в моей чашке кофе утопился мотылёк
![:facepalm:](https://secure.diary.ru/userdir/0/0/6/7/0067/67280105.gif)
Девица Сьюки, насколько я помнил, была с младенцем, - и не хотелось бы ненароком сойти за его блудного отца.
- Кто поможет мне стать трагически убитым? - спросил Лоренс, оглядывая своих зрителей в поисках советов.
- Это уголовно наказуемо, - напомнил Мэтт.
Шикарно.
А время - да, удивительное, люблю елизаветинцев
Мне нравится - любовь к знаниям, то, что ценили античность и её наследие, любовь к красоте, жажда эстетики и более-менее спокойное отношение к личной жизни, пока она личная, а не публичная. Бедного Кристофера Марло, скорее всего, всё же за политику убили, а не за мальчиков. (Вот политика да, жуткая была. Хотя из какой бы эпохи вякали, я-то из своей лучше б молчал)))))
И ещё у меня впечатление, что некоторые моменты у Шекспира непонятны, потому что он тогдашние мемы вставлял прямо в текст. Типа аналог "эта собака делает больно иначе". Например, написано: "подходит, как тростниковое колечко Тибби указательному пальцу Томми". Какой-то популярный тогда мем.
А я вместо "чаек" на аве прочел "Чаёк".
У Шекспира воистину много мемов) он, как и Пушкин, вообще не стеснялся говорить с современниками через текст, как у себя дома на кухне. про колечки ещё можно догадаться: тростниковое колечко можно самому сделать, аки венок из одуванчиков, и подарить, - оно ничего не стоит, поэтому это знак кратковременного, несерьёзного романа. а местами и не догадаешься, надо только знать.