Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
Обещал фандомно-впечатленческий пост - ну так я его припёр(с).
Я досмотрел Мориарти-патриота и теперь могу признаться, что смотрел все два сезона аниме ради двух с половиной минут в финале, которые заранее проспойлерил себе по видео и гифкам в твиттере Мог ими и ограничиться, но не жалею, что посмотрел целиком. Хотя всё ещё как-то даже не верится, что эта пара минут существует - как идеальное буквальное воплощение моих сюжетных guilty pleasure. Как если бы то, что я использовал бы как метафору, превратилось в фабулу as it is. Мне было бы неловко, а им - вернее, ему, автору исходной манги - не было!..Тут спойлеры - но, возможно, именно их вам, как и мне, как раз и не хватало Итак, у нас есть идейный злодей, который с самого детства одержим идеей и посвящает ей всю свою жизнь (все мы знаем, как я люблю персонажей с глобальной мечтой). Как пущенная стрела, которая знает, что идёт к собственной гибели, но уже не может, да и не хочет остановиться. В данном случае - Мориарти, собирающийся спасти мир, подарив людям разных сословий возможность объединиться против общего врага в его, Мориарти, лице. Оставим за скобками вопрос, насколько это действенный способ решения проблемы социального неравенства: в этом нет формальной логики - это тот прекрасный троп "в истории должен быть злодей, и кто-то должен взять на себя это бремя", который не может существовать в реальности, но возможен, когда персонаж осознаёт свою роль в нарративе (вот я загнул, да?)). И вот Мориарти совершает преступления, берёт на себя ответственность за них - и готовится погибнуть, поскольку это единственный предусмотренный нарративом финал для злодея. Злодей должен встретиться с героем и умереть от его руки. Позволить ему себя убить. (Все мы знаем, как я люблю "Маску Зорро". Пересмотреть, что ли? Гореть так гореть...)) А ещё у нас есть герой с принципами. Которого злодей искушает и испытывает, но не столько для того, чтобы постараться сделать равным себе, сколько для того, чтобы убедиться: этот герой лучше него, он неспособен убить человека ради ответа загадки. Если бы Шерлок убил кэбмена - игра бы закончилась. Но Шерлок выдерживает проверку и становится для Мориарти эдаким моральным камертоном - но не примером для подражания, а скорее кем-то, чьё существование оправдывает всю борьбу за спасение мира. Тем, кому Мориарти желал оставить мир после своей гибели, потому что после тех, кто разрушает, должны приходить те, кто созидает. И Мориарти сам выбрал Шерлока в качестве героя, который по всем законам жанра должен его остановить. Но и с надеждой, кажущейся несбыточной, на то, что только этот герой сможет его спасти, разрушив эти законы. И Мориарти пугается, когда Шерлок нарушает свои принципы и убивает Милвертона (такую фамилию носит здесь шантажист Чарльз Огастес, которому BBC дали фамилию Магнуссен, - и здесь он эффектно выступает антитезой Мориарти, как зло без идеи). Хотя Милвертон как персонаж - чертовски хорош: кудрявый блондин в очках, с клычками и жёлтыми кошачьими глазами, мог бы быть красавчиком, - но ты буквально мечтаешь о том, чтобы его наконец пристрелили. И Шерлок остаётся всё тем же Шерлоком, сознаваясь в убийстве. А ещё буквально все персонажи всё понимают: братья Мориарти готовы порушить его план и обратиться именно к Шерлоку ради его спасения (кроме Морана, который, конечно, тоже мой comfort zone-персонаж в этой истории: ему не приходит в голову предать Мориарти, которому он предан, и он готов умереть вместе с ним, - привет Чжулю и другим верным псинам); Ватсон говорит Шерлоку: ты идёшь спасать своего друга, и ты идёшь один. Конечно, Мориарти и Шерлок всё понимают тоже. И что делать герою, когда ты не можешь спасти злодея от него самого? Не можешь удержать на краю пропасти? (Вот буквально "когда твоя девушка Бальзак", потому что, как известно, Бальзаки всегда жить не хотят.)) - Только пойти с ним до конца и упасть вместе с ним. Это то, что мне всегда хотелось играть - "За тобою вслед подняться, чтобы вместе с тобой разбиться"(с), да, - хотя, пожалуй, чаще я оказывался тем, кто не мог и надеяться на спасение, но всё же видел протянутую руку (недаром "Безнадёжный путь" был безнадёжным, хотя это далеко не единственная такая история). Хотя... Что я тут распинаюсь? - Эти две минуты, это падение-полёт просто нужно видеть. С этой музыкой и этими голосами. Раз вы (ха-ха) зашли... то есть дочитали так далеко, то спойлеры вам уже не страшны.
А ещё в этом есть что-то от финала СиЯо - когда злодей может умереть со счастливой улыбкой, убедившись, что герой в самом деле готов умереть вместе с ним. Вот только Яо удаётся оттолкнуть Сичэня безвозвратно, а Лиаму это не удаётся. (Все мы знаем... Да, Мориарти тоже до последнего старался уберечь Шерлока от себя самого, скрывать от него свою тёмную сторону, - но когда Шерлок в конце концов узнаёт правду благодаря многоходовочке Милвертона, он... радуется, что "криминальным лордом" оказывается именно Мориарти. Понимаете, да? Не "как плохо, что порядочный человек оказался преступником", а "как хорошо, что преступник оказался порядочным человеком". Жаль, конечно, что Сичэнь не мог так сказать, поскольку Яо не был идейным патриотом Поднебесной, как ни крути. Зато есть в этом "я рад, что это именно ты" что-то от моего Синчэня, узнавшего о том, что его А-Мэй - это Сюэ Ян.) В этом моменте и в этом видео нет, - но в этом пейринге есть и не менее прекрасное-вечное "если бы жизнь сложилась по-другому, мы могли бы быть друзьями". И другая жизнь - будет. Японцы любят играть с недосказанностью в этом смысле, поэтому можно думать, что эта другая жизнь - нечто вроде посмертия или перерождения, иного круга-на-воде, как в Волчьем Дожде, когда мир буквально начался заново; а можно думать, что Шерлок и Мориарти неведомым образом вдвоём пережили свой Рейхенбах (и, боги, как красива эта интерпретация сего мощного образа, созданного Конан-Дойлем!) и действительно уползли в Швейцарию, жить долго и счастливо. Но ясно одно: они, разумеется, уже были и всегда будут, в любой реальности, друзьями. Потому что нет любви крепче, чем дружба. А ещё в аниме нет, но в манге есть это "Я даже хотел всё бросить и просто решать загадки с тобой". Нет, едва ли я буду читать мангу целиком, - но там есть такие красивые кадры, что хочется тащить их из твиттера в неразумном количестве. Вот эти руки, ага, - тоже просто квинтэссенция всего. Чистая, дистиллированная, наповал. Кажется, в таких случаях принято говорить I love them a normal amount?..
И мы с Птахой вчера сели пересматривать Шерлока BBC, потому что иногда нет сил на восприятие нового. Я успел подзабыть первый сезон, смотрю на некоторые детали как впервые. Это всё-таки очень хорошо сделанный сериал, но какая же это азбука квирбейтинга, боги Когда буквально все персонажи шипперят Шерлока и Ватсона с первого взгляда на них, и когда все попытки бедняги Ватсона завести "нормальную" личную жизнь окрашены трагикомически и с треском проваливаются, и со всем этим "Свидание - это совместный досуг увлечённых людей! - А я вам что предлагаю?". И всё равно очень трогательно, и Кмбртч такой молодой, и тёплые волны ностальгии.
И я почти дочитал второй том Киндрэт. Тоже критичные спойлеры! ...То есть теперь Вивиан - не только немножко Флора, но ещё и немножко Вольфгер? Боги, Кристоф буквально выиграл в игру "собери всех троих дорогих тебе сердцу вампиров в одном". И что-то мне подсказывает, что пресловутый дух Основателя Дарэл у Вивиана в процессе считывания личности... отсосал. Основатель прямо по рукам пошёл И снова непонятка: если изначально не было разделения клана на Лудэр и Кадаверциан, и Вольфгер вроде как был основателем этого клана, и никакие лудэр никакого прежнего главу кадаверциан не убивали, - то с кем, блин, кадаверциан так повоевали, что аж всю Прагу раздолбали? "По новым данным разведки, мы воевали сами с собой"(с)? Надеюсь, это ещё прояснят в будущем. А это уже даже не смешно: Рамон тоже "терпеть не может Паулу", причём "в отличие от остальных кровных братьев". Каких, ять, остальных? Которые в тексте никак не упоминаются? Потому что, как я уже писал, все мало-мальски фигурирующие в повествовании персонажи - Дарэл, Кристоф, Вэнс, Словен (а тхорнисхи и асиманы - это "с Олегом всё как-то проще: Олег ненавидит всех"(с)) - также Паулу презирают. И у Рамона даже нет никаких причин - тупо интуиция. Которая, видимо, должна в хренадцатый раз потыкать читателя в то, что Паула - фу. Надоело. Не меньше, чем то, что авторы не заморачивались закладывать в сюжет какую-либо социалку, но из текста на тебя всё равно выскакивают напоминания о наиболее мерзких частях этой самой социалки: из какого такого неисчерпаемого источника берут женщин оптом что тхорнисхи на еду, что Рамон на празднества, да так, что этих женщин потом никто не ищет?.. Ответ напрашивается сам собой. На дворе XXI век, но женщины всё ещё могут быть товаром вроде лабораторных крыс, и предложения в духе "куплю ваш автомобиль за столько-то штук женщин" никого не удивляют. Вот Кристоф кадавра, созданного Основателем, почти всю ночь в товарном вагоне долбал, - а Рамону для того, чтобы завалить такого же кадавра, потребовался просто мешочек с магией вриколакос?.. Ну, допустим, что кадавры были разные по силам. И неужели одна из главных интриг книги - кто баловался с древними-забытыми заклинаниями (кроме Гнили, которую Сэм у асиман добывал) - оказалась не интригой, и это в самом деле были лигаментиа, закупавшие ингредиенты руками Храньи?.. Я отметал этот вариант как самый очевидный Ну, по крайней мере буду надеяться, что мы пока не знаем об их целях. Хотя, если они копают под глав кланов, - опять же предполагаю, что, судя по последним данным лора, они работают на ослабление вампиров и против Основателя. А персональный... хм, Тангородрим Миклоша был хорош. Кристоф по-прежнему так сильно ненавидит тхорнисхов, что приставил оберегать Миклоша своего слугу, - и мы ему по-прежнему, конечно, верим Интересно, у Миклоша будут новые руки отрастать, как у Дедпула, или старые прирастать (но тогда их нужно было захватить с собой)? И кто на время его регенерации будет его кровью поить? Не в том смысле, что обязательно своей, - просто без рук из пакетика не попьёшь А кормить с руки тхорнисха можно дважды... Резюмирую потихоньку: мне снова хочется отжать из книжки всю воду, после чего первый и второй том вместе смогли бы составить... даже не один том, пожалуй, а половинку. Могу разве что сдержанно похвалить авторов за то, что они больше не вводят персонажей с объёмным представлением-описанием, которые потом пропадают в никуда, как тот фотограф, на которого положил глаз Миклош. Не потеряны младшие вриколакосы, вломившиеся к Миклошу, не потеряна "дочурка" Рамона (хотя пока непонятно, какую роль она сыграет)... И опять же (пока?) непонятно, зачем была нужна тхорнисх-японка, упоминаемая сугубо вскользь как боевая единица. А ещё с этим каноном прекрасно работает избирательный склероз. Я уже говорил, что хочется любить персонажей такими, какими впервые их увидел, - но, скорее, ты любишь персонажей такими, какими видишь их иногда... в основном - когда они ничего конкретного не делают и ни с кем конкретно не разговаривают. Ты не пой, ты ходи-ходи(с) С таким склерозом вполне можно любить и пафосного романтичного максималиста Кристофа с его кошкостью, и мизантропичного язву Миклоша (хотя главный длинноволосый блондин с тростью в моём сердце - это всё-таки Стервятник, конечно)), и... А больше, строго говоря, и некого. По количеству уделённого им "экранного времени" создаётся впечатление, что они и есть главные герои всей эпопеи (и в некотором смысле противоположности, хотя между ними немало общего). А Вивиан, несмотря на то, что книжка называется "Колдун из клана Смерти", и я надеялся, что она будет книжкой о нём, - прискорбно превратился из персонажа в ещё один двигатель сюжета наподобие Дарэла. Опять мне некем Кристофа любить, да что ж такое, уже два варианта отвалились! Уползите мне Флору (Впрочем, несмотря на то, что Рэйлен при знакомстве с Вивианом вспоминает, что Вивьен - ученица Мерлина, - самое время напомнить, что Вивианом также звали одного из сыновей Оскара Уайльда, коего авторы так агрессивно цитируют в каждом эпиграфе к месту и не к месту. И, что характерно, Вивиан назвал своего сына Мерлином. И этот Кристофер Мерлин Вивиан Холланд и ныне жив.))
С Хонкаем, в который упали многие, у меня сейчас тот славный период, когда о персонажах пока известно мало и радуют практически все пейринги (хотя особенно - ДаньКэ, конечно: что-то роднит Даньхэна с Сяо). Причём и ЦзиньРен радует (Блэйд - реально персонаж из категории "У меня кровь идёт? - Да, кровь тебе идёт!")), и ЦзиньЛо радует (потому что генерал и его целитель - это красиво). Ужасно, ужасно. Я никогда не заткнусь про КавеА Михуи, конечно, издеваются, показав Каве в этом белом, совершенно свадебном прикиде, в котором его теперь рисуют все кому не лень. И я не могу теперь отделаться от мыслей, что именно так он и выглядел во время... утверждения совместного проекта, или что там в Сумеру вместо бракосочетания?.. - и вообще не предполагал, что это может так быстро закончиться. Это просто были самые счастливые моменты в его жизни, that's all, send tweet. Хотя тактильный, шумный, пёстрый как королевский фазан Каве - и Хайтам с явной сенсорной сверхчувствительностью, с его наушниками для шумоподавления... это no way. Заведомо без шансов. Причём я хорошо могу представить, что Каве как заботливая булка искренне старается сдерживаться и не шуметь, не эмоционировать и не мельтешить, но всё равно забывается и срывается, поскольку совсем перестать быть собой - это всё равно что перестать дышать. Я знаю по себе, что если ты не немая рыба и не ходишь с кляпом - ты можешь случайно заговорить вслух в присутствии другого человека, прежде чем заметишь, что он в наушниках и не желает тебя слышать. Нам с Каве очень нужен кляп...