Ну, и дыбр, чтобы вы меня не теряли
![:vv:](/picture/12203805.gif)
В понедельник погода с давлением снова куда-то упали, и я весь день боролся со сном. Проиграл, пока Птахи не было дома, - моргнул на пару часов.
Приснилось вср@тое.Приснилось вср@тое:
Снова школа, мы с Птахой (и да, в моих "школьных" снах и я, и другие ученики - не дети, а вот как они есть по жизни) опаздываем на урок. Учительница говорит что-то в духе того, что могли бы уже и не приходить, и я склонен с ней согласиться, поскольку вваливаемся в кабинет мы прямо в куртках и тратим ещё какое-то время на то, чтобы их снять, сесть за парту и достать учебники. Я (под курткой у меня майка) поднимаю руку, чтобы ответить, и тут кто-то с соседней парты в гусуланьском прикиде протягивает руку и щекочет меня под мышкой. Руку я, разумеется, опускаю и шепчу, что не надо так. Соученик вроде извиняется и всё ок, и тут Птаха щекочет меня вдоль спины (не спрашивайте, почему у меня в майке ещё и голая спина)). А я же тот душнила, который вообще-то учиться пришёл, а не баловаться, посему беру свои учебники и пересаживаюсь на единственную свободную парту - самую дальнюю. Учительница спрашивает, в чём дело, я честно отвечаю, что мне мешают, но она случайно или нарочно слышит что-то не то и переспрашивает (не то "раздевают", не то ещё что-то). Я смирился с тем, что с последней парты она меня не услышит, тем паче что весь остальной класс ржёт и глумится. При этом облик учительницы колеблется от человека в фиолетово-лиловом косплее (Мона?..)) к моей школьной историчке и по совместительству классной руководительнице в средних классах (а моё отношение к ней, в свою очередь, всегда колебалось от уважения к хорошей историчке, реально знающей предмет, до лёгкого отвращения к мелочному мстительному г@вну по жизни, которая ненавидела меня и ещё пол-класса и всячески старалась напакостить). К ней ещё какой-то препод-косплеер заходит (похожий на Чжунли). И вот она говорит, что нужно найти мне другое место (я не против), подходит ко мне и без труда поднимает едва не над головой мой стул с сидящим мной. И подносит к открытому окну.
- Вы хотите выкинуть меня в окно? - спрашиваю спокойно, ибо мне уже всё пофиг, только за сиденье стула держусь покрепче, чтобы не свалиться.
- Нет, только проветрить.
- Тогда спасибо, это очень кстати.
Она как-то незаметно перетащила меня обратно за первую парту. Урок закончился, все начали расходиться, а она сказала, что у неё есть для меня вопрос на засыпку. Сижу, смотрю на неё снизу вверх, что за вопрос, спрашиваю. Интересно же.
- Как называют гору, в которой иссякла золотоносная жила?
Я сделал вид, что просто забыл слово и пытаюсь вспомнить, а сам тянул время, чтобы догадаться, ибо на тот момент сна я на самом деле ответа не знал. И тут учительница стала показывать мне на мониторе какой-то простенький попсовый клип в вырвиглазных цветах, весь сюжет которого сводился к тому, что девушка ходит налево и обманывает своего парня, говоря, что проводит время с подругами. И пока я его смотрел, рядом со мной останавливались выходящие из класса ученики и спрашивали, не подсказать ли мне, но я отвечал, что уже сам знаю, что отвечать. И, досмотрев, ответил: Измена. Учительница очень удивилась, говоря, что по клипу это понять невозможно, хотя, на мой взгляд, клип был более чем очевидный. Видимо, это изменило отношение учительницы ко мне с желания выкинуть в окошко на положительное, и она сказала:
- Так вот, про твой "Серп"...
Да, моё подсознание присвоило название настолки
Хотя я представлял себе во сне своё творение ещё более хтоничным. Учительница сказала, что образы получились слишком размытыми, и нужно сделать их поконкретнее. Я поблагодарил её и проснулся.Вообще, сны вполне балуют, но вырубаться днём (сегодня опять вырубался) мне совсем не нравится.
Посмотрел четвёртую и пятую серии Колец. Каюсь - вполглаза, поскольку повествование действительно развивается о-очень ме-едленно. С другой стороны, мы-то избалованы экшнами, а когда нужно раскрыть многих персонажей - больше, чем в среднестатистическом сериале, - иначе никак.
Спойлеры коротенько
Фаразон (оказавшийся... кузеном Мириэль?..) подначивает народ, что эльфы заберут их рабочие места. Но, камон, много ли эльфов устремятся гастарбайтерами работать на людей, которых считают "братьями меньшими", когда отнюдь не страдают в своих землях от безработицы?.. Да, логично бить толпе по триггерам, но аргументы должны иметь хоть минимальное подтверждение. В свете появления Галадриэль ему следовало бы скорее напомнить о том, что эльфы - опиум для народа, подчиняющий его волю своим интересам. Понимаю, конечно, что хороший режиссёр (и сценарист) откликается на то, что видит вокруг себя, - но эльфы как угнетаемое меньшинство не вписываются в выстроенную им же самим картину, где эльфы контролировали почти всё Средиземье, включая южные земли людей, пока зачем-то не убрали оттуда свои гарнизоны.
А Галадриэль... она, безусловно, упорота, что сужает её горизонт до точки "вижу цель - не вижу больше ничего", - но всё-таки не настолько, чтобы это граничило с глупостью. Хамить Мириэль, намекать на "ты ненастоящая королева, дайте мне настоящего короля" (про преемственность не слышала, да? а давай мы тебе тоже скажем, что ты ненастоящая полководец, потому что женщина? или настоящие только те, кто пляшет под твою дудку?) и в конце концов допрыгаться до тюрьмы...
И Халбранд ей уже прямым текстом говорит - я не тот король, которого ты ищешь, - но она не слышит и не видит. Она ровно настолько уверена, что всё будет так, как она захочет, просто потому, что она эльф. Версия сама по себе интересная, но пока как-то не чувствуется, ни что у неё Первая эпоха за плечами, ни что она станет в будущем мудрой правительницей. Впрочем, посмотрим, как её потаскает сюжет.
(Очень смешно, когда у стоящих на палубе нуменорских воинов на конских хвостах на шлемах ни волосок не шелохнётся, а поднимается на палубу Галадриэль - и у неё волосы развеваются
Пафос! "Все, кто любит меня, за мной" прямо-таки. А Халбранд, конечно, чем дальше, тем больше косит под Арагорна, и в свете того, что эта сова явно не то, чем кажется, а скорее то, о чём сам говорит, - это отдельно прекрасная параллель.)
И, с одной стороны, немного грустно, что Мириэль соглашается на военный поход в Средиземье - и столько народу внезапно соглашается завербоваться добровольцами. Эх, люди-люди, вас же отправят сражаться не только с орками, но и с такими же, как вы, людьми. Фу
А с другой стороны, Мириэль говорит очень правильные слова: Валар дали людям остров за службу, Валар могут его и отнять. Её посещают видения Волны, и её согласие - жест отчаяния подневольного человека, от которого зависят многие жизни. И это красиво. А Фаразон, умница, рассчитывает на классическое "пусть поверит, что использует нас, а на самом деле мы используем её и у нас будут колонии". Правда, как он собирается тягаться за колонии с эльфами - непонятно.
А Адар, стало быть, не просто первый урук, а эльф на тёмной стороне. Это тоже красивое, такого мы в киноне по Арде ещё не кушали, а Эллери - это всё-таки другое
Грубо говоря, Эллери шли к Мелькору за творческой свободой, и в отличие от Моргота из Сильма, власти этот Мелькор не хотел. А если предположить, что эльфы, аки ши, порождённые грёзами о правителях, созданы прежде всего для того, чтобы властвовать над миром и в то же время претворять в жизнь волю Валар... То вполне возможно идти за Вала Мелькором и править орками. В этом в общем-то нет ничего, что "эльфы бы никагда!": братоубийство? - Помилуйте, история показывает, что эльфы способны на многое, разве что откровенная подлость и прочая Банальность им не свойственны. Ну так и Адар ведёт себя как вполне благородный злодей.
В сцене побега Арондира через лес с воссоединением с его женщиной и сыном - очень, ОЧЕНЬ постарались в пафос. Событие, прямо скажем, для такого пафоса недостаточно эпичное, но что поделать, если на более эпичные сцены бюджета не хватило. К счастью, его всё ещё хватает на живность, - правда, дикие варги(?) больше похожи на героев "Прогулок с чудовищами", нежели более выраженно-псовые питомцы в клетках у Адара. Два разных вида?..
А тему "человек, упавший с неба, хочет помочь, но может быть опасен" уже раскрывали, незачем было повторяться... Разве что сценаристам нужно, чтобы его дороги с Нори наконец разошлись.
Дурин-младший - восхитительный тролль, даром что гном. Отжал стол под предлогом "это наш священный камень, а вы на нём жрёте" просто потому, что понравился стол. Был бы Гил-Галад умнее - сказал бы, что-де это для вас он священный, а для нас просто красивенький, и вообще мы его у вас не украли же, а честно купили когда-то. Но проиграл в дипломатию
А Дурин с Элрондом - по-прежнему невозможно милые котики, не перестаю орать в кружечку и шипперить. Правда, контент хрен найдёшь, ибо Elrond - это криптовалюта, а Durin - персонаж Геншина
Митрил, "впитавший свет сильмарилла"... ну ла-адно, допустим.
А самое прекрасное в этих сериях - пожалуй, хоббитская песенка Поппи. Она очень красивая, с привязывающейся мелодией, с простым и цепляющим текстом. No comfort but song(с). И приятно обыграли Not all those who wander are lost. После песен, подаренных нам пиджеевским Хоббитом, - это достойное пополнение репертуара.Если все предыдущие книги цикла Зеркала поднимали разные темы, то последняя - каждой страницей, каждой строчкой говорит о теме свободы. И я не могу не прикладывать эту тему и к Арде также.
Бла-бла
Во-первых Иванова пишет (устами Ксо, сиречь на уровне лора), что тяга к власти погубит смертные расы. Раб не принимает решения сам, о нём должен позаботиться хозяин, и когда рабов становится слишком много, а готовых ими распоряжаться (и тем паче ответственно распоряжаться) - слишком мало, - несамостоятельные массы начинают вымирать. И на первый взгляд такой расклад выглядит несколько прекраснодушным: система власти и подавления прекрасно поддерживает сама себя, когда каждый кому-то раб, но и кому-то хозяин. Как на той старой картинке, где начальник орёт на мужчину, он возвращается с работы домой и тиранит жену, жена срывается на сына, а сын вымещает обиду на кошке. А с другой стороны - в обществах, где к людям относятся как к ресурсу и их это устраивает, можно, конечно, плодиться и не ронять уровень рождаемости, но уровень жизни падает всё равно и повышается уровень смертности. Ага, за примерами далеко ходить не надо. Впрочем, кажется, что ивановским людям, эльфам и гномам до такого ещё далеко.
(Отдельно я был восхищён узнать, что если мир - это плоть драконов, то ходящие по миру существа самозародились от соприкосновения материи с сознанием драконов и отразили их чувства и эмоции. До чего же красивое, в своей кажущейся простоте, миростроение, - одно из самых, если не самое красивое из всех, что я встречал. А кажущейся потому, что сначала, когда начинаешь с азов, на тебя обрушивается много информации обо всех этих нитях, прядях, кружевах, узлах, изнанке, силе, все эти многостраничные примечания... А потом оказывается, что это элементарная и логичная система, которую ты на пальцах можешь объяснить, и что уже не требуется никаких примечаний. И со многими явлениями в жизни дело обстоит точно так же. Но как жизнь не получится жить с конца, так и книжку с конца не прочитаешь. То есть, можно будет однажды перечитать с начала, уже знающими глазами... Но мы, люди, недолговечны, а значит, времени на это не хватит, когда есть ещё столько непрочитанных книг. Так что лучше буду вспоминать.)
И неизбежно думаешь об отсутствии свободы в Валиноре. В мире Арды "хозяев" мало, но они - божественные сущности, поэтому для них не составляет труда приглядывать за всеми. И хотя современное толкование христианского мифа вроде как предполагает, что если бы первые люди не вкусили познания, то и не обрели бы свободу воли и выбора, - в Арде непослушание и грехопадение всё-таки не приводят ни к чему хорошему и подлежат наказанию, и лишь праведные могут спастись. И тут мы возвращаемся к той сказке, которую пересказывала Ма'Ии: либо ты доверяешь кому-то управление своей жизнью и выживаешь, либо можешь погибнуть свободным. Но кто будет достоин такого доверия? Доверие к божественным "хозяевам" я как-то не разделяю. А довериться по собственному выбору - почему бы и нет.
А во-вторых Иванова пишет, что абсолютная свобода также подобна смерти. Когда ничто тебя не ограничивает, даже собственное тело, - это пустота, ничто. И спасибо ей за понимание того, что лучше быть кому-то нужным, нежели оказаться в пустыне, где ты можешь, конечно, оставить свои следы, но зачем, если они никуда не ведут. В детстве я, как и многие, считал свободу высшей ценностью, поскольку у меня её не было - ничего своего, ни вещей, ни пространства, ни права распоряжаться своим телом, ни свободы перемещений, ни права выбирать, что носить, пить, есть, чем заниматься. Сейчас, когда я во многом свободен, я почти так же сильно, как полной сенсорной депривации, боюсь пресловутой "самодостаточности". Всех этих упражнений про "проведи время с собой, своди себя в парк". Всех этих утверждений психологов про "ты сам для себя самый лучший партнёр, самый лучший собеседник". Всех этих картинок про "кому отдать всю нерастраченную любовь? - отдай её себе". Мне всегда нужен кто-то другой. Говорить. Слушать. Разделять. Отражаться и отражать. Можно провести хоть десять лет в размышлениях на вершине горы, но никогда не узнать от себя то, что можно узнать от другого. Никогда не получить от себя то, что только другой может дать.
Итак, цикл, герой которого буквально начал с того, что оказался рабом, затем отвоёвывал право решать вместе со знаниями о себе и своих возможностях, попробовал на вкус власть над чужими судьбами и бегал от ответственности, научился уважать чужую свободу... Пришёл к тому, что его герой теперь абсолютно свободен и должен бы найти кого-то, кому он окажется нужен. Кому-то, кто назовёт его по имени. Посмотрим, чем всё это продолжится.И занятно было, вновь взяв в руки Карты Ка, увидеть в колоде карту Разрушителя. А митрил - то же Лунное Серебро, которое, похоже, оказывается фабульным стержнем всего цикла Зеркала. Это всё (пока?) без контекста, просто занятные совпадения в инфопространстве.
Вчера доехал до Аркадия. Ехал на автобусе почти час, что не страшно, когда читаешь книжку, но слегка превращается в пытку, когда в том же автобусе есть орущий без умолку ребёнок, а рядом садится женщина со свежим хлебом в сумке, который офигенно пахнет, а ты не можешь его укусить. Зато у Аркадия я выпил чаю, чтобы больше не вырубаться, и вместо традиционного просмотра чего-нибудь - припал к Карнавалу.
И тут про КарнавалПосмотрел дженовые кусочки ивентного Квинси - нынешнего, рождественского, и предыдущего, хэллоуинского. Посмотрел общую историю рождественского ивента (правда, осилил только три главы из шести). Я, конечно, уже ловил спойлеры о лоре и персонажах, но посмотреть целиком - всегда приятнее. Без шуток хочу ролевую игру по Карнавалу, только без Эйдена (а то всё внимание будет канонично сконцентрировано на нём), про взаимодействия в гареме. Но это фантастика, ибо играет мало кто, а не играя - находить лор довольно сложно.Послушал про раннюю биографию Лестата (не увернулся, но ведь сам же и интересовался)).
И тут про вампировКажется, теперь я знаю, откуда берутся персонажи со вводными про аристократического отпрыска, спавшего на соломе(тм) и, видимо, кроме этого не занимавшегося ничем
Похоже, Энн Райс вообще не заморочилась с тем, чтобы свериться с историей, и слепила эдакий дженерик-сеттинг наполовину из средневековья, наполовину из галантного века, как и то и другое изображали в литературе. Вероятно, мой мозг не выдержит этот канон, можно мне обратно в Мир Тьмы![:small:](/picture/1156.gif)
Аркадию уруру и до встреч в новом году, каким бы он ни был
![:friend2:](/picture/1363.gif)
Вечером вышел ждать автобуса под снегопад. Бархатное мерцание снега снова укрыло слякоть. Сыпь, родной, засыпай всё, без тебя и без йольских огней не пройти через эту зиму.
Новогоднего настроения нет. Нового года я не жду. У меня не было и нет ресурса на то, чтобы куда-то выбираться в новогоднюю ночь или организовывать масштабный гульбарий, но он как-то сам организовался, так что как я провёл год, так его и буду провожать: на колёсах и с возможностью отступления на заранее заготовленные позиции. Паники тоже нет, я вообще ничего не чувствую. Просто такой год, просто такая жизнь. Гори оно всё.
А Кофейню на Аляске я очень жду. Моя маленькая волшебная сказка, в которой возможны чудеса и всё всегда заканчивается хорошо, а хорошее - не заканчивается. И осталось подождать совсем немного.
Послушал про раннюю биографию Лестата (не увернулся, но ведь сам же и интересовался)).
Да-да. Я тебе ещё доизложу вторую половину "Вампира Лестата", когда закончу перечитывать. Ты действительно сам спросил, и ты не спасёшься.
(Кстати, +1 к вопросу о жизни разорившихся аристократов.)
Вероятно, мой мозг не выдержит этот канон, можно мне обратно в Мир Тьмы
Я тебя очень хорошо понимаю, мозг реально корчится в конвульсиях, но сердцу не прикажешь.)))
Спасибо, что доехал, и надочаще (тм).
Ну на этот вопрос так в двух словах и не ответишь) если берём Францию времён Людовика XVI, то имеем страну, порядочно обедневшую после Семилетней войны, - правда, по дворянству это ударило в наименьшей степени: фразу "если у них нет хлеба - пусть едят булочки" Руссо не на пустом месте придумал. у аристократов оставалось дофига привилегий: так, они не облагались налогами, имели эксклюзивное право на охоту, и занятие высших должностей без благородного происхождения было невозможно. личная зависимость практически исчезла, но оставалась поземельная, т.е. дворянин мог кормиться со своей земли за счёт труда крестьян.
Есть ещё один интересный нюанс эпохи - кредиты. дворяне закладывали свои земли и имения банкирам, жили на эти деньги до самой смерти, долги переходили к их детям, но взыскивать эти долги было очень сложно, государство во взыскании не помогало. а займы у частных лиц, например родственников, дворяне вообще могли никак не документировать и уносили эти долги в могилу. то есть финансовая грамотность была в зачатке, и уплата долгов была скорее вопросом чести и репутации. но одно можно сказать наверняка: аристократы не жили в бедности и не прозябали в глуши без горизонтальных связей с роднёй и соседями.
Ну и дети для дворян, пусть и в меньшей степени, нежели для крестьян, - это ресурс и капитал. дворянский отпрыск не будет лежать на печи, особенно когда семья разоряется. для него, если он не в политической опале, есть два основных пути поправить финансовое положение: государственная служба (военная или гражданская) и выгодный брак. юный дворянин, который годам к четырнадцати ещё не выбрал между шпагой или мантией (сиречь судейской/чиновничьей должностью) и ещё не помолвлен... вероятно, богат и не торопится
Так что сюжеты в духе "графский сын сбежал из дома и моет полы за еду" - популярны в романтической литературе, но, конечно, это сказка
(P.S. меня тоже можно затыкать, я лороёб.))
Аркадий Цурюк,
Я не боюсь твоих пчёл, мне любопытно
Но я реально, с одной стороны, травмирован одной очень_плохой игрой по дженерик-вампирам (уверен, Энн Райс пишет лучше, но всё равно)), с другой - избалован Миром Тьмы с привычкой вписывать персонажей в исторические реалии. может, у меня ещё получится абстрагироваться и воспринимать фэнтези как фэнтези, не задумываясь о том, как персонажи решают вопросы с фамилией и репутацией, деньгами и жильём... а может, и не получится...
Затыкать Вас не буду, Вы интересно рассказываете)Так что сюжеты в духе "графский сын сбежал из дома и моет полы за еду" - популярны в романтической литературе А с какого примерно периода развития литературы подобные сюжеты стали популярны? С двадцатого века - или у них более солидный возраст?
Я не боюсь твоих пчёл, мне любопытно
Договорились, пчёлы будут доставлены.)))
уверен, Энн Райс пишет лучше, но всё равно
Ну, как - лучше... в каком-то смысле да, оно захватывает. Но с точки зрения логики...
может, у меня ещё получится абстрагироваться и воспринимать фэнтези как фэнтези, не задумываясь о том, как персонажи решают вопросы с фамилией и репутацией, деньгами и жильём... а может, и не получится...
Дружище, ты опять всё правильно сказал - это фэнтези. Это фэнтези на уровне, простихосспаде, небожижи, где у китайского императора одна жена и единственный сын, но когда этот сын собрался уйти в монахи, это совершенно никого не волнует.
(Реально, вопрос, читать дальше .)
Мне приходилось читать, что Золушка у Шарля Перро в оригинале была как раз "гонимой аристократкой", которую мачеха принудила играть роль служанки в собственном доме. Однако порода Золушки прекрасно высветилась на королевском балу - её манерами были очарованы все, т. е. она прекрасно знала, как вести себя в высшем обществе. Ещё у того же Перро есть "Ослиная шкура" с отчасти похожим сюжетом.
Можно ещё вспомнить оперетту "Принцесса цирка", где изгнанный дворянин скрывался под личиной циркового артиста.
Но всё-таки вряд ли Энн Райс вдохновлялась сказками и опереттами - скорее всего, на неё повлиял какой-то другой жанр.
Ну да, понимаю, что не ради логики такое пишется, но миростроение всё равно люблю. сиречь, если автор отвергает законы наличествующего мира, то пусть создаст свои.)
А что до "не позорь семью"... ну, для других аристократов бедный провинциал - действительно так себе партия, а богачи из среднего класса любили родниться с дворянами для престижу, но если папаша Лестата упёрся, что брак будет только с ровней по родословной, - он таки мог засидеться в девках. а вот отсутствие попыток построить карьеру меня озадачивает больше. или хотя бы поднять хозяйство от стартового капитала - вышеупомянутый герцог, например, у себя в Лионкуре коров разводил английской породы, всяко доход же.)
Танья Шейд,
Да, Ослиная шкура действительно близко к, но тамошняя принцесса гонима как личность, а не как представительница своего социального класса. сказки архаичны, в них нет элитарности аристократии, а есть скорее языческий мотив переодевания-преображения и испытаний. таким сказкам наследует скорее король Лир с его бездомными скитаниями.
Тут стоит помнить, что мифы, сказки, эпос - это, так сказать, сельский фольклор, а вампиры - фольклор городской. и отталкиваться от того, что с первого же своего появления в городской литературе вампиры несут в себе, помимо прочего, романтизацию аристократизма и элитарности (и элитарного аутсайдерства), так что в этом смысле Лестат - вполне себе преемник графини Кармиллы и графа Дракулы. а что до сюжетных кинков про цирковых аристократов - то я бы искал истоки в жанре мелодрамы, а оперетта к нему близка. мистер Икс - прямо-таки брат родной Анастасии из тогда ещё немого кино, которую я уже вспомнил. идея наверняка лежала на поверхности в Америке, где немало фантастов вздыхало по квазиевропейской эстетике)
вышеупомянутый герцог, например, у себя в Лионкуре коров разводил английской породы, всяко доход же
Главное, чтоб не в том же самом...
но если папаша Лестата упёрся, что брак будет только с ровней по родословной, - он таки мог засидеться в девках
... вот так засиделся парень в девках, да и сбежал в Париж с красавцем-скрипачом, простите. А что делать, если уж замуж невтерпёж? Канон суров, но это канон!
а вот отсутствие попыток построить карьеру меня озадачивает больше. или хотя бы поднять хозяйство от стартового капитала
А был ли он, этот стартовый капитал... Там упоминались какие-то загадочные доходы от аренды, но, судя по всему, этих денег не хватало.
Ну, в общем, это реально логика уровня небожижи, лучше зажмуриться и не вникать.
Ну если было на что купить сыночке мастифов... хороший бордосский дог хорошо стоил, был одним из символов аристократической роскоши, пока революция не грянула, кстати
это реально логика уровня небожижи
Оно. но, как ты знаешь, я и Небожижу не осилил, хотя не только по этой причине))
Ну, кажется, середина у сериала самая медленная, с 6 серии к финалу оно пойдет куда активнее, прямо-таки разгоняясь к финалу!