понедельник, 21 июня 2021
Пойду обратным порядком и об игре проорусь потом, а о спектакле - по горячим следам.
Ну не мог я пропустить премьеру второго акта Катастрофы, поэтому ещё на том этапе, когда игра должна была быть в воскресенье, всячески лоббировал её перенос в ночь. На даче и по возвращении я, правда, периодически забывал о своих планах, уже на бегу скоординировал Аркадия и Руси, которым забронировал билеты совместно, и только наутро после игры осознал: проснусь - и на спектакль. Смог.
Кусочек послеигрового пожизнякаБлаго проснулись мы с Птахой в десять, проводили Саппорт, заболтались с плавно собирающимся домой Амартом, и у меня порядочно прибавилось сил. Остаток дня до вечера я с полным правом изображал священную корову, а затем поехал на Волжскую.Мы все трое были дисциплинированны и встретились в метро даже раньше намеченного, и очень кстати: как известно, если я не перепутаю двор, то перепутаю подъезд, а если уже запомнил и двор, и подъезд, то перепутаю выход из метро. В результате мы вышли к парку чуть дальше, чем обычно, но пройтись по зелёной аллее лишние метры - даже приятно.
Неизменно сумбурные впечатления со спойлерамиВ качестве вступления скажу, что актуальность этой написанной в 2015-м году пьесы про пандемию для нашего сегодня - по-прежнему зашкаливает. И сказка Вольфа про бога, превращающегося из спасителя в тирана, очень фонит историей введения карантинных мер. Люди сталкиваются с катастрофой, не справляются, просят их спасти, ты говоришь им носить маски, мыть руки и соблюдать дистанцию, а они на это плюют. Ты начинаешь штрафовать за неисполнение правил, а они озлобляются на тебя, потому что ты лишаешь их выбора. И с одной стороны - вот оно, бессильное раздражение многих людей, которых я вижу непосредственно вокруг себя и которые начинают хотеть от властей радикальных мер против долбо#ов. А с другой - какая же это офигенная притча о принятии чужой свободы воли и медленном снятии с себя всяческой ответственности за других. Вольф так цепляется за то, что и Зиро, и Игрек сознательно и добровольно пришли в медлагерь на смерть, потому что ну нафиг спасать этих леммингов во ржи (и в его глазах, вероятно, такими леммингами представлялось всё человечество). У него как врача вполне мог быть неоднократный опыт неблагодарности пациентов, сначала не выполняющих указания, а потом выставляющих тебя злодеем, - а он не святой. Что ж, зато Игрек знает толк в мотивации.
Всегда тревожно видеть новых актёров на прежних ролях, даже если это не спонтанные замены, а плановый второй состав. Но мои опасения не только не оправдались, но я даже местами был приятно удивлён. Возможно, во мне говорит театроед и ролевик со стажем, которому привычно, что одних персонажей могут играть разные люди по-разному.
Вольф. Уже не тот ироничный интеллигент, который был у Микаэля, а человек более житейски приземлённый, видевший некоторый жизненный жопыт(тм) и научившийся держать удары судьбы. В первом акте до самого финала он почти ни одной реплики не произносит без пассивной агрессии, порой переходящей во вполне активную - и это выглядит реальной угрозой. При этом человечность ни разу не продолбана! Вольф явно умеет общаться с детьми (и, пожалуй, лучше умеет, чем со взрослыми), особенно с детьми, которым больно и которых нужно отвлечь и успокоить, - поэтому он ездит по лагерям всеобщим папой и рассказывает сказки. Ведёт себя с теми, кому больно, как с детьми - вклинивается большим буфером между Леди и Зиро, словно не замечая, что им хотелось бы побыть вдвоём и им не нужен третий лишний в палатке. Вернее, это Зиро хотелось бы и не нужен, а Леди - вправду ребёнок, как раз целевая аудитория Вольфа. Да, Вольф корпулентен, - и тем ярче видны моменты слабости, когда он не справляется с чемоданом в самом начале, когда у него дрожат руки с письмом Астры, когда он рассказывает сказку в пустоту, в зал.
Зиро. У Гарта отлично получается типаж бывалого вояки, и этот Зиро тоже больше похож на отставного офицера, который так и не нашёл своё место на гражданке, нежели на готичную фиалку. Это благородный и добрый человек, пожёванный жизнью, - и, возможно, Леди притягивается к нему, потому что он напоминает ей отца. Он устал и ждёт смерти, но - что мертво, умереть не может, а он находит смерть, как только чуточку оживает и обретает смысл.
Валет. Желал или нет автор выходить на сцену, но лучше, чем автор, персонажа априори никто не сыграет. И Леди, совершенно замечательная вечная девочка с её наивным оптимизмом, так и не повзрослевшая, всю жизнь прожившая с одним именем. Зиро, напоследок даровав новое имя Валету, заставляет его повзрослеть до срока - и Барона мы снова видим уже унаследовавшим депрессивный свитер Зиро, с волосами, закрывающими лицо на протяжении всей сцены. Финал первого акта - не просто беседа двух вдовцов о том, что живые позавидуют мёртвым настоящая катастрофа произошла с выжившими: Вольф усыновляет Барона и спасает его от повторения судьбы Зиро (с социализацией у бывшего детдомовца всё явно обстоит никак, и очевидно, что без Вольфа он бы спился и погиб).
Хотелось бы, конечно, чтобы во втором акте Барона тоже играла Ева, но не все мечты сбываются, и получается довольно буквальная иллюстрация того, что новое имя - значит новое содержание человека, новая личность. Пожалуй, второактный Барон мне более всего "не попал": с одной стороны, чувствуется, что он сильно старше Лисицы и занимает покровительственную позицию, с другой - что у него ещё есть проблемы с алкоголем, и вкупе это вызывает лёгкую тревожность "девочка, с кем ты связалась, не надо тебе такого".
...Но какие шикарные во втором акте девочки и женщины (и, впрочем, не только)! Видеть, как на сцене оживает текст, который ты читал, - само по себе волшебство, но Лисица и Ржавый, Астра, Ворона, Матушка - словно вышли из этого текста во плоти, на уровне физического узнавания. Лисята витальные и отважные, как свежий ветер, который не запереть, - их видно, слышно, они несут жизнь туда, где прошлась смерть. Астра, в первом акте присутствовавшая незримо, - бесконечно тёплая, принимающая и вовлечённая, каждый из нас заслуживает такого терапевта, хотя на самом деле терапевты сохраняют куда большую дистанцию и отстранённость, и куда меньшее проявление личных симпатий. Если Вольф выступает отцовской фигурой, то Астра - всеобщая материнская, и вместе они составляют идеальный тандем (ну что поделать, если играют пожизнёвые супруги)). Даже начинает казаться, что Вольф и Астра если не живут вместе (как хорошие друзья), то снимают один кабинет на двоих.
А вот на ролях Игрека и Грифа мы имеем одного актёра, и это довольно мягкий Игрек (возможно, в первом акте Вольф его несколько продавливает, не радиоведущий, а радиоведомый) - но очень правильный Гриф, цепкий, но честный (и прежде всего с самим собой). И он очень мило подыгрывает Вороне, и вообще на диво удачно сходится с самыми разными людьми, даром что детдомовец, как и Барон. Есть некая ирония судьбы в том, что Игрек опосредованно воспитал-таки своего сына, и воспитал в нём именно то, в чём сам про#лся.
Альба. Ааа, какая Альба! Пожалуй, единственная из персонажей, кто не зацепил меня достаточно сильно по тексту, зато со сцены - зацепила и потащила сразу. Белое пламя, ещё одна катастрофа, которая шла за первой. Ей нужен был огонь, чтобы стереть и вычеркнуть все напоминания о диззарто (и это вам не просто "больше детских шагов и школ", накал у этого пламени - на все 451 градус), - и она нашла огонь, чтобы в нём сгореть. В этом - и тот случай, когда персонажу стоит вовремя умереть, иначе он натворит бед, и акт смерти, оказывающийся более достойным, чем жизнь, и трагедия человека, которого никто не стал спасать и о котором никто не пожалел. Новое имя Белой Лисице категорически не подходило - может, она и хотела бы быть Матушкой, но была одинока, бесплодна и сиротлива. То, что даёт искры, не даёт семян.
(И вроде как Гриф и компания сделали всё правильно, объявив Матушку посмертно сумасшедшей, чтобы обесценить и дискредитировать её идеи, выбить почву из-под ног её последователей и не допустить повторения, - но в то же время за неё как-то обидно: ну какое там сумасшествие, она ведь даже не хотела человеческих жертв. Просто ярость, боль - и расчёт. И вообще, кто тут душевно здоровый, пусть первым бросит камень.)
Вольф во втором акте хромает (возраст?..), одет в странное подобие мужского кимоно с маленьким, но гордым радужным значком и периодически иллюстрирует собой фразу "нельзя так с живыми людьми". Во второй раз в жизни заглянуть в неотличимые друг от друга пары глаз и с одним и тем же "бл#..." увидеть, что и один глаз уже не спасти, и вообще ничего уже не спасти, "мужик, у тебя всё было"(тм)... врагу не пожелаешь. С его-то умением усыновлять чужих детей - встретить сына своего любимого человека, фактически своего сына, когда мальчик уже вырос, понянчить его не получится, и только ждать внуков... Ууу.
Когда Вольф в первый раз вытаскивает из-за пазухи портрет Игрека (кажется, как реквизит это пустая рамка?..) - ещё можно подумать, что он заранее подготовился к интервью, - но когда он делает это в финале, не остаётся сомнений, что он в самом деле эту рамочку таскает у сердца всегда и именно этим может быть обусловлен восточный крой одежды. В общем, то, что даже в весьма разных трактовках персонажа его история всё равно остаётся душераздирающей, - хорошо говорит не только об актёрах, но и о тексте пьесы.
В целом очень круто удалось передать, насколько разные в двух актах эпохи, хоть и приходятся на память одного поколения, - разные на уровне атмосферы, стиля, музыки, речи. И особо чувствуется, что Мелкие неприятности - не просто продолжение, а вполне самостоятельная история о строительстве новой жизни на руинах. И о тех, у кого всё впереди, и о том, что осталось позади, и о том, что не сбылось. Я не стану придираться к второму акту, поскольку прекрасно понимаю, что такое премьерный показ, - и для премьеры это было достойно, даже очень. А спектакль ещё обкатается, откалибруется, расставятся акценты, он присвоится актёрами, их прочтения прорастут в текст, а текст - в прочтения, как те фиалки, - и будет офигенно. Оно уже офигенно. И с офигенным, как всегда, музыкально-звуковым сопровождением.
(А песня про Запад фонит мне в Сильм и я хочу откопать её текст.)
Хочется, чтобы запись прошлогоднего карантинного прогона была выложена (не важно, если с плохим звуком и плохой картинкой, - просто для истории), и ещё раз хочется увидеть тот состав вживую, но и нынешний - тоже.После спектакля дождались конца традиционной фотосессии, поскольку Аркадий по просьбе автора взял с собой почти весь состав шарнирной Катастрофы - и куклы, конечно, собрали вокруг себя почти всю присутствовавшую труппу со чады и домочадцы. (Надо будет потырить у Аркадия фоток для истории, ибо считаю этих кукол чудесным фанартом.) А ещё это был последний спектакль на старом месте - и мне будет очень не хватать подвала (в том числе эгоистично: в нём всегда хорошо игралось в игры ролевые), но впереди новоселье, и пусть дальше - только лучше. В общем, ходите с нами на Катастрофу, на Крабата и не только! А пока - спасибо Аркадию и Руси за компанию!

И ещё одним подарком дня стало то, что Дуглас начал делать второй прогон игры по Катастрофе. Возможно, уже завтра я буду думать вслух о том, чего я там хочу.
@темы:
friendship is magic,
all the world's a stage,
внимание, пандемическая тревога
Даааааааа)))) Я тоже заметил.)))
читать дальше
В общем, ходите с нами на Катастрофу, на Крабата и не только! А пока - спасибо Аркадию и Руси за компанию!
Надочаще! (тм)
О да.
а потом чуть отогрелся и действительно умер
Да. и очень жутковатый контраст получается между мертвенным спокойствием при первом появлении ("на вас смотреть холодно") - и умиранием явственно живого человека.
Астра пыталась. Но там сложно.
Это да - в начале. потом Астра просто не знала, что это та же самая Альба, и мы тоже уже не узнаем, как бы она поступила, если бы узнала. я о том, что никто не стал спасать её из огня, и даже не только и не столько в буквальном смысле на пожаре, - она же в каждом своём радиовыступлении горит как факел. (Мощная, конечно, в этом мире штука - радио.)
я растил Империю, а не сына
А вот империю ли. мне упорно кажется, что это не про растить, это другое(тм). ей надо выжечь напоминания о катастрофе, а о том, что потом строить, она не факт что думает. энергия травматиков такого рода - бешеная, конечно, но скорее деструктивная.
это исключительно мои домыслы, в тексте этого нет
Но о том, что она была безумна, в спектакле прозвучало, и я споткнулся на этом месте ещё тогда. цитирование связного текста про "жгите, только не трогайте людей" и рядом - утверждение о сумасшествии. но я не думаю, что в газете писали о её диагнозе и что этот диагноз может быть стигматизирован. это больше похоже на популистский ход, чтобы низвергнуть авторитет быстро и эффективно, а посмертной справки от психиатра публика не потребует. но такая кара забвением, конечно, тоже царапает, потому как в политической программе Матушки могли быть и здравые мысли, но сгорели теперь все скопом - и хорошие, и плохие.
один глаз - ещё не всё
Да, "один глаз - это ещё ничего" было очень навылет.
мой внутренний даочжан тоже вздрогнул.Я вот безумно хочу запись вступительной песни
Да я все их хочу, и текстом, и записью) в том числе потому, что хочется конкретных цитат, чтобы отметить, как они перекликаются с отдельными моментами в спектакле.
Чаще - надо!
Реально многое хочется ещё увидеть, и Овраг, и Фаренгейта, но со свободными выходными всёсложно. =\
Люди идут на плаху,
Тот лишь не знает горя,
Кто не изведал счастья.
Путь мой на запад тени укажут утром,
Тени исчезли, солнце в зените — полдень.
Может ли мне всего лишь казаться вечер?
Может заставить в драку ввязаться вечер.
Там тоже бомбоубежище, тоже очень колоритное. Если кто помнит арт-бар "Сто рентген" -- вот это оно и есть. Теперь наше.
Которую пережила сама.
Это не БАР, это именно депрессия и чувство вины, которое у очень сильного и энергичного человека может перерасти в желание спасти весь мир очень жесткими методами. Мне почему-то везет на во многом автобиографичные роли
потом Астра просто не знала, что это та же самая Альба, и мы тоже уже не узнаем, как бы она поступила, если бы узнала.
Нет, ну на пожаре-то Астры просто не было. А если бы она была там и попыталась сунуться в огонь - сдаётся мне, в неё бы просто вцепились и не пустили. Но да, мы действительно не знаем.
я о том, что никто не стал спасать её из огня, и даже не только и не столько в буквальном смысле на пожаре, - она же в каждом своём радиовыступлении горит как факел.
На пожаре её было некому спасать, потому что "верные сыновья" уже смылись с места преступления, а по жизни... нуждалась ли она в каком-то ином спасении, кроме как "дать довести дело до конца", приняла бы она его? Надо ли действительно спасать человека, который знает, что ему делать, или думает, что знает? Я вот пока не понимаю, что тут можно было сделать.
читать дальше
(Мощная, конечно, в этом мире штука - радио.)
Да не говори. читать дальше
А вот империю ли. мне упорно кажется, что это не про растить, это другое(тм). ей надо выжечь напоминания о катастрофе, а о том, что потом строить, она не факт что думает. энергия травматиков такого рода - бешеная, конечно, но скорее деструктивная.
Я всё ещё вижу в её программе детские сады, школы, возможность получить достойное образование. Я всё ещё считаю, что лидером правящей партии не становятся за одно "выжечь всё на своём пути". (Я слишком наивный, да?) Возможно, я достраиваю то, чего нет, но мне хотелось бы верить, что программа Матушки была в целом конструктивной. С одним слабым местом, которое болело лично у неё.
это больше похоже на популистский ход, чтобы низвергнуть авторитет быстро и эффективно
Да, вот с этим согласен. Но, опять же, не любое психическое расстройство равно невменяемости, и я очень надеюсь, что эти понятия нигде не были смешаны.
а посмертной справки от психиатра публика не потребует
А вот здесь интереснее. читать дальше
мой внутренний даочжан тоже вздрогнул.Когда ж я этого вашего Магистра докурю...
Да я все их хочу, и текстом, и записью) в том числе потому, что хочется конкретных цитат, чтобы отметить, как они перекликаются с отдельными моментами в спектакле.
Я вот хочу именно запись, чтобы залить в плеер и слушать. Видимо, буду хотеть дальше.
Крошка_Джерри, спасибо!
Alma Mahler, уважаю. Нужно дохрена душевных сил, чтобы вот так бегать и зажигать с депрессией. В смысле, желание покрасить и оквадратить всё окружающее, поскольку на то, что эти люди как-то справятся сами вне квадратно-гнездовой модели управления, надежды никакой - это та мотивация, которую я могу понять, но сколько ж сил на это надо. (И это отчасти перекликается с Ржавым-астматиком, который пытается взять под контроль как можно больше, чтобы "поймать" ситуацию до того, как она вызовёт у него очередной приступ. В упор не помню этого в тексте пьесы, а идея офигенная. Просто узнаю типаж.)
читать дальше
Мне действительно пришлось через это пройти -- и честно, не желаю никому. Я, кстати, тоже уверена, что в программе были и детские сады, и прочее. Все было. Но Альба была уверена, что ее отец погиб из-за бардака и собиралась искоренять бардак в любом ее проявлении. Ее ошибка в том, что она давно не видела своих племянников и не знала, чем они живут. Иначе, возможно, они смогли бы поговорить и до чего-то договориться. Я думаю, что она знала, что скорее всего, погибнет -- и буквально вытолкнула оттуда молодняк. Чтобы выжили. Знала, потому что поняла -- в ее идеях слишком много жесткости и деструктива, на них добро не построишь. Как бы она ни хотела.
Идея о том, что она, возможно, не погибла, а после этой истории сменил имя и начала жить как частное лицо -- у меня тоже была. Я над ней и сейчас думаю. Во всяком случае, ТОЙ Альбы больше нет. Возможно, будет другая.
Которому уже немало лет. Все это было построено на руинах двух тяжелейших ситуаций в стиле "и то, что нас не убивает, не убивает нас, и все". Сейчас идет третья. Процесс выделки лимонада, ога ) и наполнения бассейна из вырытой ямы. Но мы выживем, мы стойкие
Да. И поэтому выбор Бени на эту роль -- это бинго. Он очень похож на меня, и лидерские качества унаследовал. Как и Ева. "Сделать все возможное и невозможное, пока я еще могу" -- это наше, да
Именно фото именно Игрека
Не разглядел) В какой-то момент показалось, что рамка просвечивает...
Если кто помнит арт-бар "Сто рентген" -- вот это оно и есть.
Кажется, не сталкивался, но название многообещающее))
Аркадий Цурюк,
на пожаре-то Астры просто не было
Да. я о том, захотела бы она как-то связаться или встретиться с Матушкой до пожара, если бы узнала, кто она.
нуждалась ли она в каком-то ином спасении, кроме как "дать довести дело до конца"
Она сама, полагаю, не нуждалась, конечно. там уже наверняка "если хочешь мне помочь - отойди и не мешай". А подстава фикс-итов в таких ситуациях в том, что физически "уползти" персонажа в общем-то элементарно (нет тела - нет доказательств), но починить персонажу жизнь и кукуху так, чтобы он при этом остался самим собой, а не тупо "я осознал я раскаялся", - крайне сложно. Альба явно не тот человек, кто побежит через канадскую границу, найдёт себе домик в глуши и будет там вышивать гладью. она же начнёт всё заново, а то и круче. впрочем, общение с племянниками и осознание, что жизнь не равно хаос и именно она наследует землю, может ей помочь перенаправить энергию, в перспективе.
мне хотелось бы верить, что программа Матушки была в целом конструктивной
Ну одно дело - программа, другое - воплощение.) лидеры такого рода нередко осознают, что сами они сгорят в борьбе, а всем конструктивом после их гибели будут заниматься другие люди, - и, как подсказывает нам история, никакого конструктива потом обычно не происходит.
Я не верю, что никто из этих людей не подаст в суд за клевету
Тоже верно. но тут мы перешагиваем тонкую грань между символической условностью художественного произведения и Банальностью нашей повседневной жизни.)
пытается взять под контроль как можно больше, чтобы "поймать" ситуацию
Чёрт, а и правда, и это очень круто.
Когда ж я этого вашего Магистра докурю...
Не к спеху ж.) но Зелень - это ещё одна история, в которой 1) все дебилы, 2)всех ужасно жалко и 3)каждый может отождествиться с тем или иным персонажем, и под разными углами это будут полярно разные истории. правда, оно гораздо хуже написано.
А речь просто о персонаже, который из-за чувства вины отдал другу глаза (и это в общем-то совсем не спойлер).
ааааааааааааааааааааааааа почему я территориально не там?! тот же вопрос и по китайчатым играм)))) мысленно все равно с вами)))
И еще оффтоп: давно думаю, в чем состоит баланс между "дать свободу" и "спасти".
"Дать свободу"
в плюсе означает возможность роста, развития персонажа (свобода всегда хороша именно развитием, мало кто хочет свободу лежать носом в пол, деградировать и стареть раньше времени).
в минусе - гибель персонажа, если он разовьется не туда и разовьет не те таланты (отличные таланты убийцы?) и не тот потенциал (силу своего безумия?).
"Спасти"
в плюсе - додать любви, тепла, понимания, прощения, далее длинный список других хороших слов.
в минусе - повесить человека себе на шею, чтобы он на всю жизнь стал твоей проблемой: гасить его нервные срывы, в 15000й раз говорить "я с тобой", бороться с его паранойей, спасать ОТ НЕГО окружающих, и не факт, что все это быстро закончится, и не факт, что это закончится вообще, или что персонаж не испытает новое потрясение, после которого сойдут на нет 5-10 лет твоего труда над его психикой, да еще ты же будешь виноват в глазах окружающих, ведь это ты отвечал за него, клятвенно обещал удержать на привязи "это чудовище" и не удержал.
Я оочень надеюсь, что будет запись на ютубе и я смогу ею кидаться во всех, кто не успеет увернуться!)
Я не совсем понял, о чём ты - о персонажах или живых людях. потому как к живым людям такие термины неприменимы. у взрослого дееспособного человека априори есть свобода воли, её давать не надо. кто-то вполне может хотеть лежать кабачком, деградировать, и чтобы о нём заботились, а кто-то может хотеть, чтобы его свободу ограничили, всё решали и выбирали за него, - но и те, и другие идут нафиг с пляжа. мы никого не обязаны спасать и ни за кого, кроме несовершеннолетних детей и домашних животных, ответственности не несём. починкой психики пусть занимаются специалисты - терапевты, психологи, психиатры, - и успех работы будет во многом зависеть от желания пациента. а всё, что мы можем, - это поддержать человека в работе над собой, если он действительно хочет стать адекватнее, а не жрать нас втихаря. если же вешать человека себе на шею - то привет, созависимость, и хуже будет обоим: и тому, кого жрут, и тому, кому потакают.
О персонажах.
Ну, ты описываешь явно идеальный мир, где читать дальше
А что касается людей, то осознанность каждого из нас - вопрос дискуссионный, а вот дееспособность - вполне определённый юридический термин. и, обеспечивая себе безопасность, в том числе психологическую, имеет смысл на этот термин опираться. человек хочет внимания, поддержки? - это нормально. устанавливает границы, например - просит его не критиковать и не давать советов? - тоже нормально. манипулирует, диктует условия "ты гладишь меня неправильно, меня нужно гладить так, как я сказал", давит на чувство вины? - это очень тревожные звоночки. рано или поздно такой вампир всё равно тебя доест, объявит во всеуслышанье, какой ты мерзавец и предатель, и найдёт себе новую кормушку, так что лучше просто не начинать кормить.
Ты не такой же. серьёзно. я видел таких людей, они общаются совсем по-другому.)
Я тоже не знаю, в какой мере даешь им свободу. Лично я вижу их естественными, искренними.
Оффтоп: читать дальше
О себе: читать дальше
Это красивая мысль.
И вообще мне чертовски нравится, как ты пишешь о внутреннем мире хаотиков. очень точно и ярко. для меня хаотики - немного terra incognita, поэтому впитываю, чтобы понять, прочувствовать, распробовать - пригодится. может, попробую такое сыграть хотя бы в словеске.)
тот, кто долго находился в нездоровой среде, по-любому к ней приспособился и где-то себя покалечил
Это правда. все мы по-разному ломаные, просто на уровне поколения, как мне кажется. и все так или иначе учимся и не кормить собой (а я долго учился не только распознавать вампиров, но и не причинять людям непрошеное добро), и не питаться за счёт других (чинюсь об людей всё ещё, хотя требовать внимания и тактилки не умею совершенно).
И если по кривой дорожке возвращаться в Катастрофе... да, там видно, что новое поколение здоровее прошлого. они к физическим потерям приспосабливаются - благодаря тому, что находятся в поддерживающей среде. а не наоборот - когда из-за покосившегося мира приходится жертвовать собой буквально и физически.
Помнючитать дальше
это очень грустно, тк доказано, что более стрессоустойчивы люди со счастливым детством (и вообще счастливые). а я годами считал, что лучше справляются "битые", чем "небитые", и гордился своим опытом. а в итоге он обесценен...