Я уж было думал, что они будут спать только в спутнике, но нет - освоили икеевскую корзинку. Когда с утра я сфотал в ней Ваймса, он пролежал так до самого ужина - а сегодня корзинку уже занимал Джоул.

Вчера - бешеной собаке не крюк - я доехал до Лёна в Люберцы, забрал за яблоки офигенную книжку: "Грег и Тим Хильдебрандты. Годы с Толкином". Это воспоминания Грегори Хильдебрандта-младшего о том, как его отец и дядя работали над иллюстрациями для двух с половиной толкиновских календарей, сопровождённые всеми фотографиями и эскизами, показывающими, как эти иллюстрации рождались.
Подробнее?
Во-первых, Грегори фантастически повезло буквально вырасти в Средиземье: как фотореалисты ("фродореалисты"), Хильдебрандты ничего не рисовали "из головы", кроме архитектуры и деревьев, поэтому для персонажей позировали все члены семьи и друзья, а костюмы создавались "из халатов, одеял, полотенец и наволочек"(с). Моделей фотографировали на полароид, а уже по снимкам рисовались эскизы - что объясняет некоторую комиксную утрированность пропорций, но при этом герои остаются живыми и эмоционально связанными между собой. Мне кажется, нынче фотореализм уже не тот: персонажи на современных обложках выглядят именно что позирующими, замершими в таких позах, в каких люди никогда не стоят, если хоть как-то общаются и взаимодействуют.
Во-вторых, некоторые эскизы более удачны композиционно, нежели знакомые всем нам итоговые иллюстрации. Так, на картине с Хальмовой падью могли быть всадники, но перспектива была отодвинута, и мы имеем просто масштабный пейзаж с крепостью, а у фермера Мэггота могли быть две собаки (которые на эскизе смотрятся куда более живыми). В позднее "Путешествие во мраке" не вошли прыгающие волколаки, а "Возвращение Гэндальфа" было бы выигрышнее как классическая треугольная композиция - но художники выбрали "вид сбоку".
Но главное для меня в этой книге, как и в книге о съёмке "Хоббита", - это история о том, как упоротые люди создают волшебство своими руками, с большим трудом - но и с большой любовью, без которой не было бы волшебства. Для меня магия не становится меньше оттого, что я знаю, какой мужик позировал для Арагорна в простыне вместо плаща с плошкой "Магги" в руке, и оттого, что я прочитал, как выбирали доспехи гномам, - напротив, эта магия становится больше. И ближе. Потому что, с одной стороны, ты видишь, как творится мир: Хильдебрандты отказались от идеи сделать Ортханк "рогатым", оставив этот вариант только на эскизе, - но он выразительней каноничных шпилей, и ПиДжей вернул "рога". А с другой стороны - понимаешь, что каждый из нас может быть "мужиком в простыне", что в волшебстве нет и не может быть никакого образца для повторения, никакого эталона и мерки.Сегодня днём к нам заехала Беркана, привезла вышитую соню (нежно люблю готовые вышивки, осталось оформить). Бьякуя порадовался новому человеку, которого можно облазить и пожевать. Затем я сбежал на Китай-город ловить Руси.
Мне обещали показать "место с чаем", но я не ожидал, что это окажется настоящий чайный дом, прячущийся в тупике двора-лабиринта!
Читать дальше?Совершенно волшебный и нездешний по антуражу, деликатно пахнущий благовониями, внутри больше, чем снаружи (кажется, я о нём уже слышал раньше как о доме с "драконом" - местной игуаной). Мы выбрали чай - зелёный Колодец Дракона с длинным названием - и уютную нору с подушками под скошенной крышей. Там нас нашли, заварили чай по всем правилам и оставили наедине с термосом и чайной доской, на которой глиняный мальчуган учился играть в го (его тоже полагалось угощать). С чаем мы определённо не прогадали: очень люблю в чаях ореховые нотки. Руси определил даже точнее - как вкус тыквенной семечки. Как же давно я не дышал хорошим чаем... примерно вечность.
Обменялись игропланами, я поорал о феях (невозможно не орать о феях в человека, впиливающего в мифоложество и архетипы!) и немного о Крабате (свежая кровь в фандом!). Пожаловались друг другу на художников, которые не выкладывают арты никуда и денег за коммишены мало берут (да, Софи, Амарт, Птаха, эта боль в ваш огород)) и обоюдно показали сохранённое прекрасное. А когда чай отдал нам всё, что мог, мы пошли гулять. И продолжать говорить обо всём на свете - о крысах, играх и персонажах, учёбе и дипломах, театрах и городах.
Побродили по китай-городским переулкам методом "куда глаза глядят", навестили Гиперион - он был закрыт на лекцию, но это не страшно, главное - что кирпич висит и работает, и очень хочется надеяться, что реконструкция всего и вся не затронет этот уголок. Выйдя на Покровку, взяли и свернули на Чистые - пруды впору переименовывать обратно, ибо, видимо, они ещё не дотаяли, и остатки льда и снега плавают тёмной жижей на поверхности. А дойдя до конца бульвара, взяли и дошли до Лубянки. А потом - до Площади Революции через Красную. В центре народу - будто вечер пятницы, в центре всё меняется быстрее, чем я успеваю в нём бывать, - но я всё равно люблю этот безумный город и каждый раз рад с ним увидеться. А в этой нашей взрослой жизни раскачать кого-нибудь на погулять всё сложнее, и такие моменты всё более ценны.
На Площади Революции, когда храмы Кремля прозвонили девять, мы спустились-таки в метро - коварный я довёл до станции, откуда мог уехать домой по прямой. Спасибо Руси за приглашение, и надо чаще!

И раз уж я теперь не могу не пойти на Крабата в МТК 30-го апреля (с ТеНеровским, к сожалению, не совпал) - есть ли ещё желающие к нам присоединиться?