Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
Дети неба (201?)
Театр Обско-угорских народов "Солнце" (Ханты-Мансийск)
Предыстория этого спектакля, который наверняка многими будет расценен как "развлечение для детей", на самом деле совсем не весёлая, но актуальная. Все народности входили в состав нашей страны за счёт колонизации, то есть - с навязыванием культуры и традиций, языка и письменности, идеологии и/или религии, с русификацией географических названий и имён людей, с насильственным объединением нескольких этносов в один. Мало кто знает, что ханты и манси - два разных народа, почти уничтоженных не только культурно, но и физически при советской власти и продолжающих уходить в небытие и поныне. Ведь именно с их территории выкачивается нефть, что делает землю безжизненной и непригодной для пастьбы оленей, а чтобы никто не возмущался, население активно пичкают продуктами массовой культуры.
Манси осталось в мире всего 12 тысяч. При этом считается, что "сохранить культуру" означает поместить археологические артефакты в музейные витрины на веки вечные - что чаще, напротив, оказывается равноценно убийству. Когда создатели спектакля решили поставить мансийский миф о сотворении мира, они столкнулись с тем, что его никто уже не помнит целиком - пришлось собирать космогонию по кусочкам. Получившаяся легенда была одобрена советом шаманов, но с условием, что актёры не будут изображать богов. По-хорошему, о таких сакральных знаниях даже нельзя слушать женщинам, однако тут шаманы уступили - ради того, чтобы дух их культуры передавался, как и прежде, из уст в уста и всё-таки выжил.
Зрителей встречает дама-экскурсовод и проводит в круглый чум, выстроенный на сцене. Дети рассаживаются на подушках на полу, скамьи и стулья достаются взрослым. Перед нами двое - рассказчик и его жена. Зажигается "очаг" - проектор, открывается круглая "заслонка", направленная вверх. Рассказчик кладёт поверх пятна света круглые резные шаблоны - и на потолке над чумом появляется медленно, гипнотически вращающаяся теневая проекция с узорами, фигурами, лицами-масками. Каждый круг - это мир. В нижнем мире мёртвых, где обитают злые духи, небо высотой с собачий хвост. Во втором мире содержится жизнь и её будущее. В третьем живут люди и все прочие существа. Четвёртый мир - небо, дом огня, грома и молнии, а прочие миры невидимы. В пятом живёт Отец Нуми-Торум, а в шестом - высшие силы, которые земными делами не интересуются, но в случае чего можно и к ним обратиться за помощью.
Дальше!
Театр Обско-угорских народов "Солнце" (Ханты-Мансийск)
Предыстория этого спектакля, который наверняка многими будет расценен как "развлечение для детей", на самом деле совсем не весёлая, но актуальная. Все народности входили в состав нашей страны за счёт колонизации, то есть - с навязыванием культуры и традиций, языка и письменности, идеологии и/или религии, с русификацией географических названий и имён людей, с насильственным объединением нескольких этносов в один. Мало кто знает, что ханты и манси - два разных народа, почти уничтоженных не только культурно, но и физически при советской власти и продолжающих уходить в небытие и поныне. Ведь именно с их территории выкачивается нефть, что делает землю безжизненной и непригодной для пастьбы оленей, а чтобы никто не возмущался, население активно пичкают продуктами массовой культуры.
Манси осталось в мире всего 12 тысяч. При этом считается, что "сохранить культуру" означает поместить археологические артефакты в музейные витрины на веки вечные - что чаще, напротив, оказывается равноценно убийству. Когда создатели спектакля решили поставить мансийский миф о сотворении мира, они столкнулись с тем, что его никто уже не помнит целиком - пришлось собирать космогонию по кусочкам. Получившаяся легенда была одобрена советом шаманов, но с условием, что актёры не будут изображать богов. По-хорошему, о таких сакральных знаниях даже нельзя слушать женщинам, однако тут шаманы уступили - ради того, чтобы дух их культуры передавался, как и прежде, из уст в уста и всё-таки выжил.
Зрителей встречает дама-экскурсовод и проводит в круглый чум, выстроенный на сцене. Дети рассаживаются на подушках на полу, скамьи и стулья достаются взрослым. Перед нами двое - рассказчик и его жена. Зажигается "очаг" - проектор, открывается круглая "заслонка", направленная вверх. Рассказчик кладёт поверх пятна света круглые резные шаблоны - и на потолке над чумом появляется медленно, гипнотически вращающаяся теневая проекция с узорами, фигурами, лицами-масками. Каждый круг - это мир. В нижнем мире мёртвых, где обитают злые духи, небо высотой с собачий хвост. Во втором мире содержится жизнь и её будущее. В третьем живут люди и все прочие существа. Четвёртый мир - небо, дом огня, грома и молнии, а прочие миры невидимы. В пятом живёт Отец Нуми-Торум, а в шестом - высшие силы, которые земными делами не интересуются, но в случае чего можно и к ним обратиться за помощью.
Дальше!