Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
Проба грунта в Казахстане
Компания Rimini Protokoll (Германия)
"Проба грунта" - представитель документального театра на фестивале NET. Подчёркиваю: документального, а не того, что в степях российских привыкли называть театром док. Здесь нет актёров, пытающихся вывести среднее арифметическое из людей, которых они наблюдали или общали, и представить некие типажи, мало чем отличающиеся от шаблонных персонажей постдрамы. Нет умилённого разглядывания мифологизированных "аборигенов" сквозь толстое стекло с надписью "это тоже люди". И запоздавшего лет на десять выпячивания социально-политических очевидностей, и героических свершений на полях фейсбука - тоже нет. Это действительно живой документ, глубокий, интересный, захватывающий неожиданными поворотами и ювелирным монтажом подлинных фактов. Вместо подготовленных исполнителей - пятеро настоящих, "обычных" людей, рассказывающих истории своей жизни. Истории, которые пронзила, как археологические пласты, буровая вышка.
Крепкий, породистый ариец с седой головой, Герд Бауманн, без видимых усилий шагает по беговой дорожке, имитирующей лыжню. Маленькое табло у его ног отсчитывает энергию, произведённую работой его мышц. Он рассказывает о своей работе на нефтяных месторождениях Казахстана в восьмидесятых: о том, какой ювелирный расчёт и какой риск связан с бурением скважин. Его прадед был ветераном вермахта, получившим "дубовую ветвь" за военные действия на Дону.
Когда войска вермахта были выбиты с Украины, русские немцы - потомки приглашённых Екатериной переселенцев - были депортированы за Урал. В том числе и родители Генриха Вибе, самого пожилого участника спектакля. За организацию баптистской общины его отца посадили, и он вырос в детском доме. Затем семья перебралась в Казахстан, 10% населения которого составляют русские немцы. В Семипалатинск, город у полигона, на котором испытывались атомные бомбы: в воронке от наземного взрыва образовалось озеро, в котором купались и ловили рыбу, подземные взрывы проходили каждую вторую неделю. Генрих садится на велотренажёр, крутит педали, а за его спиной на большом экране тянется дорога современного Семипалатинска, отличающегося от чёрно-белых фотографий только автомобилями. Неожиданно сильным голосом он запевает "Эх, дороги..." - песню, которую пел тогда, чтобы не заснуть, когда водил грузовики с топливом и отливал немного для домашней печки.
Читать дальше!


@темы: all the world's a stage