Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
Сны Минотавра (2012)
Несколько неожиданно для себя, хоть и в рамках фестиваля "Территория", я увидел классифицированный как опера, но на деле являющийся вполне себе разножанровым спектакль. С прекрасным текстом, прекрасными декорациями, интересной музыкой и очаровательными молодыми исполнителями, - вот только не складываются все эти замечательные составляющие в цельную картинку. Как выяснилось после, - это популярный ныне work-in-progress, привычка демонстрировать публике отдельные ингредиенты, из которых предполагается создать некое блюдо. Как я уже писал, заранее судить о вкусе будущего произведения я не могу, поэтому смело впадаю в грех описательства. Начну с того, что за постановку либретто Владимира Сорокина "Сны Минотавра" взялась "Опергруппа" Василия Бархатова, работают сразу три режиссёра и закончить планируют аж к 2014 году. Пока из восьми частей можно было увидеть три. Апеллируют к словам Гойи, который говорил не только о том, что сон разума рождает чудовищ, но и о том, что "в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства".
"Монолог Минотавра" читает человек в гипсовом воротнике на шее, его голос искажается, он как бы чревовещает за девушку с длинным хвостом волос, но иногда накладывается и её голос - когда речь идёт о мире, воспринимаемом Минотавром как женщина. Самец-Минотавр - властитель этого мира-лабиринта, то есть хозяин жизни, попросту - большой начальник. Он уверен, что ему принадлежит всё, он знает всё, понимает всё и говорит с мирозданием на равных, - вполне ренессансная эгоцентрическая программа, которая, похоже, снова актуализируется. Вот только Минотавр - не небожитель, а всего лишь смертный бастард Посейдона, и тревога перед встречей с некоей силой, которая сможет сокрушить его величие, прорывается сеансом самоубеждения. Образ уже не оригинальный, зато - точно схваченный. "Dyxless" не читал, но примелькавшийся трейлер вспоминается.
"Квест" читают в микрофон тоже, это - монолог человека, вообразившего путешествие по станциям московского метро компьютерной стрелялкой, требующей постоянно выбирать оружие и броню, уничтожать бесконечные орды монстров, подбирать бонусы, обходить ловушки, поправлять здоровье. На сцене разворачивается иллюстрация: кассовые будки превращаются в тесные вагоны, выезжающий поезд метро - в трансформера, а сам герой-Тесей - из скромного пассажира в неуклюжего помпезного тореадора, вынимающего из тубуса красную тряпку. Воспалённая фантазия неизбежно приводит к гибели персонажа... и к пробуждению. Всего лишь сон геймера, ещё один симптом мнимой силы, ещё одна часть выродившегося мифа. Эпоха архетипов сменилась эпохой комплексов.
Читать дальше

@темы: all the world's a stage