Для начала - о каноне-без-фандома. В приступе гугления я узнал, что мангака Тихо Сайто, создавшая Революционерку Утэну, начинала рисовать мангу по Опасным связям, но забросила после первого тома из четырёх глав - как всегда, на самом интересном месте(тм).
Почитать перевод можно, например, здесь. И, во-первых, это красиво (я очень люблю олдскульный стиль в манге и аниме, а у Тихо офигенный скилл), а во-вторых, с такими литературными интересами мангаки некоторые персонажи Утэны становятся понятнее.
(Немного впечатлений)Манга довольно близка к книжному канону и по сюжету, и по смысловым акцентам (Вальмон, хоть и главный герой, - вполне себе антигерой, которому после того, как он канонично насилует Сесиль, под предлогом помощи в переписке с её возлюбленным получив ключ от её комнаты, сочувствовать уже не получится), - только несколько возвышена над приземлённым бытом, ещё ближе к сфере архетипов (тот же Вальмон, следуя своей роли искусителя, рассуждает о том, что хочет не соперничать с богом, а освободить мадам де Турвель от страха перед дьяволом). И это, пожалуй, единственная адаптация канона (переложения на другие почвы не считаю), в котором у Вальмона есть имя: Тристан

А ещё в манге есть невероятно трогательная старушка де Розмонд - и чрезвычайно выразительный чёрный кот госпожи де Турвель, которого хочется растаскать на аватарки, но мне влом скринить

И пара слов об экранизациях, которые я пересмотрел и Птахе показал. "Вальмона" я люблю больше и уже пересматривал два года назад после лефлоковки, но начал с "Опасных связей", поскольку соблазнить Птаху юным Киану Ривзом оказалось проще, нежели молодым Колином Фёртом
Опасные связи, 1988Как я уже упоминал, голливудская экранизация максимально следует канону как "ужасающее предупреждение"(тм). Это история скучающих чудовищ, которые относятся к игре чужими судьбами как к повседневной служебной обязанности - и мелочно торгуются за письменные доказательства. Маркиза де Мертей утверждает, будто мстит мужчинам, - но на самом деле она мстит женщинам: когда-то её девочкой бросили в пучину светской жизни, где невозможно защититься от мужчин, которые всегда будут брать всё, что пожелают, - и теперь она хочет, чтобы и другие прошли через тот же кошмар, убеждая их (и себя), будто быть использованной мужчинами - это такая форма власти. А Вальмон бросается на шпагу Дансени только для того, чтобы передать ему письма и посмертно выиграть войну с маркизой: раз уж чужих жизней не жалко, то не жалко и своей. Женщине, которая его любила, он тем самым точно не делает легче.Вальмон, 1989На контрасте с голливудским - французский фильм смотрится вдвойне живым и тёплым. Замечаешь, как часто его герои - молодые, румяные, с блестящими глазами, а не холоднокровные хищники под масками макияжа - улыбаются и смеются, и как много в этом фильме музыки. Этим героям отнюдь не скучно: они находят себе множество занятий (особенно Вальмон с его неугомонным актёрским даром). Это история о том, как люди играют, - а нелепая трагедия происходит, когда игру начинают воспринимать всерьёз. Заигравшиеся взрослые недооценили кровожадность юного рыцаря Дансени, который стремился убить соперника - всё равно которого - даже, пожалуй, сильнее, нежели он стремился к счастью со своей возлюбленной, кою так легко променял на другую. Первый фильм заканчивается чередой смертей: Сесиль теряет ребёнка, погибает на дуэли Вальмон, умирает мадам де Турвель, и освистывание маркизы де Мертей (фильм начинается в театре и заканчивается в театре) - это также социальное убийство. Второй фильм заканчивается торжеством жизни - даже дуэль происходит не зимой, а летом: мы не видим крови, словно Вальмон погибает понарошку и того и гляди подтвердит, что пошутил, а Сесиль говорит о своей беременности - есть надежда на продолжение рода Вальмона (фильм начинается в церкви и заканчивается в церкви).
И любопытно, что в обоих фильмах Вальмон проявляет суицидальное поведение (во втором случае - в меньшей степени: можно трактовать его похмельное состояние скорее насмешкой над той самой звериной серьёзностью оппонента, - но всё же он явно не настроен побеждать и убивать, это 100% I'm a lover not a killer). В книге, если мне не изменяет память, детали дуэли не раскрываются, так что это именно инициатива сценаристов и режиссёров - попытка сделать Вальмона более трагическим персонажем. Хотя бегство в смерть персонажа, уставшего от своего образа жизни, но не готового ничего менять, - показывает его слабым, и только....И остаются только дорамы и модерн-AU версии, которые меня не прельщают (кроме разве что двухсерийного фильма с прекрасной Катрин Денёв, о котором мне напомнила Птаха).
И снова о Камне ЗвёздНастало время поорать о том, что нам (то бишь мне, одинокому читателю) додали внешности Морлина (глазами Дамиона). "С виду не более тридцати, но усталое выражение лица говорило о куда более старшем возрасте"(с). Как он сердится на то, что приключенцы бросили Ану, которая защищала их всю дорогу, растрачивая свои силы, и как яростно отрицает, что она может умереть... Он ведь действительно к ней привязан
И как он относится к приключенцам как к трогательным нелепцам (это ж надо придумать выражение "коллективная растяпистость"!), как со снисходительным терпением объясняет им основы мироздания... Он мог бы просто за ними увязаться - но ему так хочется поделиться своими знаниями, донести правду до этих забавных смертных, которых впутали в разборки высших сил, ничегошеньки не объяснив (и в этом он много честнее Аны с её "Знания опасны"!). Он наверняка так давно ни с кем не разговаривал. И, наконец, то, как он "впервые улыбнулся без насмешки", когда услышал от Эйлии предположение, что чудесно летать по воздуху. Где мои смайлики разбитого сердца, где, я вас спрашиваю
И Морлин ну совершенно не палится ни своими знаниями о древних временах, ни тем, что уходит из убежища вместо того, чтобы остаться поесть и поспать, - а потом приключенцы, обшаривающие город по кирпичику, нигде его не видят, зато у них над головой летают драконы
И как же хорош вожак драконов, как мощны его лапищи
Но меня всё больше интригует происхождение Морлина: где он всё-таки родился и когда? Он утверждает, что много раз бывал в Тринисии и считает её своим домом, - но в легенде о принце-чернокнижнике даже не упоминается, чтобы Морлин совершал туда паломничество как паладин. И кто он такой: истинный дракон-лоанан (но в таком случае он не может быть сыном короля и зимбурийской культистки), лоаней с драконьей кровью, или просто немерей, которому сидящая в нём частица архона дала способность обращаться драконом (а может, и память об архонских временах)?.. Также оказалось, что Ана в курсе, что Морлин - аватар Модриана, - и у меня теперь ещё больше вопросов к мотивам этой старухи. Неужели они с Морлином не могли просто, ну, ПОГОВОРИТЬ об этой проблеме словами через рот? Если бы она знала, что Морлин не хочет возглавлять зимбурийцев, развязывать войну и сражаться с Триной Лиа, - она всё равно повела бы Трину Лиа к Камню?..
Касательно же того самого мироздания мне реально ближе позиция Морлина о том, что архоны (видимо, именно их в русском переводе назвали "Прежними", как амброзию назвали "пищей богов", - хотя, возможно, в оригинале тоже так, и правильные названия ещё появятся) - никакие не боги, ангелы или святые, и ничем не отличаются от смертных, кроме могущества. Да, концепция не оригинальна (привет эванурисам), но всё равно не то чтобы распространена в классическом фэнтези. А весь этот пиетет и придыхание, с которым к планетарным богиням и богам относятся Эйлия и Дамион, - скорее раздражают, как и культ Камня, который элеи использовали, чтобы контролировать мир людей. Камень, упавший с неба, напоминает о Чёрном камне Каабы, которому поклонялись ещё язычники в доисламские времена, который также похищали и возвращали... "И гении хранили двери храма, Где он жемчужной грудою сверкал"(с), - читала ли Бэрд Бунина?
Но каким бы рукотворным Сильмариллом ни был Камень Звёзд, - едва ли он был создан для того, чтобы выстроить вокруг него храм, гонять к нему паломников и воевать из-за него. Всё так, Морлин: нет ни святых мест, ни святых предметов.Коллажик про цветочные ассоциации на НеЛаней, репостнутый в канале Птахи, утверждает, что мандрагора означает "Я счастлив, если ты счастлива". Понятия не имею, откуда автор коллажа это взял, но... просто радуюсь, что ОНИ ВЕЗДЕ

А мы тем временем продолжили смотреть первый сезон Андора. Хороший сериал, но - ахаха, я здесь живу(тм)

Потому что все империи похожи друг на друга, все так или иначе направлены на расчеловечивание, ведь людей много и их не жалко.
Далее могут быть спойлерыПо-прежнему отлично показана изнанка Империи, и да - теперь понимаешь, почему Кассиан так упоролся в Сопротивление, проведя время в тюрьме с камерами без дверей, где шаг за порог означает смерть, а весь день ты работаешь, как шестерёнка конвейера. И - эта дьявольская ловушка, когда заключённым объявляют, что их сроки удвоились из-за налёта Сопротивления на базу, и по факту это действительно так (и верхушка Сопротивления именно закручивания гаек и добивалась), - но правда в том, что и без налёта Империя нашла бы повод, чтобы удвоить сроки ради бесплатной рабочей силы. Вот поэтому "мирное сопротивление" не имеет смысла: все огребут в любом случае, только в случае мирного сопротивления - ещё и огребут напрасно, поскольку государственная машина не понесёт никакого урона. Как хороша была бы Империя, если бы карала только преступников, а не обычных людей! И как прекрасно было бы Сопротивление, если бы наносило удары только по преступным имперским функционерам, не подставляя простых граждан под удар!.. Но, увы, реальность выглядит иначе, и с этим придётся считаться.
И вновь встаёт вопрос: что же выбрать? Империю, обеспечивающую порядок, или Сопротивление, во главе которого стоят не самые приятные личности (вроде Со Гереры с его "Один я в белом плаще стою красивый")? - И ответ напрашивается очень простой: Империю выбирают те, кому повезло и кому плевать на всех, кроме себя. И это сложно осуждать (и я всё ещё люблю играть законопослушных имперских граждан в самых разных сеттингах): когда у тебя и твоих близких всё хорошо, и никого не коснулась мясорубка репрессий, - можно и не знать о том, что кого-то другого, чужого, пытают или убивают. А узнав - не поверить, потому что проще и спокойнее верить в соблюдение властями собственных законов, справедливый суд и всеобщее благополучие. А поверив - решить, что так им и надо, этим незнакомым чужим, которым не повезло. И только когда мясорубка касается тебя напрямую, или же тебе не плевать, - тогда выбрать Империю становится уже невозможным. Ахаха, я здесь живу. Мы все здесь живём.Кассиан прекрасен тем, что он - не безупречный идейный герой (идеалисты вообще долго не живут и не приносят много пользы). Он - просто человек, которого обидели незаслуженно, а он вернулся и заслужил. И в Сопротивлении наверняка таких немало, но раньше нам их как-то не показывали.
А пока ещё свежи воспоминания об Арлатане... Конечно, Дал'Тхану - авторский персонаж, и артов с ним (если это не коммишны и реквесты) быть не может. Но я увидел у (с)
Mint арт с чемпионами Фалон'Дина, Джуна и Эльгар'нана, - и как-то так, как последний, Дал'Тхану и может выглядеть. На арте есть даже стихи на эльфийском, но мне влом их переводить
