Итак, ЗВ-марафон завершился: начиная с Новогодней ночи, мы пересмотрели все полнометражные фильмы франшизы (9 эпизодов и 2 спин-оффа). Так я впервые посмотрел её целиком в хронологическом порядке, а не отдельными фильмами, некоторые из которых я, кажется, раньше смотрел один раз в жизни. Основной целью было уложить в голову хронологию перед майской игрой (на которую я, правда, пока не заявлялся и надеюсь сначала увидеть взнос), плюс в очередной раз пощупать канон и попробовать найти в нём для себя ещё что-нибудь, кроме любви к клонам, простым имперским пилотам и, точечно, ситхам. Хотя самые большие надежды проникнуться я возлагаю на перспективу поводиться у Тохи по джедаям
![:shuffle2:](/picture/3222336.gif)
И поиграть перед этим в какую-то компьютерную игру (уже не помню, какую)).
Результат марафона раз: пожалуй, я начал понимать, что люди находят в повстанцах (но это по-прежнему не то, во что мне было бы интересно играть на ролевой игре): из поколения в поколение держаться на голой вере сродни религиозной, терпеть чудовищные потери и всё равно не сдаваться - это же самое фантастическое допущение этого канона. Сотни камикадзе "с ножом на танк" в бесконечной и безнадёжной войне с заведомо более сильным врагом, которого можно только сдерживать, заваливая его мега-технику телами... А вы говорите - Ваха гримдарк.
Результат марафона два: я ещё больше полюбил последнюю трилогию. А то я начал было думать, что всё дело в фандоме, создавшем по ней очень много крутого контента. Но нет: это действительно классная история сама по себе, а в сравнении с предыдущими трилогиями - это очень ценное развитие канона.
Эпизод I, Скрытая угрозаПожалуй, первый эпизод - мой любимый из "старых" эпизодов чисто по эффекту утёнка: в детстве я увидел гонки и влюбился в них раз и навсегда (и Себульба красавчик)). К тому же это - неприкрыто детская сказка, в центре которой - ребёнок, которому всё удаётся и который спасает всех. Но и взрослым я люблю пересматривать этот фильм: там же - секс на мечах Квай-Гона и Дарта Мола
Это были самый харизматичный джедай и самый харизматичный ситх, - и их было так обидно мало... А поскольку мы пересматривали этот фильм сразу после того, как перед Новогодней ночью у нас сгорела плита, - "Я многа-многа испугайся и хватайся за джедай" теперь полностью описывает реакцию Птахи на пожар![:laugh:](/picture/1126.gif)
Эпизод II, Атака клоновА в этом эпизоде из хорошего - харизматичный Дуку с вайбами школьного завуча и начало отношений Оби-Вана и Энакина с их постоянной пассивной агрессией в стиле toxic husbands. Очень понимаю, почему обикинов шипперят, - сам бы шипперил, если бы не помнил, как это всё закончится. И как-то очень хорошо ощущается, что они, несмотря на разницу в возрасте, - не столько учитель и ученик, сколько старший ученик, на которого свалились обязательства доучивать младшего. И не то чтобы это Оби-Ван не справлялся, - скорее, между ними не было заложено необходимой иерархии. Энакин наверняка видел авторитет и отцовскую фигуру в Квай-Гоне, - а Оби-Вана воспринимал больше как равного. А без безусловной веры в то, что наставник порешает все твои проблемы, - неизбежно начнёшь искать другую авторитетную фигуру (и вот Палпатина и Энакина не шипперить сложно, благодаря шикарной команде, ходившей на ФБ)). Не зря Совет джедаев негативно воспринял обучение Энакина потому, что он был переростком: только забрав от родителей совсем мелкого щенка, можно вырастить преданного учителю и Ордену пса, - а Энакина сгубила любовь к матери (и к Падме, на которую он также запечатлелся ещё в детстве). Даже не знаешь, что хуже: джедаи, которые изолируют тебя от любых привязанностей, или ситхи, которые заставят тебя уничтожить своими руками всё, что тебе дорого. Минуй нас пуще всех печалей рождаться чувствительным к Силе, короче.
Эпизод III, Месть ситховВторой и третий эпизоды я неизменно воспринимаю как единое целое, фильм в двух частях. Здесь секси Гривус (и тоже мало, но мне его додал мультсериал), здесь финал истории обикинов и то, за что я всегда недолюбливал джедаев. Любишь - добей, блин, а не смотри на медленную и мучительную смерть! Если уж и говорить о том, что "Оби-Ван создал Вейдера", - то именно этим унизительным жестом: искалечить и бросить. Точно так же меня бесит история короля, отца Морлина, в Камне Звёзд: не захотел пачкать ручки и поручил убить сына своему мужику рыцарю, который с этим даже не справился толком, а уронил принца в подземное озеро. Просто представьте: ты остался без конечностей и горишь заживо, или изранен и тонешь, - а человек, который предполагался быть самым близким, не протянет руку хотя бы для того, чтобы подарить тебе быструю смерть. Перфекшн![:cens:](/picture/4707571.gif)
Хан СолоС удовольствием пересмотрел Соло, - но, поскольку пересматривал уже не в первый раз и достаточно хорошо его помню, что-то новое о фильме не скажу. Хан и Лэндо из лав, дроид L3-37 - лучшая женщина, ставшая мозгом и душой Сокола, а один из самых прекрасных моментов - бунт дроидов. Когда L3-37 освобождает от программных ограничений одного дроида, говорит ему освободить других, и он действительно это делает, пока по цепочке не освобождаются все, - казалось бы, мелочь, но таких мелочей старым сценариям очень не хватало.
Изгой-одинКогда я впервые посмотрел Изгоя, он мне не зашёл: слишком много штампов (и до сих пор мне как-то по-фински неловко от того, насколько Со Геррера - Че Гевара, например). Но, посмотрев его во второй раз, я должен признать, что это хорошо сделанная история с симпатичными персонажами - достаточно напряжённая и с вполне каноничным пафосом. И, как-никак, не всякая история заканчивается тем, что герои, победив, погибают.
Эпизод IV, Новая надеждаЗа что я люблю первый фильм франшизы - так это за то, насколько достойно его визуал смотрится на фоне второй трилогии несмотря на то, что вместо компьютерной графики использовались модели, костюмы и аниматронные куклы. Про эту классику мне также нечего добавить: с неё всё началось, она подарила нам культовых персонажей и ту атмосферу "б/у фантастики", когда сказочный мир похож не столько на предполагаемое будущее нашего мира, сколько на его альтернативное прошлое, в котором смешаны самурайский рыцарский роман с вестерном и помещены в космос. Четвёртый эпизод я - и, думаю, не я один - давно знаю наизусть, и всё равно рад пересматривать.
Эпизод V, Империя наносит ответный ударВторой фильм первой трилогии я помню хуже, чем первый, - и в целом между плюшевыми игрушками в снегах в начале фильма, появлением Йоды в его середине и меметичным финалом про "отец, я твой Люк" для меня не происходит ничего особенно интересного, я воспринимаю сюжет как переходное звено в истории. Люк постоянно падает в какой-нибудь люк, судьба его такая
А ещё примечательно, что Йода выбрал местом изгнания планету, на которой была сильна Тёмная сторона Силы, - и такую же планету (хотя с более приятным климатом)) выберет впоследствии для своего изгнания Люк.
Эпизод VI, Возвращение джедаяА третий фильм я помню ещё хуже, чем второй, - по ощущениям, я либо смотрел его только один раз и с тех пор прежде не пересматривал, либо качественно раззнал всё, что было до финала. Образ Леи-рабыни - единственный фансервис всей франшизы - был явно лишним: возможно, режиссёр даже не предполагал, что многим зрителям не помешает уподобиться Джаббе-хатту то, насколько гротескным воплощением похоти и жадности является этот персонаж. Эвоки тоже были так себе идеей. А про редемпшн Вейдера скажу крамольное: чувак, ты пытал свою ДОЧЬ, и тебе было и осталось фантастически пофиг на неё, у тебя не было мыслей переманить её на свою сторону и править вместе, несмотря на всё её политическое влияние. Джедаи хотя бы помнили, что у них есть запасной Скайуокер, и на том спасибо (потом это задним числом объяснили тем, что Лея сама отказалась от пути джедая). А ради СЫНА, которого ты видишь второй раз в жизни, ты этой самой жизнью жертвуешь. Логика очевидна, да?..
Эпизод VII, Пробуждение силыПересматривая новую трилогию сразу после старых, лучше всего видишь, насколько бережно продолжена история и завязаны узелки между ниточками знакомых и новых персонажей. Можно было пойти по пути наименьшего сопротивления (простите за каламбур) и просто накидать в воду ни к чему сюжетно не привязанных пасхалок, которые вызывали бы короткий эффект узнавания, но болтались бы в вакууме, - и спасибо сценаристам за то, что они сплели этот мостик между дорогой многим сердцам классикой и свежей историей, которую можно смотреть "с нуля" и всё понять. Первый фильм трилогии знакомит нас с персонажами, а общая фабула - всё та же: опять надо уничтожить Звезду Смерти, только поболбше. И эта фабула - просто фон, наименее важная часть истории, которая прежде всего - про персонажей и их развитие. И, по-хорошему, ЗВ ВСЕГДА были "про людей", и если часть аудитории оказалась к этому не готова... ну, бывает. Персонажи - и новые, и старые - в новой трилогии кажутся мне более живыми: да, менее архетипичными и типичными при том, но более человечными с их сомнениями и ошибками. Я смотрю и люблю их всех (ну, кроме разве что напуганного Люка), - тогда как в старых трилогиях мне было не за кого зацепиться, очень уж гладкой была "поверхность" персонажей. Лея? - Несмотря на умение постоять за себя, всё равно воспринималась принцессой для спасения от дракона. Хан? - Да, Форд красавчик, но типаж "обаятельного мерзавца", уверенного в своей неотразимости, скорее отталкивающий. Но эти персонажи очень хорошо состарились в самом буквальном смысле слова - и вызывают бесконечную нежность и сочувствие.
Эпизод VIII, Последний джедайПродолжу о любви к персонажам, потому что экшн всё равно обеспечивает Звезда Смерти поменбше. Рэй продолжает эстафету Энакина и Люка, полностью укладываясь в рамки двигателя сюжета с таинственным прошлым и необходимостью выбрать будущее. Да, она чрезвычайно крута для мусорщицы, которую никто не обучал, - но разве Энакин в детстве не был таким же вундеркиндом? Да, они с Кайло могут делать через Силу то, чего раньше (по крайней мере в кадре) не делали другие (гусары, молчать!)), - но разве это не соответствует концепции всех Избранных?.. Кажется, что все претензии к "логике" новых сюжетов проистекают из того, что некоторые люди старательно забыли, что ЗВ - волшебная сказка со всеми признаками волшебной сказки. Фэнтези с чудесами и прилетающими орлами, где само мироздание обладает принципами справедливости, подыгрывая персонажам и сводя их вместе. Занятно, что Кайло обращается к Дарту Вейдеру, видимо не зная, что Энакин перед смертью вернулся на Светлую сторону (почему ему об этом не рассказали?..), - и тот ни разу ему не отвечает, потому что, ну, НЕТ никакого Дарта Вейдера больше. А Люк, чёрт возьми, ЗНАЕТ на примере отца, что с Тёмной стороны возможно вернуться и что даже для Вейдера было не всё потеряно, - но настолько быстро ставит крест на мальчишке, что испытывает порыв его убить. Но не буду присоединяться к Люкбыникогда, потому что, ну, так бывает. Люк настолько испугался Тёмной стороны и того, что джедаи могут ей поддаваться, что разочаровался в столь несовершенных джедаях и решил, что пусть лучше их не будет вовсе. "Если у вас нету тёти, вам тётю не потерять"(с). Это страх, это гордыня, - и это, в конечном счёте, сделало его уязвимым к той Тёмной стороне, которую он так боялся. Но, как и Энакин, он смог вернуться к гармонии. А персонаж с конфликтом, как ни крути, интереснее персонажа без конфликта и того потенциального "идеального Люка", который мог бы быть той самой пасхалкой ради пасхалки.
Эпизод IX, Восход СкайуокерПоследний эпизод - пожалуй, самый эпически красивый по визуалу (один только кинцуги-шлем Кайло чего стоит!), но с наиболее спорными сценарными решениями. Я успел забыть, что Рэй у нас Рэй Пална, - но, на самом деле, этот факт меня не смущает: в конце концов, ситхи, в отличие от джедаев, обет безбрачия не дают, а Шив был живым человеком. Мне, скорее, грустно от того, что новая трилогия не смогла породить достаточно убедительного нового злодея, так что пришлось уползать старого (в компанию к уже уползшему Дарту Молу). Фазму и Хакса пустили в расход быстро и скомканно (особенно мне обидно за Хакса, кошака оранжевого)), не развив их ни в неоднозначных персонажей, ни в достойных антагонистов. О происхождении и личностях "рыцарей Рен" мы и вовсе можем только гадать. И да, я всё ещё грущу об упущенном сценаристами шансе показать единство сторон Силы в тандеме Кайло и Рэй. Джедаи всегда на голубом глазу утверждали, что "восстановить баланс Силы" - значит уничтожить всех ситхов, - а ситхи, в свою очередь, стремились истребить джедаев, и не было тому конца. И если Кайло не стало - не только и не столько физически, сколько в смысле его отречения от Тёмной стороны, - то снова никакого баланса не вышло. Свято место пусто не бывает, придут новые ситхи, всё начнётся с начала.
А теперь резюмирую про последнюю трилогию со спин-оффами и их офигенность. Во-первых, женщины Леи: они совершенно потрясающие.
Во-вторых, дроиды больше не comic relief, а личности, способные к самопожертвованию: L3-37 из Соло, K-2SO из Изгоя - и, наконец, C-3PO, добровольно рискующий потерять всю память.
(Не)много буков
В-третьих, инопланетные культуры больше не comic relief! Гунганы были нелепыми и комичными, эвоки просто соответствовали всем стереотипам о примитивных аборигенах-каннибалах, готовых поклоняться чужаку как богу, - и Лея, впервые встретив взрослого эвока, обращалась к нему как к ребёнку, хотя должна была бы знать о существовании низкорослых рас. Колониальная оптика, ага
Поэтому сцена фестиваля на Пасаане из Восхода - одна из самых цепляющих сердечко сцен, созданная с уважением и показывающая, что в галактике есть и мирная жизнь, а не только сражения. Да, всегда был Чубакка, и подчёркивалось, что он не зверь, а соратник, - но не будем забывать о том, что Чубакка-друг-человека был списан с собаки, а своих собак люди нередко очеловечивают больше, чем других людей, живущих по соседству.
Так мы переходим к пункту в-четвёртых: животные, то есть не прямоходящие (прямолетающие, прямоползающие) расы. Строго говоря, основным признаком гуманоида в сеттинге ЗВ является способность что-то держать в конечностях (оружие или штурвал), а остальным расам в разумности отказано. И раньше мы могли наблюдать их либо в качестве ездового транспорта (который вообще не жалко, в отличие от тех же дроидов, например), либо в качестве монстров, пытающихся сожрать всё живое. Не то чтобы стало сильно лучше, - но теперь у нас есть фатиры (те кенгукошади), которые тоже хотели быть свободными от эксплуатации, есть червяк, которого вылечила Рэй, и есть порги, которых Чубакка не стал жрать. А это уже больше, чем ничего. Очень хочу когда-нибудь в будущем увидеть четвероногих, которые могут использовать Силу, например.И, как я уже не раз говорил, - дайте мне сериалы про персонажей, которых за время выхода трилогии успеваешь полюбить! Про По Дэмерона и его участие в Сопротивлении до встречи с Финном, про Кайло после побега, да хоть про кого угодно из второстепенных. Понимаю, что это зависит, помимо прочего, от желания и занятости актёров, - но очень скучаю. Попробую дать шанс ещё некоторым из имеющихся сериалов (Мандалорец скучилищный, над Оби-Ваном просто опустим завесу жалости). Можно рекомендовать (мультсериалы посмотрены).
![](https://diary.ru/resize/180/-/3/0/3/3/3033036/kTsx0.jpg)