Итак, к концу прошедшего года я дочитал Звезду на излом. Прилагавшиеся рассказы aka не вошедшие в основное повествование текстовые кусочки - просто пролистал.
Ещё немного бла-бла
И вот ещё какая мысль, которую я в прошлый раз не записал, а теперь могу дополнить: в историях об отказе от Клятвы оная неизбежно упоминается как некое досадное недоразумение, отчего становится непонятным, почему она поначалу была так ценна и почему её соблюдали, а не плюнули на неё прямо сразу после смерти Феанаро. Вот и здесь мы, с одной стороны, не видим того, что было ДО начала отказа от Клятвы: чувства и мотивы персонажей, ведомых Клятвой, не описываются (и даже когда Рыжие рвутся выкрасть Сильмарилл из Гаваней - упирают они прежде всего на то, что Маэдрос без него чахнет-сохнет-дохнет). Текст сразу начинается с POV Келегорма, которого гонит в Менегрот, опять же, отнюдь не Клятва, а жажда мести отпрыску Берена, - а его братья остаются на периферии. И Келегорм становится первым по сути отказавшимся от Клятвы, иначе расставившим приоритеты, - и прочие выжившие Феаноринги следуют в этом за ним. А с другой стороны - мы не видим и того, что было ПОСЛЕ отказа от Клятвы, сиречь последствий этого отказа. Маэдрос больше не чахнет, и история заканчивается тем, что Феанорингов принимает Арафинвэ, прибывший с войском из Валинора, - что означает полное прощение. Но где, собственно, излом?..
В целом - это действительно классно сделанный текст, который я вполне могу рекомендовать и давать почитать. Для меня всё ещё самой интересной линией в нём стала история взросления сперва Элуреда и Элурина, а затем Элронда и Элроса. Элронд нынче мне особенно близок благодаря Кольцам. Приятно было встретить в тексте и других персонажей, - но если ещё можно понять, почему Кирдан упоминается только как Корабел или как Новэ (как-никак это и есть его настоящее имя), то не вполне понятно, почему Галадриэль упоминается только как Нэрвен и никак иначе, словно читателю не хотят её "сдеанонить" и хотят оставить неузнанной.А ещё в книжке, помимо отличного текста, - очень крутые иллюстрации. Жаль, что нет ссылки на художника, иначе я бы их вам показал.
Перводомовского визуального контента катДавно хотел сохранить крутые визуальные концепты от (с)Sen. Феанор и Финголфин, Маэдрос и Маглор соответственно. Some say the world will end in fire, Some say in ice(с).
![](https://diary.ru/resize/180/-/3/0/3/3/3033036/IGIk-.jpg)
![](https://diary.ru/resize/180/-/3/0/3/3/3033036/TtcYA.jpg)
Просто очень верибельный скетчевый Майтимо того же авторства.
![](https://diary.ru/resize/180/-/3/0/3/3/3033036/8dqVP.jpg)
И очень красивые и тёплые финдросы/руссингоны от (с)Moufen. Такой славный стиль, напоминающий старую анимацию.
![](https://diary.ru/resize/180/-/3/0/3/3/3033036/7cqME.jpg)
И в новом году я начал читать Камень Звёзд. И этот самый Камень - настолько Сильмарилл, что аж немного неловко: созданный "из вещества Земли", он вмещает свет "всех звёзд Неба". И был - правда, доброй волей - подарен верховному богу, который вставил Камень в свою корону, - но после его отпинали за плохое отношение к смертным, объявили Врагом, а Камень отобрали и поместили на священной горе.
Ещё немного бла-бла про Кольца и Камни
Оказалось, что это не для всех очевидно, так что повторю: Кольца были придуманы Толкином как исследование искушения властью и порядком. Он, как-никак, жил в ту эпоху, когда тысячи людей очаровались нацизмом как обещанием нового мирового порядка, решающего все проблемы и спасающего от хаоса, - и ему было интересно понять, почему. Но Сильмарилл - не искушение властью, это нечто иное. Это именно то, как описывается Камень Звёзд: он был создан, "дабы показать высоким богам, что вещи низшей Земли могут не уступать в красоте вещам небесным". Прежде творить на таком уровне могли только валар, - а тут произошло практически святотатство: в то самое грубое земное вещество был облечён солнечный-лунный свет Древ, и рукотворные Камни стали подобием живого - облечённой в плоть души. Неудивительно, что не только Мелькор позавидовал такому творению, но и другие валар восприняли его так же, как собственные творения: как нечто принадлежащее всему миру. И, грубо говоря, бунт Клятвы - это бунт права на вторичное творение: "Пусть вы создали нас и наша жизнь принадлежит вам, - но то, что мы создали, вам не принадлежит". И это право действительно работает: согласно пророчеству, после Дагор Дагорат разбить Сильмариллы сможет только тот, кто их сотворил. А следовательно, боги не всесильны, - точнее, всесильны только в пределах своего "текста". Вопрос о том, стоило ли сражаться за то, чтобы Сильмариллы оставались таким уникальным "текстом", а не просто одними из множества самоцветов, которыми валар могут распоряжаться, - не ставлю. Просто хочу сказать, что Бэрд с её Камнем - умница, и интересно будет посмотреть, как она дальше разовьёт эту тему![:vv:](/picture/12203805.gif)
Что касается остального текста Бэрд, то он хорош, и даже очень хорош. И, по-видимому, очень хорош перевод, передающий то, как живо, красочно и атмосферно выписан мир. Отдельный кайф - такие разные, активно действующие и не завязанные на романтику женские персонажи (не говоря уж о том, что это буквально история про "А что если бы Спаситель родился девочкой", и это восхитительно)), плюс приятный юмор. И то, и другое - редкость в классическом фэнтези, отчего Бэрд читается весьма современно.
Впечатления от первых главСначала в главах, посвящённых Эйлии, я просто радовался (зная спойлеры) родным и знакомым штампам: вот она рассказывает детям сказку про Избранную, ещё не зная, что эта Избранная - она сама; вот ей приходит "письмо из Хогвартса", сиречь из Академии, - только вместо Хагрида её семью убеждает риск приближения Зимбурийской армады. Но я даже не ожидал, что через главы с фокалом священника Дамиона мне настолько глубоко и интересно раскроют как мир, так и психологию персонажа!
В фэнтези ведь как? - Либо тебя сразу погружают в волшебный мир с эльфами и волшебниками, либо действие происходит в мире, похожем на наш в ту или иную историческую эпоху, только с мистикой. Здесь же персонажам, живущем в мире, в чём-то похожем на наш, но на очень дженерик-уровне (в частности, Единая Вера - романтизированное христианство как есть, но спасибо, что не очередное демонизированное католичество), предстоит столкнуться с тем, что этот их мир - лишь малая часть вселенной, в которой существуют и эльфы, и волшебство. В просвещённом мире отца Дамиона никто уже не верит в то, что бог - "пожилой бородатый мужчина, сидящий на облаке". Все знают, что бог и ангелы - это просто идеи, концепции добра. И вот священник - совершенно архетипическая сказочная ситуация - сталкивается с ведьмой-отшельницей. Но она не просто показывает ему чудеса: она с вполне научной кочки зрения объясняет ему, что в мире могут существовать вещи, недоступные человеческому познанию. И именно это - осознание себя песчинкой в бескрайней вселенной, в которой потенциально возможно всё - ошеломляет его и приводит "священника, который ни во что не верит", к кризису веры наоборот. Потому что человеку свойственно хотеть верить.
И это, чёрт возьми, отвечает на вопрос, почему развился и стал популярен жанр фэнтези - и сказочной фантастики - и зачем он существует. Этот жанр стал следствием кризиса веры в мире, пережившем технологический прогресс и мировые войны. (Таким же следствием стали религии нью-эйджа, но фэнтези мне больше нравится.)) Стало невозможным верить в персонифицированного бога/богов на небесах, да и разделять дремучие суеверия было как-то неловко. Человечество, как отец Дамион, балансировало "меж двух пропастей: с одной стороны - современная наука и её космос, лишённый смысла, с другой - суеверия, язычество, первобытный страх" (курсив мой). А фэнтези (конечно, наследуя романтизму и не только) дало нам взамен прежней веры - новую мечту, не противоречащую науке: мечту о том, что космос не пуст, а полон миров, в которых есть эльфы и волшебники, рыцари и драконы. Вернуло смысл в мир, где бог умер.И здорово читать книжку после игры, представляя себе игроков на месте персонажей
![:dsmile:](/picture/85415380.png)
Арианлин и Дамион говорят в моей голове голосами Мэгги и Гречи, - и могу только продолжать радоваться, как круто они воплотили характеры персонажей, не читая канон.
Ассоциативного визуального контента катПочему-то эти арты (с)indui с самой стадии подготовки к игре (они появились ещё в ноябре) фонят мне атмосферой Драконьего Трона. Первый - отсылка к картине "Туман на берегу" Фердинанда Кнаба, второй - к его же "Аркадийскому пейзажу", - а что может быть более классически-фэнтезийным, нежели дракон в неоромантическом пейзаже с руинами?..
![](https://diary.ru/resize/180/-/3/0/3/3/3033036/sDhMI.jpg)
...Тем паче что я уже дочитал книжку до руин - любуясь которыми, Эйлия пугается каменного дракона, и по которым, согласно легендам, бродит призрак принца Морлина. Поскольку я из вводной Синдры знаю не все спойлеры, - мне весьма интересно, в каком качестве он там бродит и как к этому относится немерейское подполье![:gigi:](/picture/1134.gif)
А Софийка продолжает дорисовывать наших дракотов, когда дорисует - тогда и покажу
![:vv:](/picture/12203805.gif)
И я в прошлом году продолжал смотреть Дюну:Пророчество. Музыка и визуал - костюмы, архитектура, и космические корабли в стиле брутализма - по-прежнему шедевральны.
Остерегайтесь спойлеров!В сюжете также немало тем, за развитием которых интересно следить. Это и парадокс того, что Орден Правдовидиц вынужден прибегать ко лжи, чтобы сберечь свои тайны и выжить, - но ложь, всплывшая на поверхность, может превратиться в плавучую мину. И другой парадокс: когда человек, должный действовать ради общего блага, неспособен отказаться от личного, и оно перевешивает, создавая перекос, - потому что человек всегда остаётся человеком. Так можно вывести мать-настоятельницу из Дома Харконнен, но невозможно вывести Дом Харконнен из матери-настоятельницы; так слабый правитель позволяет говорить и действовать от своего имени тому, кто демонстрирует самую примитивную силу. А также - встаёт в полный рост хтоничность бога-червя, силы первозданной, хаотической и безмозглой, к которой так жаждут прикоснуться мужчины и которую с ужасом ожидают как "Возмездия" женщины.
И, похоже, все героини этой истории должны тр@хнуть какого-то Атрейдеса
А Харконнены занятны: эдакие Старки, прозябающие на отшибе, где вечная зима. Носят шкуры меховых китов (...меховые киты, как простые мечты)) и русские имена а-ля Валя, Соня, Евгений
Будет любопытно, если нам покажут, как они превратились... в то, во что превратились. А вот Атрейдесов пока мало но все они горячи (и почему-то именно они ритуально охотятся на огромного быка, хотя от финского слова "бык" происходит фамилия Харконненов)).А про ЗВ, пожалуй, напишу по окончании марафона, мы пока продолжаем
![:rotate:](/picture/1163.gif)
Также держу в курсе: вместо одной короткой игры со мной спонтанно случились две игры подряд, обо всём расскажу в свой черёд, но пока мне хочется не выходить из дома до самого др Аредэль
![:tear:](/picture/578792.gif)