В этом году Птаха, как каждый год, делала афиши для Вескона. В воскресенье у меня должен был быть Палид, что спасло меня от выбора, идти ли на танцевальную игру от Хэлки или на закрывающий бал (они накладывались по времени, и после игры даже на половину бала уже точно сил бы не осталось). Зато, когда я узнал, что на субботу перенесли семинар Сирши, - я тут же посмотрел на Птаху глазами. Она сама попасть на Вескон не могла, но могла передать волонтёрскую проходку мне.
К субботнему утру я завёл будильник на десять, но переполз на диван, открыл ноут и так, с ноутом на коленях, и вырубился до двенадцати. Поэтому успел только забежать купить себе новые ботинки: мои валенки начали разваливаться и промокать, а пока грохочущая слякоть - в весенние кроссовки перелезать рановато.
Про пожизнякПрямо в этих ботинках я и дотопал с наслаждением от магаза на Ярцевке до остановки на Молодогвардейке, откуда ходил автобус до Давыдково, поскольку деняк на метро у меня уже не оставалось Вескон в этом году (как и в прошлом, когда я не выбирался) был в школе Интеллектуал, и, кажется, я побывал в ней впервые. Немало ролевиков училось в ней, и даже я мог бы, если бы родители не решили выбрать школу ближе к дому и с меньшей нагрузкойНа регистрации была героическая Греча, и совместными усилиями мы нашли мой бейдж - от щедрот аж на все три дня. До времени начала семинара оставалось полчаса, и я решил пройтись по ярмарке.
Про ярмаркуЯрмарка была разделена на два зала, и, видимо, не всякая птица долетала до второго: там разве что перекати-поле не каталось и продавцы были мне рады как родному. Сама ярмарка произвела двойственное впечатление: с одной стороны, она получилась очень разнообразной и весьма мультифандомной, а с другой - некоторые продавцы явно перепутали ярмарку со своп-барахолкой. На одном столе продавались книги из домашней библиотеки (от советских до современных, от классики фольклористики и культурологии вроде Проппа до сомнительной шизотерики, которую я б и с подоконника в подъезде не забрал), на другом - предметы коллекционирования: карточки MtG (окей, они хотя бы имеют отношение к фэнтези, но свежей серии LotR я там не увидел) и монеты. Самые обычные юбилейные монетки, которые я помаленьку собираю и меняюсь...
В самом дальнем углу этого дальнего зала я нашёл и обнял печальную замёрзшую Азиль, сидевшую на крыльях, и там же дождался и обнял Гвай, - а потом осознал, что остаются считанные минуты, и побежал на третий этаж в нужную аудиторию. Правда, мог не торопиться: предыдущее мероприятие задерживалось, и Каэтанна мужественно закрывала собой дверь от штурмующих её шаманов. Наконец, засидевшимся нашли другое место, и из аудитории вышел пяток человек с крайне унылыми лицами. У них была лекция по экономике на играх, а есть ли во всех мирах что-то более жалкое и беспомощное, чем правила по экономике... Зато успела примчаться Аврора, которая, как и я, приехала только поддержать Сиршу.Я собрался на этот семинар ещё до того, как узнал, о чём он
И представлял себе семинары примерно так: лектор рассказывает интересное, потом можно задавать вопросы, а я слишком тупой и сижу молчу. Но это же Сирша, поэтому семинар про культы и религии на РИ был увлекательным и интерактивным.
Про семинарПрежде всего игрокам не грех было вспомнить о том, что ритуал - это процесс фиксации на сакральном уровне произошедших в жизни изменений (как свадебный ритуал, например), а не "собери десять крышечек и расставь их по эквивалетной схеме в правильном порядке для получения результата". Мы поиграли в классную игру вида "вопрос-ответ", в которой нужно было дать совет в заданной ситуации от лица жреца, продвигающего определённый догмат, а потом разбились на три команды (по рядам, как в школе)) и создавали обряд с применением одного рандомного предмета-из-шляпы. И очень круто вышло, что каждая команда, не сговариваясь, проиллюстрировала один из трёх принципов, на которых можно строить обряды на играх
Так, команда во главе с Юхи использовала принцип литературный - отталкивалась от узнаваемых элементов сеттинга. Поскольку в предложенном культе мёд символизировал благо, а пчёлы - зло, - эта команда изобразила образ Винни-Пуха (Сэма поставили на табуреточку в позе распятия)) и повторяемую мантру "Кажется, дождик начинается". Этот принцип хорош на играх по тем канонам, которые уже сами по себе стали культовыми: например, достаточно сказать "Да пребудет с тобой Сила", чтобы соигрок понял, что ты имеешь отношение к учению джедаев. Наша команда во главе с Морваэном использовала принцип культурологический - сиречь опиралась на то, что обряд должен быть предельно простым, понятным и с минимальным порогом вхождения. Доставшийся нам барабан (я, как увидел оный, только успел подумать, что бой в барабан похож на звуки дождя, которые отпугивают пчёл, - как Сирша привела вызывание дождя в качестве примера)) Морваэн решительно перевернул и объявил чашей для мёда, благодатью которого жрица в лице Люции будет причащать верующих. И что? - и всё, никаких дополнительных усложняющих деталей не нужно, все свидетели сразу догадаются, что происходит, и смогут присоединиться. А третья команда во главе с Хранителем Валтэйры (Горт и Моро также попали в неё) использовали принцип социальный: их обряд выбирал козла отпущения ("пчелу", которая вынимала чёрную конфету из мешочка белых) в целях снятия социального напряжения. Гоните пчелу, насмехайтесь над ней!..
Мы вполне уложились по времени (хотя над душой уже стояли какие-то незнакомые мне феаноринги перед следующим мероприятием), но мне ма-ауло. Как человеку, чей персонаж на игре должен гореть либо любовью, либо идеей, и такой идеей время от времени становится религия, - мне сразу захотелось полноценного круглого стола с обменом опытом, мнениями и идеями. Я бы вспомнил всякого - от своей горячей любви к тёмному культу Нуменора (и как самый осмысленный строяк в моей ролевой жизни был на Роменне, где мы строили Храм - и да, там тоже был Морваэн, - и как самым ярким событием игры про Нуменорскую Академию было сожжение) до совсем недавних игротешек (как на игре по Дому мы с Гобой, не сговариваясь, продвигали очень схожие постулаты нашей игротехнической секты). И ещё послушать Сиршу - тоже захотелось, так что можно загадать увидеться ещё через год и продолжить темуСледующим мероприятием был не то семинар, не то круглый стол, - короче, ср@ч за кросспол. Но что там обсуждать, когда хочешь - играешь, не хочешь - не играешь, а в визуал каждый упарывается в меру своих желаний и возможностей?.. После семинара Сирши Аврора подбила меня пройтись по всем этажам. По пути я затормозил об Калил, но догнал Аврору на выходе с ярмарки. А потом мы снова поймали Сиршу и пошли втроём смотреть на аудиторию загадочной тематической площадки фэйри, появившейся в расписании в этом году (по пути я затормозил об Мышь, но ненадолго)).
Про фей и про игры вообще в сторонуЯсен пень, что имелись в виду не феи Мира Тьмы, а довольно абстрактные фэйри, в последнее время ставшие почти столь же популярными в современной русскоязычной литературе (см.книги Чароита, Амариэ, Йори, - и это только авторы, которых я лично знаю, а ведь есть ещё десятки других), сколь и китайцы. В эту абстракцию, похоже, лихо вошли и кельтские сиды, и скандинавские альвы, и какой-то совсем уж нью-эйдж. Аудитория была занята, но оттуда прямо на нас вышла Ларна и сообщила, что на круглом столе со странным названием "Маскарад или выход из Сумрака" (какая связь между фэйри и Сумраком?..) мучительно скучно. Говорят о создании личного бренда (я от одного описания словил урон Банальностью).
Так состоялось стихийное знакомство Ларны с Сиршей - будем потихоньку наводить мосты между самарскими игроками по C:tD и московскими. "Где то место между Самарой и Москвой, где фрИгольд превращается в фригОльд?" - шутили мы нашей московской командой шесть лет назад после той самарской полигонки по феям, где мы с Ларной впервые и познакомились. Сия фраза описывает, что в Самаре было во многом своё вИдение канона, отличное от московского. Но были там и игроки, которые были готовы играть не только в вонзалово (всё равно по какому сеттингу, лишь бы вонзалово), но и в особенности китов, в социалку, в фейские проблемы и шийские интриги. Так что я верю в возможность загрести этих игроков себе
Разблокировано воспоминание, как Тари в четверг говорила, что самое сложное на играх по феям (любым) - смоделировать Осеннюю сторону жизни. А я вообще не представлял, как можно иначе-то Для меня "Осенний контекст" всегда был едва ли не самым интересным в сеттинге, я всегда прописывал к играм исторические и социальные реалии, даже если тайминг был приближен к современности. Из-за того, что в Золотом веке этого "Осеннего контекста" нет, я долгое время не знал, как к нему подступиться-то (но вот "вы находитесь здесь", да)). Собственно, для меня самый большой минус самарской версии Подменышей был в том, что мастера напрочь проигнорировали Осенний мир, взяв при этом тайминг после Воссоединения (и вср@в этот тайминг тем, что пропустили команду Варичей). Но, кажется, в последующих играх они начали исправляться.
(А ещё по итогам посиделок с Тари - да, этот человек подкидывает мне только тем для размышлений, что в один пост не умещается - я остался с ощущением, что я как-то беспрецедентно доверяю своим игрокам и техам, когда не загоняю их в ту самую "машину". Да, внутри игры всегда есть ограничения, обусловленные законами мира, - но эти ограничения обеспечивает мастер или тех, когда отвечает на запрос игрока "нет, ты не можешь этого сделать". И я никак не могу согласиться с тем, что законы мира, особенно если речь не об оридже, могут существовать только в мастерской голове и их нельзя делегировать проводящему и/или техам. Мои игроки ещё ни разу не ломали мне "авторский замысел", потому что у меня и нет какого-то жёсткого замысла: я бросаю историю в воду и позволяю ей развиваться. Я люблю и приветствую игроцкую импровизацию - когда игроки находят такой выход, какого я не мог запланировать и предугадать. Я не боюсь "вылезания в форточку", которого другие мастера боятся как огня - и, кажется, всю эту "машину" строят только для того, чтобы этого не случилось. И мои игроки ещё ни разу не нарушали законы мира, - может, такова роскошь маленьких игр, но я видел игры и побольше, где этого не случалось. Потому что, несмотря на то, что у каждого читавшего канон и/или материалы будет свой мир в голове, - я не считаю невозможным создать у игроков общую картину мира. И продолжу писать материалы и отправлять игроков читать канон вместо того, чтобы конструировать ту "машину", в которой знание или незнание канона становится вообще неважным.)Всё это закончилось тем, что Ларна потащила нас обратно на ярмарку показывать стенд-фотоугол с антуражем по Морровинду. Грибы и прочая были сделаны с большой любовью
- Для серии игр "Уроки Вивека", на которую я недавно натыкался и дёргал глазом на фотодопуск и на рекомендацию игрокам "скинуться на визажиста, чтобы загримировал перед игрой" (сверх совершенно конского для кабинетки взноса). Аврора нас с Сиршей еле утащила от Ларны - ей пора было убегать, да и мне тоже. Напоследок сделали селфи втроём на фоне стены, нарисованная на стене птичка выглядела как моя отлетающая кукуха
Я проводил Аврору на такси и сам поехал обратно на метро - ибо работа успела прислать мне деняк. Спасибо вам, солнышки, надо чаще встречаться!
Что ещё было хорошего? - На выставку посмотрел: навестил и Нуменор от Веры (как-то я раньше его пропустил), и фей от Саюри, и не только. Поймал Жанин и забрал the Собачку (заодно помахал лапой остальной орговке).
Про СобачкуЭту игрушечную мультяшную собачку Линс выложила в своп-чат, и я сказал, что хочу собачку, но мне влом ехать в Котельники. Линс предложила передать собачку с Яном, который работает недалеко от нас, - и сову для Тари заодно. Я согласился, но тут пришла Жанин и предложила передать всё и всем на Весконе. Я написал Жанин, узнал, что она будет на Весконе в пятницу, а я - в субботу, и предложил вернуться-таки к плану передачи собачки с Яном, а с Тари пусть сами договорятся. В результате мне написали, что собачку мне передаст Тари, - но в четверг, пока Тари была у нас, я дважды вспоминал про собачку и дважды не успевал о ней заикнуться. Если вы запутались где-то на середине - то это не страшно, я тоже запутался Но вот я прибыл на Вескон - а там и Жанин, и собачка, и сова, а Тари до Вескона не доехала. Так что сову Тари вручила Птаха на её сегодняшней игре. Вот и вся сага о собачкеПро конвент в целомКак человек со стороны - я словил с Вескона ощущение некоей инерции. Когда, с одной стороны, хочется "по-старому", но "старое" уже не вызывает вау-эффекта, менее востребовано, и невозможно долго выезжать на одной ностальгии; а с другой стороны - хочется чего-то нового, но это новое размывает тематику конвента, превращая его в тот самый корабль Тесея. Но если Вескон делают - значит, это кому-нибудь нужно, и я бесконечно восхищаюсь людьми, которые в нашем захваченном Шире устраивают праздник, и праздник открытый. Я сам не настолько преисполнился, хоть "уравновесить зло добром" - и близкая мне концепция. Продолжаю говорить им спасибо. И я был рад видеть людей - хотя, кажется, из "старой гвардии" мне были рады только Мышь и Аллор (и мимо Холлен я пробежал ещё), а остальные не то уже не узнаЮт, не то чорт знает. А младшие поколения почти целиком - в орговке и волонтёрке, вон Ильдэ я на бегу попытался обнять, но не смог остановить его бегА сегодняшний кусочек Империума не состоялся - у Алёны температура, и ещё пол-каста осыпалось
Очень грущу и очень боюсь переноса на весну: вдруг голвейская сыгровка встанет потом на ту же дату, вдруг я потеряю идеального Филиппа в лице Лоря... Мог бы сегодня обнаглеть и прийти на бал Вескона (и ещё на семинар Сирши про чудовищ, и была любопытная лекция про переводы Толкина на китайский), - но моя социальность напрочь кончилась.
Зато психанул и оплатил-таки себе бал Миндона, потому что ну зря я, что ли, работаю. Мне нравится программа: достаточно сложная, есть даже вещи, которых я не знаю (но, может, мартовские танцклассы это исправят)).
И забрезжил ещё один план, про который я пока и говорить боюсь, чтоб не сглазить, и вообще не поверю, пока не определится. Но если этот план тоже упадёт на апрель...