Дело о театре - чудесная ненапряжная кабинетка в жанре "все отдыхают - Фандорин работает", обладающая, говоря умными словами, высокой степенью реиграбельности. А говоря проще - каждый раз убийцей оказывается другой персонаж, поэтому всегда интересно, кто это будет. Раньше я играл в Дело о театре дважды - так вышло, что меньше, чем в Эмилию. Первый раз был на заре моего вхождения в ролевые игры, когда я, ещё не порвав с театром по жизни, захотел сыграть свои станки - театрального критика: где, как не там, доведётся?.. А во второй раз я сыграл режиссёра, - и, кажется, именно тогда убийцей оказалась Настенька, но не всплыло, что она его дочь. При виде этого прогона я трезво рассудил, что после Коррозии у меня не будет мозга (да и денег), но выразил готовность ворваться хоть накануне вечером полуигротехнической сущностью на любого персонажа, которого будет не хватать, и импровизировать по ТЗ. Так и вышло: игрока на Настеньку не нашлось, и я второй раз в жизни сыграл тёзку
О доигровом и поигровомВоскресным утром я, ещё раз взглянув на год по игре, забраковал клетчатое платьишко как слишком простецкое и выкопал из хтонической лавины вещей, извергнутой шкафом, первую попавшуюся блузку и синюю юбку. И приехал сквозь снежную равнину, - вернее, снег-то снегоуборочная техника убирает в полном соответствии со своим названием, обнажая лёд. Который во дворе у Веры ещё и неровными колеями и местами под горочку, - но ничто меня не остановит. А у Веры вкусно пахло шарлоткой, и прибыл я даже не последним, так что было время на поорать друг в друга про п#$декабрь. В процессе я заметил стоящую на трюмо фигурку зайца и вертел её в руках, думая о том, что это моё тотемное животное, олицетворяющее мем "Зай, ты как? - Я всё". Заяц оказался пророческим. И Вера подарила мне к Новому году снежный шар с оленем
Я иррационально обожаю снежные шары, это такие кусочки сказки, которые круглый год со мной.
И вот - Фандорин работал, а мы отдыхали. И гнали. О, как мы гнали! Не выбиваясь из персонажей и эпохи, и даже практически без постмодернизма. Такого гона давно не помнят здешние места. Спасибо за него Джулс, которая внесла тему ожидания слуги Захара, едущего сквозь снежную равнину с мешком писем от поклонниц Ореста, и Беате, которая внесла ЗАЙЦЕВ. Зайцы ещё долго не будут для меня прежними (за что мне все эти зайцы, я ведь даже не дед Дазай)). Я честно старался поддерживать гон, и честно выдал Фандорину всё, что Настенька знала (а точнее - не знала ничегошеньки). Возможно, стоило больше кишеть в модусе "прелесть какая дурочка" (что для Настеньки - явно скорее социальная маска) и больше донимать Фандорина деталями, не имеющими никакого отношения к расследованию, - но что смог, то смог. Родство с режиссёром тоже не вскрылось - не было повода озвучивать такую личную вещь, как отцовская оговорка. Видимо, это та ниточка, которую стоит копать с обеих сторон.Предыстория aka вводнаяНастенька Монина - дочь чиновника средней руки из Ярославля. То есть она всегда думала, что дочь. Но когда она решила, вопреки родительской воле, стать актрисой и со скандалом уезжала в Москву, - отец бросил что-то вроде "Сразу видно, что приёмыш, девица благородного происхождения не захотела бы выступать в балагане". Настя объяснений не потребовала, в слезах убежала на вокзал, а в Москве поселилась у своей бывшей гимназической учительницы. И полгода назад поступила в "Новейший театр", принадлежавший баронессе Лидии фон Мак.
А в последнее время в театре начали происходить странные вещи. Сначала, три недели назад, отравилась мышьяком костюмерша Поленька Извекова. Смерть сочли самоубийством, тем паче было известно о её несчастной любви к актёру Оресту Валахову. Затем тот же Орест дрался на дуэли с молодым актёром Мишенькой Лялиным, а спустя некоторое время Лялина нашли мёртвым прямо после репетиции - он также был отравлен. Настя была с Мишенькой в дружеских отношениях (некоторые даже думали, что у них роман, - но нет, дружба тоже существует), просила его рассказать о причинах дуэли, но тот тогда только вспыхнул и сказал, что это "не для её ушей". А после дуэли он очень переживал и порывался уйти из театра, и Настя уговаривала его этого не делать. Полиция рассматривала версию его самоубийства, но Настя была уверена, что это не так: в тот день в перерыве между репетициями она разговаривала с Мишенькой, и он шутил и был в прекрасном расположении духа, и вообще это на него совсем не похоже - он не решал бы проблемы таким способом.
А теперь ближайшее окружение баронессы - и, по странному стечению обстоятельств, как раз все те люди, что находились в театре, когда был обнаружен труп Мишеньки - собралось в её загородном доме недалеко от Москвы: её подруга и конфидентка, переводчица Анна Купер, должна была читать свою новую пьесу. Но не приходилось сомневаться в том, о чём неизбежно будут все разговоры...Краткий вместо-персонажный отчётХудожник Окоёмов рисовал зайцев. И все были согласны с тем, что зайцы у него выходят лучше, чем портреты. Но режиссёр Ворожейкин твёрдо стоял на том, что в декорациях к Гамлету зайцы не нужны. А Окоёмов уже нарисовал для Гамлета ворона (по общему мнению - похожего на ворону, а по мнению Настеньки - на грифа), а также почему-то комодик с зеркалом и рядом - череп Йорика на колонне. И продолжил рисовать зайцев. Было решено, что зайцы будут уместны в чём-нибудь народном, например у Гоцци. А Настенька сказала, что Окоёмов - художник-зайчист. И в какой-то момент сама испытала непреодолимую тягу нарисовать зайца и нарисовала немецкого сказочного волпертингера - с рогами и крыльями. Зубы у этого волпертингера торчали, как у бобра, но спишем на художественную выразительность.
Баронесса предложила Оресту сыграть зайца, что тот воспринял стоически и смиренно. Настенька успела представить Валахова не токмо с ушками, но и с маленьким пушистым хвостиком, - но поступила ещё более удачная идея: Оресту сыграть волка в соответствии с его амплуа злодея. Сыграть зайку было предложено самой Настеньке. После чего она озвучила вариант творческого переосмысления: обычно волк, как хищник, догоняет и съедает зайку, а охотник его убивает. Но что если волк, с его мощными лапищами, защитит зайку от охотника?.. Это будет очень романтично. А поскольку Орест - главный источник доходов театра, Настенька сказала, что как Рим стоял на волчице, так и наш театр стоит на волке. Несущем золотые яйца. Ибо Анна весь вечер придумывала всё новые способы монетизировать Ореста, включая продажу открыток (а подписывать их, добавила Настенька, будем всем театром, научившись подделывать его подпись)).
Окоёмов: Заметьте, я держусь, чтобы волка не нарисовать.
Настя: А я-то как сдерживаюсь, чтобы не пошутить про волка...
Окоёмов: Так пошутите.
Настя: Не могу, это неприличное. Это вы можете пошутить, а мне нельзя.
Окоёмов: А я не знаю шутки про волка.
Настя: Ну как это не знаете?.. Давайте я вам тихонько скажу.
*Окоёмов подходит поближе*
Настя: "Это был не хвост", - сказал волк и покраснел. Вот, это вся шутка.
*Окоёмов удаляется хохоча*
Настя: Теперь вы можете её пошутить. А я не буду. Потому что неприлично.
На параде мы быстренько условились, что Мишенька перед смертью репетировал Гамлета. Ну потому что многострадальный Гамлет - это та пьеса, которую все точно знают и помнят. Мудрый Ворожейкин рассудил, что не стоит менять пьесу на переправе и нужно продолжать ставить Гамлета (и Настенька с ним согласилась - она уже настроилась играть Офелию), вот только нужен Гамлет. Единогласно решили, что раз Сара Бернар сыграла Гамлета, то и наша баронесса ничем не хуже (да и кто будет спорить с баронессой)), и сыграет Гамлета первой в Российской Империи. И состоялся очень красивый разговор о костюмах с новой модисткой театра. Для Гамлета предполагалось пошить охотничий костюм (и Ворожейкин правильно сказал, что этот костюм не должен пытаться скрыть женскую фигуру - а должен, наоборот, подчёркивать её), который будет отличаться по колориту от тёмных костюмов жителей Эльсинора и выглядеть более современно. Баронесса выбрала лазурь, и сочетание лазури с золотой отделкой - и непременно белыми кружевами - Настя очень одобрила: это цвет свежего воздуха, хрупкость и вызов одновременно.
А чтобы Офелия перекликалась по цветам с Гамлетом и при этом оставалась в тёмной гамме, Настя выбрала синий цвет. К тому же он отсылает к цвету глубокого омута. И нужна какая-нибудь деталь, которую Офелия будет скидывать, как оковы, когда сойдёт с ума, - но, конечно, не оставаться при этом в одной нижней рубашке, как в пьесе: это слишком пошло. А цветы, как подсказала модистка, будут белыми: символ чистоты и невинности, возвращения в детство. У Шекспира в цветы Офелии заложена своя, понятная его современникам символика, - но нынешние зрители её уже не считывают, нужно что-то новое. И Настя уже представляла, что Офелия будет раздавать придворным белые цветы как напоминание быть искреннее и проще, и не хвататься за оружие (цветы вместо пуль, ага-ага)). Правда, она немного опасалась, что если это будут белые лилии, это могут счесть богохульным: ведь белая лилия - символ Благовещения, а у Офелии вместо благой вести - гибель, пусть и освобождение через смерть. Да и те, кому она дарит цветы, умрут...
И, наконец, раз чтения стихов надолго не хватило (мне вспоминались только современные, и после того, как Тикки героически продекламировала Бальмонта, я не стал с ними соваться)), - начался эпический гон имени Захара, который, как опасалась Настя, мог замёрзнуть в степи, как тот ямщик. Баронесса сказала, что Орест мог бы сыграть Захара, - впервые сыграть протагониста! И Захар в течение всего спектакля пробирался бы через снега. Настя предложила добавить второе действие, в котором остальные герои будут сидеть и ждать Захара, и назвать это "В ожидании Захара". И сделать разные варианты финала, чтобы зрители не знали, чем всё закончится: Захар придёт или Захар не придёт. Затем баронесса пожелала сыграть Судьбу Захара. В костюме берёзы. Вот у Гамлета костюм бирюзовый, а у Судьбы - берёзовый, не перепутайте!
И непременно на паровозе. Настя тут же добавила, что Судьба будет проноситься мимо Захара в закат, а он, как осколок прошлого, не сможет её догнать и останется позади ("живых коней заменила стальная конница", да-да)). И зайцы! Зайцы должны перебежать Захару дорогу, ведь это плохая примета! Чёрные зайцы в красных косынках, как решила баронесса (тут пахнуло призраком коммунизма)). А стоило баронессе ненадолго отлучиться, как Настя придумала ещё одного персонажа: Стрелочника. Ему придётся выбирать, по каким путям пойдёт поезд: по тем, где Захар, или по тем, где зайцы. У этой дилеммы нет правильного выбора! И назвать эту пьесу можно будет "Задача двух Зэ".
Это спровоцировало разговоры о том, что граф Толстой совершенно не показал чувства машиниста поезда. А ведь каково это - когда ты получаешь редкую по тем временам профессию, а тут некая женщина берёт и бросается тебе под колёса?.. Также среди тем для обсуждения фигурировал процесс механизации и технический прогресс. Сможет ли машина заменить живого сторожа?.. Настя пофантазировала о том, что машина могла бы сортировать письма к Оресту, разделяя их на полную чушь и что-то полезное. Или даже отвечать на них при помощи набора штампов, чтобы не пришлось долго сочинять вежливые формулировки: на просьбы дать совет - штамп "я не знаю", на приглашения - штамп "приду, если будет весело", и так далее. И обсудили, что может считаться искусством, а что - ремеслом, на примере географических карт. Спор рассудила Анна, разумно заметив, что точные карты - скорее, часть науки.
Когда пришло время ознакомиться с новой пьесой Анны - оказалось, что пьесу украли (это тоже вариативная реперная точка игры: иногда Анну убивают, иногда пьесу крадёт убийца, etc.). Никто, конечно, не понимал, зачем кому-то красть пьесу, и Настя предположила, что Анна, как личность эксцентричная, просто решила таким образом испытать Фандорина, подкинув ему загадку. Эту версию также никто не принял всерьёз, ведь было бы неразумно отвлекать Фандорина от расследования убийства. Но Настя почти угадала: в этот раз действительно Анна сама избавилась от пьесы, поскольку поняла, что в её тексте разоблачает не того убийцу. Также Настя не сомневалась, что у Фандорина в трости клинок (угадала)), и в самом начале, когда Фандорин объяснял, как работает дедуктивный метод, - догадалась, что преступник оставил след, вляпавшись в цветочный горшок. Правда, сделала вывод, что дедуктивный метод - это держать комнатные цветы на случай грабителей
В общем, ни разу не дурочка. И не прелесть тоже.
Кто-то: У Фандорина даже нет зацепок...
Настя: ...Потому что он не шерстяной.
Но Фандорин таки расследовал дело. Убийцей оказалась экономка (практически "убийца-дворецкий")), которая была одержима местью Ворожейкину и хотела убить всё равно кого из актёров, - на месте бедного Мишеньки (вообще ни в чём не повинного и дравшегося с Орестом из-за того, что тот к нему подкатывал)) мог быть любой. Как только её раскрыли, она совершила самоубийство. Баронесса потребовала, чтобы правда не вышла за пределы театра, и сказала, что надеется больше ни от кого не получить нож в спину (как же ты нам не доверяешь, с грустью думала Настенька, раз проговариваешь очевидные для всех вещи). Конечно, репутация театра всё равно пошатнётся, - но Настя испытала облегчение, узнав, что Мишеньку убил не кто-то из своих: она не верила, что это мог сделать член труппы (то есть ей совсем немного оставалось докрутить до подозрений против экономки, но доказательств у неё не было никаких), и считала труппу своей семьёй. И в финале Захар, конечно, не приехал, потому что Анна выжила, и Вера не могла раздвоиться
БлагодарностиСпасибо Вере за ламповый атмосферный вечер и за историю, каждый раз раскрывающуюся по-новому! И за Анну Купер, и за пирог с капустой, и за вкусную шарлотку![:lip:](/picture/1141.gif)
Спасибо Джулс за баронессу, которая додавала нам, своим подопечным, и не давала скучать. За любовь к театру, к Анне... и уважение к старости мужа-барона, ага![:gigi:](/picture/1134.gif)
Спасибо Тикки за Ворожейкина, его рассудительность и надёжность. Работа превыше всего, а всё остальное - не так важно, - и пока он в театре, театр будет работать, несмотря ни на что. Его было легко уважать и следовать за его идеями.
Спасибо Нике за Ореста за его бесконечное терпение, спокойствие и вежливость перед лицом популярности у женщин (и прискорбной непопулярности у мужчин)). Орест не впал ни в гнев, ни в гордыню, а это дорогого стоит. Мощны его лапищи!![:wolf:](/picture/4707949.gif)
Спасибо Беате за Окоёмова, который умудрялся быть одновременно трогательным и бесячим! С одной стороны, Настеньку раздражало, как Окоёмов пресмыкается перед баронессой, и она отчасти понимала желание Ворожейкина вышвырнуть бесполезного художника и найти нормального. С другой - она не могла не согласиться с баронессой в том, что без театра Окоёмов сопьётся (он и так периодически прикладывается к "источнику вдохновения") и сгинет. А в театре, глядишь, он чему-нибудь да научится, - все ведь с чего-то начинали. Например, с зайцев. Хоть Окоёмов и не Дюрер, не Дюрер...![:gigi:](/picture/1134.gif)
Спасибо Дари за Эраста Петровича, который неустанно работал и не отвлекался, похищая (и возвращая)) и опрашивая свидетелей. Спасибо Ортхильде за незаметную убийцу, которая всегда рядом и к которой все привыкли, как к тому кэбмену, - получился очень верибельный образ. Спасибо Ранвен за прекрасную модистку Марту и отменное знание реалий эпохи! И спасибо Анориэль за пожилую актрису Анфису Александровну, которая повидала жизнь.Пожалуй, я бы охотно поиграл в Дело о театре ещё. Может, Ореста
ПидрПетровича. Или побыть убийцей и ненавязчиво палиться. Или совместить
![:vv:](/picture/12203805.gif)
Но и игротехом тоже побыл бы с удовольствием: вдруг не только кто-нибудь из постоянных персонажей, но и какой-нибудь Захар или полицейский пригодится для вбросов. В общем, всех обратно!
После игры, как водится, - посидели в кругу и озвучили предыстории персонажей, доедали и допивали. Я попробовал занятную не то ананасовую, не то манговую медовуху - и окончательно слипся после сидра. Вспомнили Эльсинор, и мне теперь очень хочется второй прогон. Йорик был сбывшимся дримом, по сути ориджевым, и со своим написанным на игре и по игре сонетом вошёл в золотой фонд моих влюблённых персонажей, - но у меня остался незакрытый гештальт на Розенкранца и Гильденстерна (хотя тут, как всегда, остро встаёт вопрос согласия соигрока, не говоря уж о согласии мастера, - но поживём-увидим, я в этой истории готов на всё). И Эмилию хочется. И Упырей хочется - я ведь не был на первом прогоне, а идеи тоже есть!..
![:jump4:](/picture/2430472.gif)
...А пока - я собрался и выкатился в сторону дома, где мой завод игровых эндорфинов кончился, и я сразу упал мордой в диван и уснул до возвращения Птахи от Сех.
Дисклеймер: отныне некоторые отчёты - в том числе с давно прошедших игр - будут вот в таком формате с пометкой "кратко" вне зависимости от того, игровой персонаж или игротехнический. Не потому, будто я какие-то игры и персонажей люблю меньше прочих, а сугубо потому, что так быстрее и удобнее, иначе моих сил и времени не хватит. Оставлять память - хочется, и лучше кратко, чем никак, алюминь.