Долго мои лапы не могли дойти до второго сезона Beastars (Выдающихся зверей), но я рад, что наконец дошли. Ещё не досмотрел, уже высказываюсь.
Тут сюжетные спойлеры!Расклад таков: Луис, убив главу львиной мафии, становится их новым главой и заложником одновременно, и по принципу "не можешь предотвратить - возглавь" принимает правила игры. И это красивый коктейль из власти ценой саморазрушения (когда олень давится мясом себе подобных и приходит к выводу, что мир делится не на хищников и травоядных, а на сильных и слабых, - и сильный травоядный вроде него может сожрать слабого хищника) и самоуничижительного самопожертвования (когда тот же олень считает, что раз уже запятнал себя, то обратного пути больше нет, и старается на своём месте помогать травоядным на Чёрном рынке, хотя благосостояние мафии буквально держится на мясе). А пока Луис убивает в себе травоядного - Легоси, с другой стороны, убивает в себе хищника, окончательно решив стать защитником травоядных. Он медитирует на мясные туши, чтобы осознать, что это не еда, а трупы таких же, как он сам, личностей, и что их нужно похоронить. И сражается в наморднике, чтобы полагаться не на силу челюстей, а на силу конечностей. А на всё это накладывается многомерный любовный треугольник между Легоси, Хару и Луисом.
Также Легоси наконец расследует убийство своего друга-альпаки, произошедшее ещё в первом сезоне. Я ожидал твист, что убийцей окажется либо травоядный, либо волчица-отличница Джуно, вся такая положительная. Но убийца, в лучших традициях, был самым неприметным (даром что медведь) персонажем третьего плана. И медведь Риз не раскаивается в том, что сожрал Тэма: с его кочки зрения, это и есть высшая форма отношений между хищником и травоядным. Тэм был готов увидеть его "настоящим" - и тем самым вроде как дал согласие на то, чтобы быть сожранным. А Ризу для "дружбы" с Тэмом не нужен живой Тэм: ему гораздо предпочтительнее воспоминания о пожирании, которые он оберегает от тех, кто хочет "запятнать" их обвинениями в преступлении. И в конечном итоге, Риз и Легоси оказываются на разных полюсах представлений о любви: с одной стороны - присвоить и поглотить, жертвуя интересами и даже жизнью другого; с другой - защищать, в том числе от себя самого, жертвуя собой. И Легоси также рисковал уйти в крайность, пожертвовать взаимностью в этой любви, когда посвящал время тренировкам, а не самой Хару.
Когда я смотрел первый сезон, я так и эдак вертел коллизию хищников и травоядных как метафору отношений - сексуальных в частности, и личных в целом. Но теперь убеждаюсь, что это не прямая метафора человеческого общества, - иначе в ней можно было бы усмотреть оправдание насилию: дескать, это инстинкт, нужно посочувствовать насильнику. У людей инстинктов нет, для человека насилие - это всегда выбор, когда не психическое расстройство; а в мире Beastars это расстройство есть у всех хищников, и выбор лежит в другой плоскости: жрать или не жрать таблетки, и жрать или не жрать мясо. И мясо для них - наркотический допинг, который даст силу сегодня, но превратит в чудовище завтра. А у травоядных - свой инстинкт, саморазрушительный (привет Луису, который, даже возглавляя львов, даёт им себя сожрать не в буквальном, но в переносном смысле). Но несмотря на несходство двух миров - звериного и нашего, человеческого, - внутри коробочки этого сеттинга всё равно можно найти немало интересных мыслей и про общество, и про взаимоотношения, и про секс, и про карнизм.И этот сеттинг очень вовремя вернулся ко мне на волне Балдурки и желания завести Дуржа. Потому как зверь внутри каждого хищника в Beastars, вот это сексуализированное желание сожрать того, кто нравится, и это "я тебя сожрал, и теперь мы одно, мы вместе навсегда", - и есть то самое dark urge. Познание мира и выражение чувств через разрушение. И всё общество сеттинга Beastars построено на том, что это dark urge необходимо преодолевать: по сути, идти против своей природы, но "естественное" - не значит цивилизованное, цивилизованное - значит осознанное.
В общем, Дуржа я завёл - чтобы отдыхать от основного прохождения, а то Проклятые земли как-то давят своей обширностью и однообразностью, слишком мрачны и утомительны. Как и хотел - дварфа-варвара, потому что баалово отродье должно быть диким и косматым. Прокачал ему выживание и дрессировку, поскольку в первые годы жизни растили его вдали от людей, почти как медвесыча в берлоге (и я разделяю хэдканон, что после амнезии навыки и обрывочные воспоминания Дуржа откатываются до самых ранних). А назвался он Редберд (Redbeard, Красная борода), поскольку имени своего не помнил, а бородища в кровище.
Ещё немного слайдов
Убивац людей и руки кушац! Окровавленные бороду и волосы я смоделировал красным мелированием, и добавил седины. Выяснилось, что даже обычный чёрный, не вороново крыло, в этой игре отдаёт в синеву, так что борода получилась ещё и немного синяя.

Классический кадр ах#я после приземления.

Омномном... Красивое.

Астарион понравился с первого взгляда... но как-то не в том смысле
Что ж, будем бороться с "сожрать что нравится". Потому как от откусывания руки Гейла я не удержался, хотя его было жалко, - а на упыря, боюсь, у меня рука не поднимется. Не знаю, дойдёт ли до романа, но Астарион - единственный, кто готов говорить с Дуржом о его состоянии и в определённой степени понимает его: они оба жаждут крови. То, как Астарион при встрече хохочет, если ему сказать, что личинка превратит его в чудовище... Потому что его УЖЕ превратили в чудовище, а личинка пока сделала ему только лучше. Кстати, заходя в воду, Астарион говорит о том, что раньше текущая вода подействовала бы на него как кислота, ещё ДО того, как спалится как вампир...

Гейл был вкусный, а упырь проникся состраданием... почему-то не к Гейлу, а к Дуржу.

Тем временем Дурж:

Прописать по морде Арадину - бесценно

Про прохождение: задался целью завалить дьявола на наутилоиде, и со второй попытки завалил, - ну да варваром оно проще, конечно. Дьявол заковырял иллитида и потом первым делом убил Мы, - и леший с этими мозгами. Когда у дьявола оставались последние хиты, я послал девчонок к консоли, и все всё успели до входа в игру демонского подкрепления: Редберд - забрать с дьявола пылающий меч, с которым теперь и бегает, а Лаэ'зель - запустить консоль. Но после обшаривания берега я снова как-то сразу вышел к роще - и вот кааак найти те руины, которые Амарт нашёл так быстро...
Давно не писал про Киндрэт, а меж тем дочитал последний том до середины, тоже пора бы высказаться.
Впечатления, спойлеры
Один из флэшбэков превратился прямо-таки в сказку Тысячи и одной ночи: Основатель показывает Хранье, как Вольфгер показывал Флоре, что происходило на Совете... А авторы показывают Марсельскую чуму 1720-1722гг., и лучше бы не показывали. Какое "выкосила половину Франции и продолжала мчаться дальше", если чума локализовалась в Провансе, который своевременно обнесли стеной? Откуда "пришла из Китая, захватила Сирию, бушевала в Египте, вся Италия охвачена смертью"? Если вы говорите о второй в истории человечества чумной пандемии в целом, то локальные эпидемии в Китае, Сирии и Египте отмечались ещё в 1050-1200гг., "Чёрная смерть" уже прошлась по Европе в 1347-1350х гг., после чего сошла на нет и сменилась демографическим взрывом, а затем Великая чума в Италии имела место в 1629-1631гг., - и ни в одном из этих случаев мы не можем назвать отправной точкой именно Китай (в отличие от третьей пандемии, начавшейся в 1855г.). Для вампиров, конечно, время летит быстрее, - но не надо перечислять события, растянувшиеся на по меньшей мере 500 лет, и между которыми проходили столетия и целые поколения, знать не знавшие о чуме, - так, словно эти события происходят с#ка одновременно! Вольфгер - напоминаю, находясь в Провансе в 1721 году - утверждает, что предыдущей эпидемией на его памяти была Юстинианова чума 542-683гг., "и вот опять", - то есть последующую тыщу лет он, видимо, проспал и узнал о том, что происходило в XIV веке, только сейчас, в XVIII, как если бы это было вчера.
После этого на мелкие ляпы уже закрываешь глаза. На Совете вампиры дружно выражают озабоченность эпидемией, и Вольфгер утверждает, что Кадаверциан "стерилизуют трупы", которые используют для зомби. Чёрт побери, КАК? Вы их в спирту полощете?.. История медицинской гигиены говорит нам, что в Древнем Риме хирурги прокаливали инструменты на огне, - но за Средние века об этом было забыто, и в XVIII веке врач приходил на операцию в повседневной одежде, не факт что вымыв руки. И только в 1867г. Листер изобрёл химическую стерилизацию карболкой, а стерилизационные печи для прокаливания инструментов вошли в обиход только в ХХ веке. Если вы, дорогие вампиры, уже сейчас знакомы с понятием стерилизации, - может, поделитесь с людьми, раз так хотите остановить эпидемию, не?..
И смущает особняк, в котором Вольфгер навещает Флору и который торчит буквально посреди нигде. У него нет территории, нет какого-либо двора или сада (XVIII век, расцвет парков, Карл!), каких-либо хозяйственных построек, - только крыльцо, которое выходит, видимо, сразу в дикое поле, по которому можно скакать до деревни (а не по дороге среди обработанных полей, потому как крестьяне - не упыри, им надо что-то кушать). Ещё этот особняк один раз обзывают "охотничьим домиком", - но ладно, можно предположить, что его когда-то перестраивали из средневекового охотничьего домика, в XVIII веке так делали.
...Впрочем, что я хочу от людей, у которых в пирамиде мраморная(!) лепнина. Ребят, если узнаете, как лепить из мрамора, расскажите, а?
Вольфгер, конечно, м#%@к, которому нравится, как Флора его умоляет. Впрочем, она хотя бы верно всё поняла: зачем ему вообще живые женщины, если мёртвые лучше слушаются.
Хранья очень потешно удивляется и обижается на холодность Альгерта. Женщина, ты отдаёшься Основателю, - ну либо шашечки, либо ехать
Ревенанты и их телохранители, которых выращивают специально для того, чтобы им служить, - одна из самых слэшных вещей этого сеттинга. А ещё-не-ревенант Филипп и щенок берсерка Ричард - совершенно прекрасный пейринг преканона.
И авторы так долго старались изобразить Миклоша брутальнее и старше, даже бороду ему отрастили, - как вдруг глазами Ричарда он снова "невысокий светловолосый юноша". Побрился, что ли, ещё до убийства Храньи?..
Что ж, мне так всё ещё больше нравится. И радует, как Миклош всё чаще проявляет... достоинство, назовём это так. Когда говорит Норико, что она станет следующей главой клана, если он не вернётся. Предлагает Ричарду, убившему его сестру, стать Тхорнисхом - вместо того, чтобы рваться загрызть смертного, отобравшего у него главный трофей его жизни. Всё это как-то... по-взрослому, и ничуть не отменяет его высокомерия и сарказма.Цикл ещё не закончился, но уже хочется резюмировать: хорошо, что авторы научились писать, но всегда грустно, когда пишущим не хватает начитанности. Бывает такая категория авторов, у которых всякая локация, будь то сколь угодно сказочный дворец, похожа на трёхзвёздочный отель (а особняк XVIII века - на подмосковную баньку с чучелАми медведЕй), а персонажи периодически разговаривают фразами из путеводителей и экскурсоводов. Использовать личный опыт - конечно, хорошо, но нужны ещё и фантазия и понимание контекста той или иной эпохи, чтобы эти впечатления перерабатывать, а не вываливать как есть. И вот фантазию и чутьё как раз развивает чтение (ну и качественный визуал тоже). Можно объездить весь мир, постоять лично перед Колизеем и Нотр-Дамом, но не стать от этого первоклассным писателем, способным написать что-то в том историческом периоде, когда они были возведены. А можно написать верибельно, не покидая кабинета, но обложившись источниками.