понедельник, 11 сентября 2023
Давно не писал про Киндрэт, а меж тем почти дочитал третий том.
Всякое невнятноеПресловутый бал Храньи в "Лунной крепости" как-то очень живо напомнил мне ту игру про вампиров, с которой я сбежал, которая "Проклятые игры". Такой же карго-культ: вот вроде и хочется сделать всё как у больших даханавар, вот есть помещение, вот гостям разосланы приглашения, - а всё равно получается убого и уныло, поскольку нет ни вкуса, ни понимания, как это делается. Хранью даже немного жалко в этом месте: у неё-то в ссылке не было возможности побывать на чужих мероприятиях, посмотреть и поучиться. И спасибо авторам, что они отказались от попыток, как в первых книжках, изображать Миклоша человеком без вкуса и знания искусства, но дофига о себе при этом возомнившим. Гораздо лучше получается контраст, когда у Миклоша вкус есть, а Хранью - увы, природа обделила, так бывает. Мне аж больно стало вместе с Миклошем, когда Хранья поменяла дубовые полы на ламинат Я по работе столько про разные полы писал!..
Всё ещё нет логического объяснения тому, как все защищают Лориана. Окей, вриколакосы отбили Лориана у тхорнисхов, просто чтобы насолить тхорнисхам. Но вот за Лорианом пришёл Основатель, и вриколакосы прекрасно понимают, что ему нужно и чем им грозит этот конфликт с ним. Нас многократно убеждали, что для них превыше всего семья, а Лориан - не часть их семьи, на нём метка кадаверциан, которых вриколакос вообще-то тоже не любят. Однако оборотни рискуют своими жизнями, рискуют частью своей семьи, только чтобы не выдать Основателю пацана, которого они впервые в жизни видят. Да, они могут делать это не ради Лориана, а ради того, чтобы Основатель не стал сильнее. Но стоит убить смертного или обратить (волки же не знают, что обращать Лориана невозможно) - и Основатель останется с носом. В общем, у меня обоснуй закончился.
Кристоф: не думаю, что сегодня дело дойдёт до танцев.
Вивиан: а до чего дойдёт?
Кристоф: мне кажется, или ты стал увереннее чувствовать себя в этом теле?..
Я не пересказываю, я цитирую! Без пропусков! Кристооф ну Кристоооф Мастер подкатов 80lvl...
А позиция "я хочу сохранить этот мир неизменным" вновь до забавного сближает Кристофа с Миклошем. И если раньше противостояние Основателя и остальных гин-чи-най выглядело как "борьба была равна, сражались два г@вна", и в предложениях Основателя избавить вампиров от власти гин-чи-най даже была своя привлекательность, - то теперь, когда Основатель признался, что хочет уничтожить всех своих детишек, кроме кадаверциан, можно не сомневаться, что хрен редьки не слаще.
Порадовался за Паулу, которой Словен наконец-то сказал, что музыка - это её сила, от которой не нужно отказываться и которую не нужно отрицать. "...И ни один из них не пытался вернуть мне саму себя", говорит Паула о мужчинах, - поскольку все мужчины, с которыми она сталкивалась раньше, относились к ней как к вещи, и даже защищали всё равно как вещь. Авторы, кажется, даже сами не поняли, насколько крутую метафору написали: о том, насколько женщины отрицают самих себя, стыдятся своих сил, - и насколько мужчинам это выгодно. Фелиция, конечно, умница(нет), что послала Паулу позвать Миклоша на Совет (да, она может не знать о том, что Паулу похищали дважды, - но что ей мешает передать приглашение самостоятельно, почему она говорит "приведи Миклоша" так буднично, будто они с Паулой по соседству живут?!..). Но тот факт, что Паула больше не испытывает к Миклошу ненависти... С одной стороны - мы прощаем не ради других, потому что есть вещи, которые прощать нельзя; с другой - мы прощаем ради себя, чтобы отпустить, чтобы больше не болело, чтобы больше не бояться, - и это тоже признак силы. (А с третьей стороны - это ещё и очень крутая позиция в духе "ненависть ещё нужно заслужить, ненавидят равных, - а теперь ты жалок, а я сильнее и могу смотреть на тебя со снисхождением, но я не поступлю с тобой так, как ты поступал со мной".) И получается очень классная история: Паула ведь действительно очень сильная - ей страшно перед лицом войны с Основателем, но она идёт вперёд, она действует, она высказывается, она больше не молчит в тени мужчин. "I won't be silenced, You can't keep me quiet"(с). Так, что становится очевидно, кто на самом деле достоин стать главой клана и заставить с ним считаться.
На что моя фантазия всё-таки не способна, так это представить Миклоша с бородой. Я пытался Каждый раз выходит либо хипстер, либо нечто комичное вроде персонажей Лапенко, когда на щуплого молодого человека нацеплена фальшивая борода (как примерно и мог выглядеть Миклош, когда изображал Деда Мороза... видимо, ему понравился образ)). Авторы, смиритесь: некоторые персонажи просто не созданы для бороды. И, похоже, с тростью Миклош ходит исключительно на Советы, чтобы всех бесить, потому как а где же ещё ей можно постучать об пол И это трогательное единодушие, когда все начинают договариваться, только бы не сделать паузу и Миклош снова не начал нудеть... и когда Фелиции приходится напоминать Миклошу и Кристофу, что они тут не одни... Воистину вампирская социал_очка прекрасна и удивительна.
Резюмируя: мне продолжает нравиться, что авторы начали увязывать между собой линии всех персонажей и перестали лить воду ради воды. Все флэшбэки в прошлое как-то да раскрывают особенности персонажей, имеющие значение в настоящем, хотя некоторые всё равно излишне затянуты, вроде прохождения Кристофом, Флорой и Вивианом данжа леарджини. И как же авторы любят "огромные залы"!.. Что ни потусторонняя локация - то непременно огромный зал, стены-пол-потолок. Вампиры, конечно, не про природу (кроме вриколакос), - но всё равно закрадывается ощущение, что пейзажи авторы писать не умеют. А интерьеры личных квартир персонажей - гуглят, отчего эти жилища и выглядят такими искусственными дизайнерскими объектами.
Бонусом про Кристофа как рокэалвуКогда Кристоф в очередной раз ворвался на Совет с этим "я запер Основателя!" - я начал было формулировать, что это такой специальный тип персонажа для осуществления рискованных эффектных много(или немного)ходовочек, обладающий к тому же ещё некоторыми сопутствующими качествами подобного типа. А тут смотрю - уже всё сформулировали за меня. Во Вселенной Каракала такой тип был метко назван рокэалвой. Важное: рокэалва - не синоним "марти сью" и вообще не термин с отрицательной коннотацией (хотя оригинального Рокэ Алву тоже хотелось бы отнять у автора). Чаще всего рокэалвы встречаются в фэнтези, но я вижу их истоки в приключенческой-авантюрной литературе (и, возможно, любовных романах). Итак, признаки:
~ Это всегда мужской персонаж и никогда не главный герой. (Впрочем, что у Камши, что у Пехова и ко - в принципе нет единственного главного героя. И есть подозрение, что у Камши больше одного рокэалвы.) При этом практически все персонажи так или иначе связаны с ним (иногда - не по своей воле, например - служат ему или обязаны ему).
~ Он не находится на вершине власти, его это полностью устраивает, и он подчёркнуто к оной вершине не стремится. Но при этом наделён достаточной силой, ресурсами и влиянием, чтобы вершить судьбы мира - очень многое ставя на кон, но раз за разом выигрывая и выходя сухим из воды. И Алва, и Кристоф вроде как "внепалитики", они ставят себя выше этой "мелочной возни", потому что они - не политические фигуры: они - те, кто эти фигуры двигает. Обвести вокруг пальца Основателя (как и провести ритуал Витдикты, вломиться в асиманскую лабораторию, спасти Миклоша...) - задача как раз для рокэалвы. Примерно как вернуть королеве алмазные подвески.
~ Рокэалве всегда около тридцати. Да, даже если на самом деле шестьсот. Это Миклоша можно обратить в шестнадцать или во сколько там его обратили, а Кристофа нельзя - несолидно.
~ Рокэалва - вовсе не обязательно конвенционный красавец, но внешность у него всегда заметная и запоминающаяся. Автор непременно будет подчёркивать какую-нибудь особенно яркую его черту - например, цвет глаз (у Алвы синие, у Кристофа зелёные), длинные волосы, форму носа, шрам, бледность etc. (даже "недостаток" сгодится за изюминку). И/или его особенную грацию. И/или его манеру одеваться... нувыпоняли.
~ Рокэалва зачастую воплощает троп "чужой среди своих": иногда он буквально иностранец, иногда связан с потусторонним миром. Алва - кэналлиец, Кристоф - некромант. Этот пункт работает на предыдущие: отчасти добавляет экзотики во внешности, отчасти углубляет позицию независимого персонажа-отщепенца, которому по всем рациональным законам не должно быть дела до всего остального мира, кроме его родной делянки, ан нет же: берёт и распространяет на весь мир свою ответственность без спросу.
~ Рокэалва - про эффектность на грани эпатажа. Театральные жесты, афористичные высказывания, вызов общественному мнению, пренебрежение бытовыми этикетными ритуалами вкупе со склонностью хранить по-настоящему ценные традиции прошлого... Как говорится, - узнали? согласны?(тм).
~ Он неизбежно пользуется популярностью у противоположного пола. И у своего тоже. Даже если авторы постараются объехать это на кривой козе - читатели всё равно увидят бисексуальную катастрофу, закон жанра неумолим (и в фандоме это будет самый популярный персонаж для всевозможных пейрингов). При всём при этом счастливой личной жизни у рокэалвы не бывает. Хранить верность мёртвой возлюбленной - идеальный вариант (After all this time? - Always, Снейп тоже на полшишечки рокэалва, хотя является всё-таки скорее пешкой и жертвой в большой игре, нежели игроком, и вообще деконструкцией типажа).
~ Подпункт к личной жизни: он строго холост и бездетен (кажется, у Кристофа нет выживших обращённых им птенцов). И за неимением собственных детей - рокэалва нередко выступает для главгероя (или одного из главгероев, или для нескольких...) в качестве специфической отцовской фигуры: отчасти наставника, отчасти антагониста в разных пропорциях. (Кто сказал "алвадик"?) Кристоф, например, служит наставником как для Дарэла (которого буквально "усыновляет" как птенца Флоры), так и для Лориана и, конечно, для Вивиана.
~ И, наконец, рокэалва не обязан быть положительным героем (хотя выступает скорее на стороне некоего добра); более того, его обаяние почти всегда "тёмное". Оригинальный Алва для меня слишком м#дак: я тоже ("тоже" - потому что я успел поговорить с Амартом об этом)) могу простить умному и харизматичному персонажу некоторую жестокость (особенно - обусловленную менталитетом эпохи, особенно - в рамках жанровой условности), но для меня правило "преступник тот, кто режет молодняк"(тм) нерушимо. Когда Алва убивает Колиньяра с приятелями, убивает Феншо, - это мелочно, а персонаж всегда опускается до уровня своих целей. Найди себе, блин, равного врага и к нему будь сколь угодно жестоким, а попадающихся под ноги котят можешь просто не замечать по дороге к нему, - но не относись к котятам как к врагам. Кристоф в этом смысле гораздо приятнее: он может быть эгоистичен и равнодушен к другим, но когда он спасает мир - он рискует и жертвует исключительно собой.
Также Каракал пишет о том, что автор рискует слишком сильно подпасть под обаяние своего же персонажа и увести-таки рокэалву в мартисьюшность (когда он вообще всё умеет лучше всех, и читателю это восхищённое любование суют под нос, даже если к сюжету это никак не относится), либо провести по рокэалве некий моральный водораздел: все персонажи на его стороне - хорошие, а все, кто против него, - плохие. Надеюсь, что Кристофа эта судьба минует, ибо пока он выглядит как рокэалва здорового человека: сложно остаться к нему равнодушным, но при этом он достаточно живой и неидеальный.А давайте вспомним ещё рокэалв? Не обязательно книжных. И главгероев с некоторыми признаками рокэалвы
В пятницу я доехал к Амарту на коворкинг, и это было реально очень нужно - и не только потому, что Амарт болел и я соскучился. Но и потому как я всю неделю тупил и окончательно понял, что если меня не приковать фигурально к батарее в приятной обстановке - я просто никогда не притуплю к рабочей задаче. Ну или в лучшем случае притуплю во вторник. Доехал я поздно, поскольку пока дообщался с работой, пока зашёл в магаз за кормом для хвостов - а тут и восемь вечера. В магазе я цапнул первую попавшуюся закусь - испанскую нугу туррон (оказалась годной), - а за пивом зашёл уже на Озёрке, в ПроБирку. Там меня вспомнили, хотя я давно там не был. В результате у нас было два литра бархатного, и это тоже было ценно: прежде чем раскачаться на работу - выпить пива, потупить и поговорить. Отдохнуть и не грызть себя за это - такое облегчение!.. Хотя, будем честны, это я в это время отдыхал, а Амарт героически закончил этап уборки. Наблюдать, как энтропия отступает, - отдельно вдохновляюще, надо будет мне тоже победить мой шкаф с обвалившейся полкой.
Дальше про хороший вечер
Поговорили про персонажей в целом (и про ту боль, когда на играх сливается менталитет, потому что очень велик соблазн подходить к персонажам с мерками современной морали) и про наших персонажей Армады в частности. Затем я ненадолго сел за работу, а Амарт - за учебное задание. И ааа, как прекрасно это чувство, когда ты наконец берёшь и систематизируешь по полочкам то, что выглядело как "откуда ты это сказал?"(тм) и к чему было страшно подступиться, потому что оно казалось огромной бесформенной массой!.. Иногда требуется просто взять и начать, - а дальше работа пойдёт сама. Пусть медленно, но пойдёт, и дойдёт до конца. Жаль, конечно, что совсем немного посидели, - после полуночи пришлось мне быстренько допивать и укатываться, чтобы успеть на пересадку. Ну да не в последний раз сидим
Когда жёлтая ветка дотянулась до аэропорта, найти в вагоне свободное место оказывается проблематичным даже в час ночи. А дома я был поздно в том числе и потому, что при выходе из метро спас пацана, забывшего телефон у друзей (ага, даочжан вайбз, к кому же ещё люди обращаются за помощью)). Пацан был трезвый и адекватный, так что отчего было и не помочь: я со своего телефона позвонил на его номер, назначил им с товарищем место встречи у первого выхода, где Трамплин, - и пошёл дальше домой. Думаю, они нашли друг друга.Спасибо Амарту за уютный вечер и за пинок моей продуктивности!
Субботние Картишки по ЛоГГу всё же не состоялись. Сперва заболел Лорь - мой Биттенфельд, которого я прицельно в ковёр заворачивал, - и мне не было бы никакого смысла играть Фаренхайта без него; я сказал, что могу поигротешить и буду рассчитывать на второй прогон. Но затем заболел Сули (и Кэта могла заразиться), а минус четыре игрока из восьми - это как-то слишком. Решили перенести прогон на октябрь. Нагло сочту эту игру подарком себе ко дню рождения: всё равно вряд ли осилю что-нибудь поставить. И в конечном итоге всё холистически: в субботу с утра организм меня предал, и я не сразу разогнулся из креветки в человека. Плюс - будет шанс написать-таки отчёт со Стамбула и прочего прошедшего.
Ещё о ролевом
Абсолютно никто:
Лекс в третьем часу ночи: в ходе игры появятся голые люди! Не смутит ли тебя вид голых людей?
Я: ...сначала даты мне скажи
Вот так и выяснилось, что даты зимнего ЯноДома у меня уже заняты: игрой Дикты у меня дома и игротешкой у Джулс, если ничего не изменится. Жаль, что он всё-таки не в феврале, - но даты выбираются исходя из того, что Ян сейчас не в России. (А для тех, кому любопытно: нет, вид голых людей меня не смущает, что я там не видел, котсподи. Просто я сам не вижу смысла оголяться на игре - это же не нудистский пляж, незачем смешивать два разных по целям вида деятельности. Для игровой условности мне кажется вполне достаточным моделировать голое тело бельём - например, утяжкой и труселями, как было на Салоне.)
Отдельно подумалось, что игротешка хороша возможностью проживать персонажно те ситуации, которые крайне редко доводится проживать игроком. С одной стороны, игротехнического персонажа не жалеет мастер, с другой - его не жалеют игроки. Игрок тысячу раз подумает, прежде чем убивать (пытать, насиловать...) персонажа другого игрока - хотя, на мой взгляд, это решается уточнением под оленем словами через рот, - но охотно сделает это с техом.А вчера я наконец-то доехал до Ан. Исходным планом было "махнуть забронированные книжки на свопнутые острые соусы и упасть лицом в собаченьку", но он сократился до "пока просто привезти книжки", потому что Ан в процессе переезда. Зато и ехать мне пришлось не в Долгопрудный, а до новой станции салатовой ветки, открывшейся не далее чем в четверг. Кажется, я впервые видел, чтобы от входа в метро до входа в жилой дом было НАСТОЛЬКО близко - почти как у меня дома от спальни до кухни.
И про ещё один хороший вечерДом только-только сдан, фонарей вокруг него ещё нет - идёшь в полной темноте, нарушаемой лишь островками света сквозь стеклянные двери подъездов. От подъезда до подъезда - стеклянные стены нежилых помещений первого этажа, в которых пока нет ничего, кроме голого бетона и кирпича. Буквально можно почувствовать, что метро и город разрастаются одновременно: проклёвывается новая станция почти что посреди нигде - и вокруг неё нарастают дома и инфраструктура. Со временем обживутся, укоренятся, - а сейчас всё ощущается таким свежим, непрочным. А с 22 этажа - вид на море огней, тоже кажущееся чем-то нереальным.
Посидели на кухне - в единственном месте, свободном от коробок, - и Ан напоила меня вкусным чаем с бисквитным рулетом. Поговорили о нашей нелёгкой и местами травматичной игротешьей доле, - правда, я больше слушал, поскольку мы с Ан практически не пересекаемся на играх: мой удел - небольшие кабинетки и павильонки, а Ан в основном играет, игротешит и принимает участие в мастерёжке на масштабных проектах-тысячниках, куда я вообще не суюсь. Потом обнаружили, что уже десять, и я, допив чай, убежал. Но когда новоселье состоится окончательно - ещё вернусь и за соусами, и собачу потискать, и авторский дизайн помещений заценить до конца (пока заценил только кухню и ванную).
@темы:
friendship is magic,
ролевиков приносят не аисты,
окститесь, юноша,
короли ночного бирюлёво,
чукча читатель