Опять потерялся во времени: из-за того, что 8-9 выходные, мне упорно казалось, что суббота-воскресенье тоже где-то в этих числах, - а вчера я с удивлением осознал, что уже, блин, понедельник! Хорошо ещё, что дедлайн не запорол и мог сдать работу "до понедельника включительно", а то работоспособность ни к чёрту, особенно днём: тоскливо смотрю в окно на солнышко, и хочется сорваться хоть куда, в идеале на дачу.
Как каждый год - сначала отключили отопление, потом пришло похолодание. Кому-то в Москве отопление вернули обратно, но от ПиКа не дождёшься. Спасаюсь обогревателем.
Крысячье здоровьеСезонно хрюкочущих у меня сейчас двое - Бьякуя и Цзянцзай. Цзянцзайчик уже большой мальчик и тоже может лечиться юнидоксом (в своей меньшей дозировке по весу, конечно), - вот только не хочет есть с ложки пюрешку с разведённой таблеткой. Вернее, хочет только тогда, когда на эту ложку посягают другие крысы. Видимо, ему нужно на примере братьев убедиться, что я его не отравлю
Захотел пересмотреть ещё что-нибудь театральное - и пересмотрел "Гольциуса и Пеликанью компанию". Это Гринуэй in a nutshell, который всё иронически обыграет и вы#бет в процессе, за что и люблю.
О чём собственно фильмВ основе сюжета - историческая легенда о том, как гравёр Хендрик Гольциус, дабы выбить у маркиза Эльзасского денег на открытие типографии, предложил разыграть перед ним и его свитой фривольные эпизоды из Ветхого Завета. Маркиз, славившийся широтой взглядов, согласился, и печатники с их жёнами и любовницами взялись за дело, постепенно вовлекая в эротические представления самого маркиза с домочадцами. В общем, похоже на типичный твиттерский тред, каковых десять лет назад ещё не было
В отзывах много пишут о том, что фильм якобы ужас какая порнография, и сравнивают его с "Сало". Но нет, никаких сквиков там нет, и Гринуэй снимает обнажённую натуру и секс так, что смотрится всё это точно так же, как соседствующие с ними в кадре живописные полотна: естественно и почти невинно. Никто же не назовёт "порнографией" какого-нибудь Давида Микеланджело?..
И этот фильм - отличная театральная история о том, что искусство подражает жизни, а жизнь подражает искусству, а также о взаимодействии театра и зрителя и пагубной неспособности воспринимать театральную условность. Визуал тоже целиком театральный - со всеми характерными для театра десятилетней давности элементами сценографии. Я тогда изрядно насмотрелся в театре на все эти бескрайние ангары (фильм снимался в пространстве железнодорожного завода), вращающиеся поворотные круги, подсвеченные софитами резервуары с водой, подвешенные под потолком клетки и прочая, и прочая... Театр сегодняшний, должно быть, выглядит уже иначе. Театр нынче иммерсивный, и можно сказать, что Гринуэй это предвосхитил
Но ладно, прекращаю зубоскалить. Маркиз в фильме - тот абсолютный антизритель, который вмешивается в спектакль, не видя разницы между реальностью и игрой, но именно за счёт этого исполняет свою роль так, что "и волоса не просунешь между исполнителем и персонажем". Вот только нужно ли полное стирание границ?..
Параллельно с разворачивающимися сексуальными драмами нам представляют ретроспективу интерпретаций библейских сюжетов в изобразительном искусстве, наглядно показывая, насколько разные чувства пытались передать художники в сюжетах о табуированных ситуациях: инцесте, совращении несовершеннолетнего, супружеской измене и тэдэ. Ветхий и Новый Завет, при всей сакральности этих текстов, писали люди и о людях - людях, подверженных одним и тем же (примитивным, не спорю) страстям от древности до наших дней. Поэтому драматург-сценарист в самом начале брошен в темницу и может только наблюдать, а спектакль разворачивается без его участия, и всё приходит к логическому концу - смерти автора: маркиз повторяет решение царя Ирода и из ревности велит обезглавить пленника. Театр заканчивается.(И так... причудливо: случайно натыкаться на имена своих бывших театральных оппонентов из прошлой жизни - в списках подвергшихся репрессиям. Мы с Женей Беркович, прямо скажем, не дружили - эти самые десять лет назад она хотела запретить и стереть многое из того, что я любил. Теперь пришли за ней, но это ничерта не здорово. Это дичь - когда человеку грозит тюрьма за спектакль. Но эта дичь - наша реальность.)
Карамора, спойлерноШтош(тм), Октябрьскую революцию, похоже, остановили. Вместе с зомби-апокалипсисом. Как бы не делая различий между тем и другим. Натянули так, что оторвали. Конечно, всякая революция - культурная и гуманитарная катастрофа, и в такую эпоху перемен жить никому не пожелаешь, - но это исторически обусловленный кризис, необходимость которого назревает не на пустом месте. Нельзя просто так взять, вычеркнуть кризис, не убирая его причины, и сделать вид, что теперь всё хорошо. Это как сбить температуру и оставить бактерии и вирусы плодиться и размножаться, пока организм не загнётся.
То, что глава Всадников сам окажется упырём на крючке у верхушки упырей, - ход ожидаемый и предсказуемый. Ещё один распространённый способ убедить зрителя (или читателя - в общем, любого рецепиента) в тщетности сопротивления власти: дескать, все эти ваши революционеры - просто марионетки в руках власть имущих, и руками этих марионеток власть производит прополку в своих рядах. И это не революционеры Столыпина убивали, а власти заказали покушение на него, потому что он был слишком добрый и хороший(лол). Тьфу и ещё раз сверху тьфу. И непонятно, почему Всадники не попытались сорваться с крючка ещё до того, как к ним пришёл Карамора. Казалось бы - создаёте себе новое поколение вампиров, вооружаетесь серебром, используете людские массы как пушечное мясо, да и скидываете старых упырей. Но нет, у них же велосипеда главгероя с волшебной электропушкой не было.
А Юсупов даже хорош, когда в одиночку отстреливается из пулемёта. Тот типаж, который прикидывается дурачком, фриком и истеричкой, но на деле, как Хуайсан, прекрасно понимает всю расстановку фигур и дёргает всех за ниточки. Если бы в кадре настолько навязчиво не педалировали его пристрастие к кокаину и женским шмоткам, цены бы ему не было - у Шварца неплохо получается играть зажигающуюся в глазах безуминку и нервное вздрагивание после, это явно лучше ему идёт, чем Придд. Но вообще я несколько раздосадован, что фандомный контент по сериалу - это прежде всего Юсупов, иногда с Дашковым. Два самых карикатурных персонажа же. И где там пейринг? Только в том, что их играют Шварц и Чеботарёв, которых все уже любят по другим фандомам?..
Ну нет ведь в этом Юсупове даже гомоэротики никакой, фетишист - он и в Петербурге фетишист.
То, что Руневский звереет, можно было бы со скрипом оправдать тем, что он превентивно защищает свою возлюбленную от её бывшего. Такая сюэяновская немножко тактика - убить соперника на подлёте и ничего ей не сказать. Если бы он не начал опять всё портить своим контрреволюционным резонёрством. Карамора даже говорит ему правильные вещи, о которых я и сам в самом начале сериала писал, - что никто не давал вампирам права властвовать над людьми, никто их не выбирал, и что они боятся дать людям свободу выбора, потому что никто им не станет кланяться и просить защитить от злых революционеров. Хотя бы потому (это я уже от себя добавляю), что если будет свобода, то и революционеров не будет. И Руневскому нечего на это ответить, кроме "Ой всё, вас не переспоришь". Но ты же умный дядя, Руневский, и если не один век живёшь - то видел все акты сопротивления начиная с декабристов. Так неужели никаких выводов не сделал? И за что так не любишь революционеров, словно у тебя к ним что-то личное?..
...Но есть в столкновении Руневского и Караморы нечто даже красивое. Вот это "Ты меня создал" - ход избитый, но беспроигрышный. Охотник убивает волчью стаю, но единственный оставшийся в живых волчонок вырастет и придёт за ним. Хан вырезает племя врага, но сбежавший мальчишка ещё вернётся. Упырь сожрал группу подпольщиков, которых не считал за людей, - что ж, лови ответочку, теперь последний выживший из этой группы тебя тоже за человека не посчитает. И если в более классической истории кто-то оказался бы прав, то здесь никому не сочувствуешь. Ни Руневскому - потому что не сможешь развидеть, что этот трогательный, старомодно сдержанный и всё же безумно влюблённый дед был в первой серии тем чудовищем, обгладывавшим вырванный человеческий хребет, без суда и следствия. Ни Караморе - потому что он не защитник людей, он просто трофейный охотник, а людей он всегда использовал, с самого начала. Тактика "предай их всех, останься верен себе"(с) была бы хороша, если бы он имел дело сплошь с такими же, как он сам, эгоцентристами, - но кое-в чём прав и Руневский: за Караморой шли люди, которые ему верили, а он их сдавал. В общем, противостояние жабы и гадюки во всей красе.А коль скоро мне осталась одна последняя серия до финала, и в моём списке "на посмотреть" осталось сплошь аниме, - не посоветуете ли вы мне, любезные читатели, сериалов, дабы разбавить этот список? И новых, и старых. Я несколько устал от дорам, и не люблю космофантастику и школьные-подростковые драмы про отношеньки, а в остальном довольно-таки всеяден. Особо почему-то хочется чего-нибудь по холмсиане, помимо советского Шерлока и Шерлока BBC. Вдруг кто-нибудь знает годные интерпретации?
КиндрэтВот я говорил, что Киндрэт воспринимается как детская книжка, но из-за ах#я даже не развернул мысль. Вот знаете, что в мультсериалах бывают такие серии-филлеры, которые не столько сообщают о персонажах что-то новое, сколько в надцатый раз подчёркивают одни и те же характерные их черты? - Так вот, сцена бестолкового нападения грейганнских щенков на резиденцию тхорнисхов - это чистой воды такой филлер. Бодренький, с детским юмором и в тысячный раз напоминающий (а то вдруг мы забыли), что у Миклоша пунктик на чистоту. Да, тот факт, что наша белокурая бестия - насильник-чистюля, - тоже очень мультяшно-комиксный типаж.
И после этого бодренького филлера - сразу сцена изнасилования. И Миклош ведёт себя как самый хрестоматийный абьюзер из палаты мер и весов, который сначала вваливается с цветами и "извинениями за грубость", а следом тут же опять угрожает. Скучно. А потом, как будто ничего не произошло, - ещё один филлер с Лорианом, снова детский юмор, и Лориан капризничает без малейшего чувства такта, словно ему не четырнадцать, а четыре (впрочем, иные мужчины и в сорок могут капризничать как младенцы, тут ничего удивительного)).
Я тихо надеялся, что после того, как Паула передала ему свои воспоминания об изнасиловании, чтобы он мог почувствовать то же, что чувствовала она, - Дарэл что-нибудь осознает и отрефлексирует. Хрен там. Он, с#ка, радуется и аж поёт от радости, какую крутую интригу он провернул и как ему нравится манипулировать высокопоставленными вампирами, ведь использовать других - это так по-даханаварски. Своей бы собственной ж@пой шпионил, с#ка, тогда бы я посмотрел, что ты запел бы... Вот почему персонаж, сначала вызывавший симпатию, стремительно мутирует в нечто отвратительное? Я даже думал над тем, как можно было бы переписать произошедшее, чтобы Дарэл не выходил таким конченым муд@ком, но не придумал. Даже если бы идея пожертвовать собой (но ради чего? Ради мести за одного убитого грейганна?) исходила от самой Паулы - её следовало бы остановить, а не потакать, потому как в самообъективации нет ничего здорового. Либо следовало дать ей магию ДО встречи с Миклошем, чтобы она могла как-нибудь обезопасить себя, а не после, в качестве "оплаты услуги".
И снова Дарэл может всё. Буквально всё, что нужно авторам. Не только место преступления прочитать, но и Ctrl+Z магию из головы одного вампира и Ctrl+V её в голову другого, так что никакого обучения не нужно. И после этой операции он, и глазом не моргнув, вдохновенно врёт Вэнсу, что-де я тебя ничему научить не могу, иди обращайся к своей наставнице, но вообще-то у тебя наставница слишком слабая, бугага. Не хочешь помогать - так хотя бы не злорадствуй и не приосанивайся, блин. Сам же только что вспоминал, как когда-то был таким же новообращённым, - и каково бы тебе было, если бы тебе тогда не заботливо подсовывали свиточки с тайными знаниями, а пророчили, что скоро ты потеряешь всё человеческое в себе и гроб-кладбище?.. Но нет, непременно нужно постоять в белом, что все вампиры дед инсайд, а ты один особенный, потому что "освежаешь душу" чужими эмоциями. Тьфу. Толку-то с того "освежения", если вожаку грейганнов, потерявшему кореша, ты сочувствуешь, а изнасилованной девушке - нифига?..
Тихо ржу с того, что хоть я и вдохновлялся Орландо, - мой персонаж на грядущую игру по елизаветинскому Лондону - чисто вампир Арман в начале его жизненного пути (насколько я этот путь знаю сугубо по википедии). Посудите сами: мальчик, выросший в очень религиозной среде, но при этом достаточно талантливый и артистичный, попадает в мир, где ценятся красота, андрогинность и чувственные наслаждения. И нет, это не я сам придумал, это вполне историческое начало биографии Нейтана Филда, будущего шекспировского актёра (но далее биография моего персонажа уходит в AU, и, пожалуй, Арману больше повезло с наставником, чем ему)).
Ещё немного бла-бла про упырей
Впрочем, если дальнейшая судьба моего персонажа неведомо как сложится по игре, то продолжение жизненного пути Армана мне даже с википедией непонятно. Вот есть это всё, отдающее (как многое у Райс) лёгким градусом абсурда, - мальчик Андрейка, турецкий плен, бордель, - а дальше открывается широкое поле интерпретаций. Натыкаюсь на утверждения, что-де у Мариуса и Армана были "романтические отношения", - но как, Холмс, если подросток после борделя (сколько ему там было, 15? Да, во времена Ренессанса можно было считаться взрослыми женихами и невестами и в 12, но это не меняет ни степени их развития, ни степени влияния авторитетного старшего) должен быть надолго травмирован по уши?.. Слишком напоминает худшие хёрт-комфорт-фанфики, в которых "лучшее лекарство от пережитого изнасилования - х#й животворящий" (но успокаивает, что в этом каноне у вампиров секса нет), - так что робко надеюсь, что речь об отношениях сугубо платонических. А потом вся муть с сектой, опять же как будто руководствующаяся единственной логикой "чтоб персонаж больнее обстрадался". И насколько то, что выросло и секту возглавило, - ошибка природы, а насколько - ошибка воспитания, - тоже непонятно, maybe both, особенно учитывая, что Райс явно не хуже Камши умеет в ООС собственных персонажей. И я уже готов к тому, что Арман из фильма, Арман из сериала и Арман из книжки - не муж и жена три разных персонажа, - но любопытно же историю хотя бы одного из них узнать целиком. И про Мариуса любопытно, я ж люблю художников (и персонажей, подбирающих котят в канаве, тоже люблю, - так что если в каноне таки дурной фанфик, я опять же всегда могу всё переписать у себя в голове)). И, увы, в моём случае любопытство - не только не порок, но и не запрос, ибо по пересказам ближних я всяко своего видения не составлю. Пока грызу комиксы.А возвращаясь к игре, - опасаюсь, что у меня и от игры, и от себя на игре какие-то завышенные ожидания. Ибо я горячо люблю и "Маленькие трагедии", и елизаветинский театр. Впрочем, в такой компании соигроков просто не сможет не получиться нечто огнищное.
И "Топи" - хтонической атмосферой и ощущением "ничего не понятно, но очень интересно"