С вами снова рубрика "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не работать", она же - "Марк в любом фандоме начинает заниматься лоро#бством".
Давеча
канал Чароита напомнил мне сербские легенды о вампире Саве Савановиче, которые легли в основу повести Милована Глишича "Спустя девяносто лет". Сава был не то мельником (а почему мельник, как и кузнец, - всегда немножечко колдун, - думаю, расписывать не требуется), не то просто плохим человеком, убившим девушку, отказавшуюся выходить за него замуж, за что односельчане и убили его самого. Так или иначе, после смерти Сава вылез из могилы и стал совершать убийства на мельнице. К сожалению, мельница на речке Рогачице, считавшаяся "домом" сего упыря, в 2012 году разрушилась, остались только крохотные фотки из интернета. А ведь местечко, похоже, живописное. И вампирское AU по "Крабату" напрашивается само собой: тут вам и мельник, живущий за счёт чужих жизней, и подмастерья, в определённом смысле также оторванные от человеческого бытия.
Сербы явно гордятся, что Глишич издал свою книжку за 17 лет до "Дракулы" Брэма Стокера, то есть в 1880 году. Мериться, впрочем, тут явно нечем.
Ещё немного уточненийВо-первых, Сава и Дракула родом из разных жанров: первый - из художественно переработанного, но всё же сказочного народного фольклора (как и Крабат), второй - из городского готического романа. Во-вторых, "Дракула" в своём жанре и не претендовал на первенство - "Вампир" Полидори появился ещё в 1819 году и вдохновил многих, включая "Упыря" Толстого (1841г.). И в-третьих, если уж говорить о легендах, то румынский вампирский фольклор ничуть не моложе сербского: Стокер вдохновлялся книгой шотландки Эмилии Жерар "Страна за лесом" (1888г.), в которой были, помимо прочего, собраны народные поверья о "носферату". Впрочем, стоит подчеркнуть, что в фольклоре Дракула ассоциировался с драконом и с дьяволом, но не с вампирами-стригои, и бессмертной нежитью его сделал именно Стокер.Но я отвлёкся. Когда я задумался, откуда я помню про "Спустя девяносто лет", я решил, что узнал о ней из "Энциклопедии вампиров", но ошибся. Зато вспомнил, что у меня эта энциклопедия есть!..
...Что это за энциклопедия такая, спросите вы (или не спросите, но я всё равно отвечу)). Её составил в 1994 году Джон Гордон Мелтон - религиовед, специалист по современным нью-эйдж культам и "вампирологии".
Немного об авторе - и о ЛестатеСего одиозного дядю (сейчас ему уже 80 лет) не раз обвиняли в "ты должен был бороться со злом, а не примкнуть к нему": несмотря на то, что некоторые секты являются откровенно деструктивными, Мелтон оправдывал их до последнего и боролся с "теорией промывки мозгов" (сиречь утверждал, что люди вступают в секты добровольно и никто их там не удерживает).
Так или иначе, энциклопедия составлена с потрясающей дотошностью: Мелтон собрал все сведения о вампирах, до каких мог дотянуться, от мифологии до современной культуры (и относительно последней - буквально ВСЕ, включая самые низкопробные порнофильмы). Он даже поделил рок-музыку (с цитатами из текстов песен) на "вампирическую", "косвенно вампирическую" и "якобы вампирическую"(!), и составил перечень "вампирических преступлений" - в основном изнасилований с элементами каннибализма (как у Чикатило). Разумеется, статья о Лестате в энциклопедии также есть, и добрая половина оной посвящена феномену его андрогинности - и решающему влиянию этой андрогинности на возникновение субкультуры готов. Позволю себе усомниться в том, что готы НАСТОЛЬКО наследовали образу Лестата (всё-таки исходно готы отпочковались от панков, а викторианская-вампирская эстетика стала впоследствии лишь одним из направлений), - но выводы автора (всё же явно не беспочвенные) всё равно впечатляют. Когда с детства привыкаешь к аниме - как-то не задумываешься о том, какое революционное значение может иметь для западной культуры один-единственный "немужественный" персонаж.И вот, когда я эту энциклопедию увидел однажды на книжном развале (её перевели на русский в 98-м), я орнул и вцепился в неё. Поскольку это не только
ценный мех полезный справочник по фольклору (а я, хоть и больше люблю оборотней и фей, - как мифоложец не мог игнорировать упырей)), но и прекрасный артефакт доинтернетной фандомной жизни по почте. Немалая часть статей посвящена клубам по интересам - американским, европейским, австралийским... - с печатными бюллетенями и сетью переписки. И статьи заканчиваются адресами для корреспонденции и указаниями в духе "приложите к письму три доллара".
А сейчас, достав энциклопедию с полки, я готов спорить на что угодно, что Пехов и соавторши однажды также открыли её оглавление - и просто прошлись по нему, заимствуя названия статей для своих вампирских кланов и прочей терминологии
А поскольку я уже давно испытываю это чувство "о, знакомые всё слова, я знаю, где вы их подобрали", - то самое время, опять же опираясь на оглавление, пройтись по терминам из канона и вспомнить, откуда они пришли. Благо в википедии есть не всё
Кому интересен Киндрэт-словарик - тык сюдаАсиманПрисутствие вампиров в том виде, в каком мы их представляем, в древнеегипетской мифологии - конечно, спекуляция; а популярность Египта в вампирском фэнтези явно обусловлена важностью тем смерти и воскрешения в Книге Мёртвых. Что до более позднего западноафриканского фольклора, пережившего влияние христианизации, - то в нём значительное место занимают "ведьмы", в разных племенах известные под разными названиями и с несколько различающимися функциями. В среднем по больнице, "ведьма" - нечеловеческое существо (но отличить её от человека невозможно), способное дистанционно высасывать кровь и жизненную силу (сиречь любую болезнь и недомогание, от сонного паралича до менопаузы, можно было приписать воздействию "ведьмы"), порой также способное летать и/или превращаться в животное (чаще крысу или кошку). Иногда - и это уже наиболее поздние поверья, - ведьмы сами возвращаются после смерти, если не уничтожить тело, или поднимают мертвецов в качестве рабов (да, вуду). Так вот, в племени Дагомей такая ведьма именуется асиман, умеет летать в виде огонька, а убить её можно только в облике животного. Асиман родственны асема на Суринаме - бывшей колонии, куда свой фольклор привезли африканские рабы.
Ремарка: изначально стригои также фигурировали в фольклоре скорее как ведьмы и колдуны (как живые, так и мёртвые), умеющие вытягивать жизненную силу, не прикасаясь к жертве, и обладающие иными колдовскими способностями. По сути, питие крови непосредственно через эротизированный укус - во многом придумка писателей-романтиков, и когда образы Дракулы и Носферату с заострёнными клыками начали тиражироваться в кинематографе, коренные румыны и прочие балканцы немало бухтели, что к их "настоящим" стригои эти кровопийцы не имеют никакого отношения.
ВриколакасВриколакасы известны нам из греческого фольклора, хотя имеют славянское происхождение. Это и болгарский върколак, и сербский вукодлак, и русский волколак, и т.д., и т.п., - общее у этих слов одно: "волк" и "длака" (шерсть, шкура). То есть изначально это слово обозначало оборотня-перевёртыша и уходит корнями в языческий культ волка как зверя-воина, когда мужчины облачались в волчьи шкуры. И немудрено, что прото-образы оборотня и вампира были исходно неразделимы - см.выше в "Асиман" про стригои: один колдун (под влиянием христианизации постепенно превращающийся из скорее положительного образа волхва в скорее отрицательный) может всё - и зверем обратиться, и обескровить кого захочется. Со временем же значение слова разделилось: к XIII веку вликодласи стал мифическим зверем, который гонит по небу облака и охотится на солнце и луну, вызывая затмения. Исследователи выяснили, что и в XX веке в Румынии словом "вриколак" всё ещё называли чудовищного волка, пожирающего луну и солнце, а также оборотня, превращающегося в свинью, собаку или волка. К XVI веку слово "вриколакас" пришло в Грецию и стало обозначать уже исключительно вампира. В 1645 году богослов Лев Аллаций в своём труде о поверьях греческого народа описал древнегреческих вриколакасов очень подробно...
...Но погодите, спросите вы, - что же он описывал, если в Древней Греции слова "вриколакас" не было?.. Но слова нет, а ж@па есть - само явление неупокоившихся мертвецов в культуре существовало. Вольноотпущеник греческого происхождения Флегон в Древнем Риме изложил историю девушки, после смерти навещавшей возлюбленного. У Эсхила и Эврипида находим художественные интерпретации мифов о том, как человек мог лишиться загробной жизни, если был проклят (богами, родителем или кем-то, кому причинил зло). Когда начала господствовать греческая православная церковь - к этому добавилось поверье, что отлучение от церкви приводит к тем же последствиям. По мере христианизации славянских народов образ вернувшегося мертвеца слился с образом упыря(см.нахтцерер): если древнегреческий неупокоенный мертвец не был опасен и мог вернуться, чтобы завершить дела (максимум - отомстить), то более поздние вриколакасы могли и сожрать своих близких. Отличительной чертой таких существ считалось раздутое от крови и плоти тело, отчего в некоторых источниках ошибочно указывается, будто "вриколакас" переводится с греческого как "раздутый как барабан" или "натянутая на барабан кожа". Но судя по тому, что Пехов и ко вернули клану Вриколакос их волчьи шкуры, - они читали правильные источники, ауф
ВъесчиВъесчи - название для вампиров у народности кашубов в северной Польше. Въесчи мало отличались от нахтцереров (см.ниже). Считалось, что ребёнок, родившийся в "чепце" - с мембраной, покрывающей голову или лицо - обречён стать въесчи, особенно если "чепец" красный. Взрослея, такой ребёнок обычно отличался бурным нравом и красным цветом лица, перед смертью отказывался от причастия, а после смерти - восставал из могилы и нападал на своих близких. Чтобы остановить въесчи, прибегали к традиционным для встреч с нечистью уловкам: например, клали в могилу сеть (вампир будет вынужден расплести все узлы) либо мешочек с песком или зерном (вампир будет вынужден пересчитывать крупинки). Помимо легенд о въесчи, среди эмигрантов-кашубов встречались легенды о вупьи(опьи) - эти вампиры рождались с двумя зубами. И если превращения в въесчи ещё можно было как-то избежать, то превращения в вупьи - никак.
Почему у Пехова клан Вьесчи приобрёл латинское именование Негоциантов с привкусом итальянских городов-государств, а глава клана - имя в духе испанского конкистадора... Просто.не.спрашивайте
ДаханаварАрмения - первая страна, сделавшая христианство государственной религией, отчего дохристианского армянского фольклора осталось прискорбно мало, однако "вампир" нашёлся и здесь. В 1854 году барон Август фон Гакстгаузен, исследователь России и Кавказа, побывал в окрестностях горы Арарат и записал местную легенду о Даханаваре, защищавшем проход в долину через ущелье от чужаков (что выдаёт в нём скорее духа-покровителя местности, а никак не охотящегося мертвеца). Даханавар нападал на них спящих и выпивал кровь из стоп. Но однажды два человека перехитрили его: ложась спать, каждый положил ноги другому под голову. И вместо того, чтобы вцепиться в горло, Даханавар обиделся и ушёл.
Дирг-далеАнглийский исследователь оккультизма Огастес Монтегю Саммерс вскользь упоминает некоего "ирландского вампира дирг-дале", однако ирландские фольклористы никаких дирг-дале в собранных ими материалах не встретили. По-видимому, на Саммерса произвела впечатление сказка "Привидение, сосущее кровь", опубликованная Джереми Кёртином в 1882 году. А само слово "Dearg Dur", "Дурной красный" (у Пехова - Dearg-due, что, кажется, вообще не имеет смысла), возможно, имеет косвенное отношение к фейри - красным колпакам, которые подкрашивали свои колпаки кровью. Но, в отличие от красных шапок в C:tD, красные колпаки не столько сами агрессивно жрали всех подряд, сколько просто селились в местах, где проливалась кровь.
Откуда же пошло представление дирг-дале женщинами-вампиршами? - А в этом, вероятно, виноват Дадли Райт, магистр английской масонской ложи, в своей книжке "Вампиры и вампиризм" описавший женщину, заманивавшую жертв своей красотой и затем выпивавшую их кровь. Местом обитания женщины он указал башню Стронгбоу недалеко от города Уотерфорда на юге Ирландии. Монтегю Саммерс лично проверил эту информацию и убедился, что никакой башни Стронгбоу в окрестностях Уотерфорда нет, равно как и легенд о вампирах.
Таким образом, фигура "прекрасной и опасной ирландской вампирши дирг-дале" является целиком и полностью кабинетной мистификацией.
МормоликаиВ Древней Греции были известны как стриги (зловредные ночные духи-птицы, ассоциируемые с совами и, возможно, летучими мышами, а позже ведьмами), так и опасные женские духи, спутницы богини Гекаты, - ламии, мормолики и эмпусы (что было, скорее, разными обозначениями одного фольклорного явления). Лучше всего известен миф о ливийской королеве Ламии, очередной любовнице Зевса. Ревнивая Гера похитила детей, которых она родила от Зевса, отчего Ламия с горя удалилась в пещеру и мстила, похищая и пожирая человеческих детей. В конце концов она превратилась в чудовище с телом змеи или паука. Почти аналогичен миф о Мормо, который, вероятно, изначально был бесполым духом, но со временем превратился в сказочный образ чудовищной женщины, пожравшей своих детей. А эмпусы, должно быть, появились под влиянием еврейской мифологии, где женские духи ассоциируются с потомством Лилит, а осёл считается символом разврата: у эмпусы ослиные ноги (или одна ослиная нога, либо медная), и она может изменять свой облик, заманивая жертв. Образы ламии, мормолики и эмпусы сближаются с образами эриний (фурий).
Также считалось, что ламии и мормолики неспособны к "радостям физической любви"(тм) и оттого из зависти заманивают юношей и жрут их (а также потому, что они просто вкуснее)). Филострат в своей книге "Жизнь Аполлона" описывает, как Аполлон предостерегает своего ученика Мениппа, очарованного ламией: "Эти существа влюбляются, они подвержены восторгам Афродиты, - но особенно они ищут плоти человеческой и заманивают с таким восторгом тех, кого потом намереваются испробовать на своём празднике". Затем Аполлон сам выступает против ламии, и та признаётся, что привыкла питаться молодыми телами, поскольку "их кровь чиста и сильна".
...Да, мне более всего смешно с того, что мормоликаи слились в каноне Киндрэт с самым человеколюбивым кланом Даханавар
Нахтцерер и другиеВ северной Германии вампира называли нахтцерер - "ночной похититель". В южной Германии (Баварии) его называли блаутзаугер - "кровопийца, кровосос". В просторечии это слово было также ругательством - так что немудрено, что Миклош называет блаутзаугерами вампиров, которые ему не нравятся (то есть всех, кто не тхорнисхи)). Нахттотер ("ночной убийца") или нойнтотер ("убийца девяти") - уже литературные эпитеты, а "нахтцеррет" и "нахтриттер" - целиком пеховские придумки.
Немецкие вампиры ничем качественно не отличались от общеславянских (поскольку к Х веку славянская экспансия достигла реки Йетс, славянские и германские племена перемешались, перемешались и их мифы) - тех самых, которых мы знаем по украинскому слову "упырь". Да, в отличие от многих вышеупомянутых - эти вампиры действительно восстают из могил и жрут людей. "Кандидатами" в вампиры становились и "неправильно" умершие (прежде всего самоубийцы), и "неправильно" рождённые (с аномалиями - см.въесчи), а в Баварии (где особенно довлела церковь) - также и колдуны, и некрещёные. Считалось, что вампир в могиле сначала обгладывает сам себя (хоронили неглубоко и без гробов, так что до трупов добирались дикие звери). Также на вампиров списывали эпидемии: если семья или община подмастерьев целиком вымирала от болезни, то считалось, что первый умерший пришёл за остальными (отсюда общеславянское "носферату" от греческого nosoforos, "разносчик чумы"). И именно с упырями и блаутзаугерами связаны обычаи пригвождать трупы деревянными кольями и использовать чеснок в качестве оберега.
А откуда осы на гербе клана Нахтцеррет? - Могу предположить, что это отсылка к цитате из стокеровского "Дракулы": "Вампир не умирает, как пчела, после того как один раз ужалит. Он только крепнет; а делаясь сильнее, приобретает возможность творить ещё больше зла"(с). Осы, в отличие от пчёл, - как известно, могут жалить многократно
Итого мы видим, что в вампиры могут "записать" три разных категории мифических персонажей:
1) Низшие духи, которые людьми и не были никогда, как ламии;
2) Вполне живые колдуны и ведьмы, чья природа может быть ближе к сверхъестественным существам, нежели к людям;
3) И, наконец, люди, которые умерли и вернулись - как правило, уже не людьми. Вернувшиеся мертвецы, способные жить среди людей и даже сексуально активные, - родом из богатой цыганской мифологии, но об этом, пожалуй, не в этот раз
В общем, не тороплюсь с выводами, ещё дочитаю :3