Снившееся всякое (TW для инсектофобов)В ночь на понедельник пытался во сне доехать до Амарта и так и не доехал. Не то чтобы заблудился, как это чаще со мной бывает во сне, - подвело скорее время, чем пространство: я куда-то заезжал, где-то задерживался, ждал, когда уже наконец вечер и можно будет свалить и ехать дальше... так и не дождался.
Следующей ночью снилось много всего. Снилась игра про некую магическую школу, где я ходил с деревянным посохом, и какая-то магичка бросила вызов персонажке Дёгред. А дальше я смотрел эдакую кат-сцену, в которой эта магичка призвала огромного стихийного дракона, похожего на Двалина. Но проиграла в магической дуэли, потому что она всячески понукала своего дракона, чтобы он выдавал больше, ещё больше энергии, так что он быстро иссяк и выбился из сил. Затем - вроде как в пространстве того же сна - матушка презентовала мне подвал, похожий на подвал коттеджа Дружба, частично затопленный водой, и там ползали эдакие грязекрабы. Я присмотрелся и заметил, что крабы механические - в виде рамок с ножками, и у некоторых эти рамки прикрыты вместо панцирей какими-то картинками вроде вырезок из журналов. И только я хотел удивиться, зачем мне крабы, если они не живые, - как пригляделся ещё раз и увидел, что в воде плавают вполне живые рыбы. Затем сон вновь перенёсся наружу, где неидентифицируемые товарищи возились с каким-то раком и настойчиво предлагали мне им укуситься, говоря, что это не больно. Я протянул раку палец, и тот его действительно не укусил, а как бы засосал внутрь себя, - палец целиком погрузился в мякоть, это было на редкость неприятное ощущение. Я рефлекторно стряхнул рака, он шмякнулся на землю и пошёл как-то боком, скукоживаясь, так что мне сделалось неловко, что ему после удара о землю стало плохо и он может окочуриться.
После этого я вновь спустился в затопленный подвал, но там было темно. Я сел на надувную подушку, оттолкнулся от лестницы, доплыл до противоположной стены, чтобы щёлкнуть выключателем и включить свет, и тут осознал, что электричество отключено, чтобы затопленную проводку не закоротило. Тогда я включил фонарик на телефоне и посветил туда, где раньше были крабы. И увидел, что каким-то образом (хотя я дрейфовал на подушке!) вода оттуда пропала и рыбы, причём всякие огромные щуки-осетры, лежат себе на суше и ещё дышат. Несколько секунд я судорожно соображал, что перетаскивать их мне некуда, и где бы достать воду в таких объёмах, чтобы снова залить подвал, - но второй вариант казался более реализуемым, и я поспешил на поиски какого-нибудь пожарного шланга. Но когда я шёл вверх по лестнице, за мной увязалась гигантская пиявка, которую я во сне называл прилипалой, поскольку ротовое отверстие у неё было такое же, как у рыб-прилипал, но плавников не было. Она просто прыгала на хвосте со ступеньки на ступеньку, а я пытался от неё отмахнуться и отогнать, но она всё-таки в меня вцепилась. Я обеими руками начал отдирать её пасть от себя и на этом проснулся.
Прошлой ночью мне снилось сначала, что я захотел купить что-то вкусное (пончик?..) за 120 рублей. У меня была сторублёвая бумажка в кошельке (она и наяву есть)) и какая-то мелочь, и я был уверен, что этой мелочью 20 рублей наскребу. Но когда пришла пора расплачиваться и я начал копаться в кошельке, мне попадались сплошь коллекционные монетки. Кассирша ждала и поторапливала, отказаться от покупки я почему-то уже не мог, и далее начался абсурд. Я вывалил из кошелька буквально груду юбилейных и иностранных монет - наверное, всю свою коллекцию - и стал её перебирать, надеясь найти хоть что-нибудь, с чем я готов расстаться. Не найдя, я извлёк из рюкзака, словно в нём межпространственная дыра открылась, какое-то бешеное количество плюшевых игрушек и... кружек. И стал предлагать эти кружки кассирше, как продавец-челночник: может, ей вот эта понравится, может, она вон ту возьмёт?.. При этом там были и мои любимые кружки, и их я старался не предлагать. Но кассирша была непреклонна. Пришлось мне запихать игрушки и кружки обратно в рюкзак и решить-таки отдать пару мелких монеток, ценность которых могла быть сопоставима с двадцатью рублями. И сон закончился.
А потом снилось, что мне нужно уехать с дачи, а для этого нужно купить билет на автобус. Я пошёл за ним в кассу, касса оказалась почтовым отделением. Работавшая там красивая девушка с красивым именем Эльвира вежливо объяснила, что должна положить мой билет в конверт, но не может, потому что конверт бракованный, - и показала мне синий конверт с белой надписью "Почта вас пасёт" (по логике, случилась опечатка, но я понятия не имею, что могло подразумеваться: "Почта вас спасёт", что ли?)). Я так же вежливо сказал, что это не страшно, - не мог же я признаться в том, что мне на самом деле очень захотелось заполучить такой выдающийся конверт, прямо-таки коллекционный артефакт! Я же понимал, что Эльвира не хочет, чтобы фотки конверта попали в сеть. Но я проснулся, так и не узнав, как мы разрешили это противоречие - нашли ли для меня другой конверт или отдали билеты без конверта...Интервью: заканчиваетьсяЖурналист по-прежнему прекрасен. Человек, который дал вампиру сдачи, - боги, как он хорош, как мощны его лапищи
И попытки обвинить его в том, что он-де подвергает Луи риску и наживается на нём, до смешного нелепы. Луи САМ его пригласил, Луи полностью контролирует ситуацию - сам выбирает, о чём рассказать, о чём умолчать, о чём соврать, никто под дулом пистолета не заставляет его говорить. Луи даже мысли может читать, так что с одной стороны этой сделки всё предельно прозрачно, а с другой - нет вообще никаких гарантий. Это Дэниел рискует тем, что скучающий вампир после того, как выговорится, попросту уничтожит его записи (если он не пишет сразу в какое-нибудь облачное хранилище, - впрочем, до любых серверов можно добраться), а то и его самого сожрёт. И всё же Дэниел ведёт себя как человек, который уже видел в жизни всё и которому нечего терять, так что почему бы напоследок не провести репортаж из вампирского логова.
И по-своему прекрасна Клодия, которая раньше, чем Луи, поняла, с кем они имеют дело. Я всё думал, как в сериале обставят поворот сюжета с побегом от Лестата, ведь нам показывали "благополучную семью". Фильм оставил ощущение, что Лестат создал по своему подобию настолько удачного маленького монстра, что двум хищникам было не ужиться в одной берлоге, так что Клодия отобрала у него Луи как любимую игрушку и с ней в зубах свалила в пампасы. Но в сериале Клодия старше и за счёт этого опять же человечнее. Да, она социализировалась по книжкам, не имея возможности общаться со сверстниками, - но я тоже до довольно позднего возраста был изолирован от сверстников и социализировался только по книжкам, и это не помешало мне понять, что я нахожусь в ненормальном положении, и хотеть из него вырваться; вот и Клодии не помешало. Ей овер тридцать лет, а "родители" продолжают относиться к ней как к ребёнку, поскольку, считая кого-то недееспособным, даёшь себе право контролировать каждый его шаг, - и об этом я тоже знаю очень хорошо. У Клодии появляется отдельная от папаш жизнь, появляются свои секреты, - а Лестат не потерпит самостоятельности. И Клодия всё понимает, когда Лестат читает её дневник, а Луи стоит и ничего не делает, поскольку опции возразить Лестату у него не было предусмотрено. Понимает - и просто сбегает из дома, как обычный подросток, хотя на самом деле это жест уже взрослого человека (ок, вампира). И именно как взрослая личность Клодия возвращается за Луи, чтобы вытащить и его также из унизительного положения домохозяйки при Лестате, который позволяет себе всё, а тебе не позволит ничего. Жаль, что ей не сразу это удалось.
И есть что-то очень правильное в том, что в фильме Клодия первой, при содействии Луи, почти убивает Лестата, а в сериале сперва Лестат почти убивает их обоих. И только при угрозе жизни Клодии в Луи просыпается способность противостоять Лестату, хотя тот заведомо сильнее. Тут Клодия (и хотелось бы надеяться, что Луи также) может убедиться в том, что Лестату всегда было наплевать на их личности, желания и потребности, и что они были нужны ему, только пока были удобными и развлекали его, делая то, что он хотел. И что для него ничего не стоит их убить, раз они перестали удовлетворять его ожиданиям, и завести себе новые игрушки. Эпизод, в котором один персонаж держит другого за жабры над пропастью и вопрошает: "Что ж ты, тварь такая, не любишь меня так же сильно, как я тебя люблю", - почти настолько же заезжен, как эпизод про резню в церкви, но ровно настолько же уместен в этой истории. Просто невозможно проиллюстрировать лучше эту уверенность всякого психопата в том, что если живая кукла вдруг перестала говорить "ай лав ю", то нужно просто надавить на неё посильнее, это всегда же работало.
И Лестат уходит сам. Но даже не пытаясь извиниться - он ведь не чувствует себя в чём-то неправым, - а переключившись на попытки купить утраченное подарками в духе "посмотрите, как вам плохо без меня", пока Луи не сдался, оправдывая себя "вампирской связью". И всё возвращается на круги своя - Луи и Клодия снова в рабстве. Так Клодия и приходит к пониманию, что избавиться от Лестата возможно, только убив (но, увы, не к пониманию, что ничего не получится, если не выдавить Лестата из головы Луи). А мы можем видеть, что Лестат оставил свой отпечаток на них обоих: и на Клодии, которая и так-то была жестока, и на Луи, который обдумывает его убийство не как возможность освободиться от его влияния, а как возможность сделать его целиком "своим". Так Луи и убил его - не освободившись, а просто поменявшись с ним ролями, и краем сознания возможно ожидая, что теперь Лестат выживет и побудет жалким и зависимым от него. Жутковатая правда в том, что когда абьюзер вынуждает применять к нему его же методы - сначала контроль, затем насилие, - он побеждает тебя, а не ты его, и на то, чтобы вытравить этот отпечаток, могут пройти годы и десятилетия.
Но Луи имеет тенденцию к развитию, пусть и медленному, - и я начинаю верить, что к концу истории он всё же сумеет полностью сепарироваться от Лестата. И хотел бы я увидеть хотя бы одну зацепку, хотя бы один шанс для развития у самого Лестата, - но увы: похоже, для него точка невозврата уже пройдена (быть может, когда он сам стал жертвой маньяка в лице Магнуса). Из человеческого в нём - крайняя инфантильность, свойственная многим психопатам: он не держит слово, поступает назло, он капризен и истерит, когда с ним не хотят играть, - плюс нарциссизм и страх одиночества, опять же свойственный сотням антагонистов кроме него. Да и как тут не быть одиноким, когда меняться ты не хочешь, а игрушки так быстро ломаются: "маму съел, папу съел - сиротинушка"(с).
(Кстати, отдельно прекрасно в финале то, что фильмовый канон снова изящно выворачивается наизнанку: понимая, что рядом с ними живут двое затворников, которые буквально не стареют, люди... нет, не приходят с факелами и вилами, а мечтают попасть в этот закрытый клуб и причаститься источнику бессмертия. И это очень, очень верибельно. Средневековые люди - и вывезенные из африканских стран рабы - ещё мыслят в категориях "чужое, непонятное = опасное". Для городских людей и городского фольклора - сверхъестественное обладает притягательностью, и чем дальше, тем больше. Вон, Луи в воспоминаниях Дэниела об их первой встрече прямым текстом говорит "я вампир", оба смеются, но Дэниел испытывает любопытство, а не опасения. Скажи кто-нибудь "я вампир!" сейчас - и его затопчут фанаты, как в финале "Парфюмера".))
А плот-твист с Арманом хорош (сам Арман тоже красавчик, что и говорить) и оставляет, как ему и положено, больше вопросов, чем ответов. И главный из них - можно ли порадоваться за Луи, или же Арман, несмотря на возраст, при нём такая же домохозяйка, и Луи проецирует на него свои отношения с Лестатом, ставя на место Лестата себя?.. Ну, или есть ещё вариант, наиболее простой, - что Луи нашёл себе нового Лестата. Поживём-увидим. На Армана в книжном и фильмовом каноне намеренно не смотрю и смотреть не буду, здесь явно другая сказка. (Впрочем, предположение Дэниела про крымских татар внезапно makes sense.))Ну и в качестве краткого неспойлерного резюме. Сериал подарил вампирам секс, но не стоит искать в нём откровенных сцен или хотя бы эротики - их там нет: секс просто приблизил вампиров к людям, послужив ниточкой эмоциональной привязки. Также не стоит искать особенной кровавости: если фильм был эталонным триллером про чудовищ, убивавших как людей, так и себе подобных, всё глубже опускаясь на дно, - то сериал убийства не смакует, они происходят в основном за кадром, на периферии, вскользь, кроме последней серии. А что справедливо отмечают все критики - так это то, что сериал концентрируется на психологическом срезе созависимых отношений (и не то чтобы фильм их не показывал, - но сериал всё ещё хорош тем, что его герои могли бы и не быть вампирами). Середина сезона несколько затянута (она как бы усыпляет бдительность зрителя, элементами "семейной комедии" создавая иллюзию, что всё хорошо, - но мы же понимаем, что это лишь фасад), но начало и финал динамичны и положительно хороши. Не шедевр, но - спасибо авторам за то, что они сделали нечто своё, и при этом достаточно осмысленное и всегда актуальное. Будет любопытно дождаться следующего сезона.
А теперь буду смотреть Дом Дракона - чтобы понять, кем идти на бал к Аонэ

И по сеттингу я очень соскучился, и танцевать хочется, - Аонэ на свой день рождения делает просто идеальный подарок всем.
Вчера вспомнил, что Имболк, и вспомнил допить ванильное молоко от Alpro.
Обычно я завожу дома календари от породных групп помощи собакам (в минувшем году у меня висело даже два - с питостаффами и с риджбеками), но к началу этого года я подошёл настолько безденежным доном, что у меня не было средств на эти календари (да и шерстить группы во вконтаче не было ни времени, ни сил). Надо будет, что ли, хоть обычный какой-нибудь календарь со зверушками выбрать в Ашане или в книжном, а то окончательно перестану отслеживать даты. Да и глаз привык отдыхать на фотках там, где сейчас пустое место на стене.
Так или иначе, - Merry Imbolc. Blessed be! Колесо повернулось к весне.