Спасибо Аркадию за наводку: кто-то всё же приложил к Утэне "Вечную молодость". Она напрашивалась. (Желание сделать-таки игру по этой песне становится всё более навязчивым.))
Неизменно призываю всех, кто ещё не смотрел или не досмотрел это аниме, не читать спойлеры и сначала посмотреть, а потом приходить орать вместе со мной. Тут спойлеры о финале Утэны!
Пункт раз: Утэна. Как уже отметил Аркадий и я отмечу, Тэнзё - это та героиня, которая не задумывается и не задаёт вопросов. Если бы Утэна хоть на мгновение остановилась и спросила, ради чего это всё и куда её ведут, - она бы запуталась, как та сороконожка, и сбилась с пути. Но она не спрашивает - и она прекрасна в своей ясности и независимости. Пожалуй, только не осознавая, что ты всего лишь пешка в чужой игре, можно выйти в дамки, не тратя силы на сопротивление игроку, и сломать правила этой игры. Даже застукав Анфи и Акио вместе, Утэна не закатывает скандалов, а продолжает как будто плыть по течению, назначая Акио ещё одно свидание. Но ничто не способно изменить то, ради чего она сражается, - и это мне очень понятно и близко. Потому как вообще не важно, кого там любит тот или та, за кого ты можешь выйти на бой против всего мира.
Пункт два. Анфи. Совершенно прекрасно, как она трижды пытается остановить Утэну и уберечь её от выбранной ею доли. Когда собирается прыгать с башни, чтобы только история не пришла к своей развязке, - и признаётся во всём, но Утэну это не останавливает. Когда пронзает Утэну её же клинком - и когда говорит, что якобы девушка не годится в принцы, что есть очевидные пи#$@ж и провокация. И не так важно то, насколько Анфи совершает этот удар в спину по указке брата, - как то, что она в самом деле готова отказаться от того принца, которого она ждала всю свою вечность, только чтобы не использовать Утэну. И мне кажется, что законы этой сказки срабатывают ещё и поэтому: потому, что не только Утэна готова защищать Анфи несмотря ни на что, но и Анфи готова отпустить Утэну и не просить её о помощи.
И прекрасно, что Утэна проходит через три классических испытания в своей последней дуэли. Первое - искушение: Акио предлагает ей жить в замке в качестве принца и принцессы, "долго и счастливо" и далее по тексту, возможно проверяя, насколько её воля тверда. Но Утэна не забывает об Анфи - и это для меня, как для человека, который всегда ставит знак равенства между дружбой и любовью, также очень важно: конвенционная романтика и сексуальная инициация, которые предлагает Акио, не перевешивают для Утэны дружеских чувств к Анфи. Несмотря на то (а может, благодаря тому), что она даже не может вербализовать эти чувства: "Моя любовь не такая, она чиста... Хотя твоя тоже чиста". Вероятно, любовь друга может быть только односторонней. Второе испытание - обесценивание: Акио утверждает, что всё есть иллюзия, созданная его проектором, - и Арена, и Академия, и весь мир. Он выходит на уровень диалога демиурга с человеком: дескать, нет ничего кроме созданного мною, а значит, я всё контролирую и вообще бесполезно бросать мне вызов, так как это равносильно самоубийству. Но Утэну не останавливает и это. И третье испытание - мнимое предательство, когда Анфи делает вид, что жертва Утэны ей не нужна и всё было зря. И, пожалуй, это самое сложное испытание.
Третье. Акио. Похоже, он действительно выращивал из Утэны принца, чтобы выковать и закалить её меч, - а потом хотел переделать и переломать её в принцессу, чтобы этот меч вынуть из неё как из принцессы и убедить её в том, что он ей самой не нужен. Гениальная в своей простоте затея, вот только провалившаяся. Вполне допускаю, что когда-то, давая маленькой Утэне кольцо с печатью Розы, Акио ещё думал о том, как спасти свою сестру, - но со временем забыл об этом так же, как сама Утэна забыла, почему поклялась стать принцем. Но если Утэна осталась верна своей клятве и защищала Анфи, то Акио начал стремиться к силе ради силы, к власти ради власти. Думается мне, что Акио, когда не смог защитить свою сестру от тысяч мечей, будучи раненым и слабым, совершил типичную ошибку самооправдания, убедив себя в том, что Анфи просто НРАВИТСЯ жертвовать собой (идиот, она не страдать любит, а тебя любит, это разные вещи). И после этого - он мог бы её спасти, но уже не хотел. Он хотел снова стать принцем, каким был раньше, забыв о том, что принц - это тот, кто защищает. А Диос об этом помнил - потому и нисходил на Утэну каждый раз, когда она дралась на дуэли за Анфи.
Также я теперь допускаю, что Акио, приняв жертву сестры как должное (ей же НРАВИТСЯ!), и спать с ней начал по той же причине, а также для того, чтобы крепче привязать её к себе. И что свою функцию принца, дарящего сказку, он всё-таки продолжал исполнять и по инерции, и для того, чтобы манипулировать подпадающими под его чары людьми. Воистину Анфи сама
Интересно, что нашёл бы Акио за Вратами Розы, если бы сумел их открыть. Подозреваю, что ничего. Мало того, что Врата не открываются грубой силой (и вновь мне безмерно нравится тождественность метафор физиологичных - метафорам духовным), - но они не открываются ради себя, из эгоистических намерений. Тоже простая и эффективная на первый взгляд схема: пока ведьма берёт на себя всю боль, можно подойти к Вратам, - но она, опять же, не работает (и не исключено, что это была не первая попытка Акио завладеть мечом Диоса, и всё равно до него доходит). А Утэна искала и нашла за Вратами Анфи - и закрыла её собой от мечей, став принцем (привет "священному королю" Фрезера, который суть жертвоприношение себя, от Одина до Агнца). И это буквально все мои сюжетные кинки: протянуть руку и сказать "Я пришёл за тобой", - и рука, протянутая в ответ. Почти всё время в течение просмотра аниме я искренне боялся, что Утэне не удастся освободить Анфи - потому что невозможно освободить того, кто сам не хочет свободы и кто не верит тебе до конца. Но Утэне удалось. И хотя это казалось уже почти невероятным - Анфи вышла из игры. И будет искать принца-Утэну, который, как прежде Диос, рискует принадлежать всему миру.
Вышла, потому что Акио тоже п@#$дел - и есть мир за пределами его проекции, за кулисами театра теней, вне скорлупы яйца. И пусть, как в Доме, выход из Академии, из мира искусственного вечного детства и иллюзий, равносилен забвению как смерти, - эта смерть означает рождение для новой жизни. И отдельно красиво, что Акио остался играть в свои игрушки. Сможет ли он найти новую Невесту-Розу, готовую жертвовать собой ради него? - Думаю, да: Академия притягивает травматиков, и, возможно, стать ведьмой - акция не единичная. Но почему-то мне кажется, что Школьный Совет уже готов покинуть Академию следом за Анфи, хотя первой (вот что также невероятно!) вышла из Совета именно Нанами. Мне очень нравится, как накануне последней дуэли Утэна играет в бадминтон с Юри и Микой - и их разговоры полны самоиронии и свободы. Мика шутит про свою былую влюблённость в Анфи (на которую он проецировал желание вернуть себе музыку), Юри шутит про медальон - и видно, что их травмы остались в прошлом, им уже не больно. И им уже не нужно сражаться на арене, поскольку, в конечном итоге, боль и толкала их в дуэли.
И не меньше я рад за Тогу и Сайондзи, которые вновь сидят на том велосипеде, на котором ехали в тот день, когда нашли девочку-Утэну в гробу, - и, видимо, ни разу не катались вместе с того дня. Досмотрев, мы с Аркадием ещё немного поговорили о Сайондзи, - и он ведь в самом деле становится совершенно спокоен после того, как Тога возвращается к нему. Он дождался, теперь для него всё правильно, и Анфи больше не триггерит его как отражение его собственных несвободы и бессилия. Он приходит и ложится головой на колени Анфи, как бы говоря: ты принцесса и я принцесса, у нас разные стороны, но общая роль, мы тут для того, чтобы служить опорой. И если Акио и делает что-то хорошее - так это то, что он отпускает этих двоих. Без Тоги, пожалуй, ему тоже будет трудно. Но он обещал революцию - и он её получил.
(Заодно думается, что поначалу Анфи принадлежала Сайондзи потому, что выбрала его за ту же простоту и искренность, за которую потом выберет Утэну. Акио вполне справедливо упрекает Утэну в том, в чём она уже сама повинилась, - в том, что она долгое время любила не Анфи, а своё рыцарство, играя в дуэли и не замечая истинных страданий Невесты-ведьмы. Но ведь и Сайондзи с его дневником играл в отношения с Анфи - и в то же время вполне прямолинейно стремился обрести с её помощью нечто вечное, нечто, отнявшее у него друга. И смог бы Сайондзи защитить Тогу от Акио, как Утэна защитила от Акио Анфи?.. Может, и смог бы.)
И как же это аниме эстетично - хочется снобски ныть, что "так больше не снимают" (снимают, на самом деле, - просто по-другому). Перевёрнутый замок как перевёрнутая Башня. "Говорящее" оружие каждого из дуэлянтов. Цветовые решения.

Напоследок должен сказать, что всё больше новых канонов, с которыми я сталкиваюсь и которые становятся для меня значимыми, говорят о том, что нельзя сдаваться, даже если кажется, что ты низачем не нужен и вообще ошибка в сценарии. И как хотелось бы верить, что я в той сказке, в которой очутился, - нет, не главный герой, конечно, много чести, - а тот НПС, который сможет однажды заслонить главного героя собой от
Гоняю клип на "Покажи мне любовь" по кругу и ничего не могу с собой поделать. Похоже, секрет в том, что меня всегда завораживают стихи в частности и тексты в целом, когда в них есть троекратное (или меньше, или больше) повторение, как заклинание.
Королевские соколы (тоже спойлеры!)Продолжаю орать с отношения ГГ к Мартину, потерпите.
Улыбка и взгляд Мартина "с самого начала были лживыми, как и всё прочее"(с). Что прочее? В каком месте он тебе лгал? о_О
Элмерик сомневается, что Мартин "не ведает, что творит. Всё он ведает. И играет по своим правилам"(с). Что творит? о_О
"Тот просто втирался в доверие и лгал, преследуя свои низменные цели"(с). Какие цели? о_О
И Брендалин пользуется всё тем же беспроигрышным аргументом: "Мне было очень страшно С ЭТИМ". "Этот" - это Мартин, да. И ладно Элмерик - влюблённый дурак, - но почему остальные-то, кроме Орсона, верят в эту ересь?.. Когда окажется-таки, что Брендалин и есть подменыш, я скажу "А я говори-ил", хотя троп "герой влюбляется в девушку, а она оказывается ведьмой и он сам её сожжёт" уже достаточно заезжен. Впрочем, а какой ещё использовать, чтобы не дать герою жениться и остепениться?.. Вот за что ещё не люблю классические фэнтезийные и прочие приключенческие сюжеты: на женитьбе все приключения героя заканчиваются, ну или до тех пор, пока он не овдовеет. Возможно, из-за этого стереотипа люди на играх и боятся как огня брачных уз для своих персонажей - хотя на самом деле, если по любви, оные узы никого не ограничивают. Я бы охотно посмотрел на сюжет, в котором, к примеру, чародей и чародейка в первом же томе дают брачные обеты и дальше приключаются вместе. Хотя Элмерик и Брендалин как будто забыли, что
А касательно подозрений о Мартине-подменыше Аркадий напомнил мне, что как минимум первые три книжки ГП (я не читал, только фильмы смотрел) построены на схожих интригах: "Снейп хочет меня убить", "Хагрид хочет открыть Тайную комнату", "Сириус Блэк вышел из Азкабана и убьёт меня". Правда, сдаётся мне, что в этих случаях подозрения не были безосновательными: Снейп по крайней мере придирался к Гарри, Хагрид один раз в прошлом уже обвинялся в открытии Комнаты, а в то, что (если я правильно помню) Сириус выдал местонахождение Джеймса и Лили Волдеморту, верил даже Люпин. И теперь я никогда уже не узнаю: если бы я читал ГП, я бы так же орал от тупости героев, или всё-таки в детстве читатель более доверчив и ему проще разделять их паранойю?..
Второе. Элмерик пишет донос в Гильдию на Джеримэйна, который когда-то был членом банды. Ыыы, как же это противно, особенно по нынешним временам

После этого Соколята совершают некоторое количество глупостей - добавляют в пирог того самого мака, чтобы усыпить Мартина (в результате пирога наелся Орсон, которого никто не предупредил, чтобы он не сдал, - а могли бы и насмерть отравить...), и Элмерик с Джеримейном пробираются в хранилище оружия. Разумеется, наставник их застукал (эти наставники вообще гениально подталкивают учеников к... практическим работам: сначала рассказать, что где-то тут подменыш, потом сделать вид, что уехал с Мельницы, а на самом деле не уехать... и кто после этого манипулирует Соколятами, Мартин или всё-таки их собственные учителя?). И Джеримэйн, ничего не знающий о доносе, выгораживает Элмерика, говоря, что тот ни о чём не знал и ни в чём не виноват. И вообще ведёт себя с ним как с другом, поддерживая и подбадривая. А Элмерик, когда наставник спрашивает, не хочет ли он добавить что-то к словам его друга, думает только о том, что Джеримэйн ему не друг. И вот если, дорогой Элмерик, за Джеримэйном действительно придут из Гильдии - ты после всего этого будешь стоять и смотреть? По-прежнему ничего не жмёт?..

И по-прежнему ненависть Элмерика к Джеримейну выражается в махровом шовинизме - "мало вас, низкорождённых, в детстве лупят"(с). Да, потом он устыдился, узнав, что Джеримэйна действительно избивали в детстве, - но... а вот если бы не узнал, то и не устыдился бы, типа окнорм?.. И вообще странно, что Элмерик, так гордящийся тем, что пять лет зарабатывал себе на жизнь как бард (то есть бродил по всей стране, ночевал где попало, вот это всё), впервые узнал о том, что мужья могут бить жён, а отцы - детей, от Джеримэйна. Словно все эти пять лет были в хрустальной теплице.
И вообще у Элмерика какой-то пунктик на том, что все врут(тм). Он и Джеримэйна называет про себя лгуном, хотя тот, повторюсь, о своём прошлом честно рассказывал и не выдавал себя за кого-то другого. Сам Джеримэйн выразился очень верно: Элмерик всех судит по себе и хочет, чтобы все были на его стороне (поэтому, когда Джеримэйн его хвалит, - сразу испытывает благосклонное "может же, если хочет"), а когда кто-то не оправдывает его ожиданий - начинает ныть. И это ещё очень мягкая характеристика.
Дойти посмотреть-почитать летнюю ФБ после её окончания - лучше, чем никогда, тем паче что сходившая на игру команда Тайны Заброшенного Замка - это же просто праздник какой-то: додали, и с горочкой. Серебряная трава не ржавеет, Кау-Рук/Ильсор - тоже. С авторского позволения утаскиваю иллюстрации к текстам - очень классная, прямо-таки книжная графика. Ворнинг: NSFW, но кат уменьшает радость(с)



(с)Zhalo / инстаграм
@темы: кина не будет, електричество кончилось, радио Marcus FM, майор гром и все-все-все, фанарт и иллюстрации, моя прописка азкабан, серебряная трава, чукча читатель
Mark Cain, ты так описываешь Утэну что аж пересмотреть захотелось!
А почему бы не пересмотреть! мне самому уже сейчас пересматривать хочется