Приехал сегодняшним (пятничным сиречь) вечером к Дугласу на настолку. Ожидал, что зван не я один, ибо редкие настолки играются вдвоём, но оказалось, что это именно такой случай, и даже более того: первый сюжет Дуглас прошёл в одиночку. Итак, что же это за Предназначение такое?..
Игра позиционирует себя как DnD на минималках, когда компьютерная программа берёт на себя роль ДМа. На деле она больше похожа на простенькую компьютерную игру, у которой графика вынесена в реал, то есть в игровое поле и фишки.
Далее об игре
С графики, то есть с материально-визуальной составляющей, и начнём. На крепкую четвёрку: это не живописный шедевр, как Серп, и симпатичных ребят с оригинальным дизайном, как в Викингах, тоже ждать не приходится. Имеется годно прорисованная карта, складывающаяся из отдельных квадратов, и весьма детальные миниатюры - игровых персонажей, НПС и боссов. Плюс: карта не занимает много места, хватает столика стандартного размера. Минус: и карта, и миниатюры очень уж мелкие, приходится вглядываться, чтобы опознать, что где и кто есть кто. Зато на картонных планшетах для игроков с деревянными маркерами не сэкономили - служить будут долго.
Теперь о механике. У игры несколько сюжетов (все, кроме первого, взаимосвязаны и проходятся последовательно), игрок выбирает одного из трёх персонажей. У каждого персонажа есть то самое предназначение - цель, которой можно достичь двумя способами - и три характеристики: сила, ловкость и интеллект. Их применение интуитивно понятно, что приятно - я мог играть, вовсе не читая правил и даже не заглядывая в них: кидаешь кубик, считаешь количество успехов. А далее в игру вступает компьютерная программа. Именно в ней, на экране, нужно кликнуть по локации, куда отправляется персонаж, затем кликать по тем вариантам действий, которые предлагаются в этой локации, и в ней же вбивать количество выкинутых успехов и получать результат. Результат сообщает, что ты получил (предметы, деньги, опыт, расходуемый на повышение характеристик) или потерял (характеристики могут уменьшаться). Для применения предмета требуется поднести к камере карточку с QR-кодом; ещё можно спрашивать НПС о свойствах предметов или о своём предназначении (сиречь получать подсказки) - также сканируя QR-коды. Да, в результате ты большую часть времени взаимодействуешь с компьютером, - и вот что примечательно: это не делает игру более вариативной. Если в Аркхэме карточки приключений обеспечивают широкий рандом, то здесь действия в каждой локации ограничены несколькими опциями. Некоторые опции одноразовые: если один игрок уже получил что-то в локации, другой уже не получит то же самое (что добавляет реалистичности). По ходу игры локации могут закрываться, а НПС и боссы - перемещаться.
Что до возможности ролеплея, то здесь она сильно ниже, чем в Аркхэме, и прежде всего благодаря метагейму: информация, которую получает один игрок, тут же становится известна и другому. Первый игрок открывает фрагмент карты (карточка с изображением тумана, аки город И, переворачивается "ясной" стороной) - и второй игрок теперь знает, какие локации и НПС находятся на этом фрагменте. Первый игрок заходит в локацию - и второй игрок теперь знает, что от этой локации ожидать (и что ему туда надо). Первый игрок взаимодействует с НПС или боссом... ну, вы поняли. Игроки не могут не пользоваться всей доступной информацией для победы, но невозможно обосновать изнутри мира игры, как эта информация приходит к их персонажам, ведь это игра player VS player: мы преследуем противоположные цели. К примеру, я узнаю, что на священное дерево нужно залезть при помощи верёвки, - но пока я трачу ход на её покупку, Дуглас успевает воспользоваться верёвкой раньше меня и завладевает нужным мне квестовым предметом, т.к. я спалил особенность дерева своим предыдущим ходом. В результате целиком сосредотачиваешься на игровых задачах, зачастую с трудом подводя под них логику персонажа.
Итого, из-за малой вариативности - если ты кликнул на локацию или НПС, ты изучил их раз и навсегда - игра становится фактически одноразовой. Дважды проходить один и тот же сюжет можно двумя способами: либо преследовать ту же цель, что и в первый раз, но, уже зная подводные камни, достичь её идеально и гарантированно выиграть (но какой в этом кайф?..), либо сознательно выбрать другую цель того же персонажа/совсем другого персонажа и пойти исследовать те части карты, до которых не дошёл при первом прохождении. Но у второго способа тоже есть недостаток: в начале проходить по знакомым тропкам всё равно придётся. И знаете, на что это похоже? На визуальную новеллу, сюжет которой ветвится, но... сохраниться нельзя, поэтому желающий взглянуть на альтернативную концовку должен вновь проходить её с первой сцены. Найдётся ли кто-нибудь, у кого хватит терпения таким образом открыть все концовки?..Вывод: наверное, я ставлю слишком высокую планку и любая игра будет уступать в сравнении с Аркхэмом, но - я не берусь советовать потратить деньги на эту коробку, а не на полноценную компьютерную игру (даром что игры наверняка дешевле). Впрочем, удовольствие (когда проходишь впервые) получаешь несомненно - и от исследования мира, и от успешно выполненных задач (правда, мне отвратительно не везло на кубиках), и от соревновательного элемента.
Я выбрал персонажа-дровосека (почему-то постоянно хотелось назвать его кузнецом, это всё шийские форточки)), Дуглас - монашку
![:gigi:](/picture/1134.gif)
А сюжет у нас был про нашествие крыс, отчего за моей спиной периодически раздавался ор мандрагор от Мэгги. Когда проснулись и начали шуршать крысы, выглядывая из открытой клетки, им мы тоже позволили присоединиться в качестве наблюдателей, выпустив на диван, где они и шуршали, время от времени взбираясь мне на плечо. Грошик после кастрации больше не ест людей, и его можно чесать!
![:inlove:](/picture/1178.gif)
Выбору дровосека я рад, поскольку у него было предназначение про возвращение старых языческих богов, чтобы порядок навели, - с очень красивым финалом. Даже жаль, что досмотреть этот финал до конца я не смог - Дуглас открыл свой финал немного раньше и успел выиграть до того, как я мог бы закончить ритуал. Достигалась моя цель двумя путями: завалить трёх бесов (которые с новым богом пришли, а не от старых остались) или пробудить два святилища ритуальными предметами. Ни одного святилища за всё время игры я так и не нашёл...
Далее отчёт скорее игроцкий
Куда мог первым делом отправиться дровосек? - Конечно, в лес. Посетил ведьму, затем пошёл к волшебному пруду, шуганул топором охранявшего его волка и увидел на дне идола. С двух попыток нырнуть за идолом не получилось (зато из пруда добывалась вода, почему-то святая, а не живая, дававшая переброс кубов) и решил вернуться, когда прокачается ловкость.
Сходил в поле, поскольку ведьма намекала на стоящий в поле камень. Увидел в тумане призрака древнего воина, но последовать за ним не хватило интеллекта. Поспал в стоге сена - не отдохнул, зато увидел сон про "всё горит" и прокачал интеллект.
Тем временем монашка, чьей целью, как позже выяснилось, был сбор последователей (ещё один метагейм: когда ты выполняешь первый же пункт предназначения, игра тебя с этим поздравляет на мониторе, отчего соигроку становится очевидна твоя цель), обежала некоторое количество НПС, всем помогла и столкнулась с роем крыс в садах, внутри которого был бес. Я сдуру полез на этого беса, но не прошёл сквозь крыс дважды. Примечательно, что когда тебя кусают крысы, у тебя повышается опыт
Пришлось и этого беса отложить на потом и направиться в монастырь, благо кто-то из НПС на колокольню тоже намекал.
В монастыре обнаружилась жалующаяся на крыс садовница. Попытался поймать бродячую собаку (неведомо зачем) - долго за ней бегал, не поймал
И сунулся к колокольне. Бес скинул на меня сверху бутылку бухла, заменяющую прокидывание десятки на интеллект. Но дверь колокольни я также вскрыть не смог. Заметив, что монашка столкнулась с третьим бесом на водяной мельнице (в самом деле, а что ещё я рассчитывал встретить в игре, садясь играть с Мастером)), на пути к которому не нужно было через что-либо продираться, я решил начать с него. Пришёл на мельницу, сломал колесо, бес утонул, а дровосек, злорадно хохоча, подобрал его лиру в качестве трофея.
Набравшись силушки, я вернулся на колокольню, вскрыл дверь и поднялся к бесу. Этот бес побеждался на интеллекте - то есть, по сути, скинув бутылку, он сам обеспечил победу над ним
По игре, дровосек позвонил в колокол, бес упал и разбился (не самый умный бес - засесть на колокольне, боясь колокольного звона, ага). А ведь можно было дать игроку несколько вариантов действия на выбор, чтобы он реально использовал смекалку, а не только кубик, эх... С этого беса дровосек взял клык. И после второго убитого беса крысы сожрали епископа (что как бы намекает на связь церковников с бесами?..). Оставался третий и последний - и надо было сразу на него идти, а я протупил и потерял время на закрытии гештальтов.
Ещё одна нереалистичность игры: некоторые вещи в ней одноразовые, например... топор. Об дверь колокольни он закончился, и я остался без оружия - и без денег. А деньги в этой игре добываются как-то очень, очень туго. Вернее, они быстро добылись монашкой, бравшейся за оказание услуг населению (помахала молотом за кузнеца, провела дератизацию подвала вдовы...), но где она деньги взяла, там уже не осталось. Итак, я сперва сходил к пруду и нырнул-таки успешно за идолом (моим первым и последним ритуальным предметом), после чего пруд перестал давать святую воду. Затем вернулся к призраку воина и дошёл-таки с ним до древнего монолита (подозреваю, что там и скрывалось святилище), но вновь не прокинул интеллект, чтобы понять, что от меня хотят. А после решил сходить к священному дереву в надежде на лут.
Как я уже упоминал выше, на дерево нужно было залезть, и я потратил ход, чтобы посетить торговца, продать святую воду и купить верёвку. А пока я торговал, на дерево залезла монашка и достала волшебный цветок (второй ритуальный предмет). Её альтернативной целью было уничтожение ("очищение") таких артефактов, но она не пошла по этому пути и попросту продала цветок. Таким образом мной было выполнено несколько почти бесполезных для меня ходов (пруд, призрак, дерево, верёвка). Правда, дерево можно было также ограбить - унести подношения, а у меня по-прежнему не было денег. Но... я не смог этого сделать
И даже не потому, что где-то там в компьютерную программу вшит загадочный параметр репутации, который неизвестно на что влияет. А из-за чёртовой персонажной логики. Он язычник, он верит в это дерево - и попросту не мог украсть деньги, которые жертвовали этому дереву люди.
Только один раз язычество принесло дровосеку игровую пользу: он посетил памятный камень павшим воинам на берегу реки, и когда отдал ему дань уважения (это, к счастью, не требовало ни денег, ни бросков кубов) - получил доспех, нивелирующий урон. Теперь можно было не бояться быть покусанным крысами, хотя на деле урон и так нивелировался получением опыта: следите за руками - урон даёт минус один в параметре силы, полученный при этом опыт даёт плюс два в любых параметрах (и ты можешь тут же компенсировать потерянную силу одним пунктом). Впрочем, лира, клык и идол также оказались полезны (первая восстанавливала дополнительный куб при пребывании в одной локации дольше хода, второй давал плюс два опыта при достижении максимального параметра, третий восстанавливал дополнительный куб при использовании в броске всех трёх).
Пришлось потратить ещё один ход, чтобы продать ставшую бесполезной верёвку ("помоюсь - и в горы", ага) и купить новый топор, - и со всем этим обвесом я пошёл на беса в рое крыс. Через рой - не с первой попытки - пробился, беса завалил, меня поздравили с третьей и последней жертвой. Рой после этого начал шествие по карте, сжирая одну локацию за другой, - правда, это было уже наименьшей проблемой, поскольку монашка к этому времени также собрала троих последователей, привела их в часовню и начала крестный ход, и магазины позакрывались (вовремя я купил топор: походу, магазины были единственным источником оружия).
Мы с Дугласом оба очень рано - недостаточно подготовившись - открыли свои финалы, а когда финал открываешь, из него уже не выйти, чтобы что-то добыть и войти обратно. Так, Дуглас не докачал интеллект и потому потерял то ли двух, то ли всех последователей (впрочем, возможно, они погибли бы в любом случае, в качестве "испытания веры", - никто не обещал, что снизошедший к монашке ангел будет добрым, а не светлым). А мой финал был на заброшенной сторожевой башне (кто-то из НПС упоминал, что под ней спит старый бог), и во время ритуала у меня погас огонь. А ведь НПС-сказитель намекал, что в конце нам понадобится огонь, - вот что мне мешало купить факел!.. Отсутствие денег мешало, да. В общем, разжечь огонь на ловкости у меня не получилось (в финальных прокидках не хватало даже трёх успехов), внутрь моего защитного круга проникли крысы, и на этом моя игра и закончилась. Когда ангел прогнал крыс и бесов (если бесы ещё оставались), а монашку объявили святой, - дровосек увёл часть людей в глушь, подальше от церквей и колоколов. Интересно, конечно, что в игре будет дальше...
Вывод на будущее: идеальный способ прохождения - это походить по НПС, пособирать деньги и подсказки (совсем в идеале - записывать, что полезного услышал!); на мелких заданиях и боссах прокачать навыки (причём равномерно, ибо нужны они все), получить квестовые и просто полезные предметы; до начала последних ходов - закупиться всем необходимым, и только тогда смело выносить крупных боссов и идти в финал. Не застревать на том, что пока не по зубам, и не торопиться (но и не забывать о том, что тебя всегда могут опередить).Спасибо Дугласу за интересный игровой опыт!
![:friend2:](/picture/1363.gif)
Буду рад продолжать линию сюжетов. Где-то впереди маячит главный босс всей игры (самая здоровенная миниатюра) - ангел смерти (почему-то со скорпионьим хвостом; впрочем, крысиный король на миниатюре похож на минотавра, а у ангела две пары крыльев и отчётливо видный бюст). И, конечно, я не жду от игры глубокого лора, но всё же любопытно, как будет обосновано то, что у каждого персонажа своя правда (очевидно, что и победа христианки, и победа язычника приводили бы к изгнанию крыс и бесов, то есть либо мы боремся против некой третьей стороны, либо одна из сторон всё-таки связана с бесами сильнее другой и способна скорее управлять ими, нежели уничтожать). Возможно, что и никак
![:gigi:](/picture/1134.gif)
А Аркхэм, если все карточки лежат по отдельным пакетикам и если никому не нужно объяснять правила, очень быстро раскладывается, особенно когда этим заняты больше одного человека. улики раскидали, игрокам выдали их мозги-сердца-деньги-предметы, перетасовали приключения - и вперёд. игра всё-таки стоит того, чтобы потратить немного времени на обустройство стопок карточек вокруг поля.)
Оффтоп: читать дальше
О, я бы тоже! очень жаль, что это так не работает))
выложили трейлер мультфильма "The Amazing Maurice"
Ага, я видел, выглядит вполне мило. особых откровений не жду, но может получиться задорно.
Опочтарение тоже люблю. и Санта-Хрякуса.
Ага, ага, выкапывайся и приходи.