На прошлой неделе я узнал от матушки, что в ДК Зодчие у нас под боком проводятся кинопоказы в рамках Нуреевских сезонов (
расписание туть). Звать с собой не рискнул - это я, если фильм окажется бредом, могу пешком домой уйти, а перед тем, кто издалека приедет, будет в таком случае неловко. Пришёл пораньше, побродил по буккроссингу. В ДК ещё работает итальянское "Z кафе" - вот ведь не повезло ребятам с названием... открылись-то в 2019-м.
А первые Нуреевские сезоны - в Уфе, Казани и Москве - организовали в 2018-м, по случаю юбилея: тогда исполнилось 80 лет со дня рождения Нуреева. В 2023-м году будет следующая круглая дата - 85. И вот что самое грустное: в рамках фестиваля лично знавшие Нуреева люди из Италии могли встретиться с лично знавшими Нуреева людьми из России - и с публикой также. Но не встретятся из-за прекращения авиасообщения. Люди, пережившие один железный занавес, дожили до следующего. Тьфу

Перед показом представитель татарского культурного центра толкнул длинную телегу. Я слушал вполуха - всё это стандартное "гений, какого не рождалось до и не родится после, бог, постичь которого так же невозможно, как время и пространство"... И к чему все эти эпитеты - человеку?

Пусть преисполненному страсти к своему делу, но всё равно человеку. Так быстро взлетевшему из нищего в принцы, что во многом оставшемуся мальчишкой со всеми вытекающими недостатками. Неужели человека с недостатками сложнее любить, чем вымышленное божество...
Поскольку я уже видел все документальные фильмы, упомянутые в Википедии, я шёл смотреть нечто под названием "Рудольф Нуреев. Неукротимый гений" (не путать с "Мятежным демоном" Маловой) некоего Дмитрия Болижевского, 2016 года производства.
Впечатления?Первые же кадры с мрачными фильтрами и замогильным закадровым голосом - всё в стиле криминальных хроник из девяностых - заставили меня подумать, что это какая-то постмодернистская шутка, вроде сериала Лапенко. Увы, это была не шутка - и лексика диктора была такая же, как у Журналиста и его коллег
Я не прислушивался и воспринимал этот речевой поток как белый шум, но изредка всё-таки выхватывал из него очередной сказанный со звериной серьёзностью штамп вроде "невероятно, но факт!" или "но нельзя запретить дышать!"... И как же я не люблю, когда такими же штампами повествуют, о чём герой якобы думал или говорил в личных беседах. Откуда вы знаете, о чём он думал? Вы, блин, документалка, а не художка, - вот и не додумывайте, что если герой говорил с девушкой, так непременно о своём детстве.
Откровенно говоря, документалка - любительская, на уровне, максимум, студенческого диплома. Использует документальные кадры с ютуба (чего не скрывает), ничего нового не сообщает - просто складывает кусочки уже имеющегося. В промежутках между этими кусочками зачем-то показывают актёра-танцора, который изображает Нуреева, бродя по современным Питеру и Парижу в одежде современного хипстера. Эдакое модерн-AU, но не несущее никакой смысловой нагрузки. (Вот почему косплееры могут снять какую-нибудь семнашку или Древний Китай, а тут не заморочились подобрать такой прикид и такой уголок города, чтобы передать атмосферу не таких уж далёких восьмидесятых, - вместо того, чтобы ловить в кадр какого-то туриста, лапающего девушку за задницу?..)
Чем эта документалка ценна - так это говорящими головами современников Нуреева, вспоминающих о нём. И пофиг, что аудиодорожка их речи не совпадает с движениями их губ
Пара журналистов, которые когда-то попали на выступление Нуреева и не остались прежними, пара балерин, с ним работавших, и та самая девушка, которую за дружбу с ним исключили из института. Великолепная Элизабет Платель, прошедшая путь из "плеяды Нуреева" до поста нынешней директрисы Балетной школы Парижской Оперы, в свои 62 выглядит максимум на 45. Смотреть на этих людей почему-то очень приятно.
Но очень уж педалируется - многократным повторением - тема, как Нуреева рвало на родину(тм). Да, не спорю, это трагедия - когда его матери не позволяли вылететь к нему, рассчитывая на то, что он не выдержит и вернётся, а он понимал, что как только вернётся, его сразу же уничтожат. Когда в конце концов ему дали всего три дня на то, чтобы проститься с ней, уже умирающей и не поверившей в то, что сын ей не мерещится. Но - почему для того, чтобы снять о человеке фильм, он непременно должен быть "патриотом"?.. Тем паче что патриотом СССР Нуреев точно не был. Русского балета - да, но я не уверен, что относительно балета, во-первых, уместно понятие патриотизма, а во-вторых, что этот балет настолько уж русский. Даром что кумир Нуреева, Петипа, всё-таки был французом.
Спасибо и на том, что фильм не пытается обожествлять Нуреева и честно говорит о его невыносимом характере. Одна из говорящих голов подаёт короткую реплику о том, что у Нуреева "было трое любовников", даже не называя имён (видимо, имеются в виду Эрик Брюн, Уоллас Поттс и Роберт Трэйси), - но, окей, можно списать на то, что фильм "не об этом" (хотя с гордой маркировкой 12+). Но автор даже стыдливо не произносит вслух причину смерти Рудольфа
"Узнал, что смертельно болен..." - вот и всё упоминание. Зритель может решить, что речь об онкологии, например. При том, что эта трагедия уже не частная: появление в мире ВИЧ стало трагедией целого поколения, столкнувшегося с эпидемией болезни, факторы риска которой даже не сразу были определены. В условиях эпидемии ты не просто умираешь - перед этим ты видишь, как умирают твои друзья и знакомые. И это тоже часть биографии Нуреева.
...Ну да ладно. Фильм предварялся анонсами других документалок, которые выйдут в 2023-м, - наверняка они будут такими же любительскими, но всё равно любопытно будет посмотреть. Вторым фильмом кинопоказа была короткометражка "Встреча" Булата Юсупова (2013г.) - о том, как в 1977 году принцесса Иордании Дина бинт Абдул-Хамид (её имя в аннотации чутка переврали и назвали её королевой) прибыла с официальным визитом в Уфу, чтобы тайно встретиться с матерью Нуреева и передать ей весточку от сына. На этот фильм я уже не остался - может, как-нибудь потом найду и посмотрю.Третья сторона зеркалаПо традиции пишу о книжке в первый раз, перевалив за первую сотню страниц. Немалым было моё удивление, когда я осознал, что главный герой (также с повествованием от первого лица) - НЕ Джерон
Хотя различий между ними так мало, что поначалу я подозревал, что это всё тот же старый знакомый, просто осевший под другим именем на несколько лет в том городе, куда направлялся в конце прошлой книжки (и даже женившийся - с кем не бывает)). Однако упоминание о родителях убедило меня в том, что Рэйден - новое лицо новой истории, и именно поэтому книжка лишена вступления о "предыдущих сериях" и привычных примечаний. Что ж - это не повод пропускать этот том! Другой край того же мира - тоже интересно.
...Но, во-первых, Рэйден покуда проигрывает Джерону по глубине и по масштабам личных проблем. Суперспособность в тягость? - Не ново. Все вокруг тычут тебя носом в то, что ты зря рискнул своей сверхценной жизнью, спасая старушку из огня? - Тоже знакомо. Любимая женщина приревновала к тому, что ты дрочишь в реке (простите, не могу воспринимать это серьёзно))? - Мне бы твои проблемы, Николай(тм)! И на увлекательный сюжет этот букет не тянет. Ну, сочтём за экспозицию.
Во-вторых, этот самый край мира как-то неубедителен. Следим за руками: питьевая вода в городе вызывает у некоторых людей безумие. Местные со временем приспособились, а беженцев стали отлавливать и поначалу уничтожали. Вопрос номер раз: зачем уничтожать, если можно выслать за пределы города? Остальным государствам нигде не жало, что их сосед убивает людей?.. Ок, спишем на то, что нет никакого "за пределами", с одной стороны море, с другой горы. Но потом беженцев начали пристраивать в добрые руки в качестве "слуг" (а по сути рабов - что добру пропадать?), а если они сходили с ума от водички - их забирали в приют для умалишённых. Вопрос номер два: и почему при всём при этом в город продолжают приплывать нелегалы? Каким мёдом им намазано именно там? Спишем на отсутствие информирования вовне - хотя такой "Гондолин", откуда не возвращаются, может выглядеть подозрительно.
Но - вот в город переезжает со всей семьёй мастер по дереву. И если сдать "под опеку" в рабство можно ребёнка-беспризорника, которому явно больше некуда возвращаться, - то взрослого мастера так просто не сдашь. И какое решение принимает мастер, когда узнаёт, что у него имеется предрасположенность сойти с ума от местной воды? - Заработать семье на жизнь, пока не появились первые признаки сумасшествия, и окончить дни в психушке. То есть, ну, это не смертельный диагноз, не пьёшь воду - не сходишь с ума. Можно было бы несколько дней перекантоваться на других напитках (соки, молоко) - и свалить на первом же корабле. Даже если прежний дом продан - ну и что, когда ты взрослый мужик, да ещё и владеющий ремеслом? Заработал бы, обустроился - а там и семью бы вывез. Неужели временная разлука - хуже, чем безвозвратно пожертвовать жизнью ради того, чтобы жена и дети остались в чудо-городе навсегда?..
...Да, не могу этого понять. Я боюсь безумия и не согласился бы добровольно съезжать с катушек, только если бы не шла речь о жизни и смерти близкого. А Иванова так легко, почти с юмором пишет об этих сумасшедших-"дурках", как будто их сломанные жизни - и не трагедия вовсе. Нет, я успел заметить, что она в целом не склонна нагнетать и пишет о п#@це ровно, без надрыва и слезовыжимания. Но - в тех случаях, когда п#@ц происходит с героем, и тот его рефлексирует. А когда герой воспринимает беды окружающих - обычно всё-таки заметно, что это именно беды, с которыми сложно мириться. Может, конечно, что-то ещё и изменится...
В целом - пока у меня есть стойкое ощущение, что Иванова начала сочинять историю Рэйдена если не раньше, чем историю Джерона, то раньше, чем третий-четвёртый тома о нём. Либо это её способ отдохнуть. Впрочем, опять же, - посмотрим, что будет дальше.
Legend of Vox MachinaВокс-Машину я давно собирался посмотреть по наводке Берканы, и пролоббировал наконец просмотр, когда Птаха отказалась смотреть дальше более свежий сезон Law&Order и вернулась к первым сезонам. А это не смог вывозить уже я - слишком оно мрачное: все эти педофилы, садисты... Понимаю, что такие сюжеты, должно быть, ближе к реальной работе полицейских спецотдела - и насколько же железные нервы должны быть у таких людей! - но у меня-то нервы не железные...
Итак, Vox Machina чертовски духоподъёмна. Начиная с того, что фанаты насобирали на кикстартере 11 миллионов баксов на анимационную экранизацию похождений DnD-патички из веб-стримов, составляющих сериал Critical Role. Просто не представляю, что должны чувствовать эти ребята. Я, например, счастлив, когда рисуют моих персонажей, - а их ситуацию можно сравнить с тем, как если бы какой-нибудь мой отчёт с игры (и даже не по ориджу, а по весьма популярному сеттингу, например по Миру Тьмы) экранизировали, и у экранизации появился бы свой фандом. Какая-то фантастика. Да, игроки из сериала - профессиональные актёры озвучки, что, во-первых, может обуславливать их популярность относительно других стримеров, а во-вторых, к славе им не привыкать: за 7 лет истории по Critical Role уже выходили комиксы и даже рулбуки. Но всё равно круто.
Как вы уже могли догадаться, Vox Machina - это мультсериал о DnD-патичке
"Взрослый" - поскольку в DnD играют взрослые люди, и их персонажи матерятся (много)), убивают и трахаются. В патичке состоят близняшки-полуэльфы, которых сложно не шипперить, классический варвар, жрица-хилер, эльфийка с ручным медведем, любвеобильный гном-бард и аристократичный охотник на вампиров с чёткими вайбами отца Александра. Нарисовано красиво и динамично (хотя иногда - "что-то тёмное происходит в темноте", почти нихрена не видно)). Особой глубины не жду, но когда все персонажи вызывают симпатию и додают годную комедию (с намёками на своё стекло в анамнезе у каждого) - этого уже более чем достаточно для рекомендации.
Единственный минус: сериал вызывает непреодолимое желание поиграть в DnD хотя бы ваншотик
Поэтому я строю глаза Беркане - и вспоминаю, что у меня (в родительском гнезде) есть миниатюры для DnD из когда-то широко продававшихся блистеров с рандомными наборами. Кажется, к миниатюрам прилагались карточки. Кажется, я их даже сохранил...Актуальная литовская шоколадка от Хильд - с кусочками черничного желе и хрустящего печенья. Да, буду хвастаться открытиями в шоколадной области

Элрик чувствует себя хорошо, шов в порядке. Даже в карантинке этот крыс не оставляет привычки переворачивать миску и катать её по всей клетке...
чёткости ради медвед принадлежит рейнджерше, которая близняшка, но да там с первого раза не внятно) Друид применяет звероформы на постоянке, а эта с синими перьями - Повелитель зверей
Звероформу тоже успел заценить. задался вопросом, почему оная не используется чаще. со сценариями фильмов и мультов случается этот не самый удачный сюжетный ход, когда персонажи сначала огребают, а потом внезапно!пробуждают скрытые способности и начинают побеждать, - но здесь же речь о DnD... списал на медленное восстановление маны и сложность прокидывания.)