Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
Прошла игра, период подготовки к которой был, возможно, самым тяжёлым в моей ролевой "карьере". Поспорить сможет разве что подготовка к последней питерской большой барраярке, но там эмоциональное истощение было вызвано долгим внешним давлением ответственности, а здесь - той совокупностью причин, о которой я уже писал, что меня тревожит буквально всё. Нервно ржал, что в последнее время читающие меня неиграющие люди могли сделать вывод, что стоит держаться подальше от ролевых игр, - и что я даже не стану их разубеждать.
Начну сказ издалека, с того, что меня зазвали на эту игру под соусом "пусть Синчэнь, в качестве обоснования пребывания в Облачных глубинах, преподаёт медицину". МореИ я согласился, поскольку дрим-роль и дрим-каст при знакомых мастерах (зарубка на лбу граблями: мастера могут менять подход от игры к игре!) на дороге не валяются, - но попросил мастеров заранее предоставить мне правила по медицине, чтобы я знал, о чём рассказывать ученикам. Меня заверили, что правила со мной обсудят и согласуют (зарубка вторая: это вовсе не значит, что ты сможешь сам выбрать комфортную тебе модель). Началась работа над игрой, соигроки начали любопытствовать, что я, собственно, преподаю, - и я стал тыкать мастеров лапой. В какой-то момент мне сказали, что правила по медицине не можно выложить без правил по магии, поскольку они связаны общей системой, но пообещали прислать черновик правил. А затем правила по магии и медицине были просто выложены - я узнал о них, как другие игроки, только из группы игры. Ничего не понял и снял с себя всяческую ответственность за составление лекции - я не смог бы объяснить то, чего не понимаю сам. Незадолго до игры Птаха обмолвилась, что напишет мне лекцию, и я приготовился слегка художественно обработать полученное. А накануне игры я получил ТЗ - самому написать лекцию на тему "ци и меридианы". И, как я, опять же, ранее упоминал, - я сел, открыл источники и написал.
Про пресловутую модель магии на кодировке по кругу стихий я уже писал и не буду повторяться, но я так и не понял, зачем было так долго держать её в тайне и загадочно темнить, ограничиваясь утешительными фразами на тему "это будет легко, вам достаточно будет только запомнить иероглифы пяти стихий". Это было неправдой: знать иероглифы было не_достаточно (я их уже знал и так), такое утверждение равнозначно тому, чтобы про составление формул сказать "вам достаточно будет знать, как выглядят цифры от 1 до 10". Зачем вводить в заблуждение о том, что следует прописывать в красных флагах как "игра содержит модели на составлении кодов"? Чтобы я не снялся?.. Но если бы это было для меня решающим фактором - я бы снялся позже, когда правила выкатили. И фактор ответственности не перевесил бы, если бы не было вышеупомянутых факторов любви к персонажу, соигроку и истории.
Также с самого начала, самой стадии анонса, когда я пригласил Ильтин на роль Сун Ланя, я просил у мастеров "очной ставки" на четверых для согласования общего бэка персонажей, чтобы получить одобрение или подпиливание моих хэдканонов с обеих сторон одновременно, а не носить их туда-сюда. Меня даже устроил бы зум, а не обязательно личная встреча, - я просто привык к обсуждению вслух как к норме. Всю дорогу я слышал в ответ "ждите сбора, поговорим на сборе", - а когда Ильтин выбраться на сбор не смогла, оказалось, что встретиться нужно срочно, непременно сейчас, а не неделей позже, и что мои планы на ближайшие дни значения не имеют. Поговорить, в результате, оказалось важно, - хотя потом, на стадии текста, всё равно что-то пошло по косой. В моей вводной вообще не было ни слова о том, как мы с Сун Ланем познакомились и дрались ли мы с какими-то Вэнями или с абстрактными плохими парнями (я напоминал всем лишь о том, что Синчэнь не был до игры знаком с Сюэ Яном, - нам было важно сыграть именно первое знакомство), - и я лишь непосредственно на игре и по игре осознал, что драка с Вэнями а)была не знакомством с Сун Ланем и б)в ней участвовали Чжао и Чжулю.
Теперь об опасениях. Бывает так, что я надеюсь на лучшее и готовлюсь к худшему, но опасения не оправдываются, - в этот раз оправдались два опасения из трёх.
Первое: я не понимал, зачем я нужен игре, кроме чистого функционала - быть ещё одним наставником (читай - подателем моделей) и быть целителем. МореБоялся, что моя игра сведётся к "целителя к воротам" и я зашьюсь так же, как на "Ночной охоте в Цинхэ". Оправдалось на все сто. Я как в воду глядел, когда пугался мастерского задумчивого "не дать ли что-нибудь ещё даочжанам" и просил не давать мне никаких квестов, поскольку с учётом Ночной охоты и лекций у меня и так будет слишком мало времени на социалку. И почти не шутил, говоря, что эту игру растянуть бы на неделю (на самом деле, хватило бы третьего дня, без охот и лекций). Мне хотелось играть с людьми, а не с моделями, - с Сюэ Яном, Сун Ланем, Вэй Ином, Вэнь Цин и многими другими; здесь важно уточнить, что в моём понимании "быть нужным игре" - это не решать задачки и собирать крышечки, а обладать сюжетно значимой информацией и сюжетно значимыми завязками.
Что же получилось на игре? - целительский конвейер не оставлял мне совершенно никакой возможности для социалки. Я готовился играть учителя, запасся короткими притчами; готовился продвигать свою идею клана-школы в противовес Великим Орденам и шатать лодку, - но не сыграло ни то, ни другое, и это чрезвычайно обидно. Стоило даочжану с кем-то заговорить, как его звали срочно кого-то лечить, и разговор, прервавшись, мог не возобновиться, - и так из раза в раз. Тут не то что пообщаться - не успеваешь выпить чаю и перекусить; спасибо Ильтин, что припасла в даочжаннике смесь орешков и изюма: я брал горстку в ладонь и бегал с ней. Этот зашив ярко иллюстрирует тот факт, что Синчэнь полноценно поговорил с Сюэ Яном дважды - хотя на самом деле это был один разговор: начатый в первую игровую ночь и продолженный на следующий вечер, почти сутки спустя. И удалось это вопреки всему - потому, что Синчэнь в какой-то момент буквально караулил Сюэ Яна, ведь во многом ради этой завязки я приехал на игру.
Мало того, что Синчэнь был нужен всем, кроме Сун Ланя и Сюэ Яна, только как целитель, как игровой ресурс, источник талисманов и сведений о них, - так он ещё и не мог никому, сверх применения этих самых талисманов (которые мог применить и игротехнический целитель), по-настоящему помочь ввиду отсутствия у него той самой сюжетно значимой информации. На Сун Ланя насел божок-пустослов из Небожителей - и я чувствовал себя крайне по-идиотски, поскольку как игрок довольно быстро догадался о том, что это (и был ни разу не готов морально к такому прямому кроссоверу), а как персонаж вынужден был тупить и чувствовал себя крайне беспомощно, поскольку в картине мира Синчэня напрочь отсутствуют подобного рода существа. Также Синчэнь не знал ничего, сверх общеизвестного, о Тёмной Печати и её местонахождении, и не мог ничего подсказать ни Цижэню, ни Сюэ Яну, которые подкатывали к нему с по-разному сформулированным интересам к тайнам Гусу (но это уже больше игроцкая, нежели персонажная досада).
Пожалуй, сочетание конвейера и беспомощности в общей связке и добило и Синчэня, и меня. Последней каплей стал момент, когда Синчэнь, морально и физически закончившись, приполз в даочжанник, сел там, снял обувь (ноги страшно сводило) и решил, что будет медитировать и восстанавливать силы, иначе п#@дец. К нему присоединилась Вэнь Цин, и он было обрадовался: первая (и, как оказалось, последняя) за игру возможность с ней поговорить!.. Но они и рта открыть не успели, как на них вывалилось агрессивное игротехническое существо, которое выглядело и вело себя как мертвец. На традиционный вопрос "что я вижу" последовало туманное "видишь что видишь" - и привет, чувство беспомощности от того, что ты (снова!) не знаешь, что это за нафиг и как с ним бороться, равно как от того, что даже в личных покоях (полу-пожизнёвой территории) тебя не оставят, простите за каламбур, в покое. Синчэнь посидел на улице, помедитировал в собаку, но это не помогло - и я попросту вышел из игры, сперва физически выйдя за пределы коттеджа и погуляв туда-сюда, затем решив запереться в комнате. Не будь Сюэ Яна, который вырвался ко мне и подхватил Синчэня уже на стадии рыданий в полотенце, - весьма вероятно, что в игру я бы так больше и не вернулся.
На "Охоте в Цинхэ" меня вынесло сразу после финала игры, до которого я как-то продержался, - но та игра была короче и время её финала сопоставимо с тем временем, до которого держался и Синчэнь. И так же, как на "Охоте", я в какие-то моменты попросту переставал считать свою ци, которую передавал, рассудив, что даже если Синчэнь сильно потратится, он восстановится медитацией, - потому как понимал, что, во-первых, если лягу я - больше некому будет лечить (да, была Вэнь Цин, с которой мы страховали друг друга, но она во многом была "личным целителем Вэней", так что весь остальной полигон обращался исключительно к Синчэню), а во-вторых, что всё равно не отстанут и поднимут ("Вы ещё дышите? Надо внести правочки"). И только после игры я узнал, что Яньли тоже могла исцелять - я ни разу не видел её за целительским делом, и она ни разу не обратилась к Синчэню как к коллеге и не проявила профессионального интереса.
А что самое смешное? - что до игры я слышал от мастера, что целители толком не понадобятся, поскольку все смогут помогать друг другу сами (но нет, передача ци другому в ущерб себе только усугубляет ситуацию, я давно лоббирую идею возможности полноценной первой помощи для заклинателей и не понимаю, какая религия запрещает её использовать), и поскольку раненых почти не будет (хотя было очевидно, что после Ночной охоты раненые будут неизбежно). В целом по тому, что видел я сам, и о чём слышал от других игроков и игротехов, - у меня возникает ощущение, что мастера говорили об одной игре, а делали в то же время совершенно другую.
Второе: я вскоре догадался, что квестом Сюэ Яна будет поиск в Облачных глубинах осколка Печати (Амарт как честный котик мне не спойлерил, хотя видят боги, лучше бы спойлерил для уменьшения тревожности), и боялся, что этот квест будет нерешаемым. МореТоже оправдалось на практике, что бы ни говорила теория. Чужой опыт говорит нам, что если на игре есть горячая картошка в лице Печати и при этом её прицельно сбрасывают в руки Вэй Усяня, то следующим пунктом назначения картошки неизбежно становятся Лани, поскольку Усянь находится в сфере их влияния, - после чего Лани прикладывают все усилия к тому, чтобы запечатать эту картошку, закопать поглубже и сесть сверху, то есть вывести Печать из игры. Было бы весьма наивно ожидать, что со стороны Усяня Печать пойдёт по рукам. Пожалуй, будь я играющим мастером из позиции старших Ланей - нашёл бы способ запустить Печать обратно в игру. Синчэнь как персонаж вообще не знал о том, что Печать как-то активизировалась, и мог только догадываться об этом после аккуратного вопроса Лань Цижэня (хотя, будем честны, и этого для догадки мало).
Теоретически Печать можно было найти ритуалом. О том, почему на этой игре ритуалы не использовал никто (прописью: н и к т о) кроме Цижэня, я напишу ниже, но - Вэни копали в правильном направлении, им не хватило лишь времени и сил (поскольку, что логично, они начали с более доступных способов, сиречь с талисманов, и потыкались во все возможности социалки, например в лис, которые ничем не могли им помочь). К тому же, следим за руками: пока Печать была у Усяня, даже правила по талисманам были ещё не доступны, а после уроков, когда появились и возможности, и время на их использование, - Печать была уже запечатана.
И забуксовали Вэни о другое очевидное - об то, что нельзя просто так взять и попросить кого-нибудь из наставников Лань разъяснить за ритуалы, не продумав заранее приемлемый ответ на вопрос "а вам зачем?". Ещё одно возникшее у меня ощущение - что решение ряда квестов на этой игре не учитывало особенности менталитета и внутриигровой логики персонажей. Так, до ритуалов быстрее докопался бы игрок, нацеленный на сбор максимального количества абилок, - я видел таких игроков на других играх, но на этой таковых, к счастью, не было. И если бы Усянь считал себя не простым адептом Цзян, а королевой полигона, он мог бы не отдать Печать главе Лань, - и этого также, к счастью, не было. То же касается и квеста девы Бянь на месть Чжулю: мне более чем понятно, почему она не могла пойти его убивать в Облачных глубинах - потому что в Облачных глубинах запрещено убивать, а она уважает правила земли, на которой находится.
Отдельно подосадую, что фактически у Сюэ Яна не было возможности забить на квест хотя бы на время, коль скоро этот квест не был его личным. Родина сказала всем Вэням лезть в траншеекопатель, и риск огрести от Бессмертного Владыки - веская мотивация. И эта мотивация только приумножает минусовой эффект неберучего квеста. Я сам всегда пишу в противопоказаниях "заведомо нерешаемую задачу", поскольку бьющийся рыбой об лёд персонаж выносит меня из игры с не меньшей гарантией, чем конвейер, - так что понимаю и разделяю. Опять же теоретически, Синчэнь мог бы предложить Сюэ Яну уболтать Сичэня пустить его в запретную секцию библиотеки, - но это был бы некоторый метагейм, ибо повода для такого предложения у Синчэня не было и, дорвавшись до Сюэ Яна, он даже не подумал об этом, говоря о более важных для него вещах. Я был морально готов к тому, что Сюэ Ян если не обратится к Синчэню за помощью, то хотя бы даст знать, что она ему нужна, - но наверняка и у Сюэ Яна не было повода привлечь Синчэня к поиску Печати. Точнее, не было времени, чтобы договориться ещё и до такого доверия.
И третье: я боялся, что читавшие книжку игроки захотят сыграть во всенародно любимую игру "суд над Сюэ Яном". МореЧто Синчэнь встанет между Сюэ Яном и Сун Ланем, поскольку больше никто, кроме него, за Сюэ Яна не впишется (Вэни - из принципа "наше не трожь", а не по личным причинам), - и ляжет между ними костьми, поскольку не сможет поднять меч на Сун Ланя и будет только защищаться, пока не закончатся блоки. И, как я, кажется, уже писал, может быть очень вкусно сыграть в "двое спина к спине против всего мира" и "мы погибли, мой друг, это было прекрасно", но - в комфортных и психологически безопасных условиях, а не когда ты оказываешься против всего полигона по жизни. Меня спасали надежды на то, что Ильтин - хороший игрок и что Лани будут против травли ученика. Но этот страх не оправдался. Спасибо за это прекрасным игрокам и отдельно Ильтин, для которой отношение к персонажу в каноне не повлияло на отношение к персонажу на игре, ещё не совершившему ничего особо ужасного. Поспорить с Сун Ланем о Сюэ Яне было очень круто (и тем более ценно, что не испортило дружбы между даочжанами), и оставалось при этом в зоне комфорта.
Но всё же коробит, что положительных завязок - просто с точки зрения баланса! - у Сюэ Яна по сути и не было: даже с Чжулю они по вводным начинали с идейных разногласий, и немалое везение есть в том, что вэньское кубло сложилось как отличная команда и я (и Синчэнь)) был сравнительно спокоен за Сюэ Яна.
О правилах, моделях и прочемО правилах по мордобою я уже писал и также не буду повторяться: не имеет никакого внутриигрового обоснования то, что на чистом рандоме Яньли может побить Сун Ланя или Сюэ Яна. Не знаю, играл ли кто-нибудь в эти камень-ножницы, - Синчэнь видел только последствия на лице Вэй Ина. Но правила по бою с оружием на деле оказались примерно настолько же сбалансированными по логике сеттинга (спойлер: никак).
На первый взгляд всё выглядело как простая пошаговая боёвка: удар, блок, и так по очереди. Но чтобы понять, как это работает и не побеждает ли автоматически тот, у кого больше блоков, - нужно было посмотреть на модель на практике. Мастера сказали, что тест-прогона боёвки не будет, пока не будут разосланы клановые и личные техники персонажей, - а поскольку техники были разосланы накануне игры (почти в день игры, ночью), демонстрация состоялась непосредственно во время парада. И стало ясно, что автоматически побеждает тот, у кого круче техника или техник больше одной. При этом модель была никак не завязана ни на количество у персонажа духовных сил (aka уровень ци aka хиты), ни тем паче на его боевой опыт. У Чжулю две, у Сун Ланя и Сюэ Яна по одной, - почему? А потому что.Если у вас нет секса...(с)
Техника Сюэ Яна была поистине издевательством. По отношению к Сюэ Яну. Мне доводилось краем уха слышать про какую-то ХС-ную чару, которая позволяла отрикошетить чужое заклинание - но не назад в противника, а сбросить на кого-то ещё. И вот доставшаяся Сюэ Яну техника была копией этой чары (не тащите лайтсабер на Кринн, пожалуйста!), но применительно к игре по Магистру была чуть более чем бесполезна. Ситуации "двое и более нападают на одного" - будем честны, практически нереальны, а в сражении один на один ты можешь отбить удар (...как это в реальности персонажей выглядит вообще?) либо в случайного свидетеля (и огрести от него также), либо в союзника (опять же во вред себе). В чём логика такого "подарочка"? "Мерзкому Сюэ Яну - мерзкая способность"? А если мастер какой-нибудь другой игры сочтёт мерзким, например, Яо или Су Ше, то что тогда?.. Признаться, меня коробят шуточки про "мерзкого Сюэ Яна", но я готов уважать свободу слова до тех пор, пока это просто шуточки, а не реальные ограничения возможностей персонажа на игре. В сеттинге Магистра каждый персонаж - особенная снежинка, но никто не должен быть особенным наоборот, когда применение способности даёт не профит, а подставляет персонажа и выставляет его в неприглядном свете. Очень повезло, что - см.предыдущую часть поста - никто не нападал на Сюэ Яна (хотя повод в виде уничтоженного Вэнями клана Бянь был). Очень жаль, что не было времени на то, чтобы учить друг друга более полезным техникам.
Ещё один минус: пошаговая боёвка может работать в дуэльном поединке один на один, но не будет работать, когда на тебя прут твари на Ночной охоте и респавнятся сразу же, как только ты их убиваешь. В такой массовой боёвке нет и не может быть ни маркера начала боя, ни какой-либо очерёдности, когда, скажем, двое тварей нападают на одного заклинателя либо двое заклинателей на одну тварь. Могут ли твари использовать блоки - неведомо, как считать собственные блоки - неведомо: кто-то исходил из "одна тварь - один бой", кто-то - "бой не окончен, пока я стою с мечом, даже если присоединяются новые твари". Как выяснилось, талисман упокоения мертвеца не работает в боевой обстановке; работали ли техники?.. Я до последнего надеялся, что будут какие-то отдельные правила по бою с тварями, либо будет разрешено применять на охоте только боевые талисманы (что, конечно, не логично внутри мира), поскольку было очевидно, что правила поединков тут не сгодятся, - но вышло как вышло. По-прежнему не понимаю, почему бы не разрешить для игры на улице контактную массовую боёвку - единственно возможную в таких условиях. Потому что у разных игроков разные мечи - телескопы, ларповые, тексталевые?.. Но всегда можно привести требования к оружию к общему знаменателю и использовать что-то одно.
Обойду не раз упомянутые правила по талисманам - они оказались относительно рабочими: каждый мог нарисовать себе схему круга стихий и практиковаться. Это я тупой и не способен применять формулу, а у других получалось (горжусь Сюэ Яном!). Но над ритуалами опущу завесу жалости. Нет ничего более беспомощного, безответственного, испорченного, чем правила по ритуалистике на играх (разве что правила по экономике), но рано или поздно некоторые мастера переходят и на эту дрянь.
Корень проблемы в том, что эту систему не понимал никто, кроме Птахи. Даже Нинкве. А когда 1/2 МГ не вдупляет в правила - дело табак. Вбрасывать дополнительные правила непосредственно на игре и по игре - по факту плохая идея, все правила к игре должны быть своевременно выложены до игры и освоены игроками, а не оказываться котом в мешке; но если талисманы были вброшены с примерами и практикой, то ритуалы даже как теория были вброшены не особенно. Могу только предположить, что мастера сдали урок по ритуалистике Эсвет на аутсорс так же, как сдали мне урок по медицине, - с ТЗ "написать лекцию про этику и ритуалы, с интерактивом каким-нибудь". Получилась лекция почти целиком про философию как этику, и мастера либо не проконтролировали результат, либо решили, что и так сойдёт. А интерактивом было не составление ритуалов, а семинар и сочинение. Семинар по теме, которую не могли не_знать персонажи и не могли знать игроки, потому что их никто не предупредил! Откровенно ненавижу такие моменты, когда персонажа спрашивают о чём-то, что для него норма жизни, а для игрока тёмный лес, - и игрок тем самым подставляет персонажа и показывает его двоечником.
Но вернёмся к ритуалам. Итак, они никоим образом не могли быть освоены на уроке как рабочая модель, и были доступны только через личное обращение к наставникам, так что завязывать на ритуалы решение всех крупных квестов - и поиск Печати, и божка-пустослова, и искажение ци - было... ну, серьёзно, без комментариев. Немудрено, что большинство игроков (и я в их числе) воспринимали ритуалистику как особую специализацию наподобие медицины, а отнюдь не как "бери и пользуйся"; а как единственный ритуалист на полигоне воспринимался Цижэнь. По-хорошему, уроков должно было быть два - по ритуалам отдельно (с объяснением алгоритма, с примерами!), по философии отдельно (даёшь третий день игры!). А в идеале, конечно, - предоставить заранее хотя бы базу системы.
И это подводит нас к диаметрально иному восприятию мной того, что такое "игра в учёбу". Для меня обучение на игре - это прежде всего взаимодействие персонажей (sic!), когда один делится знаниями и мудростью, а другой воспринимает, интерпретирует, обсуждает, спрашивает. Не важно, гонишь ли ты вдохновенно о чём-то воображаемом вроде магического зачарования или излагаешь пожизнёвые факты, в новинку ли это для игрока-слушателя или вы оба по жизни в курсе, почему небо синее, - важно то, как через это раскрываются индивидуальности персонажей и их отношение друг к другу и к миру вокруг. Ролевая игра - не_для того, чтобы реально учиться по жизни! Как и не для того, чтобы реально торговать или реально драться. Не нужно смешивать персонажа и игрока, игру и жизнь, - точно так же, как можно запутывать персонажа, но нельзя запутывать игрока. Можно, конечно, чему-то по игре и поучиться (вспоминаю гномью настолку на карантирнике), - но пусть это будет в удовольствие, пусть от того, насколько быстро и успешно персонаж (с игроком вместе) освоит нечто новое, не зависят его успех и его будущее, или отношение других персонажей.
И, напоследок, - ничего не имею против играющих мастеров (сам такой, на своих маленьких играх), - но играм с игротехнической командой явственно нужен координатор игротехники (он же может быть проводящим мастером, в роли или без). Как-то так вышло, что хоть Птаха и позволила отвлекать её от игры, - игротехи всё равно зачастую не могли добиться или дождаться мастерского внимания. Возможно, они были слишком вежливы и им следовало быть настойчивее, - но ещё более возможно, что запросов к мастеру со стороны игроков было слишком много, к тому же со стороны может быть сложно понять, занят ли мастер как мастер или как персонаж. Но - я прекрасно понимаю, что когда координатора завербовать не представляется возможным, приходится работать с тем, что есть.
Общеролевой выводПрихожу к выводу, что я слишком старпёр (и от количества лет, сколько я играю, это никак не зависит). Я хочу от игр социалки - возможности рассказывать и слушать, обмениваться мнениями, играть в культурные различия и неожиданные сходства, - всё то, что создаёт атмосферу живого мира. Почему-то часто противопоставляют крайности: дескать, либо мы будем играть вот так, бегая как бешеные белки, друг друга не видя и игры не видя за квестами, как леса за деревьями, - либо мы будем всю игру только сидеть, пить чай и беседовать о погоде без какого-либо сюжета вообще. И это странный аргумент. Чтобы игрокам было не скучно пить чай - дайте им, помимо предлагаемых обстоятельств aka стартовой ситуации, также завязки, микросюжеты, инфоповоды для обсуждения, задачи для решения, игротехнические вбросы для движухи, но в меру. И тогда игра будет жить и дышать сама. Говорят, что мастер только расставляет декорации, - я же всегда добавляю, что мастер создаёт атмосферу: мало декораций - нужно добавить информации, подкрепить и вдохновить эмоции.
И - таких игр, позволяющих персонажам говорить (осмысленно!), - становится как будто всё меньше. РИ, как и театр, словно описали полный круг и укусили себя за хвост: изначально отходя от реальности к условности, они вернулись от условности к реальности, стараясь приблизить игру к пожизнёвым переживаниям. Но даже если меня останется по одной игре каждый месяц... что ж, тем ценнее будет каждая из них. И я сам продолжу ставить игры и буду стараться, чтобы игрокам не было скучно. А большие игры по китайцам (любым) - больше.никогда. И проблема, конечно, не в сеттинге, а в его популярности, притягивающей элитарные модели, дорогой антураж и странные AU, далеко отходящие от канона. Я по-прежнему буду рад поиграть по Магистру на маленьких, камерных, дружеских играх без правил и моделей, и сыграть наконец Чжулю, например. И с янсином - не прощаюсь. Как Синчэнь никогда не станет стыдиться ни Сюэ Яна, ни своих чувств к нему, - так и я никогда не буду стыдиться того, что играю сюэсяо или то, что к оному приведёт. Что опять же исключает меня из ролевого фандома.
Начну сказ издалека, с того, что меня зазвали на эту игру под соусом "пусть Синчэнь, в качестве обоснования пребывания в Облачных глубинах, преподаёт медицину". МореИ я согласился, поскольку дрим-роль и дрим-каст при знакомых мастерах (зарубка на лбу граблями: мастера могут менять подход от игры к игре!) на дороге не валяются, - но попросил мастеров заранее предоставить мне правила по медицине, чтобы я знал, о чём рассказывать ученикам. Меня заверили, что правила со мной обсудят и согласуют (зарубка вторая: это вовсе не значит, что ты сможешь сам выбрать комфортную тебе модель). Началась работа над игрой, соигроки начали любопытствовать, что я, собственно, преподаю, - и я стал тыкать мастеров лапой. В какой-то момент мне сказали, что правила по медицине не можно выложить без правил по магии, поскольку они связаны общей системой, но пообещали прислать черновик правил. А затем правила по магии и медицине были просто выложены - я узнал о них, как другие игроки, только из группы игры. Ничего не понял и снял с себя всяческую ответственность за составление лекции - я не смог бы объяснить то, чего не понимаю сам. Незадолго до игры Птаха обмолвилась, что напишет мне лекцию, и я приготовился слегка художественно обработать полученное. А накануне игры я получил ТЗ - самому написать лекцию на тему "ци и меридианы". И, как я, опять же, ранее упоминал, - я сел, открыл источники и написал.
Про пресловутую модель магии на кодировке по кругу стихий я уже писал и не буду повторяться, но я так и не понял, зачем было так долго держать её в тайне и загадочно темнить, ограничиваясь утешительными фразами на тему "это будет легко, вам достаточно будет только запомнить иероглифы пяти стихий". Это было неправдой: знать иероглифы было не_достаточно (я их уже знал и так), такое утверждение равнозначно тому, чтобы про составление формул сказать "вам достаточно будет знать, как выглядят цифры от 1 до 10". Зачем вводить в заблуждение о том, что следует прописывать в красных флагах как "игра содержит модели на составлении кодов"? Чтобы я не снялся?.. Но если бы это было для меня решающим фактором - я бы снялся позже, когда правила выкатили. И фактор ответственности не перевесил бы, если бы не было вышеупомянутых факторов любви к персонажу, соигроку и истории.
Также с самого начала, самой стадии анонса, когда я пригласил Ильтин на роль Сун Ланя, я просил у мастеров "очной ставки" на четверых для согласования общего бэка персонажей, чтобы получить одобрение или подпиливание моих хэдканонов с обеих сторон одновременно, а не носить их туда-сюда. Меня даже устроил бы зум, а не обязательно личная встреча, - я просто привык к обсуждению вслух как к норме. Всю дорогу я слышал в ответ "ждите сбора, поговорим на сборе", - а когда Ильтин выбраться на сбор не смогла, оказалось, что встретиться нужно срочно, непременно сейчас, а не неделей позже, и что мои планы на ближайшие дни значения не имеют. Поговорить, в результате, оказалось важно, - хотя потом, на стадии текста, всё равно что-то пошло по косой. В моей вводной вообще не было ни слова о том, как мы с Сун Ланем познакомились и дрались ли мы с какими-то Вэнями или с абстрактными плохими парнями (я напоминал всем лишь о том, что Синчэнь не был до игры знаком с Сюэ Яном, - нам было важно сыграть именно первое знакомство), - и я лишь непосредственно на игре и по игре осознал, что драка с Вэнями а)была не знакомством с Сун Ланем и б)в ней участвовали Чжао и Чжулю.
Теперь об опасениях. Бывает так, что я надеюсь на лучшее и готовлюсь к худшему, но опасения не оправдываются, - в этот раз оправдались два опасения из трёх.
Первое: я не понимал, зачем я нужен игре, кроме чистого функционала - быть ещё одним наставником (читай - подателем моделей) и быть целителем. МореБоялся, что моя игра сведётся к "целителя к воротам" и я зашьюсь так же, как на "Ночной охоте в Цинхэ". Оправдалось на все сто. Я как в воду глядел, когда пугался мастерского задумчивого "не дать ли что-нибудь ещё даочжанам" и просил не давать мне никаких квестов, поскольку с учётом Ночной охоты и лекций у меня и так будет слишком мало времени на социалку. И почти не шутил, говоря, что эту игру растянуть бы на неделю (на самом деле, хватило бы третьего дня, без охот и лекций). Мне хотелось играть с людьми, а не с моделями, - с Сюэ Яном, Сун Ланем, Вэй Ином, Вэнь Цин и многими другими; здесь важно уточнить, что в моём понимании "быть нужным игре" - это не решать задачки и собирать крышечки, а обладать сюжетно значимой информацией и сюжетно значимыми завязками.
Что же получилось на игре? - целительский конвейер не оставлял мне совершенно никакой возможности для социалки. Я готовился играть учителя, запасся короткими притчами; готовился продвигать свою идею клана-школы в противовес Великим Орденам и шатать лодку, - но не сыграло ни то, ни другое, и это чрезвычайно обидно. Стоило даочжану с кем-то заговорить, как его звали срочно кого-то лечить, и разговор, прервавшись, мог не возобновиться, - и так из раза в раз. Тут не то что пообщаться - не успеваешь выпить чаю и перекусить; спасибо Ильтин, что припасла в даочжаннике смесь орешков и изюма: я брал горстку в ладонь и бегал с ней. Этот зашив ярко иллюстрирует тот факт, что Синчэнь полноценно поговорил с Сюэ Яном дважды - хотя на самом деле это был один разговор: начатый в первую игровую ночь и продолженный на следующий вечер, почти сутки спустя. И удалось это вопреки всему - потому, что Синчэнь в какой-то момент буквально караулил Сюэ Яна, ведь во многом ради этой завязки я приехал на игру.
Мало того, что Синчэнь был нужен всем, кроме Сун Ланя и Сюэ Яна, только как целитель, как игровой ресурс, источник талисманов и сведений о них, - так он ещё и не мог никому, сверх применения этих самых талисманов (которые мог применить и игротехнический целитель), по-настоящему помочь ввиду отсутствия у него той самой сюжетно значимой информации. На Сун Ланя насел божок-пустослов из Небожителей - и я чувствовал себя крайне по-идиотски, поскольку как игрок довольно быстро догадался о том, что это (и был ни разу не готов морально к такому прямому кроссоверу), а как персонаж вынужден был тупить и чувствовал себя крайне беспомощно, поскольку в картине мира Синчэня напрочь отсутствуют подобного рода существа. Также Синчэнь не знал ничего, сверх общеизвестного, о Тёмной Печати и её местонахождении, и не мог ничего подсказать ни Цижэню, ни Сюэ Яну, которые подкатывали к нему с по-разному сформулированным интересам к тайнам Гусу (но это уже больше игроцкая, нежели персонажная досада).
Пожалуй, сочетание конвейера и беспомощности в общей связке и добило и Синчэня, и меня. Последней каплей стал момент, когда Синчэнь, морально и физически закончившись, приполз в даочжанник, сел там, снял обувь (ноги страшно сводило) и решил, что будет медитировать и восстанавливать силы, иначе п#@дец. К нему присоединилась Вэнь Цин, и он было обрадовался: первая (и, как оказалось, последняя) за игру возможность с ней поговорить!.. Но они и рта открыть не успели, как на них вывалилось агрессивное игротехническое существо, которое выглядело и вело себя как мертвец. На традиционный вопрос "что я вижу" последовало туманное "видишь что видишь" - и привет, чувство беспомощности от того, что ты (снова!) не знаешь, что это за нафиг и как с ним бороться, равно как от того, что даже в личных покоях (полу-пожизнёвой территории) тебя не оставят, простите за каламбур, в покое. Синчэнь посидел на улице, помедитировал в собаку, но это не помогло - и я попросту вышел из игры, сперва физически выйдя за пределы коттеджа и погуляв туда-сюда, затем решив запереться в комнате. Не будь Сюэ Яна, который вырвался ко мне и подхватил Синчэня уже на стадии рыданий в полотенце, - весьма вероятно, что в игру я бы так больше и не вернулся.
На "Охоте в Цинхэ" меня вынесло сразу после финала игры, до которого я как-то продержался, - но та игра была короче и время её финала сопоставимо с тем временем, до которого держался и Синчэнь. И так же, как на "Охоте", я в какие-то моменты попросту переставал считать свою ци, которую передавал, рассудив, что даже если Синчэнь сильно потратится, он восстановится медитацией, - потому как понимал, что, во-первых, если лягу я - больше некому будет лечить (да, была Вэнь Цин, с которой мы страховали друг друга, но она во многом была "личным целителем Вэней", так что весь остальной полигон обращался исключительно к Синчэню), а во-вторых, что всё равно не отстанут и поднимут ("Вы ещё дышите? Надо внести правочки"). И только после игры я узнал, что Яньли тоже могла исцелять - я ни разу не видел её за целительским делом, и она ни разу не обратилась к Синчэню как к коллеге и не проявила профессионального интереса.
А что самое смешное? - что до игры я слышал от мастера, что целители толком не понадобятся, поскольку все смогут помогать друг другу сами (но нет, передача ци другому в ущерб себе только усугубляет ситуацию, я давно лоббирую идею возможности полноценной первой помощи для заклинателей и не понимаю, какая религия запрещает её использовать), и поскольку раненых почти не будет (хотя было очевидно, что после Ночной охоты раненые будут неизбежно). В целом по тому, что видел я сам, и о чём слышал от других игроков и игротехов, - у меня возникает ощущение, что мастера говорили об одной игре, а делали в то же время совершенно другую.
Второе: я вскоре догадался, что квестом Сюэ Яна будет поиск в Облачных глубинах осколка Печати (Амарт как честный котик мне не спойлерил, хотя видят боги, лучше бы спойлерил для уменьшения тревожности), и боялся, что этот квест будет нерешаемым. МореТоже оправдалось на практике, что бы ни говорила теория. Чужой опыт говорит нам, что если на игре есть горячая картошка в лице Печати и при этом её прицельно сбрасывают в руки Вэй Усяня, то следующим пунктом назначения картошки неизбежно становятся Лани, поскольку Усянь находится в сфере их влияния, - после чего Лани прикладывают все усилия к тому, чтобы запечатать эту картошку, закопать поглубже и сесть сверху, то есть вывести Печать из игры. Было бы весьма наивно ожидать, что со стороны Усяня Печать пойдёт по рукам. Пожалуй, будь я играющим мастером из позиции старших Ланей - нашёл бы способ запустить Печать обратно в игру. Синчэнь как персонаж вообще не знал о том, что Печать как-то активизировалась, и мог только догадываться об этом после аккуратного вопроса Лань Цижэня (хотя, будем честны, и этого для догадки мало).
Теоретически Печать можно было найти ритуалом. О том, почему на этой игре ритуалы не использовал никто (прописью: н и к т о) кроме Цижэня, я напишу ниже, но - Вэни копали в правильном направлении, им не хватило лишь времени и сил (поскольку, что логично, они начали с более доступных способов, сиречь с талисманов, и потыкались во все возможности социалки, например в лис, которые ничем не могли им помочь). К тому же, следим за руками: пока Печать была у Усяня, даже правила по талисманам были ещё не доступны, а после уроков, когда появились и возможности, и время на их использование, - Печать была уже запечатана.
И забуксовали Вэни о другое очевидное - об то, что нельзя просто так взять и попросить кого-нибудь из наставников Лань разъяснить за ритуалы, не продумав заранее приемлемый ответ на вопрос "а вам зачем?". Ещё одно возникшее у меня ощущение - что решение ряда квестов на этой игре не учитывало особенности менталитета и внутриигровой логики персонажей. Так, до ритуалов быстрее докопался бы игрок, нацеленный на сбор максимального количества абилок, - я видел таких игроков на других играх, но на этой таковых, к счастью, не было. И если бы Усянь считал себя не простым адептом Цзян, а королевой полигона, он мог бы не отдать Печать главе Лань, - и этого также, к счастью, не было. То же касается и квеста девы Бянь на месть Чжулю: мне более чем понятно, почему она не могла пойти его убивать в Облачных глубинах - потому что в Облачных глубинах запрещено убивать, а она уважает правила земли, на которой находится.
Отдельно подосадую, что фактически у Сюэ Яна не было возможности забить на квест хотя бы на время, коль скоро этот квест не был его личным. Родина сказала всем Вэням лезть в траншеекопатель, и риск огрести от Бессмертного Владыки - веская мотивация. И эта мотивация только приумножает минусовой эффект неберучего квеста. Я сам всегда пишу в противопоказаниях "заведомо нерешаемую задачу", поскольку бьющийся рыбой об лёд персонаж выносит меня из игры с не меньшей гарантией, чем конвейер, - так что понимаю и разделяю. Опять же теоретически, Синчэнь мог бы предложить Сюэ Яну уболтать Сичэня пустить его в запретную секцию библиотеки, - но это был бы некоторый метагейм, ибо повода для такого предложения у Синчэня не было и, дорвавшись до Сюэ Яна, он даже не подумал об этом, говоря о более важных для него вещах. Я был морально готов к тому, что Сюэ Ян если не обратится к Синчэню за помощью, то хотя бы даст знать, что она ему нужна, - но наверняка и у Сюэ Яна не было повода привлечь Синчэня к поиску Печати. Точнее, не было времени, чтобы договориться ещё и до такого доверия.
И третье: я боялся, что читавшие книжку игроки захотят сыграть во всенародно любимую игру "суд над Сюэ Яном". МореЧто Синчэнь встанет между Сюэ Яном и Сун Ланем, поскольку больше никто, кроме него, за Сюэ Яна не впишется (Вэни - из принципа "наше не трожь", а не по личным причинам), - и ляжет между ними костьми, поскольку не сможет поднять меч на Сун Ланя и будет только защищаться, пока не закончатся блоки. И, как я, кажется, уже писал, может быть очень вкусно сыграть в "двое спина к спине против всего мира" и "мы погибли, мой друг, это было прекрасно", но - в комфортных и психологически безопасных условиях, а не когда ты оказываешься против всего полигона по жизни. Меня спасали надежды на то, что Ильтин - хороший игрок и что Лани будут против травли ученика. Но этот страх не оправдался. Спасибо за это прекрасным игрокам и отдельно Ильтин, для которой отношение к персонажу в каноне не повлияло на отношение к персонажу на игре, ещё не совершившему ничего особо ужасного. Поспорить с Сун Ланем о Сюэ Яне было очень круто (и тем более ценно, что не испортило дружбы между даочжанами), и оставалось при этом в зоне комфорта.
Но всё же коробит, что положительных завязок - просто с точки зрения баланса! - у Сюэ Яна по сути и не было: даже с Чжулю они по вводным начинали с идейных разногласий, и немалое везение есть в том, что вэньское кубло сложилось как отличная команда и я (и Синчэнь)) был сравнительно спокоен за Сюэ Яна.
О правилах, моделях и прочемО правилах по мордобою я уже писал и также не буду повторяться: не имеет никакого внутриигрового обоснования то, что на чистом рандоме Яньли может побить Сун Ланя или Сюэ Яна. Не знаю, играл ли кто-нибудь в эти камень-ножницы, - Синчэнь видел только последствия на лице Вэй Ина. Но правила по бою с оружием на деле оказались примерно настолько же сбалансированными по логике сеттинга (спойлер: никак).
На первый взгляд всё выглядело как простая пошаговая боёвка: удар, блок, и так по очереди. Но чтобы понять, как это работает и не побеждает ли автоматически тот, у кого больше блоков, - нужно было посмотреть на модель на практике. Мастера сказали, что тест-прогона боёвки не будет, пока не будут разосланы клановые и личные техники персонажей, - а поскольку техники были разосланы накануне игры (почти в день игры, ночью), демонстрация состоялась непосредственно во время парада. И стало ясно, что автоматически побеждает тот, у кого круче техника или техник больше одной. При этом модель была никак не завязана ни на количество у персонажа духовных сил (aka уровень ци aka хиты), ни тем паче на его боевой опыт. У Чжулю две, у Сун Ланя и Сюэ Яна по одной, - почему? А потому что.
Техника Сюэ Яна была поистине издевательством. По отношению к Сюэ Яну. Мне доводилось краем уха слышать про какую-то ХС-ную чару, которая позволяла отрикошетить чужое заклинание - но не назад в противника, а сбросить на кого-то ещё. И вот доставшаяся Сюэ Яну техника была копией этой чары (не тащите лайтсабер на Кринн, пожалуйста!), но применительно к игре по Магистру была чуть более чем бесполезна. Ситуации "двое и более нападают на одного" - будем честны, практически нереальны, а в сражении один на один ты можешь отбить удар (...как это в реальности персонажей выглядит вообще?) либо в случайного свидетеля (и огрести от него также), либо в союзника (опять же во вред себе). В чём логика такого "подарочка"? "Мерзкому Сюэ Яну - мерзкая способность"? А если мастер какой-нибудь другой игры сочтёт мерзким, например, Яо или Су Ше, то что тогда?.. Признаться, меня коробят шуточки про "мерзкого Сюэ Яна", но я готов уважать свободу слова до тех пор, пока это просто шуточки, а не реальные ограничения возможностей персонажа на игре. В сеттинге Магистра каждый персонаж - особенная снежинка, но никто не должен быть особенным наоборот, когда применение способности даёт не профит, а подставляет персонажа и выставляет его в неприглядном свете. Очень повезло, что - см.предыдущую часть поста - никто не нападал на Сюэ Яна (хотя повод в виде уничтоженного Вэнями клана Бянь был). Очень жаль, что не было времени на то, чтобы учить друг друга более полезным техникам.
Ещё один минус: пошаговая боёвка может работать в дуэльном поединке один на один, но не будет работать, когда на тебя прут твари на Ночной охоте и респавнятся сразу же, как только ты их убиваешь. В такой массовой боёвке нет и не может быть ни маркера начала боя, ни какой-либо очерёдности, когда, скажем, двое тварей нападают на одного заклинателя либо двое заклинателей на одну тварь. Могут ли твари использовать блоки - неведомо, как считать собственные блоки - неведомо: кто-то исходил из "одна тварь - один бой", кто-то - "бой не окончен, пока я стою с мечом, даже если присоединяются новые твари". Как выяснилось, талисман упокоения мертвеца не работает в боевой обстановке; работали ли техники?.. Я до последнего надеялся, что будут какие-то отдельные правила по бою с тварями, либо будет разрешено применять на охоте только боевые талисманы (что, конечно, не логично внутри мира), поскольку было очевидно, что правила поединков тут не сгодятся, - но вышло как вышло. По-прежнему не понимаю, почему бы не разрешить для игры на улице контактную массовую боёвку - единственно возможную в таких условиях. Потому что у разных игроков разные мечи - телескопы, ларповые, тексталевые?.. Но всегда можно привести требования к оружию к общему знаменателю и использовать что-то одно.
Обойду не раз упомянутые правила по талисманам - они оказались относительно рабочими: каждый мог нарисовать себе схему круга стихий и практиковаться. Это я тупой и не способен применять формулу, а у других получалось (горжусь Сюэ Яном!). Но над ритуалами опущу завесу жалости. Нет ничего более беспомощного, безответственного, испорченного, чем правила по ритуалистике на играх (разве что правила по экономике), но рано или поздно некоторые мастера переходят и на эту дрянь.
Корень проблемы в том, что эту систему не понимал никто, кроме Птахи. Даже Нинкве. А когда 1/2 МГ не вдупляет в правила - дело табак. Вбрасывать дополнительные правила непосредственно на игре и по игре - по факту плохая идея, все правила к игре должны быть своевременно выложены до игры и освоены игроками, а не оказываться котом в мешке; но если талисманы были вброшены с примерами и практикой, то ритуалы даже как теория были вброшены не особенно. Могу только предположить, что мастера сдали урок по ритуалистике Эсвет на аутсорс так же, как сдали мне урок по медицине, - с ТЗ "написать лекцию про этику и ритуалы, с интерактивом каким-нибудь". Получилась лекция почти целиком про философию как этику, и мастера либо не проконтролировали результат, либо решили, что и так сойдёт. А интерактивом было не составление ритуалов, а семинар и сочинение. Семинар по теме, которую не могли не_знать персонажи и не могли знать игроки, потому что их никто не предупредил! Откровенно ненавижу такие моменты, когда персонажа спрашивают о чём-то, что для него норма жизни, а для игрока тёмный лес, - и игрок тем самым подставляет персонажа и показывает его двоечником.
Но вернёмся к ритуалам. Итак, они никоим образом не могли быть освоены на уроке как рабочая модель, и были доступны только через личное обращение к наставникам, так что завязывать на ритуалы решение всех крупных квестов - и поиск Печати, и божка-пустослова, и искажение ци - было... ну, серьёзно, без комментариев. Немудрено, что большинство игроков (и я в их числе) воспринимали ритуалистику как особую специализацию наподобие медицины, а отнюдь не как "бери и пользуйся"; а как единственный ритуалист на полигоне воспринимался Цижэнь. По-хорошему, уроков должно было быть два - по ритуалам отдельно (с объяснением алгоритма, с примерами!), по философии отдельно (даёшь третий день игры!). А в идеале, конечно, - предоставить заранее хотя бы базу системы.
И это подводит нас к диаметрально иному восприятию мной того, что такое "игра в учёбу". Для меня обучение на игре - это прежде всего взаимодействие персонажей (sic!), когда один делится знаниями и мудростью, а другой воспринимает, интерпретирует, обсуждает, спрашивает. Не важно, гонишь ли ты вдохновенно о чём-то воображаемом вроде магического зачарования или излагаешь пожизнёвые факты, в новинку ли это для игрока-слушателя или вы оба по жизни в курсе, почему небо синее, - важно то, как через это раскрываются индивидуальности персонажей и их отношение друг к другу и к миру вокруг. Ролевая игра - не_для того, чтобы реально учиться по жизни! Как и не для того, чтобы реально торговать или реально драться. Не нужно смешивать персонажа и игрока, игру и жизнь, - точно так же, как можно запутывать персонажа, но нельзя запутывать игрока. Можно, конечно, чему-то по игре и поучиться (вспоминаю гномью настолку на карантирнике), - но пусть это будет в удовольствие, пусть от того, насколько быстро и успешно персонаж (с игроком вместе) освоит нечто новое, не зависят его успех и его будущее, или отношение других персонажей.
И, напоследок, - ничего не имею против играющих мастеров (сам такой, на своих маленьких играх), - но играм с игротехнической командой явственно нужен координатор игротехники (он же может быть проводящим мастером, в роли или без). Как-то так вышло, что хоть Птаха и позволила отвлекать её от игры, - игротехи всё равно зачастую не могли добиться или дождаться мастерского внимания. Возможно, они были слишком вежливы и им следовало быть настойчивее, - но ещё более возможно, что запросов к мастеру со стороны игроков было слишком много, к тому же со стороны может быть сложно понять, занят ли мастер как мастер или как персонаж. Но - я прекрасно понимаю, что когда координатора завербовать не представляется возможным, приходится работать с тем, что есть.
Общеролевой выводПрихожу к выводу, что я слишком старпёр (и от количества лет, сколько я играю, это никак не зависит). Я хочу от игр социалки - возможности рассказывать и слушать, обмениваться мнениями, играть в культурные различия и неожиданные сходства, - всё то, что создаёт атмосферу живого мира. Почему-то часто противопоставляют крайности: дескать, либо мы будем играть вот так, бегая как бешеные белки, друг друга не видя и игры не видя за квестами, как леса за деревьями, - либо мы будем всю игру только сидеть, пить чай и беседовать о погоде без какого-либо сюжета вообще. И это странный аргумент. Чтобы игрокам было не скучно пить чай - дайте им, помимо предлагаемых обстоятельств aka стартовой ситуации, также завязки, микросюжеты, инфоповоды для обсуждения, задачи для решения, игротехнические вбросы для движухи, но в меру. И тогда игра будет жить и дышать сама. Говорят, что мастер только расставляет декорации, - я же всегда добавляю, что мастер создаёт атмосферу: мало декораций - нужно добавить информации, подкрепить и вдохновить эмоции.
И - таких игр, позволяющих персонажам говорить (осмысленно!), - становится как будто всё меньше. РИ, как и театр, словно описали полный круг и укусили себя за хвост: изначально отходя от реальности к условности, они вернулись от условности к реальности, стараясь приблизить игру к пожизнёвым переживаниям. Но даже если меня останется по одной игре каждый месяц... что ж, тем ценнее будет каждая из них. И я сам продолжу ставить игры и буду стараться, чтобы игрокам не было скучно. А большие игры по китайцам (любым) - больше.никогда. И проблема, конечно, не в сеттинге, а в его популярности, притягивающей элитарные модели, дорогой антураж и странные AU, далеко отходящие от канона. Я по-прежнему буду рад поиграть по Магистру на маленьких, камерных, дружеских играх без правил и моделей, и сыграть наконец Чжулю, например. И с янсином - не прощаюсь. Как Синчэнь никогда не станет стыдиться ни Сюэ Яна, ни своих чувств к нему, - так и я никогда не буду стыдиться того, что играю сюэсяо или то, что к оному приведёт. Что опять же исключает меня из ролевого фандома.
@темы: соседи по разуму, ролевиков приносят не аисты, демоны по вызову круглосуточно
Вернее, настолько разумно, что я не знаю, зачем нужно что-то иное.
Сам бы именно так и играл.
И, возможно, буду. Если/когда мне позволят играть снова. (Судьба? Бог? Что-то во мне самом, что я не отслеживаю?). Когда оно меня отпустит, буду соглашаться только на такие игры. Причем раз в месяц - вполне много.
Не отчаивайся и не суди второпях. В фэндом приходят разные люди, не все любят играть на совесть, не все умеют и хотят вроливаться. Но ты можешь не зависеть от этих людей. У тебя хватает своих людей.
Вот и я так решил. хотя не всегда можно увидеть всю картину заранее.
Я люблю, когда пресловутый квест как-то завязан на вложенную в игру идею, позволяет персонажам в процессе его решения взаимодействовать друг с другом и что-то узнавать и понимать друг о друге и о себе. сам всегда стараюсь делать так. а когда квест ради квеста, лишь бы слоники побегали, и предполагает взаимодействие с моделькой... тогда у меня возникает чувство, что у меня украли игровое время, которое я мог бы потратить на игру. всё вспоминаю этот квест с божком-пустословом и в упор не понимаю: а он зачем, он про что, он - чтобы что?..
У тебя хватает своих людей
Да, это правда. с кем поиграть - всегда найдётся, пусть нечасто, но хорошо.
Будет больше времени на рассказывание своих историй - играми, текстами. идей хватает.
Если механические действия плохо вписаны в сюжет, то да, это даже деролить может. Потому что "мой герой не идиот, он в болото не пойдет". А игротех велит идти, против логики характера, тк там, в болоте, спрятан кубик Рубика, от которого что-то важное зависит)))) не, нафиг надо.
Будет больше времени на рассказывание своих историй - играми, текстами. идей хватает. - уррр.
Ну, на той космичке тоже было своё болото с кубиком, куда мой персонаж не полез, потому что ему было не надо.)) но ему и так было чем заняться, и да, баланс между движухой и свободным временем на пообщаться между собой был достаточно разумным. и по сумме факторов, хотя недочёты тоже были, я мог доверять мастерам и поэтому на следующую их космичку тоже еду.
Код поймал, завтра же с утра на почту :3
Да, да и да. Согласен на 2,5 пункта из трёх.
И про обучение.
(Мне вообще было довольно странно, что, когда Саппорт/ВУ в чатике инициативой группы начал разбирать свежевыложенные правила по талисманам, он получил комментарий что не стоит "играть в игру до игры". Нет. Разбирать и изучать модель - нужно и стоит. Как игроку. А как персонаж ВУ вполне себе модель без достаточных данных НЕ освоил, почему и получил взрыв талисмана на лице ).
Да, согласен. меня это тоже покоробило, и это я тоже так и не смог донести до мастера - что публичное обсуждение правил и моделей не равно критике мастерской работы и попытке сломать систему/выиграть игру. пока никто не делится закрытой информацией - я как мастер только предпочту, чтобы правила обсуждались, иначе как мне убедиться, что их поняли правильно. а "положено понимать систему на игре, до игры понимать запрещено" - плохой фэншуй, не нужно игрока и персонажа смешивать. персонаж способен не понимать то, что понимает игрок)