Обещанным бонусом к
шекспировским лекциям - все Гамлеты, которых я видел.
ЦАТРА (театр Российской армии), видел в 2009-мЦАТРА (театр Российской армии), видел в 2009-м, Гамлет - Лазарев. Хорошая, крепкая постановка без изысков, которую вполне стоит смотреть для знакомства с живым текстом (пусть и в переводе Пастернака - типикал "русский Гамлет" с расчётом на самоиграбельность), - и с великолепной музыкой Шостаковича.
Театр на Юго-Западе, видел в 2009-мТеатр на Юго-Западе, видел в 2009-м. Гамлет (на переднем плане) - Леушин, Клавдий - Матошин. Я бы поменял их местами - леушинский Гамлет обаятелен, но не трагичен, - но Матошин говорил, что Гамлета не любит. Зато Клавдий получился прекрасным - дерзкий хищник, не готовый отказаться от своей добычи и ожидающий освобождающего удара отравленного клинка с не меньшим нетерпением, нежели сам мститель. Плюс - самурайская эстетика костюмов, делающая историю о пути к смерти максимально лаконичной. Если есть запись - надо бы пересмотреть...
Schaubühne (Берлин), видел в 2010-мSchaubühne (Берлин), видел в 2010-м на фестивале "Территория". Режиссёр - Томас Остермайер, Гамлет - Ларс Айдингер, принц-переросток с брюшком и "кризисом сорока". Попытка вернуть "Гамлета" к тому, чем он мог быть для современников: кровавое шоу на краю могилы, где убийство понарошку оборачивается гибелью всерьёз, а расшатавшийся мир пора подтолкнуть в бездну с радостным "уиии". Для этой постановки Мариус фон Майербург подготовил новый, вольный перевод "Гамлета" на современный немецкий, с нецензурными выражениями, - увы, насладиться им могли только знающие немецкий.
Meno Fortas (Вильнюс), видел в 2011-мMeno Fortas (Вильнюс), видел в 2011-м на фестивале "Сезон Станиславского". Режиссёр - Эймунтас Някрошюс, Гамлет - Андриус Мамонтовас, седой, но ребячливый "уже никогда не король", которого манит смерть как страна, куда уехал любимый родитель. Тень Отца - языческий предок, древний вождь, последний волк, фомор, вкладывающий оружие хаоса в руки сына, не наученного убивать. Стихийный спектакль со льдом и огнём, в котором каждый пытается спастись от рагнарёка в междумирье Эльсинора - но каждый, конечно же, обречён, и, как обычно у Някрошюса, одиночество оставшихся оказывается страшнее небытия ушедших.
Коляда-театр (Екатеринбург), видел в 2013-мКоляда-театр (Екатеринбург), видел в 2013-м на гастролях-"колядках". Гамлет - Ягодин, весёлый и злой(тм), готовый сражаться за корону со всей страстью нереализованного потенциала. Он саркастичен и зубаст, и когда шутки кончились, всем стало не до смеха - Гамлет играет в кошки-мышки и лишь тогда поставит Клавдию мат, когда убьёт всех пешек. Своя и чужая смерть его не страшит - он боится забвения и жаждет посмертной славы.
Royal National Theatre (Лондон), видел в 2014-мRoyal National Theatre (Лондон), видел в 2014-м на шекспировском фестивале. Режиссёр - Николас Хайтнер, Гамлет - Рори Киннир. Яго у Киннира получался верибельней, чем такой же приземлённый Гамлет. Подобно сериальному Мориарти, он рисует смайлики и становится злодеем, чтобы обратить на себя внимание, и из аутичного буки постепенно превращается в психопата-убийцу. В этом Эльсиноре все играют роль, причём фальшиво, и от сюжета остаётся блокбастер: кто кого. Не впечатляет.
![](http://static.diary.ru/userdir/3/0/3/3/3033036/thumb/86864790.jpg)
Есть ещё несколько гамлетов, которых я видел в записи (от Высоцкого и Смоктуновского до Камбербэтча) и в кино, но это уже менее релевантно, поэтому просто положу контрастные картинки
![:vv:](http://static.diary.ru/userdir/0/0/0/0/0000/12203805.gif)
![](http://static.diary.ru/userdir/3/0/3/3/3033036/thumb/86864793.jpg)
@темы:
all the world's a stage