Вчера Аркадий собрал нас - Антона, Айкеро и меня - в Московский театр кукол, на "Крабат - ученик колдуна". Не был в этом театре вечность, и в театрах как таковых, а прогресс уже дошёл на лыжах до электронных билетов. Перед спектаклем посмотрели экспозицию кукол, я залип на эскизы с мышами. Затем заняли места, не повезло на не затыкающихся детей за спиной, но в детском театре иного и не ждёшь (а некоторым актёрам, учитывая это, стоило бы говорить погромче). Жаль, что зал полупуст, но атмосфера совершенно ламповая, и когда во время антракта мы задержались в буфете, возникло ощущение, что для того, чтобы продолжить, ждали только нас.
Под катом не рецензия, под катом нечленораздельные кроссоверы (см. тэги) и спойлеры. Вас предупредили.
*internal screaming*Чтобы вы не подумали, что я предвзят, - первым, что я увидел, был средней руки спектакль. "В чёрных свитерах", как говорят в этих наших ролевых, с типичными приёмами вроде таскания мешков бурлацкой походкой в красном освещении и снов на фоне колышущейся тряпки. Юноши, которых поначалу сложно различить, эдак несерьёзно вступают в игру. И работа Крабата в условиях многозадачности смотрится совсем не страшной. А потом фарс повторяется как трагедия. И нам последовательно показывают, что добровольность - самообман, что каждый скажет те слова, которые хочет услышать Мастер, и каждому не станут объяснять, что сталось с его предшественником, зная по себе, что неведение - легче.
Это, конечно, всё ещё магическое ПТУ(с), рассылающее вместо сов с письмами сны с воронами. И Мастер похож на Снейпа с карикатур - сутулящегося, с завешенным волосами лицом, взмахивающего плащом. Чёрный колдун, плейбой, филантроп, кто ты без своего плаща? - серенький сельский учитель в цилиндре. Но, видите ли, Мастер - птица. Главная птица, что твой папа Стервятник, даром что тот тоже жил за двоих и хромал. И эта сказка - про совсем другую детскую магию, не ту, что в Хогвартсе, а ту, когда считалки становятся заклинаниями и срабатывают, выходи из круга вон, всё равно тебе водить, чёрт сдох, его похоронили.
На мельнице поют про колесо. Круг сменяет Круг, и всё начинается заново, один умирает - на его место возвращается кто-то другой. Да, именно возвращается, его ждут и встречают, но - именно другой. Новичок первым делом получает ложку - когда-то ложку дарили новорожденному. Выронил ложку - умер. Её отдадут следующему ученику. Витко, который после смерти Михала держит в руках две ложки и не сразу понимает, которая из них - его собственная, когда у него пытаются отнять ложку для пришедшего Лобоша, - одна из самых впечатляющих метафор спектакля. Вторая родом из канона и даже не метафора - изнасилование путём превращения в коня. В детстве оно меня поломало, да. А говорите, 12+.
Крабат наследует место Тонды - повторяет его слова, его действия, в нём влюблённость Тонды в некую девушку отражается, как солнечный свет от луны. Крабат Певунью никогда не видел, только слышал. Она с ним ни разу не говорила, только видела во сне. И всё же они нашли друг друга, и то, что не получилось у Тонды, получилось у них - потому что Мастер выращивал Крабата тем, кто его убьёт.
Уроки Мастера - отдельная боль. Рассказ об Ирко - и "вы должны это пережить". Весело бежать навстречу друг другу с армиями игрушечных солдатиков, а потом в твою руку вкладывают пистолет: каково это - целиться в лучшего друга? Подстреленный Юро, поднимаясь, утешает Крабата жуткой фразой: "Кто-то же должен". Если кто-то из двоих должен умереть, то пусть это буду я. Не знаю, мог ли Ирко говорить или думать то же самое. Но Мастер доходчиво объясняет своему преемнику, что однажды придётся иметь дело не с игрушками. Только это уже настоящая смерть(с). Второй урок - искушение властью, выбор того, кто должен умереть. И Крабат даже произносит "Да!", когда очередь доходит до Лышко - и только через мгновение спохватывается.
Третье испытание - для Певуньи. Но не могу отделаться от мысли, что она узнаёт любимого человека в птице, а Мастер когда-то не узнал - хотя по канону, вроде, он понимал, в кого стреляет. Мастер ей даже подыграл, спрятав куклу Крабата, - не знаю, как это интерпретировать. И кто-то - кажется, Юро - говорит так буднично, что мурашки по коже: "Мастер умрёт". Крабат не может не осознавать, что на этот, третий, раз его действия приведут к настоящей смерти, но не колеблется. В конечном итоге это ещё одна история о взрослении/инициации, а инициация требует жертвы. Если ты готов отпустить своего тирана, больше не нуждаешься в его палке, - ты повзрослел.
И как же Мастер будит во мне Форкосигана тем, что всё прежнее и лучшее в нём умерло вместе с Ирко на войне, и вернулся с войны уже кто-то другой. И Did you exchange a walk on part in the war for a lead role in a cage(с) /для не знающих английского вольный перевод: Неужели ты выбрал не вместе идти на войну, а стать ведущим в тюрьме/. Дания Барраяр - тюрьма похлеще Мельницы, которая всего лишь птичья клетка.
А если предположить, что Мельница - это Чистилище... то Мастер - одиночество Ада в Чистилище, привет Пасынкам, ещё одной любимой сказке. "Крабат" вообще идеально кроссоверится с любым пограничьем между жизнью и смертью - можете представить себе "Летучего Голландца" вместо мельницы? А я представил.
Но вернёмся к спектаклю. Вспоминая о том, как "играют" ложки, куклы кажутся не такими уж важными, к тому же издалека их плохо видно. Очень классный Лобош, который не затыкается, пока не выключишь звук, потому что молча - страшно. Напрочь слитый Лышко, но, право, в короткий спектакль правильно приготовленный Лышко не вместился бы. И - орёл в качестве крыши мельницы, господи, авторы поняли всё как надо. В финале Мастер пытается дотянуться ладонью до орла и идёт копать себе могилу. Под крышей светятся часы - кем надо быть, чтобы пройти двенадцать кругов, двенадцать чужих жизней в надежде начать с нуля? Десять, девять, восемь, я иду искать.- Почему Мастер не вышел на поклон? - спросила одна из девочек, сидевших позади нас.
- Потому что Мастер вышел весь, - ответил я.
Мы тоже вышли - из зала, перемолотые в муку. Чудом не собрали команду на ЗФБ за два часа до закрытия регистрации (я мог позвонить Птахе с просьбой сделать нам баннер и выслушать всё, что она о нас подумает). Перебрались орать в работающий допоздна БургерКинг. В очереди я заметил местный хэппи-мил с птичками, и немалого усилия воли мне стоило не купить орла. Я запивал картошку чаем, потому что не нашёл там пива, и орали мы до двенадцатого часа, пока нас не попросили пересесть. Когда любишь смотреть на бегущую воду, горящий огонь и работающих людей, пожар на мельнице во время наводнения - наш выбор. Ещё одним волевым усилием расстались с Антоном в метро, а затем мы с Айкеро уезжали по синей ветке, плавно догорая и говоря о работе и живности.
Упоминая матушке о своих планах, я шутил, что под Новый год мы с мужиками ходим в
баню детский театр. Дошутился: в январе ещё пойдём, нельзя не пойти. Надо пересмотреть фильм(ы)...
А точно ведь. Как-то я совсем перестал обращать внимание на кукол, а зря.
Присоединяйся к нам в январе?)
Хз пока, что будет с деньгами и временем, я ж теперь офисная мышь.
Агата Лерд, я тоже тебя люблю.)))
Но как перестать и начать, гспд, сам придумал - сам упоролся. куда деть хэдканон Мастера, который заключает с
Великим Здрайцейчеловеком-с-петушиным-пером сделку "12 раз кто-то умрёт за меня, чтобы потом я вернулся в тот день и умер за него".И ведь никому от этого легче не станет, включая его самого. и Ирко, который "ну б@,в какую преисподнюю ты себя так талантливо загнал и где теперь искать".
О да, мать вашу. Я знал, я знал, что это не просто мое больное воображение, в этой сцене и правда есть сексуальный подтекст!
куда деть хэдканон Мастера, который заключает с Великим Здрайцей человеком-с-петушиным-пером сделку "12 раз кто-то умрёт за меня, чтобы потом я вернулся в тот день и умер за него".
Это гениально, хочу это в свой хэдканон.
И чтобы потом оказалось, что Господин-с-петушиным-пером не собирается выполнять свою часть сделки.
Спасибо, забирайте, мне не жалко, всем боли
Хммм, Ирко "вернется не таким"?
Или Ирко не такой няша, как мы думали, и будет жечь и пепелить намного хуже (то есть, намного масштабнее) Мастера?
Я хочу напомнить кое-что. Мастер рассказывал, что Ирко был веселым, но ни разу не говорил, что он был ещё и добрым. Так что этот момент можно трактовать в любую сторону. Но, исходя из того, что они с Мастером довольно долго дружили, а люди с несхожей моралью редко находят общий язык...
Вот-вот. Давайте разрушим светлый образ Ирко, мы же не знаем, каким он был на самом деле.
А веселый - кто знает, как они там с Мастером веселились? Может, из Ирко вырастал этакий психопат-трикстер. Пошел же он за каким-то бесом колдовать для турков.
патронус в форме орла, after all these years, always.))) Но тема с Ирко-трикстером, творящим фан ради фана и не задумывающегося о последствиях, мне нравится тоже))). И да, я в глубине души считаю, что идти воевать за турков - это Ирко не молодец. Т.е. мы не знаем его мотивы, но.Так что придется Мастеру возвращаться с того света, чтобы еще раз убить Ирко)))
Так что придется Мастеру возвращаться с того света, чтобы еще раз убить Ирко)))
Прямо-таки "убью, подниму и ещё раз убью". Оно же "а ведь я так хорошо её повесил".
Весёлый и злой? "Ведь ты меня убивал не раз"(с)?
А я на самом деле добрый и хэдканоню всё-таки уползание Ирко более светлого, чем Мастер. но вот какая кармическая хрень будет с ним происходить с учётом того, сколько жизней за него положили, - отдельный больной вопрос. зато, вероятно, эта хрень и позволит ему понять, что именно творил Мастер, и выйти на его след.)
Весёлый и злой? "Ведь ты меня убивал не раз"(с)?
Да, ты понял, ты меня понял! "Я никогда не любил воскресать, но иначе не мог.")))
Да я сам тоже люблю хедканонить светлого Ирко))) Но у нас, видимо, Ирко Шредингера - ни жив, ни мёртв, ни плохой, ни хороший)))
Будет здорово, если воскресшему Ирко "передастся" часть воспоминаний тех, кого убили ради него. "И мальчики кровавые в глазах", всё такое.
Аж на зубах хрустит))
Magnus Kervalen,
Не уверен на счёт воспоминаний, но огрести что-то, что они не успели в жизни огрести, - возможно. раз в реальности Ирко мальчики начнут исчезать после той битвы, где он выжил...