Этот неловкий момент, когда было заявлено "играем в чёрных свитерах", и ты честно приезжаешь в чёрном свитере, а все вокруг в прикидах, украшениях и париках. Зато Птаха соорудила мне офигенный шрам, который, надеюсь, успел попасть на фото. Я получил вводную, прочитал и сразу убрал в пожизняк, ибо и так всё помнил; сцапал себе тилаку под цвет цацок; прилепил к себе красный диод, означавший сторону Кауравов, и выбрал себе космический корабль. Всё это пришлось делать быстро и в некотором бардаке, но начали сравнительно вовремя. Далее игроцкие впечатления
Кажется, в этот раз модели и воркшопы заранее пугали Птаху больше, чем меня, хотя обычно бывает наоборот. Но для меня игру делает игрой персонаж, а здесь персонаж у меня была, и я был спокоен. И воркшопы были больше похожи на расширенный парад, когда все представились, нашли своих соратников и сородичей и запомнили друг друга. После этого поели (спасибо за блины!) и сразу вошли в игру. Мне понравилась модель "пляски Кали" - как возможность взглянуть в лицо врагам и проникнуться драйвом. Жаль, что все забили сначала на обращение с мантрой к кораблю, а потом и на сами корабли, - хотелось бы, чтобы корабли имели больше значения для перевеса сил. Без них теряется ощущение, что действие происходит в космосе.
Конечно, это во многом режиссируемая игра - исход сражений определяют мастера, но когда доверяешь их видению, всё получается отлично. И сны-флэшбеки, в которых персонажи рассказывают свои истории, мне тоже неожиданно понравились, хоть я и знал эти сюжеты заранее. Некоторые говорили от первого лица, некоторые - от третьего, а некоторые - от второго, заставляя кого-то пережить то, что пережили они. Да, все истории не вместились, мне немного жаль, что мы не сыграли флэшбек Ираван. И на общение между битвами и снами почти не оставалось времени, но это будет исправлено в дальнейшем.
Я рано умер, чего и следовало ожидать от Рукми, у которой не осталось ничего, кроме ненависти и мести, но даже мёртвому мне не приходилось скучать. Я
Аналогично не знаю, как моделировать проклятия и благословения. Если выдавать их в ограниченном количестве, как лотосы, можно вконец запутаться. И немного не хватало клятв, которые вполне могут быть на отыгрыш, хотя нечто подобное сыграло - с усыновлением Экалавьи, например.
От финала про жЫрный спойлер!реалити-шоу мне ни горячо не холодно, для меня важно, что всё происходящее - это в любом случае лила(игра) божеств, которые вмешиваются через своих аватаров и непосредственно, и что эпоха закончилась, но битва на Курукшетре, как многие другие эпические события, отражена в вечности и не закончится никогда.
Отчёт отперсонажный, посмертныйМоё имя Рукми, и я расскажу вам историю о своей мести.
Моим отцом был Бхишмака, капитан станции Видарбха, спутника планеты Магадхи. На Магадхе правил могущественный император Джарасандха. Он выдал своих дочерей за Камсу с планеты Матхура и помог ему совершить военный переворот против его отца, царя Уграсены, предоставив ему свою армию - и я сражалась там. Свою сестру Деваку и её мужа Васудеву Камса держал в тюрьме, но им удалось передать свой генный материал на астероид Гокулу, где родился и вырос их сын, пилот Кришна. Однажды Кришна вернулся на Матхуру, убил своего дядю Камсу и стал первым принцем при дворе Уграсены.
Джарасандха узрел горе своих овдовевших дочерей и поклялся убить Кришну. Наш флот 18 раз атаковал Матхуру. Тогда Кришна сбежал. Он отыскал гиперпереход к прекрасной планете Двараке и переселился туда вместе со своим старшим братом Баларамой и многими людьми. Кришну славили по всей Бхарате как талантливого пилота, он сдружился со своими двоюродными братьями и сёстрами, Пандавами - детьми Кунти, сестры Васудевы, и правителя планеты Хастинапур.
У меня была младшая сестра Рукмини, самая красивая сестра на свете. Мудрец, посетивший нашу станцию, посоветовал ей поклоняться Шиве, и Шива благословил её стать супругой Кришны. И моя сестра влюбилась в Кришну, хотя ни разу не разговаривала с ним. Тщетно было говорить ей о том, что Кришна - не кшатрий, что Кришна - наш враг, что Кришна вероломен и хитёр и не сделает её счастливой.
Тогда я убедила наших родителей выдать Рукмини за Шишупалу - принца с планеты Чеди, входившей в империю Джарасандхи. Его матерью была Шрутадева, сестра Васудевы. Когда-то она взяла с Кришны клятву не поднимать руку на двоюродного брата, даже если тот будет оскорблять его. А ещё Шишупала был моим другом, самым верным и храбрым. Только такого супруга была достойна лучшая сестра на свете. Я сама выбрала бы его своим мужем, но Рукмини была моложе и прекрасней, и я желала ей счастья более, чем себе самой.
Рукмини подговорила брахмана Сунанду передать зашифрованное сообщение Кришне. Она просила его похитить её, когда её корабль с эскортом будет двигаться к орбитальному храму для церемонии бракосочетания. Кришна вместе со своим другом Арджуной напали на кортеж и захватили Рукмини. Когда мы с Шишупалой и флотом бросились в погоню, на нашем пути встал флот царя Баларамы. После первого боя стало очевидно, что кровопролитием ничего не решишь, и мы взошли на борт "Гаруды", корабля Кришны, для переговоров. Но вместо того, чтобы раскаяться в своём бесчестном поступке, Кришна стал насмехаться над нами. И я прокляла Кришну, сказав, что придёт день, когда Рукмини выйдет против него.
Кришна впал в ярость, и мы стали сражаться. Он был сильным воином, но ещё более - хитроумным воином. Он открыл створки шлюзовой камеры и выбросил меня в открытый космос. Створки захлопнулись, но я, вцепившись в металлическую скобу, висела в невесомости. В космосе очень холодно. Пальцы примёрзли и стали с металлом единым целым. В космосе нет кислорода. Когда воздух покинул мои лёгкие, секунды казались мне вечностью. Я слышала, что происходит по ту сторону створок. Шишупала в гневе выкрикивал оскорбления в адрес Кришны. А потом послышался кроткий голос Рукмини. Она обещала Кришне стать его верной женой и умоляла пощадить её сестру. Шлюз закрылся. Ещё через несколько мгновений сквозь створки камеры ворвался кислород.
Кришна сохранил мне жизнь. Для кшатрия это хуже смерти. В память о том позоре у меня остался шрам на лице. Так я поклялась отомстить Кришне - за себя.
Когда царь Дхритараштра изгнал Пандавов, их взор обратился на Индрапрастху, покрытую океаном планету нагов. Пандавы и Кришна устроили орбитальную бомбардировку и уничтожили почти все острова нагов, а над океаном выстроили парящий город. В нём старшая из Пандавов, Юдхиштхира, стала царицей Индрапрастхи. Но ей было мало того, и она возжелала стать императрицей. Она отправила своих сестёр и братьев захватить соседние планеты. А прежде всего, по совету Кришны, ей надлежало расправиться с Джарасандхой, императором Магадхи. Её брат Бхимасена вызвал Джарасандху на поединок, и 13 дней сражались они. На 14-й день всё их оружие исчерпало заряд энергии, и Бхимасена убил Джарасандху голыми руками.
Так Магадха под управлением назначенного Кришной царя Сахадевы, сына Джарасандхи, стала вассальным царством Индрапрастхи, а вместе с ней - Видарбха и Чеди. Мы с Шишупалой вынуждены были присутствовать на церемонии коронации Юдхиштхиры. Юдхиштхира преподнесла питьё Кришне прежде других гостей, чем оказала ему почёт и унизила всех собравшихся царей. Шишупала разгневался и указал на то, что Кришна - не кшатрий и уж точно не может считаться самым достойным из присутствующих. Он обрушил оскорбления на Кришну, и тот, выхватив свой лазерный диск, метнул его и снёс Шишупале голову. Я опустилась на колени там же, где стояла, на залитом кровью полу, прощаясь с последним человеком, который был дорог моему сердцу.
Так я поклялась отомстить Кришне, клятвопреступнику и братоубийце, за Шишупалу и за себя.
На той же церемонии Юдхиштхира играла в кости и проиграла своё царство, и Пандавы отправились в изгнание. Магадха и Видарбха перешли в вассалитет Хастинапура. Я ненавидела Хастинапур, но когда минуло двенадцать лет и разгорелась война за его престол, я выступила на стороне Кауравов, мечтая увидеть поражение Пандавов и лично принести гибель Кришне. Кришна стал пилотом "Гиты", корабля Арджуны, а флот Двараки предложил Кауравам и сказал, что только его жена достойна вести этот флот в сражение. Так сбылось моё проклятие и Рукмини воевала против него.
Накануне очередного дня битвы над необитаемой планетой Курукшетра привиделся нам сон о злосчастной коронации Юдхиштхиры, о том, как упал Шишупала, убитый Кришной. Это видение вселило в моё сердце ещё больше ярости. Но наутро три алых лотоса расцвело перед великой Бхишмой, двоюродной бабкой Пандавов и Кауравов. Она не пожелала ни с кем делиться правом вызова, так как поклялась, что не покинет поля боя ни днём, ни ночью. Она сражалась трижды, лишив корабля Накулу и Сахадеву, повергнув Бхимасену, но отпустив его живым, и победив Арджуну, заставив его признаться в нарушениях дхармы, чтобы сохранить жизнь. Арджуна признался лишь в одном прегрешении, хотя список их мог быть длинным, но великая Бхишма позволила ему уйти.
В тот день Пандавы были так ошеломлены мощью великой Бхишмы, что не осмелились бросать вызов. А полководец Дурьодхана несправедливо обвинил великую Бхишму в том, что её победы не приближают нас к поражению Пандавов и нет в них смысла, коль скоро она не убивает наших врагов. Когда настала ночь, Юдхиштхира с братьями тайно ступили на борт "Дхармы", корабля великой Бхишмы, чтобы спросить у неё совета, как победить в этой битве. Шакуни, капитан станции Гандхар, заметила их и разбудила нескольких кшатриев, призвав нас изгнать незваных гостей. Великую Бхишму опечалило это нападение, и она велела своим двоюродным внукам расстрелять её из лазерных луков. Словно во сне мы смотрели, как заряды пронзают насквозь незащищённое тело стоящей на коленях великой Бхишмы; по лицу Арджуны текли слёзы, но он стрелял. Сотня стрел оплавила металлический пол за спиной великой Бхишмы, когда она упала. На сей раз это был не сон.
И Пандавы, и Кауравы с почестями перенесли великую Бхишму на самую высокую гору на Курукшетре. Великая Бхишма, которой было даровано право самой выбрать день своей смерти, сказала, что не умрёт, покуда битва не будет окончена, и дала обратившимся к ней советы и наставления. Перед рассветом Дурьодхана собрал своих воинов и назначил учителя Дрону новым генералом вместо великой Бхишмы. Также он сказал, что необходимо нейтрализовать Юдхиштхиру, и спросил, кто готов сражаться. У Шальи, царя далёкой аграрной планеты Мадра, был алый лотос, и я думала просить его как друга уступить лотос мне, но он успел ответить Дурьодхане, что вызовет Юдхиштхиру. Тогда Дурьодхана спросил, кто ещё готов сражаться, и я ответила, что всегда готова, но у меня нет пока такого права.
И тут Экалавья, непревзойдённая лучница с дикой планеты Нишадха, перед свадьбой Рукмини служившая посыльной между моим отцом и Шишупалой, протянула мне свой алый лотос. Дурьодхана спросил меня, кого я хочу вызвать. Я не могла вызвать Кришну, так как он не был кшатрием, и бесчестно вызывать неравного себе. Я ответила, что собираюсь вызвать Арджуну, думая о том, как потребую у него голову его возницы, а если он откажется - Кришна увидит смерть своего друга от моей руки. Дурьодхана сказал, что это самоубийство, но он не мог отменить моего решения. Настало утро, и я мало наблюдала за полем битвы, готовясь к сражению.
Когда я уже готова была вызвать Арджуну, он был на совещании с родичами, и я не стала прерывать их. Пользуясь моим ожиданием, Дурьодхана вызвал могучего Бхимасену, долго сражались они, и Дурьодхана начал проигрывать. Тогда на поле боя появилась почти вся сотня клонов Дурьодханы и стала атаковать Бхимасену, так что он не мог понять, с кем он бьётся. Многие из них погибли, но Дурьодхана вышел живым из этого сражения. Не тратя более времени, я вызвала Арджуну также спуститься на Курукшетру и драться один на один. Он посадил свой корабль, и смотревшие на бой кшатрии смеялись над тем, как он убегал от моих клинков. Это было славное сражение, стрелы Арджуны прожигали воздух у самых моих ушей. И последняя стрела достигла цели - ведь бабушка Бхишма благословила Арджуну на то, чтобы он никогда не промахивался.
Холодный огонь толкнул меня в грудь и опрокинул навзничь, и я больше не могла встать. Если Арджуна во всём оглядывался на Кришну, то Кришна решил не щадить меня во второй раз, спасибо ему и на том. Кто-то положил мою голову себе на колени, кто-то поднял мою руку, но я не удержала её в воздухе. Вечность была похожа на космос с тысячами тысяч звёзд, к каждой из которых можно было отправиться, - оставалось только разжать хватку и отпустить своё тело, уставшее цепляться за жизнь, как за железную скобу. Откуда-то со стороны я видела, как со мной прощаются мудрая Кунти, мать Арджуны, и храбрая Экалавья, винящая себя в том, что невольно стала причиной моей гибели, и моя сестра Рукмини, - и я молилась только о том, чтобы сестра не мстила за меня и не пострадала в этой битве, ведь месть превращает жизнь в короткий полёт стрелы.
А меня ждал Шишупала, и координаты на крейсере, названном в его честь, были уже заданы.

Постигровое и благодарности
Впервые поиграл в far future, there is only war, где для сверхлюдей-кшатриев нет права на любовь, верность и сострадание; в судьбу, которую явление божества перепахало, как тунгусским метеоритом, и вместо благодати оставило уродливый шрам не только на лице, но и на всей жизни. Надеюсь, не совсем слил ни своё сражение, ни свой сон-флэшбек.
Очень зашли простые, но цепляющие метафоры во флэшбеках - Кришна, задающий вопросы, потому что каждый, кто тебе отвечает, и есть ты сам; Кунти с родственными нитями; состязание Карны. Очень зашло гендерное равенство персонажей, хотя Шакуни и Экалавья воспринимались скорее как кросспольные мужские персонажи, и не знаю, как со стороны воспринималась Рукми - но для меня важно, что это именно женский персонаж.
Отдельное спасибо за то, что отказались от русифицированных прозвищ героев и за то, что в целом играли именно по Махе, а не по Чёрному баламуту, для меня это важно.
Спасибо мастерам Хэлке и Эфи за офигенную идею, грамотное воплощение и за то, что доверили роль. Получилось атмосферно, эпично и сильно, все ожидания превзошло.
Спасибо Тайрен за мою сестру. Я ещё до игры осознал, что можно ненавидеть кого угодно, только не такую сестру. Но, как водится, до Рукми дошло, как сильно она её по-прежнему любит, уже после смерти.
Спасибо Птахе за Ираван. Из-за отсутствия флэшбека я всё ещё слабо осознаю, какие мотивы преобладали в Рукми, когда она отпустила принцессу нагов на "Кундалини". Она могла взять её в плен и использовать как козырь против Арджуны, могла заставить сражаться на своей стороне, могла просто убить... Но, взглянув на эту одинокую нечеловеческую девочку, она, видимо, решила: живи, ещё повоюем. Пусть хоть кто-то из жертв чужого величия будет свободен.
Спасибо Димычу за Кришну с его "минуточку!"(с) - он получился именно таким, каким я его описывал Птахе: "Кришна сделал пакость и танцует". Очень каноничный трикстер. Меня совершенно не коробило эксклюзивное влияние Кришны на сюжет - ведь это игра не про равные возможности, а про то, что не только игрок, но и персонаж знает о безнадёжности своего замысла и всё равно поступает так, как велит его дхарма. И это прекрасно.
Спасибо величественной Бхишме [Ярославна], больше всех страдающей Кунти [Артёмка], и всем-всем-всем. Яркие образы, яркие истории, яркие поступки.
Я буду очень надеяться попасть на последующие прогоны. Необязательно в роли Рукми - её вектор достаточно предсказуем: так или иначе убиться об Кришну, - у меня немало любимых персонажей в Махе: и Экалавья, и Шикхандини... Главное - по датам совпасть.
А когда я шёл от Электрозавода к метро с Птахой и Азрафэль, в вывеске торгового центра погасла буква "Д", и мы узрели Серебряный Ом...

@темы: friendship is magic, радио Marcus FM, соседи по разуму, ролевиков приносят не аисты, om namah sivaya