Видимо, я приземлённый тюлень и смотрю сериальчики для того, чтобы расслабиться и заснуть, а не наоборот. Наутро почитал о сериале в вики - теперь хотя бы знаю, чего ждать, могу больше об этом не думать, и полегчало.
Мышиный выводок не выжил. Возможно, мать перестрессовала при отсаживании от других мышей; теперь её точно стерилизовать, чтобы с ней не случилось то же, что с покойной крысоФуней до её попадания к нам. Итого 22 мыши, из которых три в бегах, продолжают искать дом.
Вечером я доехал до Семёновской и пришёл ловить Птаху в Чёрную жемчужину, но они с Верой оттуда уже уходили - запомню это место на выпить кофе как-нибудь. Я дождался Алекс, и мы вчетвером отправились в магаз и на трамвай. Почаёвничали на кухне, пока Вера пекла пирог, поговорили за игры, встретили остальных игроков. Спасибо Телвен, погладившей мою расстрельную рубашку и аргендское жабо, кое я стирал накануне, ибо каждый раз обливаю его вином.
Птаху, к сожалению, перемена погоды сложила ещё до игры; меня от нехватки кислорода спасали открытое окно, много шоколада и сока и то, что я всё время сидел. Хотелось, конечно, быть более активным и шумным, но надеюсь, что не совсем слил. С наслаждением поиграл фиалку махровую, вневозрастного режиссёра литовского происхождения Виктораса Солерецкого под псевдонимом Виктор Ворожейкин. Собирался соблюсти традицию и подомогаться до Фандорина, однако и Виктор был слишком незамутнён, и разговор случился всего один и о печальном.
На втором прогоне кабинетки я играл юного критика Григория, которого до сих пор хочу доиграть. И традиционно надеюсь на четвёртый - глядишь, и на какую женскую роль подойду, игроцкий склероз у меня хороший. А пока расскажу о вечере с одним убийством и философскими разговорами.
(с) Ворожейкин
Мы с Андреем Ивановичем пришли пораньше и в тишине побеседовали о трудной судьбе женщин в театре - тех, которые не баронессы. Простолюдины считают их женщинами лёгкого поведения, и сами они окружены столь многими соблазнами - комплиментами, подарками, поклонниками, - что устоять почти невозможно. Те же, кто выходит замуж, но продолжают работать, сталкиваются порой с ревностью, достойной пера трагика, и вынуждены всё же сделать выбор - оставить сцену или семью. Но никто из нас не праведник. Монастырских добродетелей от людей искусства требовать бессмысленно - но у них свой путь, также достойный.
Затем Анфиса Николаевна Ерохина, самая заслуженная актриса в театре, составила мне компанию перед картинами Окоёмова. Особенно наше внимание привлекла графическая работа с двумя фигурами под мостом, переносящими на плечах две фигуры поменьше. Мне река напомнила о метафоре путешествия человека от рождения к смерти, а перевозчики - о святом великане Христофоре. Я запоздало понял, что, может, и не стоило вспоминать о смерти, но ведь все мы смертны, кто не Гильгамеш.
Вечер начался, и хозяйка представила нам своего гостя - Эраста Петровича Фандорина из столицы. Раньше я о нём от неё многого не слышал - только то, что у него были дела с её супругом и что человек он вроде бы государственный. Экономка принесла знаменитый яблочный пирог баронессы и графин холодного вина, и мы сели в гостиной в круг. Баронесса спросила Анну о готовящейся пьесе и о том, возможно ли будет её сыграть нынешним составом, без молодого актёра. Ведь уже существуют произведения, в которых центральное место занимают женские персонажи. Андрей Иванович в шутку предложил превратить Новейший театр в Глобус наоборот.
Баронесса также в шутку добавила, что Орест может провести для актрис урок, как надлежит играть мужские роли, но тот был необычно мрачен и отказался. Тогда Анна заметила, что напротив неё сидят три женщины разного возраста, и разговор зашёл о том, какую пьесу можно было бы написать о них. Я бы написал о женщине, которая встречает саму себя - юную и пожилую; это может помочь ей более снисходительно отнестись к ошибкам прошлого и к старости, которая всех нас ждёт. Мне подсказали идею, что Орест мог бы сыграть демона - и я согласился, что демон может приходить к женщине в новом обличье в каждом новом этапе её жизни. В разные годы то, что нас привлекает, похоже между собой, даже если различается внешне.
Конечно, в такой пьесе невозможно было бы обойтись без самоиронии - излишняя серьёзность театру не к лицу. Комичное зрелище демона, танцующего польку, помахивая хвостом, было отметено прежде всего самим Валаховым. Но этот образ должен был быть ироничным - спектакли, в которых демоны появляются из люка в клубах дыма, подсвеченные красным светом, давно устарели. У демона непростая работа - найти подход к капризной душе, которую он мечтает заполучить. Но прежде, чем я замечтался о злоключениях героя-демона и его отчётах перед начальником (чего наверняка не дозволила бы церковная цензура), баронесса и Анна удалились погулять по саду.
В доме действительно было душновато, но когда Анна вернулась и села в кресло, она была бледна. Затем у неё начался приступ кашля, и кто-то пожелал проводить её на свежий воздух. В коридоре она упала без чувств. Я бросился к ней - все столпились вокруг и ничего не делали; склонившийся над ней Фандорин произнёс, что она мертва, но я не мог поверить и спрашивал, чем помочь, просил расступиться и дать воздуха. Я был в таком ужасе от того, что было, как и в первых двух случаях, уже слишком поздно, и нельзя было ничего изменить, что сознание милосердно покинуло бы меня, если бы баронесса не упала в обморок раньше. Её поддержали и увели в её спальню, я остался один, и Эраст Петрович попросил меня помочь ему перенести тело Анны.
Я не помню, куда мы шли, что я говорил и как вернулся, словно во сне, в покои баронессы. Она уже пришла в себя и слабым голосом спрашивала, что с Анной. Я, казалось, подтвердил, что она мертва, но вскоре Андрей Иванович увёл меня в зал, чтобы я не расстраивал баронессу ещё больше, и сказал держать себя в руках. Но как я мог оставаться спокойным, если Анна была так молода, могла сделать для театра столь многое? Она была не "слишком" новаторской - она опередила наше время, поэтому многим её идеи не нравились. Но у неё не было врагов и не было повода для самоубийства. Что бы ни произошло, я хотел разобрать её черновики, закончить начатые пьесы и поставить их - в память обо всех, кого потерял наш театр.
Господин Фандорин сказал мне, что в чашке, из которой Анна пила кофе, был мышьяк. Это заставило всех нас насторожиться - не всякий человек, даже на государственной службе, всегда имеет при себе химическую лабораторию. Но Эраст Петрович подтвердил, что он здесь из-за двух ранее случившихся убийств, и, более ничего о себе не сообщив, добавил, что мышьяк определяется по запаху чеснока. Что ж, не пить кофе, пахнущий чесноком, будет несложно... И всё же - кто мог совершить убийство? Мне одновременно и хотелось того, чтобы Фандорин сделал всё возможное для расследования, и не хотелось узнать ужасную правду. Я до конца верил в то, что кто-то из тех, кого не было тогда в особняке баронессы, подкупил кого-то из слуг.
Мрачность Ворожейкина сменилась нервозной весёлостью - он много улыбался, неуместно шутил. Каждый справлялся с близостью смерти по-своему, и я старался поддержать остальных, убеждал, что театр продолжит работу и что мы не должны подозревать друг друга. Баронесса не выходила; её экономка сбилась с ног, спрашивая, не нужно ли ей чего, и не забывая подавать напитки и сладости гостям. Мы насилу уговорили её присесть и отдохнуть. Я присмотрелся к ней - её лицо показалось мне знакомым. Быть может, я обознался, находясь в крайне расстроенном состоянии нервов, но она напомнила мне о Катерине, воспитаннице моей тёти - девушке, в которую я был немного влюблён в студенческие годы. Однажды девушка сбежала, и я более не знал, что с ней.
Разговор снова зашёл о возрасте, и в какой-то момент я обнаружил себя рассказывающим ей о том, что внешность - не главное, ведь мы влюбляемся в чьи-либо глаза, которые есть зеркало души. Она спросила, может ли душа измениться с годами. Я ответил, что меняться могут цели и мечты, вкусы и мнения, но душа остаётся прежней. Я был почти уверен, что и она узнала меня - как давно это было? Лет семнадцать назад, мне было двадцать...
Пока мы ели пирог и отдыхали, Эраст Петрович работал, вызывая то одного, то другого гостя на приватную беседу - начиная с женской половины. Все разговоры в гостиной тем временем как-то сами собой скатывались к теме смерти, даже не только благодаря присутствию Окоёмова, который мог долго рассуждать о бессмысленности бытия, загнав в угол очередного слушателя. Я предпринял попытку поговорить о яблоках не в культурном контексте запретного плода, а в сугубо сельскохозяйственном смысле. Урожай обещал быть хорошим, а я люблю и пироги, и сидр - и некстати вспомнил яблоневый сад своей тётушки. Как хорошо там было гулять ночами, когда вся земля под ногами была усеяна упавшими мелкими яблоками, и ложиться прямо на яблоки!
Вот очередь дошла и до меня. Фандорин пригласил меня на кухню и полюбопытствовал, почему при смерти Анны я произнёс, что не смог её спасти. Я объяснил, что это потому, что я не знал, что или кто ей угрожает, а если бы знал, то сделал бы всё, чтобы предотвратить - а впрочем, я такой трус... Ещё он спросил про дуэль между Петей и Орестом. Я при том не был и ничего о том не знал, и мог лишь предполагать, что Орест, человек порывистый, мог неосторожным словом задеть юношу, а тот, как свойственно романтической молодости, мог сгоряча бросить вызов и затем упрямиться и стыдиться взять его назад. Но я заверил Фандорина, что никто из участников дуэли не желал другому смерти и что Орест, хоть и играет на сцене злодеев, - человек чувствительный и добросердечный, который первым бы бросился отговаривать Петра, узнай о его намерениях.
Тогда Фандорин поинтересовался смертью костюмерши Полины Извековы, которая была влюблена в Ореста и даже говорила ему о том, что сведёт счёты с жизнью. Меня насторожило, что Эраст Петрович знал о закулисной жизни не меньше, а то и больше меня, - но, право, кто не был влюблён в Ореста? Я подтвердил, что актёры - люди нервические и могут пригрозить покончить с собой, и в какой-то степени все к этому привыкли; но никто из нашей труппы, в том числе Орест, не отнёсся бы к подобному заявлению грубо или с насмешкой - так, чтобы подтолкнуть своими словами к роковому шагу. На том наш разговор и окончился - я не смог сообщить ничего полезного для следствия, но хотя бы защитил своих актёров.
Напоследок я не мог не признаться Эрасту Петровичу, что он - очевидно человек особенный, и ему стоило бы задуматься об искусстве. И в нынешней его профессии было творческое начало: сыщик должен быть так же чуток к миру, как и художник, актёр или литератор - подмечать детали и жесты, запахи, краски и привычки людей, незаметные обычным людям. Сыщик так же мог составить для себя портрет любого человека и распутать клубок человеческой судьбы. Однако он был занят и не стал меня слушать, приступив к следующему свидетелю.
Прочие коротавшие время в гостиной были так заинтересованы итогами нашего общения, что я смутился и заявил, что мы с Фандориным всего лишь беседовали. Но Андрей Иванович, видимо, также решил попробовать свои силы в роли следователя, а не только драматурга - "отобрать у меня хлеб, а у Фандорина масло", - и устроил мне форменный допрос о содержании моего разговора с Эрастом Петровичем. Заставил меня вспомнить всё, грозясь сходить за каминными щипцами, - но я тайны из этого не делал и пересказал, что отвечал Фандорину. Когда я дошёл до того места, где уверял Эраста Петровича в добросердечии Валахова, Орест отозвался:
- Витенька, если бы Вы назвали меня незлобивым, я бы точно Вас убил...
Не могу сказать, будто был недоволен подобной фамильярностью. Скорее, напротив. Меня редко называли так - должно быть, для многих актёров и актрис я был слишком стар; к тому же Орест разрядил обстановку и позволил сменить тему. Я сказал, что назвал бы незлобивым разве что только морского огурца, который обитает на дне и вовсе не двигается.
И тут Орест неожиданно затеял игру в признания - и первым заявил о том, что никого из присутствовавших не хотел бы затащить в постель. Лишь он один мог сказать об этом так, что это звучало не скандально и первым чувством вызывало сожаление. А вторым чувством - нечто наподобие ревности, ибо ни Фандорина, ни экономки в тот момент в гостиной не было. Когда они вернулись, Ворожейкин попросил Фандорина рассказать о себе, но тот поведал историю более чем типичную: из незнатной семьи, всего добился собственными силами, и так далее. Достойно, безусловно, уважения. Тогда экономка попросила меня рассказать о моей юности. Я не мог рассказать о себе и Катерине и потому упомянул только своих родителей и свою тётю, которая одна поддерживала мои увлечения искусством и познакомила меня некогда с баронессой.
Но прежде, чем рискнуть переехать окончательно в окрестности российской столицы, я сменил не один театр, о чём и упомянул; я сказал, что необходимо двигаться вперёд, искать новые творческие пути. Должно быть, Катерину - это могла быть только она, хотя баронесса называла её Аграфеной - это задело, если она полагала, что я оставил её тогда, после студенческих каникул, слишком надолго. Но я мог лишь повиниться перед ней, что не изменился. Навеки я принадлежал лишь театру, а для жизни семейной не был создан, восхищаясь всеми, кто нёс в себе искру искусства. Как жаль, что время было упущено и мне уже не удалось бы уговорить экономку выйти на сцену и произнести хоть пару реплик! В ней определённо теплился и доныне актёрский талант...
Не знаю, простила ли она меня - я бы очень того хотел. А внимание вновь переключилось на Фандорина, который спросил, при каких обстоятельствах я мог бы убить человека. Мои мысли были при этом столь далеко, занятые делами давно минувшими, что мне и в голову не пришло, что этот вопрос едва ли был праздным и он мог подозревать меня в преступлениях. Я сказал, что отнять одну жизнь допустимо, только спасая другую. Фандорин продолжил, что убийства ради близких людей нередко совершают, расчищая им дорогу к славе. Я возразил, что такая жертва неравноценна и является не спасением, а блажью. К тому же я всё ещё не знал, сумею ли я кого-то спасти, и хватит ли у меня духу при этом поднять на кого-то руку - я никогда не убивал, не охотился, даже мышей не травил!
На том признаний с меня было довольно. Настала очередь Анфисы Николаевны, и она призналась в том, что отстала от времени. Какое печальное заблуждение! Если нечто из того, что создавалось ныне, ей не нравилось, - это не мешало ей глубже постигать и использовать в своём творчестве достижения прошлого. Пока такие, как она, играли в театре, прошлое не умрёт, не закоснеет и не превратится в пыльный неподвижный экспонат музея. Прошлое имеет право на жизнь не менее, чем будущее. Как я уже говорил в тот день о юности: от прожитого нельзя отказаться, как нельзя отрубить корни дерева, дающего плоды в твоём настоящем.
Последней была Настенька Монина, недавно поступившая в нашу труппу, и призналась она в любви - любви к театру. Это было очень трогательно и очень кстати. Мы не должны были забывать в трудный час, что в первую очередь мы - театр. Да, мы вздрагивали от каждого шума и строили предположения о том, кто убийца. Мы спрашивали друг у друга, что держит нас здесь, и речь между актёрами заходила даже о том, что этот театр - не единственный. Но, как верно сказал Андрей Иванович, есть только один театр, и покинуть его невозможно. А мне задали самый сложный вопрос - что я сделаю, если узнаю, если один из тех людей, ради кого я оставался, - убийца. Что ж, - прежде всего я захочу выяснить все обстоятельства и поговорить с преступником лично. Не оправдать, нет, - но понять, что произошло с человеком, который был мне небезразличен, понять, как я обманулся.
И Ворожейкин тем временем любопытствовал седыми висками Эраста Петровича, словно нарочно вызывая ревность. Актёрам это свойственно, но - до чего же невовремя! И мне всё припоминал морского огурца. Я сел на диване между ним и Ерохиной и сказал, что ни с чем его не сравню, ибо сравнение никогда не бывает в пользу сравниваемого - оно означает сходство, а Ворожейкин такой один. Подумать только, - мне, похоже, удался комплимент. И сидеть среди своих актёров оказалось так уютно - почему я не сделал этого раньше? Слишком привык быть напротив, чтобы видеть все лица, - а теперь я был с ними, с ними заодно. Анфиса Николаевна произнесла, что убийцами порой становятся тихие мышки, наподобие Настеньки, - но я попросил актёров не подозревать друг друга. Расследование было не нашим делом, того и гляди к утру должны были нагрянуть жандармы, - а мы могли только оставаться семьёй.
Первым наутро прибыл барон фон Гюббен и немедленно удалился переговорить с Фандориным о произошедшем. Его супруге удалось заснуть, и он не стал её беспокоить. Эраст Петрович заявил, что у него уже есть подозрения, которые он, однако, не может обнародовать за неимением улик, и предложил барону осмотреть черновики Анны, в которых могли быть указания на грозившую ей опасность. Настенька при этом воскликнула: "Ничего не может быть в черновиках!", что многим показалось странным. Поиски Фандорина и барона увенчались успехом: они нашли целую пьесу, в которой, по их словам, неоднократно упоминалось имя убийцы. Я всё ещё сомневался, не мог ли кто-то подделать пьесу, но мне не позволили взглянуть на неё прежде следствия. Фандорин предложил убийце сдаться добровольно и тем облегчить свою участь, но все молчали, утомлённые долгой ночью, и Настенька выглядела особенно измождённой.
Андрей Иванович, весь вечер особо ухаживавший за дамами и извинявшийся перед Аграфеной-Катериной за непристойные шутки актёрской братии, настоял на том, чтобы Настенька удалилась поспать до приезда жандармов. Орест Петрович вызвался проводить её, но обманул нас: вскоре мы услышали, как она кричит, что не совершала чего-то. Я бросился на шум, но Фандорин захлопнул дверь кухни перед моим носом. Я вернулся и сказал, что мне совсем не по душе, когда допрашивают девушку, находящуюся в расстроенном состоянии нервов. Человек в таком состоянии может случайно оклеветать себя и другого, бог весть в чём признаться; вполне можно было дать Настеньке поспать и допросить утром.
Некоторые удивились, как я мог не одобрять действия Фандорина и уважать его одновременно. Всё просто: я верил, что Фандорин - джентльмен и не причинит девушке вреда, в противном случае я бы решил выбить дверь; при этом, на его месте я поступил бы иначе. Если бы я не уважал и осуждал всех, с кем не согласен, я остался бы один. Меня вновь обозвали человеком будущего. Слишком высокого они были мнения обо мне - и о будущем. Во мне, по крайней мере, прошедший вечер выявил немало недостатков - например, я не любил некоторую часть нашей публики (той, которая ходит на классику для галочки, а в театры - для того, чтобы узнать, настоящая ли позолота на колоннах, и поглазеть в ложи через бинокли), любил водевили... и был мрачно настроен относительно будущего. Если только его создадим не мы.
Фандорин вышел к нам в последний раз и объявил, что обвинения будут выдвинуты перед судом и сомневаться в них не приходится, поскольку преступница сама во всём призналась. Более, по своему обыкновению, он ничего не объяснил, но можно было расходиться - поредевшим составом театра, который ещё не скоро оправится от этих драм.
Жаль, что Виктор на игре не узнал, что Настя - спойлерего дочь, - иначе устроил бы цыганочку с выходом "Не верьте ей, это всё я". Хотя время было глубоко рассветное и сил на движуху оставалось мало. Спасибо мастеру и игрокам!
![:heart:](http://static.diary.ru/picture/1177.gif)
@темы: friendship is magic, кина не будет, електричество кончилось, соседи по разуму, ролевиков приносят не аисты, mice liberation
Ох, извини. Я иногда забываю предупредить, что с моральной стороной вопроса там реально жесть, а работать с этим начинают совсем не сразу. У самой действительно немного другие критерии просмотра сериалов, мне вот важно, чтобы иглы под ногти никому не вгоняли...
В общем, прошу прощения ещё раз за неосторожный с этой точки зрения совет.
Я не против даже игл, пожалуй, но только если всё разрешается благополучно, желательно - в той же серии, в какой началось. как в Докторе, Торчвуде, PoI - могут быть жёсткие моменты и трагические концовки, но надежда есть всегда. а длящуюся безнадёгу под видом нормы - я, видимо, не могу, в мире её и так достаточно.(
Кабинетку по Дикой охоте всеми лапами одобряю! фильм смотрел давно, но это же шикарный выбор для герметичного мистического детектива на десяток человек. так что, если есть на меня планы, - пиши, и позавтракать когда-нибудь на неделе я буду очень за