Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
Путешествие Алисы в Швейцарию (2012)
Театр им. Пушкина (Красноярск)
Закрой за мной дверь
Своё высказывание о проблеме вокруг эвтаназии в родной Швейцарии один из самых востребованных немецкоязычных драматургов Лукас Берфус уложил в одноактную пьесу. Никакого антуража, кроме стульев, она не требует, поэтому режиссёр Олег Рыбкин добавил только неподвижные камеры, фиксирующие крупным планом лица героев и передающие их на два экрана по бокам от сцены. На экране-заднике перед зрителем буквы складываются в ремарки, поясняющие, чей диалог или монолог сейчас состоится. Однако и такой минимализм оставляет актёрам возможность играть - а играть такое, должно быть, психологически тяжело, к тому же зрителю, заразившемуся их эмоциями, это может помешать обдумывать текст. Но обо всём по порядку.
К доктору Густаву Штрому, бескорыстно помогающему людям уйти из жизни, приходит безнадёжно больная Алиса. Рукава серой толстовки свисают ниже ладоней, капюшон скрывает половину лица, голос безразлично-заторможенный - в её жизни давно нет ни действий, ни мыслей, ни чувств. Но для того, чтобы поехать в Швейцарию, ей необходимо согласие матери, Лотты. И Алиса, и Лотта - смертельно уставшие люди, в том числе и друг от друга, но Лотта сначала не верит в серьёзность намерений дочери, а затем встречает их в штыки. Типичная картина: навязывание поверхностное решение проблемы ("сходи на курсы французского, познакомься с женщинами, мужчинами"), эгоизм ("а ты обо мне подумала?"), социальная зависимость ("что люди скажут?"). Лотта настолько привыкла регулярно пресекать попытки самоубийства Алисы, что воспринимает это как рутину, а не тревожный симптом. Доктор вынужден объяснить ей, что рано или поздно попытка увенчается успехом.
Лотта не может предложить достойной альтернативы, и ей остаётся только смириться. Тем временем у Густава появляется ассистентка - молодая идейная Ева, которую восхитила его статья о радости освобождения людей от страданий - и ещё один пациент, англичанин Джон. Джон тоже болен, но непроизвольно продолжает цепляться за жизнь: во время первого визита - выпивает виски и отказывается всю загробную вечность провести в похмелье, во время второго - рассказывает историю о своей кошке и предлагает вернуться с магнитофоном, чтобы записать и опубликовать его воспоминания. Жена, уже выбросившая его кружку, удивляется, почему он медлит, а у него появилась цель жизни: возможность беседовать с доктором, всегда готовым его выслушать.
Читать дальше!
Завтра у меня детский спектакль в 12 или в 2, потом мюзикл в семь, в промежутке можно составить мне компанию за чай-кофе.
Театр им. Пушкина (Красноярск)
Закрой за мной дверь
Своё высказывание о проблеме вокруг эвтаназии в родной Швейцарии один из самых востребованных немецкоязычных драматургов Лукас Берфус уложил в одноактную пьесу. Никакого антуража, кроме стульев, она не требует, поэтому режиссёр Олег Рыбкин добавил только неподвижные камеры, фиксирующие крупным планом лица героев и передающие их на два экрана по бокам от сцены. На экране-заднике перед зрителем буквы складываются в ремарки, поясняющие, чей диалог или монолог сейчас состоится. Однако и такой минимализм оставляет актёрам возможность играть - а играть такое, должно быть, психологически тяжело, к тому же зрителю, заразившемуся их эмоциями, это может помешать обдумывать текст. Но обо всём по порядку.
К доктору Густаву Штрому, бескорыстно помогающему людям уйти из жизни, приходит безнадёжно больная Алиса. Рукава серой толстовки свисают ниже ладоней, капюшон скрывает половину лица, голос безразлично-заторможенный - в её жизни давно нет ни действий, ни мыслей, ни чувств. Но для того, чтобы поехать в Швейцарию, ей необходимо согласие матери, Лотты. И Алиса, и Лотта - смертельно уставшие люди, в том числе и друг от друга, но Лотта сначала не верит в серьёзность намерений дочери, а затем встречает их в штыки. Типичная картина: навязывание поверхностное решение проблемы ("сходи на курсы французского, познакомься с женщинами, мужчинами"), эгоизм ("а ты обо мне подумала?"), социальная зависимость ("что люди скажут?"). Лотта настолько привыкла регулярно пресекать попытки самоубийства Алисы, что воспринимает это как рутину, а не тревожный симптом. Доктор вынужден объяснить ей, что рано или поздно попытка увенчается успехом.
Лотта не может предложить достойной альтернативы, и ей остаётся только смириться. Тем временем у Густава появляется ассистентка - молодая идейная Ева, которую восхитила его статья о радости освобождения людей от страданий - и ещё один пациент, англичанин Джон. Джон тоже болен, но непроизвольно продолжает цепляться за жизнь: во время первого визита - выпивает виски и отказывается всю загробную вечность провести в похмелье, во время второго - рассказывает историю о своей кошке и предлагает вернуться с магнитофоном, чтобы записать и опубликовать его воспоминания. Жена, уже выбросившая его кружку, удивляется, почему он медлит, а у него появилась цель жизни: возможность беседовать с доктором, всегда готовым его выслушать.
Читать дальше!
Завтра у меня детский спектакль в 12 или в 2, потом мюзикл в семь, в промежутке можно составить мне компанию за чай-кофе.

В древней Греции свободного человека уважали настолько, что убивать запрещалось даже приговорённого к смерти - вместо этого ему предлагалось лишить себя жизни самостоятельно.
При всём уважении к эвтаназии - мне вот это кажется лицемерием. Человека вынуждают к самоубийству, это не его выбор в данной ситуации.
В принципе, Бог и король здесь ни при чём. Древние греки тоже осуждали самоубийство "из слабости", были более или менее полагающиеся для этого случаи. То общество было более свободным, факт. А потом, когда люди стали спать в одной комнате всей семьёй вместе со слугами - какое может быть право на распоряжение своей жизнью? Постепенно процесс пошёл в сторону увеличения личного пространства, и уже лет пятьсот назад стало возможным говорить об этом по-другому.
А ты самоубиваться не пробовал, кажется, я даже спрашивала.
Про пространство - тоже хорошая мысль. Когда в каком-нибудь монголо-татарском стойбище один род из дюжины человек занимает одну юрту и ощущает себя как единый организм - тут уж не до проявлений свободной воли. И не до "слабости" тем более. Хотя решения в духе "убьюсь, чтоб не покрыть себя позором" наверняка существовали везде и всегда, где кто-то с кем-то воевал. Тот же Роланд - чем не сознательный суицидник?..
Не, ну а мне-то нафига.)
И тогда человек индивидуальную боль ощущает несколько по-другому. Ему, быть может, легче её перенести, потому что он не один.
Тот же Роланд - чем не сознательный суицидник?..
Не совсем так. Он идёт в безнадёжный бой, но а) не бессмысленно, а пользой, что сразу оправдывает
Тогда ты не понимаешь благость табу на суицид, на самом деле. Потому что когда человеку действительно нужно умереть, он через табу прорвётся, а когда он по истерике - возможно, что-то остановит.
Живой Роланд тоже был бы полезен
Пачиму я не понимаю? я понятливый =З Но необходимость прорваться через табу заменима необходимостью доказать серьёзность своих намерений. В спектакле том же - постоянно звучит: достаточно веские основания или нет?, превыше всего - неизменность и продолжительность стремления. Так что с сиюсекундной блажью - развернут подумать ещё месяцок, подготовить родных-близких... не всякому истерику под силу аргументированно вести переговоры.)
Роланд защищал отходящую армию Карла, если я правильно помню... хотя вот это "Не буду трубить в рог!!!" - это так.. подростково о_О
Ты понятливый, сорри
Когда с таким табу плохо, а ценность жизни слабо представляется, очнуться можно уже стоя на мосту или на крыше. А кое-кто очнётся только когда полетит.
Не, он никого не прикрывал, но звать подмогу всё равно отказывался.) Когда до Карла дошло, что арьергард что-то долго не возвращается, он поспешил, но опоздал...
Да, тут "ну упс" получается - когда человек, даже уже прошедший последовательно и упорно через все этапы, передумывает уже после последнего шага. Наверное, это очченно мерзкое чувство - "я, оказывается, жить хочу, а мне две минуты осталось". Но какого-то нейтрализатора, противоядия не придумали, к сожалению. Остаётся надеяться, что каждый сам собой распоряжается и сам за себя отвечает достаточно разумно. Ибо нефиг.
Он в итоге хотел уж затрубить, но упс).
Ещё раз - я урулила в тему собственно суицида, а не эвтаназии. Но таки да
Понял тебя
А человек редко думает головой, когда умереть очень хочет...