Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
Марево (201?)
Центр современного искусства, Приволжский филиал (Нижний Новгород)
Опера "Марево" - задумка арт-группы "ПровМыза" (Проворов-Мызникова), выступившей в качестве художников. Одному из авторов музыки, Кириллу Широкову, оперный жанр "кажется наименее привлекательным" в силу закоснелости в традициях ("Коммерсантъ" высказался ещё жёстче - "искусство глубоко архаичное, утратившее всякую связь с сегодняшней реальностью и оттого не представляющее особого художественного интереса"), и он решил продемонстрировать "чистый звук" и "ясную структуру". Послушать и посмотреть на оные собрался весь бомонд знатоков и любителей театра в целом и музыкального театра в частности. То, что услышал и увидел я, человек простой, можно только описать - не для прессы, а потомкам в назидание.
Небольшой оркестр - No-name ensemble - расположился прямо посреди зрительного зала. Рядом с фортепиано на подушечке на полу сидит человек и в течение всех полутора часов монотонно раскачивается. Сцена и задник обтянуты клеёнкой или фольгой серебристо-металлического цвета. В дыру в заднике уползает полотнище, скрывавшее помятый автомобиль. С капота встаёт человек (по программке - Отец, бас) с ребёнком на плечах. Когда ребёнок на некоторое время повисает на руках, держась за скобы в заднике, видно, что на нём юбочка (по программке это Дочь). Отныне Дочь не будет покидать плечи Отца, они действуют, как единое существо навроде кентавра (поэтому мысленно я назвал эту пару Существо). Отец последовательно выбрасывает на сцену из-под машины огромное сухое дерево, чучело животного и чучело птицы, а из салона выволакивает ещё одну пару и складывает в другом конце сцены. Затем Существо садится на водительское место (голова Дочери торчит из люка в крыше).
Лампа, подсвечивающая события на сцене, движется благодаря установленным на потолке рельсам к оркестру и, описав полный полукруг над залом (за время этого долгого процесса ничего не происходит), возвращается. Существо снова выходит. Отец ложится и ползком кружится на одном месте под монотонное гудение со стороны оркестра, ритмично ахая и охая, иногда речитативом выдавая неразборчивую фразу, иногда норовя прильнуть всем телом к заднику. Это тоже длится очень долго, и я начинаю клевать носом. Наконец, Отец бросает второй паре - это Мать (сопрано) и Сын (альт) - спутанный комок пряжи, и они с Дочерью уходят к автомобилю. Мать наматывает на этот ком тянущуюся нить, всю сплошь в колтунах, и что-то поёт, в концах фраз задыхаясь и сбиваясь на шёпот. Разобрать снова ничего нельзя, оркестр всё так же гудит на одной ноте, какие-то музыкальные звуки возникают только в паузах.
Читать дальше!


@темы: all the world's a stage