Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
Театр на Спасской (Киров)
Видимая сторона жизни (2010)
Замыкая круг
Зрители рассаживаются за столиками буфета, запасаются кофе и пирожными. Перед ними появляется девушка в чёрных брюках и жилетке и посвящает поэтический вечер приближающемуся посту. Зная современный театр, можно поверить, что всё это не игра и вечер действительно состоится - особенно когда девушка начинает читать стихи, хватаясь то за одну книжку, то за другую, но явно наизусть: нервно раскачиваясь на каблуках, оборачиваясь всем телом, запинаясь. Когда её перебивает музыка - с саблей наголо бросается искать невидимого противника. Да, это игра, - и, должно быть, сложно сыграть персонажа, даже внешне кажущегося знакомым: поэты-любители, нуждающиеся в аудитории, - непотопляемая социальная группа во все времена. При этом персонаж вполне конкретен - это петербургский поэт Елена Шварц. Она так и не узнала, что по её стихам ставился спектакль, - а после её смерти всё вылилось в эту удивительную историю о ней-представляемой, воображаемой, сочинённой. Вместо непосредственного знания - тексты, написанные ей самой о себе.
Не сухой документ, не скорбное подведение итогов, не прокрустова мера между упрямым фактом и субъективным взглядом. Просто миф, изрядно дистанцированный самоиронией от своего прототипа, - живой, неровный, свободный. Имеющий наглость непосредственно общаться с нами, такими настоящими и определёнными. Закончив со стихами, девушка подходит к буфетной стойке, напивается коньяком и травит байки, шатаясь по тесным проходам между столиков, задевая невозмутимых зрителей. И они кажутся более плоскими, чем этот персонаж, который, того и гляди, вот-вот пройдёт насквозь кого-нибудь, не заметив. У поэта измерений больше. И даже когда он ахинею несёт, для него это - абсолютная реальность. Вот у девушки предсказуемо не оказывается денег заплатить за выпивку - и она предлагает оставить саблю в залог, тут же выдавая на-гора фантастический рассказ о том, как Высшие учителя поручили ей заткнуть этой вещью утечку Тёмной энергии в мир.
Буфетчик, конечно, прогоняет её - она перемещается домой (роль дома играет лампа на стойке администрации), продолжая генерировать идеи на темы жизни, смерти, любви: громкость слов, красивость фраз и метафор с лёгкостью подменяет для поэта осмысленность. Декларируя, что её герой живёт в мире фантазий, исполнительница Яна Савицкая идёт ещё дальше: отправляет её исполнять поручение. Поэт едет в электричке (со стороны гардероба - скрипят разворачиваемые стулья), затем надевает платок, холл заливает драматически синим светом... раздевшись до сорочки, она прыгает куда-то вниз. Домой приползает замёрзшая. Похоже, бредит. Но это не спектакль о смерти. Это спектакль о возможностях продолжения жизни, он сам - одна из таких возможностей.
Читать дальше!
Видимая сторона жизни (2010)
Замыкая круг
Зрители рассаживаются за столиками буфета, запасаются кофе и пирожными. Перед ними появляется девушка в чёрных брюках и жилетке и посвящает поэтический вечер приближающемуся посту. Зная современный театр, можно поверить, что всё это не игра и вечер действительно состоится - особенно когда девушка начинает читать стихи, хватаясь то за одну книжку, то за другую, но явно наизусть: нервно раскачиваясь на каблуках, оборачиваясь всем телом, запинаясь. Когда её перебивает музыка - с саблей наголо бросается искать невидимого противника. Да, это игра, - и, должно быть, сложно сыграть персонажа, даже внешне кажущегося знакомым: поэты-любители, нуждающиеся в аудитории, - непотопляемая социальная группа во все времена. При этом персонаж вполне конкретен - это петербургский поэт Елена Шварц. Она так и не узнала, что по её стихам ставился спектакль, - а после её смерти всё вылилось в эту удивительную историю о ней-представляемой, воображаемой, сочинённой. Вместо непосредственного знания - тексты, написанные ей самой о себе.
Не сухой документ, не скорбное подведение итогов, не прокрустова мера между упрямым фактом и субъективным взглядом. Просто миф, изрядно дистанцированный самоиронией от своего прототипа, - живой, неровный, свободный. Имеющий наглость непосредственно общаться с нами, такими настоящими и определёнными. Закончив со стихами, девушка подходит к буфетной стойке, напивается коньяком и травит байки, шатаясь по тесным проходам между столиков, задевая невозмутимых зрителей. И они кажутся более плоскими, чем этот персонаж, который, того и гляди, вот-вот пройдёт насквозь кого-нибудь, не заметив. У поэта измерений больше. И даже когда он ахинею несёт, для него это - абсолютная реальность. Вот у девушки предсказуемо не оказывается денег заплатить за выпивку - и она предлагает оставить саблю в залог, тут же выдавая на-гора фантастический рассказ о том, как Высшие учителя поручили ей заткнуть этой вещью утечку Тёмной энергии в мир.
Буфетчик, конечно, прогоняет её - она перемещается домой (роль дома играет лампа на стойке администрации), продолжая генерировать идеи на темы жизни, смерти, любви: громкость слов, красивость фраз и метафор с лёгкостью подменяет для поэта осмысленность. Декларируя, что её герой живёт в мире фантазий, исполнительница Яна Савицкая идёт ещё дальше: отправляет её исполнять поручение. Поэт едет в электричке (со стороны гардероба - скрипят разворачиваемые стулья), затем надевает платок, холл заливает драматически синим светом... раздевшись до сорочки, она прыгает куда-то вниз. Домой приползает замёрзшая. Похоже, бредит. Но это не спектакль о смерти. Это спектакль о возможностях продолжения жизни, он сам - одна из таких возможностей.
Читать дальше!