Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
Наш класс (20??)
Театр на Воли (Варшава, Польша)
Работа над ошибками
Наличие новой пьесы ещё не предполагает новых методов постановки. Всё в спектакле Ондрея Спишака мы уже видели не раз, начиная с переноса исторических событий в школьный класс. Условность - на уровне студенческой самодеятельности: здесь складывают пальцы в кружочек вокруг воображаемых стаканов, подпрыгивают на воображаемой лошади, бьют понарошку и занимаются сексом не раздеваясь. То, что показать нельзя, проговаривают. Передвигают стулья и парты, похожие на гробы, - даже умирая, персонаж забирает свою мебель с собой, словно однажды школьник - навсегда школьник. Эпизоды разделяются школьными звонками и хоровым исполнением песенок и стишков.
Начинается спектакль в 35-м году. Тянут руки из-за парт шестеро поляков и четверо евреев - дети крестьян попроще, дети торговцев побогаче. Один заранее в зелёной советской форме, другой - в чёрной немецкой. Министрант Хенек в сутане, Абрам - в шапочке-кипе. Абрам вовремя уезжает в Америку - отсаживается в угол - и будет писать оттуда письма. Над дверью класса висит крест, и поляки собираются на молитву - чтобы, отвлёкшись на избиение еврея, вернуться к прерванному занятию. Но вот крест заменяют на серп и молот, и скамьи из закрытого костёла переносят в кинотеатр, где вместо польских фильмов теперь крутят советский агитпроп. Похоже, создатели спектакля забыли о сталинистском антисемитизме: герои-евреи вполне довольны наступившим "равенством". Ярый националист Рысек вместе с Хенеком решают бороться с "жидокоммунизмом", создавая подпольную организацию "Белый орёл".
Зигмунт отирается вместе с ними, но, завербовавшись в НКВД, сдаёт Рысека, надеясь спасти отца, которого всё равно сгноят в Сибири. Под пытками Рысек уверен, что на него донёс еврей Якуб, хозяин нового кинотеатра. Постепенно начинается дефицит, "пропадают люди", и против советского режима восстают все без исключения - и поляки, и евреи. Когда, сняв серп и молот, на его место вешают свастику, вся троица - Рысек, Хенек и Зигмунт - набрасываются на Якуба на улице, и Рысек убивает его камнем. Менахем всё видит, но не вмешивается - сбегает в деревню и прячется в овине у Зоськи, а троица тем временем насилует его жену Дору. Зигмунта назначают главным по "еврейскому вопросу" - и всех евреев сгоняют в овин и режут "по-христиански". Когда становится ясно, что так с полутора тысячами людей не управиться, овин сжигают вместе со всеми, включая Дору с её младенцем.
Читать дальше!


@темы: all the world's a stage