Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
Впервые побывал в Большом после ремонта. Снаружи он так по-прежнему и мерещится мне плоской картинкой на полотне. Внутри оказались крошечный неудобный гардероб, в котором каждая очередь заворачивается как горный серпантин и спутывается с соседними, виды на аутентичные кирпичи за стеклянными витринами в стенах, а также лифт, вознёсший меня на четвёртый этаж. В ложу первого яруса - из четырёх) что можно разглядеть на сцене с четвёртого - не знаю) В зале всё такое золотое-золотое, что глаза болят даже при взгляде на фоточки, кои и прилагаю.




Роден (2011)
Театр балета Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург)
Белые фигуры движутся хороводом, словно бумажная гирлянда, в которой рука одного человеческого силуэта не отрезана от руки другого. Так проходят творческие идеи перед мысленным взором скульптора Родена в балете Эйфмана - по-хорошему режиссёрском, сюжетном и эффектном. Роден (Олег Габышев) выбирает из этих смутных образов, рассыпающихся при его появлении, словно от порыва ветра, одну хрупкую фигурку, ребячливую музу, пытаясь её приручить, сминая комок глины в ладонях, - будто вылепить. Одна из пришедших в мастерскую натурщиц не рождает в нём вдохновения - он лишь механически складывает тело в нелепо-сложную форму и, наконец, так и засыпает на поворотном круге своего станка. Но на следующее утро приходит она - Камилла Клодель (Любовь Андреева), которую сразу окружают остальные ученики. Она остаётся наедине с мастером и оказывается идеальной моделью - гибкое, пластичное тело повинуется ему непринуждённо и естественно, угадывая и выражая его замысел самим своим существом. Так скульптура, которую она воплощает, становится не отражением статики, а зафиксированным порывом. Укрытая тканью, она напоминает форму, проступающую сквозь мрамор изнутри.
С ней он танцует - а домой возвращается простым усталым человеком, опирающимся на трость. Его встречает любящая жена - Роза Бере (Нина Змиевец) - и смотрит, как он медленно ест. Её пластика - совсем иная, чем текучие, подстраивающиеся движения Камиллы: острая, несгибаемая, она не смогла бы впустить в себя пространство, каждое её движение - вовне, подчиняя, захватывая. И всё для того, чтобы оградить, защитить любимого человека, - но Роден её не замечает. Перед ним маячит, как вызов, глыба, составленная из множества скрытых в ней тел - неповоротливая, неподатливая. И он работает, с силой вытягивая наружу головы, руки, тела, - как по Микеланджело: отсечь всё лишнее, освободить узников камня. А рядом - над своим маленьким творением, куклой, трудится Камилла. Когда его многофигурная композиция готова, она драпирует скульптуру невесомыми белыми тканями.
Но это не история о "мужчине и женщине". Это история о скульпторе и скульпторе: и Роден, и Клодель творят в серых рабочих костюмах. Камилла не желает быть материалом или инструментом, подмастерьем или соавтором - она хочет быть самостоятельным автором, и первая размолвка происходит тогда, когда Роден посягает на её статуэтку. Нарастающее между ними напряжение изматывает Родена, но, пусть и страдая от ревности, на помощь всегда приходит Роза - снимает, как с креста, с решётки-паутины, в которой он застревает, словно пронзённый каркасом для скульптуры, укрывает зонтом от дождя, подставляет плечо, выносит на себе. И он выбирает её, остаётся с ней, - а создавая свои скульптуры, по-прежнему безошибочно узнаёт в череде образов свою белоснежную музу, которую, тоскуя, уже не может удержать.
Читать дальше!
Красиво очень пишешь о движении и танце, я себе очень ярко представила. Правда, подозреваю, что, если не знать биографию Родена, можно ничего не понять при просмотре балета
Спасибо
И мне казалось, что при просмотре сюжет вполне считывается. Кто-то в моей ложе во время антракта тоже говорил, что и без программки всё понятно. А кто-то говорил, что программка неинформативная, потому что там действительно скорее лирика, чем биография)
Ах, вона как! Тогда двойной респект постановщикам.