Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
Больше месяца не писал о театре, нда. Что ж, гастроли-фестиваль, уже прозванный "колядками", - хороший повод.
Гамлет (2007)
Коляда-театр (Екатеринбург)
Есть нечто общее у многих Гамлетов и Лиров последних лет: балаган, оставаясь балаганом, не перестаёт быть катастрофой. Катастрофа, оставаясь катастрофой, не перестаёт быть балаганом. Мир настолько успешно и весело разрушает сам себя, что бороться с ним шекспировскими силовыми методами - значит только ускорить этот процесс, и в таком случае никому уже весело не будет. Благие намерения идущих по головам никого не волнуют, если в качестве результата мы видим одни обломки, - но когда это обломки вертепа, а не шедевра, сочувствовать рухнувшему колоссу на глиняных ногах получается не больше, чем тому, кто подпиливал эту ветку, на которой сидел. Гамлет у Коляды - в первую очередь принц, второе лицо в королевстве, не только не желающее отказываться от этого положения, но и собирающееся побороться за королевский титул. Фрейдистских сыновних комплексов и мистической связи с неупокоенным духом здесь нет: на поле пиров и игрищ ведётся смертельная битва за власть над сомнительным народом.
Обитатели Дании у Коляды носят ошейники и поводки, надев петельки на запястья, приплясывают на полусогнутых, топая босыми пятками, по-собачьи вывалив языки, одеты в юбки и приукрашены сушёной рыбой. Из строгих ошейников сделаны короны монаршей семьи, напоминая терновые венцы, остальные носят пёстрые вязаные береты. Бандерлоги самозабвенно резвятся вместе со своими правителями во дворце, стены которого густо увешаны репродукциями живописных полотен, - амуры, влюблённые пары, изящные дамы, собака, шишкинские "мишки", - а на полу лежат в ряд свиные ноги. Все танцуют и целуются, а потом появляется Клавдий - и похотливо гладит портрет Моны Лизы, прорывая дыру в целлофановой обёртке. Этими портретами он заставит потом все углы, и у каждого на обратной стороне рамы - просвечивающий сквозь бумагу бледный силуэт. Новый, мерзкий, беспрестанно смачно харкающий король - лишь обратная сторона старого, неприглядная изнанка идиллически беспробудного празднества. И никто не замечает перемены.
В знак фальшивой скорби - потёки по щёкам от густо обведённых чёрным глаз. Беременная Гертруда выглядит в трауре нелепо, как великовозрастная готическая лолита из деревни Верхние Матюки. Прежнего короля хоронят под грудами гобеленовых ковриков и банок из-под кошачьих консервов, накрыв крышкой, которую затем переворачивают - и под камлания буйных подданных она наполняется льющейся сверху водой, превращаясь в бассейн для голого пляшущего Клавдия. Вакханалия постепенно становится всё более жуткой - и Гамлет остаётся в стороне. Он ещё пытается сплясать, как в былые времена, но безнадёжно машет рукой.
Читать дальше!
Гамлет (2007)
Коляда-театр (Екатеринбург)
Есть нечто общее у многих Гамлетов и Лиров последних лет: балаган, оставаясь балаганом, не перестаёт быть катастрофой. Катастрофа, оставаясь катастрофой, не перестаёт быть балаганом. Мир настолько успешно и весело разрушает сам себя, что бороться с ним шекспировскими силовыми методами - значит только ускорить этот процесс, и в таком случае никому уже весело не будет. Благие намерения идущих по головам никого не волнуют, если в качестве результата мы видим одни обломки, - но когда это обломки вертепа, а не шедевра, сочувствовать рухнувшему колоссу на глиняных ногах получается не больше, чем тому, кто подпиливал эту ветку, на которой сидел. Гамлет у Коляды - в первую очередь принц, второе лицо в королевстве, не только не желающее отказываться от этого положения, но и собирающееся побороться за королевский титул. Фрейдистских сыновних комплексов и мистической связи с неупокоенным духом здесь нет: на поле пиров и игрищ ведётся смертельная битва за власть над сомнительным народом.
Обитатели Дании у Коляды носят ошейники и поводки, надев петельки на запястья, приплясывают на полусогнутых, топая босыми пятками, по-собачьи вывалив языки, одеты в юбки и приукрашены сушёной рыбой. Из строгих ошейников сделаны короны монаршей семьи, напоминая терновые венцы, остальные носят пёстрые вязаные береты. Бандерлоги самозабвенно резвятся вместе со своими правителями во дворце, стены которого густо увешаны репродукциями живописных полотен, - амуры, влюблённые пары, изящные дамы, собака, шишкинские "мишки", - а на полу лежат в ряд свиные ноги. Все танцуют и целуются, а потом появляется Клавдий - и похотливо гладит портрет Моны Лизы, прорывая дыру в целлофановой обёртке. Этими портретами он заставит потом все углы, и у каждого на обратной стороне рамы - просвечивающий сквозь бумагу бледный силуэт. Новый, мерзкий, беспрестанно смачно харкающий король - лишь обратная сторона старого, неприглядная изнанка идиллически беспробудного празднества. И никто не замечает перемены.
В знак фальшивой скорби - потёки по щёкам от густо обведённых чёрным глаз. Беременная Гертруда выглядит в трауре нелепо, как великовозрастная готическая лолита из деревни Верхние Матюки. Прежнего короля хоронят под грудами гобеленовых ковриков и банок из-под кошачьих консервов, накрыв крышкой, которую затем переворачивают - и под камлания буйных подданных она наполняется льющейся сверху водой, превращаясь в бассейн для голого пляшущего Клавдия. Вакханалия постепенно становится всё более жуткой - и Гамлет остаётся в стороне. Он ещё пытается сплясать, как в былые времена, но безнадёжно машет рукой.
Читать дальше!
Меня сперва слегка начало мутить ото всей этой режисссуры, а потом как-то даже заочно проняло
Кстати, а ведь да. в "Гамлете" вся проблема в забвении.
А сколько Гамлетов, столько и проблем.) Хотя не тянуть Гамлета к проблеме за уши, а найти проблему в Гамлете, да ещё и с огоньком - это воистину надо уметь.
Дополнил предпоследний абзац...^^