Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
Кураж (2012)
Городские власти, закрыв здание театра "Эрмитаж" на "ремонт", в итоге оказали театру хорошую услугу: теперь его спектакли идут на сцене театра Фоменко, сезон открылся премьерой. И я уверен, что на неё не собралось бы и половины той публики, которая пришла сегодня в театр Фоменко - именно потому, что это театр Фоменко. Не буду никак комментировать смерть Петра Наумовича - это по-человечески тяжёлая потеря, в которую поверится нескоро, потому что маэстро никогда не производил впечатления человека пожилого и никогда не почивал на лаврах. Но жизнь театра - и то, что "Эрмитаж" может играть свои спектакли, неоспоримо подтверждает это - продолжается, несмотря ни на что.
Пожалуй, я сегодня увидел первую "Мамашу Кураж", поставленную про войну, и, собственно, - первую Кураж, которая действительно страдает от сыплющихся на неё, как на Иова, лишений и каждую секунду проживает в интенсивном напряжении от такой естественной и такой заведомо неосуществимой жизненной необходимости - сберечь своих детей. По сути, весь сюжет сводится к камерной, личной трагедии человека, в одиночку противостоящего свихнувшемуся миру и невыносимыми усилиями воли выживающего после каждого поражения. Тут даже было бы странно объяснять зрителю, как в случае с фестивальной глобалкой Феодори, что война - это не красивый парад героизма, что Кураж не может любить войну. Тут и так очевидно, что обвинять Кураж в желании жить - значит, быть на стороне войны.
А Левитин всегда умел найти человека на роль - и роль на человека. Теперь кажется, что Дарья Белоусова, играющая главную роль в "Зойкиной квартире", создана для Кураж, и наоборот. Кураж с ножом в складках вечернего платья, не какая-то там "мамаша" - железная леди, вдовствующая герцогиня, не опускающаяся до подлостей, к которым толкает вся конструкция мира. Право не прогнуться под общество, унижающее саму человеческую личность, не изменить себе - и Зойке, и Кураж дорого обошлось.
Эмоциональный посыл спектакля - традиционно на высоте, художественный - прост, но доходчив: война = бойня.
Городские власти, закрыв здание театра "Эрмитаж" на "ремонт", в итоге оказали театру хорошую услугу: теперь его спектакли идут на сцене театра Фоменко, сезон открылся премьерой. И я уверен, что на неё не собралось бы и половины той публики, которая пришла сегодня в театр Фоменко - именно потому, что это театр Фоменко. Не буду никак комментировать смерть Петра Наумовича - это по-человечески тяжёлая потеря, в которую поверится нескоро, потому что маэстро никогда не производил впечатления человека пожилого и никогда не почивал на лаврах. Но жизнь театра - и то, что "Эрмитаж" может играть свои спектакли, неоспоримо подтверждает это - продолжается, несмотря ни на что.
Пожалуй, я сегодня увидел первую "Мамашу Кураж", поставленную про войну, и, собственно, - первую Кураж, которая действительно страдает от сыплющихся на неё, как на Иова, лишений и каждую секунду проживает в интенсивном напряжении от такой естественной и такой заведомо неосуществимой жизненной необходимости - сберечь своих детей. По сути, весь сюжет сводится к камерной, личной трагедии человека, в одиночку противостоящего свихнувшемуся миру и невыносимыми усилиями воли выживающего после каждого поражения. Тут даже было бы странно объяснять зрителю, как в случае с фестивальной глобалкой Феодори, что война - это не красивый парад героизма, что Кураж не может любить войну. Тут и так очевидно, что обвинять Кураж в желании жить - значит, быть на стороне войны.
А Левитин всегда умел найти человека на роль - и роль на человека. Теперь кажется, что Дарья Белоусова, играющая главную роль в "Зойкиной квартире", создана для Кураж, и наоборот. Кураж с ножом в складках вечернего платья, не какая-то там "мамаша" - железная леди, вдовствующая герцогиня, не опускающаяся до подлостей, к которым толкает вся конструкция мира. Право не прогнуться под общество, унижающее саму человеческую личность, не изменить себе - и Зойке, и Кураж дорого обошлось.
Эмоциональный посыл спектакля - традиционно на высоте, художественный - прост, но доходчив: война = бойня.