Автобус на этот раз был микроавтобусом. На микрогруппу. Но даже с кондиционером маршрутка остаётся маршруткой - было душновато. Вещание экскурсовода влетало в одно ухо сонного меня и вылетало в другое, цеплялось за извилины знакомыми именами и событиями и вызывало собственные мысленные лекции, непонятно кому адресованные. Ехали в Тулу, а ехать по тульским землям я люблю - ландшафт там живописно холмистый. Музеев в Туле множество - самовара, пряника, оружия, краеведческий, - и какие попадут в экскурсионную программу "Город мастеров", никогда заранее неизвестно. Экскурсовод заявила, что музей пряника закрыт, и первым пунктом будет... экзотариум. Но успокоила туристов, что без пряников они не останутся.
Въехав в город, мы миновали, не останавливаясь, храм Сергия Радонежского, памятник адмиралу Рудневу (капитану крейсера "Варяг", если кто в танке), Николо-зарецкую церковь с памятником Никите Демидову (основателю династии оружейников), памятник Петру I, установленный рабочими в 1912году (изображающий Петра рабочим), памятник Мосину с портретным медальоном работы Мухиной... поэтому я, собственно, практически без фотографий

Остановились у музея пряника, прошлись до магазина, но тот оказался закрыт ввиду отрубившегося электричества. Опечаленная группа поехала дальше, к экзотариуму. Не знаю, каким боком он относится к "городу мастеров", - но динозавра у входа смастерили весьма топорно (местные окрестили его памятником тёще):

Я надеялся, что экзотариум - это когда террариумы. Но когда группу передали экскурсоводу и все столпились у оных террариумов, с противоположной стороны коридора я увидел одиноко скорчившегося на бутафорской ветке свинохвостого макака с чёрными артритными пальцами. Дальше я обходил лабиринт "экзотариума" без экскурсии. Я, конечно, знал и раньше, что провинциальный зверинец - это ад, но не знал, что настолько. Камеры макак были объёмом с туалетную кабинку, внутри, кроме насеста, были только опилки на полу, густо усеянными никчёмными, рваными резиновыми игрушками. Не имея средств на б
ольшую площадь и более крупных животных, тульский зверинец ради "богатой экспозиции" отыгрался на всякой мелочи. Генетте досталась такая же камера, как и макакам, а вот для скунса и парочки мангустов эту высоту поделили на два "этажа". Потолки получились настолько низкими, что ни скунс, ни мангусты не смогли бы встать "столбиком" - в этих камерах объёмом с переноску для небольшой собачки можно было стоять только на четвереньках. Стоять, а не ходить, ибо по переноске не нагуляешься - шаг влево, шаг вправо...
Позвольте далее называть эти стеклянные ёмкости аквариумами - ибо ничего крупнее стайки гуппи , черепашки или хомячка я бы в них не поселил. Обставлены аквариумы по минимуму: если скунс, мангусты или пара африканских ёжиков - то
только опилки. Я серьёзно - никаких домиков! Если водная черепаха - то
только грязная вода: спать можно, высунув морду и опираясь на угол, а суши не предусмотрено. Если крокодил, питон и иже с ними - то суша в виде синтетического коврика под траву и крошечная ванночка с грязной водой, где нереально поместиться. Если сова - то
только ветка. Укрытия не предусмотрено, крылья в аквариуме также не расправишь, так что единственная возможность двигаться - шаг влево, шаг вправо по ветке. У двух сошедших с ума енотов в туго затянутых ошейниках - аквариум двойного размера, где можно метаться из угла в угол. "Самой большой черепахе в России" достался выложенный кафельной плиткой пятачок и, опять-таки, лужица грязной воды.
Но им всем ещё повезло.Но им всем ещё повезло, потому что аквариум свиньи - это уже не переноска, где можно хотя бы встать. Это ящик-витрина для свиной туши, устланный опилками, с настолько низким потолком, что в нём можно только лежать. Во всех вышеперечисленных аквариумах - у обезьян, мангустов, свиньи - мисок с едой и поилок с водой я не заметил, только ежи доедали комочек фарша.
У "экзотики" - более привилегированное положение. Одинокая шиншилла может наслаждаться просторным аквариумом с веткой. У редких пресмыкающихся - афиши заявляют, что их "самая большая коллекция в мире" - террариумы "обставлены" муляжными ветками, листвой и камнями на уровне зоомагазина. Жаба-ага и лягушка-бык, пара моноклевых кобр-альбиносов, тщедушный длинноносый полоз, гремучник, габонская гадюка, молочная змея... но у многих ящериц и змей - пергаментная, теряющая цвет и плотность кожа, которая давно должна была бы слинять и смениться новой, но не линяет. Также экскурсовод в маршрутке разливалась, что в "экзотариуме" получают от редких рептилий потомство, - но как, если там все, кроме вышеупомянутых кобр и пары синеязыких сцинков, поодиночке?
В последнем зале - вольер с несколькими туканами и вольер поменьше, с тучей разномастных амадин, перелетающих с ветки на ветку или слетающих на опилочную подстилку поклевать из миски морковку по-корейски (вещь хорошая, а зерно-то нэ?..). Домиков и гнёзд у них не было. Посетители все как один называли их "птенцами" - видимо, туканов. Наверное, воробьи для них - это птенцы голубей или ворон?..
Вообще, я всё чаще замечаю, что блаженные несведущие, - дети, восторженные до истерических припадков, сшибающие всех на своём пути и долбящие по стёклам, не в счёт, - перед камерами своих любимых зверинцев говорят вовсе не "какие красивые" или "какая прелесть". От людей в зоопарках я всегда слышу только "какая гадость", "ужас" и "жуть". Причём не только змеи, ящерицы и жабы удостаиваются таких эпитетов: в тульском зверинце больше всего досталось скунсу. Солидные дяди и тёти при виде свернувшегося клубочком чёрно-белого пушистого зверька дружно вопили: "Фуу!", зажимали носы и изображали в меру скромных актёрских способностей приступы тошноты. Естественно, табличка под аквариумом не собиралась их разубеждать, сообщая о скунсе только одну "ценную информацию" - как он в случае опасности использует свою "зловонную жидкость". О том, что для цивилизованного мира скунс - домашнее животное, могущее преуспевать в кликер-тренинге, туляки и столичные туристы едва ли когда-нибудь узнают.
Когда я закончил осмотр и пробирался к выходу, группа продвинулась буквально на несколько метров; в сувенирной лавке игрушки Шлейх стоили раза в 3-4 дешевле, чем в московских магазинах, но мне не хотелось там ничего покупать. Уличный "детский зоопарк" (классическое для зверинца каждого города место заключения кроликов, коз, осликов, кур, которых хватает человеческая молодь за умеренную плату) был закрыт "по погодным условиям". Не упуская микроавтобуса из виду, я прошёлся по улице туда-сюда. Это была не историческая часть города, которую мы видели только из окон, на ходу (правда, дома там никогда не реставрировались и потихоньку разрушаются, сменяясь новостройками), а обычная улица с магазинами и салонами, но кое-что я всё же нашёл. Шедший впереди фокс утянул хозяина за угол и сделал роскошную стойку на сторожевого пса. Угол оказался углом дома, в котором жил сосланный в Тулу под полицейский надзор Вересаев. Дом был в крайне плачевном состоянии, затянутый зелёной сеткой, но без признаков реставрации. А ещё я обнаружил вот это. Никогда не пробуйте любовь со скрепкой, господа, это опасно для вашего здоровья.

Набродившись, я присел на скамейку на солнышке, и вскоре члены группы, нагруженные магнитами и закладками, начали выходить из зверинца. Упорная экскурсовод предприняла вторую попытку попасть в магазин пряников - и на сей раз, когда мы вернулись, он был открыт, хотя работала только одна касса. Магазинчик был крошечный, и очередь моментально вытекла из дверей на крыльцо. Пока люди закупались тульскими пряниками, от которых ломятся прилавки "ярмарки выходного дня" у моей станции метро (и, уверен, ярмарки всех прочих районов тоже), мне ничего не оставалось, кроме как опять пройтись вдоль улицы. И что я нашёл!.. Это же прямо-таки тульский ТЮЗ, господа!.. И нет, я не собираюсь глумиться, как какой-нибудь хипстер. Я бы туда на полном серьёзе сходил из профессионального и человеческого интереса. Там репертуар, которого в Москве нет нигде. *--*

Когда пряники, а также белёвская пастила (сегодня нарочно нашёл её в магазине опять-таки у своей станции метро, дорогая, но не по вегану) и пластовой мармелад были закуплены, наша маршрутка двинулась в направлении тульского кремля и остановилась перед входом. Экскурсовод предоставила группе возможность наброситься на сувениры, а я смог оглядеться. Напротив кремля, на главной городской площади, перед зданием администрации стоял, конечно же, Ленин. Но он был далеко и сфотографировать его, особенно при ярком солнце, не было никакой возможности. Зато я засёк почти совсем настоящего Владимира Ильича, с ходоком:

На месте площади был когда-то Успенский женский монастырь. От него остались Успенский собор (красный псевдорусский) и Преображенский храм (жёлтенький классицизм).

Затем пошли в музей самовара - двухэтажный, с самоварами всех времён, форм, материалов, технологий и предназначений. Занятно, конечно. Особенно самовар с выгравированным мавзолеем, подарок на какой-то съезд партии - тонкий такой троллинг) Ещё меня радовал миловидный расписной фарфор, а "сервиз советский 80-х гг", стоящий там в витрине, у меня дома на антресолях есть, как и миниатюрные копии самоваров, распространённые в те времена. Пока проходила экскурсия, на улице пролился ливень, но когда вышли - снова зарядила бесшумная осенняя морось. Сувениры меня по-прежнему не прельщали (боги, как убога самодельная "филимоновская игрушка" - я ж сам так распишу!), и деваться было некуда, кроме как, надвинув капюшон флисовой кенгурятины, прошвырнуться в кремлёвский сад до Карла Маркса, подарка свердловских рабочих (на тебе боже, что нам негоже).

Всё время ошиваясь у входа в кремль, я как-то умудрился проворонить отход группы, но наша экскурсовод меня нашла и сориентировала. На просторной территории кремля - только музей оружия, электрическая подстанция советских времён, доныне питающая трамваи, да кафедральный Успенский собор, как однояйцевый близнец похожий на кафедральный Успенский собор рязанского кремля: бесхитростная квадратная коробка с пятью (Христос и четверо евангелистов) куполами, только там - три, а здесь- два ряда окон. Оба - вроде-как-копии Успенского собора московского Кремля, по-нарышкински приукрашенные резной лепниной. Сейчас тульский собор в лесах, но поверьте на слово, лепнина там действительно красивая - с виноградными лозами, грифонами и прочим паки иже херувимы.

А вот оружейный музей - это бывший Богоявленский собор, который собираются вернуть епархии, выселив музей в новое здание в заречье, выстроенное "в форме шлема витязя". Также на том месте, где прежде была колокольня, епархия водрузила камень с надписью: здесь-де будет восстановлена колокольня. Ну-ну, посмотрим, сколько лет камень простоит.х) Итак, старое здание музея:

Оружейный музей, господа, - это два этажа чистого СЧАСТЬЯ. *--* Шпаги тесаки шашки штуцеры фузеи мушкетоны пистоли берданки карабины егерские ружья пистолеты дуэльные и многоствольные лефоше кольты наганы винтовки автоматы охотничье и спортивное оружие пулемёты ыыы. Клинки и ружья с гравировкой, приклады с резьбой, украшенной костью и золотыми нитями тоньше человеческого волоса. Модели как первых пушек, так и новейших ракетных установок. Миниатюрные действующие копии оружия. Жаль, что экскурсия не могла охватить всего, и я еле поспевал за экскурсоводом, пытаясь всё рассмотреть вблизи. На втором этаже тамошний экскурсовод сосредоточился на современных гранатомётах, снайперках, макарах и калашах, а до оружия Второй Мировой, в том числе трофейного, экскурсия уже не дошла, и по окончании я попёр в тот отдел сам. Но всё равно было мало. ^-^'
После экскурсии по музею нас передали экскурсоводу кремля. У неё коса *--* ниже колен и с руку толщиной. Но я всё равно подумывал, куда бы от неё смыться на время часовой экскурсии. Выяснилось, что пройтись по кремлёвской стене (невысокой и с видом на городские улицы) стоит денег, а в каждой из двух сохранившихся башен - какая-то выставка (гравюры по войне 1812года и "камера пыток" - о да, нет в России города без музея пыток, однако). И пока я думал, сначала без всяких очередей купив семье пряников в местной лавочке, а потом потопав за группой, опять начался дождь, все спрятались под деревом, и деваться от экскурсии уже было некуда. Правда, она оказалась короткой и ненапряжной (угадайте, на что в Туле положено "загадывать желание"? На флюгер-"Гамаюн"! Вот только Гамаюн - не птица счастья, как Сирин, а вещая птица, сиречь будущее предсказывает), и после неё оставалось не полчаса, а почти час свободного времени.
Я вернулся было в музей (стоявший на крыльце экскурсовод оочень удивлённо на меня посмотрел), где я видел афишу выставки охотничьих ружей, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что она - в новом здании. В итоге опять некуда было деваться, кроме как пройтись подальше по кремлёвскому саду и издалека засечь парный памятник. Судя по одежде - князь с княгиней. Кто бы это мог быть, недоумевал я, пока не прочёл на постаменте. Пётр и Феврония, однако! С голубками. Резонный вопрос: что они делают в Туле, если Пётр - князь муромский, а Феврония, по легенде, - уроженка Рязани? Точнее, - что делают во всех мало-мальски крупных городах именно они? Я, конечно, нежно люблю прекрасную языческую сказку о том, как жрица-знахарка заставила князя жениться на ней, излечив от язв, нанесённых ядом убитого оборотня-змея. Это типичное отражение того, что в древности именно женщины были хранительницами духовных знаний, отводящими гнев богов от мужчин, совершавших убийства. Когда бояре возроптали, почему это князь женился на какой-то ведьме, та, как царевна-лягушка, приструнила их чудесами - тоже расхожий сказочный сюжет. Потом к легенде приписали "...и постриглись они в монахи и умерли в один день" - и житие святых готово. Но знает современный люд только эту приписку, пребывая в блаженном неведении на счёт "функций" обоих героев - богатыря и ведуньи. Бедных Петра и Февронию интерпретируют "по Домострою".
Есть на памятнике и заяц - тот самый, который был у знахарки на побегушках. Вот только притулился бедняга сзади, с засыпанными мелочью ушами. Так и помогай после этого людям - задвинут в самую, простигосподи, задницу.
Больше достопримечательностей в обозримом пространстве не было (а вообще в Туле их дочерта, на самом деле, - памятник тому же Вересаеву, например, и Толстому...), и с вконец разламывающейся поясницей я вернулся в микроавтобус и упал в кресло. Весь обратный путь я пытался отоспаться, но, когда едешь по ещё не отремонтированной трассе, это миссия невыполнимая - на ней не просто трясёт, на ней подпрыгивает, подбрасывает и стучит в спину каждой колдобиной. Зато добрались без пробок, даже раньше, чем к восьми.