В понедельник был второй и (уже!) последний сбор к Голвею, ввиду дождливой (наконец-то!) погоды - в мастерском фригольде. Я, как обычно, прибыл первым ровно в восемь и столкнулся в дверях подъезда с Сиршей, выходившей проветриться. Дожди, впрочем, не отменяли жары, так что Саюри спасла меня холодным морсом, - а я привёз крыжовника и голубики, поскольку ягоды точно едят все. Солнышко Моррахан решил сразу два вопроса: во-первых, из чего я буду лепить (благо я человек-дедлайнер и ещё не дошёл до Леонардо). Лепить я буду из солёного теста! Как в детстве, только из цветного Оно застывает на воздухе, и даже без каркаса (а у меня не будет на него времени) весьма прочно и долговечно. И я вылепил бы что-нибудь заранее, но боюсь не довезти до игры в целости.
А во-вторых - в чём я пойду на дискотеку (и тут просто мысли прочитал этот ши: я уже думал о том, а будет ли дискотека вообще, и если да, то в чём идти). Я буду ретро диско
шар звезда в блестящем (мы же знаем, что Морхэ - пернатое и любит всё блестящее)) коктейльном платье Первая же фраза на ярлычке от ГлорииДжинс гласит "Свет далёких планет", и это сходу сводит олдскулы и настраивает на нужный лад. А последняя - советует подобрать сандалии с тонкими ремешками, - и вдруг найду что-нибудь подходящее?.. Сиять так сиять, - тем паче что дискотека у нас действительно будет. В 1970-м уже есть Sweet Sir Galahad, и одного этого факта было бы достаточно для счастья А я тут ещё и сижу счастливый весь в подарках!
Ещё про фейский вечер
Немного я посидел на кухне, и Луна кот заохотил мой хвост на подоконнике, - а потом до нас добралась Орф. Собрала комбо: сначала ходила вокруг дома в поисках нужного подъезда, потом стояла под дверью, не позвонив в домофон Зато это можно считать боевым крещением, после которого уже ничего не страшно. В конце концов, меня при первом визите тоже никто не предупреждал, что вход в этот фригольд находится с нетривиальной стороны Постепенно собирались игроки, Сирша эксплуатировала меня для пояснений за лор, а Аврора принесла на кухню дыньку. Очень сложно разорваться, когда дынька там, а Саюри здесь, - но по Моррахану я соскучился больше
Состоялся созвон с нашей новой тренершей и её (по жизни) дочерью. Вопрос, есть ли среди присутствующих кандидаты в мастера спорта, вызвал красноречивую тишину В "весёлые старты", рассчитанные на уровень фестов-тысячников, я точно не полезу, тем паче по жаре, - я полезу только в пруд. В остальное время, в основном, вспоминали, что у нас плохого из наследия прошлых игр, в том числе благодаря инициативе персонажей Ида пока даже не знает ни про собранное зеркало, ни про то, что выпустившие духа из машины Бэббиджа - впустили кого-то из Дальней Грёзы (если б мы знали, что это такое... но мы только догадываемся, что не просто так Сирша заговорила об Обитателях)). А я теперь знаю, что ректор Грейвс от нас ушёл Когда персонаж не хочет разгребать Авгиеву бюрократию, а хочет жениться и жить творческой жизнью, - 100% понимания, 0% осуждения, но Иде будет сложнее без "своего" ректора. И буду тихо верить в то, что персонажи, не присутствующие на игре, не отчислились, а просто где-то существуют за кадром (не остались на летнюю школу, отлучились по фейским/Осенним делам etc.), если игроки не заявят обратного. В конце концов, в серию игр всегда можно вернуться.
Ещё некоторую часть времени объясняли Орф, что на игре нет сбора крышечек, основных сюжетных персонажей, мэри- и марти-сью и других кадавров. Сложно с игроками другого поколения, которое выросло не то на других играх, не похожих на те, на которых вырос ты, не то на рассказах о том, что игры, на которых ты вырос, были плохими играми Сложно, но интересно. И сложно вносить лор из позиции "как это работает по механике", - потому что, ну, есть вещи, которые никак не работают игротехнически, а существуют в головах персонажей как менталитет и картина мира. И, по-хорошему, над каждым игроком не должен стоять мастер-по-Грёзе (хотя на камерных играх это технически осуществимо) с дубинкой, чтобы делать BONK, если персонаж действует поперёк своей сути или нарушает Клятвы, etc., - игроки должны сами держать в уме, что для персонажей важно. Но, похоже, менталитет эпоса как-то сам собой ложится только в игроков, у которых толчанки за плечами, - а теперь пришло время, когда его нужно объяснять. Мне казалось, что я упоминал о важности Слова в ликбезе, - но этого явно недостаточно, так что надо будет пройтись по книжкам и собрать примеры нарушения Клятв. Надежд на то, что игроки будут сами читать книжки или хотя бы вики, - уже не осталось
И в целом - мне не влом прояснять какие-то неочевидные моменты: например, что Подменыш не чувствует себя старым дедом только на том основании, что появился на свет в Золотом веке, - каждая жизнь начинается с чистого листа. Или что Аркадийские ши не могут просто взять и поменять занятое человеческое тело на новое. И что "гиперопекающий родитель" - один из типажей Людей Осени вообще-то Главное, чтобы игроки хотели спрашивать, слушать и слышать. А то наши неофиты сначала завязались между собой, а потом начали узнавать про лор (вообще не могу представить себе такую последовательность, а не обратную)), - и оказалось, что если ты присягнул сюзерену, то послать его уже не получится А Орф ещё и выбрала самый сложный кит из галлэйнов - я бы никому не пожелал начинать с гилли-ду-Подменыша, поскольку это требует очень широкого понимания фей. И вот с этим всем, меньше чем за две недели до игры, мы попробуем взлететь.
А также я видел пробный значок с символом кита Слава Беловолкам, что у них эти символы, во-первых, круглые, а во-вторых - можно из вики стырить. Люблю значки с игр: их потом можно будет и по жизни носить. Правда, поскольку на игре будут не только феи, - перед тем мы с Саюри полдня искали подходящие символы для вампиров, магов и оборотней. И в процессе выяснилось, что гилли-ду обделили на символ! Поскольку они были описаны в обще-линеечной книжке про Мир Тьмы Британских островов как protectors of the land, - постольку в этой книжке есть только символ британских фей в целом, с красным львом. Мне как частично гилли-ду тоже обидно!.....А в остальном я мог невозбранно вроливаться в Иду, а Ида - пригреться у Моррахана под боком и растечься кошкостью. Посидели не только продуктивно, но и очень тепло и уютно А вечером, когда пришла пора расходиться, мы с Орф и Дельфой пропустили нужную лестницу к остановке и как-то слово за слово дошли до того перекрёстка, откуда как раз ходили автобусы до Щукинской и откуда я мог дойти до метро пешком.
Теперь жду расписания факультативов, а то записаться-то хочется везде, но они наверняка будут совпадать, так что придётся выбирать. И по-прежнему жду представления персонажей, поскольку о доброй четверти из них я знаю волшебное ничего
Про сонДва дня я спал из рук вон хреново: в полнолуние, перед воскресной игропьянкой, пол-ночи у меня ныла лапа, а потом я проснулся на рассвете от голода и некоторое время боялся, что на самом деле это тепляк (возможно, был недалёк от истины). Но и после игры я долго не мог заснуть, болело всё, снилась хрень. Видимо, в качестве компенсации в понедельник я отменно выспался, и снилось много хорошего и разного, хоть и бессюжетного: что-то тактильное, что-то ролевое, вроде что-то школьно-учебное... Неизменно восхищаюсь, насколько хорошо у меня во сне передаются физические ощущения - как отрицательные, так и положительные. Бытует мнение, что во сне невозможно к себе или к чему бы то ни было прикоснуться, - а в моём случае возможно ещё какА во вторник я во второй раз приезжал к Кэти помогать дрессировать игроков на танцы. В этот раз нас было на одного Ильдэ больше, так что я мог быть кавалером и дамой попеременно
Про танцыСначала Кэти натаскала новичков на вальсовые шаги, и мы перешли к основной программе. Я сходил дамой в па-де-грас, и это был новый па-де-грас в моей коллекции - медленный, под песню из Монте-Кристо. Затем я стремительно пригласил Миля на павану графа Осборна - потому что красивое вообще не надоедает. И, больше не совершая резких кавалерских движений, позволил Ильдэ пригласить меня в КД Гребите дружно. Кажется, этот контрданс будет вечно кочевать по балам и играм, поскольку каждая вторая игра или бал так или иначе связаны с морской тематикой. Вот и сейчас - нельзя было не намекнуть, что у Мерседес одна большая любовь: моряки Но, по крайней мере, танцевали под классику, - она ещё не навязла в зубах.
Сходил кавалером в Официальный бранль и в любимых From Among Dragons, - и мы перевыполнили план на Малый фигурный и Марш Карусель, куда я сходил, соответственно, дамой. Я так давно не танцевал Малый, а танцевал только Большой, что успел Малый забыть, - и теперь приятно было ностальгически вспомнить свой, практически, "первый вальс". А Марш Карусель также был под новую для меня музыку - небыструю, но и не слишком медленную. После привычки к Кукле Колдуна было немного странно танцевать Марш Карусель почти лиричным-романтичнымЗакончили мы снова в одиннадцатом часу и поехали по домам. Следующий заход на танцы у меня будет уже перед отъездом на Голвей. Может, когда-нибудь и дорасту до проведения факультатива по историчке на Голвее, - хотя в сжатые сроки много не натанцуешь
Дочитал Осеннюю Ж(р)атву.
Тут спойлеры к последней главеНу что, мир спасли и Кертхану спасли. Вот только по-прежнему непонятно, при чём тут Рэй: это была красивая история, но эта история была бы красивой и без неё. Это Гвинор, сид, шёл по следу в Бездне, хотя это давалось ему так же тяжело, как ступать по холодному железу. Это Том-Арфист, человек, усыпил песней короля фоморов с ледяным дыханием и выпивающим радость взглядом. Это Бен держал проход на Границе, в одиночестве отстреливаясь от тварей. Роль Рэй - в том, что она вроде как собрала их всех вместе и вдохновила. Но что-то не верится, что без неё никто бы в Бездну не полез.
Достаточно очевидно, что Грёзу нельзя нае#@ть сама по себе отрубленная рука фомора не сработает по правилам того гейса, что раны Кертханы могут исцелить только руки тех, кто их нанёс. У фоморьей руки нет никакой воли его исцелять. Но сработает воля тех, кто готов смотаться в Бездну и обратно, чтобы Кертхану вернуть. Сработает жертва, та самая "плата за чудеса", которая постепенно начинает доходить до Рэй. Но... она ничем не платит, всю работу снова делают за неё. Это Гвинор, который даже не служит больше Королю, встречает явившегося фомора и сражается с ним, пока не падает (спасибо, что не замертво, - но он бесспорно был готов погибнуть в этом безнадёжном бою). И последний удар фомору Рэй нанесла не одна - ей помог сам Кертхана.
То есть, вот что получается: когда-то Гвинор оставил службу Королю-Охотнику, потому что любовь к смертной - это слабость, а слабый король однажды падёт, и будет Зима. Даже если Гвинор не говорил вслух о причинах своего ухода, - сам Кертхана не мог не осознавать всю эту причинно-следственную цепочку. И он заплатил за свою любовь огромную цену: просто протянув руку - получил шесть пуль холодного железа и в результате погиб от руки фомора. Всё сбылось, любовь стала его слабостью, - но она же, как водится, стала его силой, когда ради этой любви он вернулся из небытия. И всё это - не про Рэй, а про преодолевающую силу ЕГО любви.
А чем же жертвует Рэй? - Тем, что нарушила свой гейс, задержавшись на Другой стороне, и теперь вынуждена остаться там жить. Ничего так "жертва", которая для многих была бы наградой за подвиги: заслуженный отдых в Холмах в качестве любимой женщины самого Короля - это, по сути, всё равно что рыцарю из классической сказки жениться на принцессе и получить пол-царства в придачу. И Рэй ещё оценивает это как "не так уж плохо"... Тебе не надо - другим отдай Хорошо хоть, что её отец проявил благоразумие и не полез драться с Королём в третий раз, чтобы её вернуть, - и получил за это коня и право приезжать в гости когда вздумается. Тоже так "пожертвовал" после всего, что натворил, что мама не горюй.
И отец Рэй рассказывает, как в ночь Самайна, когда попёрли фоморские твари, люди не справились бы, если бы сиды не пришли на помощь. Всё прямо как в мультиках, когда звери выходят из леса защищать людей, которые их убивали. Вдумайтесь тут на минутку: у самих сидов дОма - гроб, кладбище, фоморы и олени заживо замерзают. Гвинор упоминал, что Другую сторону фоморам проще забирать. Но не люди решили подумать о сидах, которых подставили: сиды встали рядом с людьми, чтобы спасать и их тоже. О чём же получилась эта история, уложившаяся в не самую толстую книжку? - Точно не о том, как люди накосячили, но признали свою ошибку, извинились и всё исправили. Это история о том, как люди накосячили, а феи всё исправили, да ещё и задобрили людей, чтобы те не косячили больше: вот тебе и меч, и коня, и белку, и свисток, только не катайся по нам на железном внедорожнике и не проливай кровь холодным железом. Ведь если людям не дать - они продолжат забирать силой. Значит, это и есть Жатва? Раньше фоморы собирали дань с людей, а теперь люди - с фей?..
Кертхана - явный архетип воскресшего, переродившегося короля. При этом даже не вполне в языческом смысле, потому что почти как Аслан - "за чужую вину". Но это как будто ни к чему не приводит: не меняется ни он, ни окружающие. Мне всегда интересно, что пишет о своём персонаже автор, - так что я полез посмотреть, не написано ли чего о Кертхане. Но нашёл только, что ему не положено рефлексировать, потому что он - "главный женский персонаж любовного романа", дама в беде сиречь. Его основная функция - быть секси, - ну, и сопутствующие намёки на то, что он дурак: вроде как Рэй умная, а он красивый. Вот только я смотрю в книгу и вижу фигу в упор не вижу Кертхану глупым. Во-первых, его в принципе исчезающе мало в тексте, так что мы не знаем, как он ведёт себя НЕ с Рэй, - а во-вторых, любовь, конечно, зла, но я не брошу в него камень за то, что его угораздило влюбиться в Рэй Керринджер. Зеркалочка - это иногда хорошо, но в случае Кертханы - совершенно не оправданна.
Зато Рэй действительно похожа на главного мужского персонажа любовного романа: завалить свой "трофей" на койку она может, - но не дай бог проявить хоть какие-то чувства, отличные от лёгкого небезразличия к судьбе оного "трофея" (вида "Ну как-то жалко будет, если помрёт"). Никакого сострадания, никакой нежности, никаких признаний, - иначе у "сильного" персонажа немедленно отвалятся воображаемые яйца. И мне мучительно скучно с таких персонажей - не важно, мужчины то или женщины, - чья "сила" заключается только в физической силе, способности превозмогать с копьём в спине и эмпатии уровня табуретки.
И буду надеяться, что к какой-нибудь из последующих книг Амарт нарисует Кертхану и живым тоже Его, конечно, уже рисовала Мария Филатова, и Лисс рисовала, - но вы же понимаете, что мне маауло.
Тут по пунктам без спойлеров о книжке в целомПлюсы:
+ Иллюстрации. На обложку с левреткой просто не смотрите - я про иллюстрации Амарта, конечно Моя любимая - с Гвинором во время бури, потому что это поистине волшебство: передать на бумаге ветер, треплющий дубовые листья, и косые струи дождя, разбивающиеся о пряди волос. Всем своим любимым книгам я неизменно желаю таких иллюстраций.
+ Феи (и фоморы) - настоящие. Когда Саюри передавала мне книжку - она написала, что эти ёлочные игрушки там не фальшивые, - и это правда. Сиды ведут себя, как положено сидам. Фомор - не комиксное зло, а просто такой, какой он есть: воплощение холода и голода, не лишённое своей пугающей красоты и достоинства. Моей любимой главой-историей остаётся история про Тома-Арфиста, поскольку она вдохновлена реальной ирландской балладой и действительно выглядит "оттуда".
+ Определённо играбельный сеттинг, в котором есть поле для межкультурных взаимодействий людей и сидов. Если фандом перестанет агрессивно продвигать "но люди же интереснее!расрас".
+ Грамотность, хотя последняя глава вычитана хуже - чувствуется приближавшийся, как фомор, дедлайн. В результате Рэй замечает, что Бен взял с собой оберег, уже после того, как поговорила об этом обереге с Гвинором.
Минусы:
- Очень безлюдные (или вернее сказать - безфейные?) Холмы. Есть Король, Королева и Гвинор, который раньше служил одному, а теперь служит другой, - плюс баньши, и всё. Оно понятно, что жизнь кипит под Холмами, а не над, - но другие феи даже не упоминаются, будто их и нет. Стеклянная Башня Эниха также одинока: мы не видим жилищ и признаков жизни других фоморов, кроме мёртвого фомора у входа в Башню. Да и человеческий город Байль производит пустынное впечатление. Повествование очень ГГ-центрично: мы видим только тех немногих персонажей, с которыми Рэй взаимодействует, - а социальные связи у неё крайне скупые.
- На первых главах я бы поставил динамичность повествования в плюс и "завидую, хотел бы я так уметь". Но постепенно кинематографичность, из-за повторяющихся локаций и действий, оборачивается однообразием и лишней водой. Больше половины книги мы практически не получаем каких-то новых деталей, которые относились бы к характеристикам персонажей, их быту и лору в целом. Природа также только в первой главе даёт эффект новизны, затем приедается.
Остальное - вкусовщина, поэтому я не буду записывать в минусы то, что я так и не понял, почему в центре повествования находится великая орочья культура совокупность людей, которые терпеть не могут сидов только за то, что те красивые. Какой-то сюжетной интриги я также не увидел, равно как и химии между персонажами.А сегодня я торжественно передал книжку Сирше и уже продолжаю с наслаждением читать Дворецкую, - но об этом дне не будет в этой саге, а будет в следующей