Так внезапно кончился диван: завершили историю в понедельник. И история получилась прекрасная - цельная и яркая. Вообще, если ролевая игра живого действия - это как прожить в шкуре персонажа день-два-три, то НРИ - это как читать книгу главу за главой, когда ты при этом - один из её героев и можешь влиять на развитие сюжета. Оглядываясь назад, я могу сказать, что у этой книги про шпану из Кентербери очень гармоничные композиция, сюжет и антураж: как в хорошем янг-эдалт, всё начинается сравнительно несерьёзно, но раскручивается до серьёзного напряжения; всё по-елизаветински театрально, но без избыточного гротеска, и немного по-викториански жутковато, когда приближаешься к маньяку, и из разрозненных деталей складывается полная картинка его деяний. Самое то под Самайн, хоть у персонажей пока конец лета.
Да, я до последнего сомневался, что маньяком окажется учитель, потому как ну ведь бывают совпадения. Но верибельный же маньяк: тот самый тихий, скромный человек, который живёт рядом с тобой и которого ты всю жизнь знаешь, - просто поехавший после потери жены и начавший убивать. (Есть реальные примеры подобного помешательства, и я бы сравнил таких маньяков с аутоиммункой: когда всё, связанное с конкретным человеком, воспринимается абсолютной нормой, в том числе и его смерть, - появляется желание привести других к такому же, нормальному для твоей картины мира, состоянию. Но у меня тут не трукрайм, поэтому вернёмся к нашим баранам.)) И в этой истории было немало отличного юмора - и во многом благодаря персонажам соигроков. Столько золотых цитат Немного жаль, что приключение закончилось так рано, и мы не успели поучаствовать в спектакле, но... Персонажи продолжат жить и идти своим путём, и всё у них будет, - а для игры всегда лучше, когда хочется ещё доиграть, а не "скорей бы уже финал". Теперь жду следующей кабинетки после Пира во время Чумы, и -если теперь уже когда - будут ещё модули, - с удовольствием поучаствую.
Итак, Кит Марло написал свою первую пьесу, Найджел наконец-то много использовал свои навыки как взломщик, а я на электронных кубах выкинул какое-то небывалое количество шестёрок (потому как Найджел, очевидно, хорошо знает своё дело).
Отперсонажный отчёт НайджелаС рассветом мне больше всего хотелось не вставать с постели по меньшей мере сутки, но действительность редко совпадает с нашими желаниями. Наутро за мной, как и за моими приятелями, прислали и сопроводили в городской совет - свидетельствовать о поимке главаря разбойников. На закрытое заседание прибыл сэр Роджер - и сэр Роланд увязался вместе с ним, по каковому поводу Лоренс был мрачен и ворчлив больше, чем обычно. Присутствовал и мистер Адамс, а остальная актёрская труппа, по-видимому, отсыпалась, чему я немало завидовал. Приехал мировой судья, а также в зале для заседаний сидело несколько олдерменов - и мистер Роуз среди них. Все они хвалили городскую стражу за проявленные бдительность и мужество - и немножечко нас.
Когда был поднят вопрос, приписывать ли банде Джека-Висельника убийства девиц, - Лоренс взял слово. И это были его минуты славы. Он перечислил все известные нам факты о разбойниках и спросил в лучших традициях риторики:
- Посудите сами: три тела, убиты на праздниках, найдены с цветами и угощениями. Разбойники так не действуют. Я не очень умён, но даже я это понимаю, - а вы-то понимаете наверняка!..
После этого почтенное собрание, чтобы не прослыть глупее Лоренса, - конечно, должно было с ним согласиться. Услышав про цветы, Роланд оживился и вспомнил, что такие же были в книжке.
- А я говорил, что он её читал! - зашептал нам Лоренс.
- Все её читали, - заметил Мэтт.
- Может, он её и написал? - предположил Дик.
- А это не исключено, - согласился я.
- Вот видите. А разбойники не читают книжек, - сказал Мэтт уже громче, обращаясь ко всем.
Тогда и сэр Роджер, и мистер Роуз, и мировой судья признали, что убийства выглядят странно и что необходимо продолжать расследование. Они переговаривались о том, мог ли "тот сумасшедший", Луис, убить девиц, и мог ли он читать названную книжку.
- Простите, что я вмешиваюсь, - вновь заговорил Лоренс со всей возможной вежливостью, - но я считаю своим долгом уточнить: Луис убегал откуда-то с криками "Чёрный человек!", и, если я не ошибаюсь, он был знаком только с Агнес, а не с остальными девушками. Да и те, кто его обвинял, уже поменяли свою точку зрения. Можете сами у них спросить!
Я сомневался, что вдова Бенчкин поменяла своё мнение так же, как Билл, - но слова Лоренса всё равно возымели своё действие.
- Этот идиот не умеет читать, - снисходительно добавил сэр Роланд, вынося тем самым Лу решающее оправдание.
- И очень важно найти убийцу, чтобы в нашем городе больше не пропадали девушки, - закончил свою речь Лоренс, сам очень серьёзный и важный.
- Мы продолжим расследование, - решил мировой судья. - Я ознакомлюсь с тем, что писал коронер. Раз уж вы прервали мой отдых, и я скакал сюда пол-ночи... К заседанию королевского суда соберём все данные, опросим свидетелей. Всё подготовлю, всё предоставим, и узнаем, француз это был или нет. Разбойников нужно допросить о том, когда они в городе появились, и вдову...
Судью явно не интересовали литературные аллюзии в убийствах, ему явно было привычнее заполнять бумажки. И хотя он был готов взяться за дело со всей ответственностью, - что-то мне подсказывало, что преступника не поймаешь, не выходя из кабинета.
Вернувшись к вопросу разбойников, заседание постановило, что Джека не будут отправлять в Лондон, где он однажды уже сорвался с петли (как пить дать заплатил палачу и судьям), а повесят здесь, в Кентербери, через пару дней. Олдермены явно гордились тем, что именно в их городе состоится казнь, - такое зрелище они лондонцам не уступили бы.
Заседание заняло полдня, зато олдермены вручили нам денежное вознаграждение за поимку разбойников. Сумма была довольно приличной: хватит и на то, чтобы отпраздновать, и на покупку каких-нибудь полезных вещей. Я уже начал мечтать о кожаном фартуке с карманами, в которых поместятся все-все инструменты.
Пить и отмечать свой успех мы пошли в "Чекерс". Там один из актёров, выступавших в женских ролях, сидел в углу с неким джентльменом, чей щёгольский зелёный плащ показался мне смутно знакомым. И в самом деле, всадник в таком плаще обогнал нас в городских воротах в тот день, когда мы ходили к сэру Роджеру и дрались с разбойниками. Незнакомец явно был путешественником, - не утончённым аристократом наподобие сэра Роланда, но и не простолюдином, и не из актёрской братии. Эти двое о чём-то шептались, и мы сочли невежливым прерывать личный разговор.
Мэтт предложил договориться с мистером Адамсом. Я не сразу понял, о чём именно: видимо, я как-то пропустил, что мои товарищи решили развить идею Лоренса устроить провокацию на спектакле. Отчасти я мог бы гордиться тем, что впервые идея сыграть на сцене что-то, что может спровоцировать преступника, приходила в голову мне. Но, увы, едва ли о той идее, отметённой актёрами только потому, что современных пьес об удушении не нашлось, кто-то ещё помнил.
- А чья это была идея?.. - пожал плечами я. - Пусть он и договаривается.
- Это идея Мэтта, - тут же сказал Лоренс.
- Это Лоренс говорил принести актёрам сюжет из книжки, - возразил Мэтт.
- Да, я помню, говорил, - согласился я.
- Я как-то больше по обыску, - протестовал Лоренс.
В результате договариваться пришлось Мэтту: он нашёл мистера Адамса и попросил его вставить в завтрашний спектакль интермедии из романа, включая намёк на будущее убийство. Похоже, никто уже не волновался о том, что актёры могут быть как-то связаны с убийцей и могут предупредить его. Мистер Адамс оказался не против поучаствовать в поиске убийцы, но сказал, что у реализации идеи есть две сложности: во-первых, кто-то должен был переложить текст в пьесу; и во-вторых, один из его ключевых актёров лежал избитый и будет завтра не в лучшей форме. Чудо, что он вообще собирался выйти на сцену после всего пережитого.
- А что если я найду вам того, кто сможет написать пьесу?.. - предложил Мэтт. Он огляделся в поисках местного мальчишки, вручил ему монетку и послал за Китом Марло.
Некоторое время спустя Кит появился. Вид у него был рассеянный.
- Ну что, нашли убийцу? - спросил он с любопытством, едва нас увидел. - Удалось что-нибудь узнать? Вот мы с Билли узнали точно, что это не Джон!
- О, а как? - заинтересовался Мэтт.
- Лучше не спрашивай...
- Вы всё-таки полезли к нему с розами в окно? - Лоренс так восхитился, что даже не обиделся на то, что у нас подслушали и украли идею. В конце концов, мы объединялись в расследовании, а не конкурировали. И, похоже, Кит и Билли отлично спелись.
- Без роз, и просто решили проследить, - признался Кит. - Джон нас поймал, и только благодаря тому, что я всё-таки брат его невесты, нам удалось спастись. Мы поговорили по душам, чудом не набили друг другу морды, и... Да, я уверен: убийца - не он.
Мэтт поставил Киту пинту пива и ввёл его в курс дела о спектакле.
- Мне нужно время, - неуверенно сказал Кит.
- Останься и пиши прямо здесь, - щедро предложил Мэтт. - Вот перед тобой твои актёры, и ты сразу сможешь видеть, кто в твоём распоряжении, чтобы писать для них!..
- Ну, ладно, - сдался Кристофер. - Надеюсь, ваши талантливые актёры как-нибудь выкрутятся.
Мистер Адамс смотрел на нашего "драматурга" несколько скептически, но не возражал. А Кит как будто слегка торопился, но всё же сел писать пьесу, прихлёбывая пиво. Ещё некоторое время спустя интермедии были готовы. Кит не преминул вставить парочку любовных монологов, но получилось довольно складно. Мистер Адамс заглянул в текст и одобрил:
- Сойдёт.
- Главное - не забудьте про символизм! - напомнил Лоренс. - Следующая жертва - это колокольчики и... пирожки с ягодами?..
В книге угощения не упоминались, но мы припомнили, что в день Марии Магдалины обычно готовили сладости из поздних ягод. Их наверняка можно будет купить на каждом углу.
Мы начали прощаться, обещая, что придём завтра. Мистер Адамс велел нам прийти пораньше, чтобы с утра выехать к имению сэра Роджера, всё обустроить и подготовить к спектаклю. Мы заверили его, что не опоздаем. Кит уже куда-то ускользнул, а мы, снова по сумеркам, отправились на разведку к дому учителя.
- Ну что, у нас старый план или новый план? - уточнил Мэтт.
- Старый - это по которому ты отвлекаешь учителя, я вскрываю дверь, а Лоренс лезет на чердак?.. - припомнил я на всякий случай.
- На чердак или в подвал, - добавил Лоренс.
- Или в кабинет, - заметил Мэтт. - Книжки у него в кабинете.
- Начнём с чердака, - решил Лоренс. - А дальше, в зависимости от того, куда он тебя поведёт, посмотрим по обстоятельствам. Тайники Найджел искать умеет...
- Лезьте втроём, - хмыкнул Мэтт.
- Кто-то должен стоять на стрёме, - возразил Лоренс.
- Просто найди книжку!
- Да найду я тебе книжку!..
- Не любую!
- Понятно, что не любую.
- Просто, будь я маньяком, я бы не прятал книжку на чердаке.
- А где? Под подушкой?.. - усомнился Лоренс.
- Вот и проверим, кто из нас больше мыслит как маньяк!
И они немедленно поспорили: Мэтт поставил на кабинет и спальню, Лоренс - на чердак и подвал. Так мы, кружным путём через францисканские сады, пустые и мрачные вечером, дошли до заднего двора учительского дома.
- Занимайте позиции, через пять минут я стучу в дверь, - распорядился Мэтт.
Лоренс предложил Дику следить за окном на втором этаже, а мне - заниматься замком. На окнах чердака были глухие ставни; их можно было высадить, но это произведёт слишком много шума, поэтому я прикидывал, как бы их снять.
- Мы проникаем, а не вламываемся, - определил Лоренс. - Если только Мэтта не будут убивать. А прибить его даже я иногда хочу.
- Только иногда?.. - невинно удивился Мэттью.
- Мы имеем дело с маньяком, - напомнил Дик.
- Но я ведь смогу его уболтать? - с надеждой заметил Мэтт.
- Мы надеемся!..
В окне первого этажа, в помещении возле кухни, мелькала фигура служанки. В окне второго этажа - в кабинете или спальне - горела свеча. Когда Мэтт обошёл дом и постучал с главного входа, свеча со второго этажа исчезла и удалилась, но через некоторое время вернулась. Видимо, Мэтту не удалось убедить учителя поговорить на первом этаже, и теперь нам не удастся пробраться на второй.
- Совой ухать умеешь? - спросил Лоренс Дика. - По традиции.
- У-ху, - подтвердил Дик. - Но что если настоящая сова ухнет?
- Тогда будь нетрадиционной совой, - посоветовал Лоренс.
- Может, договоримся о количестве ухов?..
Я припомнил, что филины в города не залетают, и Дик решил, что будет ухать филином - низким голосом. Лоренс подсадил меня и подсказывал, как влезть по стене дома к окну третьего этажа. Я осмотрел ставни, понял, какие скобы нужно отжать, и, сняв ставни, убрал их внутрь комнаты. Затем мы влезли в комнату сами.
Внутри было темно - только луна светила сквозь открытое нами окно. Это был не чердак как таковой, а комната, в которой иногда жили ученики из окрестных сёл. Следовательно, помещение было оборудовано для них, но сейчас, в пору каникул, пустовало. В противоположной стене была дверь, и она оказалась не заперта. Толкнув её, мы вышли на маленькую лестничную площадку. Узкая лестница в два пролёта спускалась вниз, снизу доносились голоса Мэтта и учителя. Напротив была ещё одна дверь, пониже первой, - нужно было пригнуться, чтобы войти в неё.
Во второй комнате было ещё темнее, хоть глаз выколи: свет луны до неё не дотягивался. В ней было окно, выходившее на улицу, и также глухие ставни. Видя только очертания сундуков, я почти наощупь добрался до окна и открыл ставни. Они предательски скрипнули - видимо, их уже давно не открывали и не смазывали, - но это можно было списать на звуки старого дома. Перед нами в сумерках предстала комната поменьше первой, в которой стояла пара сундуков и висели два плаща: один старый, заношенный, другой тёплый, зимний, - оба чёрные, и Лоренс весьма обрадовался этому факту.
- Может, ему нравится чёрный цвет, - предположил я. - К тому же, он ведь до сих пор в трауре.
- В трауре по девицам?.. - спросил Лоренс.
- А это интересная версия.
Я пока не верил в то, что учитель мог оказаться убийцей. Убедил себя не верить без веских доказательств, чтобы не обвинить невиновного человека. Даже если у него найдётся та же книга, что у Агнес, - это могло быть просто совпадением.
Я влез в один из сундуков - замок поддался без труда. Внутри лежали роговые книги для прописей и другие школьные принадлежности. Второй сундук я открыть не смог - требовался ключ, который, должно быть, хранился у служанки или у хозяина дома. Лоренс тем временем осмотрел привлёкшие его внимание плащи. Старый плащ оказался женским - видимо, учитель не убирал его в сундук из сентиментальных соображений. В карманах обоих плащей нашлись только душистые травы, отпугивающие моль и блох, и оба были запылёнными.
Я немного поискал, но не нашёл никаких тайников или люков, - только рядом с окном на камне был выцарапан знак в виде концентрических кругов: старый оберег от злых духов. Выцарапан он был давно и уже истёрся, - должно быть, ещё в ту пору, когда дом принадлежал францисканцам. Мы уже было собрались выходить и возвращаться в большую комнату, как послышался звук падения с лестницы и нарочито громкий возглас Мэтта: "Опять подвернул ногу!". Похоже, он увёл учителя со второго этажа и задерживал его, выигрывая для нас время ценой своей здоровой ноги.
- Ну что, проберёмся в кабинет?.. - шепнул Лоренс.
- Я всё равно не смогу тебя остановить, - пожал плечами я. Кто я такой, чтобы стоять между Лоренсом и его безумными идеями?.. - Так что пойдём.
Мы тихо спустились по лестнице, слыша, как учитель зовёт служанку, чтобы она помогла ему поднять Мэтта. Оказавшись на втором этаже, мы проникли в кабинет. Свет оттуда снова унесли, так что и здесь нам пришлось осматриваться при свете луны. Мы не обнаружили нужной книги, - только у окна был ещё один такой же знак-оберег. На столе лежал рисунок - незаконченный карандашный эскиз. Фигура в центре была прорисована лучше всего, и в ней можно было узнать жену учителя, мисс Анну. Её окружало двенадцать женских фигур, и три из них были прорисованы более подробно, нежели остальные, - но черты лиц не угадывались. Лоренс перевернул рисунок - но на задней стороне не было ничего. И даже это ещё ничего не доказывало - хотя вызывало немалые подозрения.
- Не пора ли нам, пока Мэтт себе все ноги не переломал?.. - напомнил я Лоренсу.
На его лице отразилось страдание, а взор устремился к двери, которая, очевидно, вела в спальню:
- Если заперто - то пойдём. А если нет... то взгляну хотя бы одним глазком!.. Можешь постоять на стрёме?
Я пожал плечами и остался прислушиваться к лестнице, а Лоренс сунулся в спальню. Дверь оказалась не заперта, и он вернулся с добычей: нашёл ту самую книгу в чёрном переплёте, с которой учитель прогуливался, и миниатюрный живописный портрет его жены, явно написанный на заказ чужой рукой. Лоренс пролистал книгу - и это был тот самый роман. У первых трёх заглавий были нарисованы карандашом цветы, - эти иллюстрации, видимо, сделал сам учитель. Также в книге был экслибрис, который позволит доказать, кому она принадлежит. Повертев портрет, Лоренс положил всё на место, и только теперь согласился возвращаться.
Снятые ставни, конечно, выдавали преступное проникновение, - но если ставни в кладовке я мог без труда закрыть изнутри, то снятые ставни в общежитии третьего этажа я не смог бы установить обратно, находясь при этом снаружи. Вернее, мог бы попробовать, - но рисковал бы или устроить грохот, который сведёт на нет наши успехи, или сорваться со стены и свернуть себе шею. Посему я решил оставить все ставни как есть.
- А они могут выглядеть так, будто сами отвалились?.. - с надеждой спросил Лоренс. Я отрицательно покачал головой.
Но он предложил положить ставни на пол у окна так, будто их вышибло ветром. Я аккуратно опустил створки - выглядело не ахти убедительно, и за последние дни я не припоминал настолько сильных ураганов, но сойдёт. Мы слезли со стены и воссоединились с Диком.
- Слышите?.. - он сделал нам знак помолчать. - Там в кустах кто-то шебуршится. И уже не в первый раз.
- Давайте не будем их беспокоить?.. - предложил я. Наверняка какая-нибудь парочка не нашла лучшего места, кроме как уединиться вечером в кустах.
- Чтобы мы, да не побеспокоили?!.. - удивился Лоренс.
Но в этот момент появился Мэтт, заметно прихрамывающий.
- Ты был прав! - радостно сообщил ему Лоренс. - Это он - убийца!
- Значит, проспорил? - также обрадовался Мэтт. - Ну и где была книжка?
- В спальне.
- Он сказал, что не расстаётся с ней. Я уж думал, придётся его оглушать...
Тут в кустах снова зашуршало - и резко затихло.
- Выходите! - окликнул Мэтт.
Это оказались Кит и Билли, и занимались они определённо не тем, о чём я предполагал.
- Ага, вы тоже его выслеживаете? - спросили они наперебой. - Удалось что-нибудь разузнать?
- Подозрительный он, - неохотно протянул Лоренс. Похоже, ему не хотелось делиться подробностями и славой. К тому же мы все понимали, что если Билл получит малейшее подтверждение того, что это учитель убил Агнес, он сможет всё испортить. Если уж он бросался на Лу, то от учителя мы его и подавно не оттащим...
- В наших планах было залезть к нему завтра вечером.
- Вы опоздали, - не без удовольствия заметил Лоренс.
- Да ладно, пусть лезут, - философски предложил Мэтт.
Кит и Билл поделились своей версией о том, что что-то есть на складах, занимающих старые францисканские здания возле садов. Два склада они уже обшарили, и мы согласились заглянуть в третий. Дверь здания была заперта, но Мэтт заявил, что и так может рассказать нам, что внутри:
- Там хранится сукно. И откуда бы учитель взял ключ? Разве что у него есть отмычка, но он же не Найджел.
- А откуда мы знаем... что у него нет отмычки? - возразил Лоренс.
- Я боялся, что ты скажешь: "Откуда мы знаем, что он не Найджел", - выдохнул я с облегчением.
- Нет, о таком я как-то не задумывался...
- И спасибо на этом! - искренне ответил я. - Так что вам вскрыть, дверь или окно?..
Мои товарищи предпочли дверь, и с щеколдой не пришлось долго возиться. Мы оказались в зале с низким потолком, поддерживаемым колоннами. Там лежал какой-то товар - видимо, те самые тюки с сукном, о котором говорил Мэтт - и была лестница на второй этаж. Кит и Билли предусмотрительно взяли с собой фонарь, так что в его свете мы могли хорошо разглядеть, что на складе нет ничего лишнего. Мне казалось, что мы зря теряем время, - хотя мне и на третьем этаже дома учителя так казалось. Никогда не знаешь, где повезёт, и раз уж залезли - стоит обследовать здание до конца. Хромой Мэтт посмотрел на лестницу и вздохнул.
- Может, ты туда не полезешь?.. - предложил я.
- Полезу, - решительно возразил он. - Не будет же убийца что-то прятать на первом этаже!..
Тем временем Дик осмотрел зал, обнаружил два закутка, не использующихся для хранения товара (просто потому, что места было слишком много, а товара - не слишком), и понял, что за глухой стеной тоже есть какое-то помещение - а значит, в него должен быть вход. Я предположил, что этот вход - либо снаружи, либо сверху.
- А вдруг туда ведёт потайной ход прямо из дома учителя? - предположил Мэтт.
- Зачем бы ему копать потайной ход самому?.. - усомнился Лоренс.
- Может, ход францисканцы прокопали, а он нашёл.
- Всё равно это как-то странно.
- Но это же францисканцы!..
Решили, что Мэтт пойдёт искать вход снаружи, пообещав, как обычно, прокричать совой, если что-то найдётся; я пошёл с ним как автор идеи, поскольку искать вход снаружи казалось наиболее логичным, - и Кит с нами. Остальные пошли наверх с фонарём. Обойдя и осмотрев здание, мы с Китом заметили, что на одном из углов оного имеется башенка, поднимающаяся чуть выше третьего этажа, - видимо, именно в ней было помещение за стеной. Однако входа в эту башенку снаружи всё же не было - и даже окна были на самом верху, над крышей основного здания.
- Кажется, всё же придётся лезть наверх, - обречённо признал Мэтт.
- Внутри или с крыши? - уточнил Кит.
- Давайте сперва попробуем изнутри, - предложил я. - И если не получится, тогда и полезем на крышу.
Мы вернулись в дом и вскоре присоединились к остальным, уже обследовавшим второй этаж. Вместе мы пошли на третий этаж - и в самом деле нашли там в нужной стене потайную дверь. Я чувствовал, что теперь настали мои минуты славы, - и уже ради одного этого стоило влезать на этот склад. Я пошарил и нащупал рычаги в стене, надавил, и дверь издала надсадный скрежет. Похоже, её не открывали очень давно, и я попросил Билли навалиться и помочь. Для меня состояние двери выглядело как явное доказательство того, что ни учитель, ни кто-либо ещё ею не пользовались.
- Быть может, это не единственный вход, - не сдавался Лоренс.
За дверью обнаружилась поднимающаяся через всю башню винтовая лесенка. И когда Кит направил на неё фонарь, стало видно, что ступени не очень-то пыльные, - хотя за долгие годы на них должен был лечь толстый слой пыли, на котором отпечатались бы наши следы. Похоже, её кто-то подметал.
- Ну что, вверх или вниз? - спросил Мэтт.
- И туда, и туда, - с энтузиазмом откликнулся Лоренс. - Мне всё интересно!
- А если мы уже найдём что-то интересное в одном месте и в другое не вернёмся?..
- Верх ближе, - заметил я.
Если мы ничего не найдём наверху, и придётся спуститься, - это будет не так обидно, чем если мы спустимся, ничего не найдём внизу и вынуждены будем снова подниматься наверх. Я попросту заботился о хромом себе - и о хромом Мэттью.
- Если бы я был маньяком - я выбрал бы башенку, - согласился Мэтт. - А мы уже выяснили, что я лучше думаю, как маньяк.
Мы поднялись наверх, на площадку с несколькими прорезными окнами-бойницами. По-видимому, это была францисканская часовня, и её стены были когда-то расписаны фресками, - но кто-то ненавидящий католиков, похоже, добрался даже сюда и попортил их. Однако одна стена была заново побелена, и моя первая мысль была о том, что нашёлся некий тайный католик, который решил позаботиться о часовне, навещал её и прибирался. Впрочем, срок жизни этой мысли был короток. В свете фонаря стало видно, что кто-то нанёс на побелку эскиз - увеличенную копию того самого рисунка, который Лоренс нашёл в кабинете учителя. И лица трёх дев, окружающих Анну, были прорисованы куда как более узнаваемо...
- Агнес! Это же Агнес! - в волнении воскликнул Билл.
- А это Годевиль!.. - подхватил Кит.
- Да уж, это уже не совпадение, - пробормотал я.
И вот теперь, когда вина учителя была доказана, мне стало не по себе: я представил, как этот человек, когда-то учивший меня читать, душит девушек, вкладывает им, мёртвым, угощения в ладонь - и рисует их, как рисуют святых...
- Можно стражу звать, - разумно рассудил Мэтт. - Только пусть они учителя сперва арестуют, чтобы он не успел рисунок сжечь. Как вы думаете, нас же послушают?.. Мы же герои...
- Ну, пойдёмте к начальнику стражи, - предложил я.
- Лучше сразу к мировому судье! - воскликнул Кит. - Вытащим его из постели!
Похоже, у него было что-то личное к судье, который так долго не появлялся в городе, пока мы отдувались за всех ответственных представителей власти разом.
- Лоренс, может, к твоему знакомому стражнику припрёмся?.. - выдвинул ещё одну идею Мэтт. - Судья-то всё равно к страже пойдёт.
Билл стал кричать, что сейчас сам пойдёт и схватит убийцу. Лоренс принялся его тормозить и успокаивать, говоря, что очень важно сделать так, чтобы убийцу публично покарали и он сполна ответил за все свои злодеяния. Мэтт присоединился к нему, и общими усилиями они худо-бедно удержали безутешного жениха.
В конце концов мы пошли к начальнику стражи. Мэтт принялся рассказывать, как у нас появились подозрения после слов Лу о "чёрном человеке", как мы пришли в гости к учителю и совершенно случайно заметили у него рисунок, а потом также совершенно случайно обнаружили на суконном складе потайную часовню с таким же рисунком на стене... Будь я на месте главы стражи - и я решил бы, что меня разыгрывают, - но тот, в свете давешних заслуг, нам поверил и отправил с нами двоих стражников.
Мы подошли к школе с главного входа. Стражники собрались было стучать в дверь. Но прежде, чем кто-то из них произнёс традиционное "Стража, откройте", - Мэтт предложил:
- А давайте я постучусь и скажу, что что-то у него обронил? Например, кошелёк...
Когда бывший ученик, к тому же подвернувший ногу, возвращается к тебе заполночь, - это, сказать по правде, весьма подозрительно, если только он не потерял ключи и не может попасть в свой дом. Но оставалась робкая надежда, что учитель не откроет страже, но откроет Мэтту. Лоренс предложил обежать дом и проследить, не поднимется ли учитель в свой кабинет, чтобы попытаться сжечь рисунок и книгу. Я тут же предложил стражникам разделиться на случай, если учитель вздумает сбежать через заднюю дверь.
- Мне кажется, Лоренс хотел не этого, - прокомментировал Мэтт моё предложение, когда Лоренс и охранник скрылись за углом дома. - Он хочет залезть в окно и помешать уничтожить улику.
Я пожал плечами: одно другому не мешает. Я не думал, что в нынешней ситуации охранник будет против того, чтобы залезть в окно к подозреваемому.
Мы дали Лоренсу и охраннику время на то, чтобы пробраться на двор, и Мэтт постучал в дверь. За ней послышались приближающиеся шаги. Некоторое время хозяин дома молча стоял, должно быть глядя в глазок, и побежал прочь от двери. Терять было уже нечего, и Мэтт заорал:
- Он убегает!..
Я вопросительно посмотрел на стражника:
- Не ломаем ли мы дверь?..
- Наверное, можно, - пробасил он нерешительно.
- Нужно! - подбодрил его Мэтт. - То, что он сбежал, - это доказательство его вины!
Охранник высадил дверь плечом, и мы ворвались в дом. Лоренс уже сбегал вниз по лестнице с книгой в руках и на вопрос Мэтта прокричал, что рисунок учитель забрал. Мэтт предложил поискать потайной ход, - но едва он договорил, я уже понял, где именно нужно искать: в школе также была часовня. Когда мы вошли туда, потайная дверь даже была приоткрыта. Но ход за ней был очень узким - по нему мог пройти только один человек. И Лоренс, не тратя время на обсуждения, побежал первым. Я не торопился, понимая, что своей хромотой буду всех задерживать.
Мэтт предложил одному из стражников пойти вместе с ним поверху на случай, если так получится быстрее добраться до склада и перехватить беглеца. Кит и Билл пошли с ними, а Дик побежал за Лоренсом, и я - замыкающим. Мне очень не хотелось снова бегать по лестницам склада, и к тому же было интересно, как устроен старинный подземный тоннель. Признаться, в узком тёмном ходу было неуютно, как в могиле. Если часто ходить по такому, немудрено тронуться умом.
Вбежав вверх по лестнице на верхнюю площадку башенки, мы застали учителя в часовне стоящим на коленях перед фреской, - и это молитвенное смирение выглядело страшнее, чем если бы он ругался, защищался и нападал.
- Прости, Анна, я тебя подвёл!.. - воскликнул он и бросился к окну.
Будучи не косой сажени в плечах мужчиной, он вполне мог пролезть в бойницу, - и с высоты четвёртого этажа не факт что убился бы, но наверняка бы покалечился. Но вбежавшие раньше меня Лоренс и Дик кинулись за ним, и он не успел: Лоренс повис на его руке, а Дик обхватил и повалил. Тут подтянулись и остальные.
- Зачем вы их убили? - спросил Мэтт, глядя на учителя.
Учитель молчал, по его щекам потекли слёзы. Лоренс достал рисунок из его кармана: у убийцы так и не хватило духу уничтожить своё творение. Но Мэтт не отставал и повторил свой вопрос, и учитель всё же заговорил. Он говорил о том, как его Анна любила эту поэму, как они читали книгу вдвоём, пока она болела, и как после её смерти он решил, что теперь она - Целеста, и ей нужны двенадцать дев. Его речь была пугающе связной и осмысленной. Он не казался безумцем, но он был безумцем.
- Она присмотрит за ними, - продолжал он. - Там им будет даже лучше, чем в этом грешном мире!
- Значит, вы убивали девушек, чтобы они составили свиту вашей покойной жене?.. - уточнил Мэтт.
- Я отправлял их в Царство Божье! - настаивал учитель. - Чтобы Анна присмотрела там за ними!
- Они были на земле под присмотром Бога и по его воле, - возразил Мэтт. - А на тот свет они отправились по вашей воле. Вам не кажется, что это гордыня, сэ-эр?..
Последнее слово он выделил, как обращение к рыцарю, но учитель никак не среагировал. Он явно не был намерен вступать в религиозные диспуты. Что ж, его религией стала анонимная книжка о добродетелях. Едва ли он помнил о том, что убийство - грех, да и самоубийство - также. Мэтт держался хладнокровно, чтобы не сказать - почти обжигающе холодно. Лоренс был мрачен, сдерживая ярость. И все так или иначе были потрясены случившимся.
- Кто должен был стать четвёртой?.. - спросил я. Иначе дурное любопытство будет глодать меня до конца моих дней.
Учитель, подумав, ответил, что у бабки-знахарки, живущей в нашем приходе, есть не то внучка, не то приёмыш:
- Она могла бы быть великодушной, - произнёс он с нотками сожаления. - Но странная она... кичливая.
Я помнил эту девушку, в самом деле странноватую. Она переболела оспой, и лицо у неё было рябое, - но она очень гордилась своими знаниями, полученными от бабушки, и вечно задирала нос, глядя на всех сверху вниз. Вот уж о ком я бы точно не подумал как о потенциальной жертве!.. И, следовательно, кого не смог бы защитить, если бы мы не успели схватить убийцу. Только если бы я нашёл время дойти до знахарки с вопросом про яды - мы с её ученицей могли бы познакомиться поближе.
- Присмотрите за ним, чтобы он ничего с собой не сотворил, - напутствовал Мэтт стражников, забиравших рыдающего учителя. - И Лу теперь можно выпускать! Мы его домой проводим.
- Так он же сейчас спит, - посмеиваясь, заметили стражники.
Так и мы пошли по домам: обрадовать Луиса можно будет и наутро перед спектаклем. А теперь, когда убийца больше не угрожал девушкам Кентербери, можно было спать спокойно. А может, и наоборот: трудно заснуть, зная, что любой человек может оказаться безумцем и душегубом.
Отличная вышла идея с тайной часовней: очень атмосферно, куда там Дэну Брауну Кажется, невозможно не стать маньяком, когда в твоём доме есть подземный ход в часовню!.. А на следующий день будет сыгран спектакль с интермедиями, и сэр Роланд как автор романа наверняка будет просто счастлив. И Найджел даже порадуется за него, ведь куда как лучше быть чудаком, воплощающим свои фантазии в творчестве, нежели чудаком, воплощающим свои фантазии в убийствах. А если мы сдадим автору романа автора пьесы-переложения - это может стать началом плодотворного сотрудничества Ещё итогов и благодарностей
А шпионскую ветку, в которой были замешаны сэр Роланд (вот же котик талантливый!)) и джентльмен в зелёном плаще, мы нечаянно, но как-то очень старательно пропустили, сколько бы она ни попадалась нам под ноги, - видимо, потому, что сосредоточились на убийстве, в котором Роланда с определённого момента стало сложно подозревать. Но это не страшно: в любой насыщенной игре всегда что-то упускаешь. Даже жаль, что кампейн, в отличие от компьютерной игры, невозможно пройти заново, принимая другие решения другим персонажем (А что до чёрного зеркальца, если вдруг кому из невовлечённых интересно, - то, как я и подозревал как игрок, это было плацебо. Томми действительно поверил в то, что с ним заговорят ангелы, и "увидел" мёртвую танцовщицу. А мы были гуманны и не прессовали Томми, пока он сам всё не рассказал.))
Спасибо мастеру Корнелии за это увлекательное путешествие в пределах одного города Кентербери! За всех живых и запоминающихся НПС, за вкусные детальки эпохи, за широкую свободу действий и возможность для персонажей проявлять себя, общаться друг с другом и взаимодействовать с миром. И за то, что смогла водить "по телефону", без видео, - очень понимаю, как нелегко, когда не видишь лица игроков. И мне как игроку могло быть сложновато в таком формате, - но меня так захватило, что даже отсутствие видео не помешало вроливаться и представлять происходящее.
Спасибо прекрасным соигрокам! Мориэль - за Лоренса и его безумные идеи: если он и не станет великим актёром, то имеет все шансы стать неподкупным и неутомимым сыщиком. Дикте - за Мэтта и здравый смысл Лоренса на внешнем носителе(шипнуто), за бесценное умение тонко манипулировать коммуницировать с окружающими, от детей до власть имущих, и выуживать из них нужную информацию! Вере - за Дика, немногословного, но нередко служащего голосом разума, опытного и надёжного. Надеюсь, ещё поиграем вместе!
...Да, я пребываю в некоторой эйфории после моего, как игрока, первого оконченного кампейна. С новой силой вспоминаю и хочу продолжить Имперский Колледж, взявший паузу на таком интересном месте, - но следующего сезона придётся подождать, а пока немало эмоций додаёт Армада. И о вчерашнем-четверговом её приключении тоже обязательно напишу.
Да, я до последнего сомневался, что маньяком окажется учитель, потому как ну ведь бывают совпадения. Но верибельный же маньяк: тот самый тихий, скромный человек, который живёт рядом с тобой и которого ты всю жизнь знаешь, - просто поехавший после потери жены и начавший убивать. (Есть реальные примеры подобного помешательства, и я бы сравнил таких маньяков с аутоиммункой: когда всё, связанное с конкретным человеком, воспринимается абсолютной нормой, в том числе и его смерть, - появляется желание привести других к такому же, нормальному для твоей картины мира, состоянию. Но у меня тут не трукрайм, поэтому вернёмся к нашим баранам.)) И в этой истории было немало отличного юмора - и во многом благодаря персонажам соигроков. Столько золотых цитат Немного жаль, что приключение закончилось так рано, и мы не успели поучаствовать в спектакле, но... Персонажи продолжат жить и идти своим путём, и всё у них будет, - а для игры всегда лучше, когда хочется ещё доиграть, а не "скорей бы уже финал". Теперь жду следующей кабинетки после Пира во время Чумы, и -
Итак, Кит Марло написал свою первую пьесу, Найджел наконец-то много использовал свои навыки как взломщик, а я на электронных кубах выкинул какое-то небывалое количество шестёрок (потому как Найджел, очевидно, хорошо знает своё дело).
Отперсонажный отчёт НайджелаС рассветом мне больше всего хотелось не вставать с постели по меньшей мере сутки, но действительность редко совпадает с нашими желаниями. Наутро за мной, как и за моими приятелями, прислали и сопроводили в городской совет - свидетельствовать о поимке главаря разбойников. На закрытое заседание прибыл сэр Роджер - и сэр Роланд увязался вместе с ним, по каковому поводу Лоренс был мрачен и ворчлив больше, чем обычно. Присутствовал и мистер Адамс, а остальная актёрская труппа, по-видимому, отсыпалась, чему я немало завидовал. Приехал мировой судья, а также в зале для заседаний сидело несколько олдерменов - и мистер Роуз среди них. Все они хвалили городскую стражу за проявленные бдительность и мужество - и немножечко нас.
Когда был поднят вопрос, приписывать ли банде Джека-Висельника убийства девиц, - Лоренс взял слово. И это были его минуты славы. Он перечислил все известные нам факты о разбойниках и спросил в лучших традициях риторики:
- Посудите сами: три тела, убиты на праздниках, найдены с цветами и угощениями. Разбойники так не действуют. Я не очень умён, но даже я это понимаю, - а вы-то понимаете наверняка!..
После этого почтенное собрание, чтобы не прослыть глупее Лоренса, - конечно, должно было с ним согласиться. Услышав про цветы, Роланд оживился и вспомнил, что такие же были в книжке.
- А я говорил, что он её читал! - зашептал нам Лоренс.
- Все её читали, - заметил Мэтт.
- Может, он её и написал? - предположил Дик.
- А это не исключено, - согласился я.
- Вот видите. А разбойники не читают книжек, - сказал Мэтт уже громче, обращаясь ко всем.
Тогда и сэр Роджер, и мистер Роуз, и мировой судья признали, что убийства выглядят странно и что необходимо продолжать расследование. Они переговаривались о том, мог ли "тот сумасшедший", Луис, убить девиц, и мог ли он читать названную книжку.
- Простите, что я вмешиваюсь, - вновь заговорил Лоренс со всей возможной вежливостью, - но я считаю своим долгом уточнить: Луис убегал откуда-то с криками "Чёрный человек!", и, если я не ошибаюсь, он был знаком только с Агнес, а не с остальными девушками. Да и те, кто его обвинял, уже поменяли свою точку зрения. Можете сами у них спросить!
Я сомневался, что вдова Бенчкин поменяла своё мнение так же, как Билл, - но слова Лоренса всё равно возымели своё действие.
- Этот идиот не умеет читать, - снисходительно добавил сэр Роланд, вынося тем самым Лу решающее оправдание.
- И очень важно найти убийцу, чтобы в нашем городе больше не пропадали девушки, - закончил свою речь Лоренс, сам очень серьёзный и важный.
- Мы продолжим расследование, - решил мировой судья. - Я ознакомлюсь с тем, что писал коронер. Раз уж вы прервали мой отдых, и я скакал сюда пол-ночи... К заседанию королевского суда соберём все данные, опросим свидетелей. Всё подготовлю, всё предоставим, и узнаем, француз это был или нет. Разбойников нужно допросить о том, когда они в городе появились, и вдову...
Судью явно не интересовали литературные аллюзии в убийствах, ему явно было привычнее заполнять бумажки. И хотя он был готов взяться за дело со всей ответственностью, - что-то мне подсказывало, что преступника не поймаешь, не выходя из кабинета.
Вернувшись к вопросу разбойников, заседание постановило, что Джека не будут отправлять в Лондон, где он однажды уже сорвался с петли (как пить дать заплатил палачу и судьям), а повесят здесь, в Кентербери, через пару дней. Олдермены явно гордились тем, что именно в их городе состоится казнь, - такое зрелище они лондонцам не уступили бы.
Заседание заняло полдня, зато олдермены вручили нам денежное вознаграждение за поимку разбойников. Сумма была довольно приличной: хватит и на то, чтобы отпраздновать, и на покупку каких-нибудь полезных вещей. Я уже начал мечтать о кожаном фартуке с карманами, в которых поместятся все-все инструменты.
Пить и отмечать свой успех мы пошли в "Чекерс". Там один из актёров, выступавших в женских ролях, сидел в углу с неким джентльменом, чей щёгольский зелёный плащ показался мне смутно знакомым. И в самом деле, всадник в таком плаще обогнал нас в городских воротах в тот день, когда мы ходили к сэру Роджеру и дрались с разбойниками. Незнакомец явно был путешественником, - не утончённым аристократом наподобие сэра Роланда, но и не простолюдином, и не из актёрской братии. Эти двое о чём-то шептались, и мы сочли невежливым прерывать личный разговор.
Мэтт предложил договориться с мистером Адамсом. Я не сразу понял, о чём именно: видимо, я как-то пропустил, что мои товарищи решили развить идею Лоренса устроить провокацию на спектакле. Отчасти я мог бы гордиться тем, что впервые идея сыграть на сцене что-то, что может спровоцировать преступника, приходила в голову мне. Но, увы, едва ли о той идее, отметённой актёрами только потому, что современных пьес об удушении не нашлось, кто-то ещё помнил.
- А чья это была идея?.. - пожал плечами я. - Пусть он и договаривается.
- Это идея Мэтта, - тут же сказал Лоренс.
- Это Лоренс говорил принести актёрам сюжет из книжки, - возразил Мэтт.
- Да, я помню, говорил, - согласился я.
- Я как-то больше по обыску, - протестовал Лоренс.
В результате договариваться пришлось Мэтту: он нашёл мистера Адамса и попросил его вставить в завтрашний спектакль интермедии из романа, включая намёк на будущее убийство. Похоже, никто уже не волновался о том, что актёры могут быть как-то связаны с убийцей и могут предупредить его. Мистер Адамс оказался не против поучаствовать в поиске убийцы, но сказал, что у реализации идеи есть две сложности: во-первых, кто-то должен был переложить текст в пьесу; и во-вторых, один из его ключевых актёров лежал избитый и будет завтра не в лучшей форме. Чудо, что он вообще собирался выйти на сцену после всего пережитого.
- А что если я найду вам того, кто сможет написать пьесу?.. - предложил Мэтт. Он огляделся в поисках местного мальчишки, вручил ему монетку и послал за Китом Марло.
Некоторое время спустя Кит появился. Вид у него был рассеянный.
- Ну что, нашли убийцу? - спросил он с любопытством, едва нас увидел. - Удалось что-нибудь узнать? Вот мы с Билли узнали точно, что это не Джон!
- О, а как? - заинтересовался Мэтт.
- Лучше не спрашивай...
- Вы всё-таки полезли к нему с розами в окно? - Лоренс так восхитился, что даже не обиделся на то, что у нас подслушали и украли идею. В конце концов, мы объединялись в расследовании, а не конкурировали. И, похоже, Кит и Билли отлично спелись.
- Без роз, и просто решили проследить, - признался Кит. - Джон нас поймал, и только благодаря тому, что я всё-таки брат его невесты, нам удалось спастись. Мы поговорили по душам, чудом не набили друг другу морды, и... Да, я уверен: убийца - не он.
Мэтт поставил Киту пинту пива и ввёл его в курс дела о спектакле.
- Мне нужно время, - неуверенно сказал Кит.
- Останься и пиши прямо здесь, - щедро предложил Мэтт. - Вот перед тобой твои актёры, и ты сразу сможешь видеть, кто в твоём распоряжении, чтобы писать для них!..
- Ну, ладно, - сдался Кристофер. - Надеюсь, ваши талантливые актёры как-нибудь выкрутятся.
Мистер Адамс смотрел на нашего "драматурга" несколько скептически, но не возражал. А Кит как будто слегка торопился, но всё же сел писать пьесу, прихлёбывая пиво. Ещё некоторое время спустя интермедии были готовы. Кит не преминул вставить парочку любовных монологов, но получилось довольно складно. Мистер Адамс заглянул в текст и одобрил:
- Сойдёт.
- Главное - не забудьте про символизм! - напомнил Лоренс. - Следующая жертва - это колокольчики и... пирожки с ягодами?..
В книге угощения не упоминались, но мы припомнили, что в день Марии Магдалины обычно готовили сладости из поздних ягод. Их наверняка можно будет купить на каждом углу.
Мы начали прощаться, обещая, что придём завтра. Мистер Адамс велел нам прийти пораньше, чтобы с утра выехать к имению сэра Роджера, всё обустроить и подготовить к спектаклю. Мы заверили его, что не опоздаем. Кит уже куда-то ускользнул, а мы, снова по сумеркам, отправились на разведку к дому учителя.
- Ну что, у нас старый план или новый план? - уточнил Мэтт.
- Старый - это по которому ты отвлекаешь учителя, я вскрываю дверь, а Лоренс лезет на чердак?.. - припомнил я на всякий случай.
- На чердак или в подвал, - добавил Лоренс.
- Или в кабинет, - заметил Мэтт. - Книжки у него в кабинете.
- Начнём с чердака, - решил Лоренс. - А дальше, в зависимости от того, куда он тебя поведёт, посмотрим по обстоятельствам. Тайники Найджел искать умеет...
- Лезьте втроём, - хмыкнул Мэтт.
- Кто-то должен стоять на стрёме, - возразил Лоренс.
- Просто найди книжку!
- Да найду я тебе книжку!..
- Не любую!
- Понятно, что не любую.
- Просто, будь я маньяком, я бы не прятал книжку на чердаке.
- А где? Под подушкой?.. - усомнился Лоренс.
- Вот и проверим, кто из нас больше мыслит как маньяк!
И они немедленно поспорили: Мэтт поставил на кабинет и спальню, Лоренс - на чердак и подвал. Так мы, кружным путём через францисканские сады, пустые и мрачные вечером, дошли до заднего двора учительского дома.
- Занимайте позиции, через пять минут я стучу в дверь, - распорядился Мэтт.
Лоренс предложил Дику следить за окном на втором этаже, а мне - заниматься замком. На окнах чердака были глухие ставни; их можно было высадить, но это произведёт слишком много шума, поэтому я прикидывал, как бы их снять.
- Мы проникаем, а не вламываемся, - определил Лоренс. - Если только Мэтта не будут убивать. А прибить его даже я иногда хочу.
- Только иногда?.. - невинно удивился Мэттью.
- Мы имеем дело с маньяком, - напомнил Дик.
- Но я ведь смогу его уболтать? - с надеждой заметил Мэтт.
- Мы надеемся!..
В окне первого этажа, в помещении возле кухни, мелькала фигура служанки. В окне второго этажа - в кабинете или спальне - горела свеча. Когда Мэтт обошёл дом и постучал с главного входа, свеча со второго этажа исчезла и удалилась, но через некоторое время вернулась. Видимо, Мэтту не удалось убедить учителя поговорить на первом этаже, и теперь нам не удастся пробраться на второй.
- Совой ухать умеешь? - спросил Лоренс Дика. - По традиции.
- У-ху, - подтвердил Дик. - Но что если настоящая сова ухнет?
- Тогда будь нетрадиционной совой, - посоветовал Лоренс.
- Может, договоримся о количестве ухов?..
Я припомнил, что филины в города не залетают, и Дик решил, что будет ухать филином - низким голосом. Лоренс подсадил меня и подсказывал, как влезть по стене дома к окну третьего этажа. Я осмотрел ставни, понял, какие скобы нужно отжать, и, сняв ставни, убрал их внутрь комнаты. Затем мы влезли в комнату сами.
Внутри было темно - только луна светила сквозь открытое нами окно. Это был не чердак как таковой, а комната, в которой иногда жили ученики из окрестных сёл. Следовательно, помещение было оборудовано для них, но сейчас, в пору каникул, пустовало. В противоположной стене была дверь, и она оказалась не заперта. Толкнув её, мы вышли на маленькую лестничную площадку. Узкая лестница в два пролёта спускалась вниз, снизу доносились голоса Мэтта и учителя. Напротив была ещё одна дверь, пониже первой, - нужно было пригнуться, чтобы войти в неё.
Во второй комнате было ещё темнее, хоть глаз выколи: свет луны до неё не дотягивался. В ней было окно, выходившее на улицу, и также глухие ставни. Видя только очертания сундуков, я почти наощупь добрался до окна и открыл ставни. Они предательски скрипнули - видимо, их уже давно не открывали и не смазывали, - но это можно было списать на звуки старого дома. Перед нами в сумерках предстала комната поменьше первой, в которой стояла пара сундуков и висели два плаща: один старый, заношенный, другой тёплый, зимний, - оба чёрные, и Лоренс весьма обрадовался этому факту.
- Может, ему нравится чёрный цвет, - предположил я. - К тому же, он ведь до сих пор в трауре.
- В трауре по девицам?.. - спросил Лоренс.
- А это интересная версия.
Я пока не верил в то, что учитель мог оказаться убийцей. Убедил себя не верить без веских доказательств, чтобы не обвинить невиновного человека. Даже если у него найдётся та же книга, что у Агнес, - это могло быть просто совпадением.
Я влез в один из сундуков - замок поддался без труда. Внутри лежали роговые книги для прописей и другие школьные принадлежности. Второй сундук я открыть не смог - требовался ключ, который, должно быть, хранился у служанки или у хозяина дома. Лоренс тем временем осмотрел привлёкшие его внимание плащи. Старый плащ оказался женским - видимо, учитель не убирал его в сундук из сентиментальных соображений. В карманах обоих плащей нашлись только душистые травы, отпугивающие моль и блох, и оба были запылёнными.
Я немного поискал, но не нашёл никаких тайников или люков, - только рядом с окном на камне был выцарапан знак в виде концентрических кругов: старый оберег от злых духов. Выцарапан он был давно и уже истёрся, - должно быть, ещё в ту пору, когда дом принадлежал францисканцам. Мы уже было собрались выходить и возвращаться в большую комнату, как послышался звук падения с лестницы и нарочито громкий возглас Мэтта: "Опять подвернул ногу!". Похоже, он увёл учителя со второго этажа и задерживал его, выигрывая для нас время ценой своей здоровой ноги.
- Ну что, проберёмся в кабинет?.. - шепнул Лоренс.
- Я всё равно не смогу тебя остановить, - пожал плечами я. Кто я такой, чтобы стоять между Лоренсом и его безумными идеями?.. - Так что пойдём.
Мы тихо спустились по лестнице, слыша, как учитель зовёт служанку, чтобы она помогла ему поднять Мэтта. Оказавшись на втором этаже, мы проникли в кабинет. Свет оттуда снова унесли, так что и здесь нам пришлось осматриваться при свете луны. Мы не обнаружили нужной книги, - только у окна был ещё один такой же знак-оберег. На столе лежал рисунок - незаконченный карандашный эскиз. Фигура в центре была прорисована лучше всего, и в ней можно было узнать жену учителя, мисс Анну. Её окружало двенадцать женских фигур, и три из них были прорисованы более подробно, нежели остальные, - но черты лиц не угадывались. Лоренс перевернул рисунок - но на задней стороне не было ничего. И даже это ещё ничего не доказывало - хотя вызывало немалые подозрения.
- Не пора ли нам, пока Мэтт себе все ноги не переломал?.. - напомнил я Лоренсу.
На его лице отразилось страдание, а взор устремился к двери, которая, очевидно, вела в спальню:
- Если заперто - то пойдём. А если нет... то взгляну хотя бы одним глазком!.. Можешь постоять на стрёме?
Я пожал плечами и остался прислушиваться к лестнице, а Лоренс сунулся в спальню. Дверь оказалась не заперта, и он вернулся с добычей: нашёл ту самую книгу в чёрном переплёте, с которой учитель прогуливался, и миниатюрный живописный портрет его жены, явно написанный на заказ чужой рукой. Лоренс пролистал книгу - и это был тот самый роман. У первых трёх заглавий были нарисованы карандашом цветы, - эти иллюстрации, видимо, сделал сам учитель. Также в книге был экслибрис, который позволит доказать, кому она принадлежит. Повертев портрет, Лоренс положил всё на место, и только теперь согласился возвращаться.
Снятые ставни, конечно, выдавали преступное проникновение, - но если ставни в кладовке я мог без труда закрыть изнутри, то снятые ставни в общежитии третьего этажа я не смог бы установить обратно, находясь при этом снаружи. Вернее, мог бы попробовать, - но рисковал бы или устроить грохот, который сведёт на нет наши успехи, или сорваться со стены и свернуть себе шею. Посему я решил оставить все ставни как есть.
- А они могут выглядеть так, будто сами отвалились?.. - с надеждой спросил Лоренс. Я отрицательно покачал головой.
Но он предложил положить ставни на пол у окна так, будто их вышибло ветром. Я аккуратно опустил створки - выглядело не ахти убедительно, и за последние дни я не припоминал настолько сильных ураганов, но сойдёт. Мы слезли со стены и воссоединились с Диком.
- Слышите?.. - он сделал нам знак помолчать. - Там в кустах кто-то шебуршится. И уже не в первый раз.
- Давайте не будем их беспокоить?.. - предложил я. Наверняка какая-нибудь парочка не нашла лучшего места, кроме как уединиться вечером в кустах.
- Чтобы мы, да не побеспокоили?!.. - удивился Лоренс.
Но в этот момент появился Мэтт, заметно прихрамывающий.
- Ты был прав! - радостно сообщил ему Лоренс. - Это он - убийца!
- Значит, проспорил? - также обрадовался Мэтт. - Ну и где была книжка?
- В спальне.
- Он сказал, что не расстаётся с ней. Я уж думал, придётся его оглушать...
Тут в кустах снова зашуршало - и резко затихло.
- Выходите! - окликнул Мэтт.
Это оказались Кит и Билли, и занимались они определённо не тем, о чём я предполагал.
- Ага, вы тоже его выслеживаете? - спросили они наперебой. - Удалось что-нибудь разузнать?
- Подозрительный он, - неохотно протянул Лоренс. Похоже, ему не хотелось делиться подробностями и славой. К тому же мы все понимали, что если Билл получит малейшее подтверждение того, что это учитель убил Агнес, он сможет всё испортить. Если уж он бросался на Лу, то от учителя мы его и подавно не оттащим...
- В наших планах было залезть к нему завтра вечером.
- Вы опоздали, - не без удовольствия заметил Лоренс.
- Да ладно, пусть лезут, - философски предложил Мэтт.
Кит и Билл поделились своей версией о том, что что-то есть на складах, занимающих старые францисканские здания возле садов. Два склада они уже обшарили, и мы согласились заглянуть в третий. Дверь здания была заперта, но Мэтт заявил, что и так может рассказать нам, что внутри:
- Там хранится сукно. И откуда бы учитель взял ключ? Разве что у него есть отмычка, но он же не Найджел.
- А откуда мы знаем... что у него нет отмычки? - возразил Лоренс.
- Я боялся, что ты скажешь: "Откуда мы знаем, что он не Найджел", - выдохнул я с облегчением.
- Нет, о таком я как-то не задумывался...
- И спасибо на этом! - искренне ответил я. - Так что вам вскрыть, дверь или окно?..
Мои товарищи предпочли дверь, и с щеколдой не пришлось долго возиться. Мы оказались в зале с низким потолком, поддерживаемым колоннами. Там лежал какой-то товар - видимо, те самые тюки с сукном, о котором говорил Мэтт - и была лестница на второй этаж. Кит и Билли предусмотрительно взяли с собой фонарь, так что в его свете мы могли хорошо разглядеть, что на складе нет ничего лишнего. Мне казалось, что мы зря теряем время, - хотя мне и на третьем этаже дома учителя так казалось. Никогда не знаешь, где повезёт, и раз уж залезли - стоит обследовать здание до конца. Хромой Мэтт посмотрел на лестницу и вздохнул.
- Может, ты туда не полезешь?.. - предложил я.
- Полезу, - решительно возразил он. - Не будет же убийца что-то прятать на первом этаже!..
Тем временем Дик осмотрел зал, обнаружил два закутка, не использующихся для хранения товара (просто потому, что места было слишком много, а товара - не слишком), и понял, что за глухой стеной тоже есть какое-то помещение - а значит, в него должен быть вход. Я предположил, что этот вход - либо снаружи, либо сверху.
- А вдруг туда ведёт потайной ход прямо из дома учителя? - предположил Мэтт.
- Зачем бы ему копать потайной ход самому?.. - усомнился Лоренс.
- Может, ход францисканцы прокопали, а он нашёл.
- Всё равно это как-то странно.
- Но это же францисканцы!..
Решили, что Мэтт пойдёт искать вход снаружи, пообещав, как обычно, прокричать совой, если что-то найдётся; я пошёл с ним как автор идеи, поскольку искать вход снаружи казалось наиболее логичным, - и Кит с нами. Остальные пошли наверх с фонарём. Обойдя и осмотрев здание, мы с Китом заметили, что на одном из углов оного имеется башенка, поднимающаяся чуть выше третьего этажа, - видимо, именно в ней было помещение за стеной. Однако входа в эту башенку снаружи всё же не было - и даже окна были на самом верху, над крышей основного здания.
- Кажется, всё же придётся лезть наверх, - обречённо признал Мэтт.
- Внутри или с крыши? - уточнил Кит.
- Давайте сперва попробуем изнутри, - предложил я. - И если не получится, тогда и полезем на крышу.
Мы вернулись в дом и вскоре присоединились к остальным, уже обследовавшим второй этаж. Вместе мы пошли на третий этаж - и в самом деле нашли там в нужной стене потайную дверь. Я чувствовал, что теперь настали мои минуты славы, - и уже ради одного этого стоило влезать на этот склад. Я пошарил и нащупал рычаги в стене, надавил, и дверь издала надсадный скрежет. Похоже, её не открывали очень давно, и я попросил Билли навалиться и помочь. Для меня состояние двери выглядело как явное доказательство того, что ни учитель, ни кто-либо ещё ею не пользовались.
- Быть может, это не единственный вход, - не сдавался Лоренс.
За дверью обнаружилась поднимающаяся через всю башню винтовая лесенка. И когда Кит направил на неё фонарь, стало видно, что ступени не очень-то пыльные, - хотя за долгие годы на них должен был лечь толстый слой пыли, на котором отпечатались бы наши следы. Похоже, её кто-то подметал.
- Ну что, вверх или вниз? - спросил Мэтт.
- И туда, и туда, - с энтузиазмом откликнулся Лоренс. - Мне всё интересно!
- А если мы уже найдём что-то интересное в одном месте и в другое не вернёмся?..
- Верх ближе, - заметил я.
Если мы ничего не найдём наверху, и придётся спуститься, - это будет не так обидно, чем если мы спустимся, ничего не найдём внизу и вынуждены будем снова подниматься наверх. Я попросту заботился о хромом себе - и о хромом Мэттью.
- Если бы я был маньяком - я выбрал бы башенку, - согласился Мэтт. - А мы уже выяснили, что я лучше думаю, как маньяк.
Мы поднялись наверх, на площадку с несколькими прорезными окнами-бойницами. По-видимому, это была францисканская часовня, и её стены были когда-то расписаны фресками, - но кто-то ненавидящий католиков, похоже, добрался даже сюда и попортил их. Однако одна стена была заново побелена, и моя первая мысль была о том, что нашёлся некий тайный католик, который решил позаботиться о часовне, навещал её и прибирался. Впрочем, срок жизни этой мысли был короток. В свете фонаря стало видно, что кто-то нанёс на побелку эскиз - увеличенную копию того самого рисунка, который Лоренс нашёл в кабинете учителя. И лица трёх дев, окружающих Анну, были прорисованы куда как более узнаваемо...
- Агнес! Это же Агнес! - в волнении воскликнул Билл.
- А это Годевиль!.. - подхватил Кит.
- Да уж, это уже не совпадение, - пробормотал я.
И вот теперь, когда вина учителя была доказана, мне стало не по себе: я представил, как этот человек, когда-то учивший меня читать, душит девушек, вкладывает им, мёртвым, угощения в ладонь - и рисует их, как рисуют святых...
- Можно стражу звать, - разумно рассудил Мэтт. - Только пусть они учителя сперва арестуют, чтобы он не успел рисунок сжечь. Как вы думаете, нас же послушают?.. Мы же герои...
- Ну, пойдёмте к начальнику стражи, - предложил я.
- Лучше сразу к мировому судье! - воскликнул Кит. - Вытащим его из постели!
Похоже, у него было что-то личное к судье, который так долго не появлялся в городе, пока мы отдувались за всех ответственных представителей власти разом.
- Лоренс, может, к твоему знакомому стражнику припрёмся?.. - выдвинул ещё одну идею Мэтт. - Судья-то всё равно к страже пойдёт.
Билл стал кричать, что сейчас сам пойдёт и схватит убийцу. Лоренс принялся его тормозить и успокаивать, говоря, что очень важно сделать так, чтобы убийцу публично покарали и он сполна ответил за все свои злодеяния. Мэтт присоединился к нему, и общими усилиями они худо-бедно удержали безутешного жениха.
В конце концов мы пошли к начальнику стражи. Мэтт принялся рассказывать, как у нас появились подозрения после слов Лу о "чёрном человеке", как мы пришли в гости к учителю и совершенно случайно заметили у него рисунок, а потом также совершенно случайно обнаружили на суконном складе потайную часовню с таким же рисунком на стене... Будь я на месте главы стражи - и я решил бы, что меня разыгрывают, - но тот, в свете давешних заслуг, нам поверил и отправил с нами двоих стражников.
Мы подошли к школе с главного входа. Стражники собрались было стучать в дверь. Но прежде, чем кто-то из них произнёс традиционное "Стража, откройте", - Мэтт предложил:
- А давайте я постучусь и скажу, что что-то у него обронил? Например, кошелёк...
Когда бывший ученик, к тому же подвернувший ногу, возвращается к тебе заполночь, - это, сказать по правде, весьма подозрительно, если только он не потерял ключи и не может попасть в свой дом. Но оставалась робкая надежда, что учитель не откроет страже, но откроет Мэтту. Лоренс предложил обежать дом и проследить, не поднимется ли учитель в свой кабинет, чтобы попытаться сжечь рисунок и книгу. Я тут же предложил стражникам разделиться на случай, если учитель вздумает сбежать через заднюю дверь.
- Мне кажется, Лоренс хотел не этого, - прокомментировал Мэтт моё предложение, когда Лоренс и охранник скрылись за углом дома. - Он хочет залезть в окно и помешать уничтожить улику.
Я пожал плечами: одно другому не мешает. Я не думал, что в нынешней ситуации охранник будет против того, чтобы залезть в окно к подозреваемому.
Мы дали Лоренсу и охраннику время на то, чтобы пробраться на двор, и Мэтт постучал в дверь. За ней послышались приближающиеся шаги. Некоторое время хозяин дома молча стоял, должно быть глядя в глазок, и побежал прочь от двери. Терять было уже нечего, и Мэтт заорал:
- Он убегает!..
Я вопросительно посмотрел на стражника:
- Не ломаем ли мы дверь?..
- Наверное, можно, - пробасил он нерешительно.
- Нужно! - подбодрил его Мэтт. - То, что он сбежал, - это доказательство его вины!
Охранник высадил дверь плечом, и мы ворвались в дом. Лоренс уже сбегал вниз по лестнице с книгой в руках и на вопрос Мэтта прокричал, что рисунок учитель забрал. Мэтт предложил поискать потайной ход, - но едва он договорил, я уже понял, где именно нужно искать: в школе также была часовня. Когда мы вошли туда, потайная дверь даже была приоткрыта. Но ход за ней был очень узким - по нему мог пройти только один человек. И Лоренс, не тратя время на обсуждения, побежал первым. Я не торопился, понимая, что своей хромотой буду всех задерживать.
Мэтт предложил одному из стражников пойти вместе с ним поверху на случай, если так получится быстрее добраться до склада и перехватить беглеца. Кит и Билл пошли с ними, а Дик побежал за Лоренсом, и я - замыкающим. Мне очень не хотелось снова бегать по лестницам склада, и к тому же было интересно, как устроен старинный подземный тоннель. Признаться, в узком тёмном ходу было неуютно, как в могиле. Если часто ходить по такому, немудрено тронуться умом.
Вбежав вверх по лестнице на верхнюю площадку башенки, мы застали учителя в часовне стоящим на коленях перед фреской, - и это молитвенное смирение выглядело страшнее, чем если бы он ругался, защищался и нападал.
- Прости, Анна, я тебя подвёл!.. - воскликнул он и бросился к окну.
Будучи не косой сажени в плечах мужчиной, он вполне мог пролезть в бойницу, - и с высоты четвёртого этажа не факт что убился бы, но наверняка бы покалечился. Но вбежавшие раньше меня Лоренс и Дик кинулись за ним, и он не успел: Лоренс повис на его руке, а Дик обхватил и повалил. Тут подтянулись и остальные.
- Зачем вы их убили? - спросил Мэтт, глядя на учителя.
Учитель молчал, по его щекам потекли слёзы. Лоренс достал рисунок из его кармана: у убийцы так и не хватило духу уничтожить своё творение. Но Мэтт не отставал и повторил свой вопрос, и учитель всё же заговорил. Он говорил о том, как его Анна любила эту поэму, как они читали книгу вдвоём, пока она болела, и как после её смерти он решил, что теперь она - Целеста, и ей нужны двенадцать дев. Его речь была пугающе связной и осмысленной. Он не казался безумцем, но он был безумцем.
- Она присмотрит за ними, - продолжал он. - Там им будет даже лучше, чем в этом грешном мире!
- Значит, вы убивали девушек, чтобы они составили свиту вашей покойной жене?.. - уточнил Мэтт.
- Я отправлял их в Царство Божье! - настаивал учитель. - Чтобы Анна присмотрела там за ними!
- Они были на земле под присмотром Бога и по его воле, - возразил Мэтт. - А на тот свет они отправились по вашей воле. Вам не кажется, что это гордыня, сэ-эр?..
Последнее слово он выделил, как обращение к рыцарю, но учитель никак не среагировал. Он явно не был намерен вступать в религиозные диспуты. Что ж, его религией стала анонимная книжка о добродетелях. Едва ли он помнил о том, что убийство - грех, да и самоубийство - также. Мэтт держался хладнокровно, чтобы не сказать - почти обжигающе холодно. Лоренс был мрачен, сдерживая ярость. И все так или иначе были потрясены случившимся.
- Кто должен был стать четвёртой?.. - спросил я. Иначе дурное любопытство будет глодать меня до конца моих дней.
Учитель, подумав, ответил, что у бабки-знахарки, живущей в нашем приходе, есть не то внучка, не то приёмыш:
- Она могла бы быть великодушной, - произнёс он с нотками сожаления. - Но странная она... кичливая.
Я помнил эту девушку, в самом деле странноватую. Она переболела оспой, и лицо у неё было рябое, - но она очень гордилась своими знаниями, полученными от бабушки, и вечно задирала нос, глядя на всех сверху вниз. Вот уж о ком я бы точно не подумал как о потенциальной жертве!.. И, следовательно, кого не смог бы защитить, если бы мы не успели схватить убийцу. Только если бы я нашёл время дойти до знахарки с вопросом про яды - мы с её ученицей могли бы познакомиться поближе.
- Присмотрите за ним, чтобы он ничего с собой не сотворил, - напутствовал Мэтт стражников, забиравших рыдающего учителя. - И Лу теперь можно выпускать! Мы его домой проводим.
- Так он же сейчас спит, - посмеиваясь, заметили стражники.
Так и мы пошли по домам: обрадовать Луиса можно будет и наутро перед спектаклем. А теперь, когда убийца больше не угрожал девушкам Кентербери, можно было спать спокойно. А может, и наоборот: трудно заснуть, зная, что любой человек может оказаться безумцем и душегубом.
Отличная вышла идея с тайной часовней: очень атмосферно, куда там Дэну Брауну Кажется, невозможно не стать маньяком, когда в твоём доме есть подземный ход в часовню!.. А на следующий день будет сыгран спектакль с интермедиями, и сэр Роланд как автор романа наверняка будет просто счастлив. И Найджел даже порадуется за него, ведь куда как лучше быть чудаком, воплощающим свои фантазии в творчестве, нежели чудаком, воплощающим свои фантазии в убийствах. А если мы сдадим автору романа автора пьесы-переложения - это может стать началом плодотворного сотрудничества Ещё итогов и благодарностей
А шпионскую ветку, в которой были замешаны сэр Роланд (вот же котик талантливый!)) и джентльмен в зелёном плаще, мы нечаянно, но как-то очень старательно пропустили, сколько бы она ни попадалась нам под ноги, - видимо, потому, что сосредоточились на убийстве, в котором Роланда с определённого момента стало сложно подозревать. Но это не страшно: в любой насыщенной игре всегда что-то упускаешь. Даже жаль, что кампейн, в отличие от компьютерной игры, невозможно пройти заново, принимая другие решения другим персонажем (А что до чёрного зеркальца, если вдруг кому из невовлечённых интересно, - то, как я и подозревал как игрок, это было плацебо. Томми действительно поверил в то, что с ним заговорят ангелы, и "увидел" мёртвую танцовщицу. А мы были гуманны и не прессовали Томми, пока он сам всё не рассказал.))
Спасибо мастеру Корнелии за это увлекательное путешествие в пределах одного города Кентербери! За всех живых и запоминающихся НПС, за вкусные детальки эпохи, за широкую свободу действий и возможность для персонажей проявлять себя, общаться друг с другом и взаимодействовать с миром. И за то, что смогла водить "по телефону", без видео, - очень понимаю, как нелегко, когда не видишь лица игроков. И мне как игроку могло быть сложновато в таком формате, - но меня так захватило, что даже отсутствие видео не помешало вроливаться и представлять происходящее.
Спасибо прекрасным соигрокам! Мориэль - за Лоренса и его безумные идеи: если он и не станет великим актёром, то имеет все шансы стать неподкупным и неутомимым сыщиком. Дикте - за Мэтта и здравый смысл Лоренса на внешнем носителе
...Да, я пребываю в некоторой эйфории после моего, как игрока, первого оконченного кампейна. С новой силой вспоминаю и хочу продолжить Имперский Колледж, взявший паузу на таком интересном месте, - но следующего сезона придётся подождать, а пока немало эмоций додаёт Армада. И о вчерашнем-четверговом её приключении тоже обязательно напишу.