Старики мои, Полынь и Бьякуя, снова похудели. Все рекомендации по кормлению начинаются со слов, что ещё ни одна крыса не умерла с голоду перед миской, полной зерна, - но к привередливым пенсионерам двух с четвертью лет это явно не относится. Видимо, мне снова придётся варить себе каши, чтобы их докармливать Зато с зеленью у Бьякуи безотходное потребление: он обкусывает листья, стебли высыхают, и из полученного сена он вьёт гнездо. Ещё крысного
"Крысы и юнидокс" - это отдельная песня. Бьякуя сердится на ложку с надоевшим пюре, в котором замешана таблетка: кусает её, отталкивает лапой, иногда топочет, или спрыгивает в поддон и кидает лапами наполнитель. Крысы, конечно, не умеют плеваться, но Бьякуя может схватить зубами пюре и отшвырнуть - и в пюре оказываются гамак, наполнитель или я. Что-то при этом попадает в крысу, но если он совсем откажется от юнидокса - придётся насильно скармливать из шприца какой-нибудь энрофлон... Не ценит он счастья диспергируемых таблеток! А Цзянцзай по-прежнему интересуется пюре-с-таблеткой куда меньше, чем Джерон и Альбедо (который, кстати, догнал и перегнал Джера по объёмам). Впрочем, Джерон скорее интересуется ложкой, которую он явно был бы не прочь притырить в хозяйство.
Снившееся-накопившеесяКак-то раз снилось рыбов. Я пришёл за покупками к некоей палатке вместо магаза, набрал кучу всего и вдруг осознал, что деньги забыл дома. Сказал продавщице, что сейчас за ними сбегаю, оставив покупки на прилавке, мне недалеко (во сне снова была моя прежняя квартира на первом этаже пятиэтажки). Но та ответила, что не хочет разбирать мою гору продуктов обратно, и чтобы я забрал её с собой, но оставил в залог курицу (просто не спрашивайте о логике)). Я отдал ей упаковку курицы (каковые я обычно для Птахи беру в Ашане), забрал пакет, а из пакета на меня посмотрела живая рыба, очень большая. И я быстро поспешил домой, пока она не сдохла. Там был водоём в подвале - вроде того, который мне уже снился в Дружбе, - явно не очень ухоженный, обмелевший и мутный. Туда я и выпустил эту рыбу. Понаблюдал и увидел, что в этом водоёме также плавают огромный осётр и пара выдр, и какой-то человек их кормил, кидая пригоршнями кошачий или собачий сухой корм из пачки. Стоял я и удивлялся, как эти рыбы и выдры выжили, и думал, что надо будет купить им ещё корма.
И в другой раз снилось, что я лечу в какую-то другую страну на самолёте, причём он похож не на пассажирский лайнер, а на эдакую летающую маршрутку с промежуточными остановками. И каждый раз после остановок он взлетал, круто задирая нос вверх, так что меня прижимало к спинке кресла, и я очень радовался этому ощущению - дескать, вот наконец-то настоящий полёт, а не фигня какая-то. Также я в какой-то момент осознал, что у меня толком нет денег (то есть, по сути, вспомнил, что у меня наяву рублей 400 на карте и всё, и это ещё считается за дофига), а в другой стране понадобится найти жильё, еду... Но пренебрёг этим обстоятельством А рядом со мной, на соседнем сиденье, кажется, оказывались то матушка, то Птаха, то Амарт.
А в ночь перед прошедшей игрой приснился Дракула. Не из какого-то конкретного канона, а сам по себе. Очень кинематографично показали, как он стал вампиром. Сначала в кадре некий герой (сидящий в замке в темнице?), который слышит крики и представляет, что Дракула там всех зверски порвал. Затем показывают, как всё было на самом деле: граф поднялся в гробу, и окружавшие гроб люди тут же с воплями разбежались в разные стороны. Осталась только одна женщина, которая, видимо, это ожидала или даже подстроила. Она стала льнуть к Дракуле, пребывающему в полной прострации и вообще не отдупляющему, что с ним происходит, и говорить ему, как она одна осталась ему верна. Усадила его на эдакий трон, поднесла ему большой кубок с кровью, а граф выражался в том духе, что это отвратительно и пить невозможно. И запомнившийся диалог, когда Дракула доливает в кровь не то вино, не то морс, а женщина предупреждает: "Тебе будет больно. - Зато вкусно!". Также в этой истории был комический персонаж, оборотень-хаски, пушистый и упитанный, который так старательно высовывался из окна, чтобы подглядеть (трон был на чём-то вроде балкона, куда граф с женщиной вышли из зала с гробом), что вывалился (невысоко и в кусты, ни один оборотень не пострадал)).
...А потом я проснулся и увидел анонс другой игры, про Валахию, по ITL. Немедленно заорал@прибежал. Сон в руку про копьё вногу голову
По дороге на игру я дочитал Киндрэт-Кровных братьев. Финальное доорать, критичные спойлеры, многобуковЕщё одна особенность (не то чтобы баг, но и не то чтобы фича) повествования - несоответствие персонажей их собственной заявленной крутости, что отчасти можно списать на недостоверность рассказчика. Так, Александр, который представляется Пауле таким дофига мудрым, загадочным и непостижимым, - говорит банальнейшие вещи, цитирует Уайльда с намёком на "я сПушкиным на дружеской ноге, это я ему строчку подсказал", но без этих цитат не способен ничего умного сказать от себя. Возможно, он таков в восприятии Паулы, потому что она тупенькая, - но она не может быть НАСТОЛЬКО тупенькой, я отказываюсь видеть её такой. Или вот Миклош, который считает себя "круче Моцарта и Чайковского" - что очевидно говорит о нём как о не очень умном персонаже, поскольку невозможно сваливать в одну кучу настолько разножанровых композиторов и всю эту кучу скопом отвергать. У любого творца есть предпочтения среди классиков, которыми он хотя бы отчасти вдохновляется, - никто не вырастает в вакууме. С такими взглядами музыка Миклоша должна была бы быть полнейшей хренью, но он вроде как является хорошим композитором не только в собственных глазах - и это создаёт явное противоречие. В общем, так и хочется посоветовать авторам: не пытайтесь прописывать персонажей умнее себя - всё равно не получится.
Вообще, похоже, Миклоша любили в фандоме, и я пока не могу понять, почему. Он, конечно, блондинка мальчик(тм), - но, простите, авторы, далеко не Лестат (при том, что я отнюдь не поклонник сего персонажа!). Изощрённо жестокий убийца и эстет может быть ярким, может вызывать те или иные эмоции, - но Миклош просто никакой. Он скучилищный, бездарный, мелочный бытовой насильник и самодур, местами комичный, но не более. Воображение рисует его бледной-бледной молью, эдаким насекомым, по какому-то недоразумению держащим в лапках безграничную власть. Был момент, когда я понадеялся на проблеск глубины образа, когда Миклош восхитился военными фотографиями, - но этот эпизод не имел никакого продолжения, как выстрел в молоко. Фотограф, также показавшийся интересным персонажем, после того эпизода больше не появлялся. Может, конечно, он всплывёт в последующих книгах, - но в рамках этой конкретной книги эпизод смотрится очередным филлером, словно авторам просто нужно было нарастить достаточный объём текста. Мы всё-таки рассматриваем каждую книгу цикла как законченное произведение, - и если между выходами книг проходило время, то читатели наверняка успевали забыть, что там был какой-то ещё фотограф.
И нетрудно было догадаться, что всё придёт к обращению Лориана в вампира. Хотя я не ожидал, что это будет обратимо (а интереснее было бы, если нет). Впрочем, возможность для вампира стать обратно человеком - похоже, общий признак сеттингов более "плюшевых". В сеттингах более "взрослых" - если уж угораздило стать вампиром, тобудешь баобабом тыщу лет живи и мучайся, никаких чит-кодов тебе.
Неведомо, как Лориан, вроде как ещё будучи человеком, умудрился Дарэла телепатически позвать. И это дарэловское "мой ребёнок"... Чувак, ты его не зачал, не вырастил, не воспитал, даже не подобрал в канаве, и не обратил его первым. Ты его просто поиграться взял, хотя тебя предупреждали, что это плохо закончится. Присосался к приятным эмоциям, что мало отличается от того, чтобы сосать кровь. В начале книжки это цепляло, но - тех, кто дарит нам тепло, мы обычно бережём. А Дарэл оставил "своего ребёнка" без присмотра в своей квартире, о местонахождении которой каждая собака знает (то есть буквально собака: Словен его уже подкарауливал во дворе его дома, из этого можно было сделать какие-то выводы). Впрочем, когда Дарэл с этим своим "мой ребёнок" носится, - это, как выражается Руневский, "наступил момент иррационального" (прекрасно представляю себе аналогичный сарказм и в исполнении Кристофа).
Тут ремарка про время. Когда Дарэлу звонит очередной человек, которого он обаял, он смотрит на часы - половина одиннадцатого. Когда Дарэл едет в резиденцию Ревенанта, "до полуночи оставалось полтора часа" - то есть всё ещё половина одиннадцатого! Что же успело произойти в этом волшебном промежутке с 22.30 до 22.30? - Дарэл доехал до ресторана, бухнул и подрался со смертными (ещё один филлер, никак не раскрывающий ни мир, ни сюжет, ни персонажа!..), вернулся домой, обнаружил Лориана и дождался Кристофа, проорался в Кристофа, доехал до офиса Ревенанта, вломился к нему, и снова сел в машину. У Дарэла остановились часы? Или стоит п#$дить редакторов? ...Хотя были ли редакторы, если помощник Амира - то Яков, то Якоб, а вторая Старейшина Даханавар - то Стефания, то Стэфания?.. А за эти самые полтора часа до полуночи Дарэл успевает доехать до резиденции и дождаться на парковке, пока доедут остальные, и всё. Авторы бы как-нибудь получше распределили время, что ли.
Итак, пресловутый ритуал Витдикты. Я рад, что прочитал эту кульминацию целиком, не прерываясь, пока ездил ловить Тас до Алтуфьево и обратно, потому что оно, бесспорно, зрелищно. И Кристоф безусловно хорош со своим "Не хотел, чтобы тебе пришлось выбирать". Да, выбор между жизнью одного близкого и жизнью другого в самом деле был бы невыносимо болезненным... Вот только кажется, увы, что между тем, чтобы избавить Лориана от вампиризма, и тем, чтобы пожертвовать жизнью Кристофа (а также, опционально, всех прочих присутствующих), Дарэл уже заведомо выбор сделал.
Здесь наступает место для ворчания на типичный янг-эдалтовский ход, когда нам говорят, например, что "отсюда никто не выйдет живым", но главгерою выйти можно, потому что он главгерой. Ритуал Витдикты всегда забирает жизнь того, кто её проводит, - но если это Кристоф, то ничегошеньки фатального с ним не случается, и Витдикта съедает только каких-то неименных вампиров, их же не жалко. Отдельно забавно, что злопыхатели раз за разом не принимают в расчёт такой рояль, выезжающий из кустов по мастерским рельсам: кто бы мог подумать, что если похитить Дарэла, то Кристоф придёт его спасать! И если обратить Лориана, чтобы Дарэл вызвал Витдикту и она убила всех, - кто бы мог подумать, что Кристоф явится проводить ритуал! Никогда такого не было и вот опять
И забавно, что Дарэл переезжается и обижается, когда его изгоняют из клана. Ах, какие вы холодные и бездушные, ах, "вам не понять, вы же не люди". Чувак, а что ты хотел за намерение принести в жертву сородичей? За то, что рисковал обезглавливанием клана и потенциальным хаосом? Если бы меня кто-нибудь из друзей затащил в пентаграмму, чтобы мной пожертвовать ради спасения своего хомячка, я бы, пожалуй, тоже... не понял. При всей моей любви к хомячкам. И вот эта позиция "вы тут все не стоите слезинки ребёнка" - настолько белый плащ, что глаза режет.
И ещё одна непонятка: сколько, блин, у Дарэла квартир, одна или две? Я помню, как он впервые показал Лориану свою квартиру с фреской, с#ка, Моне (этот эталонный абсурд поистине незабываем). Потом Лориан тусит у него в гостях. Потом Дарэл возвращается домой, и туда же по первому зову мчит Кристоф. После ритуала он снова возвращается домой, обнаруживает там разгром и уничтоженную (ура!)) фреску, и удивляется, увидев там Кристофа, поскольку "никому не говорил об этой квартире" и вообще "никогда не жил здесь" (но держал запас крови в холодильнике, а также подсвечники и книги). Напрашивается вывод, что это два разных "домой", просто авторы не удосуживаются уточнять.
Этому канону многое можно было бы простить за взаимодействия Дарэла и Кристофа. За то, насколько же Кристоф должен был любить Дарэла, чтобы ради его мальчишки рискнуть своей жизнью, которая ему ещё отнюдь не надоела. За "мой Кристоф" одного и "малыш" (даже прилюдное!) другого. За то, что Кристоф дарит Дарэлу кольцо(!) со словами "Был бы я чуть более рационален - нанял бы тебя на работу". И что он тогда делает, будучи иррациональным?.. Принимаются только неправильные ответы Казалось бы, с таким каноном уже никаких фанфиков не надо.
Но. Жирным "но" в этом пейринге вклинивается то, что Дарэл всё ещё сделал выбор в пользу Лориана. И сам говорит: "Если бы мне пришлось выбирать ещё раз между судьбой клана и судьбой Лориана, я бы снова выбрал его", - прекрасно понимая, что на кону стояла не только и не столько судьба клана, сколько жизнь Кристофа. А ведь Кристоф ещё и восхищается тем, что Дарэл "со своей привязанностью к мальчишке уникален", не замечая того, что он сам уникален своими привязанностями к Дарэлу, к исчезнувшему наставнику, к собственным ученикам. Или привязанности к сородичам не считаются, и только привязанность к человеческому детёнышу является тем "глубоким человеческим чувством", перед которым вампиры, по словам Кристофа, "ничто"?.. Я вот не люблю детей, а люблю только себе подобных, - значит, видимо, в системе ценностей этого канона я тоже чудовище. Тьфу.
Не будь Лориан подростком - тогда то, что ради него Дарэл был готов пожертвовать "собой, мной, своим кланом, всем миром" (снова цитирую Кристофа), также смотрелось бы историей о любви. Но вот это почти отцовское чувство к "своему ребёнку" мне сложно понять. Так и кажется, что Дарэлу на самом деле не нужен Лориан как личность, так же как Луи не нужна была Клодия. Им обоим ребёнок был нужен как индульгенция, оправдание своего существования, как способ побыть хорошими на фоне других, плохих бездетных. Это же так удобно - тыкать ребёнком в окружающих: вот, мне-то есть о ком заботиться и ради кого жить, а вы, ВЫ, бездушные твари!.. И так удобно списывать свою ненависть к другим и любые свои неблаговидные поступки тем, что это всё "ради ребёнка": Луи начал охотиться на людей "ради Клодии" и затем "ради неё" участвовал в убийстве Лестата, Дарэл "ради Лориана" был готов уничтожить хоть всех вампиров. Боже-свароже, да ведь Луи и Дарэл - типичные яжематери И оба - вампиры, ненавидящие вампиров, но почему-то не торопящиеся начать с себя свою войну с вампирами.
И опять же это дарэловское сюсюканье в отношении Лориана - "Какой же он беспомощный, маленький, ранимый"... Чувак, ему пятнадцать, а не пять! Я в пятнадцать был вполне взрослым, и других пятнадцатилетних считаю таковыми. Я в этом возрасте работал, разговаривал с людьми старше меня на равных, а не капризничал и не хныкал. А Дарэл так умиляется, когда Лориан что-то ему говорит "как равному", словно ему четырёхлетний бутуз руку пожимает. Это, в конце концов, оскорбительно. И Дарэл сам принял за "своего ребёнка" решение, что тот не будет вампиром, даже не спросив его мнения, - а вдруг тот бы захотел остаться вампиром?.. Знаете, как перед обращением следует спрашивать согласия, так и перед потенциально смертельным ритуалом следует спрашивать, готов ли насильно обращённый рискнуть умереть, зато человеком, или остаться вампиром, зато живым. Мне бы даром не была нужна такая "забота", если бы надо мной ритуалили, усыпив меня, а потом скрывали бы от меня всё произошедшее.
Едем дальше. Кристоф выдаёт Лориану метку слуги его клана, чтобы того никто не трогал. Вопрос раз: а раньше что ему мешало это сделать? Тогда бы Лориана не рискнули обращать асиманы, и Кристофу не пришлось бы рисковать своей шкурой. Вопрос два: чего это Лориан так радуется метке? Он ведь уже заразился от Дарэла неприязнью к вампирам, так что даже в своём кумире следом за ним разочаровался. Но, видимо, метка от Кристофа - этодругое(тм). Вопрос три: а Дарэлу метка норм, если он своему ни в чём не повинному смертному собутыльнику за метку Вьесчи морду набил? Чую, тут лежит часть ответа на первый вопрос: раньше Кристоф не лез к Лориану с защитой, потому что Дарэл бы г@внился, что его сыночку потрогали. А теперь, когда опасность для Лориана была явлена наглядно, Лориан с меткой для Дарэла - тоже этодругое(тм). И четвёртый вопрос совсем риторический: как пацан объяснит родителям татуировку в виде крестаещё бы купола набили! на плече? Или Лориан окончательно переселяется к Кристофу? Но чем тогда такой киднеппинг отличается от бытия вампиром?..
То, как авторы подвели Вивиана под смертельную угрозу, положительно комично - но, к сожалению, не изнутри текста, а снаружи. Нашёл на пороге подарочную коробку и открыл, серьёзно?.. Вы вот настолько не старались в обоснуй сюжетных поворотов, вот настолько "и так сойдёт"?.. А потом кто-нибудь потянет за верёвочку, и на него наковальня упадёт?..
Зато с этим поворотом входит с ноги перспектива нового пейринга. Кристоф, которому всё равно, выживет ли он сам, если потеряет Вивиана, потому что у него тогда "совсем ничего не останется". И Вивиан, который спасал его в финале ритуала, боялся за него до нервного срыва и смотрел на него (как отмечал Дарэл) с обожанием. Динамику наставник/ученик я, в общем-то, люблю. И, конечно, всякий некромант - немного некрофил, и будем считать, что Кристоф хранил тело Флоры в надежде однажды найти способ её вернуть... Но вот он отдаёт её тело - самое дорогое, что у него есть - умирающему Вивиану. Только вдумайтесь: любимый ученик в теле любимой женщины. Слэш магически превращается в гет, но есть нюанс Да, я продолжу читать цикл хотя бы для того, чтобы посмотреть, как сложатся эти отношения дальше. Ну, или чтобы представить. В конце концов, мне же нужно кем-нибудь Кристофа любить! А Вивиан, в отличие от Дарэла, не успел натворить всякой фигни, после которой с ним отождествляться уже сложнее.
И тут, конечно, встаёт во весь рост вопрос корабля Тесея: насколько личность равна своим воспоминаниям? Дарэл ведь не может перенести душу из одного тела в другое - он может только Ctrl+Z и Ctrl+V. Оригинал умрёт, копия будет жить, - но у этой копии будет вся память оригинала, а значит, новый Вивиан, очнувшись в женском теле, будет осознавать себя избежавшим смерти и счастливо спасённым. Ему не о чем будет жалеть, ему будет пофиг на умершее прежнее тело, ведь он сохранил всё, что умерло вместе с этим телом. И мы не узнаем, прожил бы прежний Вивиан остаток жизни так же, как проживёт его копия, - и что если отпечаток личности Флоры (которая любила Кристофа, по утверждению Дарэла) повлияет на нового Вивиана?.. Но авторы едва ли задумывались над этим вопросом - вот и я не буду.
Финальное резюме, как ни парадоксально, повторит почти дословно первые впечатления: это бодрый книжный мультик, от которого не стоит ждать многого. Многие мои друзья пишут лучше (потому неизменно удивительны многочисленные регалии авторов). При обилии воды и предсказуемости сюжета, из-за которых после прочтения кажется, что вся первая книжка - эдакое раздутое предисловие к чему-то большему, - главным достоинством являются некоторые персонажи, благодаря которым мне интересно, что будет дальше.
"Крысы и юнидокс" - это отдельная песня. Бьякуя сердится на ложку с надоевшим пюре, в котором замешана таблетка: кусает её, отталкивает лапой, иногда топочет, или спрыгивает в поддон и кидает лапами наполнитель. Крысы, конечно, не умеют плеваться, но Бьякуя может схватить зубами пюре и отшвырнуть - и в пюре оказываются гамак, наполнитель или я. Что-то при этом попадает в крысу, но если он совсем откажется от юнидокса - придётся насильно скармливать из шприца какой-нибудь энрофлон... Не ценит он счастья диспергируемых таблеток! А Цзянцзай по-прежнему интересуется пюре-с-таблеткой куда меньше, чем Джерон и Альбедо (который, кстати, догнал и перегнал Джера по объёмам). Впрочем, Джерон скорее интересуется ложкой, которую он явно был бы не прочь притырить в хозяйство.
Снившееся-накопившеесяКак-то раз снилось рыбов. Я пришёл за покупками к некоей палатке вместо магаза, набрал кучу всего и вдруг осознал, что деньги забыл дома. Сказал продавщице, что сейчас за ними сбегаю, оставив покупки на прилавке, мне недалеко (во сне снова была моя прежняя квартира на первом этаже пятиэтажки). Но та ответила, что не хочет разбирать мою гору продуктов обратно, и чтобы я забрал её с собой, но оставил в залог курицу (просто не спрашивайте о логике)). Я отдал ей упаковку курицы (каковые я обычно для Птахи беру в Ашане), забрал пакет, а из пакета на меня посмотрела живая рыба, очень большая. И я быстро поспешил домой, пока она не сдохла. Там был водоём в подвале - вроде того, который мне уже снился в Дружбе, - явно не очень ухоженный, обмелевший и мутный. Туда я и выпустил эту рыбу. Понаблюдал и увидел, что в этом водоёме также плавают огромный осётр и пара выдр, и какой-то человек их кормил, кидая пригоршнями кошачий или собачий сухой корм из пачки. Стоял я и удивлялся, как эти рыбы и выдры выжили, и думал, что надо будет купить им ещё корма.
И в другой раз снилось, что я лечу в какую-то другую страну на самолёте, причём он похож не на пассажирский лайнер, а на эдакую летающую маршрутку с промежуточными остановками. И каждый раз после остановок он взлетал, круто задирая нос вверх, так что меня прижимало к спинке кресла, и я очень радовался этому ощущению - дескать, вот наконец-то настоящий полёт, а не фигня какая-то. Также я в какой-то момент осознал, что у меня толком нет денег (то есть, по сути, вспомнил, что у меня наяву рублей 400 на карте и всё, и это ещё считается за дофига), а в другой стране понадобится найти жильё, еду... Но пренебрёг этим обстоятельством А рядом со мной, на соседнем сиденье, кажется, оказывались то матушка, то Птаха, то Амарт.
А в ночь перед прошедшей игрой приснился Дракула. Не из какого-то конкретного канона, а сам по себе. Очень кинематографично показали, как он стал вампиром. Сначала в кадре некий герой (сидящий в замке в темнице?), который слышит крики и представляет, что Дракула там всех зверски порвал. Затем показывают, как всё было на самом деле: граф поднялся в гробу, и окружавшие гроб люди тут же с воплями разбежались в разные стороны. Осталась только одна женщина, которая, видимо, это ожидала или даже подстроила. Она стала льнуть к Дракуле, пребывающему в полной прострации и вообще не отдупляющему, что с ним происходит, и говорить ему, как она одна осталась ему верна. Усадила его на эдакий трон, поднесла ему большой кубок с кровью, а граф выражался в том духе, что это отвратительно и пить невозможно. И запомнившийся диалог, когда Дракула доливает в кровь не то вино, не то морс, а женщина предупреждает: "Тебе будет больно. - Зато вкусно!". Также в этой истории был комический персонаж, оборотень-хаски, пушистый и упитанный, который так старательно высовывался из окна, чтобы подглядеть (трон был на чём-то вроде балкона, куда граф с женщиной вышли из зала с гробом), что вывалился (невысоко и в кусты, ни один оборотень не пострадал)).
...А потом я проснулся и увидел анонс другой игры, про Валахию, по ITL. Немедленно заорал@прибежал. Сон в руку про копьё в
По дороге на игру я дочитал Киндрэт-Кровных братьев. Финальное доорать, критичные спойлеры, многобуковЕщё одна особенность (не то чтобы баг, но и не то чтобы фича) повествования - несоответствие персонажей их собственной заявленной крутости, что отчасти можно списать на недостоверность рассказчика. Так, Александр, который представляется Пауле таким дофига мудрым, загадочным и непостижимым, - говорит банальнейшие вещи, цитирует Уайльда с намёком на "я с
Вообще, похоже, Миклоша любили в фандоме, и я пока не могу понять, почему. Он, конечно, блондинка мальчик(тм), - но, простите, авторы, далеко не Лестат (при том, что я отнюдь не поклонник сего персонажа!). Изощрённо жестокий убийца и эстет может быть ярким, может вызывать те или иные эмоции, - но Миклош просто никакой. Он скучилищный, бездарный, мелочный бытовой насильник и самодур, местами комичный, но не более. Воображение рисует его бледной-бледной молью, эдаким насекомым, по какому-то недоразумению держащим в лапках безграничную власть. Был момент, когда я понадеялся на проблеск глубины образа, когда Миклош восхитился военными фотографиями, - но этот эпизод не имел никакого продолжения, как выстрел в молоко. Фотограф, также показавшийся интересным персонажем, после того эпизода больше не появлялся. Может, конечно, он всплывёт в последующих книгах, - но в рамках этой конкретной книги эпизод смотрится очередным филлером, словно авторам просто нужно было нарастить достаточный объём текста. Мы всё-таки рассматриваем каждую книгу цикла как законченное произведение, - и если между выходами книг проходило время, то читатели наверняка успевали забыть, что там был какой-то ещё фотограф.
И нетрудно было догадаться, что всё придёт к обращению Лориана в вампира. Хотя я не ожидал, что это будет обратимо (а интереснее было бы, если нет). Впрочем, возможность для вампира стать обратно человеком - похоже, общий признак сеттингов более "плюшевых". В сеттингах более "взрослых" - если уж угораздило стать вампиром, то
Неведомо, как Лориан, вроде как ещё будучи человеком, умудрился Дарэла телепатически позвать. И это дарэловское "мой ребёнок"... Чувак, ты его не зачал, не вырастил, не воспитал, даже не подобрал в канаве, и не обратил его первым. Ты его просто поиграться взял, хотя тебя предупреждали, что это плохо закончится. Присосался к приятным эмоциям, что мало отличается от того, чтобы сосать кровь. В начале книжки это цепляло, но - тех, кто дарит нам тепло, мы обычно бережём. А Дарэл оставил "своего ребёнка" без присмотра в своей квартире, о местонахождении которой каждая собака знает (то есть буквально собака: Словен его уже подкарауливал во дворе его дома, из этого можно было сделать какие-то выводы). Впрочем, когда Дарэл с этим своим "мой ребёнок" носится, - это, как выражается Руневский, "наступил момент иррационального" (прекрасно представляю себе аналогичный сарказм и в исполнении Кристофа).
Тут ремарка про время. Когда Дарэлу звонит очередной человек, которого он обаял, он смотрит на часы - половина одиннадцатого. Когда Дарэл едет в резиденцию Ревенанта, "до полуночи оставалось полтора часа" - то есть всё ещё половина одиннадцатого! Что же успело произойти в этом волшебном промежутке с 22.30 до 22.30? - Дарэл доехал до ресторана, бухнул и подрался со смертными (ещё один филлер, никак не раскрывающий ни мир, ни сюжет, ни персонажа!..), вернулся домой, обнаружил Лориана и дождался Кристофа, проорался в Кристофа, доехал до офиса Ревенанта, вломился к нему, и снова сел в машину. У Дарэла остановились часы? Или стоит п#$дить редакторов? ...Хотя были ли редакторы, если помощник Амира - то Яков, то Якоб, а вторая Старейшина Даханавар - то Стефания, то Стэфания?.. А за эти самые полтора часа до полуночи Дарэл успевает доехать до резиденции и дождаться на парковке, пока доедут остальные, и всё. Авторы бы как-нибудь получше распределили время, что ли.
Итак, пресловутый ритуал Витдикты. Я рад, что прочитал эту кульминацию целиком, не прерываясь, пока ездил ловить Тас до Алтуфьево и обратно, потому что оно, бесспорно, зрелищно. И Кристоф безусловно хорош со своим "Не хотел, чтобы тебе пришлось выбирать". Да, выбор между жизнью одного близкого и жизнью другого в самом деле был бы невыносимо болезненным... Вот только кажется, увы, что между тем, чтобы избавить Лориана от вампиризма, и тем, чтобы пожертвовать жизнью Кристофа (а также, опционально, всех прочих присутствующих), Дарэл уже заведомо выбор сделал.
Здесь наступает место для ворчания на типичный янг-эдалтовский ход, когда нам говорят, например, что "отсюда никто не выйдет живым", но главгерою выйти можно, потому что он главгерой. Ритуал Витдикты всегда забирает жизнь того, кто её проводит, - но если это Кристоф, то ничегошеньки фатального с ним не случается, и Витдикта съедает только каких-то неименных вампиров, их же не жалко. Отдельно забавно, что злопыхатели раз за разом не принимают в расчёт такой рояль, выезжающий из кустов по мастерским рельсам: кто бы мог подумать, что если похитить Дарэла, то Кристоф придёт его спасать! И если обратить Лориана, чтобы Дарэл вызвал Витдикту и она убила всех, - кто бы мог подумать, что Кристоф явится проводить ритуал! Никогда такого не было и вот опять
И забавно, что Дарэл переезжается и обижается, когда его изгоняют из клана. Ах, какие вы холодные и бездушные, ах, "вам не понять, вы же не люди". Чувак, а что ты хотел за намерение принести в жертву сородичей? За то, что рисковал обезглавливанием клана и потенциальным хаосом? Если бы меня кто-нибудь из друзей затащил в пентаграмму, чтобы мной пожертвовать ради спасения своего хомячка, я бы, пожалуй, тоже... не понял. При всей моей любви к хомячкам. И вот эта позиция "вы тут все не стоите слезинки ребёнка" - настолько белый плащ, что глаза режет.
И ещё одна непонятка: сколько, блин, у Дарэла квартир, одна или две? Я помню, как он впервые показал Лориану свою квартиру с фреской, с#ка, Моне (этот эталонный абсурд поистине незабываем). Потом Лориан тусит у него в гостях. Потом Дарэл возвращается домой, и туда же по первому зову мчит Кристоф. После ритуала он снова возвращается домой, обнаруживает там разгром и уничтоженную (ура!)) фреску, и удивляется, увидев там Кристофа, поскольку "никому не говорил об этой квартире" и вообще "никогда не жил здесь" (но держал запас крови в холодильнике, а также подсвечники и книги). Напрашивается вывод, что это два разных "домой", просто авторы не удосуживаются уточнять.
Этому канону многое можно было бы простить за взаимодействия Дарэла и Кристофа. За то, насколько же Кристоф должен был любить Дарэла, чтобы ради его мальчишки рискнуть своей жизнью, которая ему ещё отнюдь не надоела. За "мой Кристоф" одного и "малыш" (даже прилюдное!) другого. За то, что Кристоф дарит Дарэлу кольцо(!) со словами "Был бы я чуть более рационален - нанял бы тебя на работу". И что он тогда делает, будучи иррациональным?.. Принимаются только неправильные ответы Казалось бы, с таким каноном уже никаких фанфиков не надо.
Но. Жирным "но" в этом пейринге вклинивается то, что Дарэл всё ещё сделал выбор в пользу Лориана. И сам говорит: "Если бы мне пришлось выбирать ещё раз между судьбой клана и судьбой Лориана, я бы снова выбрал его", - прекрасно понимая, что на кону стояла не только и не столько судьба клана, сколько жизнь Кристофа. А ведь Кристоф ещё и восхищается тем, что Дарэл "со своей привязанностью к мальчишке уникален", не замечая того, что он сам уникален своими привязанностями к Дарэлу, к исчезнувшему наставнику, к собственным ученикам. Или привязанности к сородичам не считаются, и только привязанность к человеческому детёнышу является тем "глубоким человеческим чувством", перед которым вампиры, по словам Кристофа, "ничто"?.. Я вот не люблю детей, а люблю только себе подобных, - значит, видимо, в системе ценностей этого канона я тоже чудовище. Тьфу.
Не будь Лориан подростком - тогда то, что ради него Дарэл был готов пожертвовать "собой, мной, своим кланом, всем миром" (снова цитирую Кристофа), также смотрелось бы историей о любви. Но вот это почти отцовское чувство к "своему ребёнку" мне сложно понять. Так и кажется, что Дарэлу на самом деле не нужен Лориан как личность, так же как Луи не нужна была Клодия. Им обоим ребёнок был нужен как индульгенция, оправдание своего существования, как способ побыть хорошими на фоне других, плохих бездетных. Это же так удобно - тыкать ребёнком в окружающих: вот, мне-то есть о ком заботиться и ради кого жить, а вы, ВЫ, бездушные твари!.. И так удобно списывать свою ненависть к другим и любые свои неблаговидные поступки тем, что это всё "ради ребёнка": Луи начал охотиться на людей "ради Клодии" и затем "ради неё" участвовал в убийстве Лестата, Дарэл "ради Лориана" был готов уничтожить хоть всех вампиров. Боже-свароже, да ведь Луи и Дарэл - типичные яжематери И оба - вампиры, ненавидящие вампиров, но почему-то не торопящиеся начать с себя свою войну с вампирами.
И опять же это дарэловское сюсюканье в отношении Лориана - "Какой же он беспомощный, маленький, ранимый"... Чувак, ему пятнадцать, а не пять! Я в пятнадцать был вполне взрослым, и других пятнадцатилетних считаю таковыми. Я в этом возрасте работал, разговаривал с людьми старше меня на равных, а не капризничал и не хныкал. А Дарэл так умиляется, когда Лориан что-то ему говорит "как равному", словно ему четырёхлетний бутуз руку пожимает. Это, в конце концов, оскорбительно. И Дарэл сам принял за "своего ребёнка" решение, что тот не будет вампиром, даже не спросив его мнения, - а вдруг тот бы захотел остаться вампиром?.. Знаете, как перед обращением следует спрашивать согласия, так и перед потенциально смертельным ритуалом следует спрашивать, готов ли насильно обращённый рискнуть умереть, зато человеком, или остаться вампиром, зато живым. Мне бы даром не была нужна такая "забота", если бы надо мной ритуалили, усыпив меня, а потом скрывали бы от меня всё произошедшее.
Едем дальше. Кристоф выдаёт Лориану метку слуги его клана, чтобы того никто не трогал. Вопрос раз: а раньше что ему мешало это сделать? Тогда бы Лориана не рискнули обращать асиманы, и Кристофу не пришлось бы рисковать своей шкурой. Вопрос два: чего это Лориан так радуется метке? Он ведь уже заразился от Дарэла неприязнью к вампирам, так что даже в своём кумире следом за ним разочаровался. Но, видимо, метка от Кристофа - этодругое(тм). Вопрос три: а Дарэлу метка норм, если он своему ни в чём не повинному смертному собутыльнику за метку Вьесчи морду набил? Чую, тут лежит часть ответа на первый вопрос: раньше Кристоф не лез к Лориану с защитой, потому что Дарэл бы г@внился, что его сыночку потрогали. А теперь, когда опасность для Лориана была явлена наглядно, Лориан с меткой для Дарэла - тоже этодругое(тм). И четвёртый вопрос совсем риторический: как пацан объяснит родителям татуировку в виде креста
То, как авторы подвели Вивиана под смертельную угрозу, положительно комично - но, к сожалению, не изнутри текста, а снаружи. Нашёл на пороге подарочную коробку и открыл, серьёзно?.. Вы вот настолько не старались в обоснуй сюжетных поворотов, вот настолько "и так сойдёт"?.. А потом кто-нибудь потянет за верёвочку, и на него наковальня упадёт?..
Зато с этим поворотом входит с ноги перспектива нового пейринга. Кристоф, которому всё равно, выживет ли он сам, если потеряет Вивиана, потому что у него тогда "совсем ничего не останется". И Вивиан, который спасал его в финале ритуала, боялся за него до нервного срыва и смотрел на него (как отмечал Дарэл) с обожанием. Динамику наставник/ученик я, в общем-то, люблю. И, конечно, всякий некромант - немного некрофил, и будем считать, что Кристоф хранил тело Флоры в надежде однажды найти способ её вернуть... Но вот он отдаёт её тело - самое дорогое, что у него есть - умирающему Вивиану. Только вдумайтесь: любимый ученик в теле любимой женщины. Слэш магически превращается в гет, но есть нюанс Да, я продолжу читать цикл хотя бы для того, чтобы посмотреть, как сложатся эти отношения дальше. Ну, или чтобы представить. В конце концов, мне же нужно кем-нибудь Кристофа любить! А Вивиан, в отличие от Дарэла, не успел натворить всякой фигни, после которой с ним отождествляться уже сложнее.
И тут, конечно, встаёт во весь рост вопрос корабля Тесея: насколько личность равна своим воспоминаниям? Дарэл ведь не может перенести душу из одного тела в другое - он может только Ctrl+Z и Ctrl+V. Оригинал умрёт, копия будет жить, - но у этой копии будет вся память оригинала, а значит, новый Вивиан, очнувшись в женском теле, будет осознавать себя избежавшим смерти и счастливо спасённым. Ему не о чем будет жалеть, ему будет пофиг на умершее прежнее тело, ведь он сохранил всё, что умерло вместе с этим телом. И мы не узнаем, прожил бы прежний Вивиан остаток жизни так же, как проживёт его копия, - и что если отпечаток личности Флоры (которая любила Кристофа, по утверждению Дарэла) повлияет на нового Вивиана?.. Но авторы едва ли задумывались над этим вопросом - вот и я не буду.
Финальное резюме, как ни парадоксально, повторит почти дословно первые впечатления: это бодрый книжный мультик, от которого не стоит ждать многого. Многие мои друзья пишут лучше (потому неизменно удивительны многочисленные регалии авторов). При обилии воды и предсказуемости сюжета, из-за которых после прочтения кажется, что вся первая книжка - эдакое раздутое предисловие к чему-то большему, - главным достоинством являются некоторые персонажи, благодаря которым мне интересно, что будет дальше.