Киндрэт, спойлерыМиклош и его вечный вайб "I'm surrounded by idiots". Ещё немного, и с интонациями Скара я начну мысленно озвучивать все его реплики.
И не знаю, насколько это сознательная пасхалка, но "Нахттотер Бальза. С визитом" - я также читаю с теми самыми интонациями из старой рекламы про графа Орлова.
И авторы положительно тролли, когда один вампир смотрит на другого и отмечает: "Кожа мертвенно бледная... глаза красные... БОЛЕЕТ, что ли?" Ну и что, что в мире, где вампиры немногим отличаются от людей, они по крайней мере не болеют? - Всё когда-то бывает в первый раз! И в целом Миклош очень трогателен с его болезненным восприятием людей грязными и заразными, от которых неровен час заразишься чем-нибудь, а жрать их всё равно приходится. Вполне логичное, стоит признать, восприятие для вампира, видевшего немало антисанитарии и эпидемий на своём веку - и раз за разом убеждающегося, что чистоплотность человеков не очень-то меняется к лучшему.
А вот последовательность логики у Миклоша осталась... ну, не на двадцать лет, на которые он выглядит, а явно помладше. Сначала рассуждать о том, какой ценной и полезной одна вампирша будет для клана, потом натравить эту ценность на Кристофа (с 99% летальным исходом), и наконец, когда она всё-таки выжила, - отругать её за то, что она на Кристофа напрыгнула. Прости, мальчик, но это был ТВОЙ приказ И вайбы человека, который "воспитывает" ребёнка или щенка, приглашая залезть на диван и выдавая по морде за исполнение, тебя не красят. Так ты не научишь не залезать на диван - так ты научишь игнорировать твои приказы, вот и всё.
Вообще, как во множестве других канонов вроде Этерны, женские персонажи в Киндрэт исполняют две функции: это либо коварные и бездушные обольстительницы, которых гордые и независимые мужчины, разумеется, видят насквозь, гордо не поддаются на их чары и оскорбляют их за глаза на чём свет стоит; либо находящиеся в подчинении у мужчин, чтобы мужчины могли самоутверждаться, вытирая о них ноги. Леди клана Даханавар, которых пока исчезающе мало в кадре, подпадают под первую категорию, чуть не угробленная Миклошем Рэйлен - во вторую, а Пауле не повезло попасть в обе. Это неприятно, это приходится игнорировать, - и можно, мысленно счистив ножичком авторскую оптику, представить, какими бы прекрасными эти женщины могли бы быть.
И продолжает бесить магическая притягательность Лориана для вампиров. Пока Дарэл за него цеплялся как за источник витамина D солнечных эмоций - это было обосновано, но теперь с пацаном упоённо возится весь клан Кадаверциан: рассказывают глубоко личные истории вместо сказок на ночь и дают подержать магическое оружие и древние реликвии вместо погремушек. Ау, авторы, не все люди (и не все вампиры) любят детишек! Вы не поверите, но даже котиков не все любят! И сюсюканье с подростками - вовсе не признак положительного персонажа. А тем временем уже последняя собака в городе знает, что у Дарэла есть человеческий детёныш, ради которого он способен убить сородича, - и ясно как белая ночь, к чему всё идёт.
А у Вольфгера в предыстории Кристофа - отчётливые вайбы Мастера. Я чернокнижник, научу тебя плохому... "молоть зерно или чему другому", ага. И Кристофу "что другое" неожиданно зашло - вот что значит разглядеть потенциал и талант в немолодом уже (особенно по средневековым меркам!) ученике лет тридцати. Всем бы такого Вольфгера.
Что до Дарэла, то он как-то неожиданно тепло относится к своей покойной "второй матери" для вампира, которого обратили, кажется, по не совсем осознанному согласию (хотя его предыстории мы пока не знаем). И для вампира, который не склонен проклинать свою наставницу, он как-то слишком негативно относится к тому, что вампиры обращают людей в вампиров, - даже более негативно, чем к тому, что некоторые вампиры людей убивают. Его не красит то, что он оттолкнул Вэнса, заявив, что тот, став вампиром, перестал быть ему интересен и больше ему не друг. Ёлы, это всё равно что сказать "ты мне больше не интересен" человеку, совершившему транс-переход, например, - когда это всё тот же самый человек, ещё не совершивший ничего, вот ничегошеньки плохого. И его не красит то, что раз Паула обратила Вэнса - значит, конечно же, она его коварно и бездушно обольстила(тм), бедную невинную жертву. А если бы Вэнса обратил мужчина, тогда что?.. И ты не подумал, дорогой Дарэл, что твой друг, от которого ты так легко отказался, мог принять осознанное, взвешенное решение как совершеннолетний дееспособный человек? Вот захотел быть вампиром и стал, нравится тебе это или нет. Да, фарш не провернёшь назад, но это будут уже его проблемы.
И это могло бы быть красивым концептом - "необычный человек становится обычным вампиром". Все люди разные, все вампиры одинаковые. Насколько я понял по долетавшим до меня цитатам и разборам, - у Райс, писавшей в 70-80-е, когда все употребляли, у вампиров после обращения обостряется восприятие, как под LSD; здесь могло бы быть наоборот - когда чувства вампира притупляются, всё тускло и серо, и ты дед инсайд. Вот только утверждения Дарэла о том, что вампиры - просто ходячие и говорящие трупы, - не соответствует окружающей его же действительности. У вампиров жажда власти и интриги? - Помилуйте, так ведь и у людей всё точно так же. У людей эмоции и творчество? - Но погодите, и у вампиров то же самое. Дарэл называет своего друга Кристофа "нитаким необычным" вампиром из-за того, что тот чувствовал чувства, когда потерял своего наставника, - вот только все остальные появляющиеся в повествовании вампиры точно так же испытывают вполне человеческие эмоции. В противном случае и книжки про вампиров не получилось бы, а вышла бы только история про людей и про похожих на зомби чудовищ.
Так что Дарэл, мягко говоря, необъективен. Он просто не любит вампиров, будучи вампиром. Даже странно, что смертельных врагов среди сородичей он начал наживать только сейчас, когда у него появился Лориан (то есть жанрово-то понятно, что мир вертится вокруг ГГ). И в этой позиции была бы немалая доля белого пальто, но после Луи уже ничего не страшно И при этом ему не жмёт буквально ходить по рукам, работая то на одних, то на других союзников.Услышал песню хорватских панков "Мама Щ!" из полуфинала фрик-шоу Евровидение этого года, теперь ко мне намертво привязалось "Малый подлый псыхопат, крокодыльский псыхопат". И не могу избавиться от картинки, как южнославянские вампиры (привет вриколакосам) ругаются "крокодыльскими псыхопатами" на других...
И если вы думали, что мне уже достаточно разного упырина, - то я скажу, что мы начали смотреть Карамору На самом деле, я уже давно собирался его посмотреть - ради Фелички Юсупова (который в кадре ещё не появился), а не ради вампиров, но они идут бонусом. Да, это вампирская AU по началу XX века, и с первых же серий начинаешь думать, что отечественный кинематограф возвращается к тем временам, когда всё снималось вроде и по госзаказу, чтобы пройти цензуру, но с фигой в кармане. Иначе как объяснить, что при первом приближении посыл сериала в том, что революционеры плохие, а царская охранка хорошая, и вампиры, составляющие всю монархическую структуру власти, тоже хорошие... А при втором приближении оказывается, что вампиры оправдывают своё положение "общественным договором" (с кем вы договаривались, если люди о вас не в курсе?!) - дескать, они защищают народ от "террористов, шпионов,
иноагентов, маньяков"(с) и за эту защиту взимают "налог кровью". И вот как-то... а можно защитники будут, во-первых, выборными, а во-вторых, контролируемыми, а не будут сами решать, от каких членов общества они будут защищать общество на этот раз?..
Более подробные впечатления и спойлеры
Итак, во-первых - плохие революционеры. Чтобы подчеркнуть, какие они плохие, нам показывают, что они не обсуждают судьбы родины, а занимаются извращениями сексуальными. Самая крупная революционная организация, "Бледные всадники" (явный оммаж на повести "Конь бледный, Конь вороной"), сажает предателей на конусообразное металлическое пожарное ведро. Революционеры помельче - снимают порно для рабочих, в котором девушка в костюме монашки залезает в штаны некоему пленнику на пыточном столе, изрезанному в лоскуты. Разумеется, каждый раз это акты насилия над мужчинами, ведь только посягательства на мужскую неприкосновенность могут вызвать у зрителя ужас и возмущение, тогда как сексуальная эксплуатация женщин - это норм и вообще фансервис: хорошая охранка ходит в бордель "по работе" и не видит ничего дурного в его существовании.
Во-вторых - хорошие вампиры. Несомненная удача сериала - Филипп Янковский в роли Руневского (да, в фамилиях сплошные неприкрытые пасхалки). Персонаж настолько положительный, что пробу ставить негде: сожрав с потрохами революционную ячейку - благородно спасает девушку, просто потому что она красивенькая, и обращает её в вампиршу (отличный способ подменить этический выбор эстетическим, когда решаешь, какие мыши у тебя любимые). Из-за несанкционированного обращения у него возникают проблемы с начальством, да и вообще он, некогда простой польский парень, - чужой для вампиров-потомственных аристократов (и свой в доску для простого зрителя, как бы намекает сценарист). Зато он обладает чувством юмора и порождает самые золотые моменты и цитаты. Чего только стоит высказывание о том, что может убить вампира: "Огонь, серебро... и диета"(с). И не поспоришь!
Отдельно любопытен вампирский лор в этом сериале. Идея "миром правят вампиры", в общем-то, не нова, но не припомню, чтобы её использовали для утверждений о бесполезности сопротивления власти: дескать, убьёшь одного царя - всё равно придёт другой (утверждение закономерное, но опасное, поскольку тираны заканчиваются, только когда им наглядно показывают, что им тут не рады). Здесь и Александр II - упырь, потому и переживший шесть покушений и убитый только бомбой с серебряными ложечками вилками, а граф Дракула - не вампир, а первый охотник на них, чью память вампиры превратили в карикатуру во избежание распространения его знаний. Также здесь вампиры не боятся солнечного света и стареют, хоть и медленно: Руневский не остался навсегда шестнадцатилетним, а выглядит в свои сто с лишним лет на все янковские пятьдесят с лишним. И, по его утверждению, вампиры не бессмертны, а живут до шестисот лет. Пока неизвестно, откуда они берут свой бокальчик крови на завтрак, - но очень забавно из уст вампира звучит фраза, что-де "они террористы, они людей убивают, им уже никогда не стать нормальной частью общества". Ага, а вы-то людей не жрёте и в общество интегрированы по уши, а не сидите в своих усадьбах с крепостными лакеями, конечно.
Сюжетных линий две. Второстепенная - о той самой девушке-анархистке, ставшей вампиршей. Сперва она с упорством, достойном лучшего, пытается самоубиться, но едва ей говорят, что вампиры - "не зло, а борются со злом", тут же и присоединяется, и практически возглавляет охоту на маньяка. Эта линия проходит по тонкой грани того янг-эдалтного клише, когда приходит очень умная-смелая девочка, строит и красит двухсотлетних мужиков и с пол-пинка решает проблему, которую они долго решить не могли, - но всё-таки проходит, потому как, во-первых, можно предположить, что Руликовский ей просто дофига позволяет, балуя птенца, но не забывая приглядывать, а во-вторых можно предположить, что до неё никто не додумался ловить маньяка на живца по этическим соображениям (хотя какие там у вампиров этические соображения, я вас умоляю)).
Основная сюжетная линия посвящена собственно главгерою, фамилия и партийная кличка которого - Каразин-Карамора - слизаны у Горького (хотя комар-долгоножка - это карАмора, а в сериале все говорят "карамОра", как na cara de morte - "перед лицом смерти" на португальском), который, в свою очередь, вероятно обыграл фамилию "первого русского террориста" Каракозова. Тут важно отметить, что Горький писал этот рассказ в эмиграции, разочаровавшись в революции и ужаснувшись размаху террора, наступившего после Октября, и внутрипартийной грызни. Но государственный террор "сверху" - отнюдь не то же самое, что покушение на царя "снизу", которое совершил Каракозов. Впрочем, возвращаемся к Караморе, которого играет сам режиссёр: он агент охранки, сдающий, как и герой Горького, других революционеров властям, что сходу не добавляет ему очков симпатии (есть такая профессия - людей подставлять, ага). И он же марти-сью, способный в одиночку раскидать толпу вооружённых противников (надеюсь, нам ещё расскажут, где его таким супергероем натаскали). Когда Руневский сожрал его ячейку, он сумел сбежать и решил поведать миру об угрозе вампиров. Почему-то считая, что угрожают оные исключительно революционерам.
Далее в этой сюжетной линии окончательно теряется логика и начинается цирк. Наш герой ничтоже сумняшеся является на заседание некоей масонской ложи в Амстердаме - ну очевидно же, что мировой революцией правит явная лажа тайная ложа! - и поднят там на смех всеми, кроме ещё одного бывшего революционера, уже копавшего под вампиров и ставшего при нём эдаким доктором Ватсоном. Эти двое похищают редактора независимой лондонской газеты и везут его в Карпаты, дабы заснять доказательства существования упырей. Попутно на Карамору как на предателя охотятся "Всадники", жаждущие посадить его на ведро, - да так, что даже неграмотные оборванцы, промышляющие разбоем в карпатской глуши, откуда-то знают о награде за его голову (не иначе как рекламу транслируют прямо в мозг). Периодически в кадре озвучиваются те или иные исторические персонажи в качестве нелепого заигрывания со зрителем и напоминания, что у нас тут исторический фанфик. Так, Карамора хамит Маяковскому и отпускает напавшего на него малолетнего Гаврило Принципа - нет, я не вполне понимаю, откуда последний взялся в Карпатах, которые вроде как не граничат с Боснией-Герцеговиной...
Плюс ко всему в сериале много и со вкусом говорят на других языках (раз действие периодически происходит не в России). И когда русские актёры говорят по-английски - это примерно так же забавно, как англоязычные актёры, говорящие по-русски в голливудских фильмах. Так, когда троица приключенцев в поезде играет в "Я никогда не", Карамора заявляет, что он "never sleep with a man", английский газетчик выпивает, остальные гыгыкают. Но поскольку sleep - не обязательно эвфемизм для секса, получается ситуация "ну то есть нет конечно спал но просто спал вообще без секса"(с). Мало ли, когда приходилось делить постель буквально чтобы поспать!..Что в этом сериале хорошо уже сейчас? - картинка. Яркий, стильный комикс, атмосферный и кровавый. Отличная операторская работа, пусть и перекармливающая зрителя женщинами-в-ванне, и порой её заносит почти в какую-то триеровщину (это комплимент)). Отличные спецэффекты - никакой компьютерной графики, только реальные огонь и разрушения и четыре десятка каскадёров. И сей достойный продукт - при довольно скромном бюджете. В общем, не Бабблами едиными.
И о другом упырине: не знаю, что со мной не так, но на неумолимо приближающуюся игру по ITL я тоже зачем-то вдохновенно породил развесистую квенту (в двух вариантах на случай, если один не подойдёт, хотя есть риск, что не подойдут оба). Когда по весне трогается лёд в мозгах и пробивается креатив, это не всегда к лучшему... Надеюсь, что успею всё это перепилить и допилить. И собрать прикид. *звуки паники*
А к игре Саломеи по елизаветинскому Лондону, куда я получил прекрасного персонажа, по причудливой цепи ассоциаций меня теперь тянет пересмотреть Орландо (потому что Stage Beauty я уже смотрел). Но это уже не имеет отношения к упырину, просто к слову пришлось, потому что упарывает также.