Во вторник я поймался с Верой поговорить за грядущую игру. Хотели посидеть в пекарне Журавлёвых, но в разгар обеденного времени там не было места, и мы обосновались в Шоколаднице - людно было даже там. Обсудили возможные завязки для персонажа и плавно перешли на мастерские планы в целом. У Веры снова много вкусных идей, когда мне хочется всего и сразу - и Барраяра, и Конгрегации, и фей, и упырей (не этих... и не тех!)).
И вдохновляется во мне не только игрок. Снова отчётливо и с отчаянием понимаю, что мои идеи относительно Рима - всё-таки не идеи одного лишь персонажа (которого можно было бы принести мастерам, или на худой конец написать текст в жанре "посты для воображаемого соигрока"), а идеи игры. С предлагаемыми обстоятельствами, конфликтами, завязками. Грехи мои тяжкие Может, я буду это потихоньку писать и допишу к лету. А может, меня снова отпустит, если игра никому не будет нужна (увы, это не тот случай, когда молчание - знак согласия)).
Вере мур, очень хорошо посидели!
Ещё одна мысль о лоре Зеркала, спровоцированная стиховникомПрошедший стиховник заставил задуматься о человеческом облике драконов. Если все остальные существа самозародились под влиянием сознаний драконов, значит, драконы - первые и единственные (ну, кроме разве что духов вроде водяных и лесовиков) создания богов, а боги, выступающие в человеческом облике, наверняка создавали их по своему образу и подобию. Должно быть, если бы боги были более хтоничны, то и драконы больше времени проводили бы в облике крылатых тварей, а не людей.И надо всё-таки зафиксировать ворох недоумения по поводу второй половины рассказа Саковской "Ключ". Я это несколько раззнал, но вдруг кто-то ждёт развязки
Спойлерные вопли, возможны триггеры
Итак, женщине настолько нужен её ключ (ещё бы - она без него умрёт), что она буквально выгрызает его зубами из тела аборигена, в которое оный ключ врос вместе с оленьей плотью. И, причастившись, так сказать, крови, она становится частью мира - и мир начинает ей мстить за нанесённый ему ущерб. Женщина начинает разлагаться заживо. Это медленная, мучительная смерть - автор подробно описывает, как её кожа гниёт, а плоть слезает с костей, как она кричит и корчится на земле и умоляет её убить. Сочувствует ли ей главгерой рассказа, хоть на пол-шишечки? Нет. Он злорадствует! "Место совершенно осмысленно убивает принесшее ему вред существо, а я в полном восторге"(с). "Я люблю истории про справедливость, и я готов не мешать происходящему. Я считаю, что это достойное завершение истории с контрабандой костей"(с). Прямые цитаты красноречивее любых домыслов. Но о какой справедливости идёт речь? Напоминаю, женщина НЕ МОГЛА слышать "песни" мёртвых оленей, она понятия не имела о том, что, собирая их кости, вносит в чужой мир диссонанс. С тем же успехом она могла бы собирать грибы или, там, камни. Она расплачивается за незнание. Также, напоминаю, это коллективная воля её рода толкала её на собирательство, то есть до кучи она расплачивается за "грехи" своих предков. Почему нельзя было просто выкинуть её из этого мира - обратно в её мир?!.. Без проводника она всё равно не сможет вернуться!..
И укушенный абориген оказывается милосерднее главгероя (мудрого, благостного Кан-Гиора, ага). Он пытается защитить пришелицу, и только ради него(!) Кан-Гиор, сделав вывод, что эта история таки не о справедливости, а о любви, соглашается помочь. Выстрелить в женщину, чтобы мир начал автоматически её исцелять, как всякую часть себя. Стреляет между лопаток - "пусть этот дивный Олений мир прорастёт в её сердце"(с), чтобы она стала одной из аборигенов-партизан, защищающих лес. "Дивный"?.. Как по мне, так это жуткий мир - мир, в котором в раненых людей врастает мёртвая оленья плоть (интересно, а наоборот бывает? Ходят там олени с человеческими ногами или человеческим черепом на месте головы?..). А ещё в начале рассказа мы узнаём об этом мире, что в нём тела обладают подобием сознания, и если носитель тела ведёт себя неправильно или хочет умереть, то тело перехватывает управление и совершает самоубийство, дабы вернуться к матушке-земле. Ничего так дивность, где твоё тело тебе не принадлежит, а ты берёшь его взаймы! Я, конечно, готов прислушиваться к советам подружиться со своим телом, но - не как с самостоятельным существом, а как с инструментом, которым я сам владею.
Итак, финал. Кан-Гиор возвращается, они с Амрисом смеются над тем, что пристрелить клиента - это ещё круче, чем довести до слёз. Называют это "комплексное решение проблемы клиента"(с). Что как бы подразумевает, что проблемой женщины была не потеря родового ключа, а сам родовой ключ, сиречь связь с предками, и вот её от этой связи избавили. Но... а можно, пожалуйста, проблемы клиентов не будут "комплексно решать" без предупреждения? Даже если я прихожу с ошибочной жалобой на покалывание в пупке, а истинной причиной оказывается рак ж@пы, - я бы хотел, чтобы мне объяснили эту причину, прежде чем привязывать меня к операционному столу и резать без анестезии. И да, к психотерапии применимы те же пожелания, что и к любой другой медицине: я понимаю, что это может быть больно, но позвольте мне самому решать и выбирать, готов ли я пойти на это прямо сейчас!..
...А то, что всё это - очередная метафора терапевтического сеанса, опять же ясно как день. Я и рад был бы разделять автора и его творчество, но в данном случае автор тащит в своё творчество слишком много себя. Я листал страничку Саковской во вконтаче, и она писала о своей психотерапевтической работе в том духе, что-де если ваша проблема случилась с вами в утробе матери - поможем, если случилась в вашей прошлой жизни - поможем, и если случилась с вашей прабабушкой - тоже поможем. И вот иллюстрации (только утробы пока не хватает): рассказ "Писарь" был про прошлую жизнь "клиента", рассказ "Ключ" - про пресловутый "родовой эгрегор", он же собирательная "прабабушка". Также Саковская писала, что для неё "свои" люди - это те, кто в кафе заказывает напитки не только на присутствующих, но и на "отсутствующие" души; и вот, пожалуйста: зарисовка-интермедия, в которой героиня покупает кофе для "не воплотившегося" друга, которого представляет перед собой и с которым мысленно разговаривает. И знаете... я-то думал, что это у меня мифологическое мышление, - но у меня как-то нет денег на кофе для воображаемых друзей Я лучше настоящих кофе угощу.Следующий рассказ, "Аквариум", был очень длинным - я осилил его за несколько поездок, - но содержания в нём было всего ничего, хотя выводы были неожиданно более здравыми.
Ещё впечатлений и резюмеСуть такова: Амрис исчезает, и Кан-Гиор отправляется искать его в "аквариум" - эдакий ночной кошмар для каждого из них, который нужно прожить от начала до конца. Для Кан-Гиора кошмар - пространство, которое выворачивает всё наизнанку. Ты что-то делаешь или говоришь, а тебя убеждают в том, что ты этого никогда не делал и не говорил. Ты произносишь "белое", а собеседник слышит "чёрное". Мне это очень знакомо - всё моё детство было ровно таким кошмаром: я помнил, что со мной происходило, что мне говорили, что со мной делали, - а меня убеждали, что этого не было, мне показалось. Наверное, если чуть более, чем я, отщепенец по жизни, отстраивать свою картину мира с опорой на окружающих, - можно сойти с ума. Наверное, я всё-таки немножко сошёл. И, по-видимому, автору тоже знакома эта ситуация - если не на личном опыте (но если так, то сочувствую), то из чужого доходчивого изложения.
Кошмар Амриса - одна из его первых жизней, в которой его "друг", чьё предприятие разорилось, позавидовал его благополучию и поджёг его дом вместе с его женой и матерью. Амрис в той жизни поклялся его убить и не убил, и клятва довлела, а он не хотел становиться убийцей. Как по мне, так таких людей, как этот "друг", убивший двоих беззащитных женщин, можно давить без особой жалости (да, условный я-в-современности не пойду убивать, а пойду в суд, но та жизнь Амриса напоминает сеттинг Дикого Запада, где правосудие явно приходилось вершить своими руками), - однако у всех свои триггеры. И рассказ проходит опасно близко к тому, чтобы предложить этого "друга" тоже поблагодарить за содеянное - дескать, Амрис только "считает", что у него что-то отняли, и месть мешает ему "принять и признать случившееся", и бла-бла, - но, к счастью, не скатывается к этому, иначе я бы снова долго орал. Потому как между жизнью и ролевой игрой всё-таки есть одна существенная разница: перед игрой мы узнаём правила и соглашаемся с ними (или нет). А эти две женщины на то, чтобы мучительно умереть в огне, явно не подписывались.
И вот Кан-Гиор помогает другу, принимая облик того урода и провоцируя Амриса осуществить своё намерение, сиречь убийство, понарошку. Вот только как он это делает... Устами врага говорит ему, что-де он не защитил своих женщин, не сдержал слова и не достоин называться мужчиной. Бадум-тсс. Провокация работает, а всё почему? - Потому что главные ценности Амриса - "защищать любимых" (и это хорошо!), "держать слово" (тоже хорошо!) и... "называться мужчиной". Б@#дь. Вот прям дофига ценно для существа, прожившего множество жизней в разных воплощениях, мужских и женских, чтоб его называли не хорошим и достойным человеком, например, а носителем игрек-хромосомы, члена и яиц.
Что хорошего мы можем вынести из этого рассказа? - Что пока мы хотим выйти из некоей ситуации в прошлом (или чтобы нас вытащили), мы остаёмся запертыми в "аквариуме". А как только мы хотим "запустить" стоячую воду и довести ситуацию до завершения, гештальт закрывается, и мы освобождаемся. (Правда, я не представляю, как, например, мне вытащить своего внутреннего ребёнка из кошмара детства, - я ведь не могу вернуться в прошлое и протянуть ему руку. Но, наверное, гештальтисты знают, как.) А также - что залечивание травмы даёт много ресурса. Тут персонаж вновь буквально говорит теми же самыми словами, какими Саковская описывает свою работу как терапевта: что внутренний узел развязывается, и на его месте появляется поток силы.
А что настораживающего мы уже можем понять о персонажах после всех прочитанных рассказов? - Что несмотря на то, что они - вроде как души, сиречь существа вне категорий пола, - они всё-таки отчётливо мужчины. У них мужские имена, в умозрительном пространстве они предпочитают принимать мужские облики (красивенькие облики, кои с удовольствием описывает автор), и они сочувствуют только мужчинам: в "Ключе" Кан-Гиор за доли секунды принимает в конфликте сторону мужчины и хладнокровно стреляет в женщину, а в "Аквариуме" Амрис не в силах выстрелить в мужчину из своей прошлой жизни, каким бы подонком тот ни был. В финале "Аквариума" Кан-Гиор, конечно, принимает женский облик, но - этот облик подчёркнуто сексуализирован и вызывает у Амриса подчёркнуто сексуальное желание, о чём Кан-Гиор не преминул пошутить: дескать, буду этим пользоваться. То есть вы понимаете, да? Мужчина, друг - это тот, кого можно любить. А женщина - это фетишный облик, который можно надеть и можно хотеть.
Боже-Свароже, и ведь этот рассказ всё ещё был издан в 18-м году (а написан, может статься, и того раньше). Задолго до последних нескольких лет, окончательно показавших, что только мужчина считается человеком и правовым субъектом, а "женщина" с точки зрения закона не человек, а костюм или строчка в паспорте для пользования любым желающим. Что ж - увы, статистика не врёт, и именно гетеросексуальные женщины чаще и больше других ненавидят женщин и идеализируют мужские гомосексуальные отношения, какими бы те ни были - лишь бы в них не было "лишних" женщин, - ведь мужчины априори прекрасны. И, наверное, нехорошо сомневаться в профпригодности терапевта, которого кто-то когда-то лицензировал, но... Вот насколько может кому-то помочь специалистка, которая НАСТОЛЬКО себя ненавидит и не может принять себя саму?..Возможно, кто-то сможет полюбить этих персонажей только за то, что они любят друг друга. Спору нет, они мило воркуют, но для меня этого недостаточно: за этим не стоит никакой истории отношений, они просто есть друг у друга, и всё. Так что, видимо, следующий рассказ я скипну - он также большой по объёму. Перейду сразу ко второму рассказу про Бакумацу, поскольку я всё ещё схватился за эту книжку ради Бакумацу. И надеюсь, что он станет моим последним.
Читая книжку, я и доехал сегодня (уже вчера) до Аркадия. Снова смог выйти из дома поздно - в пять, - и снова автобус тащился по пробкам. Занятно: как только заканчиваю читать и начинаю смотреть на медленно ползущее за окном - сразу начинает мутить и укачивать, а пока читаю - мне ок. Раньше думал, что это наоборот работает. Еду час с лишним, и когда так поздно приезжаю - мы уже не успеваем ничего посмотреть. Но это же не повод не приезжать.
Про куклов
Чай и макароны вернули меня к жизни, я посмотрел на куклов - ирл и в интернете. И наконец-то привёз единорога на перепрошивку ("Единороги, единороги... замоталась"(с)). Наблюдал с трепетом, как его голова сперва ошпаривается кипятком, чтобы её легче было снять, а затем - как удаляют гланды через ж@пу вытаскивают прежние волосы изнутри. По-хорошему, СиЯо тоже надо бы успеть перепрошить, но с ними наверняка проще, а единорогу вот повезло первому.В рамках разбора вещей и разваряжки - забрал в добрые руки зверушек авторства Кэссен. Маленькие драконы могут хвостами цепляться за палец (и я смотрю на их расцветки и вижу что-то финдросовское... опять дрова, о которых я всегда думаю)), а змеелис может уютно обвивать запястье. Таких "фамилиаров" можно будет выгуливать на игры. Не определился с тэгом - игрушки это или украшения... Maybe both
Попросил Птаху сфотать обретения Драконы окружают меня всё больше Спасибо Аркадию за вечер и за звериков!
Дом Дракона также хорош прежде всего драконами.
Чутка впечатленийМне нравится, какие они разные и как круто нарисованы (хотя звуки Вхагар местами напоминают звуки космического корабля)). В остальном же по части картинки - ДД очень уж злоупотребляет любимым цветовым приёмом многих сериалов, "чёрные пятна на чёрном фоне", когда ты по десять минут буквально НИЧЕГО не видишь на чёрном экране и можешь только слушать диалоги и догадываться по звукам, что происходит.
Сюжет плавно скатывается в типичную ИП-сантабарбару, в которой рожают и убивают, снова рожают и снова убивают. Вот мы имеем старого короля, который, быть может, и хороший семьянин, но явно плохой правитель; в попытках завести наследника мужского пола заездив насмерть прежнюю жену, он берёт новую, но, дабы не обидеть дочурку от первого брака, наследницей престола назначает её - и также её женит. И вот две женщины, бывшие подруги, а теперь соперницы, королева и наследная принцесса, - рожают наперегонки, и каждая рассчитывает на то, что именно её отпрыск однажды сядет на трон. А главная проблема в том, что принцесса рожает черноволосых бастардов, тогда как все валирийцы беловолосы вне зависимости от цвета кожи (все, надеюсь, понимают, что это не генетика, а магия, ведь повелители драконов - не вполне обычные люди). Король же старательно закрывает глаза на сие обстоятельство, очевидное всей родне и всему двору. И вот наконец-то, ура, принцесса выходит замуж за дядю, с которым у неё была химия с самого начала. Дядя Деймон успел к этому времени остепениться и помудреть, ну и Мэтт Смит, что и говорить, красив в этой роли - на него тоже можно полюбоваться.
Однако по-прежнему этот сеттинг не даёт персонажей, с которыми можно было бы отождествиться, да и посочувствовать как-то некому, - хотя принц-консорт был славным малым (поддерживал жену как мог даже после того, как его любовника убили перед самой свадьбой, и любил как мог своих детей, рождённых от другого мужчины), и я рад, что он не пал очередной жертвой интриг, а уплыл в закат с новым парнем. Зато щедро даёт персонажей, о которых думаешь "да когда ж ты сдохнешь уже наконец" (но, по закону подлости и жанра, такая категория не тонет и потому непотопляема). В Белые плащи, как показывает весь канон, набирают исключительно по признаку тупости и м@дачества.
В остальном - некоторые родовые травмы творчества Мартина эта история также демонстрирует: во-первых, несмотря на наличие сильных и властных женщин, мудрые сентенции изрекают прежде всего мужчины; во-вторых, физическая немощь становится признаком неприятного персонажа в лице Лариса Стронга. Впрочем, всё это достаточно незначительно. Осталось три серии, буду досматривать.