Разбудив меня воскресным утром, Птаха сообщила, что Доминик помер. Но нет: рак был живой, просто заторможенный. Буду надеяться, что и это, и тёмное пятно на хвосте - признаки линьки и он её благополучно переживёт. Франциск, конечно, с самого начала казался мне более активным и жизнеспособным, но буду рад ошибиться и сохранить в живых их обоих.
Когда я уходил на бал - Цзянцзай начал методично отгрызать одну из завязок гамака, созданного из старых шорт. Когда я вернулся - он уже преуспел и отгрыз обе завязки (но поскольку я умный, гамак держался не только и не столько на этих завязках)). Стоило детей на полдня оставить А сегодня мелюзга добралась до обоев в коридоре сквозь решётку клетки - пришлось отодвинуть клетку подальше от стены.
Отдельно занятного: в субботу и в воскресенье утром меня весьма не любила поясница - даже не при резких движениях, просто при ходьбе; может, застудил на сквозняках, у нас дома это немудрено. Но я решил, что танцам это не помеха, всё-таки не придётся же нагибаться или прыгать. А после бала я с удивлением обнаружил, что поясница больше не болит. И сегодня у меня снова поворачивается налево шея, которая ещё вчера без мата не поворачивалась. И так хорошо!.. Правда, есть новая фигня: вот уже две ночи подряд странно-хреново сплю. Не в смысле бессонницы или кошмаров, а просто посреди ночи перехожу в режим поверхностной дрёмы, и ни туда, ни сюда: ни проснуться окончательно и перейти к осмысленным мыслям, ни заснуть обратно. Так и валяюсь до будильника.
Досмотрели Кольца Власти. К финалу действительно стало эпичнее и бодрее
Вдруг кому спойлерыАдар прекрасен. То, как он разговаривает с орками, как с братьями и сёстрами. То, как он говорит Галадриэль, что у каждого из этих орков есть имя, и что им тоже нужен свой дом. И что если она ищет затемнённого эльфа - ей следует начать с себя, раз она считает, что целый народ следует уничтожить только потому, что его существование кажется ей "ошибкой". Да, быть может, Галадриэль что-то понимает, раз потом говорит мальчику, что не следует радоваться убийству орка, поскольку убийство - не благое деяние. Но посмотрим правде в глаза: наверняка не она одна, а все эльфы считают, что орков можно истреблять без разбора, везде, где встретишь. Размышлизмы, которые можно пролистатьИ эта тема оказывается куда глубже, нежели извечный вопрос, насколько эльфам присуще высокомерие по отношению к другим расам (на мой взгляд, это индивидуально) и насколько канон Толкина построен на вертикали, где эльфы стоят над "высшими" людьми, а те, в свою очередь, - над "низшими" людьми, не одаренными эльфийскими благами. Это тема гордыни, которая, несомненно, расцветает во всей красе в случае с феанорингами, но о которой стоит поговорить и применительно к эльфам вообще. Ибо в тех случаях, когда они не защищаются, - кто дал им право судить, кто достоин жизни? Адар говорит, что все существа созданы Единым, - и в сущности он прав, поскольку ни Аулэ, ни Мелькор не могли создать нечто живое просто из глины и камней. Тут мы упираемся в теологическое "бог не попустительствует, а не вмешивается в свободу воли", - но если первый урук сам выбрал сторону (ибо принудить такую тонкую материю, как душа эльфа, который может пожелать уйти из жизни, - тоже явно не во власти Мелькора), то последующие орки, теоретически рождаясь естественным путём, сразу рождались изгоями. Выбор уже сделан за них, и их не переделать обратно. И не является ли гордыня эльфов, готовых мстить потомкам за выбор их предков, обратной стороной их богоизбранности, посеянной ещё приглашением в Аман?.. Любопытно было бы подумать, как авари, оставшиеся бессмертными эльфами, взаимодействуют с орками - когда-то лишившимися бессмертия и порвавшими с Валар окончательно.
Всё-таки очень жаль, что такой актёр - и уходит. С другой стороны, персонаж-то остаётся, и, надеюсь, кто-то, кто пишет ему сценарий и реплики, - тоже. А то я прямо поверить не могу, что действительно вижу персонажа, который говорит о праве орков на жизнь
Прекрасно пробуждение Ородруина и возникновение Мордора. А я-то ещё гадал, что это за "южные земли" такие географически... А ведь всё логично. Если орки плохо переносят солнечный свет - нужно закрыть небо вулканическим пеплом и смело ходить днём. Прямо-таки пепельными пустошами родины(тм) повеяло
Персонажи разных сюжетных веток постепенно встречаются между собой. И хотя появление нуменорского войска в самый отчаянный момент - ход уже достаточно заезженный, всё равно это было красиво, тем паче с последующим извержением вулкана в качестве "контр-внезапности". Между делом угробили Келеборна (на словах) - но что поделать, если он, бедолага, никак не умещался в сюжет Впрочем, поскольку он всё же появляется в пиджеевском ВК, - вероятно, не всё так просто и он может ещё загадочным образом вернуться.
Прекрасна троица, которая приняла Гэндальфа за Саурона, с их "о, наш владыка... давайте его свяжем". Такими темпами почтительные приспешники рисковали не доставить своего "владыку" живым до места назначения Я сперва надеялся, что это будущие назгулы, эдакие трое людских вождей с колдуном во главе, "в небо смотрят три жреца"(с). Но судя по тому, как они развоплотились (рассыпались бабочками!), это... что-то вроде тёмных майар? Даром что колдун (...боги, как он хорош, какое хтоническое андрогинное существо, вызывающее очень правильное чувство "очень страшно, мы не знаем что это такое, если б мы знали что это такое")) управляется с посохом очень похоже на Сарумана из ВК и практически равен Гэндальфу по силам. Ну, и то, что Гэндальф говорит при пробуждении сознания, звучит как "я [такой же, как вы, только] добрый". Что ж, если эти майар больше не появятся в кадре - будет очень жаль. Музыкальная тема у них, опять же, офигенная... И очень хочется уже начала темы назгулов, а когда-то ещё следующие сезоны выйдут
Прекрасны Дурин и Элронд, я не могу с этих якодзун, я ставлю на паузу и ору в кружечку Они же буквально воплощают анекдот "Мы не можем пожениться, потому что мы эльф и гном, да? - Нет, потому что вы два мужика". Когда Дурин готов открыть Элронду своё истинное имя, а тот просит его не спешить... АААА ГОСПОДИЭРУ. И ведь Дурин идёт против воли своего отца и короля - воли, которая священна для гномов! - и рискует своим положением принца и наследника (что также есть нечто большее, нежели просто статус, обещающий власть) только ради того, чтобы продлить жизнь своему другу: если бы не Элронд, Дурину было бы плевать на угасание эльфийского рода. И это совершенно чудесная история. И этот лист, упавший в открытую шахту и рзабудивший балрога, - такой яркий пример того, как нечто сделанное из любви (что невозможно было не сделать!) приводит к катастрофе.
Элронд: Мне не следовало сажать тебя на корабль... Птаха: ...Надо было сразу утопить
А Келебримбор так говорит о том, чтобы создать "большое из малого", и о силе солнца, что того и гляди договорится до термоядерного синтеза. И вы не переубедите меня, что это не было намеренной аллюзией.
И, конечно, прекрасен Халбранд-Саурон. И особо прекрасен тем, что он может прекрасно видеть слабые стороны окружающих и давить на них, - но он ведь явно не врёт. Он всю дорогу был честен с Галадриэль - просто недоговаривал. И он говорит правду о том, что хочет спасти Средиземье, - тут же честно признавая, что для него спасти значит подчинить. Но разве эльфы не заняты тем же самым? Более того: спасают они скорее себя самих, нежели Средиземье. Галадриэль, поняв, от кого исходила идея, не отказывается от создания колец - просто предлагает забрать их все СЕБЕ. И даже жертвует ради этого самым дорогим - кинжалом брата (неужели других валинорских изделий из золота и серебра не нашлось?). Забрать себе, чтобы что?.. Да, кольца останавливают увядание (в лоре сериала это объяснено тем, что в их сплаве есть митрил, который, с одной стороны, наследует свет Сильмарилла, а с другой связан с призрачным миром), и эльфы смогут дольше оставаться в Средиземье. Эльфы формально бессмертны, но на деле возвращение в Аман всё равно означает конец пути - конец свободы действий. Как уход в Аркадию для ши. И нежелание возвращаться - это всё то же знакомое нам по многим мифам желание бессмертия. От Гильгамеша до крестражей... Тоже гордыня, как ни крути, но поводы продолжать жить - не то, что можно осудить. Так, Галадриэль живёт ради мести, и это тоже не худший повод.
Очень интересно, как в этой версии будет обыграно создание остальных колец - для гномов и для людей. Но предвкушаю.Резюмируя кратко: я ожидал просто красивую сказку, играющую на ностальгии по любимому сеттингу, - а получил весьма интересную коробочку со многими донцами, которую ещё долго можно вертеть и открывать под разными углами. И это не я один вижу в ней все эти смыслы, их реально туда положили!.. То есть Кольца делают то, что и стоит делать современным сериалам как жанру: заставляют публику расти до своего уровня, оставаясь при этом зрелищными и увлекательными. Другим сериалам сезона придётся постараться, чтобы произвести такое же впечатление.
Потихоньку дочитываю последний том Зеркала.
Как обычно сначала бубубу, потом восторги, и конечно спойлерыДля начала бубубу. Подложить женщину, попытавшуюся тебя обокрасть, под капитана стражи, чтобы она тем самым в качестве искупления помогла тебе пробраться в город, - хреновая идея, дорогой Джерон. Я не знаю, откуда взялись представления о том, будто всякая женщина просто счастлива отдаться первому встречному, если он к тому же не грязный нищий, а офицер в подогнанном под пузо мундире. Я, например, таких женщин ни разу не встречал - ни в зеркале, ни вокруг. И описанного автором офицера нахожу отвратительным.
И всё-таки цикл Зеркала - самый яркий пример произведения, в котором ценность имеет НЕ фабула. С фабульной кочки зрения практически весь экшн во всех восьми книгах (то, что на играх именуют "движком") произошёл оттого, что женщина из рода говорящих с водой, которую собственные родители превратили в чудовище, хотела детей. Не похожих на неё внешне, но таких же могущественных, чтобы можно было захватить мир и оставить его потомкам. И с одной стороны - хорошо, когда у главзлодея есть какая-то мотивация, а не "я хочу править миром, точка". А с другой - как ни крути, не могу понять такой одержимости потребностью размножиться. Да, я знаю людей, которые хотят детей, и людей, которых дети делают счастливыми. Но ведь кроме этого всегда есть что-то ещё, разве нет? Или я ошибаюсь, и этой потребности реально можно посвятить всю жизнь и заплатить ради неё своей человечностью?..
...Вот и Шеррит Джерон наконец признаётся в любви, говоря: я хочу от тебя детей. Да, я помню, что для драконов это особенно важно, потому что каждый новый дракон - это новая часть мира, а в конкретном случае с Джероном - ещё и оказывается, что только новыми мирами можно заполнить его Пустоту (вовсе не уничтожая их при этом). Но, как сказал бы чукча, - "тенденция, однако": когда и победой для главзлодея стали бы дети (и мы ужасаемся, представляя, что эти детки сделали бы с миром... а что если нет?), и победой для главгероя станут дети. И да, когда я раньше орал "Джерон, найди себе совершеннолетнюю женщину!" из-за концентрации вокруг него романтически настроенных девочек, - я ещё думал, что шучу! А он умудрился найти себе жену непременно в Доме Пронзающих, - ту, которая живёт во всех временах одновременно и оттого является и девочкой, и девушкой, и зрелой женщиной, и умудрённой старухой сразу. Концепт сам по себе красив, но как только в Шеррит проявляется ипостась девочки и она начинает вести себя как ребёнок... Это подаётся как нечто очаровательное и притягательное, а у меня от этого всё падает. С грохотом. И у меня не получается шипперить этот канонный пейринг Хотя Шеррит классная - нужно обладать немалой смелостью, чтобы согласиться заглянуть в Пустоту.
(Впрочем, на самом деле, Шеррит повезло. Когда Джерон напугал Мэя - он ведь не Пустоту как таковую ему показал, а передал по эмоциональной связи свои тогдашние чувства по отношению к Пустоте. Всю эту боль, страх, ненависть к себе и одиночество. Всё то, что заставило Мэя сказать, что такое нельзя носить в себе одному, и что никто не должен быть один. А Шеррит уже достался тот Джерон, который узнал больше о предназначении Пустоты, перестал с ней бороться и примирился с ней как со своим собственным миром, ничем не хуже миров других драконов. Никакого погружения в боль - только признание, предложение, приглашение.)
Итак, возвращаясь к фабуле: если бы эта история про говорящую-с-водой, некроманта и их попытки захвата мира попала в руки менее талантливого автора, могла бы получиться проходная или даже плохая фэнтези-книжка. Но поскольку это всё ещё уникальный пример психологического фэнтези... Спасение мира становится не таким важным, как открытия и осознания героя и его окружения о самих себе и об устройстве мира. Когда вспоминаешь всё случившееся в предыдущих книгах, когда из гугла выпадают давно прочитанные странички, - дух захватывает от путешествия, пройденного по внутреннему миру героя. Джерон реально рос, развивался и взрослел - в самом лучшем смысле этого слова - на наших глазах. От детских обид и травм, страхов и ошибок - через многие уроки жизни к зрелости и свободе. И я неизменно восхищаюсь способности Ивановой анализировать и описывать работу мыслей, чувств, желаний и решений не как нечто непознаваемо хаотическое, а как красивый и сложный, но всё же узор. Как и способности строить мир - живой мир в обоих смыслах, в том числе буквальном. Да, идея того, что всякая жизнь есть порождение сознания, причём случайное, меня всё ещё очень прёт. Где в плоти мира нет активного сознания - там нет жизни...Анонсировал перекрёсток-стиховник, нет пути назад. Повспоминал, что знаю о Мэе. Занятно, что о значении полного имени его брата Кэла - Джерон говорит, а значение полного имени самого Мэя нам, кажется, так и не раскрыли. Можно было бы сказать, что всё ещё впереди, но восьмой том вот-вот закончится, и что-то мне подсказывает, что об эльфах в нём так и не вспомнят. Неслучившегося девятого тома мне заведомо не хватает...
А сейчас будем смотреть нетфликсовский мультсериал по Драгонаге во имя разгребания списка из десяти непосмотренных сериалов