Буду повторяться, но начну эту историю с самого начала: когда мы с Амартом поигротешили на Летучей мыши (и это первая киноакадемия, которой спасибо)), как-то мы заговорили о том, как редко ставят игры по эпохе модерна, а всё больше по более позднему XX веку и по России. И я перевернул стол и решил поставить что-нибудь по Берлину, который был ещё не таким "русским", как в двадцатые, но уже открывал для себя русский театр. Почему именно Берлин? - Наверное, потому, что у Парижа, Лондона и Вены была своя атмосфера(тм), а Берлин оказывался как бы на перекрёстке всех европейских течений. Так что Амарту тоже спасибо, без него буквально ничего бы не было, - тем паче когда у него есть персонаж, которого хочется увидеть снова, и не игротехническим, а полноценно играющим.
Для шестерёнки я вдохновлялся "Вечером у Вайетов", игрой, по мотивам которой была издана книжка и которая выдержала множество прогонов (правда, где-то за Уралом) как коробка в открытом доступе.
О шестерёнкеНо в процессе переноса этой схемы на берлинские реалии она изменилась до неузнаваемости. Во-первых, в оригинале персонажи, вхожие в клуб самоубийц, должны были переиграть главу клуба, а в моём случае был классический детектив с поиском убийцы. Во-вторых, в исходной шестерёнке персонажей было десять, но завязки между ними были распределены неравномерно, и я добавил ещё одного от себя (это был персонаж Мориэль), чтобы перекинуть на него некоторые функции. И вообще перераспределил завязки по своему усмотрению, и в результате вместо одного "злодея" и одного "следователя" получилось двое "игроков чужими судьбами" и двое "следователей". Так персонажей стало двенадцать, включая мастерского, у которого завязки были только внесюжетные.
Также в оригинале каждому персонажу соответствовал аркан Таро, но: эксплуатировать Таро - неоригинально; арканов всё равно больше двенадцати; и главное - игре в историческом сеттинге без мистики (а весь мистический пласт со снами я также отсёк) больше подходят карты игральные. "Картинок" в карточной колоде - как раз двенадцать. Честно скажу: я не знаю, как арканы Таро и игральные карты коррелируют между собой по символике (не исключаю, что никак), посему распределял карты по персонажам фактически от балды. В исходнике персонажу Смехель соответствовал аркан Смерть (видимо, автором подразумевалось, что персонажа, наименее вдупляющего в происходящее, ожидают перемены?..), персонажу Саглатэн - Маг, персонажу Элис, хозяйке дома, - Императрица, персонажу Лу - Дьявол, персонажу Амарта - Справедливость, персонажу Дугласа - Иерофант, персонажу Дикты - Влюблённые, персонажу Йоты - Шут, персонажу Птахи - Повешенный, и персонажу Веры (погибающему по сюжету) - Башня.
Но основным отличием от исходной коробки было, конечно, то, что я не брал сетку из готовых персонажей, а позволил игрокам приносить своих собственных, и потом уже полученных сов натягивал на имеющиеся глобусы в лице "скелетов" вводных. Разумеется, глобусы в процессе также видоизменились Хотя местами между новыми персонажами и их известными только мне "прототипами" возникали неожиданные параллели: так, Маг и в исходнике был шулером, так что "канонную" ситуацию - "Маг попадается на глаза Влюблённым при подтасовке карт" - я мог перенести практически целиком. Справедливость и в исходнике был офицером. И в исходнике также горела библиотека (я не указывал Птахе, что именно жечь)).
Более того - я позволил игрокам выбирать себе "глобусы" не только по пожеланиям, но и вслепую вытягивая карты. Предполагал, что таких смелых, кто брал бы вводные наугад, не окажется, но ошибся: сначала Дуглас вытянул Даму Пик, затем Птаха - Валета Червей, а Лу и Элис пожелали Короля и Королеву Треф. А теперь представьте, что если бы все игроки действовали так же - то любая вводная могла бы достаться любому из присутствовавших персонажей и могла быть подпилена под его род деятельности!.. Да, это был в некоторой степени эксперимент, подтверждавший в том числе и то, что персонаж любого пола может нести любую сюжетную функцию - преступника, жертвы, шпиона, детектива, спасителя и т.д.И благодаря тому, что игроки приносили персонажей сами, количество сюжетных завязок существенно возросло. Например, второе убийство - с чёрным петухом - целиком принесла Элис, и уже я приписал его заказ "другу семьи", персонажу Лу, которому было выгодно отвадить квартиросъёмщиков. Получился эдакий отвлекающий маневр, ведущий в никуда, - но это убийство никто особо и не расследовал. Также у меня совершенно случайно оказались два британских шпиона - то есть, конечно, один британский и один ганноверский, есть нюанс
О сюжете и персонажахА уж какой любовный многоугольник вырос из того, что Вера предложила, чтобы её Луиза погибла не просто так, а из-за подозрений в адрес убившего её подругу-актрису!.. Покойную подругу я мастерским произволом окрестил Софией (в качестве оммажа "Вайетам"), - а дальше личную жизнь было уже не остановить. Я ещё был в курсе отношений Софии, Луизы и Магды (Дикты), но не отсёк, когда к этой конструкции присоединилась Энни (Йота), и вовсе не знал про обстоятельства выбора Магды между завербовавшим её Вилфридом (Мориэль) и Кристофом (Саглатэн)...
Да, как вы, наверное, уже догадались - Веру на встроенную игротехнику я ангажировал заранее, когда сама Вера продала мне аналогичную встроенную козу на свою деньрожденную мушкетёрку. Замечательно сложилось, когда и мне - двигатель сюжета, и Вере - возможность красиво умереть на игре во время исполнения романса
И да, к вящему разочарованию по меньшей мере одного игрока - это была "просто история про маньяка". Превращая Мага из очередной марионетки Дьявола в полноценного убийцу-Виртуоза, я отчасти вдохновлялся, конечно, Джином из LoL, - ну, и дух Призрака Оперы неизбежно веял над этим всем. Саглатэн сама предложила, чтобы первой жертвой Кристофа был его режиссёр, - а дальнейшее легло как по маслу. Кристоф слишком вролился в водевильного злодея, и когда ему не дали эту роль - сбежав в Берлин, начал убивать из любви к искусству. И - это тоже было идеей Веры - когда Луиза заподозрила, что люстра на Софию упала не просто так (ещё один оммаж канону), она решила намекнуть на убийцу двумя романсами. И сама умерла от его руки. Подозрения Кристоф перекладывал на Энни - отравив пирожное, которое та преподнесла Луизе.
Также были двое шпионов, на которых натянулись квесты по поиску: для Вилфрида - найти и завербовать убийцу (в том числе руками Магды, которая Кристофа нашла, но не выдала, тем паче что тот предлагал ей помощь с отравлением мужа), для Фридриха (Дуглас) - сторговаться с Энни, любовницей австрийского шпиона. Да, непросто было сделать хозяйку шляпной мастерской объектом международного интереса... Но я придумал - она писала под диктовку зашифрованные письма своего любовника, подкладывая под бумагу картон, на котором отпечатывались буквы, а потом делала из этого картона шляпы для витрины
И была ветка, которая, к сожалению, не сыграла: та самая библиотека, сожжённая художником Миреком из-за того, что её новый директор когда-то сжигал польские книги. Энни раньше работала в этой библиотеке, и её жизнь после пожара резко обрушилась. Времени на игре было, кажется, достаточно, но Энни, увы, не стала искать помощи в расследовании. Это, конечно, баг исходной шестерёнки, который я не пофиксил: то, что о неслучайности пожара кроме Энни никто не знал. Но это меня не извиняет, как и то, что я не учёл, что игрок может забить на сюжетную часть вводной в пользу лички. Впредь буду дублировать.
Прочее было мелочами, связанными в основном с деятельностью Дьявола-Бернарда, любившего манипулировать людьми. Именно он по наводке контрразведки натравил на Вилфрида австрийского журналиста (и когда Миклош предупредил Вилфрида о слежке, это предупреждение вызвало у шпиона даже большую паранойю, нежели сам журналист)), именно он подстроил аварию Евы (Смехель) по просьбе Кристофа, поскольку она должна была стать следующей после Софии жертвой, если бы не подозрения Луизы...
Что до мастерского персонажа, то антрепренёр и актёр Артур Эбербах родился отчасти в честь моего древнего персонажа с форума по АнК, Артура Брехта, немолодого горожанина и пианиста, а отчасти - по давно бродившему среди меня типажу стареющего актёра. Этот типаж - из нежно мной любимого фильма Magnifica Presenza и образа трансвестита оттуда; этот типаж мне однажды снился под именем старого циркача Арчимбольдо; этот типаж - мои пожизнёвые впечатления от театрального закулисья, в конце концов. Вот тот случай, когда человек ещё молод душой, полон сил, вдохновения, романтики, - а жизнь и сцена его уже потихоньку списывают со счетов. А он не сдаётся, хотя прекрасно понимает, что проиграет, как проигрывают все, и что впереди у всякого бывшего кумира только забвение и нищета. В общем, Марк как всегда: вытащить максимально невостребованного персонажа, чтобы порадоваться, если для него получится что-нибудь хорошее. Беленьких-то всякий полюбит, ага. И ведь действительно получается.Итого у этой игры были две немудрящих цели: первая - с некоторой долей театральной условности передать жизнь рубежа веков, с новыми веяниями в искусстве и новинками технического прогресса, шпиономанией и постепенным пониманием неизбежности войны, разными ценностями аристократии и богемы, национальными движениями и эмансипацией.
О мастерских целяхНе знаю, насколько удалось, но надеюсь на это: некоторые игроки восхитительно упоролись, я докладывал прямо во вводные кусочки матчасти про достижения медицинской кафедры в Берлине и про положение Польши, и на игре был потомок промышленника Альфреда Круппа (одного из многих влиятельных людей того времени, покончивших с собой из-за обвинений прессой в гомосексуальности) - только не дочь Берта, как в реальности, а сын Бертран...
Вторая цель, вытекающая из первой, - убедиться, что я могу ставить кабинетки в художественно-историческом сеттинге, с вот этой всей матчастью, и что на них могут находиться игроки. Это должно было стать для меня стимулом всё же поставить однажды Онегина или Маскарад (не поручусь, что раньше), и далее везде. Хотя традиционно не знаю, хватит ли у меня времени и сил на все идеи, - ведь некоторые следует реализовывать, пока они горячи.
Также эта игра была своеобразным приветом моей самой первой кабинетке - Чайке, которая была кроссовером нескольких пьес Чехова: Чайки и Вишнёвого сада, а также Трёх сестёр, Дяди Вани и не помню чего ещё. Поэтому формальным поводом для сбора гостей на приём было чтение "Чайки" по ролям. Сюжетная экспозиция чисто на поржать - и получилось ещё веселее, чем я ожидал, когда роли распределили жребием. Бедному Чехову досталось на этой игре Немного жаль, что почти не досталось режиссёрскому театру, - но за то, чтобы ругать режиссёров, мог отвечать только Кристоф, поскольку Луизу я этим не грузил. Да, порой у меня возникает мысль сделать второй прогон Чайки (мне для этого даже ничего не нужно будет делать - вводные готовы), но - см.выше: свободных дат мало, и я скорее отдам их под свежие идеи. Впрочем, если найдутся желающие...При подготовке к игре у меня было два партийных задания для матушки: взять мне книжку с пьесами Чехова из библиотеки и принести простую колоду карт на аусвайсы (в родительском доме завалялось несколько). Да, я хотел аусвайсы на рубашках выбранных игроками карт, чтобы красивенько А о том, как я с этим удолбался, я ещё в отчёте расскажу...
О технической стороне, т.е. правилах
Аусвайсы требовались для двух вещей: коэффициентов силы и уникальных способностей персонажей. С первым всё просто: у разных персонажей разная боеспособность (коэффициент прибавлялся к броску дайса в любом боевом взаимодействии). Коэффициенты были со значением 0 (неподготовленные женщины), 1 (подготовленная женщина и неподготовленные мужчины), 2 (подготовленные мужчины) и 3 (офицеры).
На идею способностей меня опять же вдохновил Амарт, когда сказал, что у разных персонажей могут быть разные способности помимо силы (и отчасти вдохновили блага и пороки фей). Я заранее придумал 11 способностей, дающих персонажам некое преимущество над основными правилами или коэффициентами, а затем распределил их по персонажам в меру хотя бы минимального соответствия их биографиям. Способности действовали как козыри в рукаве, как внезапно улыбнувшаяся фортуна, - только раз за игру. Это были: Скорая помощь (улучшение состояния травмированного персонажа вдвое быстрее), Незаметность (возможность пять минут незаметно находиться в помещении и подслушивать любой разговор), Художника обидеть может каждый (+2 к коэффициенту силы, но только в рукопашной), Шулер (возможность использовать любую карту как джокера), Ловкость (возможность проигнорировать один проигрыш в любом боевом взаимодействии, как если бы противник промахнулся), Меткость (+2 только в стрельбе), Мастер клинка (+2 только в фехтовании), Чутьё ищейки (автоматическое распознание яда - персонажа невозможно отравить), Женская интуиция (возможность узнать, что чувствует другой персонаж), Везение (переброс кубика в любом боевом взаимодействии с возможностью выбрать лучший результат), Вижу тебя насквозь (возможность узнать, что при себе у другого персонажа, т.е. незаметный обыск).
Да, сразу вижу минус этой системы: когда боевые взаимодействия ограничены дуэлями, они нифига не случаются. Даже на мордобой не стали кидать кубик. Наверное, мне следовало разрешить нападения на безоружных персонажей с возможностью кидать не на оборону, а на уклонение. Правда, такие правила всегда влекут за собой все необходимые усложнения: что если нападают двое на одного, что если жертву или руку стреляющего успели оттолкнуть, что если кто-то заслонил жертву собой, и так далее, и тому подобное... И главное - как избежать, к примеру, выстрела в голову в упор, когда уклоняться вообще нелогично. Я пока не придумал, как всё это прописывать, поэтому просто не моделировал кулуарку и стрельбу в помещении, дабы персонажи не переубивали друг друга с началом игры. Возможно, зря.
В результате способности толком не сыграли (хотя шулер Кристоф дважды выиграл в карты, не пользуясь способностью, - вот она, магия игры!), боевые правила не понадобились, да и в правила по опьянению явно никто не играл, хотя они были без карточек с фантами (которые я сам не люблю и обычно игнорирую), а на свободный отыгрыш. Веществ никто не заявлял. И с одной стороны - хочется дать игрокам всякого интересного, а с другой - если игрокам это не нужно, то насильно мил не будешь.И вот что примечательно: стоило освободить мозг от мастерёжки Берлина - как в нём завертелись шестерёнки на другие идеи. Перекрёсток пора анонсировать и пьянку Скатах, да... и осенний Праздник... Но в голову из-за нехватки Синчэня и янсина в организме лезут мысли об ещё одной мелкоигре по Магистру, на 8-11 игроков максимум. НЕ-суд-над-Сюэ-Яном Пока не знаю, как реализовывать технически и игротехнически, но, как говорится, - дали боги цели, дадут и модели.