Итак, я досмотрел, возвратился пространством и временем полный(с), и теперь могу с уверенностью заявлять, что это один из лучших, если не лучший аниме-сериал, что я видел (где-то рядом и даже чуть ниже встают Last Exile и Wolf's Rain). И который я по мелькающим в сети описаниям и картинкам никогда бы и не подумал смотреть, потому как - ну, какие-то девочки-волшебницы, подумаешь. Видимо, этот канон распространяется личными рекомендациями. Так вот, я рекомендую. Он недлинный, всего 12 серий, зато впечатлений будет выше головы. Не читайте спойлеры, найдите время посмотреть - и приходите орать вместе.
Тут я о финальных трёх сериях ору очень спойлерноХомура в её первой жизни, после Поцелуя ведьмы думающая о само[роскомнадзор]е, ступает почти по "Гернике" Пикассо. А пол в её жилище напоминает один из шедевров супрематизма - и хрен я вспомню, какой именно, поскольку даже не помню, Кандинский это или Малевич или кто-то ещё. Две единственные в аниме взрослые женщины сидят в кафе под вывеской с "Сотворением Адама" Микеланджело.
История Хомуры - конечно, п#@ц. Снова и снова загружать одну и ту же игру, чтобы пережить все возможные концовки одна хуже другой - и помнить их все. Помнить, как Мадока погибала, и как тебе пришлось убить её собственными руками. И не отчаиваться, даже узнав, что раз за разом усложняешь себе задачу до уровня невозможной, превращая рядовую волшебницу Мадоку, которая когда-то спасла тебя от ведьмы, в волшебницу с талантом небывалой мощи. Не отчаиваться, даже понимая, что с каждым новым прохождением отдаляешься от Мадоки всё больше - в тебе уже нет той непосредственности и уязвимости, которая привлекла Мадоку когда-то при первой встрече, ты уже не та волшебница, что сражается с ней плечом к плечу за общие иллюзии, она уже не может тебя понять и принять и отталкивает тебя. Не отчаиваться, потому что отчаяться значит превратиться в ведьму. Не знаю, можно ли не отчаиваться силой воли, - но силой любви, наверное, можно. А иначе это и не назовёшь: пожертвовать ради спасения Мадоки не только нормальной жизнью вне бесконечного дня сурка, но и хорошим отношением самой Мадоки, самой возможностью взаимности... Перед людьми, способными сочинить настолько фантастическую, нечеловеческую и самоотверженную любовь, я неизменно снимаю шляпу.
Разница в субъективном восприятии реальности действительно прописана идеально. Хомура знает о Мадоке всё, для неё Мадока - центр жизни, но для Мадоки она - просто странная девочка, которая недавно перевелась в её школу, и они из слишком разных миров.
И вот, не отчаиваясь, Хомура накапливает опыт, прокачивается к очередной битве с финальным боссом (всё же толком не раскрыли, что за волшебница превратилась в Вальпургиеву ночь, почему это событие предсказуемо как нечто регулярное не только для Хомуры, почему именно этот город...) - но её сил всё равно не хватает. И в конечном итоге это одна из историй о том, как рациональные не-человеческие сущности недооценивают людей и проигрывают им потому, что не ожидают, что люди продолжат идти в заведомо безнадёжный бой вместо того, чтобы сдаться и отступить, как диктуют логика и здравый смысл. Не ожидают, что человек может выиграть, даже проиграв, - когда всё потеряно и нечего больше терять; и это первый парадокс. Не ожидают и не могут принять в расчёт, что у людей есть такая не поддающаяся рациональному осмыслению вещь, как надежда. И усилия Хомуры не пропадают зря - Мадока, всё же услышав её, становится Надеждой.
Я ожидал, что Хомура и Мадока перевернут систему, но даже не представлял, как именно. А забрать отчаяние у каждой волшебницы до того, как она превратится в ведьму, - это до слёз красиво. И в конце концов Самоцвет души Мадоки вмещает столько надежды, что, дойдя до начала времён, творит новый мир (и, возможно, творит волшебниц, то есть ту одарённость в них, которая позволяет им заключить договор с Кьюбэем). Но он же вмещает и столько отчаяния, что дойдя до конца и встретив саму себя, переполненную болью всех когда-либо живших волшебниц, - творит энтропию вместе с миром, поскольку всё должно быть в равновесии. И ошмётки этой энтропии, видимо, становятся бывшими "прислужниками ведьм" - нынешними демонами, с которыми волшебницы и сражаются вместо ведьм. Став началом и концом, свернув петлёй и укусив за хвост собственную временную линию жизни, Мадока создаёт второй парадокс. Колесо сансары соскакивает с оси. Теперь Мадока существует за горизонтом событий - и там в последний раз встречается с Хомурой.
(О, эти встречи в нулевой точки вселенной, где мир уже умер и ещё не родился! Всё-таки все великие аниме-сюжеты вышли из шинели Девилмена, буквально все.))
И как прекрасен слом четвёртой стены про "героиню мультфильма"! Про то, что герои, даже вышедшие за скобки мироздания, отпечатываются в коллективном бессознательном и проявляются в качестве архетипических персонажей со множеством смутно знакомых нам лиц - в разных, даже толком не контактирующих культурах. Про то, что всегда есть кто-то, кто помнит - поскольку ничто на земле не проходит бесследно(с) по законам сохранения энергии. И будет помнить во всех мирах, во всех воплощениях. И князь-король Юкайгин помнит, да-да. Люблю такие истории про множественность реальностей, очень хочу написать нечто подобное по янсину (да, писал AU а-ля WestWorld, но этого мало), но пока у меня лапки.
И да, Мадока могла пожелать уничтожить Кьюбэев как вид. И никаких волшебниц, никаких ведьм. Поскольку Кьюбэй наверняка... преувеличивает, говоря, что без них род человеческий не достиг бы эволюционных высот. Нет, люди способны творить чудеса и без волшебных помощников, любовью и надеждой, а если накопившаяся энтропия и сожрала бы этот мир однажды, то, может статься, ещё через эн световых лет после земной жизни Мадоки (во вселенной всё конечно и в то же время - см.выше - ничто не исчезает, так что это даже не обидно). Но - если взглянуть на отношения волшебниц и Кьюбэя не как на паразитирование, а как на симбиоз, то - "если звёзды зажигают", то есть если контракты заключают, значит, это кому-нибудь нужно, и не одному только Кьюбэю, но и самим волшебницам?.. И мне кажется мудрым решением со стороны Мадоки не лишать девочек возможности исполнять заветные желания в обмен на сражения с демонами. И хочется верить, что мир, созданный Мадокой, в чём-то лучше нашего мира, погрязшего в войнах и прочем разнообразном дерьме, благодаря девочкам, которые мечтали. (Да, вклад мальчиков тоже важен, но для жанра сёдзе их невидимость нормальна, и глупо будет обижаться на это, как и на отсутствие девочек в сёнэн. Хотя Мадока, в отличие от Медвежьей бури, несмотря на заставку опенинга, создана вообще ни разу не для того, чтобы на неё дрочили, что отдельно удивительно.)
Итак, теперь просто в силу новых законов мироздания Кьюбэи - больше не враги, а просто котики, которым скармливают кусочки поверженных демонов. Ну, или негатива, который испытывают волшебницы, - ведь Кьюбэям нужны эмоции... сплошная польза.
Но что-то есть в том, что даже в мире, созданном Мадокой, Саяка исчезает, несмотря на желание Кёко её спасти. Чёртова сказка про Русалочку. Потому что из двух желаний - "чтобы он был со мной" и "чтобы он был счастлив" - мы всегда выберем второе, и потому что по какому-то неотменимому закону вселенной эти желания всегда взаимоисключающие. Но можно утешаться тем, что в одном из множества миров Кёко и Саяка останутся вместе.
И, видимо, те волшебницы в целом, которые больше не вывозят, могут, не превращаясь в ведьм, просто исчезнуть; нам не показывают, куда они отправляются после (но начало полнометражки как-то намекает, что это ещё не конец), и может ли волшебница дожить до возраста взрослой женщины. В конце концов, если тело после инициации уже мертво, то оно не повзрослеет физически, и, похоже, выбор стать волшебницей - это ещё и выбор "вечной юности и вечной войны" (что роднит волшебниц с валькириями). Но, наверное, теперь при заключении контрактов они знают об этом заранее. В это тоже хотелось бы верить.
Ещё остаются вопросы. Ещё остаются догадки. Жду знакомства с полнометражкой с нетерпением. Мир, в котором ведьм побеждают чаепитием... не окажется ли он более страшен в своей основе? Честно говоря, после всего пережитого стеклища мне уже хочется просто подорожника для всех, - но что-то мне подсказывает...
И спасибо Аркадию за ассоциативную музыку. Но пускай отныне всё будет правильно, и эти последние несколько дней, если мне их любезно оставят, я хотел бы провести с ней... (с)
Говорят, Геншин вдохновлялся ДжоДжо, - но теперь я почти уверен, что он мог вдохновляться и Мадокой также. Тут снова спойлеры относительно обоих канонов!Вот у нас есть волшебные герои, которые получают Глаз Бога за свою способность мечтать, и при помощи этих Глаз могут в том числе более эффективно сражаться со злом, кое для них олицетворяет Бездна. Все они так или иначе верят, что за свои заслуги могут быть взяты в Селестию, где сидят боги (у которых и архонты на поводках, и которые по факту и создали Бездну, пробив дно Каэнрией). Но наш сиблинг, Принц или Принцесса Бездны, почему-то оказывается "на стороне зла" - и утверждает, что мы сами всё поймём и присоединимся к той же стороне. Как говорится, - ничего не напоминает?.. И если верить слухам, сюжета хватит до 2027 года. И законы мира наверняка не раз перевернутся с ног на голову и вывернутся наизнанку. И, как бы далеко я ни был от онгоинга, - как же круто стоять почти-в-начале этой большой истории. Только бы ничего не схлопнулось.
(Кстати заметка на полях: почему "демонических богов", часть которых стала архонтами, не переводят как "титанов", из-за чего возникает путаница с богами Селестии? Мне кажется, "титаны" довольно верно передавали бы суть. Памятуя не только об истории Прометея, но, например, и о том, что по одной из версий древнегреческое слово "титан" происходило от слова "белая земля (т.е. минерал)" оттого, что люди принимали окаменелости за останки или следы пребывания гигантских существ.)
Тут я о финальных трёх сериях ору очень спойлерноХомура в её первой жизни, после Поцелуя ведьмы думающая о само[роскомнадзор]е, ступает почти по "Гернике" Пикассо. А пол в её жилище напоминает один из шедевров супрематизма - и хрен я вспомню, какой именно, поскольку даже не помню, Кандинский это или Малевич или кто-то ещё. Две единственные в аниме взрослые женщины сидят в кафе под вывеской с "Сотворением Адама" Микеланджело.
История Хомуры - конечно, п#@ц. Снова и снова загружать одну и ту же игру, чтобы пережить все возможные концовки одна хуже другой - и помнить их все. Помнить, как Мадока погибала, и как тебе пришлось убить её собственными руками. И не отчаиваться, даже узнав, что раз за разом усложняешь себе задачу до уровня невозможной, превращая рядовую волшебницу Мадоку, которая когда-то спасла тебя от ведьмы, в волшебницу с талантом небывалой мощи. Не отчаиваться, даже понимая, что с каждым новым прохождением отдаляешься от Мадоки всё больше - в тебе уже нет той непосредственности и уязвимости, которая привлекла Мадоку когда-то при первой встрече, ты уже не та волшебница, что сражается с ней плечом к плечу за общие иллюзии, она уже не может тебя понять и принять и отталкивает тебя. Не отчаиваться, потому что отчаяться значит превратиться в ведьму. Не знаю, можно ли не отчаиваться силой воли, - но силой любви, наверное, можно. А иначе это и не назовёшь: пожертвовать ради спасения Мадоки не только нормальной жизнью вне бесконечного дня сурка, но и хорошим отношением самой Мадоки, самой возможностью взаимности... Перед людьми, способными сочинить настолько фантастическую, нечеловеческую и самоотверженную любовь, я неизменно снимаю шляпу.
Разница в субъективном восприятии реальности действительно прописана идеально. Хомура знает о Мадоке всё, для неё Мадока - центр жизни, но для Мадоки она - просто странная девочка, которая недавно перевелась в её школу, и они из слишком разных миров.
И вот, не отчаиваясь, Хомура накапливает опыт, прокачивается к очередной битве с финальным боссом (всё же толком не раскрыли, что за волшебница превратилась в Вальпургиеву ночь, почему это событие предсказуемо как нечто регулярное не только для Хомуры, почему именно этот город...) - но её сил всё равно не хватает. И в конечном итоге это одна из историй о том, как рациональные не-человеческие сущности недооценивают людей и проигрывают им потому, что не ожидают, что люди продолжат идти в заведомо безнадёжный бой вместо того, чтобы сдаться и отступить, как диктуют логика и здравый смысл. Не ожидают, что человек может выиграть, даже проиграв, - когда всё потеряно и нечего больше терять; и это первый парадокс. Не ожидают и не могут принять в расчёт, что у людей есть такая не поддающаяся рациональному осмыслению вещь, как надежда. И усилия Хомуры не пропадают зря - Мадока, всё же услышав её, становится Надеждой.
Я ожидал, что Хомура и Мадока перевернут систему, но даже не представлял, как именно. А забрать отчаяние у каждой волшебницы до того, как она превратится в ведьму, - это до слёз красиво. И в конце концов Самоцвет души Мадоки вмещает столько надежды, что, дойдя до начала времён, творит новый мир (и, возможно, творит волшебниц, то есть ту одарённость в них, которая позволяет им заключить договор с Кьюбэем). Но он же вмещает и столько отчаяния, что дойдя до конца и встретив саму себя, переполненную болью всех когда-либо живших волшебниц, - творит энтропию вместе с миром, поскольку всё должно быть в равновесии. И ошмётки этой энтропии, видимо, становятся бывшими "прислужниками ведьм" - нынешними демонами, с которыми волшебницы и сражаются вместо ведьм. Став началом и концом, свернув петлёй и укусив за хвост собственную временную линию жизни, Мадока создаёт второй парадокс. Колесо сансары соскакивает с оси. Теперь Мадока существует за горизонтом событий - и там в последний раз встречается с Хомурой.
(О, эти встречи в нулевой точки вселенной, где мир уже умер и ещё не родился! Всё-таки все великие аниме-сюжеты вышли из шинели Девилмена, буквально все.))
И как прекрасен слом четвёртой стены про "героиню мультфильма"! Про то, что герои, даже вышедшие за скобки мироздания, отпечатываются в коллективном бессознательном и проявляются в качестве архетипических персонажей со множеством смутно знакомых нам лиц - в разных, даже толком не контактирующих культурах. Про то, что всегда есть кто-то, кто помнит - поскольку ничто на земле не проходит бесследно(с) по законам сохранения энергии. И будет помнить во всех мирах, во всех воплощениях. И князь-король Юкайгин помнит, да-да. Люблю такие истории про множественность реальностей, очень хочу написать нечто подобное по янсину (да, писал AU а-ля WestWorld, но этого мало), но пока у меня лапки.
И да, Мадока могла пожелать уничтожить Кьюбэев как вид. И никаких волшебниц, никаких ведьм. Поскольку Кьюбэй наверняка... преувеличивает, говоря, что без них род человеческий не достиг бы эволюционных высот. Нет, люди способны творить чудеса и без волшебных помощников, любовью и надеждой, а если накопившаяся энтропия и сожрала бы этот мир однажды, то, может статься, ещё через эн световых лет после земной жизни Мадоки (во вселенной всё конечно и в то же время - см.выше - ничто не исчезает, так что это даже не обидно). Но - если взглянуть на отношения волшебниц и Кьюбэя не как на паразитирование, а как на симбиоз, то - "если звёзды зажигают", то есть если контракты заключают, значит, это кому-нибудь нужно, и не одному только Кьюбэю, но и самим волшебницам?.. И мне кажется мудрым решением со стороны Мадоки не лишать девочек возможности исполнять заветные желания в обмен на сражения с демонами. И хочется верить, что мир, созданный Мадокой, в чём-то лучше нашего мира, погрязшего в войнах и прочем разнообразном дерьме, благодаря девочкам, которые мечтали. (Да, вклад мальчиков тоже важен, но для жанра сёдзе их невидимость нормальна, и глупо будет обижаться на это, как и на отсутствие девочек в сёнэн. Хотя Мадока, в отличие от Медвежьей бури, несмотря на заставку опенинга, создана вообще ни разу не для того, чтобы на неё дрочили, что отдельно удивительно.)
Итак, теперь просто в силу новых законов мироздания Кьюбэи - больше не враги, а просто котики, которым скармливают кусочки поверженных демонов. Ну, или негатива, который испытывают волшебницы, - ведь Кьюбэям нужны эмоции... сплошная польза.
Но что-то есть в том, что даже в мире, созданном Мадокой, Саяка исчезает, несмотря на желание Кёко её спасти. Чёртова сказка про Русалочку. Потому что из двух желаний - "чтобы он был со мной" и "чтобы он был счастлив" - мы всегда выберем второе, и потому что по какому-то неотменимому закону вселенной эти желания всегда взаимоисключающие. Но можно утешаться тем, что в одном из множества миров Кёко и Саяка останутся вместе.
И, видимо, те волшебницы в целом, которые больше не вывозят, могут, не превращаясь в ведьм, просто исчезнуть; нам не показывают, куда они отправляются после (но начало полнометражки как-то намекает, что это ещё не конец), и может ли волшебница дожить до возраста взрослой женщины. В конце концов, если тело после инициации уже мертво, то оно не повзрослеет физически, и, похоже, выбор стать волшебницей - это ещё и выбор "вечной юности и вечной войны" (что роднит волшебниц с валькириями). Но, наверное, теперь при заключении контрактов они знают об этом заранее. В это тоже хотелось бы верить.
Ещё остаются вопросы. Ещё остаются догадки. Жду знакомства с полнометражкой с нетерпением. Мир, в котором ведьм побеждают чаепитием... не окажется ли он более страшен в своей основе? Честно говоря, после всего пережитого стеклища мне уже хочется просто подорожника для всех, - но что-то мне подсказывает...
И спасибо Аркадию за ассоциативную музыку. Но пускай отныне всё будет правильно, и эти последние несколько дней, если мне их любезно оставят, я хотел бы провести с ней... (с)
Говорят, Геншин вдохновлялся ДжоДжо, - но теперь я почти уверен, что он мог вдохновляться и Мадокой также. Тут снова спойлеры относительно обоих канонов!Вот у нас есть волшебные герои, которые получают Глаз Бога за свою способность мечтать, и при помощи этих Глаз могут в том числе более эффективно сражаться со злом, кое для них олицетворяет Бездна. Все они так или иначе верят, что за свои заслуги могут быть взяты в Селестию, где сидят боги (у которых и архонты на поводках, и которые по факту и создали Бездну, пробив дно Каэнрией). Но наш сиблинг, Принц или Принцесса Бездны, почему-то оказывается "на стороне зла" - и утверждает, что мы сами всё поймём и присоединимся к той же стороне. Как говорится, - ничего не напоминает?.. И если верить слухам, сюжета хватит до 2027 года. И законы мира наверняка не раз перевернутся с ног на голову и вывернутся наизнанку. И, как бы далеко я ни был от онгоинга, - как же круто стоять почти-в-начале этой большой истории. Только бы ничего не схлопнулось.
(Кстати заметка на полях: почему "демонических богов", часть которых стала архонтами, не переводят как "титанов", из-за чего возникает путаница с богами Селестии? Мне кажется, "титаны" довольно верно передавали бы суть. Памятуя не только об истории Прометея, но, например, и о том, что по одной из версий древнегреческое слово "титан" происходило от слова "белая земля (т.е. минерал)" оттого, что люди принимали окаменелости за останки или следы пребывания гигантских существ.)