Извиняюсь за переизбыток постов в последнее время, но я закрываю гештальты, когда есть возможность. Перенести посты с блог-платформы к прошлогодней питерской игре "Барраяр. Время перемен" мне было сначала некогда, потом я о них забыл, потом вспомнил в связи с Фредериком, но снова было некогда... Однако никогда не поздно поностальгировать о том, как это было.
Для эпиграфа личного блога Артура Формартела я попросил Птаху обработать герб Мартеллов Копьё и солнце - ему подходит. Странно, что не сохранил картинку.
Личный дневник Артура (в основном вопросы к аудитории и картинки)19 апреля. Накануне экзамена19 апреля. Накануне экзамена
В школьные годы мы учили наизусть стихотворение, которое я помню и сейчас:
Не знаю, что стало со мною,
Печалью душа смущена.
Мне всё не даёт покою
Старинная сказка одна.
Тогда многие из нас не задумывались, почему оно называется "Возвращение на Родину". Хотя название это лучше всего прочего характеризует то чувство, которое испытываешь, открывая хроники времён наших дедов. А вас какие произведения вдохновляют изучать историю?
20 апреля. Про телесные наказания20 апреля. Про телесные наказания
Блуждая по картинной галерее, наткнулся на это неприметное полотно и задумался: не губительно ли подобное чувство унижения, испытанное в детстве, для воспитания фора? Не приучает ли того, кто вырастет при таком отношении, самому держать в руках розги вместо меча? А вас наказывали в детстве?
20 апреля. Эстетика20 апреля. Эстетика
Пьер постит аэрокары, и я тоже хочу поделиться прекрасным.
Револьвер системы Жана Александра Франсуа Форлемата, разработан во время гражданской войны в графстве Форратьер. Барабан на 9(!) патронов и один патрон в нижнем стволе. Этой, как выразился бы Пьер, пушечке обязана своим появлением народная баллада "Десятый оставлю себе".
23 апреля. На задних лапках я хожу (с)23 апреля. На задних лапках я хожу (с)
Перечитывал басню древнего философа Эзопа "Две собаки на службе". Те, кто служит верно, зачастую получают упрёки и насмешки, а тех, кто научился прислуживать, - балуют и всё им прощают. Но в финале басни ленивая собака говорит, что не её следует винить: это хозяин сделал её такой. Кто будет защищать нас завтра? - зависит от воспитания.
К чему я наименее всего толерантен - так это к подлизам и подпевалам любой породы. Собственное мнение у них отсутствует, зато имеется отменное чутьё - в какую сторону выгоднее лаять. Хочется верить, что в Академии подобные типы никогда не получат хорошую характеристику - на службе Барраяра такие не нужны.
Символ Лиги Меча я на самом деле позаимствовал у Jauntа. Сначала - просто для аватарки чата, потом - для эпиграфа блога, а буквально перед самой игрой я спонтанно напечатал листовки... Одна листовка сохранилась у Чароит.а, это фото из его инстаграма я нежно люблю.
Смотреть?
Процитировать в комментах у (кажется) Форвенты "Майн Кампф" так, чтобы он согласился с утверждением, было, конечно, слишком жирным троллингом, поэтому в блоге Лиги я был тоньше. Посты (кроме первого - и последнего, написанного уже на игре) на 99% состоят из цитат Гегеля, Хайдеггера и других - прямых или слегка подредактированных. Можем поиграть: вы выбираете фразу и либо угадываете, чья она и откуда, либо оригинал привожу я.^^
Блог Лиги Меча19 апреля. О нравах соседей19 апреля. О нравах соседей
Существуют вещи, проникновение которых на Барраяр невозможно отследить на таможне при том, что они чрезвычайно опасны. Речь идёт о враждебных Барраяру инопланетных ценностях.
В лексиконе Комарры и Архипелага Джексона понятие "чести" не предусмотрено. Культура этих планет одобряет умение ловко обвести чужака вокруг пальца. Когда ты пожимаешь руку комаррцу, другую руку он уже запускает в твой карман. С детства они учатся тому, что нет ничего "чужого" - есть то, что легче или сложнее присвоить. Поэтому на чужой земле они ведут себя самоуверенно и нагло, не спрашивая, разрешено ли им задержаться в гостях. Но может ли гость, ни во что не ставящий порядки хозяев, рассчитывать на тёплый приём?
Цетаганда под видом "прогресса" распространяет моду на извращения. На этой пресыщенной планете побеждает тот, кто изощрённее надругается над природой. В погоне за "совершенством" -вседозволенностью - можно быстро потерять человеческий облик и превратиться в самовлюблённое чудовище, существующее ради удовлетворения собственной похоти и жажды власти. Когда цетагандиец смотрит тебе в глаза, он думает только о том, что хотел бы иметь такие же.
То, что колония Бета называет "равенством", на деле оказывается двойными стандартами. Если инопланетника арестовывают на Барраяре за грубое нарушение общественного порядка, бетанцы стремятся защитить его "попранные права". Если барраярец на другой планете сохраняет свои привычки и достоинство, избегая разврата и кутежа, он немедленно будет обвинён в "навязывании" своих ценностей. Когда бетанец начнёт перечислять тебе свои права, напомни ему об обязанности проявлять уважение - и больше ты его не увидишь.
Барраяр не должен допускать присвоения инопланетникам барраярского гражданства, в том числе посредством брака, не должен позволять им приобретать или арендовать недвижимость или землю, открывать своё дело или вступать в совладение делом. На своей земле только мы - полноправные хозяева. И чтобы эта земля могла кормить новые поколения барраярских детей, все уже прикрепившиеся к ней инопланетные нахлебники должны быть выдворены с планеты.
20 апреля. О земле20 апреля. О земле
Поговорим сегодня о самом важном в жизни каждого человека. О земле.
Недаром колыбель человечества назвали Землёй несмотря на то, что воды на этой планете значительно больше. Земля испокон веков кормила человека, была его достоянием и главным наследием для потомков, связывала поколения. И доныне покидающие Барраяр по долгу службы берут с собой горстку родной земли.
На Земле существовали нации, неспособные отрешиться от детской непосредственности, лишённые каких-либо интересов. Любые явления, которым они приписывали магическую силу, приобретали над ними власть. Они позволяли порабощать себя, не задумываясь, справедливо это или нет. И, подобно растениям, процветали везде, куда бы ни упало их семя. Наших же предков влекли вершины, и они поднимались ввысь, пока другие оставались в долине. Они взвалили на плечи небо, проторили дорогу к звёздам.
В сравнении с человеческими возрастами период колонизации соответствует зрелости духа. Мы обустраивали новый дом, но наши корни держались в земле. Прочие, последовавшие за нами, довольствовались тем, чтобы быть чем-то вторичным, производным, отражённым эхом. А теперь они, потомки детей, игравших под присмотром, претендуют на первенство. Но лишь Барраяр сохранил в чистоте кровь первопроходцев старой Земли, и вместе с ней - право наставничества для своих последователей.
От нас хотят "обновления", но творческая энергия у нас в крови - и есть то новое. Тот, кто верит в застывшее, неизменное, мёртвое бытие, сам мёртв внутри, и мы не должны подражать этой чуждой вере, признавать неизбежность существующего порядка вещей и отказываться от попыток улучшить наш мир. Земля принадлежит тем, кто способен её возделывать. Безрассудно противиться нам, когда мы спускаемся в долину, откуда тщетно рвутся владеющие оружием, но не владеющие кровной волей к победе.
Эта глубинная воля - воля к осуществлению исторической миссии барраярской нации как народа, осознающего себя в своём государстве. В годы бедствий мы доказали, что достойны своей судьбы. Нам суждено выполоть всё сорное и посеять забытую истину в борозды истории, встать во главе цивилизаций. Представьте, как горстка земли, которую вы несёте в ладонях, очищает и насыщает галактику, превращаясь в обширное и плодородное поле.
24 апреля. О барраярце24 апреля. О барраярце
Барраярцы обычно вспоминают о барраярцах в последнюю очередь - либо из скромности, либо потому, что людям свойственно откладывать лучшее на потом. Но давайте задумаемся, кто же такой барраярец? Что отличает его от чужеземца, которого не принимает наша земля, не укрывают наши леса, не поддерживают наши горы?
Барраярцу присуще чувство естественной цельности духа, благодаря которой он ощущает удовлетворённость собой, тогда как иные народы погрязли кто в жажде дополнить свою неполноценность искусственно, кто в болезненном любовании своими пороками. Вспомним и весь тот обман, в котором невежественное человечество вынуждено было искать прибежище, - секты, ритуалы, кумиры. Он навязывает ложное чувство вины, лицемерные самоограничения. Но барраярский народ отринул культы по требованию своего прямого сердца. Для барраярца нет иной веры, кроме строгого взгляда предков, которых он хочет быть достоин.
Предки завещали нам борьбу как единственное дело, наиболее полно отвечающее потребностям барраярского народа. Мы нуждаемся в жизненном пространстве, нуждаемся в славе - но не только война делает нас великими, но и наука, и искусство, подчинённые заложенной в них необходимости вместо бездумного эпатажа и похвальбы: "Вот как я могу!". Наука служит барраярцу, а не барраярец служит науке. Излишеств он не желает.
Согласно философам, барраярцу исконно свойственны три рода привязанности: через любовь к своему народу - к радению за судьбу государства, через любовь к государству - к осознанию его духовной миссии. Из этого вытекает три рода долга: трудовой, воинский и долг научного познания. Все они одинаково необходимы и равноценны. Сейчас в высших учебных заведениях Барраяра много работают, хотя мало делают для будущего. Это подсобная работа, но мы уже созрели для подлинного деяния. Нам недостаточно академической мудрости. Барраярский народ сам работает над собственной судьбой, свою историю и свой духовный мир отвоёвывает вновь и вновь.
Барраярец не просто идёт впереди, но и обладает достаточной силой, чтобы идти одному. Не из упрямства или стремления к превосходству, но потому, что глубже осознаёт своё предназначение и принимает на себя больше ответственности, нежели другие народы. В тех чужеземцах, кто уже проникся этим духом, он пробуждает способность к подлинному повиновению, дремавшую в их крови. Если бы даже все остальные планеты вдруг захотели перебить друг друга, прочный барраярский вал помешал бы им это сделать. Но корыстных и думающих лишь о ближайшем будущем инопланетников не устраивает такое положение вещей. Они хотят использовать наше мужество, чтобы с его помощью вести свои войны, нашими руками вырывать добычу у соперников и нести в свою казну. Этому не бывать: место тех, кто не умеет сражаться, - не у руля, а у топки.
Барраярец, протяни руку барраярцу! Наша сплочённость преумножает нашу силу. Любой барраярец, будь то фор или простолюдин, должен стоять для тебя выше любого инопланетника. В борьбе будут закаляться новые поколения, и уже сейчас каждый должен спросить себя: что для этого сделал я? Какой пример я подам будущим барраярцам?
P.S. Ввиду возросшей популярности у работников печатных изданий, Лига Меча готова дать интервью на условиях полной анонимности.
7 мая. О четвёртой власти7 мая. О четвёртой власти
На протяжении многих эпох историю человечества писали законы и мнения, исходившие от облечённых реальной властью людей. С наступлением эры информационных технологий пространство влияния существенно расширилось. Политическое противоборство переместилось с полей сражений в средства массовой информации. На старой Земле возник термин "гибкой власти" - непостоянной, изменчивой и беспринципной.
Такая власть незаметно привлекает людей на свою сторону и побуждает их к тому действию или же бездействию, которое ей выгодно, используя их собственные эмоции и сиюминутные потребности. Необходимо обнажить скрытые механизмы манипулирования общественным мнением, к которым прибегают СМИ, чтобы противостоять их соблазнительной лжи.
Три источника "гибкой власти", три рычага, при помощи которых они угрожают перевернуть мир, - это культура, гражданские ценности и моральный авторитет. Культура включает в себя универсальные символы и понятия, которые служат для обобщений и сравнений. Достаточно связать имя противника с негативным образом или явлением, чтобы "отмыться" от такой ассоциации ему было непросто. К примеру, если граф Форзелёнка коллекционирует сорта чая, журналист может допустить "невинный" намёк на цетагандийские обычаи - так же несложно "трактовать" пункты политических программ.
Для придания привлекательной окраски своим заявлениям СМИ апеллируют к отдельным социальным группам, общественным объединениям и неправительственным организациям. Аудитории льстит, когда таблоид говорит от её лица, даже если это речь в пользу не её интересов, а интересов самого таблоида. Скажем, шахтёрам в местечке Прудищи будет приятно прочитать, что бетанский предприниматель м-р Финт интересовался условиями их труда. Как только шум одобрения утихнет, позаботиться об улучшении оных условий наш герой предоставит кому-нибудь другому.
И, наконец, детище "гибкой власти" - дипломатия, стремящаяся к созданию взаимовыгодных отношений с публичными фигурами, в том числе инопланетными, и подрывающая доверие к власти. Противопоставляя якобы частных лиц государственной системе, СМИ рассчитывают на сентиментального читателя, готового вступиться за "права" любой сомнительной "жертвы режима". Не видя полной картины происходящего, такой читатель непременно возмутится, когда у его "доброго соседа" отнимут пару минут на досмотр карманов, - однако воспримет как должное, когда благодаря предотвращению теракта он и его семья останутся в живых.
У "четвёртой власти" есть преимущество: её информационное оружие, даже приводя к фатальным последствиям, не подпадает под общепринятые понятия об измене. При этом несколько "смелых слов" способны дискредитировать служение государству, саботировать участие гражданского населения в поддержании безопасности и стабильности в обществе. Стоит своевременно задуматься, кто платит за "раскачивание лодки" - разжигание внутренних противоречий, содействие преступным элементам, накаливание атмосферы в обществе. Кто хочет видеть Барраяр, ослабленный взаимным недоверием, обесцениванием идеалов, комплексом вины. Когда ловко передёрнутые факты бьют по самым слабым звеньям твоих убеждений - вспомни, что мыслящий человек не принимает на веру всё, что кричат с трибун.
Внутренние принципы каждого барраярца, желающего держать руку на пульсе событий, - лучшая цензура против информационных атак. Мы не повторим судьбу тех государств, где пресса заставила людей видеть врагов в защитниках их спокойствия, свободы и жизней. Единственный источник истины - тот, что избран императором. Не ошибитесь!
Для эпиграфа личного блога Артура Формартела я попросил Птаху обработать герб Мартеллов Копьё и солнце - ему подходит. Странно, что не сохранил картинку.
Личный дневник Артура (в основном вопросы к аудитории и картинки)19 апреля. Накануне экзамена19 апреля. Накануне экзамена
В школьные годы мы учили наизусть стихотворение, которое я помню и сейчас:
Не знаю, что стало со мною,
Печалью душа смущена.
Мне всё не даёт покою
Старинная сказка одна.
Тогда многие из нас не задумывались, почему оно называется "Возвращение на Родину". Хотя название это лучше всего прочего характеризует то чувство, которое испытываешь, открывая хроники времён наших дедов. А вас какие произведения вдохновляют изучать историю?
20 апреля. Про телесные наказания20 апреля. Про телесные наказания
Блуждая по картинной галерее, наткнулся на это неприметное полотно и задумался: не губительно ли подобное чувство унижения, испытанное в детстве, для воспитания фора? Не приучает ли того, кто вырастет при таком отношении, самому держать в руках розги вместо меча? А вас наказывали в детстве?
20 апреля. Эстетика20 апреля. Эстетика
Пьер постит аэрокары, и я тоже хочу поделиться прекрасным.
Револьвер системы Жана Александра Франсуа Форлемата, разработан во время гражданской войны в графстве Форратьер. Барабан на 9(!) патронов и один патрон в нижнем стволе. Этой, как выразился бы Пьер, пушечке обязана своим появлением народная баллада "Десятый оставлю себе".
23 апреля. На задних лапках я хожу (с)23 апреля. На задних лапках я хожу (с)
Перечитывал басню древнего философа Эзопа "Две собаки на службе". Те, кто служит верно, зачастую получают упрёки и насмешки, а тех, кто научился прислуживать, - балуют и всё им прощают. Но в финале басни ленивая собака говорит, что не её следует винить: это хозяин сделал её такой. Кто будет защищать нас завтра? - зависит от воспитания.
К чему я наименее всего толерантен - так это к подлизам и подпевалам любой породы. Собственное мнение у них отсутствует, зато имеется отменное чутьё - в какую сторону выгоднее лаять. Хочется верить, что в Академии подобные типы никогда не получат хорошую характеристику - на службе Барраяра такие не нужны.
Символ Лиги Меча я на самом деле позаимствовал у Jauntа. Сначала - просто для аватарки чата, потом - для эпиграфа блога, а буквально перед самой игрой я спонтанно напечатал листовки... Одна листовка сохранилась у Чароит.а, это фото из его инстаграма я нежно люблю.
Смотреть?
Процитировать в комментах у (кажется) Форвенты "Майн Кампф" так, чтобы он согласился с утверждением, было, конечно, слишком жирным троллингом, поэтому в блоге Лиги я был тоньше. Посты (кроме первого - и последнего, написанного уже на игре) на 99% состоят из цитат Гегеля, Хайдеггера и других - прямых или слегка подредактированных. Можем поиграть: вы выбираете фразу и либо угадываете, чья она и откуда, либо оригинал привожу я.^^
Блог Лиги Меча19 апреля. О нравах соседей19 апреля. О нравах соседей
Существуют вещи, проникновение которых на Барраяр невозможно отследить на таможне при том, что они чрезвычайно опасны. Речь идёт о враждебных Барраяру инопланетных ценностях.
В лексиконе Комарры и Архипелага Джексона понятие "чести" не предусмотрено. Культура этих планет одобряет умение ловко обвести чужака вокруг пальца. Когда ты пожимаешь руку комаррцу, другую руку он уже запускает в твой карман. С детства они учатся тому, что нет ничего "чужого" - есть то, что легче или сложнее присвоить. Поэтому на чужой земле они ведут себя самоуверенно и нагло, не спрашивая, разрешено ли им задержаться в гостях. Но может ли гость, ни во что не ставящий порядки хозяев, рассчитывать на тёплый приём?
Цетаганда под видом "прогресса" распространяет моду на извращения. На этой пресыщенной планете побеждает тот, кто изощрённее надругается над природой. В погоне за "совершенством" -вседозволенностью - можно быстро потерять человеческий облик и превратиться в самовлюблённое чудовище, существующее ради удовлетворения собственной похоти и жажды власти. Когда цетагандиец смотрит тебе в глаза, он думает только о том, что хотел бы иметь такие же.
То, что колония Бета называет "равенством", на деле оказывается двойными стандартами. Если инопланетника арестовывают на Барраяре за грубое нарушение общественного порядка, бетанцы стремятся защитить его "попранные права". Если барраярец на другой планете сохраняет свои привычки и достоинство, избегая разврата и кутежа, он немедленно будет обвинён в "навязывании" своих ценностей. Когда бетанец начнёт перечислять тебе свои права, напомни ему об обязанности проявлять уважение - и больше ты его не увидишь.
Барраяр не должен допускать присвоения инопланетникам барраярского гражданства, в том числе посредством брака, не должен позволять им приобретать или арендовать недвижимость или землю, открывать своё дело или вступать в совладение делом. На своей земле только мы - полноправные хозяева. И чтобы эта земля могла кормить новые поколения барраярских детей, все уже прикрепившиеся к ней инопланетные нахлебники должны быть выдворены с планеты.
20 апреля. О земле20 апреля. О земле
Поговорим сегодня о самом важном в жизни каждого человека. О земле.
Недаром колыбель человечества назвали Землёй несмотря на то, что воды на этой планете значительно больше. Земля испокон веков кормила человека, была его достоянием и главным наследием для потомков, связывала поколения. И доныне покидающие Барраяр по долгу службы берут с собой горстку родной земли.
На Земле существовали нации, неспособные отрешиться от детской непосредственности, лишённые каких-либо интересов. Любые явления, которым они приписывали магическую силу, приобретали над ними власть. Они позволяли порабощать себя, не задумываясь, справедливо это или нет. И, подобно растениям, процветали везде, куда бы ни упало их семя. Наших же предков влекли вершины, и они поднимались ввысь, пока другие оставались в долине. Они взвалили на плечи небо, проторили дорогу к звёздам.
В сравнении с человеческими возрастами период колонизации соответствует зрелости духа. Мы обустраивали новый дом, но наши корни держались в земле. Прочие, последовавшие за нами, довольствовались тем, чтобы быть чем-то вторичным, производным, отражённым эхом. А теперь они, потомки детей, игравших под присмотром, претендуют на первенство. Но лишь Барраяр сохранил в чистоте кровь первопроходцев старой Земли, и вместе с ней - право наставничества для своих последователей.
От нас хотят "обновления", но творческая энергия у нас в крови - и есть то новое. Тот, кто верит в застывшее, неизменное, мёртвое бытие, сам мёртв внутри, и мы не должны подражать этой чуждой вере, признавать неизбежность существующего порядка вещей и отказываться от попыток улучшить наш мир. Земля принадлежит тем, кто способен её возделывать. Безрассудно противиться нам, когда мы спускаемся в долину, откуда тщетно рвутся владеющие оружием, но не владеющие кровной волей к победе.
Эта глубинная воля - воля к осуществлению исторической миссии барраярской нации как народа, осознающего себя в своём государстве. В годы бедствий мы доказали, что достойны своей судьбы. Нам суждено выполоть всё сорное и посеять забытую истину в борозды истории, встать во главе цивилизаций. Представьте, как горстка земли, которую вы несёте в ладонях, очищает и насыщает галактику, превращаясь в обширное и плодородное поле.
24 апреля. О барраярце24 апреля. О барраярце
Барраярцы обычно вспоминают о барраярцах в последнюю очередь - либо из скромности, либо потому, что людям свойственно откладывать лучшее на потом. Но давайте задумаемся, кто же такой барраярец? Что отличает его от чужеземца, которого не принимает наша земля, не укрывают наши леса, не поддерживают наши горы?
Барраярцу присуще чувство естественной цельности духа, благодаря которой он ощущает удовлетворённость собой, тогда как иные народы погрязли кто в жажде дополнить свою неполноценность искусственно, кто в болезненном любовании своими пороками. Вспомним и весь тот обман, в котором невежественное человечество вынуждено было искать прибежище, - секты, ритуалы, кумиры. Он навязывает ложное чувство вины, лицемерные самоограничения. Но барраярский народ отринул культы по требованию своего прямого сердца. Для барраярца нет иной веры, кроме строгого взгляда предков, которых он хочет быть достоин.
Предки завещали нам борьбу как единственное дело, наиболее полно отвечающее потребностям барраярского народа. Мы нуждаемся в жизненном пространстве, нуждаемся в славе - но не только война делает нас великими, но и наука, и искусство, подчинённые заложенной в них необходимости вместо бездумного эпатажа и похвальбы: "Вот как я могу!". Наука служит барраярцу, а не барраярец служит науке. Излишеств он не желает.
Согласно философам, барраярцу исконно свойственны три рода привязанности: через любовь к своему народу - к радению за судьбу государства, через любовь к государству - к осознанию его духовной миссии. Из этого вытекает три рода долга: трудовой, воинский и долг научного познания. Все они одинаково необходимы и равноценны. Сейчас в высших учебных заведениях Барраяра много работают, хотя мало делают для будущего. Это подсобная работа, но мы уже созрели для подлинного деяния. Нам недостаточно академической мудрости. Барраярский народ сам работает над собственной судьбой, свою историю и свой духовный мир отвоёвывает вновь и вновь.
Барраярец не просто идёт впереди, но и обладает достаточной силой, чтобы идти одному. Не из упрямства или стремления к превосходству, но потому, что глубже осознаёт своё предназначение и принимает на себя больше ответственности, нежели другие народы. В тех чужеземцах, кто уже проникся этим духом, он пробуждает способность к подлинному повиновению, дремавшую в их крови. Если бы даже все остальные планеты вдруг захотели перебить друг друга, прочный барраярский вал помешал бы им это сделать. Но корыстных и думающих лишь о ближайшем будущем инопланетников не устраивает такое положение вещей. Они хотят использовать наше мужество, чтобы с его помощью вести свои войны, нашими руками вырывать добычу у соперников и нести в свою казну. Этому не бывать: место тех, кто не умеет сражаться, - не у руля, а у топки.
Барраярец, протяни руку барраярцу! Наша сплочённость преумножает нашу силу. Любой барраярец, будь то фор или простолюдин, должен стоять для тебя выше любого инопланетника. В борьбе будут закаляться новые поколения, и уже сейчас каждый должен спросить себя: что для этого сделал я? Какой пример я подам будущим барраярцам?
P.S. Ввиду возросшей популярности у работников печатных изданий, Лига Меча готова дать интервью на условиях полной анонимности.
7 мая. О четвёртой власти7 мая. О четвёртой власти
На протяжении многих эпох историю человечества писали законы и мнения, исходившие от облечённых реальной властью людей. С наступлением эры информационных технологий пространство влияния существенно расширилось. Политическое противоборство переместилось с полей сражений в средства массовой информации. На старой Земле возник термин "гибкой власти" - непостоянной, изменчивой и беспринципной.
Такая власть незаметно привлекает людей на свою сторону и побуждает их к тому действию или же бездействию, которое ей выгодно, используя их собственные эмоции и сиюминутные потребности. Необходимо обнажить скрытые механизмы манипулирования общественным мнением, к которым прибегают СМИ, чтобы противостоять их соблазнительной лжи.
Три источника "гибкой власти", три рычага, при помощи которых они угрожают перевернуть мир, - это культура, гражданские ценности и моральный авторитет. Культура включает в себя универсальные символы и понятия, которые служат для обобщений и сравнений. Достаточно связать имя противника с негативным образом или явлением, чтобы "отмыться" от такой ассоциации ему было непросто. К примеру, если граф Форзелёнка коллекционирует сорта чая, журналист может допустить "невинный" намёк на цетагандийские обычаи - так же несложно "трактовать" пункты политических программ.
Для придания привлекательной окраски своим заявлениям СМИ апеллируют к отдельным социальным группам, общественным объединениям и неправительственным организациям. Аудитории льстит, когда таблоид говорит от её лица, даже если это речь в пользу не её интересов, а интересов самого таблоида. Скажем, шахтёрам в местечке Прудищи будет приятно прочитать, что бетанский предприниматель м-р Финт интересовался условиями их труда. Как только шум одобрения утихнет, позаботиться об улучшении оных условий наш герой предоставит кому-нибудь другому.
И, наконец, детище "гибкой власти" - дипломатия, стремящаяся к созданию взаимовыгодных отношений с публичными фигурами, в том числе инопланетными, и подрывающая доверие к власти. Противопоставляя якобы частных лиц государственной системе, СМИ рассчитывают на сентиментального читателя, готового вступиться за "права" любой сомнительной "жертвы режима". Не видя полной картины происходящего, такой читатель непременно возмутится, когда у его "доброго соседа" отнимут пару минут на досмотр карманов, - однако воспримет как должное, когда благодаря предотвращению теракта он и его семья останутся в живых.
У "четвёртой власти" есть преимущество: её информационное оружие, даже приводя к фатальным последствиям, не подпадает под общепринятые понятия об измене. При этом несколько "смелых слов" способны дискредитировать служение государству, саботировать участие гражданского населения в поддержании безопасности и стабильности в обществе. Стоит своевременно задуматься, кто платит за "раскачивание лодки" - разжигание внутренних противоречий, содействие преступным элементам, накаливание атмосферы в обществе. Кто хочет видеть Барраяр, ослабленный взаимным недоверием, обесцениванием идеалов, комплексом вины. Когда ловко передёрнутые факты бьют по самым слабым звеньям твоих убеждений - вспомни, что мыслящий человек не принимает на веру всё, что кричат с трибун.
Внутренние принципы каждого барраярца, желающего держать руку на пульсе событий, - лучшая цензура против информационных атак. Мы не повторим судьбу тех государств, где пресса заставила людей видеть врагов в защитниках их спокойствия, свободы и жизней. Единственный источник истины - тот, что избран императором. Не ошибитесь!