А сегодня я ездил в Гжель. Да, внезапно. В моей коллекции ещё не было гжельской совы, а для бешеной собаки семь вёрст не крюк. Тем более если вёрст даже меньше, чем до моей дачи. Экскурсионный автобус от Менделеевской добрался за полтора часа.
Перед отъездом у меня состоялся диалог с экскурсоводом:
- А свободное время будет?
- А смысл?
- Ну интересно же.
- Ничего интересного.
Вне зависимости от места назначения экскурсоводы всегда рассказывают в дороге сказки - преимущественно на тему храмов и монастырей, расположенных на совсем других маршрутах. Но сегодняшняя экскурсовод оторвалась ещё и на названиях населённых пунктов - создалось впечатление, что она придумывает на ходу, хотя, может, я просто недооцениваю газеты и интернет как источники "исторических" знаний. Так, оказалось, что Болвановка, некогда находившаяся в районе Таганки, откуда мы выезжали, - это место, где делали манекены. А вдоль Егорьевского тракта вообще расположилась целая драматическая история: Люберцы - от слова "любить" (по версии экскурсовода, раньше "любить" и "жалеть" обозначало одно и то же, и чаще говорили "я жалею тебя"), Томилино - место, где у разбойников томились заложники, Красково - значит "красть кого", сиречь там разбойники совещались, а Малаховка - значит "мало ахать", то есть "ужасаться". В качестве другой версии бедным Люберцам приписали в основатели чешских военнопленных 1812-го года Напоследок досталось и Петру I - мол, в его "потешных баталиях" были человеческие жертвы.^-^
О керамике экскурсовод вспомнила лишь пару раз - в самом начале и в самом конце: "в Европе чаще говорят порцелин, чем фарфор" ("А на каком языке изъясняются в Сицилии? - Натурально, все на французском") и "есть такая глина, которая лечит рак, но она очень редкая". Тут я сейчас не удержался и яндекснул, но вам не советую.
Итак, доехали мы на предприятие "Синь России". Тут стоит оговориться, что страничка тура на сайте раньше не открывалась, и я увидел её только вчера - с выделенным жирным шрифтом обещанием "мини-зоопарка". Неужели без горных козлов никто не поехал бы смотреть на производство, подумал я. Но сегодня, едва автобус въехал в ворота, сразу стало ясно, что никакой фабрики с цехами там нет, а я птица-наивняк. Зато там был "пруд" - крошечная грязная лужа, битком набитая утками, гусями и лебедями. За прудом виднелись клетки с оленями, ламами, верблюдами и яками, распространявшие нестерпимую вонь по всей территории - дышать можно было только у автобусной стоянки. Я подходить к зверинцу не стал, но матушка рискнула и сообщила, что у одного из осликов копыто отросло вперёд, как башмак.
Дальше читать и смотретьПервым делом всю группу завели в предбанник: одна стена - три двери в туалеты, другая - густо завешана дипломами, на третьей, напротив двери, висели два портрета. Портрет побольше, поясной, изображал Хрущёва, а в том, что поменьше и в полный рост, старушки с умилением угадывали Сталина ("очень уж молодой, и глазки очень близко посажены, и носик не тот"). Соседней комнатой был "зимний сад", откуда доносилось щебетание птичек. Туда я тоже не совался, но посетившие жаловались на пыльные, запущенные, полудохлые комнатные растения (в каком состоянии там птички тогда, я и представить боюсь), а моя мама углядела ещё и странную инсталляцию - "кучка пепла и в ней каска".
В довершение вопиющего убожества и нищеты (наша провинция - это в принципе сплошная боль, но я нигде ещё не видел, чтобы это так настойчиво выставлялось напоказ) на каждом клочке газона или клумбы торчала какая-нибудь "садовая скульптура". Ну да, все эти гномы с лицами гоблинов, страшненькие ёжики, грибы, снеговики и нечто совсем неопознаваемое. Похоже, коллекцию собирали по всей округе, руководствуясь принципом "лишь бы подешевле и побольше", и в дело пошли даже разбитые и покалеченные керамические существа. Вот теперь, товарищи одушевители, если таковые заглянули, - отвернитесь, пожалуйста, от наших мониторов. У въезда на территорию гостей встречает манекен-инвалид, ниже пояса у которого ничего не осталось. Его водрузили на самодельную телегу, запряжённую бутафорской лошадью.
А этот молодой человек с недоумением смотрит на отвалившуюся ногу. И как-то странно держит руки.
А это - голова шарпея, просто голова шарпея, и она просто лежит на самом видном месте.
Больше не буду вас пугать. Зато теперь мы знаем, как выглядит, цитируя буклет, "сказка, где удивительным образом сочетается производство и неторопливая русская сельская благодать". Как буклет и местная экскурсовод дружно сообщают, куры, ослы и прочие поняхи нужны для того, чтобы художники, созерцая, вдохновлялись и создавали шедевры. Как по мне, так от такого созерцания скорее захочется удавиться. К тому же, "зоопарк постоянно обновляется и пополняется" - видимо, сдохшую живность заменяют на другую. Зато благодать там действительно неторопливая - экскурсовода пришлось ждать долго. По счастью, рядом с воротами была калиточка, и я упёр с территории погулять по селу.
Ну то есть как - селу... большинство домов - явные дачи, за глухими заборами. Дома деревенские можно было опознать по просматриваемым заборам и цепным псам, причудливым помесям лайки с овчаркой или овчарки с питбулем. Впереди меня по дороге бежала дворняга и здоровалась со всеми лаем и вилянием хвоста. Она жаждала общения, но один пёс был на цепи, другой - в клетке... наконец, ей (и мне) улыбнулась удача, и из-под одного из дачных заборов высунулись два носа - йоркский и хасячий.
А потом я вернулся, и ещё долго ждал экскурсовода, и она повела нас в здание, смотреть "этапы производства" на примере туристической фикции. Сначала - зал с гипсовыми заготовками, где одна-единственная тётя в фартуке за считанные минуты вынула из формы гипсовый сливочник, причапурила ручку, придала оной резцом соблазнительные изгибы и загладила швы. Потом - некое подобие школьного класса, переполненного комнатными растениями и бутафорскими фруктами, с макетом барной стойки (или что это было?) и пустыми партами. Одну-единственную парту занимала другая тётя, которая так же лихо наносила кобальтом цветочки на заготовку под будущие часы (теоретически, уже не гипсовые, а фарфоровые, но процесс отливки как-то деликатно пропустили). Хорошо хоть, "мастерицы" не были "в национальных русских костюмах", как, помнится, грозился анонс на сайте.
Потом была печь для обжига - ну, или две печи, или не потом, хронологию я могу путать. И - ещё один выверт турбизнеса по-русски: "шунгитовая комната". Это такой крошечный застенок, стены чёрные и шершавые, окон нет, единственное освещение - прикреплённая к потолку ёлочная гирлянда из мелких разноцветных лампочек. Я туда заглянул и еле смог выйти - толпа напирала, ругаясь, чтоб не стоял в проходе, и, натурально, была уверена, что на трёх квадратных метрах разместится три десятка человек. И почти разместилась! Самые шустрые расселись по периметру, остальные встали в центре плечом к плечу. Так буклет предлагал нам "на себе испытать целебное воздействие уникального минерала". И заодно "услышать рассказ о его необычайных свойствах" - как после брошенного в стакан булыжника вода внезапно!становится очищенной, а не наоборот.
Конечно же, предназначение этой тёмной мрачной комнатушки тоже объснялось заботой о расчудесных художниках - дескать, это "участок релаксации" работников вредного производства, у которых от сидения у шунгитовой стеночки разом проходили все головные боли и прочее плохое самочувствие. Как по мне... ещё один повод удавиться, да.
На последнем этапе экскурсовод бодро окунала какую-то очередную заготовку в какую-то жидкость голыми руками, вещая что-то про глазурь, под которой росписи не видно, но она обязательно проявится. Стоявшие на полках белые болванки ничем не отличались от тех, которые были в первом зале. Впрочем, я не особенно-то слушал и смотрел - и судя по остальным экскурсантам, переспрашивавшим по десятку раз, они тоже либо не слушали, либо тупили, либо нам что-то недоговаривали.
Перед этим марш-броском всем сказали ничего не трогать руками, потому что гипс - он то мягкий, то хрупкий, то вообще. Конечно, к концу забега у матушки были белыми все пальцы и даже подбородок. А ещё сказали не фотографировать со вспышкой. И уже очень скоро у меня от вспышек начали болеть глаза. Немудрено, что экскурсовод была в очках.
Наконец, экскурсовод повела тех, кто заплатил за это денюжку, на мастер-класс по росписи рыбки под гжель. Тех, кто остался, она должна была повести пить чай с баранками-карамельками из гжельских чашек (где они их успевают мыть после каждой экскурсии?!) "под деревенским навесом, около русской печи". Я уже видел, что сей апофеоз происходит в непосредственной близости от всяких горных козлов с сопутствующим, описанным выше, ароматом, посему снова сбёг с территории. Да и нафига мне чаепитие? Точнее, чаепитите, как гласит большая вывеска у въезда.
Если недалеко отойти от всей этой "сказки", можно заметить скромный магазин. В окнах было темно, так что я сначала подумал, что он закрыт, но дверь была распахнута, и я зашёл. Там на меня сразу набросился коршуном продавец, заявив, что "Синь России" - картонная фабрика, выпускающая ненастоящий гжель (я сдержанно отозвался, что этого от них и следовало ожидать, дабы не вникать в конкуретные войны), а настоящий гжель - он с клеймом "Гжель", а не с клеймом "Синь России" (у печи, где разрешили подержать в руках бракованный кувшинчик с трещинкой, экскурсанты наперебой фотографировали это клеймо, чтобы никогда в жизни не ошибиться, ибо экскурсовод им объяснила, что только с их клеймом - настоящий гжель). Но мне пофиг было на клеймо: я нашёл сову.
Она милая. И на ней какая-то совершенно дзенская надпись. Мой мир заботится обо мне. Эту фразу так здорово повторять. Теперь это моя мантра. Спасибо, Мироздание. У-юй.
Так вот. Мы с совой ещё немного побродили по окрестностям и вернулись, опасаясь, кабы автобус не уехал без нас - ибо как долго будут пить чай с навозным ароматизатором те, кто вернётся с росписи рыбок, было неизвестно. К тому времени местный синьроссийский магазинчик уже гостеприимно закрылся, ибо воскресенье, поэтому оставшиеся на территории добропорядочные туристы мне позавидовали - сначала удивившись, что я "не пил чай совсем". Я нашёл нашего, неместного, экскурсовода, чтобы уточнить, нет ли у меня ещё времени на променад, но она уже находилась на той тонкой грани между профессиональной выдержкой и раздражением, на котором находятся все экскурсоводы данной турфирмы к концу рабочего дня. Впрочем, вскоре мы всё же погрузились в автобус - и отправились на поиски другого магазина взамен закрывшегося.
Другой магазин нашёлся в садоводческом товариществе с нежным и романтичным названием Электроизолятор. У порога магазина мирно обитало рыжее котэ, которое при виде автобуса встало в дверях и выгнулось, словно надеясь грудью заслонить вотчину от московских варваров. Однако котэ смыло людским потоком, и в магазинчике стало толпливо и шумно. И все толкались. Невозможно было встать у витрины и поглазеть, чтобы кто-нибудь не толкнул. Нувыпоняли. Когда я хотел было задружиться с котэ, это заметили родители и науськали на него своих детей, и пришлось отступить (мне, а не бедному животному). Убедившись, что сов в магазинчике нет, и свиней, которых собирает моя мама, там нет тоже, я отправился гулять по Электроизолятору, ибо на поток и разграбление группе выделили полчаса.
Про Электроизолятор мне сказать нечего. Простите. Это просто дома.
Когда к назначенному времени я вернулся, в магазине по-прежнему негде было упасть. Снаружи люди фотографировались в обнимку с бракованными изделиями, которые туда выставили, ибо не жалко. Я ушёл в автобус есть блины и от безысходности съел в два раза больше, чем обычно.
Люди выносили из магазина целые сумки, битком набитые загадочными свёртками. Самой последней оттуда вышла наша экскурсовод, и тоже с таким же набитым пакетом.
Она даже не сказала ничего в духе "наше путешествие подошло к концу, бла-бла-бла, а сейчас отдыхайте, я поставлю вам оглушительную попсу". Мы просто поехали обратно и ехали по пробкам три часа до Кузьминок, где закрыто метро, и ещё сколько-то десятков минут до Менделеевской. Я спал.
Спасибо за терпение