А это уже совсем не премьера, но я же ухвачусь за любую возможность не сидеть в читальном зале, правда? Меня пригласили - и я пошёл, ибо ещё не видел этот спектакль-лауреат Маски-2010, даже когда в прошлом году кормил кексами литчасть.

Opus №7 (2008)
Школа драматического искусства
"Опус" Крымова состоит из двух частей, разделённых 40-минутным антрактом, за время которого зал "Манеж" кардинально меняется. Первая часть называется "Родословная", длинное пространство вытянуто вдоль зрительских рядов, вместо задника - листы белого картона. Уборщица в огромном сером пальто весело драит пол огромной шваброй, тряпка на которой оказывается старым платьем - и вот уже деревянная палка с перекладиной, словно антенна, ловит радиоволны, голоса. Выходит ансамбль - вокалисты в чёрных костюмах, вокалистка в платье, тубист, - и уборщица, выпроставшись из пальто, как из мешка, встаёт к микрофону. Постепенно пропеваемые ею звуки складываются в фразу: "Авраам родил Исаака..." - так строились, от самого Адама, родословные в Ветхом завете, занимая целые страницы. Невидимая рука прорезает в одном из картонных листов щель для глаз, затем дыры для ног и рук, из дыры на детородном месте просовывается свёрнутый в рулон ковёр - и, наконец, в верхнее отверстие вылезают ноги, картон рвётся, и, вывалившись, вылупившись наружу, ещё одна певица присоединяется к остальным.
Вооружившись вёдрами с чёрной краской, все выплёскивают её на картонную стену - а над чёрными, стекающими вниз кляксами пририсовывают шапочки, степлером прикрепляют полоски волос: готовы тени, призраки прошлого, отпечатавшиеся на Стене Плача. Но едва герои принимаются усердно вырезать перочинными ножами эти силуэты вдоль контура, из-за стены вырываются свет и мощный вихрь газетных клочков с острым запахом типографии. На этих записках ансамбль читает имена, воспоминания, обрывки библейских фраз, пытаясь сложить их вместе, но пока эти слова не говорят им ни о чём - и они норовят положить их на джазовую мелодию. Но тут оживают пиджаки, повешенные ими на стену: в рукава просовываются руки, протягивают тубисту трубу и сурдинку, берутся за руки, составляя с теми, кто находится по эту сторону стены, неподвижную хору. Но стоит живым после танца броситься к пиджакам - там уже нет рук, и на пол из них высыпаются рентгеновские снимки, старые фото, столовые приборы. Всё, что осталось.
На стену проецируется чёрно-белое фото старика - и один из певцов совмещает ладонь на рентгеновском снимке с ладонью на фото, словно не веря, что это одно и то же, а другой пытается вырезать изображение из стены, но стоит убрать кусок картона из-под луча проектора - картинка пропадает. Постепенно фотографий становится больше, вот начинает звучать запись разговоров, и вот замершие на снимках люди оживают - двигаются, беседуют... Фото сменилось видео, ведь Крымову не нужны именно документальные кадры, чтобы достичь требуемого эффекта. И тут люди на экране поднимают руки, поворачиваются спиной, уходят - и тают, растворяются, блёкнут под звуки выстрелов. Выстрелы, взрывы, оглушительный вой падающих бомб становятся всё громче - и всё быстрее мелькают фотографии, всё сильнее приближаются, увеличиваются отдельные детали - глаз, нос, рот, ухо, галстук, ладонь - пока в этих фрагментах не становится невозможным что-либо узнать. Родословные, что велись от Адама, в одночасье уничтожены, разорваны, и клочки разметало.
Читать дальше