Король Лир (2008)
Коляда-театр (Екатеринбург)
Сугубо формально сегодняшний "Лир" очень напоминал позавчерашнего "Гамлета". Не только потому, что декорация во всех спектаклях Коляды одна и та же: музейно-зелёные стены и дверь. Снова действие начинается с массовки - зрители аплодируют в ритм громкой музыки, а перед ними проходит небольшое дефиле, демонстрирующее костюмы жителей очередного шекспировского мира. На сей раз стены увешаны не картинами, а помятыми жестяными корытами, королевские же подданные снова одеты в ошейники, а также обтягивающие майки и шорты телесного цвета, коричневые чулки и блестящие браслеты. С голов свисают бутафорские косы, напоминающие колготки. Снова они резвятся и корчат рожи, а затем облачаются в юбки, накидки и глубокие капюшоны из мятой мешковины, а из-под рукавов, как крылья, мелькают разноцветные платки, - изящная смесь бедуинского и цыганского наряда. У Лира-Коляды мешок - белый, из-под сахара, а "подбой" кровавый. Но он беспечен и весел, играя с любимой дочерью-Корделией, как некогда Гамлет-отец с Офелией, в бесхитростную игрушку - пушистую жёлтую птичку с пищиком внутри, которую надевают на ладонь. По одному мановению его руки вся свита наперебой щебечет такими же птичками или замолкает. Этот птичий повелитель пока не знает, что из трёх яиц высидел двух змей. Как и в "Гамлете", балаган обернётся катастрофой, - только ещё быстрее.
Королю хочется веселиться, а не править, и он легкомысленно уверен, что если править за него будут другие, это совсем не помешает ему веселиться. Затея с изъявлениями любви - всего лишь ещё одна игра, выдуманная Лиром, который не то что впал в детство, - нет, он попросту из него никогда не выходил. Две дочери прекрасно знают, когда надо подыграть, и не гнушаются перед гостями встать на стульчик и прочитать стишок, потешив отцовское самолюбие и гордость. Корделия, как ни пытался Лир сохранить хорошую мину, нарушила правила игры - и отправилась вон из песочницы, пригретая инфантильным дылдой-королём. Остальные домочадцы крепко вцепились в карту страны - огромную массу спутанных разноцветных ниток, напоминающую разорённое гнездо. А Лир уже изобрёл новую шутку: все засовывают скомканную мешковину к себе в шорты, так что объёмистыми и бесформенными становятся и зад, и перед. Как и в "Гамлете", шутку воспринимают всерьёз. Постепенно новую моду перенимают почти все. Внешнее уродство традиционно транслирует уродство внутреннее. Лир же триумфально уезжает в корыте, влекомом верными слугами, щеголяя засунутыми под майку клубками ниток в качестве грудей. Впрочем, от материнских функций он столь же далёк, как и от отцовских.
Читать дальше!