Сегодня для меня закончился театральный фестиваль "Территория", на котором театра - практически не было. То есть, ни одного драматического произведения, кроме серебренниковского "Войцека". Драматического не в смысле драматургии, а в смысле работы режиссёра и/или актёра - а то обсуждать разработчиков интерактивных систем, художников по лазерным технологиям, хореографов, дирижёров, вокалистов я не компетентен и чувствую себя на этом фестивале не на своём месте. Сегодняшний contemporary dance "Ния" от десяти алжирских танцоров хип-хопа, выбранных из четырёхсот претендентов для обучения балету и йоге, - двухчастный, сначала на восточную обработку "Болеро" Равеля, потом на национальные музыкально-песенные мотивы от Урии Аичи и Оссамы Рамзи, - был всячески прекрасен. Но всё же самым приятным впечатлением останется "Танец с экскаватором" на набережной, со стаканчиком пуэра в руке, а самым ярким - давка перед спектаклем Серебренникова, чудом обошедшаяся без жертв.
А отсмотрел я всю программу, кроме любимой развлекухи хипстеров, блока "Живые пространства". Там в необычных местах - в плацкартном вагоне на Казанском вокзале, в Доме ветеранов сцены и в конференц-зале Министерства культуры - проходили демонстрации недоделок и черновиков: читки, "эскизы", "загляните-в-лабораторию-художника!" - на которые у меня острая аллергия. Впрочем, от коллег я слышал, что только на "Живые пространства" и стоит ходить, потому что это "современный театр", а на "Сезон Станиславского" ходить не нужно вовсе: "Никогда и ни за что не стал бы отписывать Сезон", "Чехов - это скучно". Я уже привык отписывать "Золотую Маску" едва ли не в одиночестве, ибо короли глянца провинциальными театрами пренебрегают, но презрение к гастрольным спектаклям - уже что-то новенькое. Только Авиньон, только хардкор! Ну вот, наябедничал.
Проходила вся основная программа в театре Наций, наиболее обласканном властями. И такое сращение вышеупомянутого "современного театра" с правительством продолжает напрягать, особенно когда оное, в лице Капкова, фонтанирует идеями одна другой масштабней. Мало нам "Центра Гоголя" - так теперь ещё и под словом "Территория" на логотипе фестиваля читаем: "Театральный квартал". Чтобы не искать интервью с министром, цитирую фестивальный буклет:
Идея "Театрального квартала" предполагает соединение Страстного бульвара и Петровского переулка в единый комплекс зданий. Здесь будет построена экспериментальная сцена с современным залом-трансформером и мастерскими, новый образовательный центр, центр поддержки театров малых городов России. Кроме того, в "Театральном квартале" разместятся: театральное кафе-клуб, книжный магазин и издательство театральной литературы, библиотека и медиатека с открытым доступом к коллекциям шедевров мирового и отечественного искусства, а также выставочная галерея театральных художников и даже зона отдыха для гостей "Театрального квартала".
Главный вопрос: ГДЕ строить? Страстной бульвар и Большая Дмитровка с соединяющими их переулками являются историческим центром города. Чтобы "возвести" там хотя бы самое крошечное здание, что-то придётся сносить. Например, модернистский особняк, который смотрит окна в окна театру Наций - бывшему театру Корша - и всем своим осыпающимся видом вопиет о реставрации.
И чтобы два раза не вставать, для поднятия настроения - немного театротематических объявлений: