Я, конечно, перепутал трамваи с троллейбусами, однако до библиотеки мы добрались одновременно с режиссёром Юлей, оценили пучок шариков над сценическим пространством и допотопные окна, превращающие холод и мрак Гильдероде в яркий свет и духоту, и начали готовиться. Я сбегал за минералкой и не смог пройти мимо этикетки с Дартом Вейдером и надписью "Да пребудет с тобой сила". Нельзя просто так взять и не забыть что-нибудь - я оставил дома ангельский фонарик, так что героическая Кари купила новый.
Также меня периодически приходилось вынимать из полок, ибо там находились такие шедевры, как "Личная жизнь призраков и духов" и "Как не вырастить алкоголика", и очень красиво иллюстрированная советская книжка о краснокнижных животных, которую я теперь хочу. А наверху стопки дожидался Сули журнал с обложкой, предвещающей захват мира енотами.
Постепенно начали стекаться местные зрители - бабушки, из которых не всякая долетела до середины спектакля - и наши друзья. Спасибо Вере, Оливии, Любелии, Тануки и другим за то, что пришли посмотреть!

Там-то меня и догнало откатом в побочку - пульс колоколом в чугунной голове, так что глаза открыть больно. В одиночку я бы не рискнул ехать. А так - мы впечатлились декорацией под Кустодиева на площади (московские сезонные ярмарки - всё ещё чемпионы по желанию развидеть), доехали втроём до Черёмушек, купили Птахе белых роз, а у Дёгред я упал отлёживаться до парада, и мне стало хорошо.
/О персонаже/
В течение долгого времени меня не отпускало привычным уже ощущением того, что я прочитал и знаю недостаточно для того, чтобы сыграть историческое лицо. А потом я вчитался в мастерскую вводную, перечитал сказание о предложенном мифологическом архетипе, сказал себе, что мы играем AU, сложил персонажа из этих трёх - вместе с биографией - составляющих, и мне полегчало. Я смог написать квенту и записку, текст которой выложу отдельно. И то, что я играл, то, что будет в отчёте, - это фанфик, прошу читателей поиметь это в виду.
Архетипом для Эамона Кеннта стал Диармайд, и я впечатлился тем, сколько между ними общего. Глубоко преданный своему пути, но не теряющий связи с реальностью. Способный превзойти противника смекалкой, но не терпящий бесчестной борьбы. Он был толерантен к людям с противоположными взглядами, не искал врагов и не стремился им мстить - он оборонялся, неся полную ответственность за свои действия и не отступаясь от желаемой цели. Для него огромное значение имели долг и данное слово - ради обязательств перед кем-либо он мог поступиться некоторыми своими принципами и интересами.
Но есть проблема: Эамон - христианин. Собираясь на игру по Пасхальному Восстанию, я знал, что его расстреляют, но совершенно не задумывался о том, что на игре с мифологическим пластом персонажу верующему придётся столкнуться с Хаосом. И, более того, - узнать, что всё это время он сражался не за богоданную Ирландскую Землю, а на стороне Хаоса. Что путь, который он считал благословением, - когда твоя страна выбирает тебя в свои защитники, и ты не можешь отказать, - обернулся проклятием. Это всё отыгралось очень красиво, правильно и больно; раньше все мои персонажи - Маркус Кейн, граф N. и те, что были до них - погибали с осознанием того, что всё было не зря, а Кеннт - наоборот. Ему не за что было цепляться в последние мгновения перед арестом.
Теперь мне с новой силой захотелось поиграть в ИРА и конфликт 70-х. Да, в это никто играть не возьмётся, да, там нет поэтов, а только террористы, - но мне было бы проще играть персонажа изначально "выжженного"(с)Дёгред, без высоких идеалов, чем персонажа, сверзнувшегося даже не с небес на землю, а с земли в свою персональную преисподнюю. Мне немного смешно с доставшейся мне перед игрой карты, на которой белокрылый Король Кубков взмывает из пламени, деловито прихватив золотую чашу с собой, - хотя значение карты совпало во многом, и за это, как и за Диармайда, отдельное спасибо мастерам.
От игрока: впервые вписался в игру с макрокартой и, кажется, всё слил - каждую секунду кого-то слушал или с кем-то говорил, но практически никем не был замечен и своё присутствие не оправдал. На пожизнёвое самочувствие тут не спишешь - чувствовал я себя отлично, - разве только на то, что батальон Кеннта стоял в значительном отдалении и никуда выдвинуться не мог, а до последнего ждал, когда остальные силы окажутся поблизости. Зато, как обычно, - много важного сыграл у себя в голове и очень пропитался атмосферой. На том передаю эстафету персонажу.
/От персонажа/
Мёртв. Проклят. Эамон Кеннт.
Воспоминания перед казнью
Вскоре после приказа Пирса о сборе на военный совет нам с заместителем Каталом Бру удалось отбить захваченных людей, в числе которых была офицер Хелена Молоней. Она сопроводила нас в штаб в Почтамте. Бру был ранен, поэтому его передали в руки Винни Карни. Люди продолжали прибывать и сдержанно радоваться, видя друг друга живыми. Но в каждом докладе повторялось: кончаются боеприпасы. Также разнеслась новость, что Джеймс Коннолли серьёзно ранен, командование Восстанием принял на себя Патрик Пирс, командование силами ИГА - Майкл Маллин. У Майкла О'Ханрахана был пленный офицер Королевского Флота, и он немедленно приступил к допросу - или беседе, поскольку, казалось, рассказывал больше, чем смог вызнать.
Де Валера привёл с собой некую девушку из гражданских, у которой была с собой корзинка белых роз, таких свежих, словно их только что сорвали в оранжерее. Она заглядывала каждому в лицо и повторяла "Не ты, не ты", словно искала кого-то, а затем подошла ко мне и спросила, не могу ли я ей помочь. Когда я поинтересовался, что ей нужно, она взяла меня за руки и увела на кухню. Она была очень напугана и хотела, чтобы я проводил её в некое безопасное место и побыл там с ней. Задавая ей вопросы, я выяснил, что у неё нет ни дома, ни родных, которые могли бы о ней позаботиться - либо она потеряла память от страха, попав под обстрел, - и что это место находится за пределами города. Я спрашивал, почему ей нужен именно я, ведь я офицер, и я должен быть со своими людьми, а она только умоляла, чтобы я дал ей слово, даже пыталась целовать мне руки и начинала было плакать о том, что все оставили её.
Я был совершенно обескуражен, и ком вставал в горле при виде этого беспомощного существа. Но я не мог дать ей слова уйти с ней, куда ей вздумается - Почтамт был сейчас самым безопасным местом для неё, а за то, что изменится к рассвету, я поручиться не мог. Я говорил, что если бои окончатся, я исполню её просьбу - но совершенно не верил в то, что это случится. Взять её с собой на позиции было бы совершенно невозможно, а от того, чтобы я отправил с ней доверенных людей, она отказывалась; отлучиться же с позиций означало бы неоправданный риск и выглядело бы как бегство. Я так и не смог ничего придумать и обещал присмотреть за ней и ни за что не оставлять в случае опасности. Кажется, это её немного утешило, и она пожелала остаться на кухне в одиночестве.
Когда я вернулся в самую освещённую комнату Почтамта на верхнем этаже, где располагалась ставка и карта, военный совет уже начался, и обсуждалось несколько возможных планов действия: взять Тринити-колледж, где можно было пополнить боеприпасы и захватить пулемёт, взять Замок, ведущийся из коего обстрел изрядно мешал передвижению разведчиков Томаса МакДонаха, и, наконец, избавиться от главной помехи - "Хельги". Как из-под земли перед картой вырос Джон МакБрайд, чьего возвращения из Парижа никто не мог ожидать и который присоединился, абсолютно ничего не зная о происходящем, но уже критикуя ранее предпринятые шаги. Сперва он предложил отступить из города и перегруппироваться, соединившись с другими повстанческими силами, но многие, включая меня, высказались против дробления сил. Можно было запросто потерять и город, и людей ради мифических союзников, сообщений от которых не поступало.
Тогда МакБрайд принялся продавливать решение консолидировать силы и начать с захвата Замка. Замок хорошо оборонялся и не нёс никакой пользы, кроме тактической, но то, что на захват и удержание этой точки придётся бросить немало сил, МакБрайда, видимо, не смущало. Я ничего не мог с собой поделать - я ему не доверял и даже подозревал, что Замок перевербовал его, воспользовавшись его обидой на Пирса и других организаторов Восстания, которую он открыто высказывал. Его отстранили от подготовки к Восстанию как видного националиста, объявленного британцами в розыск, чтобы не привлечь излишнее внимание администрации, - а он считал, что, будучи военным, сможет лучше распорядиться силами повстанцев. Я не думал, что участие в войне с бурами на стороне англичан означала, что он понимал, ради чего сражались мы сейчас, но у меня нашлись другие дела.
Бру поговорил с Шоном Хьюстоном, командиром бригады второго батальона де Валеры. Дела Хьюстона были совсем плохи - у него оставалось 14 человек, и их окружили британцы с гранатами. Мы с Бру единодушно решили оказать ему помощь и направить часть своих сил на попытку одновременного прорыва кольца с двух сторон. С дозволения Пирса я написал приказ и отправил посыльного. Когда я вернулся на совет, дела приобретали всё более серьёзный оборот. МакБрайд предложил избрать главнокомандующим его, и Пирс просто ушёл. Большинство командиров не желало менять коней на переправе, однако некоторые остались слушать МакБрайда. Я хотел как-то высказать Пирсу свою поддержку и попросить не отходить от дел, но он вернулся сам, и всё, что я мог сделать при всех, - шепнуть: "Вы доверяете ему?", стоя у него за спиной. Я не мог вслух подозревать МакБрайда в намерении завести нас в ловушку или отвлечь. К тому же я сам был на крючке.
Да, люди Замка наведывались ко мне перед началом Восстания - и у них были весьма убедительные аргументы. Я вынужден был признать, что целостность и безопасность моей семьи и меня самого важнее, нежели красивая поза, арест и неучастие в Восстании как таковом. Я не выдал и половины того, что знал, руководствуясь тем, что начальные шаги восставших и так будут очевидны, а имена лидеров - и так обречены на публичность. Я балансировал на грани, позволяющей мне продолжать сражаться, не будучи уничтоженным ни той, ни другой стороной, и передавал информацию под кодовым именем Гранит. Мне сообщили, что в кругах, близких к командованию, также действует агент Мел, который выдаст меня не задумываясь, если я надумаю открыться, - но его имени я не знал. Видимо, это и превращало меня в параноика.
С позиций Хьюстона пришли трагические новости. Большие потери, выжившие схвачены, Королевские казармы потеряны и перешли под контроль англичан. И не было времени оплакать людей, чьи имена стояли за этими короткими строчками. Оставалось сообщить об этом Пирсу, и одна точка на карте перекрасилась из зелёного в красный. Тем временем стягивание сил уже началось, сестринство Cumann na mBan передавалось под командование Томаса МакДонаха, и это было отрадно; но лекция о важности захвата Замка в исполнении МакБрайда продолжалась. Де Валера, графиня Маркевич и почти потерявший голос после операции на горле Планкетт тщетно доказывали, что из Замка даже не видно реки, он не является главенствующей точкой, хоть и кажется таковой на карте, и мы не выиграем столько, сколько потеряем. Я держался в стороне, в дверях, и с грустью сообщил Маргарет Скиннайдер, что у нас происходит неофициальная смена командования. МакБрайду удалось отстоять свой план - приказы именем Пирса о штурме Замка писались прямо на разбросанных по полу листовках и обрывках прокламаций и рассылались на позиции.
Ещё и наша гражданская девушка - она назвала себя Кэтлин - говорила, что нам не хватает короля. Я понимал, что она имеет в виду не британского монарха, а просто руководителя, и выражается тем сказочным языком, который был ей ближе. Многие, попадая в критическую ситуацию, как бы впадают в детство, чтобы реальная опасность, превратившись в игрушечную, выглядела не такой страшной. Должно быть, она тоже ждала волшебного героя, который спасёт её и всех. Когда я услышал, как Вилли Пирс говорит ей, что исполнит своё обещание, я стал спокойнее на её счёт: конечно, она обращалась за помощью не ко мне одному, и если в нужный момент меня не будет рядом, о ней позаботится кто-нибудь другой. Некоторые, впрочем, называли её сумасшедшей, но де Валера вступался за неё - и говорил, что с ней следует пообщаться, чтобы вернуть веру и перестать бояться. Казалось, будто мы с ним видели двух разных девушек: со мной она не выказывала никакого бесстрашия, и я не спешил беседовать с ней снова.
Впрочем, я и не боялся, и не впадал в отчаяние. Ожидание было томительно, но и только. Время от времени кого-то подстреливали на крыше, и все наперебой звали и искали Винни - бедняжка засыпала прямо в коридоре, когда выдавалась свободная минутка; ранили в плечо и Пирса, что немало напугало его брата. Майкл Коллинз намеревался захватить британские мундиры, чтобы устроить диверсию на "Хельге", а де Валера - "бегать и орать", чтобы больше не позволить МакБрайду навязывать рискованные решения, и он же сожалел, что Планкетт вовремя не залез на стол и не остановил Пирса. Я же воспользовался паузой для того, чтобы перекусить - на кухне оставался картофельный пирог. Кэтлин задремала, положив голову на кухонный стол, - лучше спать, чем бояться. Кто-то сказал, что она - сама Ирландия. Вот так ношу взвалили на девочку! Я возразил, что Ирландия есть в каждом из нас - и также в ней, и во всех гражданских за пределами Почтамта.
Там же, на кухне, у меня было несколько минут разговора с Маргарет. Маргарет Скиннайдер. Я тогда ещё не знал, почему меня так неудержимо притягивала женщина, которая вовсе не была предназначена хранить очаг, а считалась лучшим взрывотехником и снайпером во всех повстанческих силах и, будучи раненой в ногу, скрывала это от графини и всё время рвалась что-то разведывать или взрывать. Мне регулярно приходилось бояться, что её не смогут удержать, ведь ей было скучно сидеть в Почтамте без дела. Казалось, этот разговор должен был отпечататься в моей памяти, но я помню только, что мы отчего-то заговорили о своих родных, и я уверял её, что рано или поздно они будут нами гордиться. Снаружи слышались выстрелы, шумел пожар, разгоравшийся от снарядов, который пока удавалось сдерживать; Маргарет сказала, что это похоже на музыку - и при этом говорила, что она не поэт. А я думал, что это высшая степень поэзии, которая мне недоступна.
- Вы сейчас удивитесь, но я не люблю выстрелы. Даже в театре...
- Отчего же, я понимаю.
Штурм Замка, как и следовало ожидать, оказался безуспешным, но МакБрайд не терял бодрого настроя - и теперь солдатам трёх объединённых сил, утомлённым и разочарованным неудачей, предстояло брать Тринити-колледж. Одновременно обсуждалась подготовка диверсии на "Хельге" - пленного решено было не использовать, чтобы он нас не выдал - и взятие транспортных точек: доков и вокзала. Мне хотелось быть полезным, но если бы мои люди начали пробиваться в центр через позиции англичан, до Почтамта не дошёл бы не один. Они должны были пригодиться, когда остальные силы двинутся на казармы Портобелло. Томас МакДонах и Эд Дэйли возвращались к своим батальонам, чтобы вести их лично, и пожали руки остающимся. МакБрайд был ранен, но не переставал командовать даже теми, кто оказывал ему помощь, и сам себя назначил прикрывать отступление из здания Почтамта. Было очевидно, что оно не продержится долго, и новый штаб командования можно было обустроить в Тринити-колледже, который, как доносили, был почти взят.
Это обманчивое "почти"! Мы ещё не знали, что найдём внутри колледжа, но штурм шёл успешно, практически без потерь, и мы заранее отметили Тринити на карте зелёным. Но Пирс желал эвакуировать всех, а МакБрайд спорил, что нужно заранее выделить группу молодых, которая должна будет спастись любой ценой, уйти в леса, партизанить, - что угодно, только продолжить наше дело. Быть может, на войне командир действительно выбирал, кому жить, кому умирать, - но мы были не на войне. МакБрайд так и не понял, что нам некуда отступать, и что наше знамя всё равно будет кому поднять, даже если погибнем мы все. В его устах "поэт" было ругательством, но только поэты могли слышать музыку в том пламени, которое их пожирало. В одном я был с ним согласен: кто-то должен был прикрывать отход. Те, кто уже не мог идти, но ещё мог стрелять. И всё равно проклятая подозрительность нашёптывала, что он не боялся оставаться, потому что был уверен, что британцы его не тронут. Глупо, конечно, - ведь сам я остаться не мог.
И не потому, что я боялся. В какой-то момент я начал чувствовать, что обязательства, которыми я был связан, душат меня, как нерасторжимые путы. Я должен был оставаться в живых - ценой чьих-то жизней - ради моего батальона, ради моей семьи, ради данного Кэтлин слова. А героями могли стать только те, кому нечего было терять, кто мог умереть. Вот де Валера ходил с белой розой - видимо, Кэтлин всё же выбрала своего короля. Может, он и притащил девушку сюда только потому, что она напророчила ему великие подвиги, а он поверил и решил использовать её как живой амулет. Мне было всё равно - я, как и другие, слепо цеплялся за мираж успеха. Прошла информация, что доки почти не охраняются, и их тоже заочно отметили зелёным. А потом к нам добрался раненный и рухнул в коридоре - во тьме его было не узнать. Он сказал, что на мосту через Лиффи - британское подкрепление и пробиться невозможно. Нас отрезали от Тринити и всего другого берега.
Кажется, я первым передал его слова ставке. А когда раненого перенесли на диван, стало видно, что это Эд Дэйли. Одним раненым командиром больше, военное положение в городе - сначала оно было отрадным знаком того, что британцы испугались - и свободно прибывающие на вокзал войска. Время играло против нас, и де Валера, в очередной раз встретив меня в коридоре, предложил решение, которое даже не приходило мне в голову: сдаться. Стать мучениками. По его словам, "она" - его пророчица Кейтлин - обещала, что мы не пострадаем и она выведет нас из тюрьмы. Над этой нелепой надеждой можно было бы посмеяться, если бы это не было так печально. Я отвечал, что Кейтлин - не святая, чтобы разрешить наши узы, и что я не хотел бы складывать оружие к ногам англичан, а хотел бы, чтобы они сами попытались забрать оружие из моих рук. Но одну мысль де Валера всё же в меня заронил: даже если я продолжал сопротивляться, люди больше не должны были гибнуть за меня. Мою позицию больше не было смысла удерживать.
Бру был со мной согласен. Он своей рукой - его почерк был яснее - написал распоряжение волонтёрам переодеваться в гражданское и расходиться. По последним сведениям, англичан в том районе было немного, и им ничего не грозило. Когда письмо было отправлено, у меня словно цепи спали с сердца. Я не желал больше потерь, и теперь я мог вслед за де Валерой задуматься о том, чтобы выкупить жизни простых повстанцев собой. Сдаться, но не отречься - не бежать, а встретить преследователя, взглянуть ему в глаза и продемонстрировать твёрдость своих убеждений. Я не мечтал снискать себе терновый венец и, признаться, хотел и хочу жить, - но понимал, что свои обязательства перед Замком мне не удастся сбросить так легко, как командование батальоном. Если я выживу - я знал, мне придётся держать перед Замком ответ, и мне снова предложат жизнь ценой чьей-то смерти. А значит, лучше мне было бы умереть - или хотя бы дать знать, на чьей я стороне.
Для МакБрайда это было самоубийством. Он ещё твердил, что де Валера и другие погибнут под обвалившейся крышей, когда дым от пожара начал проникать повсюду, и все начали собираться в единственном ещё безопасном нижнем зале. Я вспомнил про Кэтлин, о которой, казалось, в суматохе все забыли, - её тоже нужно было привести и эвакуировать. Протолкавшись к дверям мимо сестричек, раздававших влажные маски, я нашёл её на кухне вместе с Томом Кларком, весь вечер загадочно мерцавшим стёклами своих очков и не вмешивавшимся в планирование. Я протянул ей руку и пригласил пройти к остальным. Она встала мне навстречу, вновь взяла меня за руки и спросила, исполню ли я своё обещание и пойду ли вместе с ней. Я ответил, что надо идти к людям, что там безопасно, а она всё спрашивала, останусь ли я с ней ненадолго, так что это начинало звучать непристойно. Чего она хотела? Воображала, что я буду жить с ней на какой-нибудь ферме?
Я предпринял последнюю попытку внести ясность - сказал, что у меня есть семья, которой я уже обещал вернуться, если буду жив, но если у неё никого нет и некуда идти, я смогу приютить её, семья будет не против. Но она только повторяла, даю ли я слово, и вела меня к выходу из Почтамта. То, как настойчиво она требовала моего слова снова и снова, не слыша моих доводов, не замечая ничего вокруг, было пугающим - я растерялся и понятия не имел, как обращаться с настолько напуганным человеком, бывшим явно не в себе. Промелькнула мысль, не подослана ли она англичанами для того, чтобы соблазнить де Валеру сдаться и привести ещё кого-нибудь из командования прямо в их лапы, но я тут же отмёл это подозрение - настолько убедительно притворяться попросту невозможно. Стараясь успокоить Кэтлин, я говорил, что уже обещал ей быть с ней и защищать её, но она не останавливалась и на вопросы, куда мы идём, не отвечала.
Мы подошли к самым дверям. Там уже никого не оставалось, было темно и дымно. Дальше - прямиком под пули англичан - я идти не мог и остановился. Нужно было вернуть Кэтлин в общий зал, даже если придётся делать это силой. Но она неожиданно отскочила от меня, расхохоталась безумным смехом и стала называть меня трусом, говорить, что я уже мёртв. В этот момент у дверей возникли Майкл О'Ханрахан и некоторые другие - под масками было не разобрать лиц. Они надеялись сбежать, держа на мушке пленного офицера флота - наш бесполезный козырь, который, по словам Маргарет, только украшал зал, в центре которого был привязан к стулу, а по моему мнению, не украшал нас, - но помедлили, наткнувшись на меня. Я холодно произнёс, что их не задерживаю, Кэтлин честила их вслед крысами, а затем снова обернулась ко мне.
Раз я уже мёртв, говорила она, то было не важно, вернусь ли я к своим или останусь здесь - я всё равно умру. Я рассмеялся: она что, угрожала мне?.. Я должен был воспринимать это как шутку, бред несчастной девушки, возомнившей, будто может играть нами, как солдатиками, - но нервы были слишком напряжены. Не каждый день тебя называют покойником. Несмотря на это, я ещё пытался уговорить её эвакуироваться вместе со всеми, звал с собой, - тщетно: Кэтлин больше не желала иметь со мной дела, раз я, по её мнению, не справился с чем-то, чего она от меня ожидала. Пришлось возвращаться одному, надеясь, что её не достанет шальная британская пуля и она не сунется туда, где могли обрушиться горящие балки. В зале, когда я вошёл, все были уже в сборе. С пленным, как говорили, сбежало четверо. Решали, кто понесёт раненных - Коннолли и Дэйли, кто останется прикрывать отступление вместе с МакБрайдом. Когда я вызвался остаться и МакБрайд поблагодарил меня, я впервые почувствовал, что могу ему доверять. Он не мог быть предателем. Он готов был умереть - чтобы жили поэты, которых он так недолюбливал.
Бру принялся было убеждать меня, что я важнее, чем он, и просил навестить его родных, но я требовал, чтобы он уходил. Мы простились, остальные стали двигаться к выходу, а он всё оставался рядом, как всегда был рядом на баррикадах. Я повторял свой приказ, торопил его, но понимал, что он тоже сделал свой выбор. Рядом с де Валерой я заметил как ни в чём ни бывало примостившуюся Кэтлин и спросил, почему её не эвакуировали, - а де Валера ответил, что она остаётся с нами. Это было совсем уж абсурдом. Из-за экзальтированного язычника, сочинившего себе живое воплощение Ирландии, которая спасёт его от британского правосудия, могла погибнуть невинная девушка... Или нет? Я чувствовал с предсмертной ясностью, что это не просто девушка. Это демон, принимавший самое привлекательное для каждого обличье, заманивший в свои сети, из которых было уже не вырваться. Она шла позади меня, когда мы вышли на крыльцо, и сказала, что моя смерть будет лёгкой, что это всё, что она могла мне обещать. Я усмехнулся сквозь слёзы - снисхождение демона было мне не нужно.
Да, сквозь слёзы. Ведь не зазорно плакать, когда где-то тебя не дождётся твоя семья, твои дети, - в тот миг я думал только о них, обо всём, чего лишался навсегда, когда лопались последние узы, давая мне свободу, которой я распорядиться не смогу. Мы выходили из-под душных сводов Почтамта, кто-то ещё расстреливал последние патроны, отвлекая на себя внимание от эвакуирующихся, де Валера шёл впереди и сжимал белую розу, как белый флаг, а я смотрел над крышами на рассвет.
И над чёрными клубами дыма от Почтамта, исчезающего в пламени, которое гудело за нашими спинами как орган, под ясным пасхальным небом вставал стеной грозно шумящий горный лес, куда уходили от преследователей волшебной тропой Диармайд и Грайне. Родившиеся в иные времена, успевшие вкусить своей свободы.
/Благодарности/
Спасибо мастерам за возможность прожить эту историю до конца, за кропотливо воссозданную атмосферу, позволяющую ощутить себя настолько глубоко в игровых реалиях, насколько это вообще достижимо.
Спасибо игротеху Тианит за неустанную работу и терпение.
Спасибо всем игрокам - вы были невозможно настоящими, каждый образ отпечатался в памяти, и не хватит слов описать, насколько они прекрасны. Спасибо поэтам и солдатам, спасибо девушкам, чей светлый смех то и дело оживлял темноту Почтамта, спасибо тем, с кем я говорил, и тем, кем любовался со стороны.
Спасибо Марте за Маргарет-Грайне, за тёплый отблеск пронзительно-неслучившегося, короткий как выдох момент узнавания, когда останавливается время и пространство и можно побыть собой.
Спасибо Птахе за Ирландию-Эриу, это было сильно и впечатляюще - "хтоническая хрень"(с) Кэтлин вызывала у Кеннта оторопь от одновременности желания укрыть и защитить и иррационального предчувствия опасности и предопределённости. Рок во плоти.
Спасибо всем причастным и всем сочувствовавшим - это свершилось

@темы: friendship is magic, радио Marcus FM, соседи по разуму, вот такой весёлый джир!, ролевиков приносят не аисты, холщовая накидка, песчаная скрижаль
По игре я как в первый раз, так и теперь не понимаю мистического пласта вообще
Могу. для начала мне надо будет попросить Сули заново добавить меня в рассылку - мне же заблокировали старый яндекс-ящик.
В первый раз - это ты о какой игре, о Письмах Революции? На разных играх "необъяснимое" по-разному реализуется и разные функции выполняет, об этом, полагаю, мастера смогут лучше всего рассказать. Но скрытый пласт, двойное дно - это всегда источник дополнительных эмоций и рефлексий. Для персонажей была возможность воспринимать происходящее как полностью рационально, так и некими знаками судьбы. Архетип персонажа - как та же карта таро: мастер выдаёт картинку, а то, что ты видишь, зависит только о персонажного восприятия. Возникает метатеатральность, как и в спектакле, чтоб уж далеко за примерами не ходить: можно сказать "это призрак", можно сказать "это белая горячка", а что это на самом деле - не знает никто, и это знание не важно. Важно то, как сказывается на персонаже столкновение с этим триггером.
Если кратко, - здесь, на Пасхальном, у каждого персонажа был "гейс", нарушение которого влекло за собой "смерть". И задачей девушки-Ирландии было испытать всех на прочность.
Mighty Atom,
Спасибо за Бру, надёжность этой опоры - до последнего мига - была бесценна
Меня сложно было раскрыть - Кеннт вполне сознательно не проявлял энтузиазма в сборе информации, и ни один посыльный от Замка так его в Почтамте и не достал. И я как игрок по-прежнему не знаю, кто был Мелом, а любопытно ужасно.)
И я не могла не позвать тебя хотя бы выбираться из Почтамта на прощание, да
Fred, Марк, в целом, правильно все написал.
Это игра не сколько в историю, сколько в миф про исторические события, и метапласт нужен для усиления мифологичности и определенной театральности. При том, что на Восстании не было перформанса - в отличие от Писем Революции - но Письма были про другое совсем.
Ох, красиво-то как.) сдаться нашим было бы ещё не так страшно - Кеннта самого глодало желание раскрыться, но достаточного повода не предоставилось. но он ведь боялся, что Мел предан Замку.
И я рад, что у нас всё-таки сглючилась почти-романтическая связка
@Seighin,
Преходящая женская роль, значит... да уж, на дам Кеннт бы не подумал. Слишком традиционное воспитание для веры в шпионок, хотя к женщинам-офицерам он уже привык.)
Ну как, Мвргарет слегка даже влюбилась и понимала, что была бы готова что-то сделать, но упс, Кент женат, а они все католики.
Круто. не теряю надежды найти что-нибудь, кроме того трейлера...
.frau Martha,
Да и Кеннт увлёкся относительно давно
сложно не увлечься, когда игрок читает мемуары, но - за всех не поручусь, а он действительно был верующим, и семью очень любил и берёг. и он и так уже поставил Ирландию на первое место, за что и огрёб.)мемуары божественны, ящитаюА Ирландия была важнее всего личного, чоуж.
Я-то поддерживал МакБрайда с темой его штурмовать замок, потому что идея была весьма здравая, к тому же моему и 3му батальону уже был передан приказ о выступлении. Если бы они выступили, а батальон Маллина их не поддержал из-за начавшегося в штабе бардака, ребята просто бессмысленно погибли бы. То есть это был важный момент хотя бы из ответственности за своих людей.
1)Замок никто так и не пытался штурмовать - началась вся эта бодяга, потом Пирс изменил приказ, и наши батальоны пошли на Тринити, боя за замок просто не было
2)Эд Дэйли не приносил никаких вестей - меня ранили, когда мы с Маллином пытались прорваться с боем к своим ребятам
3)"Кэтлин честила их вслед крысами"- а они уходили, чтобы еще раз постараться прорваться к своим и моему батальонам и попытаться вывести их из города. То есть выполнить свой прямой долг командиров. Командир, сдающийся, когда его ребята еще сражаются... ну, тут понятно, что для офицера это потеря чести. Я просил их уходить быстрее и принять под командование и мой батальон, раз я ранен и сам командовать уже не могу; спасение солдат было самым важным квестом для военных на конец игры. На самом деле я прекрасно понимаю, что игротех не может, просто технически, настолько отслеживать происходящее, чтобы в такой суматохе говорить соответствующее происходящему, это никоим образом не упрек Птахе. Я довольно опытный игротех, но точно скажу, что тоже не сумел бы. Но вот момент, что воплощение Ирладнии явно не понимает происходящее и говорит вещи, плохо соответствующие ситуации, конечно, несколько мешало доверию мистическому пласту.
Но в любом случае игра удалась
Спасибо тебе за игру - разговоры с тобой были крайне полезны. Хотя я не подозревал в тебе гранита (но я вообще не искал предателей). И спасибо тебе за воплощенный образ, за то, что разум чувствовался в тебе.
Замечу, что Де Валера как раз был упоротым католиком. Только он, как и должно деятелям восстания, отлично разбирался в Ирландской Мифологии и, как и пологается, понимал термины-скрытые смыслы. ВТЧ слов Кейтлин. И будучи все еще истовым католиком он поверил ей - как _ей_ воплощенной, потому что история Ирландии не раз натыкалась на сказки и локальные легенды совершенно христианского характера с _ней-воплощенной_.
Здесь добавлю что в определенной мере он считал себя безумным за это - но кто ему судья? Не важно по какой причине мы делаем _правильные вещи_ если делаем их, так?
Я даже молился на игре, черт подери)И тебе спасибо! за игру и за уточнения. взгляд со стороны и передача сведений через нескольких посредников часто работали испорченным телефоном. и немного бардака, да, куда ж без этого в любом начинании.)
А у Ирландии вообще были...своеобразные представления, не думаю, что она руководствовалась в тот момент чисто этической оценкой. она - гений места, откуда ей знать про офицерский долг и прочие чисто человеческие вещи? мистика, на мой взгляд, скорее должна была вносить хаос, нежели соотноситься с порядком.
А ещё Птаха не игротех, а такой же игрок, как и все.) поэтому она знала архетипы и гейсы, но не знала, у кого какие щщи в реальности. например, ничего не знала про Гранита и Мела.
.JayBird.,
Я? разобрался? ой.
Спасибо и тебе, мы прекрасно пересекались!
Кеннт тоже разбирался в народной культуре, но, наверное, слишком "книжно". представить себе воплощение культурных кодов напрямую в реальность ему не хватило именно что веры, а не знаний. веры, не привязанной к какой-либо конкретной религиозности, а веры в чудо в целом.
плохой католик, может быть.)Но все мы там были по-своему чокнутыеВот что я хочу тебе сказать
А как работала игра через архетипы? У меня просто при том, что офигенно работала игровая мистика, в плане игротехники с этим не вышло совсем, я даже гейсы не нарушил. Ну и... умирал за то, что боролся в 20м веке, не потому что что-либо нарушил. Интересно, как было у других.
Все умирали за что боролись. Но боролись за одно и тоже, сейчас и не сейчас - за Ирландию.
На самом деле это все было в духе "Кэтлин, дочь Холиэна", которую ты вводе знаешь.
То, что линия у тебя не играла, не значит то, что игрок не мог с тобой взаимодействовать. Кэтлин-Эриу всё ещё не игротех.)
"Мёртв" для мифологического пласта также не значило смерть персонажа в его реальности. Если бы я, когда мне сказали, что я мёртв, обалдел, похолодел, упал и умер(с), это, согласись, было бы нелепо. Эти слова можно было отрефлексировать как угодно - от прозрения своей обречённости до полного отрицания.
Каждый, думаю, сам для себя решил, нарушил он свой гейс или нет, но его мнение может не совпадать с мнением Эриу, которая смотрит не на мотивы, а на соответствие действия формулировке. Я тоже не считаю, что Кеннт нарушил гейс "не искать лазейки (привилегии или шанса на спасение), которой может воспользоваться только он один". Если бы Кэтлин предлагала спрятать его от врагов и он бы согласился - тогда да, но он, обещая быть с ней, имел в виду, что будет защищать её, если, скажем, Почтамт начнут штурмовать. Однако с формальной точки зрения он мог его нарушить, следуя за Эриу (пусть и не собираясь выходить за пределы здания) и никому о том не сказав.
У нее были игротехнические функции (вся телега про гейсы), но выбирать и говорить она могла все, что решить верным в рамках игры для выполнение своей игровой цели - "выбрать короля" (спасителя, вождя, лидера etc.).
Ну, игротехническая нагрузка у Эриу, безусловно, была, и тут лучше у самой Птахи спрашивать, как это выглядело, и у мастеров. Но для меня есть разница между игротехом, который взаимодействует с потребностями игроков, осуществляет посредничество между игроком и мастером, доносит до персонажей внешнюю информацию а-ля "вы видите туман" - и игроком, который опирается только на логику своего персонажа во взаимодействии с другими персонажами, не бегает с поручениями игроков и мастера, транслирует только ту информацию, которая проистекает из способностей его персонажа.
Впрочем, меня опередили.)
Могу только еще раз выразить сожаление, что карта была понятна не для всех настолько, насколько это могло бы быть. Но об этом я уже говорил у себя.